С IX века. (продолжение) Повечерие Не меньшим видоизменениям, чем часы, подвергался и чин повечерия, и точно так же особенности разных уставов не влияли на развитие этой службы: в Студийских и Иерусалимских уставах она имела общую историю. Самые ранние указания на эту службу дают понять, что она имела в той и другой отрасли уставов очень сходный, если не тождественный состав. Так Ипотипосис и Диатипосис, различая два вида повечерия ( τà πδειπνα): полное ( λκληρα) и сокращенное для дней праздничных, второе указывает начинать от «С нами Бог» (Ипотип.) или от «Живый в помощи», т.е. 90-го пс. (Диатип.) 1702 . Если по уставу Саввиной лавры Синайск. библ. 863 VIII-IX в., то нельзя не заметить, что там и здесь имеется в виду эта служба приблизительно одного и того же с состава. а в этом Часослове повечерие, как мы видели (см. выше, с. 332), не имеющее еще и этого имени, а называющееся «молитвою в 1-й час ночи», имеет состав, оч. близкий к нынешнему великому повечерию в 1-ой его части, именно: псалмы 4, 12, 26, Слава 30, 90, 6 (ныне 4, 6, 12, 24, 30:90), С нами Бог , аллилуиа со стихами «Призри и услыши мя Господи»..., «В миру вкупе»... (нынешних к тропарям «Невидимых враг»), затем тропари «Невидимых враг»... или (с. 424) другие сообразно дню, «господи помилуй» 3. «Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе»... (стих или молитва?), – далее рукопись обрывается. Такой же состав, но немного сложнее и ближе к нынешнему имеет повечерие в Студийско-Алксиевском уставе: «6 псалм отпевше, тажь С нами Бог и Бесплотное И верую и Пресвятая Владычице и Отче наш и Господи помилуй 30, таже покланяются триждь..... и паки такожь и на 3-м поклонении рещи: Придете поклонимсь, таже псалм 6: Господи да не яростию. и Святый Боже и Отче нас и Господи помилуй 12 и молитве от попа бывши идут в келия своя» 1703 . Такая «павечерница» называется «исполнь» (полно, полная) и между прочим поется от понедельника Антипасхи до Вознесения. Но замечательно, что даже для Петрова поста указывается повечерие короче: «6 псалм и С нами Бог и Бесплотное и Верую и Пресвятая Владычице и Святый Боже и Отче наш и Господи помилуй 12 и коньчают» 1704 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Скачать epub pdf 1. С великим митрополитом Антонием мне пришлось встретиться только под конец его жизни, в Югославии, когда я приехал туда, сопровождая еп. Нестора, осенью и ранней зимой 1933 г. Хотя наша семья была с ним лично знакома издавна, и мой отец, вопреки многому, пользовался любовью Владыки, так что, когда я рассказывал ему все что знал о моем отце за последние годы, владыка вместе со мною стал плакать о том, что мой отец уклонился на неверные пути, – но мне, как «маленькому» тогда, до революции, увидать митрополита Антония не удалось. 2 . Первым большим впечатлением при встрече с митрополитом Антонием были утренние и вечерние молитвы с ним. Уже тяжело больной тогда, митрополит Антоний выслушивал молитвенные правила, иногда лежа, чаще всего сидя, иногда стоя. И полунощницу и повечерие и он, и его келейник, о. архимандрит Феодосий, знали наизусть. Поэтому никаких книг им не было нужно. Епитрахиль владыка Антоний тоже обычно не одевал, утверждая, что – привилегия архиерея совершать второстепенные молитвенные чины без епитрахили. Читались и полунощница и повечерие очень быстро, но с большой сосредоточенностью. Так как оба читали молитвы наизусть, то часто казалось, что эти молитвы просто льются из сердца неподготовленно. Едва заканчивал о. Феодосий, как подхватывал митрополит Антоний. Молитвы посредине полунощницы (которые обычно переносятся в утренние молитвы) и обе конечные молитвы на повечерии владыка Антоний читал сам. Ясно, ясно помню, как мы входили в еще полутемную комнату – спальню владыки. Владыка говорил: «я уже помылся, будем молиться». Иногда добавлял: «я сегодня полежу», или о. Феодосий подавал ему подрясник, и он садился в кресло. Все поворачивались к иконам, владыка произносил возглас, и с первых же звуков молитвы он был весь в ней, так что даже поза его показывала (конечно незаметно для него) устремленность вперед. 3 . Первый разговор наш с митрополитом Антонием был о России. Мы с владыкой Нестором приехали с Дальнего Востока, где в то время начиналась большая антибольшевицкая работа, инспирируемая Японией. Владыка Нестор рассказывал о подробностях этой работы. И вдруг владыка Антоний прервал и произнес: «А я о России скажу пушкинскими словами: «...И как вино печаль минувших дней, в душе моей, чем старей, тем сильней». И заплакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Беседа шестая. Христоподражательное послушание 101 Благословенные дети! Поговорим о христоподражательном послушании. Начнём наш разговор одним очень полезным примером послушания, взятым из «Отечника» 102 . Мы читаем там, что жил некогда некий старец, человек духовный, и был у него очень хороший послушник. Каждый день после повечерия старец говорил своему послушнику несколько слов назидания и отпускал отдыхать, а утром они вставали и вместе совершали службу. Однажды, пока послушник читал повечерие, старца одолел сон. Повечерие закончилось, а старец продолжал спать. Послушник не хотел будить старца, уставшего от тяжести дня, но стал ждать, чтобы тот проснулся и отпустил его. Диавол видел добрый навык послушника отходить ко сну, только получив благословение старца, и захотел ему повредить. Он стал нашёптывать послушнику: – Иди, старец уснул, не нужно его беспокоить. Послушник отвечал: – Нет, не стану беспокоить старца, лучше подожду, а он пусть отдохнёт. Иди, – не успокаивался диавол, – ждать придётся долго, и ты не успеешь отдохнуть, ведь завтра рано вставать, а ты целый день работал. – Нет, подожду. Семь раз нападал диавол на послушника подобными помыслами и семь раз он отсекал их. Прошло достаточно времени, и старец проснулся. Он посмотрел на послушника, посмотрел, сколько времени прошло, и спросил: – Ты не ушёл, чадо моё? – Как, отче, я мог уйти без Вашей молитвы и благословения? Разве я мог так оставить Вас и пойти отдыхать? – Раз уж так получилось, то давай прочитаем утреню, тем более что и время подошло, а потом уж ты пойдёшь отдыхать. – Благословите. Они вместе прочитали утреню, и послушник, получив благословение и разрешение старца, пошёл отдыхать. Пошёл отдыхать и старец. Во сне старец увидел следующее. Он оказался в храме, и там был архиерейский трон. На троне он увидел семь венцов. Старец смотрел на них и говорил себе: «Какие прекрасные венцы! Должно быть, они принадлежат какому-нибудь великому старцу-подвижнику, который стяжал их своими трудами, болезнями, добродетелями!»

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

сост. Е. Кустовский От составителя В прошлом и позапрошлом веках неоднократно возникала идея адаптировать богослужебные книги для удобного пользования ими на клиросе. Некоторые публикации впрямую были задуманы как книги для совместного использования их в богослужении целым хором или ансамблем певчих. Это вполне понятная задача – если на службе поет группа певчих, то они должны достаточно удобно считывать с книги нужные молитвословия, не спотыкаясь в прочтении слов из-за мелкого шрифта или неудобного расположения текста в книге. Данная публикация задумана как очередная реализация этой идеи. Здесь собраны воедино все воскресные службы богослужебной книги Октоих. В современной приходской практике такие службы поются как правило наибольшим количеством певчих храмового клироса, как службы торжественные, праздничные. Само собой, спеть воскресную службу хором в 10–12 человек по оригинальному Октоиху довольно затруднительно, поэтому приходские хоры пользуются либо самодельно-рукописными «погласниками», либо наиболее удобными современными публикациями различных издательств 1 . В настоящей публикации мы постарались учесть и опыт предыдущих публикаций в этом жанре, и пожелания регентов и певчих различных храмов. Вот какие принципы были положены в основу этой работы: 1 . В нашем издании по принципиальным соображениям остутствует нотный раздел, очень характерный для подобного рода публикаций. На наш взгляд, гласовые напевы в России настолько различны, что публиковать какую-либо отдельную гласовую традицию означало бы существенно увеличить объем издания, но при этом сузить круг пользователей этой книгой. К тому же в наше время выпущено достаточно нот гласового обихода в том виде, как поют его в различных регионах России. 2 . В книгу вошли только те разделы воскресных служб, для которых требуется клиросный хор – чины Всенощного бдения (Великой вечерни и утрени) и Божественной Литургии . За пределами издания остались такие чины, как малая вечерня, полунощница и повечерие. Суть в том, что эти чины, содержащиеся в богослужебном Октоихе, исчезли из практики большинства приходских храмов, а также многих монастырей. Даже там, где их служат, достаточно одного псаломщика, который вполне способен провести повечерие или полунощницу по богослужебному Октоиху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Девочка еле слышно, буквально шепотом: — Батюшка, я тебя попросить хочу: дай моей мамке по лбу кадилом. Я не понимаю её, и переспрашиваю. А ребёнок вновь повторяет: — Батюшка, пожалуйста, дай моей мамке по лбу кадилом. – Детонька, что ты такое говоришь?! Зачем мы станем бить твою маму, да ещё по голове кадилом? – А чтобы не пила больше! 29 апреля, 2011 Девочка еле слышно, буквально шепотом: — Батюшка, я тебя попросить хочу: дай моей мамке по лбу кадилом. Я не понимаю её, и переспрашиваю. А ребёнок вновь повторяет: — Батюшка, пожалуйста, дай моей мамке по лбу кадилом. – Детонька, что ты такое говоришь?! Зачем мы станем бить твою маму, да ещё по голове кадилом? – А чтобы не пила больше! «Сомкнувши Верою ряды, Идёт вперёд отряд Надежды Под управлением Любви» (почти Окуджава) Февраль, первая неделя Великого поста . Вечером в храме темно и тихо, мы специально не включаем электричество, высвечиваются только иконы в алтаре, и лица чтецов на клиросе. Священник заканчивает чтение очередной части покаянного канона преп. Андрея Критского и уходит в алтарь, начинается великое повечерие. Люблю эти службы и эти дни первой седмицы Великого поста. Хотя пост продолжается ещё несколько недель, но эта какая-то особенная, волнительная и неповторимая. Те, кто приходит в храм помолиться, так и оставляют гореть свечи, зажжённые во время чтения канона. И свет от многочисленных огоньков, освящая, выхватывает из темноты храма их лица. В этом свете нет полутонов и не видно выражения глаз, от того лица кажутся преувеличенно суровыми. Всякий раз, глядя на них, я пытался вспомнить, кого мне напоминают эти лица. И однажды, совершая крещение, прочитав в одной из молитв: «новоизбранного воина Христа Бога нашего», понял: – Вот оно: «воины»! Точно-точно, мужественные самоотверженные лица воинов – крестоносцев. Кто защищая мир от зла, встаёт на молитву не только о своих, пока ещё неразумных чадах и домочадцах, но и «о всех и за вся». И даже ритмика песнопений великого повечерия напоминает ритм движения отряда на марше. Вслушаешься: — Господи сил, с нами буди,/иного бо разве Тебе/Помощника в скорбех не имамы,/Господи сил,/помилуй нас…. И будто видишь: идёт отряд, идёт, преодолевая множество духовных преград, но он идёт и сохраняет строй. Эти люди соединены между собой невидимыми связями, и хотя эти связи невидимы, разорвать их невозможно. Отряд можно разгромить, физически уничтожить, но нельзя заставить их повернуть назад, это выше всяких человеческих усилий.

http://pravmir.ru/otryad/

Начало Великого поста Стихира на стиховне, гл. 5. Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов. проповедник покаяния, жительство Ангелов, и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас! Тропарь на 1-м часе гл. 6. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. –      гл. 6. Стопы моя паправи по словеси Твоему, и да не обладает много всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. –      Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Тропарь на 3-м часе, гл. 6. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Тропарь на 6-м часе, гл. 2. Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь на 9-м часе, гл. 8. Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. В Понедельник 1-я седмицы, на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Всякий грех содеях, всех пройдох блудом; аще восхощу покаятися, не имам слез токи; аще леностно и ныне поживу, муце повинен есмь. Но даждь ми исправление, едино благий Боже, и помилуй мя. Стихира на стиховне, гл. 3. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинами пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отлолжение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Великое повечерие Ирмосы великого канона, гл. 6, песнь 1-я. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Припев: Помилуй мя. Боже, помилуй мя. –      2. Вонми небо, и возглавлю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. –      Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Скачать epub pdf Псалом 6 В славянской Библии шестому псалму предшествует такое надписание: В конец, в песнех о осмем, псалом Давиду . В Псалтири на русском языке надписание читается так: «Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида». О значении слов «начальнику хора» сказано выше, при объяснении двух предыдущих псалмов. Выражение «на восьмиструнном» означает то, что псалом должен быть положен на ноты восьмиструнного музыкального орудия. Что касается славянских выражений надписания, то они тоже не в первый раз употреблены (см. Пс. 4 ). В конец означает, что псалом по содержанию своему относится к кончине веков, т.е. ко времени Грядущего Мессии, или, что то же, ко времени пришествия Христа Спасителя; в песнех о осмем значит, что псалом предназначен составителем его для пения с аккомпанементом музыки на осмиструнном орудии. Псалом 6 содержанием своим представляет молитвенное исповедание, или сердечное покаяние Давида пред Богом. Но вместе с тем он служит наилучшим выражением глубокого, искреннего покаяния во грехах всякой души христианской, обремененной тяжестью грехов; а потому, как покаянный псалом, он внесен Церковью в состав великого повечерия, читаемого во время Великого поста – времени всеобщего покаяния христиан. Пс.6:2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Ярость означает негодование, сильную, высшую степень гнева; этим словом чаще всего выражается мгновенная вспышка гнева, за которым следует отмщение, или наказание. Гнев и ярость Господни, по учению псалмопевца, проливаются ( Пс. 77:21 ) на людей, не подающих никакой надежды к нравственному исправлению и возрождению, а лишь более и более утверждающихся в греховном настроении, на ожесточенных грешников. Пророк, сознавая свою виновность пред Богом, не просит об освобождении его от наказания; а только, надеясь на милость и долготерпение Божие, молит обличить и наказать его не во гневе и не с яростью. Он не отрицается от заслуженных и временных наказаний, которые исправляют и привлекают человека к Богу; но боится того страшного наказания, когда Господь отвратит лице Свое и осудит человека на вечную казнь. И потому молится так же, как молился Иеремия пророк за прогневавший Бога народ иудейский: «Накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши» ( Иер. 10:24 ). Гнев и ярость означают здесь одно и то же, равно как и слова обличиши и накажеши выражают, можно сказать, одно и то же: пророки и вообще ветхозаветные богодухновенные писатели имеют обыкновение повторять свою мысль разными словами и выражениями, для наилучшего выяснения мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

IX. Чин Великого повечерия Священник: Благословен Бог наш… Народ: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царь Небесный…. Трисвятое. Отче наш… Господи, помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся… В первую неделю Четыредесятницы псалом 69: Поспеши, Боже, избавить меня; поспеши, Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да будут обращены назад, за поношение меня, говорящие мне: Хорошо, хорошо. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: Велик Бог ! Я же беден и нищ. Боже, поспеши ко мне! Ты – помощь моя и избавитель мой, Господи, не замедли. Затем Великий канон Андрея Критского . Обычно же Великое повечерие начинается псалмами: Псалом 4 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор; помилуй меня и услышь молитву мою. Сыны мужей, доколе слава моя будет в поругании? Доколе будете любить суету и искать лжи? Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его. Гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и утишитесь; приносите жертву правды и уповайте на Господа. Многие говорят: Кто покажет нам благо? Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб к вино и елей умножились. Спокойно ложусь я и встаю, ибо Ты, Господи, один даешь мне жить в безопасности. Псалом 6 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

ЖМП 3 март 2012 /  7 марта 2012 г. 01:00 50-й псалом: современный поэтический перевод с филологическими комментариями Пятидесятый псалом входит в состав утреннего правила и молитв перед чтением канона, является частью чина исповеди. Читается на Великом повечерии, на Полунощнице, на Утрене перед каноном, является одним из трех псалмов Третьего часа. И при богослужении, и в домашней молитве пятидесятый псалом - камертон покаяния, образ покаянной молитвы. 1 Начальнику хора: псалом Давида 2 (когда пришел к нему пророк Нафан после того, как Давид был с Вирсавией). 3 Помилуй меня, милосердный Бог, милостивый, мои преступленья сотри! 4 Вину мою отмой, отстирай очисть меня от греха! 5 Знаю я преступленья мои, всегда передо мною мой грех. 6 Пред Тобой, Тобой одним, я согрешил, у Тебя на глазах сделал зло. Так что правдивы Твои слова, и праведен Твой суд. 7 Едва я родился, на мне был грех, едва мать меня зачала. 8 Правда о скрытом угодна Тебе, Ты мне явил Твое знанье о тайном! 9 Окропи меня иссопом — и стану чист, отмой — буду снега белей. 10 Весельем и радостью наполни мой слух — и утешатся кости, сокрушенные Тобой! 11 Отведи Твой взор от моей вины, и сотри все мои грехи. 12 Сотвори, Боже, чистое сердце во мне, дух правды всели в меня вновь. 13 Не гони меня прочь от лица Твоего, духа святого Твоего не отнимай. 14 Верни мне радость – быть спасенным Тобой, духом благим укрепи. 15 Научу я заблудших Твоим путям, чтобы грешные вернулись к Тебе. 16 Избавь меня от кровавой судьбы – Боже, Боже, Спаситель мой! — и воспоет язык мой правду Твою. 17 Разомкни, Владыка, мои уста, и они восхвалят Тебя! 18 Не желаешь Ты, чтобы я жертву принес, всесожженья не угодны Тебе. 19 Жертва Богу — сокрушенный дух, сокрушенного сердца не отвергнет Бог. 20 Милостив будь, помоги Сиону, воздвигни стены Иерусалима! 21 Тогда Тебе угодны будут праведные жертвы — всесожжения, всецелые жертвы; тогда быков возложат на Твой алтарь.       ст. 1-2 .       В надписаниях псалмов, как правило, отмечается авторство, иногда (в «давидовых псалмах») — связь с каким-то эпизодом из жизни Давида, нередко — указания на напев или особенности исполнения (в 50-м псалме, однако, таких указаний нет). В ст. 2 в некоторых греческих рукописях и в церковнославянской Библии поясняется, что Вирсавия — «жена Урии».

http://e-vestnik.ru/culture/50-y_psalom_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010