2 марта Православная Церковь отмечает день памяти великомученика Феодора Тирона. Кто празднует именины в марте? Какие женские и мужские имена нужно давать новорожденным? Всё о православных праздниках марта, мы публикуем в статье! Именины в марте (как назвать мальчиков и девочек в марте) Святой великомученик Феодор Тирон Именины в марте: 1 — Даниил, Илья, Макар, Никон, Павел, Порфирий, Юлиан. 2 — Мария, Михаил, Николай, Павел, Порфирий, Роман, Федор, Феодосий. 3 — Анна, Василий, Виктор, Владимир, Кузьма, Лев, Павел. 4 — Архип, Дмитрий, Евгений, Макар, Максим, Никита, Федор, Федот, Филимон. 5 — Агафон, Антон, Афанасий, Варлам, Василий, Давид, Денис, Иван, Игнат, Иона, Лев, Леонтий, Лука, Николай, Пахом, Пимен, Савва, Сергей, Сидор, Тит, Тихон, Федор, Филипп, Фома, Ярослав. 6 — Александр, Георгий, Григорий, Даниил, Захар, Иван, Константин, Ольга, Павел, Тимофей. 7 — Андрей, Афанасий, Вавила, Варвара, Владимир, Виктор, Елизавета, Иван, Иосиф, Ирина, Михаил, Николай, Прасковья, Сергей, Степан, Тит, Федор, Филипп. 8 — Александр, Алексей, Антон, Демьян, Иван, Кузьма, Михаил, Моисей, Николай, Поликарп, Сергей. 9 — Иван, Иларион. 10 — Александр, Антон, Евгений, Тарас, Федор. 11 — Анна, Иван, Николай, Петр, Порфирий, Севастьян, Сергей. 12 — Макар, Михаил, Петр, Прокоп, Сергей, Степан, Тимофей, Тит, Юлиан, Яков. 13 — Арсений, Василий, Иван, Кира, Марина, Нестор, Николай, Сергей. 14 — Александр, Александра, Анна, Антон, Антонина, Василий, Вениамин, Дарья, Евдокия, Иван, Матрона, Михаил, Надежда, Нестор, Никифор, Ольга, Петр, Сильвестр. 15 — Агафон, Арсений, Иосиф, Савва, Федот. 16 — Марфа, Михаил, Севастьян. 17 — Александр, Василий, Вячеслав, Герасим, Григорий, Даниил, Павел, Яков. 18 — Адриан, Георгий, Давид, Иван, Ираида, Константин, Николай, Марк, Федор, Феофан. 19 — Аркадий, Константин, Федор. 20 — Анна, Антонина, Василий, Евгений, Евдокия, Екатерина, Емельян, Ефрем, Ксения, Лаврентий, Мария, Матрона, Надежда, Нестор, Николай, Нил, Павел. 21 — Афанасий, Владимир, Иван, Лазарь, Феодосий.

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

Разделы портала «Азбука веры» Великомученики (греч. μεγαλομρτυρες) — святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа. Каким наиболее известным святым усвоено именование великомучеников? Такое именование усвоено в православной Церкви следующим святым: Ирина († кон. I — нач. II в., память 5 мая); Евстафий Плакида († около 118, память 20 сент.); Параскева († III в., память 28 окт.); Меркурий († сер. III в., память 24 нояб.); Марина († около 284–305, память 17 июля); Анастасия Узорешительница († 290 или 304, память 22 дек.); Георгий Победоносец († 303, память 23 апр.); Прокопий († 303, память 8 июля); Пантелеимон († 303 или 305, память 27 июля); Мина († 304, память 11 нояб.); Евфимия († около 304, память 16 сент.); Феодор Тирон († около 305, память 17 февр. и суббота первой седмицы Великого поста); Димитрий Солунский († около 305–306, память 26 окт.); Екатерина († около 305–313, память 24 нояб.); Варвара († около 306, память 4 дек.); Феодор Стратилат († около 319, память 8 февр. и 8 июня); Артемий († 362, память 20 окт.); Никита († около 372, память 15 сент.); Иаков Персянин († 421, память 27 нояб.). Есть ли в перечне канонизированных Церковью святых, в лике великомучеников, имена русских святых? Имен канонизированных русских святых в официальном перечне великомучеников нет. Когда оформился лик святых великомучеников? Принятое ныне разделение святых на лики окончательно оформилось только в VII–VIII вв. В древности великомучениками подчас могли именоваться малоизвестные сейчас святые, например антиохийская великомученица Дросида, в честь которой свт. Иоанн Златоуст написал похвальное слово. Повсеместно в древней Церкви великомучениками именовали только Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Каков общецерковный смысл страданий великомучеников? Вера и терпение великомучеников, а также чудеса, совершавшиеся во время их истязаний, воодушевляли многих язычников и способствовали их обращению к Истинному Богу, ко Христу, в частности в этом можно видеть общецерковный смысл их страданий. Особое место великомучеников в лике мучеников основывается, помимо прочего, на потребности указать на всепобеждающую силу Божию, являющую себя в человеческой немощи. Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/velikomucheniki

Алексей 21 июня 2015, 17:12 Святой великомученик Феодор Стратилат, моли Бога о нас! Ирина 20 июня 2015, 23:40 Святой Великомучениче Феодоре Стратилате, моли Бога о страждующих, болящих, скорбящих, сиротах, калеках,труждающихся, плененных,оставленных без крова людях Донбасса,о воинах Новороссии, о всех страждующих православных христьян. Наталия 20 июня 2015, 20:25 Св.Влмч.Феодоре, моли Бога о России и Украине! О мире во всем мире! О спасении, прощении моих сродников и знаемых, о мне грешной! андрей 20 июня 2015, 20:25 Святой мученик Феодор Стратилат моли Бога о рабе божьем Андрее Надежда 12 марта 2015, 19:36 Я родилась 8 февраля.Святой великомученик Федор помолись обо мне грешной. Наталья 24 февраля 2015, 17:14 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину, пощади, Господи, народ Твой, Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!! Святой великомученик Феодор Стратилат, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Святой великомученик Феодор Стратилат, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миротворчества, духа чистоты и правды! Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь. Лидия Лидочка 21 февраля 2015, 22:33 Святой великомученик Феодор моли Бога о мне многогрешной Евгений 21 февраля 2015, 10:31 Святой великомученик Феодор Стратилат помолись о мне грешном. Нина Утешева 29 июля 2014, 05:17 Спаси Господи всех православных христиан и мою болящую чадо Ирину сергей костин 21 июня 2014, 23:21 Господи,Иисусе Христе,Сыне Боже,помилуй мя грешного!

http://pravoslavie.ru/51717.html

Вот картина XV века. В отдалении – Московский Кремль, а здесь за длинной деревянной оградой – постройки монастыря. Рядом протекает река Москва, близ нее – крестьянские села. Вот бревна, сваленные на берегу, в отдалении – маленькие лодочки на воде… Каждая деталь макета (а их несколько сотен) сделана весьма тщательно и аккуратно, чувствуется заботливая женская рука. – Матушка, за счет чего жил монастырь в те далекие века? – До XVIII века у монастыря были так называемые приписные села. Их жители передавали в монастырь кто малую денежку, кто – часть урожая. Кроме того, все насельницы монастыря постоянно трудились: одни сестры занимались рукоделием, другие писали иконы. Монастырские плотники сплавляли лес, а в XVI веке монастырь даже содержал пивоварню. Пожертвования делали приходившие молиться люди. В нашем Алексеевском монастыре был Зачатьевский храм, посвященный святым праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы. И в этот храм люди приходили молиться о даровании детей. Святые релкивии - подсакосник и кадило Патриарха Тихона      Различные испытания выпадали на долю монастыря за шесть с половиной веков. То набеги татар, то пожары. В 1547 году во время Большого Московского пожара монастырь полностью сгорел. И тогда царь Иван Грозный выделил для новой обители землю в урочище Чертолье (в том месте, где сейчас находится Храм Христа Спасителя). Там построили новый монастырь, который так и назвали Новоалексеевский. В него переехала большая часть сестер, но некоторые остались на старом месте, питая надежду возродить обитель. – Это удалось сделать в 1584 году благодаря помощи царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины, которые ездили по монастырям и молились, чтобы Господь даровал им детей. Царь Феодор получил благословение святителя Иова на восстановление монастыря и построил здесь, на монастырской земле, первый каменный храм. В одной из средневековых летописей написано: «И после де того… блаженныя памяти государь царь и великий князь Феодор Иванович… и царица… Ирина Феодоровна на том месте за чертольскими вороты велели устроить монастырь и в нем храм Зачатия Пречистыя Богородицы да в приделах свои ангелы святого великомученика Феодора Стратилата и святыя мученицы Ирины, да другой храм Рождества Пречистыя Богородицы да в приделе святого великого чудотворца Олексея-митрополита». С этого момента начинается новая страница истории нашего, уже названого Зачатьевским, монастыря. Кроме того, был издан царский указ, согласно которому Зачатьевскому монастырю ежегодно выдавались руги (выплаты духовенству из государственной казны в Русском государстве – Ред.) в денежном и натуральном видах: крупа, рыба и прочее. Это стало дополнительным и большим источником монастырского дохода.

http://pravoslavie.ru/112565.html

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

См. также: Юрий Пивоваров , академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. Абсолютная истина в мире относительности //Фома. - – февраль 2011. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).   Протоиерей Максим Хижий , инспектор Свято-Троицкого духовного училища г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, кандидат философских наук. Заступник крепостных. Малоизвестные страницы жизни святителя Игнатия (Брянчанинова) //Фома. - – февраль 2011. – С. 68. – (раздел « Культура »).   Священник Алексий Ястребов , настоятель прихода во имя святых Жен-Мироносиц в Венеции. « Сначала венецианцы, потом – христиане». Парадоксы города мостов и каналов . Подготовила Валерия Посашко . Фото Алексия Ястребова, Владимира Ештокина, Дмитрия Шабалкина, фото, предоставленное профессором Ренато ДАнтиго//Фома. - – февраль 2011. – С.70-71,72-73,74-75. - (раздел « Культура »).   На врезках к статье – информационная подборка:   Святые, чьи мощи находятся в Венеции //Фома. - – февраль 2011. – С.71,73,75. – (раздел « Культура »). Читателю представлены:   Евангелист Марк: просветитель Северной Италии . – С.71;   Павел Фивейский: первый монах . – С.71;   Великомученик Феодор Стратилат . – С.71, 73;   Святитель Иоанн Милостивый . – С.73,75;   Другие Святыни Венеции. – С.75.   Живописец света. Памяти Михаила Абакумова . Большая подборка репродукций работ талантливого художника пейзажиста М. Абакумова (1948-2010), жившего и работавшего в городе Коломна Московской области и статья о нем. Автор статьи – Екатерина Гаврилова //Фома. - - февраль 2011. – С.76-81. – (раздел « Культура »).   Обзоры: Что читать:   Представлены и отрецензированы издания:   Протоиерей Николай Агафонов . Свет золотой луны . Повести. – М.: Никея. 2010. – 384 с. – (серия «Современная проза»)/Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – февраль 2011. – С.82. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В новую книгу протоиерея Николая Агафонова вошли две повести и один киносценарий. Все они посвящены одной теме – поведению человека вообще и человека православного в частности в экстремальных обстоятельствах. Действие одной из повестей, давшей название сборнику, происходит в недавнюю чеченскую войну, другой повести («Да исправится молитва моя») и киносценария («Красное крещение»), в основном, в Гражданскую войну.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-94-f...

У отца Виталия было пять болезней: язва желудка, белая грыжа… А умер от почки, у него выболела одна почка, а он никому ничего не говорил, никто и не знал. Боли были такие, что он катался от них по тахте. Но скрывал свою боль от людей. А люди к нему со своей болью: батюшка, помолитесь, у меня вот то-то и то-то, у дочки, у сына… Однажды он «круиз» делал по областям Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Ростовской. Приехал в Воронеж, зашел к монахине Серафиме, это отца Власия сестра. Она жила в частном домике на месте, где раньше был женский монастырь. На пороге увидел неполную кастрюльку щей, уже прокисших. В баночке – заплесневелое варенье, рядом начатая бутылка кефира. И он говорит: «Я все слил в миску и все съел. И знаешь, отец, у меня внутри как сноп игл вонзился». Я понимаю, какие тяжкие были у него боли и как трудно ему было их скрывать! А он от всех скрывал. Это был человек адамантовой воли! Когда ему сказали: «Не ходи в поселок, тебя там убьют!», то он решил, что на все воля Божия и пошел. В него стреляли – большущий бородатый детина. Батюшка рассказывал, что потом встретил его в магазине и купил ему килограмм конфет. Тот стал батюшке лучшим другом. Этим людям просто давали приказ убирать монахов, и они потихонечку их убирали. Иеродиакона Исаакия просто сбросили в пропасть. Тогда и было благословение спуститься с гор в Тбилиси. Затем отцу Виталию пришлось уехать в Москву и делать операцию. Когда желудок разрезали, убрали язву, зашили – прорвалось, снова пришлось разрезать и зашивать – и снова все прорвалось. Плоть была гнилая, понимаете? Когда в третий раз сшили – тогда уже зашитое удержалось, но желудок остался крохотный. Батюшка говорил, что ему являлись мученик Феодор Стратилат и великомученица Ирина и накрыли его мантией. После операции он жил на квартире у ныне покойного архимандрита Иннокентия (Просвирнина). Мы приезжали его навестить: все его косточки на свет виднелись, как в налитом яблоке. И все равно он не унывал и встречал нас радостно. В больнице он ухаживал за всеми. «Медсестрам ведь трудно, – говорил он, – работы много, простыни окровавленные». Он помогал заменять их. Батюшке приносили много фруктов, которыми он всех угощал. На него смотрели с удивлением: «Ну что за человек, что за человек…» И это действительно был не человек, а ангел!

http://pravoslavie.ru/4801.html

В 1426-м году Мария Гаврас, дочь феодоритского князя Алексея, была выдана замуж за наследника престола Трапезундской империи, ставшего последним ее императором Давидом Великим Комнином (1458–1461). Карта на момент событий 1450 года Княжество Феодоро было захвачено турками в 1475-м году, просуществовав еще 22 года после падения Византии. Оно было последним уцелевшим суверенным владением одного из византийских родов. Осадная артиллерия турок А представители семьи Гаврасов, эмигрировавшие в Московию, стали основателями рода Ховриных А представители семьи Гаврасов, эмигрировавшие в Московию в конце XIV века, стали основателями аристократического рода Ховриных , наследственных казначеев Московского княжества. С XVI века их стали называть Головиными . В «Русской генеалогической книге», опубликованной князем П. Долгоруким, упоминается «князь Готии» Степан (Стефан) Васильевич Ховра, который с сыном Григорием выехал из своих владений в Москву в конце XIV века. В Москве он был принят с честью князем Дмитрием Донским или его сыном князем Василием, получил подворье в Кремле, отмеченное на старинных картах города. Впоследствии внучка Дмитрия Ховрина Дарья Владимировна Головина, жена боярина Никиты Захарьева (Романова), стала бабушкой Михаила Феодоровича – первого царя из династии Романовых. Но это уже совсем другая история. Мангуп. Цитадель Ныне от княжества Феодоро остались руины былого великолепия и Мангупское плато, которое до сих пор пленяет своим величием каждого, кто хоть раз побывал на его высоте. А Ай-Тодорская долина у подножия Мангупа незримо, но неизменно хранит память о святом великомученике Феодоре Стратилате Гаврасе, давшем начало целой истории, которая продолжает вершиться и сегодня. Рейтинг: 10 Голосов: 458 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Подготовлено по материалам: скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.Б.Евгений 25 февраля 2022, 02:07 СпасиБо,о.Алексий. СпасиБо,Ирина. история учит. Верьте Богу,Он всё делает правильно. наши враги,люди,старающиеся сделать нас сильнее,делают своё,почему не нам судить,наше дело быть рабами Божиими,то есть работниками, а не в том искажённом, испорченом смысле,который " приклеили " к слову раб. Господи,помилуй нас

http://pravoslavie.ru/131365.html

Сказав это, он предал душу свою в руки Господа своего, и рыдали по нем верные, а еретики радовались. Честное тело его было погребено в церкви святого великомученика Феодора. Потом, когда ересиархи погибли, иконоборное мучительство прекратилось и снова воссияли тишина и правоверие, честные мощи святого Никифора были перенесены 13 марта 846 года в Царьград, в царствование Михаила, сына Феофила, и матери его Феодоры, и с честью положены в соборной церкви святой Софии, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки, аминь. Кондак, глас 4: Победы венец с небесе, о Никифоре преславный, яко прием от Бога, спасай верою почитающыя тя, яко священноначальника Христова и учителя. 3577 Нотарий собственно значит скорописец. В первые века по Р. Х. так назывались императорские секретари, скреплявшие акты. При Константине Великом была учреждена тайная канцелярия нотариев, которые вели протоколы самых важных государственных совещаний. Секретари Константинопольского патриарха также назывались нотариями. 3579 Никея в описываемое время значительный город Вифинской приморской области, ныне представляет собою бедное селение с названием Исник. Замечателен в истории христианской церкви тем, что здесь был первый (в 325 г.) Вселенский собор. 3581 За малолетством ее сына, императора Константина (Порфирородного), в начале царством управляла Ирина. 3582 Седьмой Вселенский собор 787 г., бывший в Никее, осудил иконоборство и восстановил иконопочитание. 3583 Босфор или Константинопольский пролив, соединяющий Черное море с Мраморным, назван Фратийским в отличие от многих проливов получивших тоже название. 3588 Преп. Феодор Студит еще в юных летах вступил на путь иноческой жизни, подвизаясь в начале под руководством своего дяди, преподобного Платона (память его 5 апреля иконопочитание на VII Вселенском соборе. Впоследствии преп. Феодор сделался настоятелем Студийского монастыря в Константинополе; монастырь этот, под его управлением, достиг небывалой высоты. Преп. Феодора дважды высылали из Константинополя за обличение императора Константина Багрянородного, незаконно разведшегося со своею супругою Мариею и увеличившего тяжесть своего преступления незаконным браком с Феодотою. По возвращении в Студийский монастырь из ссылки, когда вспыхнуло гонение на святые иконы, преп. Феодор, не обращая внимания на угрозы иконоборцев, открыто совершал с честными иноками крестные ходы. Тогда император Лев Армянин послал его в заточение, где он содержался в сырых и душных темницах, неоднократно подвергаясь жестоким побоям. При Михаиле Косноязычном св. Феодор был возвращен из заточения, но жил не долго, изнуренный заключением. Умер 67 лет в 826 г., 11 ноября, когда и совершается его память . В минуту кончины святого Феодора преп. Иларион Далматский видел сонм Ангелов, нисходящих с неба, и слышал голос: «се, душа Феодора, игумена Студийского, в торжестве восходит горе и ее встречают небесные силы».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Блаженный (гр. μαχαριος, лат. beatus), в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях (прежде всего, у католиков), в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей и тем самым признается православной церковью (ср.: блаженный Августин, блаженный Иероним Стридонский , блаженный Феодорит Киррский и т.д.). Данный эпитет возникает как калька с лат. beatus. У католиков наименование beatus усваивается тем подвижникам, которым на первом этапе канонизации (см.) установлено местное почитание (так наз. беатификация): при окончательной канонизации папа провозглашает блаженного святым (канонизационная формула содержит слова “beatum N. sanctus esse”). По этому образцу возникло и русское употребление наименования “блаженный” в применении к святым, почитание которых не распространено в России. В Древней Руси наименование “блаженный” прилагалось к святым юродивым (см.). Великомученик Великомученик (гр. μεαλομαρτϑρ, лат. magnus martyr), мученики, особо чтимые церковью как претерпевшие особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявившие при этом чрезвычайную твердость в вере. Выделение великомучеников из всего множества почитаемых церковью мучеников происходит в результате формирования общецерковного почитания мучеников и подчеркивает всеобщность поклонения им; службы великомученикам отличаются особой торжественностью. К числу почитаемых Русской Церковью великомучеников относятся Артемий (ум. 362 г.), Викентий (ум. 296 г.), Виктор (ум. во II в.), Георгий Победоносец (ум. 303 г.), Димитрий Мироточивый (ум. 304 г.), Евстафий Плакида (ум. в нач. II в.), Иаков (ум 400 г.), Меркурий (ум. 252 г.). Мина (ум. 288 г.), Пантелеймон (ум. ок. 305 г.), Прокопий (ум. 290 г.), Феодор Тирон (ум. в нач. IV в.), Феодор Стратилат (ум. 320 г.); к числу великомучениц относятся Анастасия Узорешительница (ум. в нач. IV в.). Варвара, Евфимия Всехвальная (ум. 303 г.), Екатерина (ум. в нач. IV в.), Ирина (ум. 307 г.), Марина (ум. 275 г.), Параскева Пятница. Когда во время проскомидии вынимается частица в честь мучеников, поименно вспоминаются прежде всего великомученики. Широкое распространение культа великомучеников обусловливало соединение с ним ряда народных поверий и легендарного материала. К русским святым наименование великомученика не прилагалось. Диптих

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010