На правой стороне, ниже шести апостолов, лик тридцати пяти апостолов над коими надпись: видехом свет истинный и проч., ниже под карнизом, на обе стороны пролетного, на хоры окна разные эмблематические изображения, в коем пролетном окне в самой дуге сияние, ниже по сторонам св. М. Сакердон, Горгоний; под карнизом св. мучен. Дометиан и Афанасий; ниже пролетного окна под карнизом на стене Четвертый Халкидонский Вселенский Собор; ниже коего в пролетном ходе в верху сияние; по сторонам св. мучен. Леонтий и Онисифор; ниже их под карнизом Благоверный Князь Святослав Ярославич, создатель Печерской церкви держащий в одной руке Крест, а в другой скипетр в Княжеском одеянии. На другой, к северу стороне в верху под шестью же Апостолами, лик остальных тридесяти пяти Апостолов, над ними надпись: нам Бог открыл Духом своим святым, их же око невиде и проч. Ниже, под карнизом пролетного, на хоры окна разные на обе стороны эмблематические изображения; в сем пролетном окне, в верху, также, в дуге сияние, по сторонам двое святых без подписей, держащие в одной руке крест, а в другой корону Царскую; ниже под карнизом, с одной стороны, св. муч. Исихий, а с другой, св. мучен. Мелит; ниже сего пролетного окна, под карнизом, Пятый Вселенский Константинопольский Собор; под сим Собором, в пролетном ходе, в верху дуги сияние, по сторонам св. великомученик Иаков Персянин, а другой без надписи. Ниже, на одной стороне под карнизом без надписи Князь, держащий в одной руке скипетр, а в другой крест, в Княжеском одеянии. На второй к западу арке в верху в облачном сиянии слова IXC; по правую сторону св. Великомученики Димитрий, Георгий, Никита и Евстафий Плакида; под карнизом св. Сильвестр, Папа Римский; еще под карнизом св. Нектарий, Патриарх Константинопольский; ниже сего, под карнизом св. Благовер. Князь Борис, держащий в правой руке крест, а в левой копье, по левую сторону св. Великомученики Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Пантелеймон и Прокопий; под карнизом св. Леон, Папа Римский; ниже под карнизом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Т. 14. С. 464515, 730739. 118 ...ученик его Корнилий... – В «Цветнике священноинока Дорофея» ученик, как и старец, был безымянным. 120 Анастасий мних – речь идёт либо об Анастасии Персидском (см.: Пролог, 22 января), либо об Анастасии Синайском (см.: Пролог, 20 апреля), однако описанных подробностей подвига святого в Прологе нет. 123 ...Максима, и Василия, Исидора, паче же и древняго великаго Андрея, и Прокопия, Иоанна уродивых. – Имеются в виду юродивые святые Максим Московский (Пролог, 13 августа), Василий Блаженный (Пролог, 2 августа), Исидор Ростовский (Пролог, 14 мая), Андрей Юродивый (Пролог, 3 октября, 12 октября), Прокопий Устюжский (Пролог, 8 июля), Иоанн Устюжский (Пролог, 29 мая). Все они русские святые, кроме Андрея Юродивого, имя которого в общем ряду особо выделено. В соответствующем фрагменте статьи «Цветника священноинока Дорофея» называются лишь первые три имени. Упоминания Андрея Юродивого, Прокопия и Иоанна Усюжских появились в более поздней редакции текста, дошедшей до нас в «Кринах сельных» и в «Старчестве» Матфея Никифорова. 124 ...великомучеников Георгия и Димитрия, Иякова Персянина, и Феодора Тирона, и Феодора Стратилата, и 40 мученик, и пятечисленую пятерицу – Евстратия и Евгения, Мардария и Ореста, и Авксентия. – Имеются в виду великомученики Георгий Победоносец (Пролог, 23, 24 апреля), Димитрий Солунский (Пролог, 26 октября), Иаков Персянин (Пролог, 27 ноября), Феодор Тирон (Пролог, 17 февраля), Феодор Стратилат (Пролог, 8 июня, 8 февраля). 40 мучеников севастийских – см. в Прологе под 9 марта, а «пятечисленую пятерицу» севастийских мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – под 13 декабря. В «Цветнике священноинока Дорофея» этот фрагмент имеет несколько иной вид: Федор Тирон упоминается в другой части статьи, Федор Стратилат не упоминается вовсе, а вместо «пятечисленой пятерицы» названы мученицы Ирина и Екатерина. См.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XIXV веков: Каталог. СПб., 2008. С. 3739, 4446, 52, 6061, 116, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христа Пантократора монастыря в Дечанах (Косово и Метохия) ростовой образ И. П. находится в верхнем регистре на столпе храма (ок. 1348), сцена мучения представлена в нартексе (ок. 1350). Изображения И. П. сохранились в росписях ц. Спасителя в серб. мон-ре Жича (1309-1316), в соборе мон-ря Манасия (Ресава, Сербия, нач. XV в.); на фреске мон-ря ап. Иоанна Богослова в Поганово (Болгария, ок. 1499) и др. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O. I. 58) он изображен в медальоне среди мучеников (Л. 56 об.) и в рост в позе оранта под 27 нояб. (Л. 88 об.), оба раза без головного убора. Сцена мучения И. П. иногда встречается в иконописи, как, напр., на иконе из ц. свт. Николая Болнички в Охриде (сер. XVI в., Иконная галерея, Охрид). В левой части иконы изображено рассечение великомученика, в правой - И. П. в мученическом венце, с крестом в руке. Его венец и одежда с длинными полыми рукавами напоминают костюмы балканской знати. Вмч. Иаков Персинянин. Роспись ц. св. Апостола в Пече. Ок. 1260 г. Вмч. Иаков Персинянин. Роспись ц. св. Апостола в Пече. Ок. 1260 г. В поствизант. монументальной живописи сохранялись оба основных иконографических типа изображения И. П. Фигура святого была представлена среди св. воинов-мучеников, располагавшихся в нижних зонах росписи кафоликонов ряда мон-рей: лавры св. Афанасия на Афоне (1535); св. Варвары Русану (1546), св. Варлаама (1548, мастер Франгос Кателанос) и Преображения (1552, мастер Джорджи) в Метеорах; Дионисиат и Григориат на Афоне (1768-1779) (1546-1547, мастер Зорзис Критянин); Филантропинон на о-ве оз. Памвотида (Янина) (1531/32, 1542); Сучевица в Румынии (80-е гг. XVI в.); Пива в Черногории (1604-1606), а также в церквах вмч. Георгия в с. Воронец в Румынии (1547-1550), Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке в Греции (1573), в парекклисионе св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе) в Греции (1634) и др. В поствизант. живописи бытуют разные варианты изображений костюма, головной убор И. П. часто напоминает экзотический шлем с украшениями. Почитание И. П. было распространено и в Др. Руси. Одно из первых изображений И. П. встречается в соборе Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.), о чем свидетельствует сохранившееся граффити. И. П. изображен молодым, с едва проступившей бородой, в хитоне и гиматии с тавлионом. Сохранилось его полуфигурное изображение в ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167) на юж. стене под хорами в составе композиции «Страшный Суд». Исследователи объясняют появление этого изображения тем, что страдания И. П. воспринимались как исполнение пророчества Иисуса Христа о разделении праведников и грешников и как указание на связь образа И. П. с темой Второго пришествия. Головной убор И. П. напоминает небольшую шапочку ветхозаветных пророков, плащ богато украшен жемчугом, в правой руке крест.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Когда преп. Стефан Махрищский полагал основание Махрищской обители, блаж. Григорий владел участком земли, невдали от бедной обители 172 . Воспламенённый любовью к Господу, Григорий отдал всё, что имел, и себя самого в распоряжение святого пустынника и удостоен был после иночества сана священства. Когда преп. Стефан удалился из обители, чтобы жить в безмолвной пустыни, он взял с собой любимого ученика Григория, и они прошли в глухие леса глубокого севера. В Вологодской стране, в Авнежском княжестве, что в нынешнем Тотемском уезде, поселились они близ реки Сухоны. Здесь у потока, называемого Юрьевым, поставили они (1370 г.) храм Св. Троицы и потом другой в честь великомучен. Георгия. – Им щедро давал пособия богатый землевладелец Константин Дмитриевич, который потом и сам принял монашество с именем Кассиана. Вскоре Авнежская обитель прославилась в окрестности; великий князь Димитрий Иоаннович прислал от себя монастырю вклады, но отозвал преп. Стефана в его Махрищскую обитель. Преп. Григорий остался начальником Авнежской обители, а Кассиан был при нём келарем. Они подвизались усердно для своего спасения и удостоились страдальческой кончины. – В 1392 г. обитель их разорена была Вятскими Татарами, а сами преп. Григорий и Кассиан июня 15 были убиты. – По внешнему виду преп. Григорий был уже сед и несколько плешив, а Кассиан с густыми волосами на голове, с недолгой и простой бородой. – Место обители их считалось собственностью Махрищской обители, но по кончине их совсем запустело и поросло лесом; так боялись тогда диких Татар! В 1524 году Авнежский селянин при чистке леса нашёл мощи преп. Григория и Кассиана; над ними поставили часовню. Завладевший участком земли, где была обитель, домогался, по страсти к корысти, уничтожить часовню; но впал в тяжкую болезнь и в раскаянии получил исцеление при могиле преп. пустынников. Махрищский настоятель Варлаам царским иждивением построил (1560 г.) над гробом преподобных монастырь с храмами Св. Троицы и великомучен. Георгия, как это было при жизни их. Митрополит Макарий поручил Вологодскому епископу Иоасафу освидетельствовать мощи, и затем установлено совершать местно память преп. Григория и Кассиана 15 июня. Обитель упразднена 1764 г., но придел Троицкого храма остаётся посвящённым имени преподобных, а на гробнице стоит древняя икона их с изображением деяний 173 . Страдание св. Лазаря, князя Сербского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тридцатый день. Поучение 3-е. Св. великомучен. Иоанн воин. (Самое надежное утешение в скорбях христианин может найти у подножия креста Христова). I. Из жизни св. великомученика Иоанна воина, ныне прославляемаго, известно, что он, сам испытав много скорбей, всю свою жизнь посвятил на то, чтоб утешать скорбящих и обуреваемых разными несчастиями людей Вот где основание, почему к св. Иоанну воину обращаются христиане, впавшие в разные несчастные обстоятельства жизни, и просят его молитвенно ходатайствовать пред Богом и по мере веры своей получают просимое. II. Как св. великомученик Иоанн воин, утешая скорбящих, указывал им на крест Христов, так сделаем в настоящем случае и мы, и скажем, что самое скорое, прямое и надежное утешение во всех своих скорбях христианин найдет у подножия Господняго креста. Нет человека на земле, который не хотел бы владеть благом, услаждающим все горести души. А как много скорбей на земле! Оне неизбежны здесь ни для кого. Где найти защиту против скорбей временных? Путешествуют по морям и суше, тратят труды и издержки, стараясь найти желаемое счастие. И как часто концем всех трудов бывает одно крушение духа! Где же течет светлая и чистая струя счастия для души нашей? Нигде более, как при подножии креста Христова. а) Тяжело терпеть потерю богатства, добытого трудом, особенно если не находят потом помощи в вопиющей нужде и у тех, которые могли бы помочь. Но, лишаясь утешения человеческого, не находят ли утешения у подножия креста Христова? Кого видим мы на кресте? Видим Господа нашего, Который, служа спасению людей, не имел, где главы преклонить, с Которого нечестивые сняли последнюю одежду и оставили нагим, Которого в жажде поили желчию и уксусом. Для чего терпел Он все это? С тем, чтобы доставить в вечности покой и довольство тем, которые терпеливо переносят нищету, голод и жажду. «Весте, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» ( 2Кор. 8, 9 ). Помните эту благодать великую и утешайтесь в нищете своей все нищие Божии! Вы лишены временного и тленного богатства: а на кресте возвращается вам вечное богатство. Вас не окружают почет и довольство, которыми окружает богатство: но вас окружает честь земной участи Господа вашего. Вы не блистаете среди знати земной: но вступили на дорогу знати небесной: О, благословляйте Господа за долю свою!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Главный собор монастыря посвящен имени святого великомученика и целителя Пантелеимона, которого честная глава, здесь находящаяся, составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Кроме того, в семь храме находятся и другие святыни следующие: части древа Креста Господня и св. мощей: частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня ; глава св. преподобномученика Стефана Нового; глава ев. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины, частицы мощей: св. Иосифа Обрученника, св. Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника, св. муч. Иакова Персянина, св. мучен. Кирика, св. Трифона, священномученика Харалампия, св. Евстратия, св. великомуч. Феодора Тирона, св. Модеста, некоторых из св. мученик дву тьму в Никомидии сожженных, св. великомуч. Георгия Победоносца; миро св. великомуч. Димитрия; св. великомуч. Варвары, св. Иоанна Златоуста , св. мучен. Никиты, преподобного Герасима Нового, преподоб. Симеона Нового ; св. новомучеников: Нектария, Макария, Гедеона, Игнатия, Евфимия и Акакия. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленного от Гроба Господня, из которого сделан семисвечник. Второй собор – Покрова Пресвятой Богородицы. Святыни храма сего: Несколько небольших частей животворящего древа Креста Господня, небольшие тоже частицы св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы; св. архидиакона первомученика Стефана; св. Анны – матери Пресвятой Богородицы; глава преподобного Исаакия Далматского; части мощей: священномученика Харалампия, св. Дионисия Ареопагита , св. великомуч. и целителя Пантелеимона, св. великомуч. Димитрия, св. бессребреников Космы и Дамиана, Кира, Иоанна, Трифона; св. муч. Параскевы, св. великомучен. Артемия, св. муч. Мамонта, священномуч. Антипы, св. Феодора Стратилата, св. муч. Никиты, священномученика Иулиана, св. муч. Василисы, св. великомуч. Прокопия, св. великомуч. Марины, св. муч. Меркурия, св. муч. Антония, св. муч. Кельсия, св. муч. Иакова Персянина, св. мучен. Анастасия, св. Иоанна Златоуста , св. Афанасия Александрийского , св. Модеста, священномуч. Елевферия, св. великомучен. Феодора Тирона, св. Иоанна Милостивого, св. Амвросия Медиоланского , преподоб. Евфимия Великого, преподоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От Эсфигмена до Ватопеда – два часа ходу, до Кареи пять часов. Соборный храм в честь Вознесения Господня. В соборе, кроме животворящего древа Крестного, есть мощи: глава св. Ап. Иакова Алфеева; часть главы св. Парфения, епископа Лампсакийского; левая нога св. Марии Магдалины; часть главы св. Афанасия, патриарха Цареградского; челюсть св. Иакова Персянина; части: св. Иоанна Златоуста , св. священномуч. Харалампия и Модеста; св. великомучен. Пантелеимона; св. великомучен. Варвары, св. Меркурия, Евфимия; св. муч. Марины; св. Трифона; св. св. Стефана архидиакона и св. Ермолая; глава преподобномуч. Агафангела Нового и другие. Кроме собора, здесь параклисы: 1) Успения Богоматери; 2) св. Архангелов; 3) св. Григория Паламы ; 4) св. Константина и Елены; 5) св. Анфима, священномуч. Никомедийского; 6) св. Нилов-Святогорского и Синайского; 7) св. Георгия и Геннадия, патриарха Константинопольского . Эсфигмен основан Греческим императором Феодосием младшим и царственной его сестрой Пульхерией в 5 веке. Эсфигмен для России замечателен и близок, потому что здесь первоначально подвизался на соседственной с монастырём горе Самаре, в пещере, преподобный Антоний Киевский, пришедший на Святую Гору к здешнему игумену Феоктисту. 8.Ватопед (идиоритм) Ватопед от Кареи находится на расстоянии трехчасового пути; от Пантократора отстоит на два часа. Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой. Богородицы. Кроме частей животворящего древа Креста, трости, губы, хламиды и власов Христовых, здесь находится единственная и бесценная святыня Ватопеда – это пояс Богоматери и чудотворные иконы: 1) Чудотворная икона Божией Матери, так называемая Закланная; 2) икона Божией Матери, именуемая Провозвестительницей; 3) на горнем месте икона Пресвятой Богородицы, называемая Ктиторской; 4) икона Божией Матери – Отрады, или Утешения; 5) в дохиарной монастыря находится иная чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой; 6) и над вратами монастыря находится чудотворная икона Божией Матери. Здесь есть много св. мощей в отдельных частях: глава св. Григория Богослова ; глава св. Андрея Критского ; нога св. Апостола Варфоломея; части св. мощей св. великомуч. Феодора Стратилата; стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть св. муч. Кирика; части от глав св. мучеников Сергия и Вакха; часть главы священномуч . Харалампия; часть от правой руки священномучен. Ермолая; часть правой руки св. великомученика Пантелеимона; часть руки св. мученика Трифона; часть руки св. Иоанна Милостивого; кость от плеча св. архидиакона Стефана; часть руки св. мученицы Марины; головной череп нового чудотвор. Евдокима, св. Модеста; часть главы и честное миро св. великомуч. Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сем монастыре ещё есть другая икона чудотворная же, называемая грузинская. О сем образе повествуется следующее: «в лето 7130/1622 Богу попустившу прииде в Иверскую страну или Грузинскую землю Персидский Царь Аббас-Шах, и поплени страну ту и грады их. В то время этот Царь обрете у Митрополита, сущего там, многоцелебную ризу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и по возвращении от победы посла ю в Москву к Великому Государю и Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу и Отцу Его Великому Государю Филарету Никитичу Московскому вместо Великого дара. В то же время Персяне с другими утварями взяли и эту икону; ибо была обложена серебром и золотом и отнесли в свою землю не ради поклонения, но да продадут ту Русским купцам. У Персян тогда же купил сию икону за цену Ярославского купца Георгия Лыткина приставник Стефан сын Лазарев, бывший в Персии для купечества. Григорий Лыткин, приняв этот образ с великой радостью по случившемуся прежде получения образа явлению во сне, положил перенести оный образ в Двинскую область в Чёрную гору; и в лето 7137/1629, Августа 22 дня при Благоверном Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче, всея России Самодержце, по благословению Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и при Киприане, Митрополите Новгородском, и при Игумене Макарии Черногорского монастыря, в этот Черногорский монастырь ту Св. икону принёс, названную по имени страны той Грузинской и поставил во храм честной её Похвалы, при том и праздник сотворил. Этот благочестивый муж явление то почтя за чудо, и другие видя и слыша чудеса от того образа, возымел большую веру к этой святой обители. После и церковь прекрасную воздвигнул во славу Богоматери, и, украсив ю, обе Пречистой Богородицы чудотворных иконы в ней поставил; сверх многих утварей даровал одних книг церковных и поучительных 147. Список с образа сего находится в Москве у Варварских ворот; а снимал оный Московский серебряник Гавриил Евдокимов в 7162/1654 году, когда привезён был из монастыря образ этот в Москву для обложения новым окладом». См. Пролог месяца Августа 22 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кевис – ученик Сократа или другой, живший позже. Одному из них приписывается диалог «Картина», пользовавшийся популярностью, прекрасно написанный. Диалог этот изображает аллегорически два пути человеческой жизни – добродетельный и порочный, и когда молодые люди рассматривают картину, то к ним подходит старик и объясняет что только мудрость и добродетель делают человека счастливым. В своих сочинениях М.Грек указывает на историю астрологии, которую он выводит от Зороастра и «древних волхвов, бывших у персян», у которых заимствовали ее ассирияне (халдеи) и египтяне, а у последних уже греки 1211 . Первые, по замечанию Максима, звездам приписывали только побудительную силу относительно человека, тогда как греки стали учить о влиянии стечения планет и звезд на его судьбу, причем рождение под той или другой планетой или звездой заняло главное место в этом учении. На Запад звездочетство занесли аравитяне, от которых его заимствовали «латыны зловерные и немцы прегордые» 1212 . Обличения М.Грека, направленные против звездочетства, основываются на священном писании, отцах церкви, философах, исторических примерах и случаях из обыденной жизни. Места, заимствованные Максимом из священного писания состоят из выражений, в которых указывается на непосредственное участие воли божией в судьбе человека 1213 . «Правое и нелестное мудрование и учение есть то, – говорит М.Грек, – которое показывает сам праведный Судия и промышленник всех вместе тварей своих, кого возвышает, а кого смиряет судьбами неизглаголанными, который сам знает, а не баснословимое счастье и круг зодийский или схождение звезд и планет» 1214 . Слова священного писания Максим подтверждает примерами: с одной стороны он указывает, на Давида, Гедеона, Езекию, всегда прибегавших к Богу, а не к звездочетцам, на Саула, Давида и Иеровоама, помазанных на царство по повелению же Бога, на Манассию, заслужившего благоволение от Бога за покаяние, на Давида, избавленного от поисков Саула, на Иосифа и Моисея, прославленных в Египте, с другой стороны он приводит в пример Саула, который погиб со всем своим домом за сношение с волшебницей, на Соломона, царство которого за его идолослужение было отдано Иеровоаму, а за беззаконие последнего Ваас овладел престолом самарийским, убив его сына Навата и погубив весь род его, «по божию прогневанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Относительно колеса счастья Максим замечает: «Довольно обличает некоторый мудрец, ему же имя Исиод, но еще более известные отроковицы, которые считаются всякой премудрости подательницами. Спрошенные Исиодом, почему некоторые из людей славны и пресловуты суть, другие же бесчестны и неимениты, отвечали ему, не колесом счастья, ниже схождением планет, но волею великого Зевса, т. е. неизглаголанными божиими судьбами бывает им то или другое назначение» 1221 . Приверженцы астрологии говорили, что никто из известных в древности царей и полководцев не совершал своих предприятий без советов предсказателей, а потому считали последних необходимыми в государственных делах. Против этого М.Грек возражает примерами. Сципиона Африканского, сумевшего, при всех удачах Аннибала, перейти в Африку и уничтожить Карфаген (причем Максим замечает: «не вся ли сия доблестным мудрованием души совершил, уразумев благополучное время, т. е. пребывание Аннибала в Италии»), на Юлия Цезаря, Александра Македонского, Фемистокла (о котором «где у Фукидида написано, что звездозрительными гаданиями действовал на персян»), на Константина Вел. (на которого указывали противники Максима), Димитрия Донского, который победил Мамая не звездными гаданиями, но ревностью божественной изострив себя и щитом веры оградився», и вообще указывает на русских князей, действовавших против татар 1222 . Борьба с магометанским миром, очевидно, близко принималась Максимом, так как единственные примеры взяты им из русской истории. С другой стороны, Максим представляет примеры неисполнившихся предсказаний астрологов, каковы предвещания Амвросия Розады о Людовике Моро и Валента относительно Константинополя (Валента спрашивал Константин Вел. о продолжительности существования своей столицы 1223 , и указывает на изгнание астрологов из Италии римскими императорами и на положительные запрещения против них византийских градских законов 1224 . Третий способ возражений М.Грека против звездочетства состоит в нравственно-богословских доводах. Здесь Максим последовательно проводит следующую мысль: если человек находится под исключительным влиянием звезд, то, значит, он не свободен, и в таком случае не должен отвечать за свои поступки, а потому не нужен суд и наказания за уклонения от закона и правды. Сверх того, если звезды могут побуждать человека к дурным поступкам, то, значит, они злы по своему существу, а в таком случае зло следует приписать Творцу, создавшему их злыми, что противно истинному богословскому учению. Притом Творец не может уже требовать ответственности от человека за его дела, если только последний подлежит влиянию звезд и не действует по собственной воле 1225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002   003     004    005    006    007