Разделы портала «Азбука веры» Славословие (греч. Доксология; от δξα — «слава» и λγος — «слово») –  1. Молитвословия: • Малое славословие – а) молитва Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь». б) стих «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» перед шестопсалмием, читаемый трижды. • Великое славословие – древний гимн, начинающийся евангельским стихом «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ); входит в состав богослужения утрени и повечерия . В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется (перед этим открывают Царские врата), в будние – читается. В современной практической литургике «великим славословием» называется только праздничная версия, которая поется; в то же время будничный вариант называется «вседневным славословием» или просто «славословием». Состав Великое славословие делится на 3 части: 1) от начала «Слава в вышних Богу…» до стиха «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое…»; 2) «Сподоби, Господи…»; 3) «Господи, прибежище был еси…». Вседневная редакция отличается тем, что части 2) и 3) переставлены местами, причем 3я часть видоизменена (самое заметное отличие – троекратное «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим» заменяется отдельным обращением к каждому Лицу Святой Троицы) и почти идентична молитве «Сподоби Господи…» на вечерне. Краткая история великого славословия Составлено великое славословие в IV–V вв., его праздничная версия находится в Александрийском кодексе (V в.) среди библейских песней. Различие между версиями обусловлено территориальным фактором: в Александрии и Константинополе всегда употреблялось великое славословие, в Палестине – вседневное. В IX–XII вв. в Константинополе в кафедральном богослужении употреблялась исключительно 1я версия (великое славословие), тогда как в монастырском – вседневная (за исключением Великой Субботы). В последующих редакциях Студийского Устава были приняты обе версии и введено различие в употреблении в зависимости от степени торжественности службы: в воскресные и праздничные дни – великое славословие, в будние дни – вседневное.

http://azbyka.ru/slavoslovie

19. Слово на Рождество Христово и на воспоминание освобождения Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов (Говорено в Кафедральном Чудове Монастыре; напечатано отдельно и в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) 1821 И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу. Лyk. II, 13 . Ныне Ангелы проповедуют вам, Христиане, и Ангелы же показывают, что вам должно делать по их проповеди : что может быть лучше сего поучения, и нужно ли после сего другое? Ангел является, и проповедует человекам: «се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спас» ( Лк. 2:10–11 ). Надлежало бы человекам на сию радостную проповедь воскликнуть: «аминь», и прославить Бога за сие благовестие. Но с Ангелом проповедником Ангелы же являются и слушателями. «И внезапу», то есть, как скоро произнес он проповедь о Рождестве Христовом, они целым воинством восклицают: «слава в вышних Богу!» Восклицают же так, что не только горния, им принадлежащия обители, но и дольний мир оглашается их славословием. Для чего? Без сомнения, для того, чтоб и дольний мир последовал горнему, чтобы к славословию Ангельскому присоединилось человеческое славословие. Итак будем послушны поучению Ангельскому. «Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему» ( Ncaл. XCIV, 1 ). «Слава в вышних Богу!» Но вы уже и пришли радоваться о Рождестве Спасителя; славословие, которое Церковь переняла у Ангелов, оглашает не только храмы Божии, но и жилища ваши; проповедь Ангельская, не смотря на то, что произнесена за столько веков, оказала и ныне свою силу; дело, кажется, совершено. Надлежало бы теперь земным служителям слова умолкнуть и успокоиться, когда действуют проповедники небесные. Но их проповедь краткая и многозначущая, их славословие внезапное, невольно возбуждают к удивлению, а чрез удивление к изследованию и размышлению. Притом всходит на мысль, что, когда небесныя Силы проповедывали и торжествовали Рождество нашего Спасителя, кроме не многих пастырей, весь дольний мир погружен был во сне, и не слыхал их проповеди и славословия. Неужели, – скажут, вероятно, некоторые, – неужели и мы среди яснаго дня Господня можем продремать великое славословие Церкви? – Не укоряя сим никого, я напомню только, что Давид, который, без сомнения, бодрственнее нас был в славословии, нужным находил иногда пробуждать свою славу: «востани слава моя» ( Ncaл. LVI, 9 )! Испытаем и мы, размышлением о славе Божией в рождении Спасителя нашего, пробуждать нашу славу, или, яснее сказать, нашу ревность к славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ [греч. Δοξολογα μεγλη; лат. Gloria], древний христ. гимн, один из важнейших текстов утрени . Иное название - «Слава в вышних Богу» (Δξα ν ψστοις Θε) по первым словам гимна. В правосл. богослужебных книгах В. с. содержится в 2 редакциях. Первая из них в совр. литургической терминологии собственно и называется «В. с.», вторая же обозначается по-разному, часто - «Слава в вышних Богу» или же «вседневное славословие» (различия в названиях обусловлены особенностями богослужебного употребления). Обе редакции В. с. представляют собой составные тексты; различия редакций по большей части сводятся к разному порядку следования составляющих В. с. разделов. В каждой из 2 редакций присутствуют 3 основных разд.: 1-й открывает гимн словами «      » и продолжается до «                  »; 2-й начинается со слов «    » и заканчивается словами «          »; 3-й частично (в 1-й редакции В. с.) или полностью (во 2-й редакции В. с.) совпадает с молитвой «Сподоби, Господи» . По содержанию В. с. одновременно и хвалебный гимн и покаянная молитва. Происхождение Ядром В. с. является 1-й разд.; древнейшие тексты В. с., относящиеся ко 2-й пол. IV - нач. V в., могут содержать только его под именем «утреннего» или «ангельского» гимна. Этот раздел был переведен на все языки христ. мира (оригинальным считается греч.) и известен в неск. версиях. Наиболее важными считаются греч. версии VII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380) и Александрийского кодекса Библии (сер. V в.), а также поздние арм. и сир. (точнее, вост.-сир.) версии, восходящие, как принято считать, к V-VI вв. Утвердившийся в визант. традиции текст соответствует версии Александрийского кодекса. 1-й разд. В. с. в свою очередь состоит из неск. частей: а) ангельского славословия, воспетого при Рождестве Христовом (Лк 2. 14); б) общего прославления Бога («        »); в) прославления Бога-Троицы («          »); г) большого христологического разд. («          »); д) заключительного подтверждения («                »). Части а и б присутствуют во всех упомянутых 4 древнейших версиях 1-го разд. В. с.; часть в - в 3 из них (кроме версии «Апостольских постановлений»); часть г совпадает только в версиях Александрийского кодекса и арм., в то время как 2 др. версии дают отличные друг от друга тексты; часть д отсутствует в версии «Апостольских постановлений», а в сир. версии существенно отличается от текста арм. версии и версии Александрийского кодекса. Разночтения в версиях указывают на бóльшую древность 1-й половины 1-го разд. В. с. (т. е. частей а, б , в) по сравнению со 2-й половиной. Нестабильность текста в памятниках IV-V вв. указывает на возникновение его ок. этого времени. Однако, по мнению нек-рых исследователей, прототип В. с. мог появиться уже во II в. и сопоставим с раннехрист. гимнами (K. Gamber).

http://pravenc.ru/text/Великое ...

проф. Л. Парийский (К столетию со дня смерти) Имя Феофана, как церковного композитора, известно каждому, кто имеет какое-либо отношение к русскому церковному пению. В каждом церковном хоре, даже небольшом, поют произведения Феофана: Великое славословие, «Милость мира...», «Величит душа Моя...», Часы Пасхи, канон Пасхи и др. Великое славословие и «Милость мира» иногда исполняются за богослужением всеми молящимися, что указывает на широкую популярность этих произведений Феофана. Но в нотных рукописях и в печатных изданиях его имя как автора защищено весьма плохо. Редко встречаются издания с полным обозначением автора – «Архимандрита Феофана». В большинстве случаев на его произведениях стоит только имя «Феофан», без обозначения сана. Иногда его авторство означается придуманным словом – «Феофановский» 1 . Многие произведения архимандрита Феофана напечатаны под фамилией Григорьева, чужой для архимандрита Феофана. Часто на его произведениях отсутствует и имя автора, а указан роспев: «Киевского роспева» или «Донское». Последнее указание означает не роспев Донской епархии, а роспев Донского монастыря, что вызывает новые вопросы. Все это показывает, что произведения архимандрита Феофана пережили своего автора. Уже многие молодые певцы и любители церковного пения не знают, кто такой был Феофан, и относят его к числу безвестных, скромных, талантливых композиторов. Между тем архимандрит Феофан был не только церковный композитор, но и видный церковный деятель первой половины XIX века. 23 октября 1952 г. – сто лет со дня смерти архимандрита Феофана. Эта дата является достаточным поводом для воспоминаний о его жизни и деятельности. Архимандрит Феофан, в мире Федор Александров, был сын дьячка, родился в селе Городище, б. Каширского уезда, Московской епархии, в 1785 или 1786 гг. Он учился вместе с В. Дроздовым, впоследствии знаменитым Митрополитом Московским Филаретам, в Троице-Сергиевой Семинарии, из которой вместе с Дроздовым был переведен в только что основанную Московским Митрополитом Платоном (Левшиным) Вифанскую Семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.7 из  5) Небеса отверстые В храме, что недалеко от нашего дома, на северной двери алтаря изображен святой первомученик архидиакон Стефан. С того места, где я обычно стою, мне хорошо его видно. Однако рядом много других икон: Спасителя, Владычицы Богородицы, святителя Николая, — словом, всех тех, к кому обычно обращены молитва и взгляд. Но вот однажды на всенощной великое славословие отчего-то запели незнакомым распевом, необычно медленно, слишком медленно для меня, так что на повторах и перепевах внимание мое невольно рассеялось, — и я засмотрелась на образ первомученика. На клиросе переливчато воспевали Господу: “Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…” — и мне представилось, как некогда архидиакон Стефан славословил Спасителя перед исполненным смертельной ненависти собранием тех, кто Его совсем недавно распял. Они уже готовы были побить святого камнями, хотя видели лицо его, “как лицо Ангела”, — а он, после своей дерзновенной речи, “будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” . Да, подумалось мне, небо не могло не быть отверсто над ним, ведь он совершал великий подвиг великой веры и предельного самоотвержения. В других условиях мои рассуждения на этом, наверное, и остановились бы. Но в храме все еще возносилось великое славословие, церковь молилась, и я молилась, — и ко мне пришло радостное понимание, что небо отверсто и над нами. Всегда. Даже когда мы закрываемся от него — суетой, грехами, самолюбием. Именно мы, сами не хотим его видеть, что бы мы там ни придумывали себе. Но иногда, когда мы хоть сколько-нибудь обращаемся к нему, те, кто населяет его, Небо Господа Бога, изливают на нас свою любовь в преизбытке. Это знает каждый, кто хоть однажды смог помолиться от сердца… Да, Спаситель открыл нам небо, и с тех самых пор мы живем в его свете каждый миг, даже когда не чувствуем этого…

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Всенощное бдение, или Всенощная, – 1) торжественная храмовая служба, объединяющая в себе службы великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа; 2) одна из форм православной аскетической практики: молитвенное бодрствование в ночное время суток. Почему всенощное бдение так называется? Всенощное бдение называется так потому, что в древности оно начиналось с вечера и продолжалось всю ночь до рассвета. Со временем, из снисхождения к немощам верующих, это богослужение начали совершать несколько раньше, кроме того, оно заметно сократилось, поэтому заканчивается теперь не утром, а вечером того же дня, когда началось. Однако прежнее название этого богослужения – всенощное бдение – сохранилось. В какие дни совершается всенощное бдение? Всенощное бдение служится накануне: Между великой вечерней и утреней, после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает лития (от греч. – усиленное моление). На русских приходах она не служится накануне воскресных дней. Какие богослужения включает в себя всенощное бдение? Всенощное бдение состоит из трех богослужений: великой вечерни, утрени и первого часа. На практике, перед Всенощным бдением может совершаться служба девятого часа. Какая самая торжественная часть всенощного бдения? Всенощное бдение имеет несколько таких частей. Одна из них – полиелей (от греч. πολυλεοσ (полиелеос) (от греч. πολς – многий, и λεος – милость). Полиелей – это торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Другая не менее важная часть всенощного бдения, о которой нередко забывают, – великое славословие. Являющееся одним из древнейших песнопений Церкви, оно прославляет Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Спасителя и Жизнодавца и предваряется возгласом священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» В древности этим возгласом священник встречал первый луч утреннего солнца, так как великое славословие в составе утрени приходилось на раннее утро. Когда появилось всенощное бдение?

http://azbyka.ru/vsenoshhnoe-bdenie

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 93. Утренняя история Появление и этапы становления Утрени Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы продолжим наш разговор об Утрени и обратимся к истории ее появления и формирования. Начало христианской утрени положено было еще в апостольское время по примеру ветхозаветной традиции утреннего богослужения, которое стало настолько распространенным среди христиан, что о нем на рубеже I и II столетий знали даже язычники. Вспомним проконсула Плиния… Из чего состояло утреннее славословие в первые века? Скорее всего, сюда входили ветхозаветные псалмы, где говорится об утренней молитве (напр. 62й: “Боже, Боже мой, к тебе утреннюю…” и библейские песни, как напр. песнь пророка Исаии: “От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже…”). Были здесь так же и новозаветные гимны, судя по тому, что ап. Иоанн Богослов, приводит целый ряд таких славословий в Апокалипсисе (напр.: “Достоин ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо ты сотворил все и все по твоей воле существует” (4,2); “Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков” (5,13). … Ученые полагают, что в числе тех гимнов, о которых сообщает Плиний императору Траяну, было и наше современное великое славословие в его простейшем виде. Во всяком случае, вариант такого славословия дан в 47 главе VII книги «Постановлений апостольских». Самое раннее уставное изложение утрени дается в таком литературном памятнике II века как “Завещание Господа нашего Иисуса Христа”. В этом “Завещании” упоминается 3 вида утрени. Первая из них, совершаемая епископом, очевидно, была отправляема с особой торжественностью в воскресные дни. Вторую памятник называет вседневным славословием и поручает совершение ее пресвитерам в церквах. Третья называется в памятнике как “утреня вдовиц, пользующихся председательством в собраниях”. 1. Первый вид утрени состоял из двух частей: “предрассветного славословия” и “славословия конечного”.

http://azbyka.ru/video/93-utrennjaja-ist...

Утреня Утреня совершается утром. Летом и в праздники более торжественные указано совершать ее ранее, а в менее торжественные и зимою – позже. Самая ранняя утреня совершается в Пасху. Утром, когда с явлением света обновляется и оживляется природа, св. Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который, соделав спасение людям, обновил всю вселенную. На утрени пространнее, нежели на других вседневных службах, св. Церковь являет пример, доказательство того, как «благословен грядый во имя Господне». На утрени поется из службы дня седмицы и из службы дня года особый ряд песнопений в прославление того или другого угодника Божия, того или другого спасительного для людей события. Служба утрени состоит главным образом из молитвословий, песнопений и чтений служб круга седмичною и круга годового. Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная, с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением «Святый Боже» и пр.; в) не только с великим славословием, но и с полиелеем; г) пасхальная. Утреня С полиелеем и великим славословием или с одним великим славословием. Без полиелея и без великого славословия Совершается в те дни, в кои в месяцеслове Типикона стоят знаки: – праздника со всенощным бдением, или – праздника с полиелеем, или красный – праздника со славословием великим; также в субботы седмиц: сырной, 5-й Великого поста, ваий и Страстной. Совершается в те дни, в кои нет праздника с полиелеем или великим славословием. Устав находится во 2 главе Типикона (которая печатается иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтири Следованной, Часослове) и в главах: 3, 4, 5 и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Устав находится в Служебнике, по конце последования утрени, в Типиконе – в 9 главе, в Часослове и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Благословен Бог наш.Приидите, поклонимся, триж ­ды. Пс. 19 : Услышит тя Господь в день печали. Пс. 20 : Господи, силою Твоею возвеселится царь.Слава и ныне.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть Царство.Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя.Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею.И ныне – Богородичен: Предстательство страшное.Ектения малая: Помилуй нас, Боже.Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Слава Святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице... Аминь.(На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Великая Четыредесятница В молитвах и песнях Триоди Постной в дни Четыредесятницы так же постоянно представляются нам побуждения к покаянию и пощению, как и в дни приготовительные к посту. Но, вместе с тем, в дни Великого поста в песнях и молитвах Триоди мы слышим вопль кающейся души, горько плачущей о грехах. Самый звон в службах Великого поста, кроме суббот и недель (воскресений) и некоторых праздников, отличается от звона в другое время года: бывает печальнее, реже. На службах седмичных дней Великой Четыредесятницы, кроме суббот и недель (воскресений), полагаются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». Литургия полная, т.е. св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого , совершается только в дни субботние, воскресные и в день Благовещения. В дни воскресные 1, 2, 3, 4 и 5 седмиц Великой Четыредесятницы всегда совершается литургия св. Василия Великого , хотя бы случился в них праздник Благовещения. В другие же дни или совершается литургия преждеосвященных Даров, или вовсе не бывает литургии, а совершаются так называемые часы, состоящие из служб 3, 6 и 9 часа, чина Изобразительных и вечерни. Повечерие совершается великое на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, кроме повечерия на субботу и на дни, в которые бывают праздники с полиелеем, повечерие оканчивается молитвою «Владыко многомилостиве», с главопреклонением всех на землю. На утрени, кроме суббот и недель (воскресений) и праздников – Благовещения, храмового праздника и праздника с полиелеем (24 февраля, 9 марта): а) вместо «Бог Господь» и тропарей святым поются «Аллилуиа» и троичны гласа; б) стихословятся большей частью по три кафизмы; в) после 50 псалма читается молитва «Спаси, Боже, люди Твоя»; г) канон поется с песнями Св. Писания, иначе сказать, с ним стихословится «Господеви поем»; д) светильны поются троичные гласа; е) великое славословие не поется, а читается; ж) вместо ектении «Помилуй нас, Боже», кроме праздников Благовещения, храма, с полиелеем (24 февраля, 9 марта), произносится «Господи, помилуй», 40 раз; з) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается молитва «Небесный Царю» и совершаются великие поклоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

12. Пятница. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Иверской иконы Божией Матери (А), порядок совершения полиелейной службы в честь свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б), а также схему соединения службы в честь Иверской иконы Божией Матери со службой свт. Алексия (В). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы – 8. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й. Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Приидите, вси монаси и мирстии…». По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Егда явление…». Канон Богородицы со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 1-й (единожды). На часах – тропарь и кондак Богородицы.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-25/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010