Феодосия Киновиарха, преподоб. Феодора Студита , св. Феоны митрополита Солунского, св. Григория Паламы , преподов. Германа Валаамского, преподов. Пила Афонского, преподов. Акакия Капсакаливского, преподов. Арсения Грузина, преподобного Давида Грузина, преподов. Иакова Иверского, преподобномуч. Константина, Иакова, Нектария, Макария; три главы новых преподобномуч. Святогорских: Игнатия, Евфимия и Акакия. В придельном храме – к собору Покровскому, посвящённом имени св. благоверного и великого князя Александра Невского и сооружённом в память спасения драгоценной жизни Государя Императора Александра Николаевича, находится изящно-устроенный сребропозлащенный ковчег с многоцелебной святыней, посетившей в недавнее время разные города и веси России. В ковчеге семь хранится следующая святыня: крестик с частью животворящего древа Креста Господня, часть камня от гроба Господня; части св. мощей: Иосифа Обрученника, Апостола Фомы, священномуч. Харалампия, великомуч. и целителя Пантелеимона, великомучен. и Победоносца Георгия, миро св. великомуч. Димитрия, св. муч.: Кирика, Трифона, Евстратия; великомуч. Марины и св. муч. Параскевы. Чудотворные иконы Древняя икона св. великомученика ни целителя Пантелеимона; икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; над царскими вратами еще иная чудотворная икона Матери Божией, именуемая Иерусалимской. Еще чудотворная икона Тихвинские Божией Матери, чудотворная же икона Божией Матери, именуемая Избавительница, чудотворная икона священномученика Харалампия. Другой замечательный здесь русский храм: во имя святителя Христова Митрофана Воронежского чудотворца; потом – Параклис, или меньший храм Успения Пресвятой Богородицы. Кроме этих храмов, есть еще параклисы: 1) Вознесения Господня; 2) Введения во храм Божией Матери; 3) св. Архангелов; 4) Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Господня; 5) св. священномуч. Харалампия; 6) св. Николая Чудотворца; 7) св. великомуч. Димитрия Солунского; 8) св. Константина и Елены; 9) св. Саввы Освященного; 10) св. Александра Невского, вышеупомянутый; 11) преподобного Сергия Радонежского чудотворца; 12) в честь всех Святых Анконских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Примеры грозного вразумления и наказания Божия за нарушение данных Богу обетов. I. Незадолго до своей смерти бл. Августин рассказывал о следующем чуде: у некоего Диоскора была дочь, которая опасно заболела, и хотя он относился в христианству с издевательством, однако дал Христу обет, что если дочь выздоровеет, то он сделается христианином. Дочь его выздоровела, а он между тем ожесточился сердцем. Вследствие этого он был поражен внезапной слепотой, и сознавая свой грех, обещал, что если зрение будет восстановлено ему, то он исполнит свой обет. Зрение ему было восстановлено, а сердце его опять ожесточилось. Правда, он был принят в число готовящихся ко крещению, но заявил, что не может заучить символа веры наизусть. Затем он был поражен полным параличем и, будучи не в состоянии говорить, получил в сновидении внушение написать исповедь, что все это слушось с ним вследствие его греха. После написания этой исповеди он получил возможность пользоваться всеми своими членами, но еще не имел способности речи; тогда он опять написал, что в действительности он знал и символ веры наизусть и еще помнит его. После такой полной исповедя он, наконец, получил и полное выздоровление. (Сост. по кн. «Жизнь и труды св. отцов и учителей церкви», Фаррара. Издан. 1-е, стр. 767 – 768). II. Один житель Александрии, по имени Евтропий, обещавши пожертвовать в церковь великомуч. Мины серебряное блюдо, заказал мастеру два блюда, одно для церкви, другое для своего домашнего употребления и велел сделать на них надпись. Когда оба блюда были готовы и принесены к Евтропию, то ему особенно понравилось блюдо, назначенное для храма великомуч. Мины. Пренебрегши своим обетом, Евтропий удержал у себя церковное блюдо и начал употреблять его при своем столе. Но вот что случилось: однажды, когда Евтропий ехал на корабле и его слуга после обеда начал мыть это блюдо в море, вдруг вышел из моря какой то человек, вырвал блюдо и сделался невидим. Испуганный слуга в беспамятстве бросился за блюдом в море и скрылся в пучине. Евтропий, видя погибель слуги и блюда, увидел в этом несчастии Божие наказание за нарушение обета, горько сокрушался и молился Богу о спасении своего слуги, дав обещание пожертвовать новое такое же блюдо в храм великомучен. Мины. Бог услышал эту молитву. Когда корабль пристал к берегу и Евтропий внимательно наблюдал, не прибьют ли к берегу волны тело погибшего его слуги, то с изумлением он увидал самого слугу живым, выходящим из моря с блюдом в руках. Все, видевшие это чудо, прославили Бога, дивного во святых Его, и Евтропий во всей точности исполнил то, что обещал. («Четьи-Мин.» 11 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8. Новая Романовка. От Волхова простиралась по левую сторону Яковлевской и Пантелеймоновской церкви до Яковлевой улицы. 9. Дослава. От Волхова простиралась к церквам Св. Великомучен. Димитрия, Мины и Виктора. 10. Корельская. От Волхова между Дославною и Романовкою, простирались к нынешней большой Дмитриевской улице. 11. Воронья. 12. Водяной переулок. 13. Щурова. От Волхова простирались к Дмитриевской церкви, а нынешней большой Дмитриевской улице.   14. Чедерская. 15. Черковская. 16. Щеркова. 17. Янева. От Кремлевского северо-западного бастиона, лежащего на Петербургскую дорогу к нынешней Лучанской улице. На ней была церковь Св. Константина и Елены, недалеко от церкви Иоанна Предтечи. 18. Росткина. От нынешней церкви Св. флора и Лавра через Лучанскую нынешнюю улицу, к церкви Св. Мины и Виктора. 19. Фрековской переулок. От церкви Св. Иоанна Предтечи до нынешней Легощенской улицы. 20. Легоща По левую сторону церкви Флора и Лавра, на том месте, где и нынешняя Легошинская. Улица сия разделяла Концы Неровский от Загородского. IV. Загородской конец 1. Митрополичь остров. Был между Легощею и Чудинцовою улицею, от церкви Св. Флора и Лавра к Кремлю. 2. Чудинцова. От земляного большого валу простиралась к Кремлевскому западному бастиону, что противу Покровский башни. 3. Прусская. Простиралась от большого земляного вала, по правую сторону церкви Михайловской и Вознесенской, близь самых оных церквей к вышеупомянутому же бастиону. Она разделяла Концы Загородской и Гончарской. V. Гончарской конец 1. Добрынина. Простиралась от большого Земляного валу и Вознесенской церкви, по левую сторону бывшего Яковлевского Монастыря, прямо к юго-западному бастиону Кремлевскому. 2. Волосова. Простиралась от церкви Св. Власия к Десятинскому монастырю. 3. Черницына. Была между Волосовой и Новинкою улицами, близь нынешней Власьевской большой улицы. 4. Новинка. Где был Варварейский монастырь, до нынешней Варварейской улицы. 5. Рядетина. От Десятина Монастыря, близь нынешней Воздвиженской улицы, мимо левой стороны церкви Св. Троицы к Волхову.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Эпоха 2-я, с учреждения епархии Славянской и Херсонско-Таврической 1775 год Села Елисаветградки, Св. Михайловская, дер. Бобр. у. Церковь сия в 1807 году от неизвестной причины сгорела; вместо оной, из остатков после пожара колокольни, сооружена другая, которая ныне, тщанием местного священника, совокупно с военным начальством, приведена в вид довольно благолепный. Село основано Михаилом Дымом, гораздо раньше построения первой церкви; оттого и называлось Михайловским. От Дыма село перешло во владение князя Потемкина, а Потемкин водворил в нем Козаков; почему Елисаветградка и называлась иначе «Михайловскою казацкою станицею». Ныне Елисаветградка состоит под военным поселением. Села Суботницкого, Сретенская, дер. Бобр. у. Церковь сия есть третья в селе Суботницком. Первая, как пишется в подлинных актах, построена была лет за 20 предсказанною, что выходит около 1755 года; она сгорела. Почему вместо оной сооружена была другая церковь , также Сретенская, которая в 1769 г. разграблена и сожжена Татарами. В следствие сего построена третья, коей начало тоже относится, по всей вероятности, к 1775 г. Село это, сначала оседлости, быв. Елисаветградской провинции, принадлежало Хорватову полку, переименованному после в Черный гусарский полк. Села Краснопольского, Димитриевская, кам. Александрийск. у. Построена по ходатайству помещика Ивана Календы. До выстройки же храма, находился в Краснополе молитвенный дом, освященный во имя Великомученика Димитрия. 1776 год Села Знаменки, Богородицкая, дер. Бобр. уезда. Села Ново-Архангельска, Михайловская, дер. Бобр. у. Построена прихожанами Сербской нации. Прежде этой церкви находилась тут другая Великомучен. Варвары, которой начало неизвестно. Села Павлиша, Сретенская, Бобр. уезда. Города Ново-Миргорода, Рождество-Богородичная. Сия церковь была деревянная, упразднена в 1823 году; находилась среди крепости, срытой в сем же году. Церковь перевезена в село Буличево-Петровку. Села Цыбулева, Архангело-Михайловская, дер. Бобр. у., поселено до Сербов. 1777 год

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

На Карее находится Протат (монашеское управление св. горы); здесь же имеет пребывание турецкий каймакам, представитель гражданской власти Афона, бывает иноческий базар и находятся подворья всех монастырей св. горы. Тут же почтовая контора и телеграф. С Кареи, по всем направлениям св. горы, расходятся пустынные пути. Поклонникам путь лежит на Котломуш, до котораго четверть часа ходу. 11. Котломуш (Киновия). Главный храм — Преображения Господня. Предмет благоговейнаго поклонения и паломническаго внимания составляют в том монастыре части мощей следующих святых: Рука св. Евстратия; часть правой ноги св. праведной Анны, Матери Пресвятая Богородицы; части левой ноги и руки св. Кирика; перст св. муч. Марины; кость от ноги св. Евстафия Плакиды; глава св. Алипия Столпника, рука и часть челюстей св. Харалампия; частица Животворящаго Древа. Кроме главнаго храма здесь есть еще параклисы, или малые храмы: 1) Трех Святителей; 2) Космы и Дамиана. Котломуш основан в XII веке греческим императором Алексием Комниным. Из Котломуша желающее могут пройти в соседственный скит св. великомуч. и целителя Пантелеимона, отстоящий от Кареи и от Котломуша в равном расстоянии. От Кареи до Ивера час ходу. Скит Св. Пантелеимона (находится в ведении и пределах Котломушскаго монастыря). Находящиеся в сем ските святыни следующия: части Животворящаго Древа Креста Господня; рука св. Тимофея; части мощей св. великомуч. и целителя Пантелеимона; св. Панагиота Кесарийскаго новаго; св. Парфения; св. Параскевы; св. Нила Афонскаго; св. Трифона муч.; св. Арефы; св. великомучен. Меркурия; св. Василия Великаго; св. муч. Кирика; священномуч. Харалампия; св. муч. Евстафия; св. муч. Иакова Персянина; преподоб. Матроны; св. Иакова Апостола. Скит основан в XVIII веке. 12. Ивер (Идиоритм). Соборный храм посвящен в честь Успения Божией Матери. Здесь в отдельном храме при вратах монастырских находится знаменитая чудотворная икона Божией Матери, называемая Портаитисса, (вратарница), или Иверская. В соборном храме Успения, кроме честнаго Древа, находятся части св. мощей: мышца св. муч. Феодора Стратилата, левая рука св. Василия, епископа Амасийскаго; нога левая св. Михаила, епископа Синадскаго; рука св. великомуч. и целителя Пантелеимона; нога и плечо св. муч. Фотинии Самаряныни; глава св. муч. Феодора Пергийскаго; рука левая св. муч. Евпраксии; рука правая св. муч. Параскевы; части св. Василия Великаго, великомуч. Георгия, св. Иоанна Златоустаго; св. бессребреников Космы и Дамиана; св. первомуч. и архидиакона Стефана; св. ап. Петра; св. евангелиста Луки; св. ап. Варфоломея; св. Афанасия Великаго; св. муч. Меркурия; св. Иоанна Постника, патриарха Царяграда; св. Стефана Новаго; св. Ипатия; св. Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога св. священномуч. Киприана; большая часть главы св. муч. Фотия; глава препод. Иерофея Иверскаго; глава св. муч. Никиты; чело св. Епифания Кипрскаго и миро св. великомуч. Димитрия Солунскаго. Есть также хламида, губа и трость, чрез которыя поруган был Господь от Иудеев.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Чудь стала думать, что пустынник – богач. Она напала на него ночью и потребовала сокровищ. Отшельник указал на единственное своё богатство – на икону Богоматери. Не скоро, но слово кроткой веры и пример святой жизни Кирилла проникли и в сердца дикой Чуди; мало по малу «поганые сыроядцы» обращались к Евангельскому свету и принимали святое крещение 150 . Они приходили «к святому отцу и в сладость послушающе о вере, о св. крещении и о всех заповедях Божиих, в сытость учений его напаяхуся». Не много было христианского населения в Каргопольском крае, когда начинал подвизаться Кирилл на Челмской горе. «Бяху инии еще не крощеннии, живуще в окрестных местах, имеяху Чудский язык и веру: еще бо в то время православие начинаше процветати в месте том и распространятися благочестие». Но под влиянием многолетней подвижнической жизни и кротких наставлений Кирилла, «вси Чудяне прияша святое крещение». Преподобный провел на Челмской горе целые 52 года; в последней половине пустынной жизни своей построил он храм Богоявления Господня, и к нему собрались немногие ревнители пустынной жизни. Достигнув глубокой старости, почувствовал он близость кончины своей и просил у Господа милости видеться с духовником. По его молитве, посетил его игумен Вассиановой пустыни Иосиф; преподобный исповедался, приобщился св. Таин и усердно просил игумена ещё раз посетить его. Простясь с духовником, св. старец, будучи 82 лет, мирно предал дух свой Господу, 8 декабря 1367 г. Игумен Иосиф нашёл подвижника почившим и предал святое тело его земле 151 . В 1419 г. на месте подвигов его построен был новый храм в честь Богоявления Господня, с придельным в честь великомучен. Екатерины. Спустя несколько годов после кончины, написан был образ преподобного. И тогда же вот что случилось. В обители преподобного жил монах Антоний, уже несколько лет бывший слепым. Услышав, что написан образ преподобного, он вышел из своей кельи и сидя думал: как написали его? В молодых летах своих он видал преподобного, часто приходил к нему для принятия благословения и приносил ему кое-что для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II. Св. великомучен. Феодор стратилат и до страданий своих и во время страданий, наприм., почтительно встречая царя и усмиряя народный мятеж, являет собой пример глубокого почитания царя и земных властей во всех случаях жизни кроме тех, когда земная власть требует отречься от истинной веры в Бога и истинного богопочитания: тогда и словами и делами жизни св. великомуч. Феодор убеждает всех в той истине, что Бога нужно слушать более, нежели человека. По примеру св. великомученика Феодора стратилата и мы должны повиноваться земным властям. а) Свящ. писание необходимость повиновения земным властям доказывает именно тем, что они установлены Богом: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога», говорит св. ап. Павел; существующия же власти от Бога установлены. Если таким образом всякая власть от Бога, то тем более власть Самодержавного Монарха, власть, все другие власти под собою объемлющая, власть, которой поверяется участь многих людей или даже целых народов, устанавливается над нами Всевышним Творцом и находится в непосредственной зависимости от Него. От Самого Господа монархи наши получают самодержавие и царствуют над народом по воле Божией: ибо, восшедши на престол, они становятся непосредственными орудиями промышления Божия о подданных. Господом, говорит слово Божие, «цари царствуют и повелители узаконяют правду; им начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Прч. VIII, 15, 16). Итак каждый из нас, повинуясь царю и всякому начальству, повинуется не человеку, а Самому Богу, учредившему власти и поставляющему над нами правителей. Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа, – из уважения к Господу: или повинуйтесь ему, как Самому Господу ( 1Nemp. II, 13 ). Так заповедует св. апостол Петр и устраняет все возражения тех людей, которые не столько в видах исправления, сколько оправдания своего противления власти, стали бы указывать на беззаконные, соблазнительные поступки своих начальников. Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил заповедь о повиновении земным властям всею Своею земною жизнию. Он – Царь царей, Господь живых и мертвых, не подал ни малейшего повода к противлению властелинам земли – рабам Своим; исполнял все обязанности возлагаемые ими, – платил дань царю за Себя и за апостола Петра, с кротостию и смирением. Он подвергся суду земных начальников, остался послушлив им до смерти и смерти крестной, незаслуженной, на которую пошел с покорностию, как агнец безгласный.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Местность, где основан монастырь, состояла в Бежецком Верху Новгородской области и принадлежала, с 1462 года, к уделу Угличского князя Андрея Васильевича Большого, сына Василия Темного. В 1491 году великий князь Иоанн III Васильевич отнял у брата своего Андрея отчины и по духовному завещанию (1503 г.) назначил Бежецкий Верх сыну своему Симеону Иоанновичу, князю Калужскому, после которого, в 1518 году умершего неженатым, удел этот присоединен к Москве. В церковном управлении Бежецкий Верх, а следовательно и монастырь зависели до 1776 года от Новгородской кафедры. II. Устроение монастыря в разные времена Еще при жизни Преподобного Антония обитель его начала изменять свой вид и даже первоначально избранное для нее место. Увеличивавшееся с каждым годом число богомольцев и приношений от них, а также горячее усердие к новооснованному монастырю бояр Нелединских-Мелецких внушили Пр. Антонию мысль соорудить каменную церковь . Здесь нужно заметить, что берег реки, на котором впоследствии начал устрояться и ныне стоит монастырь, был низменный, заливавшийся в весеннее время водою, и потому первая деревянная церковь и кельи были, конечно, на ближайшей к реке возвышенной местности. Антоний же возъимел желание, чтобы предположенный к построению каменный храм, а также кельи и службы монастырские были на самом берегу реки, для чего потребовалось сделать насыпную площадь, значительную по пространству и высоте насыпи. 2 И в этом деле, требовавшем значительных средств, каких в монастыре и быть не могло, видно участие Нелединских. На этой насыпной и выравненной площади, по сказанию монастырского летописца, в 1481 году Антоний положил основание величественному по тому времени храму во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы. Храм был достроен уже по смерти Антония преемником его Германом. В 1494 году, по тому же летописцу, начаты строением каменная церковь с трапезою, известная по описям XVI столетия под именем Св. Великомучен. Димитрия Селунского 3 и некоторые монастырские службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

горе ищущих хотя трудной, но верной отшельнической стези в небесную отчизну». 23 Иеросхимонах о. Арсений был высокой подвижнической жизни, и имел дар прозорливости. Когда о. Иоанникий усильно отказывался от предложения перейти в Русик, то старец о. Арсений, совершив бдение, уже настоятельно как бы пророчески сказал ему: «иди, там имать нечто быти». 24 Смотр, изданные русским Пантелеимоновым монастырем, книги: «Описание знамений и исцелений, бывших от св. мощей, принесенных с св. Афонской горы из Русского Пантелеймонова монастыря». Изд. 4-е. И. 1880 г. «Житие, страдания и чудеса св. великомучен. и целителя Пантелеймона» Изд.7-е. М. 1880 г. и «Биографический очерк Афонского иеромонаха Арсения» М. 1880 г. 25 Не всякий и бывший на Афоне так верно и с такою подробностью опишет св. гору, как описал видевший оную только в видении о. Никон. 26 Подробности о сей св. иконе и старце о. Никоне см. в изданных русским Пантел. монастырем книжках: 1) «Вышний покров над Афоном». 2) «Сказание о св. чудотв. иконе Пресв. Богородицы Иерусалимския, обретающейся на св. горе Афонской, в русском Пантелеимоновом монастыре и 3) «Подвижник Нило-Сорской пустыни Иеросхимонах Нил». 28 О сей иконе бывший на Афоне преосвященный Александр выразился, что «она весьма облагодатствована и в последствии очудотворится многими знамениями». Многие из братий обители имеют к сей иконе особое усердие и пользуются ее благодатным веянием. 29 Часть св. мощей праведного Иоанна принесена в русский монастырь 6 июня 1880 г. из села малой Прокопии, Анатолийской области (в Малой Азии, в епархии Кесарии Каппадокийской), где он нетленно почивает, источая бесчисленные чудеса. Родился в Малороссии во времена Петра великого; родители его – поселяне. Лишившись их в юности, вскоре он попал в плен к татарам, которые продали его в означенное село магометанину. Проводил жизнь подвижническую и много потерпел неприятностей от своего господина. Скончался 27 Мая 1730 г. – В церкви российской он неизвестен, а в греческой есть ему печатная служба. 30 В русском монастыре св. Пантелеймона чтится также особенно память св. священномученика Никиты, который был постриженцем сей обители и подвизался в ней в сане иеромонаха в первых годах настоящего столетия. Родом он славянин из Албании. Пострадал от турок в г. Серресе 4 апреля 1808 года. По кончине прославлен несколькими чудесами (см. «Афонский Патерик» и «Святые южных славян» Филарета Черниговского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только голос благодати Божией силен пробудить его от глубокого нравственного усыпления и указать ему путь к истинной жизни. Потому-то Апостол называет всех верующих званными ( Рим. 1:6 ; Кор. 1:2). Так как Бог хочет спасения всем, а не некоторым только людям ( 1Тим.2:4 ); то и благодатное призвание Божие не ограничивается известными какими-либо лицами, или народами, но простирается на весь человеческий род. С другой стороны, в силу бесконечного милосердия и долготерпения Божия, благодатное призвание не может быть только единовременным или единократным действием: оно не прекращается, пока призываемые не отрекутся совершенно от послушания ( Откр. 3:20 ). Не только не знающие истинного Бога постоянно призываются к истинной Вере, но и те, которые уже принадлежат к Церкви Божией, имеют нужду в благодатном призвании, как скоро, нося имя верующих, живут не по Вере, и, без сомнения, не оставляются Богом без новых призваний. Царство небесное, – говорит Господь, подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир ( Мф. 22:2–3 ): –значит, к вечной жизни зовутся и званные. Способы благодатного призвания Божия столько же различны, сколько различны внутренние и внешние состояния призываемых, и не только исчислить, но и подвести их под какие-нибудь точно определенные виды, для нас невозможно. Знаем только, из слова Божьего и из церковных бытописаний, что Бог призывает к себе людей иногда через какие-нибудь чрезвычайные явления или события в их жизни, (как, например, призван был Савл, сделавшийся апостолом Павлом), а чаще всего, через самые обыкновенные случаи, по-видимому, ничем не отличающиеся от множества других такого же рода случаев, а между тем, производящие особенное и благотворное действие на душу человека (как это можно видеть в жизнеописаниях святых, наприм. великомучен. Варвары, преподобн. Марии египетской и мн. других). Как ни велико, впрочем, представляется различие между призваниями первого и второго рода, в сущности, они имеют один и тотже характер непосредственного действия Духа Божия на душу человеческую, поэтому одинаково принадлежат к разряду событий, так называемых, сверхъестественных или чудесных, и если каждый из нас призывается Богом к вечному спасению, то с каждым совершается нечто чудесное, как скоро в ком, по какому бы то ни было случаю, с особенной силой пробуждается совесть и возникают такие мысли, желания и чувства, которые относятся не к обыденным вещам текущей жизни, а к предметам совсем иного рода, к жизни не временной, а вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   001    002    003   004     005    006    007