В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью совершается помощь в чадородии. Среди множества паломников посетили святую обитель в надежде на избавление от бесплодия бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина (Годунова). И действительно, Ирина вскоре родила дочь. По совершении паломничества в Зачатьевский монастырь и последующем рождении дочери царственная чета по ранее данному обету возвела здесь храм в честь Зачатия святой праведной Анной Девы Марии, будущей Богоматери (около 1584 г., разобрана в 1804 г.) с приделами в честь своих небесных покровителей: святого великомученика Феодора Стратилата и святой мученицы Ирины. Тогда же в монастыре был построен трапезный храм в честь Рождества Богородицы. Монастырь стал называться по церкви Зачатия Анны. При учреждении монастыря устанавливается преемственность со старым, основанном сестрами святителя. Отыскиваются их погребения. В церкви Рождества Богородицы устраивают придел во имя святителя Алексия, что усиливает память о благословении им этого места. В 1585 году в новом Зачатьевском монастыре в Москве соборные приделы освящаются во имя святых покровителей царя и царицы. В 1612 году обитель пострадала во время польского нашествия. В августе 1612 года близ Зачатьевского монастыря ополченцы князя Димитрия Пожарского отразили попытку польского войска гетмана Ходкевича прорваться в Кремль. В период Смуты начала XVII века монастырь явился одним из центров благочестия. И в знак этого по восстановлении государственности в России здесь принимает иноческий постриг сестра одного из руководителей освободительного движения – Козьмы Минина, впоследствии прославившаяся в народе как старица София. Сожженный во время Смуты Зачатьевский монастырь был возобновлен в 1623 году. Возможно, в это время была сложена новая ограда или поправлена старая – стены и башенки датируются XVII веком. По периметру монастыря были келлии, служебные постройки, настоятельский корпус. Деревянные здания постепенно заменяли каменными. В монастыре содержали боярыню Евдокию Урусову, раскольницу, сестру Феодосьи Прокопьевны Морозовой, пострадавшую за старую веру. Сохранившийся настоятельский корпус, каменный с подвальным этажом, расположенный справа от Святых ворот, был построен на рубеже XVII-XVIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 2016 г. завершена реставрация монастырской стены-ограды. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В 1360 г., на берегу Москвы–реки, недалеко от Кремля по благословению великого светильника Церкви Русской, святителя Алексия, митрополита Московского, основан Зачатьевский (Алексеевский) женский монастырь. Первоначальницами этой первой на Москве девической обители стали родные сестры святителя – преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Деревянный храм обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась обитель Алексеевской. Монастырь имел общежительный устав, по примеру Лавры прп. Сергия Радонежского, славился строгостью жизни и добродетельностью насельниц и послужил образцом для устройства других женских обителей. В 1514 г. иждивением Великого Князя Василия Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая каменная соборная церковь, с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Во время Большого Московского пожара 1547 года монастырь полностью сгорел. Царем Иоанном Васильевичем Грозным даруются земли в урочище Чертолье на устройство новой обители, куда и переводится Алексеевский монастырь с большинством сестер и всем монастырским хозяйством. Часть сестер остается на прежнем месте, освященном трудами почитаемых основательниц, прпп. Иулиании и Евпраксии, и трудится в надежде на восстановление монастыря, образуя собой малую обитель, именуемую «Зачатейской». В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью подается помощь в чадородии. Посещали святую обитель и бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Годунова. В 1584 г. царь Феодор, получив благословение святителя Иова, по обету восстанавливает Зачатьевский монастырь. Был отстроен соборный комплекс, состоящий из храма Зачатия святой праведной Анны с приделами во имя небесных покровителей царственной четы - великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, и церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Алексия, митр. Московского и шатровой колокольней. Господь послал благочестивому государю дочь Феодосию.

http://sobory.ru/article/?object=02269

«Настал день операции. Я встала к операционному столу, а медсестра Рая заняла место за моей спиной и читала молитвы. Отец Иннокентий все это время в волнении ходил по двору института и, видимо, молился. Операция была очень не простой. Язва дала многочисленные рубцы – пришлось удалить 2/3 желудка. Ткань была настолько истончена, что под проколами ниток просто рвалась. Только на третий раз удалось наложить швы. Отец Виталий перенес операцию благополучно». Епископ Задонский Никон (Васин): «Впоследствии отец Виталий рассказал мне, что во время операции в Москве ему явились святой великомученик Феодор Стратилат и святая мученица Ирина 31 , и святой Феодор накрыл его своей мантией. Отец Виталий считал, что эти святые спасли ему жизнь». Схиигумения Серафима: «Когда отцу Виталию делали операцию, мало кто верил, что он выживет. Врачи говорили: «Что это Клавдия Павловна копается в трупе?» После операции отец Виталий провел в реанимации 5 дней. Нас к нему не допускали. Когда его перевели в палату, его пришел навестить один епископ. Я слышала, как отец Виталий ему рассказывал, что в эти дни был восхищен на Небо, но пришла Царица Небесная и сказала: “Возвратить на землю, ибо слезы омочили все». Епископ спросил: “Чем вы там питались?» Отец Виталий ответил, что там было дерево, с листочков которого капала вода, и он жил ею. Врачи дивились чуду Божию, они не верили, что мы сможем повезти отца Виталия в Тбилиси». «Когда отцу Виталию делали операцию, мало кто верил, что он выживет. Врачи говорили: «Что это Клавдия Павловна копается в трупе?» После операции отец Виталий провел в реанимации 5 дней. Нас к нему не допускали. Когда его перевели в палату, его пришел навестить один епископ. Я слышала, как отец Виталий ему рассказывал, что в эти дни был восхищен на Небо, но пришла Царица Небесная и сказала: “Возвратить на землю, ибо слезы омочили все». Епископ спросил: “Чем вы там питались?» Отец Виталий ответил, что там было дерево, с листочков которого капала вода, и он жил ею. Врачи дивились чуду Божию, они не верили, что мы сможем повезти отца Виталия в Тбилиси».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Т. 14. С. 464515, 730739. 118 ...ученик его Корнилий... – В «Цветнике священноинока Дорофея» ученик, как и старец, был безымянным. 120 Анастасий мних – речь идёт либо об Анастасии Персидском (см.: Пролог, 22 января), либо об Анастасии Синайском (см.: Пролог, 20 апреля), однако описанных подробностей подвига святого в Прологе нет. 123 ...Максима, и Василия, Исидора, паче же и древняго великаго Андрея, и Прокопия, Иоанна уродивых. – Имеются в виду юродивые святые Максим Московский (Пролог, 13 августа), Василий Блаженный (Пролог, 2 августа), Исидор Ростовский (Пролог, 14 мая), Андрей Юродивый (Пролог, 3 октября, 12 октября), Прокопий Устюжский (Пролог, 8 июля), Иоанн Устюжский (Пролог, 29 мая). Все они русские святые, кроме Андрея Юродивого, имя которого в общем ряду особо выделено. В соответствующем фрагменте статьи «Цветника священноинока Дорофея» называются лишь первые три имени. Упоминания Андрея Юродивого, Прокопия и Иоанна Усюжских появились в более поздней редакции текста, дошедшей до нас в «Кринах сельных» и в «Старчестве» Матфея Никифорова. 124 ...великомучеников Георгия и Димитрия, Иякова Персянина, и Феодора Тирона, и Феодора Стратилата, и 40 мученик, и пятечисленую пятерицу – Евстратия и Евгения, Мардария и Ореста, и Авксентия. – Имеются в виду великомученики Георгий Победоносец (Пролог, 23, 24 апреля), Димитрий Солунский (Пролог, 26 октября), Иаков Персянин (Пролог, 27 ноября), Феодор Тирон (Пролог, 17 февраля), Феодор Стратилат (Пролог, 8 июня, 8 февраля). 40 мучеников севастийских – см. в Прологе под 9 марта, а «пятечисленую пятерицу» севастийских мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – под 13 декабря. В «Цветнике священноинока Дорофея» этот фрагмент имеет несколько иной вид: Федор Тирон упоминается в другой части статьи, Федор Стратилат не упоминается вовсе, а вместо «пятечисленой пятерицы» названы мученицы Ирина и Екатерина. См.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XIXV веков: Каталог. СПб., 2008. С. 3739, 4446, 52, 6061, 116, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 октября 1569 г. Иоанн Грозный в Александровской слободе неожиданно казнил по вздорному обвинению князя Владимира Андреевича Старицкого с женой и детьми. А два дня спустя были утоплены в Шексне сёстры Горицкого монастыря – княгиня-инокиня Евдокия, инокиня Александра (в миру Иулиания Дмитриевна, урождённая княжна Полоцкая), инокиня Мария и первая игумения обители Анна (из рода Щенятевых). Тела утопленниц погребли в обители. Над их могилами построили деревянную часовню. В 1821 г. часовню сменил Троицкий собор, могила мучениц оказалась в его левой части. По мученицам служились панихиды, известны исцеления верующих. Но приток в монастырь знатных пострижениц продолжился. История каждой из этих узниц заслуживает отдельной книги. Более 40 славных родов, включая Рюриковичей и Романовых, связаны с Горицкой обителью. Здесь временно или постоянно жили инокиня Дарья (в миру царица Анна Алексеевна, четвёртая жена Иоанна Грозного), инокиня Параскева (в миру Пелагия Михайловна, вторая супруга Иоанна, сына Грозного), инокиня Марфа (царица Мария Нагая, последняя жена царя Иоанна IV), инокиня Ольга (царевна Ксения, дочь Бориса Годунова). Старицами стали здесь княгини Мария Воротынская, Анна Трубецкая, Елена Черкасская, Ирина Мстиславская, Анна Голицына и другие. Большие средства монастырю выделил царь Феодор Иоаннович. Вкладами знатных сестёр и узниц монастырь обогащался и обстраивался. Так, в 1611 г. были освящены колокольня и придельная к Воскресенскому храму церковь великомученицы Екатерины, построенные по завещанию и на вклад царицы-инокини Марфы, скончавшейся в 1608 г. Один из приделов церкви был посвящён её святому сыну Димитрию, царевичу Угличскому. В 1832 г. освящена церковь Покрова Богородицы, построенная на вклад княжны Хованской, ставшей схимницей Параскевой по своему желанию. В 1612 г. польско-литовские захватчики устроили в Вознесенской церкви обители конюшню, а некоторых сестёр забили до смерти. После Смутного времени монастырь долго испытывал материальные затруднения, беззащитные сёстры страдали от бесчинств пьяных хулиганов. По просьбе сестёр царь Алексей Михайлович учредил опеку над ними Кирилло-Белозерского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

20 О Божием повелении первочеловеку возделывать райские насаждения св. Григорий Богослов говорит в Слове 38 («На Богоявление или на Рождество Спасителя») и в Слове 44 («На святую Пасху), хотя подобное различие между «деревьями» и «растениями» там не проводится. 21 Вариант перевода: «наслаждение». 22 Юлиан Отступник (331–363) – племянник Константина Великого, с 355 г. цезарь, с 361 г. – император Римский. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества – за это его и называют Отступником. Издал эдикт против христиан и дал привилегии язычникам, и вообще известен своими хитрыми, но тщетными попытками восстановить язычество. На 32м году жизни убит в войне с персами. 23 Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 г., сын его Констанций – с 337 по 361 г. 24 Евдоксий – епископ Царьграда, арианин; занимал константинопольскую кафедру с 360 по 370 г.; родоначальник одной из отраслей арианской ереси, названной по имени его (евдоксиане). 25 Тирон – молодой воин. От лат. tiro — новобранец. 26 Максимиан Галерий, зять императора Диоклетиана, с 303 г. – соправитель его на Востоке, а после – его преемник (305–311). 27 Св. великомученик Феодор Тирон ( память 17 февраля ) пострадал при императорах Максимиане и Максимине 28 Лев III Исаврянин – Византийский император-иконоборец, царствовавший в 717–741 гг. 29 Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. 30 Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 гг. Довел иконоборчество до ужасов жестокого гонения. Умер во время похода на болгар в жару и воспалении, пораженный чрезмерно сильной и жгучей огневицей, по его собственным словам, заживо преданный неугасимому огню. 31 Лев IV Хазар (775–780 гг.) – сын Константина Копронима, род. в 750 г. от первой жены Ирины-хазарки, дочери кагана. Осенью 780 г. скоропостижно умер от опухоли (карбункула), при этом голова его страшно почернела, и он был поражен сильнейшим воспалением. 32 Ирина – супруга Льва IV, родом из Афин, тайная почитательница икон.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

598 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 145 и об.; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 244. – В 1612 году для церкви св. Кирилла было построено серебреное кадило, весом в 2 фунта 7 золотников (Рукоп. Кир. мон. 93–693, л. 13), но описи 1601 и 1621 годов не упоминают о нем. 600 По словам «сказания что храмов в Кириллове монастыре», под колокольницею были «храм Михаило архангел, а другой Гавриил». Но это сведение не подтверждается другими документами, – Приводим упомянутую статью в цельном виде по рукописи Софийской библиотеки 1477, л. 85: «Сказание, что храмов в Кирилове монастыре. Соборная церковь Успение Пресвятые Богородици, предел на правой стороне Кирил чудотворец, а на левой стороне Владимер киевский. Надколачнее Боголепное Преображение, предел на правой стороне Никола чюдотворец, а на левой стороне Ирина. Под колоколницее храм Михаило архангел, а другой Гавриил, а (в) трапезе Введение Святей Богородицы. Над святыми вороты храм Иван Лествечник, предел на правой стороне Феодор Стратилат. На горе холодной храм Ивана Предтечя, предел на правой стороне Никола чюдотворец. Теплый храм Троица, предел на правой стороне Сергий чудотворец». 601 Церковь св. архангела Гавриила обновлялась при царе Михаиле Феодоровиче в 1638 году, о чем свидетельствует следующая надпись на кресте, хранившемся в 1773 году в алтаре этой перкви: «Лета 7146 июля осмого дня освящен бысть сей храм на поновлении во имя святого великого архистратига Гавриила, да предел святого и равноапостольного и великого царя Константина и христолюбивые матери его Елены на память великомученика Прокопия, при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодорович всея России и при святейшем Иоасафе патриархе московском всея России, при преосвященном Варлааме митрополите ростовском и ярославском и белозерском и при игумене Феодосие еже о Христе з братиею Кирилова монастыря, а прежде священ бысть храм сей в лето 7043» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 1066–1067). 604 « Церковь каменная архангела Гавриила, холодная; в олтар с полуденную сторону придел царя Констянтина и матере его Елены, построены в 1534-м году. Оная церковь с олтарем по наружной мере в длину семь сажен два аршина, в ширину шесть сажен один аршин с половиною. В олтаре и в церкве семь окошек, в них оконницы слюдные в белом железе ветхи. В оной церкве в полденной западной и полуночной стенах трещины и своды вдоль и поперег треснули. Над оною церковью вверху ризничная полата, в нее двери в них снутри палаты щит деревянной на крюках и пятлях железные, с наружной стороны обить жестью, в нем нутряной двоевалешной замок, да при оных дверях снаружи затвор железной. В оной полате девять окошек с затворами железными. На оной церкве две главы, одна снизу до половины чешуйчатая, а с половины вверх гладкая, опаяна жестью, ветха; другая чешуйчатая деревянная тверда; на оных главах кресты деревянные, опаяны жестью тверды» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 37 об.–38 об.–опись 1773 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

V. Господь сказал: аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет ( Мф. 17, 20 ). Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут ( Мк. 16, 17–18 ). Читаем историю жизни святых и видим, что все это оправдано самим делом. Речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и, действительно, горы двигались по молитвенному слову преподобного Марка и святителя Григория, епископа Неокесарийского. Именем Моим бесы ижденут, – и бесы не только изгоняемы были святыми, но даже и служили им. Языки возглаголют новы: преподобный Пахомий не знал греческого языка, но помолился и стал понимать инока-грека, пришедшего посетить его, и отвечал ему на греческом языке; а преподобный Ор читал, не учившись читать. Змия возмут: святая великомученица Ирина брошена была в ров, наполненный змеями, но не только ничего не потерпела от них, напротив, они издохли от одного ее присутствия во рве. Аще что смертно испиют, не вредит их: святой мученик Михаил, по приказанию мучителя, выпил яд и остался цел, тогда как тот же яд, выпитый одним преступником, осужденным на смертную казнь, тотчас лишил его жизни 6 . На недужные руки возложат, и здрави будут: преподобный Пафнутий Боровский устроял церковь ; один иконописец, по имени Дионисий, работавший для этой церкви, сильно занемог ногами и должен был оставить работу, но святой Пафнутий только сказал ему: «Примись-ка, Дионисий, за дело, Бог тебя благословит, Матерь Божия даст тебе здоровье», – и больной Дионисий тотчас же принялся за работу, а его болезни как не бывало. Рассказы о любви русских к православной вере Русские издавна отличались особой любовью к святой вере Христовой и Православной Церкви. Во времена татарского ига многие православные засвидетельствовали эту любовь своей кровью. I. В 1246 году татарский хан Батый позвал к себе Черниговского князя Михаила и потребовал от него через своих волхвов, чтобы он перед вступлением в ханскую палату прошел, по обычаю монголов, сквозь огонь и поклонился солнцу и истуканам. Благоверный князь отвечал: «Я христианин и не могу поклониться твари и идолам». Когда ему предложили одно из двух – или поклониться, или умереть, – князь не поколебался избрать последнее, несмотря на все убеждения близких людей; приготовился к христианской кончине и вкусил лютую смерть от варваров. Примеру доблестного князя тогда же последовал и любимый боярин его Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Димитрия Селунского. Они в 1655 году переименованы были: первый – в честь Введения Пресвятыя Богородицы, а другой – во имя св. Великомученицы Варвары. (Русская старина. 1853 года. Москва. Год 4-й, стр. 76). В Тверском Успенском Желтиковом монастыре в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы, первоначально построенной св. Арсением (ум. 1409 г.), придел на правой стороне был во имя Нерукотворенного образа; потом, по указу Патриарха Никона , освящен был во имя святителя Арсения (Истор. и статистич. описание Тверского Успенского Желтикова монастыря, Архим. Платона. Тверь 1852 г., стр. 23). В Костромском Ипатиевском монастыре были в 1586 г. над святыми и прежними въезжими воротами два церкви, одна во имя Феодора Стратилата, коему тезоименит был Царь Феодор Иоаннович; а другая во имя мученицы Ирины, коей тезаименита была Царица Ирина.... Сии церкви после Литовского нашествия долго находились впусте и без пения; в государствование же Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича снова возобновлены, и в благодарность за оказываемые оными Царями великие благодеяния монастырю освящены, одна во имя Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, а другая во имя первоверховных Апостол Петра и Павла (Описание Костромского Ипатиевского монастыря. М. 1832, стр. 27). Такое обстоятельство изложено в грамате Патриарха Филарета (7128–1620) игумену Вологодского Ильинского монастыря Серапиону. Вот эта грамата: «От Великого Господина и Государя Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея Руссии, на Вологду Ильинского монастыря игумену Серапиону: известит нам Вологодской Софейский протопоп Василий, что преже сего был у вас в Ильинском монастыре храм Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца; а как, де, приходили на Вологду Черкасы и тот, де, весь храм сожгли, и после, де, того в том Ильинском монастыре заложил новый храм во имя Варлаама же чудотворца торговой человек Кондратий Акимов, и как, де, он тот храм совершил, и он, де, его святил во имя Преполовения праздника Господня, а не Варлаама преподобного отца, а благословил тот храм святить во имя Преполовения праздника Господня бывший Вологодский Архиепископ Нектарий; а прежде сего тут николь храму во имя Преполовения праздника Господня не бывало; и мы о том, поговоря с сыновьи своими с Ионою Митрополитом Сарским и Подонским и с Арсением Архиепископом Суж- дадьским и Таружским, велели по правилам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Иоанн Хартофилак (первая половина XIII в.) уроженец Фессалоники, автор агиографического сочинения «Житие, страдания и чудеса св. великомученика Димитрия Мироточивого, Солунского чудотворца», покровителя города с IV в. В житии нашли отражение такие исторические события, как осада города арабами, славянскими племенами, крестоносцами в 1204 г. и болгарским царем Иваном II Асенем. Враги не смогли овладеть городом только благодаря помощи Димитрия, который являлся в образе вооруженного воина с многочисленным войском и одолевал противника. Как и в других житиях, святой совершает различные чудеса: избавляет от голода жителей Фессалии, исцеляет святых в Константинополе и Адрианополе, спасает от разбойников эфиопского епископа. По словам агиографа, Димитрий «поспевал и помогал всем призывающим его не только в Фессалонике и ее окрестностях, но и в других странах». Иоанн Цец (ок. 1110ок. 1180) уроженец Константинополя, поэт, входивший в кружок известных литераторов (Феодор Продром, Константин Манасси и др.), которому покровительствовала севастократорисса Ирина, жена Андроника Комнина. Он служил секретарём в канцелярии, преподавал в светских и монастырских школах, выполнял заказы знатных покровителей: императора Мануила, императрицы Ирины, Исаака Комнина (брата Uoahha II ) и др. Болезненно переживая свою бедность, стремясь к самоутверждению, Иоанн Цец хвастался знатностью своих родителей, гордился своим талантом и образованностью: по его словам, бог не создавал человека с лучшей памятью, чем у него. Литературное творчество Иоанна Цеца разнообразно. Он автор многочисленных схолий (пояснений к тексту) к Гесиоду, Аристофану, Ликофрону; «Аллегорий к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера», «Экзегезы к «Илиаде» Гомера»; стихотворных трактатов («О различиях между поэтами», «О комедии», «О стихотворных размерах», «О трагической поэзии») и др. Цецу приписывают также комментарии к сочинению Аристотеля «О частях животных». В комментариях он использовал различные методы толкования текста: прагматическо-исторический (боги бывшие цари), психологический (боги персонификации различных человеческих свойств: Зевс разум, Арес гнев, Гермес речение и т.д.), физический (боги персонификации явлений природы: Зевс воздух и эфир, Афродита ясная погода и т.д.). Аллегорическое осмысление древнегреческой мифологии свойственно также поэме Иоанна Цеца «Хилиады» («Книга историй» догомеровского, гомеровского и послегомеровского времени в 12674 строках), написанной дактилическим гекзаметром. Это своеобразный историко-филологический комментарий с обилием различных вариантов одних и тех же сцен. Мифологический материал использовался и в письмах поэта (107) с прозаическими сюжетами, адресованных реальным и вымышленным лицам. Ценность произведений Иоанна Цеца заключается в том, что он использовал сведения из утерянных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010