Потому и Павел вменяет это в великое достоинство, когда говорит: « те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями » (Гал. 5:24). Διαψαλμα — перемена тона (в славянском нет этого слова). Другой (Акила): постоянно . В еврейском: сел . « Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь, Боже, с силами нашими » (ст. 10). Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): хотя ты отринул . Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): и однако ты отринул . Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): но при том ты отвергнул . « И не выходишь, Боже, с силами нашими ». Другой (Симмах): и не ходишь в войсках наших . За отвержением тотчас следует посрамление и опасность — терпеть от всех бедствия. « Силами » пророк называет свои войска, так как в них заключается сила царя, по премудрому устроению Божию, чтобы был союз между начальником и подчиненными. Царь имеет нужду в подданных, а они — в начальнике, так что они много содействуют друг другу. Чтобы не было гордости, Бог устроил так, что великое часто имеет нужду в малом. Это сделал Он и с неодушевленными предметами. Так иногда колеблющийся столп поддерживается подложенным под него камушком и тяжело нагруженный корабль управляется малым рулем и избавляется от опасностей. Что значит: « ныне Ты отринул нас »? То, что мы, говорит, и при таких страданиях не отступаем от Тебя, славословим, воспеваем, хвалимся Тобою. « Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе » (ст. 11) Другой переводчик (Симмах) говорит: ты поставил нас ниже всякого врага . Смотри, как говорит он о тяжелых бедствиях и как прискорбными чертами изображает несчастья, показывая, что и враги, хотя были великими грешниками, однако потерпели достаточное наказание. 7. То же с преизбытком сделали и отроки в печи, которые воспевали тогда и говорили: « предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле » (Дан. 3:32); и еще: « мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши » (ст. 37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Поэтому люби Его как высшее добро твое и блаженство, люби больше всякого создания, больше отца и матери, больше жены и детей, больше себя самого. К нему единственному прильни сердцем твоим, и больше всего единственно Его желай и ищи; потому что он – вечное твое добро и блаженство, без которого и в нынешнем веке нет, и в будущем не будет жизни и блаженства. Всякое создание Божие – добро, но Создатель несравненно лучший: люби и желай именно это добро как истинное, безначальное, бесконечное, вечное и постоянное, от которого все создания добрыми стали. О благодарении Бога Бог есть твой Создатель, Искупитель, высочайший Благодетель и благий Промыслитель. Он как создал тебя, так тебе всякое добро подает, так что без добра Его и минуты жить не можешь. Не видишь ты Благодетеля твоего своими глазами, но видишь благодеяния Его, данные тебе, видишь солнце, луну и звезды Его, которые светят тебе, видишь огонь, который согревает тебя и варит пищу тебе, видишь воду, которая утоляет жажду твою и омывает тебя, видишь пищу, которая насыщает тебя, видишь одежды, которыми покрывается нагое тело твое, видишь и прочие бесчисленные блага, которые Он дал тебе для удовлетворения нужды твоей и для утешения твоего. Видя это и получая благодеяния, везде и всегда с любовью невидимого Благодетеля твоего поминай, и за все Его благодеяния от чистого сердца благодари Его. Большее и высочайшее Его благодеяние, что благоволением Его пришел к нам Христос, единородный сын Его и честною своею кровью и страданием искупил нас от диавола, ада и смерти. Непостижимая в этом великом деле открылась к нам милость Божия. Должны и мы всегда на это великое и умом непостижимое дело Божие с верою смотреть и всегда помнить, и Бога, нас недостойных так возлюбившего, от всего сердца благодарить, поклоняться Ему, хвалить, петь и славословить сердцем и устами: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» ( Лк. 1:68, 69 ). Помни же и ты всегда великое дело Божие и восхищайся им и от сердца благодари Бога и живи так, как хочет Бог , пришедший в мир грешников спасти, и не оскорби Его своей неблагодарностью. Хочет Он тебя спасти, потому и в мир ради тебя пришел и пострадал, и принес в жертву святую плоть Свою; исполняй же и ты святое желание Его и с великим старанием заботься о спасении души твоей. Будь благодарен Ему и живи в мире смиренно, с любовью, кротостью и терпением, как Он сам жил и того хочет от тебя. О вспоминании Бога при всяком деле

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника. Ектении, и отпуст. И знаменает игумен святым елеем братию, от кандила, еже пред праздничною иконою. Поющим нам стихиру самогласну праздника. И час 1. На 1-м часе тропарь праздника. По Трисвятом кондак праздника. И прочая. И совершенный отпуст. В сий день бывает литургиа порану, труда ради бденнаго. Литургия На Литургии, Антифоны праздника. Антифон 1-й, глас 2 (Пс. 110). Исповемся Тебе Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Исповедаюсь Тебе (прославлю Тебя), Господи, всем сердцем моим, поведаю все чудеса Твои. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. Молитвами Богородицы, Спаситель, спаси нас. В совете правых и сонме, велия дела Господня. Припев: В совете и сонме праведных, велики дела Господня. Изыскана во всех волях Его. Припев: Изысканны во всех желаниях Его. Исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. Припев: Хвала и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. Слава, и ныне: Припев: Антифон 2-й, глас 2 (Пс. 111). Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит. Припев: Спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа. Спаси нас, Сын Божий, родившийся от Девы, поющих Тебе: аллилуиа. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Припев: Мощно на земле будет семя его, род правых благословится. Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Припев: Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает в век века. Возсия во тме свет правым, милостив и щедр и праведен. Припев: Воссиял во тьме свет правым: он милостив, сострадателен и праведен. Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня. Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Тропарь: Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господьствуй посреде врагов Твоих. Тропарь: Жезл силы пошлет Тебе Господь с Сиона, и господствуй среди врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих. Тропарь:

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ch...

Таково свойство рабов благомыслящих; рабам верным и любящим, как должно, своего Господа, свойственно прибегать к Нему не только тогда, когда Он милует их, но и когда наказывает. И последнее есть дело божественного промышления. " Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает " (Евр.12:6). Кто служит Ему только тогда, когда находится в безопасности, тот показывает этим еще не большой знак любви и не чисто любит Христа. Но что я говорю о здравии, изобилии благ, бедности или болезни? Если бы ты даже о геенне услышал, или о другом каком-либо бедствии, и тогда не преставай славословить Господа: все надобно терпеть и переносить по любви к Нему. Это долг рабов верных и души непоколебимой. Поступающий таким образом и настоящие скорби легко перенесет, и будущие получит блага, и великое дерзновение будет иметь пред Богом, чего и да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. Беседа 36   " Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим " (Иоан.4:54;5:1)   1. Овчая купель, как прообраз крещения. - 2. Расслабленный, страдавший 38 лет, прекрасный образец терпения. Настойчивость в молитве. - Качество молитвы. - Почему жизнь человека трудна и тяжела. - Необходимость труда. - В чем состоит целомудрие. - Нет труда, нет и умеренности. - Удовольствие, доставляемое пороком, кратковременно; радость, даваемая добродетелью, вечна. - Нет истинной радости в этом мире; истинная радость на небе.   1. Как в золотых рудниках опытный в этом деле не оставит без внимания ни малейшей жилы, потому что она может доставить великое богатство, так и в божественных Писаниях не безвредно опускать даже одну черту или йоту, а надобно исследовать все. Все в них сказано Духом Святым и ничего нет лишнего. Обрати же внимание и здесь на то, что говорит евангелист: " это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею " . Не напрасно прибавил: " второе " , а еще превозносит дивный поступок самарян, показывая, что жители Галилеи, даже после второго знамения, которое они видели, не достигли высоты тех (самарян), которые ничего не видели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Таково толкование события, данное святым Златоустом. Новая Церковь, включившая в себя молодые языческие народы, получала права гражданства в Царстве Божием. До этих пор Господь держался того взгляда, что надо прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мк. VII, 27). Так как в семью языческих народов, составивших Новозаветную Церковь, входил и русский народ, позднее других принявший христианство, то ясно, какое великое значение имеет вход Господень в Иерусалим и для нас, русских. Но оставляя в стороне символику события, надо сказать, что в простом своем историческом смысле оно имеет великое значение. Это высшая точка славы, до которой поднялась жизнь Спасителя, чтобы сейчас же после этого закончиться кровавой развязкой. Никогда еще звезда земного величия скромного Галилейского Пророка не сияла так ярко! Никогда еще Его имя не произносилось с таким восторгом и надеждой тысячами уст. Никогда еще не окружала Его столь многочисленная толпа, готовая склониться перед Ним и идти по первому Его призыву, куда Ему угодно... Весь Иерусалим пришел в движение (Мф. XXI, 10). Господь не уклоняется на этот раз от славы и от бурных выражений восторга и почтения. Обыкновенно Он избегал шума и людской молвы и никогда не искал почестей и преклонения народа, так как это было совершенно не нужно для Его дела. Но в этот раз Он не останавливает ликующих восклицаний и, когда взбешенные фарисеи требуют от Него, чтобы Он запретил ученикам песнь славословия, Господь отвечает: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. XIX, 40). Ясно, что у Него имеется какая-то Своя особая цель, почему Он допускает это триумфальное шествие, и в последнем нельзя видеть лишь случайное проявление накопившегося и рвущегося наружу народного чувства. Мы можем догадываться об этой цели по тем словам Спасителя, которые в этот момент были обращены Им к Иерусалиму и которые сохранены у евангелиста Луки. Смотря на город, Он заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твое му! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. XIX, 42-44).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

12:47). Так как нарушенный закон подверг людей наказанию: « ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления »; и « потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его » (Рим. 4:15; 3:23, 24), то он и говорит: « избавление послал Он народу Своему ». 7. Впрочем, не только избавление, но после избавления Господь дал и закон, чтобы мы вели жизнь, достойную благодати. « Свято и страшно имя его »  . Представив все, что возвышается о попечении и промышлении Божием, и в ветхом завете, и в новом, и в делах, и заповедях, и чудесах, и знамениях, пророк воодушевляется, и, удивляясь величию Божию, оканчивает речь славословием, вознося хвалу Виновнику всего этого. « Свято и страшно имя Его », т. е. вполне достойно удивления, изумления. Если же таково имя Его, то не тем ли более существо Его? А как имя Его « свято и страшно »? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим именем апостолы исправили всю вселенную; его употребив вместо оружия, Давид поразил иноплеменника; им совершено множество великих дел; им мы совершаем священные таинства. Таким образом, представляя, сколько чудес совершает имя Его и сколько благодеяний, как оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах, превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разумение, он говорит: « свято и страшно имя его ». Если же оно свято, то для прославления нужны и уста святые и чистые. « Начало премудрости — страх Господень, разум добр у всех, руководящихся им. Хвала Ему пребывает в век века » (ст. 10) Что значить: « начало »? Источник, корень, основание. Сказав столь многое и столь великое о Владыке вселенной, и исполнившись изумления, пророк присовокупляет и это, выражая, что боящийся Его исполняется всякой премудрости и становится разумным. Потом, дабы кто не подумал, что мудрость ограничивается одним знанием, прибавляете: « разум добр у всех, руководящихся им ». Недостаточно одной веры, если с нею не соединена и сообразная жизнь. А как « страх Господень » — « начало премудрости »? Он удаляет от всякого порока и наставляет на всякую добродетель. Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, но в делах. И языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что же мудрее такой души? Здесь (пророк) указывает не слушателя только, но и исполнителя. « Разум добр у всех, руководящихся им », т. е. для исполняющих правила премудрости, для показывающих ее на деле, он есть « разум добр ». Говорит о разуме благом, потому что есть разум и злой, как например: « умны на зло, но добра делать не умеют » (Иер. 4:22). Но он требует разума, обнаруживающегося в добродетельной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1Пет. 1, 12 ), выведший нас из бездны на свет, даровавший нам из смерти жизнь, подавший нам из рабства свободу, рассеявший находящийся в нас мрак греха явлением Единородного Твоего Сына, Сам и ныне, Владыка Господи, наитием Всесвятого Твоего Духа, просвети очи ума нашего, чтобы (нам) неосужденно причаститься 922 бессмертной и небесной этой пищи, и освяти нас всецело по душе, телу и духу, чтобы нам со святыми Твоими учениками и апостолами изречь Тебе эту молитву: Отче наш, сущий на небесах, и проч. Гласно: И сподоби нас, Владыка человеколюбивый Господи, с дерзновением, неосужденно, с чистым сердцем, просвещенной душою, с непостыдным лицом, освященными устами иметь смелость призывать Тебя, сущего на небесах, святого Бога Отца, и говорить: Народ Отче наш, сущий на небесах. Священник молится: Так, Господи, Господи, не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо великое Твое милосердие знает, что мы не можем переносить по великой своей немощи, но дай при искушении и облегчение, чтобы мы могли перенести (см. 1Кор. 10, 13 ). Ибо Ты дал нам власть наступать на змей и скорпионов и на всякую силу врага. Гласно: Ибо Твое царство и сила. Народ Аминь. Священник Мир всем. Диакон Головы ваши 923 Иисусу 924 приклоните. Народ Тебе 925 , Господи. Священник молится: Владыка Господи Боже, Вседержитель, сидящий на Херувимах и прославляемый Серафимами, устроивший из вод небо и украсивший (его) сонмами звезд, поставивший в высотах бестелесные воинства Ангелов для вечных славословий, Тебе приклоним мы выю душ и тел наших, являя знак рабства, и просим Тебя, отгони мрачные нашествия греха от ума нашего и просвети божественными лучами Святого Твоего (Духа) 926 ум наш, чтобы, исполнившись вéдения Твоего, мы достойно причастились предложенных нам благ, пречистого Тела и драгоценной Крови Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, простив нам всякого вида грехи, по великой и неисследимой Твоей благости, благодатью и щедротами и человеколюбием Единородного Твоего Сына, – гласно, – через Которого и с Которым Тебе слава и держава со Всесвятым и Благим и Животворящим Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1час.) и молитва 3 ч.: «Владыка, Боже Отец Вседержитель…». А в обычные дни эта же молитва и молитвы Василия Великого: «Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных...» (см. 5 утреннюю молитву), и следующая, произносимая священником с воздетыми руками: «Благословляем Тебя, Всевышний Боже и Милосердный Господи, всегда творящего с нами великое и неисследованное, славное и изумительное, которому нет числа, даровавшего нам сон для успокоения нашей немощи и облегчение трудов многострадальной плоти. Благодарим Тебя, что Ты не погубил нас в наших беззакониях, но по обычному Твоему человеколюбию, восстановил нас, беспомощно лежащих, для славословия могущества Твоего Поэтому молим Твою безмерную благость, просвети наши мысленные очи, восстанови наш ум от тяжкого беспечного сна, открой наши уста и исполни их Твоим славословием, чтобы мы могли непоюлебимо воспевать и прославлять Тебя, во всех и всеми славимого Бога, Безначального Огца с Единородным Твоим Сыном и Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».    «Приидите поклонимся…» (с поклонами).     120 псалом: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки Твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое от ныне и во век».     133 псалом: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего, во время ночи. Прострите руки ваши к святилищу и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю».     Слава и ныне.    «Трисвятое» (с поклонами) по «Отче наш…».     Тропари, гл. 2:    1. «Вспомни, Господи, как Благий, Твоих рабов и прости все, чем согрешили в жизни, ибо нет никого безгрешного, кроме Тебя, Могущего даровать и умершим успокоение».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

20 . Бог предоставляет нам много возможностей открыть себе дорогу в Рай, но мы не пользуемся всеми этими возможностями, отметаем их. 21 . Не будем доверять себе. Самоуверенность – великое препятствие для Божественной Благодати. Полное доверие будем иметь только к Богу. Когда мы во всем положимся на Него, Бог обязательно нам поможет. 22 . Сердце свое целиком, без остатка отдайте не миру, а Богу. Тот, кто отдал свое сердце миру, – враг Божий. 23 . Человек, которым движет лишь личный интерес, – это никчемный человек. 24 . Живите, постоянно славословя и благодаря Бога, потому что неблагодарность – это величайший грех , а неблагодарный человек – худший из грешников. 25 . Время дано нам Богом, чтобы мы должным образом использовали его – ведя непрестанную борьбу за спасение своей души. “Знамения времен” Публикуемый ниже текст, озаглавленный «Знамения времен, 666», написан отцом Паисием, который настаивал, чтобы он был издан со всеми особенностями рукописи, без исправлений, поскольку опасался, что кто-нибудь будет оспаривать его авторство, попытается найти окольный путь, чтобы «замутить воду», ибо не будет согласен с истиной, высказанной Старцем. К сожалению, после его кончины эти опасения подтвердились… IC XC NI KA «ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕН» На смену буре демонской придет покой Божественный. За мирским духом современной «свободы», отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим, родителям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, смятение и анархия, ведущая людей в тупик, к душевной и телесной катастрофе. Также и за совершенной системой «удобных карточек», компьютерной безопасности, скрывается всемирная диктатура, порабощение Антихристу. Откровение Иоанна Богослова, гл. 13, ст. 16, говорит следующее: «(И он сделает то, что…) положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

3 . Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне (в неразумие мне). «Должно читать, – говорит св. Афанасий, – с знаком препинания. Показывает же (т.е. Спаситель) нам, что плод молитвы не бесполезен; ибо сказано: не в безумие мне, т.е. знаю, что как скоро воззову, Он услышит». «День и нощь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: и не в безумие мне. Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения» 153 . 4 . Ты же во святем живеши, хвало Израилево. «Т.е. – во святом теле. Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь во святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными Своими служителями» (Бл. Феод.). «Обитая во святых, которых ум к Тебе устремлен, соделываешься их похвалою и славою» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля». 5 . С Евр.: «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их». 6 . С Евр.: «К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде». 7 . Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Т.е. я уничижен, как червь. Св. Афанасий и бл. Феодорит относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте. 8 . Вси видящии Мя поругашамися и проч. Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии. См. Мф. 27:39–47 . (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою». 9 . С Евр.: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». 10 . Исторгий мя из чрева – т.е. чудесно, ибо сказано, что Сам Бог извел, а не по закону естества родился. «Ты создал меня в утробе и потом извлек из нее, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды мои возвергал я на Твою попечительность» (Бл. Феод.). «Единого Христа исторг Бог из Марии, прочие же люди не исторгаются, а исходят» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты извел меня из чрева; вложил в меня упование у грудей матери моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010