Понедельник 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Великое повечерие 26 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Снова мы слышим очень сильные слова Великого покаянного канона святого Андрея Критского о том, что происходит с нами. Снова мы узнаем тайну о том, что Господь пришел в мир с тем, чтобы спасти тех подлинных грешников, которые обременены угрызениями совести и отчаянием, и с тем, чтобы дать им избавление и изгнать печаль из их отчаявшихся сердец. Но только подлинных грешников пришел спасать Господь. Не тех, которые говорят, что у них есть только какие-то отдельные недостатки, а все остальное замечательно; и не тех, которые, как обманщики, притворяются кающимися и обвиняют себя перед другими людьми, чтобы их похвалили за ложное смирение и прославили за покаяние, которого у них нет. Христос пришел, чтобы спасти тех, кто сознает, что он погибает, находясь в страшной и несветимой тьме греха. И если ты этого не сознаешь, то как можешь ты приближаться к Богу не одними только устами, слушая слова сегодняшнего канона? Если ты не сознаешь, что находишься в этой страшной тьме, то как можешь вместе со всею Церковью петь: " Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися " ? Если ты не проснулся еще, задыхаясь от ужаса, то как можешь из глубины воззвать ко Господу? И как Он может услышать тебя, если голос твой будет звучать не из глубины твоего горя? Господь пришел, чтобы вернуть зрение слепым. Но если ты не видишь слепоты твоего сердца и не знаешь, что значит быть лишенным Божественного света, то как, в то же время, ты осмеливаешься открывать глаза другим и научать их, как жить? Как Господь вернет тебе зрение? Как услышит Он твою молитву: " Господи, дай мне зрети мои прегрешения " ? Основание покаяния - осознание греха и плач, и крик о том, какое это великое несчастье. Это уверенность в том, что мы лишены истинного Света. Господь говорит нам, что Он Пастырь Добрый, Который пришел спасти заблудших. Для Него возвращение одной овцы совершается равно в такой же славе и радости, как если бы это происходило со всем стадом, со всею Церковью.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_22...

3. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Совершается славословная служба всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (по Триоди). Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 29 февраля) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Псалом 50-й. Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни: «Поем Господеви...» или «Господеви поем...». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем...» . Катавасия Триоди: «Песнь возслем, людие...». Во 2-й песни – канон Триоди (отцов): ирмос («Видите, видите...») единожды , тропари без повторений; к тропарям канона припев: «Преподобнии отцы, молите Бога о нас». На катавасию – тот же ирмос: «Видите, видите...». По 3-й песни – седален Триоди (отцов), глас 4-й; ин седален Триоди (отцов), глас 8-й. «Слава» – ин седален Триоди (отцов), глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Триоди (отцов), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди (отцов): «Мира отвергшиися...». «Слава, и ныне» – Триоди: «В постничестве просиявшия...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди (отцов), глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Преподобнии отцы...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-16/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 марта 2024 года 3. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Совершается славословная служба всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (по Триоди). Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 29 февраля) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь Триоди (отцов), глас 4й: «Боже отец наших…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Псалом 50й. Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни: «Поем Господеви…» или «Господеви поем…». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем…» . Катавасия Триоди: «Песнь возслем, людие…». Во 2й песни – канон Триоди (отцов): ирмос («Видите, видите…») единожды , тропари без повторений; к тропарям канона припев: «Преподобнии отцы, молите Бога о нас». На катавасию – тот же ирмос: «Видите, видите…». По 3й песни – седален Триоди (отцов), глас 4й; ин седален Триоди (отцов), глас 8й. «Слава» – ин седален Триоди (отцов), глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос Триоди (отцов), глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди (отцов): «Мира отвергшиися…». «Слава, и ныне» – Триоди: «В постничестве просиявшия…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди (отцов), глас 8й – 4. «Слава» – Триоди (отцов), глас 6й: «Преподобнии отцы…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Триоди (отцов), глас 4й: «Боже отец наших…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Глава II. Повечерие малое и великое §1. Повечерие Повечерие есть моление, бывающее после вечери или ужина, как и в Уставе (на листе 14) показано: и по еже вечеряти братиям, поем повечерие, яко обычай с каноном. §2. Повечерие великое и малое Повечерий два: великое, которое совершается во всю Четыредесятницу, и малое, совершаемое во все прочие дни. Великое называется так потому, что разделяется на три части во образ Святой Троицы, и для умилостивления Ее; а малое – потому, что оно короче великого, содержит одно последование, а не разделяется на три части, и читается всякий день. Псалмы же на нем заимствованы из великого – самые главные и избранные. Псалмов в сей службе, кроме славословия и Символа, три – во образ Троицы. Святейший же Символ веры читается здесь для исповедания нашей правой веры. §3. В начале молений – «помилуй мя, Боже» Псалом: помилуй мя, Боже, читается в начале как на малом повечерии, так и на многих других молениях. Содержание сего псалма Симеон Солунский (в гл. 305) описывает так: «прежде всего пятидесятый псалом, в котором изображается исповедание грешника, испрашивается, чтобы Бог умилостивился над ним, простил его, и чтобы Дух Святый не отступил от него, но обновился чрез смирение и сокрушение сердца его. Посему этот псалом мы читаем во многих службах прежде всего, потому что он повествует, во-первых, о преступлении Адама, а потом и всего рода нашего, как бывшего некогда в язычестве. Адам умертвил себя властию и преслушанием; язычники же, как неверные и прелюбодеи, отступили от Бога и умертвили свою душу, но милостию Сына Божия призваны и чрез нее получили обильно Духа Святого». §4. «Верую во единаго Бога», читаемое на повечерии и на полунощнице К трем псалмам, на повечерии, прилагается Символ веры : Верую во единаго Бога. Символ веры читается также и поутру, на полунощнице, по преданно отцев, которые говорят, что, восстав от сна, прослави Бога и исповедуй веру свою; изложение же нашей веры заключается в священном Символе. Некоторые же из преподобных говорят, что веру подобает возвещать утром и вечером для того, чтобы, если найдет смерть, то застала бы нас во исповедании. §5. «Господи, помилуй», повторяемое сорок раз

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 15. Плач Пресвятой Богородицы Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы обсуждаем возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня мы продолжим разговор о том, что в плане богослужения можно сделать дома в Вел. Пятницу. Вчера мы обсудили варианты совершения «Последования Страстей Христовых», которое необходимо осуществить в течение дня до 17:00. После этого (до ужина) можно прочитать 1 часть вечерних молитв (ибо совершать Вечерню мы еще не научились). А после ужина-вечери (в период с 20:00 до 22:00) рекомендую вам вместо 2ой части вечерних молитв совершить сегодня малое Повечерие с каноном, именуемым «плачевной песнью» Богородицы. Судя по названию, кроме малого есть еще великое Повечерие, совершаемое по большим праздникам. Малое повечерие представляет собой значительно сокращенный вариант великого и включает в себя обычное начало, 3 псалма (50, 69 и 142), и славословие, после которого, читается особый для каждого дня КАНОН. Помните, что каждый день седмицы посвящен кому-то: понедельник – ангелам, вторник, Иоанну Предтечи и т.д. (кстати говоря, в занятии «О седмичной круге богослужения» я оговорился, сказав, что для Иванов особым днем в богослужебном отношении должен стать понедельник. Конечно же не понедельник, а вторник, который посвящен св. Иоанну Крестителю)… В канонике каноны на каждый день изложены сразу же после последования малого повечерия… Отсюда берет начало обычай читать перед Причащением 3 канона: … Впрочем, об этом мы поговорим подробней в другой раз. А сейчас скажем, что окончание Малого повечерия похоже на окончания службы «Часа», к которому добавляются еще 2 молитвы, такие же, какими завершается и великое повечерие. В Великую Пятницу совершается еще более сокращенное повечерие, т.е. после обычного начала и 50 пс. поется тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), после которого исполняется упомянутый нами плачевный канон Богородицы. В храмах этот канон часто читается вообще без малого повечерия, сразу по окончания вечерни у Плащаницы.

http://azbyka.ru/video/15-plach-presvjat...

Во вторник Патриарх совершил великое повечерие в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры 8 марта, 2011. Редакция " Правмира " во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры 8 марта 2011 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сообщает patriarchia.ru . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к насельникам Лавры, учащимся Московских духовных школ и верующим с Первосвятительским словом. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители. 9 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. Смотрите также: Во вторник Патриарх за уставным богослужением обратился к верующим со словом о любоначалии На великом повечерии в понедельник Патриарх обратился к верующим со словом о преодолении уныния Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vo-vtornik-patriarx-so...

свящ. Николай Оглоблин Глава III: О девятом часе, повечерии и полунощнице Время отправления и общийсостав 9-го часа § 101. Девятый час церковный, по времени, соответствует нашему 3-му послеполуденному часу; поэтому и Богослужение этого часа, за исключением тех дней четыредесятницы, в которые обедня совершается вместе с вечерней, или «одне часы» с этой последней службой, и еще очень не многих особенных случаев (о которых будет упомянуто в след. отд. нашего изложения), по большой части отправляется в после – полуденное время, именно перед Вечерней. – 198 Внешний его состав ничем особенным строго не отличается от Богослужебного состава прочих «часов»; а великопостовой его тропарь 199 , с некоторыми стихирами, так как и самое его название, напоминают великий и страшный час крестной смерти нашего Искупителя, и, таким образом, с одной стороны, возбуждают чувства покаянные, долженствующие отвращать нас от грехов, как от причины крестной смерти Божественного Искупителя нашего, с другой – вселяют надежду истинных вечных благ, как непременных для верующего плодов этой спасительной крестной смерти нашего Жизнодавца – Христа. Примеч. «Девятым часом» собственно оканчивается дневное, или «суточное общественное Богослужение»; но так как, из этого Богослужения, по принятому нами способу обозрения его, в нашем изложении не обозрены повечерие и полунощница; то мы, хоть и не у места, обозрим их здесь – наряду с 9-м часом, и именно в таком же сжатом объеме, какой дали обозрению этого последнего «часа». Время отправления и различные виды «повечерия» § 102. Само название: повечерие, показывает, что это Богослужение отправляется после вечерни, и отправляется именно в тех случаях, когда за вечерней непосредственно не следует утреня, а между той и другой службой бывает более, или менее продолжительный промежуток времени. – «Повечерие» у нас двух видов: одно великое, другое малое. «Великое» есть по преимуществу принадлежность великого поста и некоторых больших праздников; об нем, поэтому, и будет кратко сказано при изложении особенностей Богослужения великопостового и великопраздничного. Об малом же здесь заметим, что оно состоит: 1) кроме обычного начала церковных служб, из трех псалмов: 50-го, 69-го, 142-го; 2) Из чтения «великого славословия» « символа Веры » и двевного «канона»; 3) после чтения «трисвятого» с дневным тропарем, или кондаком, из трех известных молитв: к Господу Иисусу: Иже на всякое время…., к Пресв. Богородице: нескверная, неблазная, нетленная…, и наконец опять к Господу Иисусу: и даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души… с «малым отпуском», в заключение. Особенности и виды «полунощницы»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Преображенской церкви храма Христа Спасителя 03.03.2009 10:29 Москва, 3 марта. В понедельник первой седмицы Великого поста Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, сообщает Пресс-служба Московской Патриархии . По окончании богослужения Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом. «Мы вступили в поприще Великого поста, и всякий пост, в первую очередь, является воздержанием от пищи. Многие люди плохо понимают, почему нужно воздерживаться от определенного качества пищи, — заметил Патриарх. — Пост как воздержание от пищи — одна из древнейших религиозный практик. От того, что человек ест и что пьет, в каком количестве потребляет пищу, зависит, в том числе, и состояние его души». В Новом и Ветхом Завете люди налагали на себя пост перед особенно важными событиями, «когда требовалась максимальная концентрация сил». Один из ярчайших примеров такого воздержания, по словам Патриарха, дает нам Сам Христос, который в течение сорока дней и ночей не вкушал пищи. Почему ограничение в пище влияет на состояние души? Патриарх рассказал, что в древности люди считали душу человеком в человеке, что душа — это не связанная с телом субстанция. И когда в XIX веке стала особенно развиваться медицина, физиология, когда ученым удалось узнать о функционировании высшей нервной деятельности человека, многие медики потеряли веру. Это произошло из-за неверного понимания души, как человека в человеке, потому что открытия науки свидетельствовали о том, что многие ранее считавшиеся душевные процессы берут свое начало в физической и нервной деятельности организма. «Сегодня мы понимаем, — сказал Предстоятель, — что душа и тело неразрывно связаны в земной жизни человека. Духовное и физическое взаимно проникают и определяют состояние друг друга». «Для того, чтобы воспитывать волю, необходимы некие духовные упражнения. Если мы не способны воздержаться от скоромной пищи, о каких же подвигах можно говорить? О каких добрых делах можно говорить, если сил не хватает на самое малое — воздержаться от некоторого рода пищи?» — обратился к молящимся Патриарх.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Преображенской церкви кафедрального Храма Христа Спасителя 2 марта 2009 г. 21:41 В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя . По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом. «Мы вступили в поприще Великого поста, и всякий пост, в первую очередь, является воздержанием от пищи. Многие люди плохо понимают, почему нужно воздерживаться от определенного качества пищи, — заметил Святейший Патриарх. — Пост как воздержание от пищи — одна из древнейших религиозный практик. От того, что человек ест и что пьет, в каком количестве потребляет пищу, зависит, в том числе, и состояние его души». В Новом и Ветхом Завете люди налагали на себя пост перед особенно важными событиями, «когда требовалась максимальная концентрация сил». Один из ярчайших примеров такого воздержания, по словам Его Святейшества, дает нам Сам Христос, который в течение сорока дней и ночей не вкушал пищи. Почему ограничение в пище влияет на состояние души? Святейший Патриарх рассказал, что в древности люди считали душу человеком в человеке, что душа — это не связанная с телом субстанция. И когда в XIX веке стала особенно развиваться медицина, физиология, когда ученым удалось узнать о функционировании высшей нервной деятельности человека, многие медики потеряли веру. Это произошло из-за неверного понимания души, как человека в человеке, потому что открытия науки свидетельствовали о том, что многие ранее считавшиеся душевные процессы берут свое начало в физической и нервной деятельности организма. «Сегодня мы понимаем, — сказал Предстоятель, — что душа и тело неразрывно связаны в земной жизни человека. Духовное и физическое взаимно проникают и определяют состояние друг друга».

http://patriarchia.ru/db/text/572517.htm...

В ночь с 6 на 7 января 2013 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Рождественские богослужения — великое повечерие, утреню и Божественную литургию св. Василия Великого. 7 января, ПРАВМИР. В ночь с 6 на 7 января 2013 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Рождественские богослужения — великое повечерие, утреню и Божественную литургию св. Василия Великого. Как сообщает Патриархия.ru , Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; схиархимандрит Илий (Ноздрин); протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; клирики кафедрального собора и духовенство г. Москвы. В богослужении приняли участие около 6 000 человек, сообщает ИТАР-ТАСС . Прямую трансляцию рождественского богослужения вели телеканалы «Первый», «Россия» и «Спас», а также сайты РИА «Новости» и Патриархия.ru. Телевизионную трансляцию  комментировал профессор Московской духовной академии А.К. Светозарский. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 октября, 2023 8 января, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 5 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/rozhdestvenskuyu-sluzh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010