И действительно, после того, как Христос в момент смерти Своей наполнил жилище Отца Своего славой ( Агг. 2: 7–9 ), чудесно «разодрав завесу в храме надвое сверху до низу» (Мф. 27: 51) и тем показав, что отныне «через Плоть Его и Кровь открыт путь во святилище» ( Лев. 16: 2–15 ; Евр. 9: 8–12; 10: 19–21 и 6: 19–20), а, следовательно, и в «самое небо» ( Евр. 9: 8, 24 ), апостолы взывали к верующим во Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою» ( Евр. 10: 19–22 ); и в то же время ясно указывали на превосходство новозаветного, исправленного Сионского храма, перед тем же храмом в его прежнем, ветхозаветном виде: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего» ( Евр. 12: 22–25 ). И, по Вознесении Христа, в этот Новозаветный храм приходили апостолы «в час молитвы» ( Деян. 3: 1 ) и «пребывали в нем всегда, прославляя и благословляя Бога» и, по повелению ангела, благовествуя здесь об Иисусе Христе ( Лк. 24: 53 ; Деян. 5: 12, 20, 42 ). Сюда пришел для поклонения и молитвы великий апостол Павел ( Деян. 24: 11, 18; 22: 17 ); и в храме явился ему Господь и послал Его в далекие страны на проповедь к язычникам ( Деян. 22: 17–21 ). Вслед за апостолами и все верующие во Христа «каждый день единодушно пребывали в храме, в молитвах и славословии Бога» ( Деян. 2: 42–47 ). Так измененный и прославленный Христом храм сделался святыней Нового Завета. Но ожидая покаяния и обращения ко Христу Израиля, убившего Начальника жизни ( Деян. 3: 14–19 ), Господь не отвращал лица Своего от него, почему и храм оставался в руках иудеев, и стража еврейская стояла при храме (5Парал. 7: 19–20; Деян. 4: 1 ). Когда же Израиль обнаружил одебелелое сердце и воздвиг в Иерусалиме великое гонение на христиан ( Деян. 8: 1 ), убивая ( Деян. 7: 58–59 ), истязая и влача их в темницы ( Деян. 4: 3; 5: 18–40; 8: 3 ) за проповедь о Распятом и Воскресшем Христе ( Деян. 4: 1–3, 18–21; 5: 18–40 ); когда, таким образом, исполнилось слово пророческое: «Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его» ( Пс. 2: 1–2 ), «ибо поистине собрались в Иерусалиме на Святого Иисуса Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» ( Деян. 4: 26–27 ), то наступили для Израиля «дни отмщения» ( Лк. 21: 22 ) Господня – разорение Иерусалима и храма. Сам Господь Иисус Христос говорил о предстоящем запустении Иерусалима и разрушении храма как о «днях отмщения» иудеям ( Лк. 21: 5–6, 20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

И милоть пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было пройти через него (4 Цар. 2:14). И Моисей посредством жезла разделил воды Чермного моря и низверг из скалы воду. И платки и полотенца святого Апостола Павла, возлагающиеся на недужных и одержимых бесами, в отсутствие его исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов (Деян. 19:12). " Когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои " (4 Цар. 13:21). " И вот женщина двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его " (Мф. 9:20). Конечно, женщина исцелилась прежде всего по вере (Мк. 5:28), но исцелилась она через хитон, то есть через вещественное начало. " И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли... просили Его, чтобы прикоснуться хотя бы к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись " (Мф. 14:36. Мк. 6:56). " Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них " (Деян. 5:15). В слове о святой мученице Иулите рассказывается, что когда ее мощи были принесены на одно безводное место, тотчас же вышел из земли источник сладкой воды, так что вся обитель того места назвала святую Иулиту кормилицей. Когда из Иерусалима в Царьград переносили мощи первомученика и архидиакона Стефана, то над мощами его в воздухе слышен был глас ангелов, певших славословие Богу, и исходило великое благоухание от раки. Слышны были также бесовские голоса, взывавшие издали: " Горе нам! Стефан идет бить нас! " Ночью же являлся свет над мощами святого (Четьи Минеи, август 2). При гробе св. Петра, митрополита Московского, сама собою возжигалась свеча на виду у всех молившихся. При обретении мощей Феодосия Печерского в полночь видна была заря над пещерою и множество горящих свечей (Четьи Минеи, февраль 12. Печерский патерик).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

«И наполняйте воды в морях» – буквально здесь «кишмя да воскишат воды в морях». Бог этими словами вложил в рыб стадный инстинкт, благодаря которому происходят и массовые миграции рыб, ракообразных и планктона. Этим же повелением вложена в них способность к чрезвычайно большому принесению потомства (икра), что позднее стало весьма полезно для человека. И здесь же поставлены границы их размножению, после достижения которого этот инстинкт должен прекратить свое существование. Но, к сожалению, в результате падения человека смерть не дает до конца осуществиться этому Божию повелению. Но и сейчас ученые с удивлением узнали, что когда численность стада рыб или дельфинов достигает предельного уровня, размножение в нем прекращается, иногда даже из-за этого киты и дельфины выбрасываются на берег. Так и в падшем мире отчасти проявляется действие этого Божественного слова. «И птицы да размножаются на земле». И до сих пор эти порождения водной стихии никогда не размножаются в воде, хотя некоторые из них проводят в ней большую часть жизни (гагары). По словам св. Иоанна Дамаскина , птицы соединяют и воздух, и воду, и сушу. «И увидел Бог, что это хорошо», тем показав, что не было в первозданном мире рыб, птиц, пресмыкающихся и насекомых, ни борьбы за существование, ни смерти, ни вечного пожирания сильным слабого, напротив, все было гармонично и прекрасно. Даже сейчас на Земле трудно найти песню, великолепнее той, которой славословят Бога птицы, а красота рыб и бабочек превосходит плоды воображения любого художника. Новый день подошел к своему концу. Наступил вечер, оглашаемый трелями новосозданных пернатых. В волнах морей танцевали киты, драконы играли на безмерных просторах океанов и глубины вод украшались живыми самоцветами рыб. Солнце зашло, и этим завершился четверг, чудеса которого побуждали к движению цитру Давида: «Это море – великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с великими... там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время» ( Пс. 103, 25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И ныне в наших храмах встречаются разные певческие традиции: доминирование композиторских сочинений, или предпочтение гласовых и монастырских распевов. Это множественность отражает многовековые певческие традиции Русской Церкви. Личные симпатии при этом возможны, но недопустима категоричность. Подвижник-исповедник нашего времени, митрополит Алма-Атинский Иосиф (†1975), говорит, что святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 дек.) – это святитель Николай († ок. 335; пам. 6 дек.) нашего времени. Любимое песнопение пастыря-праведника – Великое славословие Велиумова, единственное музыкально-певческое сочинение кронштадтского регента. Музыкальные стили могут быть различны, но неизменным должно быть благочестие и почтительное отношение одних любителей к другим. Святитель Макарий Московский (†1563; пам. 30 дек.) наставляет: «От разумнаго бо и благочиннаго пения приходит всякому человеку умиление в душу и страх Божий в сердце, и умилное покаяние и слезы. И всем умом к Богу вопиюще, и слыша Господь общая и согласная вкупе моления дарует благодать и милость рабом Своим. И того ради подобает пети и чести и во святых церквах со страхом и с трепетом предстояти не токмо священным, но и всем православным христианом» 423 . Божий храм Обращаясь к коринфянам, Апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога... Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:19–20 ). Таким образом, человек уподобляется храму, причём, как в храме возносится хвала Богу, так и человек призван к прославлению Творца. Человек, являющийся венцом творения Господня, уподобляется жилищу Бога Живого – храму. В другом месте Апостол языков опять говорит на эту тему: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог , ибо храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор.3:16–17 ). Но, как разорение храма, так и надругание над человеком, согласно Священного Писания, является большим грехом: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата... скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ) – говорит Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И потому, песнь Свою заключает Благодатная словами: Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, яко же глагола ко отцам нашим,  — Аврааму и семени его даже до века . Эту-то возвышенную и Богодухновенную песнь, как драгоценный перл чувств верования и смирения Благодатной, — хранит Св. церковь и добавляя её Ангельским славословием Приснодеве, Честнейшей Херувим и Славнейшей, без сравнения Серафим, — повторяет во славу Ей, на каждом утреннем бдении.   Великое славословие Славянский текст Русский перевод Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю небесный, Боже-Отче Вседержителю; Господи Сыне Единородный Иисусе Христе и Святый Душе, Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един Свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим ( трижды ). Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз грех Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе, Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твой ведущим Тя! Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас! ( трижды ) Слава в небесах Богу! На земле Мир и к человекам благоволение! Восхваляем Тебя, и благословляем Тебя, поклоняемся, превозносим Тебя, благодарим Тебя, ради великой славы Твоей, Триединый Господи Царь небесный, Бог-Отец вседержитель; Господь-Сын Единородный Иисус Христос, и (Господь) Дух Святой! Господи Боже наш! — Агнец Божий, Сын (Бога) Отца, взявший (на Себя) грех мира, — помилуй нас! Взявший (все) грехи мира, — прими молитву нашу! Сидящий одесную (по правую сторону, т. е. имеющий равную с ним силу). Отца — помилуй нас! Так, как Ты лишь один Свят, Ты один (Свят), Господь Иисус Христос, во славу Бога-Отца, истинно!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову. И да возможете, говорит, познать любовь Христову, превышающую всякое разумение. Как же мы познаем ее, когда она превышает всякое понимание? Во-первых, он сказал, что любовь превосходит понимание, конечно, человеческое; а вы не человеческой мыслью, но Духом познаете ее. Потом, не то он сказал, что познаете точную меру ее, но то именно, что она велика и превышает всякое понимание. Сие молю познать вам Духом. И кто же, говорит, не знает сего? Все: и те, которые ропщут на обыденную действительность, и те, которые отдают предпочтение мамоне пред Богом. Так как, если бы познали ее, мы и на Провидение не роптали бы, и к настоящему не были бы привержены, отступив от Бога, так нас возлюбившего. Заметь также, если любовь Его превышает всякое понимание, насколько же более существо Его? Дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. Двояко это понимали: или да познаете, говорит, что во Отце, Сыне и Святом Духе приемлет от нас Бог поклонение, потому что это составляет полноту Бога — троичность; или же — да исполнитесь, говорит, всякой добродетели, которой исполнен Бог. Но лучше, думаю, понимать таким образом: будьте совершенны во всем по образу Божия совершенства, познавая, насколько возможно, всё божественное. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Я, говорит, прошу, но Он и больше, чем заключается в моей молитве, сделает. Ибо не только все, чего кто просит, но и больше Он может сделать, и несравненно больше, то есть щедро и с избытком. И вдвойне избыток указывает: несравненно и больше. Ибо возможно сделать и более просимого, но не несравненно, что значит щедро и с избытком. Но Бог может и то, и другое. Как Он и действительно возмог и совершил в нас великое и необычайное, усыновив враждебных Ему язычников, так что уже из того, что Он совершил для нас, ясно и то, что сказано. И справедливо заканчивает речь славословием, прославляя благодетеля и вместе с тем показывая величие совершенного для нас. Ибо не удивлялся бы, если бы не даровал Бог столько, сколько нужно для возбуждения удивления и прославления. Не просто также говорит: Тому слава, но во Христе Иисусе. Ибо подлинно никто не может и прославить Бога, как только благодатью и силой Христовой. Ибо Он подает нам дар прославления и научает, как сие совершить. В Церкви слава Божия, и справедливо: потому что она пребывает непрестанно и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Посему и славословие это будет вечно. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1062...

Ибо всяк, аще призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:13 ). Посмотрим на Того, Кто оставил нам образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2.21 ), – если только желаем спастись, войти в Царство Его, получить жизнь вечную. Возведенный Духом в пустыню, чтобы искуситься от дьявола и победить его постом и молитвою, Господь наш провел сорок дней и ночей без пищи, будучи не иным чем занят, как молитвою. Хотя в Писании указана малейшая часть Его деяний (Ср. Ин.21:25 ), однако ж не однажды упоминается, как Он утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился ( Мк.1:35 ); то сказано еще: взошел Он на гору, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). И преображение Его было на горе, когда Он молился, и сущие с Ним бяху отягчени сном ( Лк.9:32 ). И тогда, когда душа Его скорбела смертельно, и Он, будучи в подвиге, падал на лице Свое – с воплем крепким и со слезами принес Свои молитвы ( Евр.5:7 ). Хотя и Божий Он Сын, но имел великое благоговение к Богу; потому и, будучи пригвожден ко Кресту, молился: Отче! отпусти им. Отче! в руце Твои предаю дух Мой ( Лк.23:34, 46 ). Итак, как говорил Он ученикам Своим: научитесь от Меня ( Мф.11:29 ), то наученные – вси бяху, – как сказано, – терпяще единодушно в молитве и молении ( Деян.1:14 ). Не напрасно же Писание убеждает нас: в молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением ( Кол.4:2 ). Непрестанно молитеся; о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (Фес.5:17). Как шествующие в землю обетованную питались манною, так и грядущие к вечному блаженству, укрепляют сердца свои молитвою к Богу. О тех сказано: хлеб ангельский яде человек ( Пс.77:25 ); но чем бесплотные силы укрепляют себя, как не Божиим славословием? И души живут и не умирают только молением – прошением, благодарением. Молитва благоговейная отстраняет душу от всего земного, делает человека высшим страстей мира сего: врага ли увидит он после молитвы, уже не смотрит на него как на врага; красивую ли женщину, не соблазняется при виде ее. Пламень, возженный молитвою, не допускает до сердца никакую греховную мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ибо словом глаголемии показал, что бытие их только на словах, ипостасно же они не существуют, а пребывают только в предположении некоторых. Но нам, говорит апостол, очевидно постигшим ведение истины, един Бог (1 Кор.8:6). И назвал Его не Богом глаголемым, но Богом истинно сущим. Если же нам един Бог, то нет многих богов. И Господь в Евангелии говорит: да знают Тебе единого истинного Бога (Ин.17:3), чтобы опровергнуть мнение тех, которые разглашают мифы и допускают многобожие. Ибо у нас един Бог, Отец и Сын и Святой Дух, три ипостаси, единое господство, единое Божество, единое славословие (ες γρ μν στιν θες, πατρ κα υς κα γιον πνεμα, τρες ποστσεις μα κυριτης μα θετης μα δοξολογα), а не много богов. Как же на тебе, Николай, исполняется изречение Спасителем: «есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.19:12)? Посему, ежели есть скопцы ради Небесного Царствия, как же ты сам себя и доверившихся тебе ввел в обман похотливостью и срамными делами, содержа истину Божию и поучая ей в неправде (Рим.1:18)? Как исполняется тобою сие: «относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость, хорошо человеку оставаться так» (1 Кор.7:25–26); и еще: дева «заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» (1 Кор.7:34)? И сколько можно еще сказать о чистоте, воздержании и девстве? Ибо у тебя всякая грязь нечистоты бесстыдно определяется. Но у меня да будет здесь предположено целью воспользоваться сими двумя или тремя изречениями для опровержения смешной ереси перед читателями. 1. Еще эти гностики, люди, различно вовлеченные в обман Николаем, произросли в мире, как плоды горести (Евр.12:15), что явно и удобно для дознания истины всякому, скажу это не только о верных, но даже и о неверных. Ибо говорить о матке (τ Μτραν), о срамоте и о другом не покажется ли смешным всякому человеку, эллину и варвару, мудрому и неразумному? Но большое несчастие и самое великое, так сказать, бедствие, что эти осужденные и заблудшие началовожди ересей устремляются и восстают на нас, подобно множеству диких зверей, производя у нас мифотворным своим заблуждением тревогу, смрад, уязвления и крушения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Исчисляя виды молитвы, Апостол хочет показать, что христиане должны всегда прибегать с молитвой к Господу, что во всех обстоятельствах своей жизни, человек должен носить в себе живое чувство зависимости от Промысла и в молитвенном настроении постоянно обращать свой взор к Господу, по слову Псалмопевца: как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу 1373 . В порядке перечисления видов молитв, Апостол обращает внимание на внутреннее достоинство молитвы, или достоинство чувства, которое служит основанием той или другой молитвы, и идет путем восхождения. Молитва за других, без сомнения, выше, чем все прошения о своих нуждах, а благодарение есть самая высокая молитва . Последняя, собственно, составляет принадлежность Ангелов, которые постоянно славят Господа, и приобретение способности к такой молитве есть желание многих праведных, а слабое представление об ангельской молитве – благодарениях, славословиях – доставляет истинное великое наслаждение, величайшую радость. В молитве-благодарении, торжествует любовь Божия к человеку, и любовь человека к Богу, – и чем выше, существеннее предмет, за который благодарим Господа, тем полнее, святее радость духа, которым человек исполняется, предаваясь молитве благодарения. πρ πντων νθρπων, – молитва христианской общины (ибо здесь речь, именно, об этой, а не о частной молитве отдельного человека) должна – в прошении и благодарении – обнимать все человечество. νθρπος – вообще, человек, всякий человек, поэтому и без члена. «Знают, посвященные в таинства, – говорит св. Златоуст, объясняя сии слова Апостола, – как бывает у нас при ежедневном богослужении, каждый день и утром, и вечером, – как мы творим молитву за весь мир. Священник есть, как бы, общий отец вселенной, поэтому прилично ему заботиться о всех, подобно тому, как о всех печется Бог, на службу Которому он поставлен. Вследствие того, Апостол и заповедует молиться за всех: с одной стороны, через это разрушается ненависть, которую иные питают к внешним (не принадлежащим к Церкви), потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком моление творит.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Итак, всякому, кто хочет быть монахом, надобно быть готовым к мужественному терпению, чтобы по вступлении в монашество не сказать: «Не знал я, что будет это со мной». Вот, наперед стало тебе это известно, чтобы ты привел в порядок свой помысел, зная, что в этом выкажется твое искусство. Разумей сказанное, возлюбленный, чтобы тебе не только сегодня, когда стоишь при дверях и спрашивают тебя, говорить: «Все буду терпеть», – а наутро отказываться от того и словом, и делом. – Ангелы Божии предстоят и слышат все, что исходит из уст твоих! Смотри, возлюбленный, никто не принуждает тебя, и если истинно вступаешь в завет, смотри, не солги, потому что Господь погубит «вся глаголющыя лжу» ( Пс.5:7 ). Итак, вот что бывает с приступающим к Богу: сперва искушение, потом скорби, затем труд, уныние, нагота, страсти, теснота, уничижение. Ибо в сем обнаруживается терпение и искусство верных. Во всем этом побеждает тот, кто всем сердцем предает себя управлению Божию и пребывает в воле Божией. Бог требует от нас только совершенной решимости, а Сам подает нам силы и дарует победу, как написано: «Защититель есть всех уповающих на Него» ( Пс.17:31 ). И еще говорит: «Близ Господь всем призывающим Его... во истине. Волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я» ( Пс.144:18 ). Помолитесь же, прошу, и о нас, да даст Господь нам неукоризненно делать то же, что будем говорить. Ибо не как достигшие в сию меру подаем вам совет, но, приступая к слову, призываем Господа Иисуса Христа, подателя и снабдителя словес, чтобы вместе и получить, и принести пользу. Если так называемые зелейники (лекари травами) тщательно разыскивали корни и виды трав и предали то письменно, в чем ясно обнаруживается великое Божие смотрение об утешении болящих плотью, – то не тем ли паче обязаны мы открывать сокровище благодати, на что и даровано оно? Не избег казни лукавый раб, скрывший по лености талант господина своего. Кто же не вздохнет обо мне, притворно носящем имя монаха? Кто не будет плакать о мне, утратившем благоговение и терпение? И что буду делать, когда посетит меня Владыка мой Христос? Потому прошу Вас, возлюбленные, помолитесь о мне, непотребном рабе, да избавлюсь от настоящего лукавого века, и благодать Христова да отверзет уста мои к славословию Святой и Единосущной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. В руке Божией и мы, и слова наши: Бог есть учай «человека разуму» ( Пс.93:10 ). Ему слава во веки. Аминь. Поучение 3. К новоначальным подвижникам

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010