Наконец, ревностный христианин должен выделять особые моменты дня для славословия Богу. Царь Давид, при всей своей занятости, семь раз в день хвалил Господа: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» ( Пс. 118, 164 ). Хорошо славить Бога на рассвете (и петь великое славословие «Слава в вышних Богу», которое поется в храме на утрене), в девять часов утра, в полдень, в пятнадцать часов и вечером, когда зажигаются светильники (в это время в храме на вечерне поется «Свете Тихий»). Если же мы не можем быть на богослужении, но прочитаем хотя бы молитву «Отче наш», весь ритм нашей жизни преобразится. Что должно предшествовать молитве? Человек сначала успокаивается, если может, моет руки (напоминая себе о необходимости очищения сердца), становится перед иконами, зажигает свечу или лампаду и благоговейно начинает читать священные слова, понуждая свой ум и сердце внимать написанному. При этом хорошо оградить свой слух и зрение от всего, что может отвлечь от молитвы: включенного телевизора, радио, посторонних звуков. Лучше выйти в отдельную комнату или уйти на природу, если есть такая возможность, – все это помогает более сосредоточенной молитве. Не принято молиться мужчине в шортах и в шапке, а женщине в брюках, с непокрытой головой. Библия говорит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор. 22, 5 ). Апостол Павел добавляет: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» ( 1Кор. 11, 4–5 ). Это покрывание женщиной своей головы не пустая формальность, но знак для Ангелов: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» ( 1Кор. 11, 10 ). Принято молиться стоя, показывая, что мы стали детьми Небесного Отца, перед которым мы предстоим лицом к Лицу. Но если мы болеем или очень устали, то можно молиться и сидя. Как говорил преподобный Серафим Саровский , «лучше сидя молиться, чем стоя думать о ногах». Покаянные молитвы лучше произносить, стоя на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Находящиеся в небесном тронном зале ангелы славят Бога за искупление всех людей славословием из семи благословений: «Аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (7,12). Число семь здесь намекает на вечное, никогда не прекращающееся славословие. Так уже было в славословии Агнцу: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (5,12). Но в 7-й главе Агнец не упоминается. Происходит это в согласии с литературной формой, характерной для Иоанна. Дело в том, что 7-я глава завершает цикл, начавшийся в 4-й главе, где открывается видение престола и Бога, Сидящего на престоле, но еще не появляется Агнец, подвиг которого (гл.5) составляет собственно центр и ядро содержания всего цикла. Но все начинается в Боге (гл.4) и завершается в Боге (гл.7). Видения 12-й главы В 12-й главе «на небе является великое знамение: жена облеченная в солнце» (12,1). Эта «жена» представляет собою сияющую фигуру, снабженную небесными атрибутами: она облечена в солнце, луна под ее ногами, а на голове у нее венец из двенадцати звезд. Все это напоминает астрально-мифологические античные представления о небесной царице (особенно о богине Изиде) 4 . Но для Иоанна все эти мифические атрибуты – всего лишь материал, использованный для символики. Небесные светила обозначают жену как предопределенную Богом Церковь , истинный народ Божий. Это не удивительно, потому что женщина в античности часто символизировала народ. Так в Библии «дщерь Сиона» означает город Иерусалим, а также жителей Иерусалима ( Ис 1,8 ; Иер 4,31 ). На народ Божий указывает и число двенадцать . Это двенадцать колен Израиля (ср. Быт 37,9 , где Иосиф во сне видит солнце, и луну и одиннадцать поклоняющихся ему звезд, то есть одиннадцать сынов Иакова-Израиля, которые поклоняются ему, двенадцатому сыну). Двенадцать колен Израиля – ветхий народ Божий. Но числом двенадцать характеризуется и христианская церковь как новый народ божий, Новый Израиль (по числу двенадцати апостолов). Отсюда можно заключить, что жена, облеченная в солнце, – полнота истинного народа Божия, как ветхозаветного, так и новозаветного.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Не буду спорить. Лучше процитирую отрывок из Евангелия, который идет сразу же после приведенной выше цитаты о разделившемся царстве: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И пришед находит его выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (От Луки, глава 11, 24-27). Уважаемые пастыри! Не так давно Россия избавилась от злого духа, который мучил ее семь десятилетий — кому как не вам знать это? Но каким оказался наш дом через двадцать лет после его освобождения? Сознание многих молодых, да и не очень молодых граждан оказалось как будто выметено от исторической памяти. Из души у многих начисто «убраны» чувства жалости, сострадания, любви. В этом есть и ваша вина, и наша — вспомните, что случилось за эти годы с телевидением, с образованием для бедных, да и с былым духом бессребреничества. Не вернется ли к нам старый дух с семью «злейшими себя»? Погромные настроения и ксенофобия — духи позлее коммунизма. А шанса избавиться от этих духов, как когда-то от коммунизма, у нас может и не быть — ибо «последнее хуже первого». Сложившаяся ситуация — испытание для всех, и в первую очередь — для духовных лидеров. Давно не тайна, что и многочисленные мусульманские организации России больше занимаются славословиями светским властям и россказнями об «уникальном характере евразийской цивилизации», чем реальной просветительской работой среди верующих. Евразийская цивилизация — явление достаточно великое, чтобы не нуждаться в лживых комплиментах — типа того, что на территории нашей страны якобы никогда не было конфликтов мусульманства и христианства. Такие конфликты были — и это налагает на нас особую ответственность. Нельзя этим конфликтам дать повториться! И сделать это могут в том числе и сильные религиозные организации — честные и с начальством, и с верующими. Надо действовать — иначе дом, разделившийся сам в себе, падет.

http://pravmir.ru/razdelivsheesya-carstv...

Не менее свята и полночь. В это время, заключенный в тюрьме Павел со спутником, поколебал молитвой основания тюрьмы. «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деян. 16:25-26). И Давид в псалмах говорит «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Пс. 118, 62). По сути, полночь и полдень подобны противоположным точкам окружности. А если окружность (колесо) катится, то противостоящие точки это та, что касается земли, и та, что ей противостоит на самом верху окружности. В жизни это младенчество и старость. Они, как никто противостоят друг другу, но именно между ними есть тайное сродство. Лучше всего это выражено праздником Сретения и его иконами, где старец Симеон принимает на руки Младенца-Мессию. Так же противостоят друг другу богатство и бедность, простота и искушённость. В жизни отдельного человека полднем может быть краткий период славы, а полночью – гонения и преследования (также временные). И тот, и тот период требует молитвы. Стоит молиться в полдень (это шестой час нашего Часослова). Стоит молиться и в полночь (это полунощница). Вообще стоит молиться и в первый час, и в третий, и в девятый, сделав для себя Часослов понятным и любимым. Но главное из сказанного, это то, что время не течет ровно и безразлично, словно тихая речка в своем среднем течении. Время иногда ускоряется, спешит, взвивается вихрем. Это тогда, когда совершается нечто очень важное; то, что уже выходит по значению за рамки времени и дерзает коснуться вечности. Об этом потом надо всем помнить. Службы часов, читаемые в монастырях и храмах, именно этой памяти посвящены. И эта память освящает наше одномерное, пресное время, приобщая его к Священной истории. Рейтинг: 9.9 Голосов: 596 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Наталья Богоявленская 17 августа 2017, 19:36 Очень важное разъяснение, спасибо.

http://pravoslavie.ru/105819.html

Небесный Отец нам всем, облеченным в Божественный Дух Его, открывает Свою бесконечную благость к человеческому роду и побуждает исполнять следующие слова Писания: утешайте, утешайте люди моя. Священницы, глаголите в сердце Иерусалиму ( Ис 40:1–2 ). Я прошу Бога, посетившего тварь благостью Своею, чтобы Он дал вам мудрость, знание, благодать и способность разуметь написанное мною, чтобы вы знали преподанные вам заповеди Божии и непрестанно очищали сердце свое. Возлюбленные в Господе дети мои! Я также молю Господа, чтобы Он принял и молитвы, которые я воссылаю к Нему о вашем спасении. Ему вечно должно быть приносимо славословие. Аминь. Письмо восьмое. О том, что благодать Святого Духа должно приобретать чистотою сердца и строгою христианскою жизнью Возлюбленные в Господе! Я пишу вам, как обыкновенно пишут таким детям, которых весьма любят родители их. Ежели плотские дети бывают послушны своим родителям и охотно исполняют их приказания, – то родители любят их всем сердцем и предпочитают их детям непослушным. Ежели у родителей случится какая-нибудь красивая или любопытная вещь – то они отдают ее послушным и добрым детям своим. Ежели плотские родители так поступают с детьми своими, то тем более духовные отцы любят послушных детей своих, которые стараются подражать им делами своими. Посему-то, возлюбленные в Господе, я люблю вас всем сердцем моим и желал бы быть у вас всегда, видеть и благословлять вас. Я вижу, что вы привержены ко мне, подражаете мне делами своими и истинно обратились к Богу. Вы всегда живете в сердце моем, и я день и ночь молю о вас Бога моего, чтобы Он и вам ниспослал те дары, которые Он дал мне единственно по благости Своей, а не по заслугам моим. Сии дары составляют великое богатство, данное мне Господом нашим, и я молю Его, чтобы Он и вас обогатил ими. Но более всего я желаю и молю Бога день и ночь о том, чтобы вы были в одном месте со мною, когда я выйду из тела сего. Господь наш от самого отрочества моего до сего дня внимал молитвам моим, и я уверен, что Он по милосердию Своему исполнит и сию молитву мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

– Неужели не хватало гробов в Египте, что ты вывел нас умереть в пустыне? Но Моисей сказал им, молясь в сердце: – Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, ибо египтян вы не увидите больше никогда. В ответ на безмолвную мольбу пророка Бог сказал ему: – Что ты кричишь ко Мне? Скажи израильтянам, чтобы шли. А ты ударь жезлом по воде, и вода разделится, и пройдут они среди моря по суше. Я же покажу Свою славу на фараоне и на всем войске его. Столп огненный встал между египтянами и евреями и не давал им сблизиться всю ночь, причем он был светом для евреев, и тьмой – для египтян. А Моисей простер руку на море, и ураган разогнал море. Воды стали стенами справа и слева, и евреи пошли сквозь море, как по суше. Увидев это, фараон приказал начать атаку, и колесницы Египта помчались за народом Бога. Тогда Бог связал оси колесниц, египтян обуяла паника, они решили бежать, но было уже поздно. Господь сказал Моисею: – Ударь своим жезлом по воде в противоположную сторону, и море соединится. Тот так и сделал, и воды рухнули на египтян, и ни один из них не спасся. «Папирус Ипувера» и надпись на гробнице, обнаруженной в окрестностях города Эль-Ариш, подтверждают это повествование Библии: там сказано, что последний фараон Среднего царства Египта Тиу-Том погиб в водовороте, погнавшись за взбунтовавшимися рабами. Наутро израильтяне увидели своих врагов на берегу мертвыми. Так им явилась великая мощь Господа. Тогда они воспели Ему благодарственную песнь (она до сих пор поется утром на богослужении). И сестра Моисея, и все женщины под звуки тимпанов танцевали и пели гимн спасения: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» ( Исх. 15, 21 ). Это великое чудо Божие предуказывало на наше спасение в Крещении. За нами тоже гнался великий враг – сатана, но Христос (Его образ нес на себе Моисей) расторг для нас воды, и Дух Святой (явившийся тогда в облачном столпе) провел нас сквозь них, а вся сила нашего противника погибла в священных водах. Получив этот несказанный дар, мы должны всю жизнь проводить в славословии Спасителю. Чудеса после перехода через Чермное море (Исх. 15, 22–17; 16; 17)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но во всю дорогу Он продолжал беседовать с ними. И здесь, главным образом, слово Его было сосредоточено на любви. Предсказав ученикам, что их после Него ждет ненависть и всяческие гонения от мира, Он снова обещал утешителя и объяснил, что это – третье лице пр. Троицы, Дух Святый, который от Отца исходит. Ученики еще раз выразили свое недоумение при словах Его: «вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, потому что Я иду к Отцу». Христос отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется, вы печальны будете, но печаль ваша обратится в радость. Я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас». И, наконец, божественное слово озарило и просветило умы и сердца учеников, вера их достигла до ясновидения: «Теперь видим, что Ты знаешь все…, потому веруем, что Ты от Бога изшел». И достигнута была цель предсмертной беседы Спасителя. С такой верой Он уже мог оставить их в мире продолжить Его великое дело. Он видел, что при первом порыве, страшной бури они преклонятся, но скоро восстанут – сильные, ничем и никем неодолимые. «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир», – так заключил Он всю Свою беседу. Да, это была минута полной, безусловной победы над миром. Соблазн креста не прекратит уже, при самом начали, дела, на которое Сын Божий явился на землю; вот они, перед которыми преклонится мир! И обратился после того Богочеловек с молитвой к Богу Отцу. Об этой, последней, молитве Спасителя я уже не дерзну говорить ничего – так она величественна, всеобъемлюща, божественна. Это молитва первосвященника по чину Мелхиседекову перед входом его во святая святых. Кто прочитал ее со всем вниманием хоть один раз, у того она останется в сердце на всю жизнь, а кто проникнулся духом ее, тот не может не принадлежать навсегда и всецело Господу Иисусу. По окончании молитвы «Иисус вышел с учениками своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». Так оканчивается первое Евангелие страстей. После каждого Евангелия возглашается славословие долготерпению Господа: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Антифоны

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Но и весь 118-й псалом, читаемый на погребении, исполнен надеждой, что Премудрость Господня и Его милость так вразумят меня, что сам дух закона войдет и будет дышать и направлять меня, и я не постыжусь Божией правды с твердой надеждой на оправдание на Страшном суде. Этот суд — Последний, потому что подводит итог всей моей жизни, и возможности переписать ее начисто, исправить какие-либо ошибки уже не остается. И я оказываюсь один на один с предвечным Судией, обличаемый своею совестью без всякой возможности искать оправдания своим грехам 28 . Ведь вся моя жизнь — это и есть путь на этот Суд, и все молитвословие совершается не только для лежащего во гробе, но и для меня, стоящего рядом, делая меня солидарным с ним. Если я смогу осмыслить то, что поется и читается в храме, извлечь урок и изменить свою жизнь, принеся достойный плод, то и это приношение обязательно будет замечено Господом для оправдания моего близкого и меня самого. Ведь все мы заключены Богом в единство спасения через тайну Божиего милосердия, находящую оправдание даже в нашем неповиновении Ему. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим 11:25;32–33). Ибо Бог желает спасти всех, чтобы каждый мог возгласить на этом суде: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои (Откр 16:7). И вся Церковь предстательствует в тропарях канона 6-го гласа: “егоже от земли преставил еси вернаго вечных благ получити сподоби”, ибо Господь как Сострадатель Сам Себя истощил (умалился, отдал Всего Себя) в поисках падшего человека, и нашел, чтобы спасти его. И как гимн звучат слова: “Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”, — та вечная жизнь, вера в которую способна все надгробные рыдания, всякую скорбь претворить, переплавить в великое славословие Богу, — “надгробное рыдание творяще песнь; аллилуйя” 29 , — совершенно тождественное заключительному призыву Библии: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр 22:20).

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

Но хотя христианская надежда утверждается на твердом основании, однако часто бывает, что она подвергается испытаниям. Нередко Бог медлит подать нам помощь и по-видимому как бы совсем оставляет нас. В подобном положении был некогда Давид. В глубокой скорби он взывал тогда: «Боже мой! Боже мой! внемли мне; для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! Я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения». И, однако, несмотря на столь усиленную молитву, Бог не внимал ему. Как согласить это с известным повелением Божиим: «И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня»? Давид исполнял это повеление, но Бог не избавлял его. Кто находится в подобном положении, тот легко может придти к греховной мысли, что Бог не хочет помочь ему, тот легко может потерять надежду на Бога. Но от этого предостерегает нас слово Божие, говоря: «не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Этим воздаянием за неизменную надежду будет прежде всего то, что Бог наконец непременно поможет нам. Мыслью о сем воздаянии укреплял свою надежду и сам Давид. Так в другом своем псалме он взывал: «что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Этим Давид побуждал свою возмущенную душу к спокойствию и притом к спокойствию, основанному на твердой надежде на Бога. Так он поступал согласно с волею Божиею, требующею от нас твердой и непоколебимой надежды. Давид был уверен, что, наконец, Бог поможет ему, и потому в самой скорби своей давал обет благодарить и славословить Бога за помощь Его. Что испытал Давид, то самое испытывали Иосиф, Иов, Даниил и все святые мужи, надеявшиеся на Бога. Все они оставались непоколебимыми в надежде, несмотря на великие испытания, постигавшие их. Точно так же должны поступать и мы. Тогда Бог наградит нас и окажет нам помощь Свою. Но спрашивается, почему же Бог иногда так долго не оказывает нам помощи Своей? Основание для этого есть и указывается в следующем изречении Слова Божия: «Господь Бог ваш искушает вас, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего от всего сердца вашего и от всей души вашей».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

О грядущем свете имел откровение и древний пророк Захария: «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» ( Зах. 14:6–7 ). В словах этого пророчества сокрыты глубокие истины. Определенно сказано, что «не станет света» тварного, так как не может не стать света нетварного. А поскольку не будет уже тварного света, то ясно, что «светила удалятся», ибо нет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения . Это будет день, но он будет «ни день, ни ночь». Дня и ночи в земном смысле там не будет, ибо не будет ни солнца, ни луны, ни других светил. Но это будет день, ибо «в вечернее время» мира, когда погаснет земной тварный свет, «явится свет» невечерний и нетварный, трисолнечный свет Царя неба и земли. Тогда слава Божия расторгнет своим светом сгущающуюся тьму вселенского вечера. Тогда светильником будет Божественный Агнец . Когда закалался Агнец на Кресте, тьма окутала землю, сгустился мрак вечера... Но «в вечернее время явится свет», «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» ( Мал. 4:2 ). Воссияет присносущий свет Христа. И с древних времен – еще святой Василий Великий в 375 г. писал об этом гимне, где «народ возглашает древнюю песнь» («О Св. Духе» к св. Амфилохию, еп. Иконийскому) Церковь каждодневно воспевает на вечернем богослужении: «Свете тихий святыя славы, Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, тем же мир Тя славит». А в конце утрени (по обычаю также служится вечером) священник возглашает в алтаре: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!» – возжигаются свечи и светильники церковные, и хор, ликуя, поет великое славословие. Если Бог есть свет Сам в Себе, светильник, то освещением города является слава Божия . Об этом многократно свидетельствует Писание: «Слава Божия осветила его» (21,23), «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою... над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» ( Ис. 60:1–2 ). На горе Фаворе Моисей и Илия явились «во славе» ( Лк. 9:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010