Никиты мидикийского (сей в Мст.). 5 св. великомучен. Ирины. 6 св. праведного Иова. 7 воспоминание явления креста на небеси. (Тип. еще пр. Пахомия). 8 св. ап. и ев. Иоанна Богослова и пр. Арсения. 9 св. прор. Исаии и св. Николая (Тип. еще муч. Христофора). 10 св. ап. Симона. 11 св. муч. Мокия(Тип. еще бытие Царяграда). 12 св. Епифания, еп. кипрского. Св. Германа, архиеп. конст. (905 одного Епифания). 13 св. муч. Гликерии (Тип. и 905 еще муч. Александра). 14 св. муч. Исидора (Тип. и Тихона, т. е. Тихиота). 15 пр. о. н. Пахомия. 16 св. Георгия, еп. мелитинского (Тип. еще Иуды, брата Господня по плоти). 17 св. ап. Андроника. 18 св. муч. Феодота. Мст. 19 св. священномуч. Патрикия. 20 св. и великого муч. Фалалея. 21 святою царю Константина и Елены. 22 св муч. Василиска. 23 пр. Михаила испов. (Мст.), св. Леонтия, еп. ростов. 24 пр. Симеона столпника. 25 третие обретение честные главы св. Иоанна. 26 св. ап. Карпа. 27 св. Климента песнописца и св. Ферапонта сардийск. (905 одного Климента). 28 св. муч. Крискента (905 и 1 всел. собора). 29 св. муч. Феодосия. 30 пр. о. н. Исаакия. 31 св. муч. Ермы. Июнь 512 1 св. муч. Иустина и дружины его. 2 св. Никифора, патр. цареградского. 3 св. муч. Лукиллиана. 4 св. Митрофана, патр. константинопольского. 5 память избавления от врагов Царяграда (Мст.). Св. муч. Марвиана, Кодрата (т. е. Никандра, 905 одного Маркиана с Никандром). 6 св. Дорофея, еп. тирского. 7 св. муч. Феодота анкирс. 8 св. муч. Феодора стратилата. 9 свв. мучч. Александра и Антонины. 10 св. священномуч. Тимофея. 11 свв. Варфоломея и Варнавы. 12 пр. о. н. Онуфрия. 13 св. Акилины. 14 св. прор. Елиссея. Мст. 15 св. прор. Амоса. Мст. (905 еще Исаии пророка). 16 св. Тихона чудотворца. Св. отца нашего Кирилла, еп. александрийского (Тип. и 905 одного Тихона). 17 свв. мучч. Мануила, Савела, Исмаила. 18 св. муч. Леонтия и дружины. 19 ап. Иуды. 20 св. священномуч. Мефодия, еп. патарского. 21 св. муч. Иулиана тарсянина. 22 св. священномуч. Евсевия. 23 св. муч. Агриппины 905 еще поновление притвора Иоанна Предтечи).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Святыни Софийского собора составляют мощи святых угодников Божиих и чудотворные иконы. Св. мощи На правой стороне собора пред иконостасом придела св. Архистратига Михаила, в углублении, почивают в серебряной раке мощи священно мученика Макария, митрополита Киевского, убитого татарами 1 мая 1497 г. в м. Скрыголове, Мозырского уезда, Минской губернии, принесенные оттуда в Киев. Ежегодно 1 мая мощи сии торжественно обносятся вокруг собора после литургии. Кроме того, в обложенной серебром раке, стоящей на левой стороне собора у северной стены Георгиевского придела, и в малом ковчеге, стоящем пред иконостасом Антоние–Феодосиевского придела, на правой стороне собора, находятся некоторые святыни и частицы мощей св. угодников вселенской Церкви и нашей русской церкви. Чудотворные иконы В Софийском соборе находятся следующие чудотворные иконы: 1) при входе в собор, налево от главных западных дверей, внизу находится икона Божией Матери „Любечская“, принесенная из Любеча, Черниговской губер., в XVII в.; 2) на хорах с правой стороны, у колонны Андреевского придела, находится принесенная из Купятицкого монастыря, Минской губ., захваченного униатами в XVII в., чудотворная икона Божией Матери „Купятицкая“ и 3) на хорах с левой стороны, у колонны Николаевского придела, образ святителя Николая мокрого, прославленный многими чудесами и с древнейшего времени находящийся в Софийском соборе. Кроме того, в Софийском соборе находятся почитаемые народом иконы: Божией Матери „Дубовицкая“, св. великомуч. Иоанна Воина и св. великомучен. Пантелеймона Целителя. Достопримечательности Софийского собора К достопримечательностям Софийского собора принадлежат: 1) находящаяся на левой стороне его, в алтаре Владимирского придела, мраморная гробница, по преданию, храмоздателя собора в. кн. Ярослава Владимировича, скончавшегося 19 февраля 1054 г., 2) мраморная же гробница одного из погребенных в соборе Киевских князей, как полагают, именно в. кн. Владимира Мономаха , находящаяся в приделе св. Владимира; 3) ризница и 4) библиотека, хранящиеся в особых помещениях собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Святая молитва ко святому освобождает из плена . Девицы христианские, бывши у варваров в плену, по приказанию царя вышивали образ св. мученика Димитрия, и с молитвами к нему в слезах – заснули над иконою; ночью св. Димитрий перенес их на родину. Св. великомучен. Пераскева Дух Святой сообщает особенную красоту Когда шла св. великомученица Параскева на судилище, Дух Святой осенил ее, и было лицо ее светло к удивлению всех. День пятницы древние чтили постом, молитвами и милостынями Родители мои, говорила св. великомученица игемону, день шестой, в память страданий Христовых, почитали постом, молитвами и милостынями». Крест и орудия Христовы укрепляют в страданиях Когда св. великомученица Параскева была замучена и брошена в темницу; в полночь явился ей ангел Господень, крестообразно по персям препоясанный, держа в руках крест, терновый венец, копие, трость и губу. Показывая это, он стал утешать ее и объяснять значение тех орудий и уврачевал ее. Преп. Авраамий затворник Приближающиеся к Богу побеждают диавола, а удаляющиеся от Него побеждаются Диавол, когда вкушал пищу преп. Авраамий, хотел опрокинуть его сосуд, но преподобный поставил свечу на стол и стал петь псалом: «блаженны непорочнии ходящии в путь» – до конца. Потом святый сказал диаволу: «нет, ты никого из боящихся Бога не соблазнишь; только соблазнишь отступивших от Бога, – ибо в них нет Бога; а от боящихся Бога одна молитва со слезами гонит тебя, как ветер – прах». Мясо и вино вкушал монах ради спасения ближнего Племянница преп. Авраамия, подвизавшаяся при нем вне келии, по имени Мария, была соблазнена и вдалась в распутство; преп. Авраамий, в виде воина, пришел в распутный двор, где была Мария, ел мясо и вино; потом обличил ее жизнь распутную, и привел к покаянию. 31. Св. муч. Епимах Любовь к Богу всему доброму научает Св. муч. Епимах говорил: «любовь к Богу была ему учительницею, поучая его добродетельному житию: ибо кто, как не любовь Божия, говорит мученик, может научить человека благотворению? Она апостолов побудила оставить все и идти за Христом; она святых побудила жить в пустыне, в нищете и из татей и разбойников творила мучеников». Капля крови мучеников отверзла очи

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

5) Крест серебряный, чеканной работы, позолоченый, с частицами св. мощей и различными святынями: частица персти гроба Господня, часть жезла Господня (?) часть камени гроба Господня и мощи: Ап. Иакова Алфеова, м. Гурия, м. Варсонофия, м. Германа Казанских чудотворцев, м. Иоанна Милостивого, м. муч. Дмитрия, м. муч. Никиты, м. муч. Пантелеимона, м. муч. Каллиника. На кресте надпись внизу: «1702 года, июля в 8 день построен крест святый с мощами в церковь Пресвятыя Богородицы Казанския девич монастырь, церковною казною, в граде Казани, серебряный, позлащен». 6) Крест серебряный, позолоченый с финифтовыми изображенями Господа Саваофа, Иисуса Христа, Божией Матери, Иоанна Богослова и Адамовой головы. Весом этот крест с деревом 1 фун. 68 золот. На главе Спасителя серебряный, вызолоченный венец, вокруг коего обниз из 9 крупных жемчужин, 7 изумрудов и одной венисы. Вокруг верхней части креста обниз из 17 изумрудов и 17 крупных жемчужин около поперечной перекладины и вниз до Адамовой головы обниз в один ряд из среднего жемчугу. В кресте находятся мощи святых и различные святыни: мощи Евфимия Вел., Иоанна списателя Лествицы, Александра Свирского , часть пещеры и гроба. Кирилла Новоезерского, древо масличное, мощи – ап. Петра и Павла, преп. Сергия Радонежского, свят. Николая, Гурия, Варсонофия и Германа Казанских, муч. Феодора Тирона, Ап. Иакова, брата Божия. Великомучен. Феодора Стратилата, Князя Даниила, Александра преподобно – мученика, Феодосия, муч. Меркурия, муч. Пантелеимона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, св. уч. Минодоры, часть ризы Господни, часть гроба Господня; части гробов Макария Калязинского, Князя Михаила Черниговского, часть мантий Александра Свирского и препод. Ефрема Новоторжского. Внизу у рукоятки креста надпись: «Сей крест построен изждивением Конторы новокрещенских дел секретаря Ивана Нивитина сына Никитникова, марта 23-го 1747 года». 1753 г. 7) Крест под чернью: вверху Господь Саваоф; по краям Божия Матерь и Иоанн Богослов; внизу Адамова глава и орудия страданий. На обороте слова: мощи святителей: Василия Великого , Иоанна Милостивого, священномученика Харалампия, мощи великомучеников Евстафия Плакиды, Ионна Войнственника; мощи святителей: Гурия, Варсонофия и Германа. Мощи великомучеников Георгия и Димитрия, мощи великомученика и целебника Пантелеимона и мученика Авксентия. Внизу: «В поминовение сей крест Николая Петровича Татищева 69 ). Весу в нем 1 ф. 90 золот. (1770) года декабря 5 дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

На вопрос мученицы к диаволу: «кто ты?» – он отвечал «я диавол – один из первейших князей тьмы, послан от отца сатаны искусить и прельстить тебя, ибо я великую получил казнь от тебя и молитв твоих, от целомудрия девического и от мужественного твоего терпения; – я тот, который некогда Еве в раю пагубно советовал преступить заповедь Божию; я научил Каина убить брата своего Авеля; я научил Навуходоносора поставить идола золотого на поле Деире; я тот, который прельстил иудеев покланяться идолам; я Ироду внушил избиение детей, Иуде – предание Учителя и самого себя удавление; я подвинул евреев камнями побить Стефана, я побудил Нерона распять Петра и мечем обезглавить Павла. 22. Св. великомуч. Анастасия Соблазны и угрозы чрезвычайные против мученицы Языческий жрец Ульпиан, желая отвратить мученицу Анастасию от Христа, старался с одной стороны предложить ей богатства мipa, а с другой запугать орудиями мученическими. «Здесь каменья драгоценные, говорил соблазнитель, а там мечи обоюдоострые; здесь золотые и хрустальные одры, многоценными покрывалами убранные, а там одры железные, разжженные и раскаленные огнем; там ожерелья, серьги, привески золотые и жемчужные, а здесь оковы, цепи и узы железные; там зеркала светлые, гребни и все женские принадлежности, а здесь железные гребни, на растерзание тела приготовленные и рожны железные. С одной стороны драгоценные уборы и платья, с другой черепья, власяные рубища, которыми трут раны». Таким образом, против всего прекрасного он положил ужасное, против веселого – скорбное, против мягкого – жесткое, чтобы или прельстить первыми, или устрашить последними невесту Христову. Явление после смерти Когда св. великомучен. Анастасия была морима тридцать дней голодом в темнице, ее часто посещала одна благочестивая женщина по имени Феодотия. Св. Анастасия однажды спросила ее: «как она к ней будет приходить после смерти?» Феодотия отвечала, что душам мучеников Господь особенную даровал благодать, так чтобы они, по отшествии от земли, приходили к кому захотят и беседовали с ними и утешали их. Феодотия явилась на корабле, на котором хотели утопить св. Анастасию и парусами управляла к берегу. 23. Пред. Нифонт, епископ Кипрский

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Тихо, величаво шествовал Государь, опираясь на посох индейского дерева, в обыкновенном выходном платье, в сопровождении высших сановников, из которых только бояре, окольничие, думные и ближние люди обыкновенно входили с Государем в церковь ; прочие же чины оставались на погосте и становились по сторонам царского пути между Успенским и Архангельским соборами по чину т. е. младшие ниже старших. После обыкновенной парадной встречи и возложения на себя царского сана (большого царского наряда) в приделе св. великомучен. Димитрия, Государь, при пении многолетия, молился св. иконам, принимал у патриарха благословение и становился на свое место; после сего прекращался звон. Государь слушал литургию, совершавшуюся обыкновенно патриаш. чином. Во время пения причастна, звон Успенского колокола давал знать о приближении времени крестного хода, который обыкновенно открывался после заамвонной молитвы. (Иногда крестный ход совершался и пред литургией. Др. Рос. Вивл. X 156–183). «Патриарх выходит из алтаря со властями и поклоняется царю. Царь от святителя прия благословения и станет на обычном месте близь патриарха; а власти приходят по два, поклоняются царю, таж патриарху; тож ключарь ходит на иордань и кропит св. водою государево место и патриарше и путь... Архидиакон же, приемля благословение святителя, начинает молебен и по октению исходят на воду». Патриарх, в преднесении чудотворных икон, хоругвей и крестов, по чину великих ходов, выходит западными дверьми, царь южными; патриарх, проходя мимо царя, осенял его животворящим крестом, а духовные власти – творили ему по два поклона. Торжественное шествие, по выходе из храма, открывали 600 стрельцов, одетых в лучшее цветное платье, с богатым блестящим оружием; спереди и сзади их шли по два пятидесятника с обоюдностальными топорами на древках черного дерева, украшенных серебряными кистями. За стрельцами следовал самый крестный ход, замыкавшийся шествием патриарха, которому предшествовали митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, соборные протопопы и приходские священники и диаконы; во главе крестного хода несли московские святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Другое дело, если укажут ему на крест Христов. Да, страдание распятия – самое страшное страдание и как же переносит его Иисус Христос? Молча, ни словом, ни движением не обнаруживая какой-либо нетерпеливости. После того нам ли, грешным рабам Его, быть нетерпеливыми в своей болезни? Господь терпит муки за наши грехи: а наша болезнь – не плод ли грехов наших? Он страдает для того, чтобы в свое время «преобразить тело смирения нашего» и облечь его в славное бессмертие ( Флп. 3, 21 ). Пусть же гниет грешное тело наше: нам дано будет тело лучшее, тонкое, светлое, облеченное красотою небесною, лишь бы мы очистились здесь от грехов покаянием. «Верно слово, говорит нам с полною уверенностию апостол Божий, верно слово: если с Ним умерли, то с Ним и оживем. Ежели терпим, то будем и царствовать с Ним» ( 2Тим. 2, 11–12 ). Болезнь телесная, переносимая в виду креста Христова, очищает тело от порчей, внесенных в организм грехом, очищает душу от движений самолюбия и молитвою низводит в нас крепость небесную. г) Тяжела потеря близких сердцу, отнимаемых у нас смертию. Потеря супруга или супруги, потеря детей милых, потеря отца или матери, сестры или брата невольно исторгает горькие слезы. Не утешают в этой потере ни богатства, ни чести, а еще более увеличивают горечь ея, выставляя бессилие всего земного. Где помощь этой скорби? Безотрадна скорбь язычника на гробе близких сердцу его: – он теряет их навсегда. При кресте Спасителя скорбь о смерти растворяется сладкою надеждою на жизнь бессмертную. «Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» ( 1Кор. 15, 20 ). Жив начальник наш, наша глава, с Ним живы и все подчиненные Его, все члены тела Его. Не скорбите об умерших, говорит нам апостол: если мы знаем, что «Иисус умер и воскрес, то также и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Сол. 4, 13–14 ); мы соединены на веки с теми, которых смерть разлучила с нами на время. Грех ввел в мир смерть. Христос, удовлетворивший за грех правде и ниспославший дух жизни, ввел в мир жизнь. – Не все мы умеем пользоваться здесь жизнию Христовою; то же могло быть и с отшедшими от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

на ю.–з. от Екатеринбурга, при берегах р. Полевой и заводского пруда. Селение со всех сторон окружено горами, покрытыми хвойным лесом. К приходу принадлежит выселок Гумешевский (3 в.) Климат местности здоровый. Почва каменистая и глинистая. В незапамятные времена на месте нынешнего Полевского з. жил загадочный народ – чудь, который занимался добыванием меди и серебра; об этом свидетельствуют найденные при разработке Гумешевского рудника остатки старинных шахт и сохранившиеся в них вещи: кожаные сумы, шитые жилами, лосиные рукавицы и пр. Первое русское селение возникло в этой местности в 1719 г., когда по распоряжению думного дьяка А.А. Виниуса началась разработка Полевского медного рудника. Селение однако существовало недолго: 8 июня вышеозначенного года на него напали башкиры; жителей разогнали, строение выжгли. В 1723 г., по приказанию Де-Геннина, снова начали разработку Полевского и Гумешевского рудников, а 5 июня 1724 г. приступили к постройке Полевского медеплавильного (теперь железоделательного) завода. В 1759 г. завод этот был передан казною во владение А.Ф. Турчанинову. Прихожане все, в числе 7 134 об. п. (3 552 м., 3 582 ж.), – православные, по сословию – бывшие мастеровые Сысертских заводов. Главное занятие – работы на заводе и рудниках, старание на золотых приисках, перевозка железа, руды, дров, угля и пр. Первая деревянная церковь во имя ап. Петра и Павла была, заложена в Полевском заводе 29 июня 1730 г., по благословению Антония, Митрополита Тобол. и Сиб.; освящена в 1731 г., по благословению того же Митрополита. Вместо этой «обветшалой» церкви 6 июля 1786 г. заложена ныне существующая Петро-Павловская каменная, с приделами: в честь великомучен. Екатерины (северн.) и св. Александра Невского (южн.). Освящение совершено 11, 12 и 13 сентября 1793 г. Благословенные грамоты на «обложение» и Освящение подписаны Варлаамом, Епископом Тобол. и Сиб. В иконостасе церкви четыре местных иконы, по отзыву знатока иконописи, Преосвященного Анатолия, «весьма высокой работы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об освобождении от трудного рождения жен. Пресвятей Богородице Феодоровской, августа 16-го. О том же Великомученице Екатерине, ноября 24-го Аще возненавидит муж жену свою неповинно Св. мученикам Гурию, Симону и Авиву, ноября 15-го. О сохранении здравия младецев. Пресвятой Богородице Тихвинской, июня 26-го. О том же. Праведнику Симеону Богоприимцу, февраля 3-го. О избавлении младенцев от родимца. Св. великомученику Никите, сентября 15-го. О исцелении младенцев от оспы Мученику Конону соврийскому, марта 5-го. О просвещении разума к учению грамоте Св. бессребникам Косьме и Дамиану ноября 1-го О изучении иконного писания Св. апостолу Иоанну Богослову, сентября 26-го. О сохранении от внезанные без покаяния смерти Священномученику Садофу, октября 19-го. О том же. Великомучен. Варваре, декабря 4-го. О том же. Священномученику Харлампию, февраля 10-го О избавлении от муки без покаяния. Преподобному Паисию великому, июня 19-го О прогнании лукавых духов от человек и скотов. Преподобн Нифонту, декабря 23-го. О том же Святителю Марофу, февраля 16-го. О избавлении от блудные страсти Преподобн Мартиану, февраля 13-го. О том же Преподобн. Иоанну многострадатель-ному, июля 18-го О том же. Св. мучен. Фомаиде, апреля 14-го. О избавлении от винного запойства. Мучен. Внифантию, декабря 19-го. О том же. Преподобн. Моисею Мурину, августа 28-го О сохранении от пожара или молнии. Пресвятой Богородице неопалимой купине, сентября 4-го. О том же Святителю Никите Новгородскому, января 31-го О бездожии и ведре Св. пророку Илии, июля 20-го. О избавлении от потопления на воде, и бед и печаль. Святителю Николаю чудотворцу, декабря 6-го. О избавлении от скотского падежа. Святителю Модесту, декабря 18-го. О том же. Священномученику Влассию, февраля 11-го. О избавлении от падежа конского. Мученикам Флору и Лавру, августа 18-го. О сохранении скота от съедения зверей. Св. великомученику Георгию, апреля 23-го. О обрет. украденных вещей и бежавших рабов. Мученику Феодору Тирону, февраля 17-го. О том же. Мученику Иоанну воинственнику, июля 30-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

26 Великомученика Димитрия Солунского 27 Мучен. Нестора. Преподоб. Нестора Летоп. 28 Мучеников Терентия и Неонилы 29 Преподоб. мучен. Анастасии. 30 Священ. муч. Зиновия и Зиновии 31 Апостолов Стахии, Амилия и Наркисса Месяц ноябрь 1 Бессребренников Космы и Дамиана 2 Мученик. Акиндина и Пигасия 3 Муч. Акепсимы, Иосифа и Аифала 4 Преподобного Иоанникия Великого 5 Мученика Галактиона. Св. Ионы Новгород. 6 Святого Павла. Преподоб. Луки 7 Мученика Иерона и с ним 33 мучеников 8 Собор Архистратига Михаила 9 Мучен. Онисифора и Порфирия 10 Апостол. Ераста, Олимпа и Родиона 11 Мучен. Мины, Виктора и Викентия 12 Святого Иоанна Милостивого 13 Святого Иоанна Златоустог о 14 Святого Апостола Филиппа 15 Мучеников Гурия, Самона и Авива 16 Апостола и Евангелиста Матфея 17 Святого Григория епископа 18 Мучеников Платона и Романа 19 Прр. Авдия. Преподоб. Варлаама 20 Преподобного Григория. Святого Прокла 21 Введение Пресвятой Богородицы 22 Апостола Филимона. Святого Михаила 23 Святого князя Александра Невского. Святого Митрофана еписк. Воронежского 24 Великомучен. Екатерины. Мучен. Августы 25 Свят. мучен. Климента и Петра 26 Преподоб. Алипия. Святого Иннокентия. 27 Великомученика Иакова Персянина 28 Преподобномученика Стефана 29 Мучен. Парамона. Препод. Нектария Печер. 30 Святого Апостола Андрея Первозванного Месяц декабрь 1 Прр. Наума. Святого Филарета 2 Прр. Аввакума. Преподоб. Афанасия 3 Прр. Сафонии. Прп. Саввы 4 Свят. Великомученицы Варвары 5 Преподобного Саввы Освященного 6Святого Николая Мирлик. Чудотворц 7 Святого Амвросия, еп. Медиоланского 8 Преп. Патапия. Апостола Сосфена 9 Зачатие Святой Анны 10 Мучен. Мины, Ермогена и Евграфа 11 Преподоб. Даниила и Луки Столпника 12 Преподоб. Спиридона Тримифунтского 13 Мучеников Евстратия и Авксентия 14 Мучеников Фирса, Левкия и Филимона 15Священномуч. Елевферия. Пр. Павла. 16 Прр. Аггея. Блаженной Феофании 17 Прр. Даниила. Св. Анании 18 Мученика Севастиана. Святого Модеста 19 Мучен. Вонифатия. Святого Григория 20 Святого мученика Игнатия Богоносца

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004   005     006    007