Скачать epub pdf Среда Во вторник вечера. От начала вечерни начинаем поклоны. На Господи воззвах, стихиры яко обычно. На стиховне самогласен, глас 1: Радостно приимем вернии богодохновенное завещание поста, якоже прежде ниневитяне: и паки, блудницы и мытари: яже покаяния проповедь от Иоанна есть. Воздержанием уготовимся к преселению в Сион, Владычняго священнодейства. Слезами предочистимся в нем божественнаго умовения. Помолимся видети образныя зде Пасхи совершение, и истинныя явления. Уготовимся на поклонение Креста, и Воскресения Христа Бога, вопиюще к Нему: не посрами нас от чаяния нашего Человеколюбче. Стих: К Тебе возведох очи мои: И паки туже стихиру. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: О добрыя купли вашея святии! Яко крови дасте, и Небеса наследовасте: и временно искусившееся, вечно радуетеся. Воистину добрая ваша купля: тленная бо оставльше, нетленная восприясте, и со Ангелы ликующе поете непрестанно Троицу Единосущную. Слава, и ныне, крестобогородичен: Подобен: Прехвальнии мученицы: Дева нескверная, иногда на древе видевши, Егоже роди из безсеменныя утробы, не терпящи утробнаго уязвления, власы терзающи глаголаше: манием содержай тварь всю, како яко осужденный на крест вознесен еси, всяко хотяй спасти человечество. Ныне отпущаеши: По Трисвятом, тропарь: Богородице Дево радуйся: Поклон 1. Слава: Крестителю Христов: Поклон 1. И ныне: Молите за ны: Поклон 1. Под Твое благоутробие прибегаем Богородице: без поклона. Господи помилуй, 40. Слава, и ныне: Честнейшую Херувим: Именем Господним благослови отче. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш: И мы глаголем молитву: Небесный Царю: и поклоны три великия, с молитвою святаго Ефрема: Господи и Владыко живота моего: и прочих, 12. Паки скончавше поклоны, глаголем молитву вышеписанную Господи и Владыко живота моего: и поклон един великий. Трисвятое. По Отче наш: Господи помилуй, 12. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови: И отпуст. Повечерие поем великое с поклоны. По Достойно есть, тропари дневныя и храму. И отпуст меньший. Такожде и противу пятка творим. В среду сырную

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стяжать добродетель не труднее, чем стяжать порок Гордец всегда одинок. Он наслаждается своим собственным «я», поставляя его в центр бытия. Но чем больше он отстаивает свою жизненную позицию, тем больше он погружается в одиночество. 18 февраля, 2010 Гордец всегда одинок. Он наслаждается своим собственным «я», поставляя его в центр бытия. Но чем больше он отстаивает свою жизненную позицию, тем больше он погружается в одиночество. 17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына Святого Духа. Грех является отклонением от нормы жизни, которую учредил Сам Бог. Грех есть нарушение человеком Божиего замысла и о мире, и о человеке. И если жизнь без греха есть Божественная норма, которая была положена в основу всей жизни человека, то грех, как отклонение от этой нормы, можно сравнить с болезнью. Святые отцы так и называют грех «болезнью». Мы все знаем, что чувствовать себя хорошо можно только тогда, когда в организме нормальная температура. Но если температура повышена или очень понижена, человек может испытывать даже некую эйфорию. Ему может казаться, что он здоров, но на самом деле его силы ослабевают, подтачиваются болезнью. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Грех есть болезнь, и как болезнь он подтачивает духовную, и не только духовную, жизнь человека. Грех разрушает человеческую личность, но не сразу это становится очевидным. Иногда совершение греха сопровождается некой эйфорией, а проявления греха — пороки — представляются нашему сознанию как нечто добродетельное, нужное, полезное. Очень часто мы порок воспринимаем как проявление силы. Самым ярким тому примером является гордость: даже в художественной литературе, не говоря уже о массовом сознании, гордость часто представляется как добродетель. Гордость в сознании людей является практически синонимом силы, мужества, независимости человека, его достоинства. А на самом деле гордость — это самый страшный порок, в котором обнаруживается вся полнота того, что есть грех.

http://pravmir.ru/styazhat-dobrodetel-ne...

Триодь Постная Неделя мясопустная. Утреня, канон, песнь 6-я, тропарь 2-й: «тамо ничтоже помощи может, Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба: разве от дел крепость твоя, о душе моя» . Итак, добрые дела (дела покаяния, милостыня, воздержание, молитва и прочие добродетели) дают крепость духу и дерзновение пред Богом, пред лицом совести. Условие для сего: искренность и самоотвержение. Стихира на хвалитех самогласна 1-я (в день Страшного Суда Христова): «мертвии от гробов воскреснут, и возрастом единем вси будут» . Значит, по воскресении мертвых не будет ни младенцев, ни стариков, но все будут совершенного зрелого возраста, что будет отражаться на видимом их состоянии; это произойдет от духовности, ибо все будут дух, а он зрел. Среда сырная, утреня. Канон Триоди, песнь 4-я, тропарь 2-й: «Богатство некрадомое воздержания есть дар: и сим обогативыйся, обогатится Божеством» . За воздержание на земле верующий обогащается вселением в него Божества; за лишение телесной пищи обогащается нетленной. Песнь 8-я, тропарь 1-й: «Постився прежде Иосиф, смешения избеже беззаконныя жены» . Иосиф победил блудную страсть, которую пыталась возбудить в нем жена Пентефрия, предварительным пощением. Тропарь 2-й: «Пощением Давид победу постави на иноплеменника и царство обрете» . Им же Давид победил Голиафа и потом удостоился царствования. Седмица 1-я Великого поста Вторник, вечерня. Стихира 3-я на «Господи, воззвах»: «воздержания наслаждение и мне, Слове, даруй, якоже Адаму рай иногда, от всякия Твоея вкушати заповеди, Боже наш» . Итак, воздержание во всем и исполнение заповедей Божиих есть радость и наслаждение. Поэтому и нужно их держаться. А современные христиане – увы, стремятся к наслаждениям и радостям плотским и земным и к исполнению лишь своих воли и желаний. Вторник, великое повечерие. Великий канон, песнь 5-я, тропарь 3-й: «Яко Моисей великий египтянина, ума уязвивши окаянная, не убила еси душе» . Итак, ум свой душевный, плотской есть вражда против Бога. И чтобы ввестись в благодатное покаянное состояние, нужно убить свое плотское мышление, мудрование, не верить ему, отринуть его, как бы больно это душе ни было, какие бы скорби из-за этого не пришлось пережить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Хрестоматия I В хрестоматию включены фрагменты из четиих (т. е. предназначенных для чтения) и богослужебных книг. Четьи тексты (вы познакомитесь с фрагментами Св. Писания и Минеями св. Димитрия Ростовского ) проще для понимания, чем литургическая поэзия. Самый простой раздел хрестоматии – Житие св. Герасима Иорданского из Миней св. Димитрия Ростовского . Язык этого памятника был на рубеже XVII и XVIII веков несколько упрощён. Чтение фрагментов Св. Писания облегчает то, что при затруднениях можно пользоваться русскими переводами Св. Писания, в том числе и комментированными. Это избавляет нас от необходимости комментировать общеизвестные реалии, информацию о которых можно найти в любой популярной книге. Комментарии к текстам исходят из того, что учащиеся уже знакомы с Новым Заветом в русском переводе, а Ветхий Завет знают хотя бы на уровне популярных пересказов, многочисленные издания которых вышли в последние годы. II С более серьёзными трудностями предстоит столкнуться при чтении отрывков из богослужебных книг, т. е. книг, по которым читают и поют во время богослужения. Сначала несколько слов о самих богослужебных книгах. Мы привыкли к тому, что обычную книгу надо читать от начала до конца, с первой страницы до последней. Нам странно представить себе книгу, которую лучше читать по кускам, взятым из разных частей, периодически обращаясь к другим книгам. Между тем богослужебные книги читаются именно так. Каждое церковное богослужение – вечерня (малая, великая, вседневная), повечерие (великое, малое), полунощница, утреня, часы (вседневные, царские, пасхальные, великопостные), Литургия ( Иоанна Златоуста , Василия Великого , Преждеосвященных Даров) имеют постоянную и изменяющуюся части. Неизменяемая часть каждого богослужения изложена в соответствующих чинопоследованиях, которые содержатся в Часослове (и Псалтири следованной), а в первую очередь – в Служебнике, которым пользуются священники и диаконы 28 . Дополнительные тексты, связанные с временем суток, содержатся также в Часослове (ρολγιον), основное содержание которого – часы, т. е. богослужения, связанные с разными частями суток. Служба первого часа обычно соединяется с утреней, третьего и шестого – с Литургией, девятого – с вечерней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Молитва Иисусова Молитвою Иисусовой называется собственно краткое молитвенное воззвание к Господу Иисусу. Она читается так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» 20 . Иногда она читается в более обширном виде. Так в отпусте утренних и вечерних молитв положено говорить: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, спаси мя грешнаго». А в возгласах предстоятеля богослужения она имеет такой вид: «молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Молитва Иисусова встречается в составе служб общественного богослужения, но главным образом она назначена для употребления в домашнем богослужении, и в сем случае она служит иногда дополнением положенных для домашнего употребления молитвословий, иногда же заменою их. Так монашествующим и каждому, желающему соблюдать монашеское правило, если умеет грамоте, вменяется в обязанность 21 ежедневно прочитывать повечерие, дневные каноны и четыре кафизмы, и сверх этого произносить 600 раз молитву Иисусову. Монахам же новоначальным и немощным сделано снисхождение: по примеру древних они могут вместо четырех кафизм прочитывать три, и вместо 600 раз произносить молитву Иисусову только 500 раз. Кто же не умеет грамоте, а между тем «желает благоугождати Богу и очищати мысли сердца своего молитвою и постом», тот должен взамен повечерия и дневных канонов творить только молитву Иисусову и другие краткие молитвенные воззвания к Богородице и святым; именно за повечерие молитв Иисусовых 50, за канон седмичный – 30. Если же кто из не умеющих грамоте желает, но по каким-нибудь препятствиям не может участвовать в церковных службах, то и взамен церковных служб он должен творить молитв Иисусовых: за вечернее пение 100, а по другому более строгому правилу – 600, за полунощницу 100, а по другому правилу – 600, за утреннюю службу – 500, или, по другому правилу, 1600, за час первый, третий, шестый и девятый по 50-ти, по другому же правилу за все часы без междочасий – 1000, с междочасиями – 1600, за великое повечерие – 700.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Не притворяйся! Можешь ты, можешь!» Почему нам так трудно поверить тому, кто рядом Мы живем в ситуации тотального бытового неверия — к евангельскому повествованию в неделю о расслабленном 19 мая, 2019 Мы живем в ситуации тотального бытового неверия — к евангельскому повествованию в неделю о расслабленном Моя неделя – она, пожалуй, о расслабленном. Аллергик со стажем, очкарик с дефицитом массы тела, нескончаемые головокружения и прочие недомогания, пожизненное освобождение от физкультуры…  Словом, расслабленная. Но что же слышат обычно такие люди? «Болеешь?! Ты то?! Ну и что же у тебя не в норме?!» А еще «Не притворяйся! Можешь ты, можешь эту задачку решить!» — кричит мама, если ребенок просит помочь ему с математикой. «Устала она! Не может! Ха! А как же отец Прокопий, у них-то с матушкой девять?!», — слышит молодая женщина, которая растит ребенка одна. Мы живем в ситуации тотального неверия. Мы дышим неверием, чувствуем неверием. Мы разучились верить. Просто. По-земному. Без всякого богословия. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. (Ин, 5:1-9) Если меня просят назвать наиболее вдохновляющее меня богослужение, то я уверенно называю Великое повечерие с Покаянным каноном Андрея Критского. «Самая моя» неделя Великого поста – Крестопоклонная. Сложилось так, и все. Где-то услышала, где-то вникла в тексты, где-то церковный распев особо за душу взял.

http://pravmir.ru/ne-pritvoryajsya-mozhe...

Девочка еле слышно, буквально шепотом: — Батюшка, я тебя попросить хочу: дай моей мамке по лбу кадилом. Я не понимаю её, и переспрашиваю. А ребёнок вновь повторяет: — Батюшка, пожалуйста, дай моей мамке по лбу кадилом. – Детонька, что ты такое говоришь?! Зачем мы станем бить твою маму, да ещё по голове кадилом? – А чтобы не пила больше! 29 апреля, 2011 Девочка еле слышно, буквально шепотом: — Батюшка, я тебя попросить хочу: дай моей мамке по лбу кадилом. Я не понимаю её, и переспрашиваю. А ребёнок вновь повторяет: — Батюшка, пожалуйста, дай моей мамке по лбу кадилом. – Детонька, что ты такое говоришь?! Зачем мы станем бить твою маму, да ещё по голове кадилом? – А чтобы не пила больше! «Сомкнувши Верою ряды, Идёт вперёд отряд Надежды Под управлением Любви» (почти Окуджава) Февраль, первая неделя Великого поста . Вечером в храме темно и тихо, мы специально не включаем электричество, высвечиваются только иконы в алтаре, и лица чтецов на клиросе. Священник заканчивает чтение очередной части покаянного канона преп. Андрея Критского и уходит в алтарь, начинается великое повечерие. Люблю эти службы и эти дни первой седмицы Великого поста. Хотя пост продолжается ещё несколько недель, но эта какая-то особенная, волнительная и неповторимая. Те, кто приходит в храм помолиться, так и оставляют гореть свечи, зажжённые во время чтения канона. И свет от многочисленных огоньков, освящая, выхватывает из темноты храма их лица. В этом свете нет полутонов и не видно выражения глаз, от того лица кажутся преувеличенно суровыми. Всякий раз, глядя на них, я пытался вспомнить, кого мне напоминают эти лица. И однажды, совершая крещение, прочитав в одной из молитв: «новоизбранного воина Христа Бога нашего», понял: – Вот оно: «воины»! Точно-точно, мужественные самоотверженные лица воинов – крестоносцев. Кто защищая мир от зла, встаёт на молитву не только о своих, пока ещё неразумных чадах и домочадцах, но и «о всех и за вся». И даже ритмика песнопений великого повечерия напоминает ритм движения отряда на марше. Вслушаешься: — Господи сил, с нами буди,/иного бо разве Тебе/Помощника в скорбех не имамы,/Господи сил,/помилуй нас…. И будто видишь: идёт отряд, идёт, преодолевая множество духовных преград, но он идёт и сохраняет строй. Эти люди соединены между собой невидимыми связями, и хотя эти связи невидимы, разорвать их невозможно. Отряд можно разгромить, физически уничтожить, но нельзя заставить их повернуть назад, это выше всяких человеческих усилий.

http://pravmir.ru/otryad/

Начало Великого поста Стихира на стиховне, гл. 5. Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов. проповедник покаяния, жительство Ангелов, и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас! Тропарь на 1-м часе гл. 6. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. –      гл. 6. Стопы моя паправи по словеси Твоему, и да не обладает много всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. –      Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Тропарь на 3-м часе, гл. 6. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Тропарь на 6-м часе, гл. 2. Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь на 9-м часе, гл. 8. Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. В Понедельник 1-я седмицы, на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Всякий грех содеях, всех пройдох блудом; аще восхощу покаятися, не имам слез токи; аще леностно и ныне поживу, муце повинен есмь. Но даждь ми исправление, едино благий Боже, и помилуй мя. Стихира на стиховне, гл. 3. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинами пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отлолжение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Великое повечерие Ирмосы великого канона, гл. 6, песнь 1-я. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Припев: Помилуй мя. Боже, помилуй мя. –      2. Вонми небо, и возглавлю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. –      Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О Всенощном бдении. Часть 3. Благословение 6 мин., 22.12.2016 Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). Текст Всенощного бдения Во время богослужения мы часто произносим благословения. Это не просто благие, т.е. добрые слова вообще. Это наши добрые слова, обращенные к Богу. Вы можете спросить: «а зачем столько слов? Разве они нужны Богу?» Нет, конечно. Бог не имеет нужды ни в чем: ни в нашем пении, ни в красивых словах. Один христианский писатель середины ХХ века предлагает нам такое сравнение. Красивая картина не нуждается в нашей похвале. Но если мы не заметим её красоту, не восхитимся ею, не воздадим должное мастерству художника, мы обкрадём себя, сделаем себя беднее духовно. Так и в нашей жизни. Мы можем не замечать Бога, не благодарить и не прославлять Его за красоту сотворенного мира, за нашу жизнь. Но это не просто обеднит нас духовно, но и не позволит нам стать людьми в полной мере. Прославляя Бога, мы становимся человечнее, а забывая о Нём, больше напоминаем человекообразных животных, живущих лишь инстинктами, борьбой за выживание и смутными надеждами. Поэтому мы благословляем Бога и благословляем нашу жизнь от имени Бога и именем Бога. И это наполняет нашу жизнь высоким смыслом. Усиленное моление После сугубой и просительной ектений, где христиане молятся о самом насущном для жизни и спасения души, по крупным праздникам совершается лития , что можно перевести как «усиленное моление». Хор поёт особые стихиры, посвященные празднику или святому, который вспоминается в этот день, духовенство выходит из алтаря к входу в храм. Воздух снова наполняется ароматом каждения, которое совершает диакон. На столик посередине храма выносят особый, сложно устроенный поднос, на котором в чашах помещено небольшое количество вина, горстка пшеницы, немного растительного масла и пять круглых пшеничных хлебцев. Над всем этим возвышаются три зажженные свечи.

http://foma.ru/kommentariy-na-vsenoshhno...

Скачать epub pdf Пятница В тойже четверток сырный вечера: От начала поклоны начинаем: и прочая вся служба, якоже и выше во вторник сырный указася. На Господи воззвах, стихиры яко обычно. Слава, и ныне, богородичен: Свете тихий: И прокимен дне. На стиховне самогласен дне, глас 2: Господень Крест, неуклонно кланяющимся ему, всякия сласти брозда есть, и закон воздержания: ибо непрестанно взирающи на Пригвожденнаго на нем, распинают плоть со страстьми и похотьми. От нихже и мы быти потщимся, постом чистым присвоимся, человеколюбно нам Присвоившемуся страстию и Своего безстрастия естество Подавшему, имущему велию милость. Повторяем сей со стихом: К Тебе возведох очи мои: Стих: Помилуй нас Господи: И мученичен: Земнаго наслаждения не возвелевше страстоносцы, небесных благих сподобишася, и Ангелом сожители быша: Господи, молитвами их помилуй и спаси нас. Слава, и ныне крестобогородичен. Подобен: Егда от древа: Грозд всезрелый Чистая,/Егоже невозделанно во утробе младоносила еси,/на древе яко узрела еси Сего висяща,/рыдающи восклицала еси, и взывала еси:/Чадо, сладость искапай,/еюже пиянство всякое страстей отъемлется Благодетелю,/Мене ради Тя рождшия,/божественными утешеньми,//яко благоутробен. Ныне отпущаеши: Богородице Дево: И прочее, творяще поклоны великия. Таже отпуст. Повечерие поем великое с поклоны, якоже во вторник указася. В пяток сыроястный на утрени, по шестопсалмии поем Аллилуиа, на глас троична гласа. По 1-м стихословии седальны крестныя осмогласника. По 2-м стихословии седален триоди, глас 7. Подобен: Яко имуще: Возвыси церквей рог, честный Кресте, низложи еретическую гордыню силою твоею, и возвесели православных лики: сподоби предварити всем нам твое предвозвещение, и поклонитися тебе подножию Христову в тебе бо хвалимся, древо благословенное. Слава: тойже. И ныне, крестобогородичен: Яко имущи милостивное на смирение наше, и зрящи на земныя удобообстоимыя люди, умилосердися благословенная Богородице, пребуди молящися, да не погибнем люте: молю яко Пречистая благопримирительнаго Бога, спастися душам нашим, Пресвятая Дево.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010