Отсюда характер его проповедей более поучительный, чем правообличительный. Впрочем, и при избрании тем отвлеченных, в своих проповедях он старается быть как можно яснее, выражается просто и для пояснения своих мыслей, прибегает к примерам, взятым из круга вещей, знакомого слушателя. Поэтому в проповедях Конисского мы не найдем никаких признаков ораторского величия и роскоши; напротив, он поражает нас противоположными качествами. Как человек практический, он старается прежде всего говорить дело; предлагает слушателям то, что необходимо знать им для своего спасения и притом так, чтобы оно было доступно им. Для народа простого, необразованного, каковым была белорусская паства, безъискуственная речь была полезнее, чем блестящее красноречие; это сознавал белорусский архипастырь и потому воздерживался от красноречия, когда говорил пред простыми слушателями, несмотря на то, что был и даровитым оратором, как то доказывают его речи, сказанные Екатерине II и польскому королю Станиславу. Отсюда отличительные черты проповедей Конисского составляют: рассудочность, популярность и слабое развитие художественного элемента. Все поучения свои он предлагал в форме слова и почти каждое из них состоит из заглавного текста, приступа, предложения, исследования и заключения. Тексты не всегда заимствуются из дневных чтений Евангелия и апостола, но всегда имеют близкое отношение к обстоятельствам слушателей. Напр., слово в день великомучен. Георгия, сказанное в сельской церкви из текста: се удалихся бегая и водворихся в пустыни, о пороках, заимстовованных поселянами от жителей городов. Тема всегда высказывается прямо в начале проповеди. Исследование не отличается ни особенною глубиною мысли, ни тонкостию анализа, ни искусством, ни силою доказательств. Проповедник довольствуется рассмотрением главных сторон предмета, доказывает свои мысли большею частию текстами св. Писания, которых у него очень много, и свидетельствами отцов церкви, и редко прибегает к доказательствам от разума. Так он поступает не только при изложении положительных истин.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Как от Руссика, так и от скита Ксенофского, монастырь Ксеноф находится на расстоянии часового ходу, от Дохиара полчаса, а от Кареи – три часа. Главный храм посвящен имени св. великомуч. Георгия Победоносца. Мощи святых здесь: правая рука св. великомученицы Марины; часть св. великомуч. Георгия; св. Модеста, св. Иакова Персянина, священномуч. Харалампия; часть перста св. великомучен. Пантелеимона; часть перста св. мученицы Параскевы; часть св. бессребреников Космы и Дамиана; крови, св. Димитрия Солунского в одежде; правая нога св. великомуч. Феодора Тирона; глава св. муч. Трифона и многие другие части св. мощей. В соборном храме есть, две чудотворные иконы: Божией матери и св. великомученика Георгия. Малые храмы 1) Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) св. 1оанна Богослова: 3) св. 12-ти Апостолов: 4) св. Первомученика Стефана; 5) Успения Божией матери; 6) св. Евфимии; 7) св. бессребреников Космы и Дамиана; 8) св. Лазаря четверодневного. В соборе замечателен мраморный иконостас. В древней соборной церкви есть две иконы замечательной мозаической работы: святого великомученика и Победоносца Георгия и св. Димитрия Солунского. Ксеноф основан неизвестно каком-то Ксенофонтом. Он был Болгарским монастырём; наш путешественник Барский, в первое свое странствие по святому Афону, слышал в Ксенофе богослужение на славянском языке. Ксенофский скит, принадлежащий ксенофскому монастырю В стороне от пути, ведущего из Руссика в Ксеноф, остается направо скит Ксенофский. До него около часу ходу. Соборный храм скита посвящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь части св. мощей: верхняя часть главы св. Амвросия Медиоланского; части: св. Марины, св. Иулиании, св. великомуч. Феодора Тирона; кровь св. великомуч. Димитрия Солунского; части: св. Модеста, св. Киприана, св. бессребреника Космы, преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных, и других. Есть также часть животворящего древа Креста Господня. Скит этот, известный по древним актам под названием Кацари принадлежал прежде Руссику (в монастыре есть на это акты); но когда монастырь Ксеноф усилился, а между тем Руссик был в самых стеснительных обстоятельствах, то по воле Турецкого правительства, скит взят у Руссика под ведение Ксенофа. В 1766 году скит возобновлен духовником оного Сильвестром со старцами. 3. Дохиар (идиоритм, т. е. штатный)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Препод. Виссарион иногда в течение седмицы, иногда в течение сорока дней ничего не вкушал и не пил. Однажды непоколебимо он стоял среди терний сорок дней и сорок ночей на молитве и ни мало не подвинулся с места; ничего не вкусил, ничего не проговорил и не воздремал; не ослабел по естественной немощи и ума своего не преклонил к земным вещам; но весь погруженный в мысли о Боге душевными очами неуклонно созерцал Божество. Препод. Иларион новый Наказание за уничижение иконы Лев армянин умерщвлен был мечами воинов в том храме и месте, где попрал и обругал св. Христову икону. 7. Св. священномуч. Маркелл, папа Римский Диавол не может войти в святого человека Диакон Кириак изгнал из человека беса, который просил указать ему место изгнания; когда же Кириак указал на себя, диавол сказал: «в твой сосуд не могу войти, потому что он отовсюду затворен и запечатлен». Св. священномуч. Маркелин Отречение от Христа ради смирения прощено Мученик Маркелин, убоявшись мук, принес жертву идолам, но потом, раскаявшись на соборе, сам себя лишил сана и после смерти предал проклятию того, кто его похоронит. Апостол Петр явился другому папе Маркеллу и повелел погребсти тело, сказав: «смиряяй себя – вознесется». Св. великомучен. Феодор Стратилат Чудо от образа святого Один Сарацин в разоренном и оскверненном ими храме великомуч. Феодора Стратилата взял стрелу и пустил в образ св. Феодора; она вонзилась в правое плечо, отчего и потекла кровь; потом все Сарацины во храме погибли. Св. Ефрем патриарх Низкая доля лучше высокой Когда св. Ефрем был воеводою и по поручению царя возобновлял разрушенную землетрясением Антиохию, в числе рабочих был человек крайне нищенского и изнеможденного вида, – это был потаенный епископ, Бога ради нисшедший в низкое состояние рабочих; но над ним, когда он спал, виднелся огненный столб высокий, – этот дивный работник предсказал св. Ефрему патриаршество в Антиохии. Доказательство правой веры Один столпник заражен был Северовою ересью, а св. Ефрем желал его исправить; но столпник требовал, чтоб им обоим войти в огонь; когда же сам столпник на то не согласился, то, после молитвы, св. Ефрем бросил в огонь свой омофор, который не сгорел. Преподобный Зосима

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

еже и до ныне во Едесе соблюдаемо есть. Приим убо в руце божественое сие Христа Бога образование. и лучшиа надежи быв. прииде на то место, под нимже персяне копающе, от шума медных сосуд познаваеми быша. И наченьшим гражданом внутрьуду копати. егда друг ко другу близ быша, от кандила оного масла полиавше на иже от ратных уготовленыи на них огнь. и противу персян в таиник спустивше, всех погубиша. И сице от такового навета избавльшеся, противу ухищрений яже вне стены, подобное искуство приведоша. И сия абие пожгоша. и многых в них ратных истребиша. И сице много на них дерзновение приемше. испущениа каменнаа часто от стен творяху. от нихже и воеводе ратного воинства случися пасти. и иным многим с ним. Не токмо же. но и огнь иже от внеуду персяне воспалиша противу едеских. егоже бесчислена вещь маслин и иных многых сеченых древес воспиташе. противу персян быти поборающаго божественаго образа сотвори сила. Якоже бо свыше стен, Евлалии своими дланьми простер его, град обхождаше. абие яко на месте оном бысть, силен ветр воздвигся, и на воспаляющих таковый огнь пламень обрати. и гоняше их, и попаляше якоже халдеов древле. И сия не без сведетелства. слава есть. в сладость слуху или прелщение умышлена. Но три вкупе патриарси. Иов Александрьскии. Христофор Антиохийскии. и Василей Иерусалимский списаша. И сице ся имети сим показаша. к Феофилу пишуще царю, священным иконам досадившеу. егда различными словесы показующе божественых икон священное и честное, о сем списаша. И леть есть хотящему многострочную оную епистолию прочести, и о сем известитися. Но и Евагриа церковную историю, аще кто трудолюбне прочитал. позна всяко, како о священем сем образе, в четвертом слове глаголет. Пишет бо. яко с прочими Хозрои и сие сотворил есть. хотя яве обличити ложно слово, глаголемое от християн о сем граде, яко непленуем есть. Древес бо велие собрание, и множество бесчислено вскоре повелению многоручием войственым собрав. и сия окрест града две стены водрузив. таже землю посреде их сыпав. и противоличну ону стену созидаа, высочайше бываше едеских стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Сочинения Максима Грека, не только те, которые предназначались не известным ни ему, ни нам тем более читателям, но и сочинения, имевшие конкретных адресатов, содержат указание на широкий интерес и внимание к астрономии и, конечно, «практическому применению» ее к действительным судьбам людей разного положения, особенно к властвующим, на что претендовала астрология. Это примечательная черта истории духовной жизни общества времен Максима Грека, — тем примечательная, что столь же волнующими были те же самые проблемы у идеологов западноевропейского, особенно итальянского Возрождения, будь то известный Максиму Греку Леон Баттиста Альберти с еп> сочинением «Рок и Фортуна» или Марсилио Фичино, личность, несомненно, Максиму Греку известная, которому принадлежит сочинение «Что такое фортуна и может ли человек противостоять ей». Увлечение астрологией в бытность Максима Грека в Италии было сильным и распространенным, хотя и не все итальянские деятели Возрождения второй половины XV в. его разделяли, иногда по мотивам, напоминающим суждения Максима Грека. Фактом истории русской общественной мысли, ее достижением является самый уровень полемики между Максимом Греком и его противниками. Ей свойственен общий язык высокой эрудиции, разнонаправленный, но общий в том смысле, что ни одной, ни другой стороне не приходилось разбираться, кто есть кто, когда они ссылались на имена, учения, действия великих государственных и военных деятелей древности, на имена древних философов и историков. Полемизируя с Федором Карповым, Максим Грек ссылается и на Платона, и на Аристотеля, и на Фукидида, и на Ганнибала, и на Фемистокла, и на Юлия Цезаря, и на Александра Македонского, и на Константина Великого. Ему, Максиму Греку, известно, что не всуе задает он вопрос: «Где же писано есть во Александровых деяниях, яже списаша мудрии Александрову смельству и разуму достойнии мужи, яко аристотелевыми астрологии светлая она дела, в тринадесяти летех храбръствовати? Или ще отнюдь является Аристотель, астрологию действовав? Что с ице явственне лжете (писано Карпову, но во множественном числе. — А К.) на доблественных онех и дивных мужей? Фемистоклий же он изрядный в воеводстве, иже безчисленное ксерксово воинство погуби воеводскими искуствы и скоростью разума, ще у Фукидида писася, яко звездозрительными гаданми действова на персян?« Таков был уровень эрудиции полемистов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

б) Тяжело переносить клеветы и незаслуженно терять доброе имя. Это несчастие тяжелее потери богатства. Но кто терпел такие поношения, какие терпел Господь наш? Он, Господь славы – на кресте позорном? небесная святость распят среди злодеев. «Кто обличит Меня во грехе?» смело говорит Он врагам Своим и за земную, человеческую, жизнь Свою. И однако вот Он обезчещен, обесславлен, оставлен землею и небом. О, как тяжелы скорби бесславия Его! Что значит пред этим бесславием взносимое на меня грешного бесславие? Грешнику разве прилична слава? Не бесславие ли – законная доля его? Пусты, несправедливы люди, приписывая мне грех, которого по милости Божией не имею я: но сколько других грехов на мне! Сколько нечестий и беззаконий, которых не видят люди и видит Бог мой! Так крест Христов – учитель и утешитель мой. Он говорит мне о моих беззакониях, за которые распялся Господь мой, и велит смириться волнующейся гордости моей. Он говорит мне о славе, в которую взошел со креста невинно страдавший Господь и утешает меня надеждою, что и меня ошибкою поносимого не забудет Господь во царствии Своем. Апостол Христов учит нас: «так как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь... Если за имя Христово злословят вас: то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий, на вас почивает» ( 1Петр. 4, 13–14 ). Пусть другие незаслуженно пользуются славою, а тебе достается в удел темная неизвестность: не ревнуй успевающему здесь в пути своем, «не завидуй творящему законопреступление» ( Псал. 36, 7 ). Он спеет среди радостей для вечного страдания, а ты спеешь среди скорбей для вечного блаженства. в) Как не страдать, если тело покрыто ранами жгучими, или организм совсем расстроен, от неправильного ли обращения крови, или от другой какой причины? Страдание тяжелее становится, когда искусство врача напрасно истощается в средствах прекратить страдания больного. Где же найти облегчение страдальцу? В участии друзей? Если друзья не умные будут развлекать больного пустыми разговорами: это не облегчение больному, а новая тяжесть на совесть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однажды было ему такое виденье: явился Архистратиг Михаил и сказал: «Пойди ты за часовню великомучен. Георгия, прокопай там землю, и когда покажется вода, то ты ею омойся, напейся и будешь здоровым и зрячим». Он это исполнил и исцелился. В благодарность Господу, пославшему Своего Ангела для избавленья его от слепоты и недугов тела, он недавно приходил в Иерусалим на поклоненье гробу Господню, и здесь землею, принесенною им с того места, где приказал ему копать Архангел, исцелил многих недужных, всыпая в воду и давая потом ее пить. Этот бейрутянин принял теперь монашество. Когда мы улеглись спать, вместо кроватей на холодном полу вместо тюфяков на порванных и жестких циновках, вместо головных подушек на кучах моркови, то крысы своими набегами на наш дорожный багаж и съестное не давали нам почти покоя, а разные кровожадные насекомые, особенно дружно нападающие на свежего человека в дорожных пристанищах, которых насекомых собственные имена каждому известны и всегда памятны, не давали нам спать сном благотворным, освежительным, необходимым для поддержанья сил к дальнейшему путешествию. Чтобы не скучать от бессонницы, я зажег лампу и начали писать дорожные заметки, поглядывая по временам на несмазанный потолок из древесных ветвей, и чего, чего только между ними не увидели! Мириады разного рода гадов кишели там, испуганные непривычным для них ночным светом, и каждый из них силился занять поудобнее позицию, чтобы лучше рассмотреть, что там внизу нарушает их полночный покой. Это меня сильно напугало; я особенно боялся, нет ли между ними скорпионов, в виду свежего рассказа об одной женщине, ужаленной этим пауком, у которой, для избежания поражения всего тела антоновым огнем, принуждены были отнять руку. На рассвете я первый встал, чтобы посмотреть на погоду, и едва полуоткрыл дверь, как увидел пробивающимся в дверь что-то наподобие нашего рака, я вскричал и прибежавшие ко мне арабы и турки, а потом и наша толмачка объяснила мне, что это скорпион, водивший в это время огромным своим жалом во все стороны, и что, если ужалит этой иглой, которую они при этом и оторвали щипцами, то на человека ту же минуту нападает лихорадка со рвотой, потом делается страшный жар во всеми теле, оно сильно распухает, и ужаленный, в страшных мучениях, оканчивает жизнь; у других же приключается антонов огонь, и если не будет отнят пораженный член, то непременно наступает конец жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 «Фелонь», или «риза» – наружная, верхняя, всепокрывающая одежда. По форме своей она есть одежда широкая, длинная сзади, на передней стороне имеющая вырез, для более удобного действования при Богослужении; без рукавов и с отверстием для головы. Фелонь изображают собой одежду, которая была надета на Господа Иисуса Христа во время его поругания воинами; священнику она напоминает, что во время служения он изображает собой Господа, принявшего унижения и страдания за грехи человечества. 26 «Омовение рук» пред началом священнодействия выражает, что священнослужители приступают к службе, очистив себя, насколько возможно человеку, от всякой телесной и душевной нечистоты, приступают с кроткой душой и незлобивым сердцем. 27 При совершении проскомидии, употребляется пять просфор; но только одна из них приготовляется для совершения таинства Причащения. И литургию служат даже не на одной целой просфоре, а на части ее, которая называется «Агнцем». Приобщаются от одного хлеба, – от св. Агнца, Хлеб для таинства Причащения должен быть пшеничный: Сам Господь сравнивает себя с зерном пшеницы. Хлеб должен быть красный, приготовленный на дрожжах, какой благословил Сам Господь, при установлении таинства Причащения и какой употребляли св. Апостолы. Хлеб должен быть хорошо испеченный, свежий и чистый, замешанный естественною, простою водою; не должен быть из затхлой муки и очень черствый. Поэтому, священник, еще не начиная проскомидии, пробует, какого качества просфоры и, чтобы лучше увериться в этом, одну из них – запасную (шестую) разламывает. Вино для совершения должно быть виноградное, чистое, не смешанное с каким-либо питьем; красного цвета. Священник и диакон должны наблюдать, чтобы вино не было кисло, остро, не заплесневело и не загнилось. 28 «Просфорой» называется пшеничный хлеб, состоящий из двух кругловидных частей, которые изображают две природы в Иисусе Христе – Божественную и человеческую. На верху просфоры напечатлевается знак креста со словами: IC. XC. HI. КА. Слова эти по-русски значат: «Иисус Христос побеждает». Не редко также на просторах полагается печать с буквами; М. . в круге, надпись эту надо читать: «Матерь Божия». Иногда в верхней части просфор напечатлеваются изображения святых, напр.: Антония и Феодосия печерских , св. великомучен. Пантелеймона и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

В марте 1731 г. " церкви Живоначальныя Троицы пономарь Алексей Константинов в синод. казен. приказ подал прошение: " в Волешевской волости имелись приходские церкви во имя Живоначальныя Троицы, и вмч. Димитрия и при ней придел чудотв. Николая и в прошлом 1723 г. оныя церкви сгорели и в прошлом 1724 г. церковь Живоначальныя Троицы на том погорелом месте построена, а великомучен. Митрия и при ней придел Николая чудотв. не построены и о постройке оной церкви ... и о даче антиминсов прислана той церкви священника и приходских людей заручныя челобитныя, и прошу о постройке оной великомуч. Димитрия церкви и при ней придела Николая чуд. и о освящении и о даче освященных антиминсов, по силе предложенной при сем прошении заручной той церкви священника и приходских людей челобитной, решение учинить " . http://www.old-churches.ru/ga_013.htm   Сравнительно редкий пример сельского храмового комплекса, сложившегося в течение одного десятилетия и сохранившего своеобразные памятники, в облике которых формы классицизма соседствуют с отдельными элементами барокко. Летняя церковь Троицы с приделами Казанской Иконы Богоматери и Феодосия Тотемского построена в 1801 г. В 1810 г. к северу от нее возвели зимнюю церковь Николая Чудотворца с приделом Дмитрия Солунского, а церковную территорию обнесли не дошедшей до наших дней невысокой кирпичной оградой с монументальными восточными воротами, украшенными портиком из четырех сдвоенных колонн. В 1902-1904 гг. на средства местного уроженца петербургского 1-й гильдии купца Ефима Васильевича Васильева Троицкий храм был частично перестроен (утолщены наружные стены, переложен алтарь, сделаны новые полы с устройством под ними калориферного отопления, одновременно сделан новый иконостас). Первоначальный проект перестроек был отклонен губернским инженером Л. Требертом и впоследствии доработан архитектором Л.А. Большаковым; технический надзор за работами осуществлял петербургский архитектор Г.Г. фон Голи. Возможно, в этот же период к югу от храмов появилась двухэтажная приходская школа, сменившая старую деревянную, существовавшую с 1883 г. Все здания кирпичные, церкви оштукатурены, стены школы выполнены в лицевой кладке.

http://sobory.ru/article/?object=45487

л. 237 об. Без надписи. Нач. Другаго же видехом брата, отрекшася мира, великых и богатых сущи родителей. л. 237 об. О отци Пинуфии. Нач. Иногоже некоего от отець видехомь отца Пинуфиа, мужа всякими добродетелми украшена суща. л. 239. Без надписи. Нач. Веси ли, рече, брате, колико дни пред враты монастырскими створил еси, и днесь прияхомь тя. л. 243. То жс. Нач. И другый отець поведа намь, сице глаголя, яко шедшу ми, рече, в общее житие посещениа ради отец. л. 243 об. То же. Нач. Старець некый живяше в далней пустыни, имеяше сродницю в мире, и мнозими леты вжделе видети ю. л. 244. То же. Нач. Ошелникь некый живяше в нижней стране Египта и бе великь зело. л. 245. То же. Нач. Брат некый рать приемь от блуднаго беса, прилучижеся ему минути сквозе некую весь в стране египетьстей. л. 246. То же. Нач. Другый старець фивеанин поведа намь, яко аз бех, рече, чадо иерея идольскаго. Сей повести, равно как и предыд. двух, в 705 нет. л. 247. То же. Нач. Поведа намь некый отець, глаголя: ошелник, рече, некый бе бо благоговеин зело и в пустыни живяше, в странах глАголемых Антиною. 705 л. 43. Без надписи. Нач. Брат некый поведа нам сице глаголя, случимися, рече, стужаему быти часто от блуднаго беса). л. 249. То же. Нач. Поведа нам некый от отець, яко глаголаше, рече, отець Феодор, яко бысть некый затворникь в горе Елеоньстей, зело подвижникь. 705 л. 46 об. Без надписи. Нач. Брат некый послан бысть на службу от отца своего и пришед на место некое, имущее воду). л. 250. То же. Нач. В Андиохии великой патриарх Анастасис поведа намь нечто сицево, подобно первому. л. 251. То же. Нач. Поведа намь некий от отець, яко шедшу ми, рече в Аскалон посетити некыя от отець, и поведа намь авва Евсевие. л. 252 об. То же. Нач. Другое сказание подобно сему от инех слышах, и яко и полезно се всхотех писанию предати, в ползу слышащимь: отроковица некаа всхыщена бысть отт. Персян. л. 253. То же. Нач. Старець некый живяшс в пещере некоей, в странах Фиваиды, имяше жс ученика искусна зело. 705 л. 54. Без надписи. Нач. Поведа нам от отець глаголя, яко бысть рече некый старець великь, началникь сый некоему общему житию).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005   006     007