а) Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, богомолец твой, великого государя, новгородский Питирим митрополит. Бога моля и челом бью. В нынешнем, великий государь, во 173 году. Декабря в 14 день, в твоей великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, грамоте писано ко мне, богомольцу твоему: который священноинок восприимет великий образ иноческий, посхимится, и таковый во архиереи поставится ли? И по правилам, государь, святым, еже в Константине граде, в преименитой церкви Божьей Мудрости, рекше во святей Софии, собравшегося собора, иже седьмой собор утверди правило 2, глава 20, лист 222: Аще который епископ, или пресвитер, или диякон восхочет снити во мнишеский чин и стать на месте покаяния, рекше постричься, епископ оттоле уже да не имеют архиерейского сана; монашеского ибо обета покорения имеют словеса, и ученичества, а не учительства, ни первопрестольства, ни паствити, но пасомому быть обещаются. Сего ради, якоже прежде речено есть, повелеваем архиерейского чина, и пастырям сущим, к тому уже не начальствовать, но в пасомых и кающихся страну себе сводить. Аще же кто се сотворить дерзнёт, по изглашении и по разуму ныне изреченного суда, иже сам себе святительского сана лишив, к тому на первую степень не возвратится, егоже самими делами отвержеся. О сем и в Никонове первой книге слово 63 и во второй Никонове слово 32, из Суздальской харатейной то же правило, ин перевод: аще который епископ, или поп, или диакон восхощет снити во святый образ мнишеский и стати на месте покаяния, оттоле прежних святительских да не творит действ; ибо мнишеский обычай повиновения имать слово и ученичества, а не учительства. Новоначалие есть измена ветхих; не выше седание, ни паствити, но учимым и паствимым быти заповедь прияша. Доселе яже что неразумием по обете понужахуся, дабы в святительской пребывати высоте; но убо святый вселенский собор до конца исправи сицевое презрение и бесчинное начинание никакоже дерзати повеле. Аще ли кто дерзнет сицевая сотворити по изглашению и по разуму ныне изнесенного правила, сам себе во иноки вчинив ангельской власти отступив, к тому на первое никакоже да не вспятится, но да будет в степени покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Барсов Т.В. О каноническом элементе в церковном управлении. М., 1882. Батишев Д.А. «Священная война» в контексте Крестовых походов. М., 2012. Баха Ад-Дин. Саладдин, победитель крестоносцев. М. СПб., 2009. Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл //Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл . Любарский Я.Н. Михаил Пселл : личность и творчество. СПб., 2001. Бейкер Дж. Константин Великий . Первый христианский император. М., 2004. Бейкер Дж. Юстиниан. Великий законодатель. М., 2004. Беляев Д.Ф. Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. В 2 книгах. Книга 2. СПб., 1893. Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Выпуск первый: папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Казань, 1882. Беневич Г.И. Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа//Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 2. М. СПб., 2009. Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. Бернацкий М.М. Григорий Палама //Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. Бибиков М.В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского : бедность, бедствия, болезни//Византийский временник. 56 (81). 1995. Бирюков Д.С. О диспуте свт. Григория Паламы с Никифором Григорой и его изложение Факрасисом//Факрасис Георгий. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Святая гора Афон, 2009. Близнюк С.В. Короли Кипра в эпоху Крестовых походов. СПб., 2014. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. Боголепов Н.П. Учебник истории римского права. М., 2004. Богородский А.Я. Еврейские цари//Еврейские цари и первосвященники/Сост. Р.А. Андреев. М., 2011. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. М., 1994. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. Боханов А.Н. Византия – навсегда!//Имперское возрождение. 2. 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всероссийский Патриарх Иоасаф II (1667–1672) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 В истории XVII века были два Первосвятителя, возглавившие Русскую Церковь, которые не только носили одно имя, но и их судьба была аналогичной. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Феодоровиче, во главе Церкви стоял его отец — Патриарх Филарет, носивший титул Великий государь. После его кончины был избран Патриарх Иоасаф I, который был гораздо мение влиятелен. В середине XVII века возглавлял церковь Патриарх Никон. Подобно отцу царя Михаила, он также носил титул Великий государь. После него Русской Церковью управлял Святейший Патриарх Иоасаф II. Оба патриарха с именем Иоасаф оказались в тени своих более известных предшественников и, следовательно, остались менее известны в истории. По низложении Патриарха Никона царь Алексий Михайлович в связи с долговременным вдовством Московского Патриаршего Престола повелел российским архиереям избрать в присутствии Восточных Святителей достойного кандидата в Патриархи. По имевшемуся порядку Восточным Предстоятелям были представлены три кандидата, в числе которых был Троицкий архимандрит Иоасаф, который и был избран на первосвятительскую кафедру. Это был уроженец Тверской земли, о чем свидетельствует его именование “новоторжец”. Первоначально он был настоятелем древнейшего Борисоглебского монастыря в Торжке, затем с 1654 года по 1656 являлся настоятелем Владимирского Рождественского, а с 1656 по 1666 год — Троице-Сергиева монастыря. В перечне Троицких настоятелей во Вкладной книге обители читаем о нем: “Архимандрит Иоасаф, взят из Володимера из Рожественского монастыря и поставлен апреля в 25 день 164 (1656)-го году. И повелением Великаго государя царя и Великаго князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по благословению великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии даны ему на мантию скрижали да святительский посох” 1 .

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-patriarh...

Глава V. Церковная и государственная политика в конце IV в. Феодосий Великий. Дело о жертвеннике Победы. Иммиграция варваров. Принятие их на службу империи Кратковременное царствование Юлиана прошло как страшный ураган, мало затронув Запад. Существенного вреда христианской Церкви и в восточной половине империи оно не могло нанести уже вследствие недостаточной обдуманности и малой последовательности сделанных Юлианом распоряжений, а равно и потому, что местные власти не имели времени применить их на практике. После Юлиана не было охотников поддерживать его церковную политику. Во второй половине IV в. самым выразительным явлением в области религиозной жизни было разделение христианского мира на два враждебные лагеря: исповедников Афанасиева учения, т.е. никейского символа, и приверженцев учения Ария. Особенно ревностным защитником арианства на Востоке был император Валент (364–378), о котором до сих пор свидетельствует водопровод его имени. Ко времени трагической смерти его все епископские кафедры находились в руках ариан, даже кафедра константинопольская замещена была арианином Димофилом. Положение внушало серьезные опасения еще и потому, что кроме численно и официально преобладавшей арианской партии, на Востоке было еще значительное число разных сект и учений, образовавшихся на почве философских воззрений на существо тогдашнего христологического вопроса. Со смерти Константина занявшая господствующее в империи положение христианская Церковь более 40 лет была разъедаема внутренней враждой, что не могло не унижать ее в глазах приверженцев языческого культа. В 379 г. западный император Грациан назначил своего полководца Феодосия августом, т.е. сопричислил его к императорской власти и дал ему в управление восточную половину империи. С тех пор судьбы Востока в политическом и церковном отношении стали направляться к одной цели, и произведенные в конце IV в. государственные и церковные реформы соединены с именем Феодосия, получившего прозвание Великого. В церковном отношении деятельность Феодосия может быть рассматриваема с двоякой точки зрения: а) по отношению к старой римской религии, б) к разнообразным сектам и учениям среди христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Заключение Изложив в своем исследовании церковно-преобразовательную деятельность Петра, мы постараемся в заключение его подвести итоги этому изложению, кратко отвечая на вопрос: что собственно хотел сделать Великий преобразователь с русской церковью? По частям ответ на означенный вопрос уже дан в нашем исследовании. Тот исторический памятник, который лег в основу нашего исследования, сам собою намечал нам общую программу нашей работы. Духовный регламент – это всё, что сделано или что только проектировалось преобразователем в целях переустройства русской церкви. Написанный человеком, кажется, больше всех других «сотрудников Петра» единомысленным ему, регламент с замечательной меткостью выражает в себе планы Петра относительно церковного устройства. Сии планы стоят в самом тесном отношении к общему направлению гражданских реформ Петра. Как будто Псковский архиепископ, автор регламента, был постоянным, неотлучным наперсником Петра во всех его намерениях и начинаниях: так близки его мысли ко всему тому, что говорилось и делалось Петром! Феофан Прокопович сумел разрешить в регламенте чрезвычайно трудную возложенную на него преобразователем задачу. Он представил в регламенте довольно обдуманный и выработанный проект церковного устройства, вполне отвечавший тому строю жизни государственной, какой постепенно определялся под влиянием преобразовательной деятельности Петра. Трудность задачи Прокоповича состояла, во-первых, в том, чтобы угадать в общем хаотическом течении реформ Петра общее их направление, – если можно так сказать относительно петровских реформ, – общий план их; и во-вторых – поставить в соответствие с этим общим направлением гражданских реформ церковное устройство. Эта задача очень удовлетворительно разрешена регламентом. Рассматриваемый со стороны разрешения этой задачи Духовный регламент – есть ничто иное, как попытка ответа на вопрос, как должен быть изменен строй церковной жизни применительно к тому переустройству жизни государственной, которое стремился создать Петр Великий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крестный ход через время и пространство Впечатления участника стотысячного молитвенного шествия в Санкт-Петербурге 15.09.2017 1077 12 сентября 2017 года прошел Крестный ход от Казанского собора до Александро-Невской лавры. Народ пел молитвы, нёс хоругви и иконы. Было всё прекрасно организовано. Весь Невский был в полном распоряжении, а колонны верующих были заранее разделены на округа. В каждом округе вместе со всеми шли депутаты и священники, на лицах светилась радость и какое-то величавое спокойствие. Эта была ещё и уверенность, что с нами Бог, Пресвятая Богородица, Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич и с ним все Святые угодники Божьи. Этот Крестный ход, словно духовный исторический мост, соединил невидимыми нитями Царскую Россию, Советскую Россию и Россию новую, в которой мы все сейчас живём. Он был перекинут Божественным Промыслом, объединяя и собирая все временные периоды нашего славного Отечества. В 1724 году Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Петр Алексеевич положил начало сегодняшним торжествам. Он лично встретил святые мощи Благоверного Князя Александра Невского и перенёс их в Александро-Невскую лавру. В 1725 году Матушка Государыня Екатерина Алексеевна, благочестивая Его Супруга, учредила орден Александра Невского, и этот праздник стал кавалерским. Верные сыны Российской Империи, награжденные этим орденом, именовались его кавалерами и торжественно шествовали в этот праздничный день, восхищая молодые поколения. Это было ещё и воспитание подрастающей молодежи в духе любви к Богу, Царю и Отечеству. В 1743 году Матушка Государыня Елизавета Петровна, дочь Великого Петра, повелела провести первый Крестный ход от Казанского кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа (по старому стилю), по окончании Литургии духовенство и горожане, в сопровождении Митрополита, с хоругвями и иконами направлялись по Невскому проспекту к святой обители. Из 18 века этот Крестный ход протянулся духовным мостом через время и пространство и соединил наше прошлое и настоящее. В советское время эта традиция прервалась, но в 2013 году опять возобновилась, так как сейчас подошло такое время, когда Господь благословляет нас продолжать духовное строительство внутри наших душ и сердец.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/15/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новая научная версия о судьбе Великого князя Михаила Александровича «Спасение после расстрела...» 23.12.2023 138 Время на чтение 4 минуты Источник: Русский Вестник До сего дня не прекращается острейшее обсуждение обстоятельств смерти Императора Николая Александровича и Его семьи, членов Императорской фамилии на Урале. Людей живо волнует судьба их останков, в том числе и Великого князя Михаила Александровича Романова. В издательстве «Алетейя» (СПб.) летом с.г. вышла историческая монография «Великий Князь Михаил Александрович, последний Император. Тайна участи (опыт исторической реконструкции)» (автор – В. Серафимов, канд. филолог. наук, канд. богословия). Елена Сергеевна Кутукова, директор Фонда сохранения будущего нации, которая подарила этот фундаментальный труд старцу Илии (Ноздрину), передала от него благословение. Вот ее слова: «Никогда не искала встречи со Старцем. Господь устроил встречу. Никогда не спрашивала ничего. Просто просила молитв. Так научили духовные люди. Передавая книгу В.В. Серафимова о тайной участи Великого князя Михаила Александровича дорогому батюшке Илии, лишь просила помолиться. Услышала в ответ: “Хорошо, продолжайте”. Попросила благословить автора книги. Батюшка благословил. Что это? Указание к действию? Благословение на труд? Я услышала одобрение. Ведь проведен немалый труд по сбору архивных сведений о судьбе Михаила Александровича. И только это уже заслуживает высокой оценки. Сам труд. А где истина? Возможно, нужно искать и Господь откроет». В книге, получившей благодаря участию Е.С. Кутуковой благословение старца Илии, анализируются правовые трактовки однодневного (2–3 марта 1917 г.) высшего государственного статуса и деяний Михаила II и восприятие его личности современниками. Для этого автором привлекается богатый архивно-документальный и мемуарный материал, в том числе материалы, впервые вводящиеся в научный оборот. Следует напомнить, что рецепция образа Михаила Романова проиллюстрирована в широком спектре различными монархическими деятелями и группами как в Белом движении, где Великий князь Михаил рассматривается в качестве ближайшего кандидата на Престол – как в русском европейском рассеянии, так и в восприятии его идеологических врагов – как «Михаила последнего». Написанная в жанре документально-исторического расследования книга продолжает труды государственного следствия Н.А. Соколова и его сотрудников. Для составления же более полной картины автор привлек материалы не только большевистского расследования, но и белой, социалистической и эмигрантской периодики, а также исторической беллетристики.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/23/novaya...

Закрыть «И жив великий гражданин…» Людмила Владимирова   03:59 13.02.2021 754 Время на чтение 31 минут 184 года минуло со дня национальной трагедии Русского народа – гибели Александра Сергеевича Пушкина . Верю: несмотря на отвратительные времена кризиса, разрухи, пандемии; на времена горя, лишений, бед, обрушенных на честных, совестливых, добрых, они – мы! – вспомним и с земным поклоном возблагодарим за дарованную нам честь и славу – быть соотечественниками нашего Гения! Мы вспомним Его неоспоримое, побуждающее: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» 24]; «Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль! Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом» Мы вспомним Его стихи и стихи, Ему посвященные, среди последних, конечно же, с детства знакомые М.Ю. Лермонтова. Не опуская и первой – не только последней! – строфы: Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видел злодеи в ней пример. Ослушался государь… Не услышали и преемники. Не услышали и более, пожалуй, грозное: «Народ безмолствует»; «Молчит Закон – народ молчит»… О нынешних – глохлых – «надменных потомках» «обиженных родов» с их «пятою рабскою» и речи нет… Мы вспомним и Ф.М. Достоевского, тем более, что 9 февраля – 140-летие Его Ухода из земной жизни. Его слова о том, что появление Пушкина «сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание». И – «Но не в поэзии лишь одной дело, не в художественном лишь творчестве: не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой (в какой это явилось потом, хотя всё еще не у всех, а у очень лишь немногих) наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов» 454].

http://ruskline.ru/opp/2021/02/13/i_zhiv...

Закрыть «Наш народ — это собор, который всем своим многоцветием движется в завтрашний день» Русская Мечта одухотворила великий народ, ведёт его через все напасти и невзгоды к божественному идеалу, к царству, где нет тьмы и насилия, нет поругания святынь 30.01.2020 565 Время на чтение 4 минуты «Обсуждаются поправки к российской Конституции, обсуждаются статьи Конституции, её преамбула. Слышны голоса спортсменов, актёров, режиссёров, иные голоса, которых прежде не было слышно. И я хочу подать свой голос, поразмышлять на тему русского языка и культуры, на тему народа, который сложил великую, неповторимую русскую цивилизацию, как эти понятия отразятся в видоизменённой Конституции», - пишет в статье «Голос из хора» известный писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. Статья опубликована на сайте издания. «Русский язык является могучей стихией, сотворившей государство Российское. Для России русский язык — такой же неотъемлемый и святой, как Байкал или Волга. На русском языке творились летописи, извещавшие о начале государства Российского. На русском языке отдавали свои приказы полководцы Куликовской сечи, Бородинского сражения, Сталинградской битвы. На русском языке писались великие поэмы и книги, сделавшие русскую культуру мировой. Открытия в ядерной физике или ракетной технике, описание великих машин и механизмов — совершались и совершаются на русском языке. Русский язык обладает такими таинствами, такой музыкой, таким волшебным сочетанием слов, что с его помощью великий народ черпает из бесконечных миров сокровенные знания, составляющие основу государства Российского», - отмечает писатель. «Русский язык никогда не был враждебен к другим языкам. Русский язык Пушкина представил Россию страной всемирной, вселенской. Русский язык вливал в себя энергию и красоту других языков. Когда писателей и поэтов, будь они башкиры, татары, аварцы, переводили на русский язык, они становились художниками мира. Русский язык соединял драгоценные культуры населяющих Россию народов с мировой культурой. Русские филологи и лингвисты создавали письменность для народов, язык которых знал звук, но не ведал буквы. На русском языке сегодняшнее государство Российское извещает все народы мира о вселенском братстве, гармонии, о божественной справедливости, которые когда-нибудь объединят разрозненные земные народы во вселенскую семью», - подчеркнул он.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/30/na...

Картина как отображение истории В Москве представили уникальный портрет великого князя Сергея Александровича 5 февраля, 2014 В Москве представили уникальный портрет великого князя Сергея Александровича Во вторник 4 февраля в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы, в рамках проходящей выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет», прошла презентация картины Карла Лемоха «За чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича. 1886 г.» Великий князь Сергей Александрович (1857-1905) был пятым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны. На портрете Лемоха он изображен читающим в своем кабинете в усадьбе Ильинское под Москвой, которую предпочитал шумному Санкт-Петербургу. Открывая презентацию, директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин заметил, что встреча посвящена человеку, «который вложил очень много сил, своих знаний и умений для того, чтобы Исторический музей существовал». Говоря о том, что сегодня общество многое пересматривает, отказывается от различных идеологем, касающихся многих исторических персон, Алексей Левыкин отметил: — Если говорить о князе Сергее Александровиче, то достаточно сказать одно – при нем и при его участии были созданы две организации, два музея, которые вообще олицетворяют культурный облик Москвы – Государственный исторический музей и знаменитый Пушкинский музей. — Мы говорим, действительно, об очень интересном человеке, сложном человеке. И чем сложнее личность, тем она интереснее для нас, — добавил глава ГИМа. В заключение своего выступления Алексей Левыкин поблагодарил Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», который и передал музею презентуемый портрет великого князя. В свою очередь, глава Общества Анна Громова рассказала, что картина работы Лемоха была приобретена на торгах аукционного дома-кабинета благодаря помощи фонда Олега Дерипаски «Вольное дело». — Для нас эта картина особенно важна потому, что наш Фонд начал свою деятельность с возрождения приходской жизни в селе Ильинское-Усово. Это усадьба императора Александра II и императрицы Марии Александровны, которую унаследовал после смерти матери великий князь Сергей Александрович, — сказала она.

http://pravmir.ru/kartina-kak-otobrazhen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010