Последние дни Страстной недели Оканчивался Великий пост в старой Москве дивными службами Страстной недели. Если и в наше время эти службы вызывают искренний восторг и умиление, то что сказать о том времени, – времени процветания наших церковных обрядов, времени величественных и великолепных торжеств при участии обоих высочайших представителей власти – духовной и мирской! В первые два дня Страстной недели, в Великий понедельник, и в Великий вторник служба совершалась по обычному уставу с прибавлением лишь чтения на часах евангелия. Все евангелия прочитывались обыкновенно на часах первых трех дней недели, при чем начинал и оканчивал чтение протопоп. В Великую среду, при окончании великопостных служб, совершался обряд прощения, которое испрашивали взаимно патриарх, царь, власти и весь синклит. По окончании часов патриарх сам говорил молитву «Всесвятая Троице», и после этой молитвы служение приостанавливалось. В это время в Успенский собор без звона приходил царь со своими боярами и, приложившись к иконам, принимал благословение от руки патриарха. В это время на клиросе оканчивали службу часов пением «Достойно есть», «Честнейшую», «Слава и ныне», «Владыко благослови». Патриарх без митры, в епитрахили, омофоре и поручах, становился среди церкви у амвона и, обратясь на запад, говорил молитву «Владыко многомилостиве». Царь, синклит и весь народ преклонялись на землю и вставали лишь по окончании молитвы. Патриарх, вслух всей церкви, испрашивал прощение у стоявших перед ним духовных властей, а потом царь подходил к патриарху и тоже вслух говорил прощение: «Прости нас отче святый, аще что согрешихом во всю святую Четыредесятницу, и наипаче в них же пребыхом пленени умом, во святом пении: телом убо Богу предстояще, умом же вне движими». Диакон при этом подносил патриарху крест на мисе, которым патриарх и благословлял государя. За государем подходили к патриарху испрашивать прощение духовные власти, бояре и народ, «и патриарх прощает и крестом благословляет». Получив благословение от патриарха, государь возвращался во дворец, а в соборе совершалась вечерня и последняя преждеосвященная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Донской, месяца августа, в 19 день «Возбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» Ныне соборно почитая празднеством в этой святой обители икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемой Донской, хотел я узнать об этом наименовании, слушатели возлюбленные! И узнал я от достоверных повествователей и летописцев, что когда благоверный Великий князь Димитрий Иоаннович вел брань с нечестивым татарским царем Мамаем между реками Непрядвой и Доном, была там в полках христианских эта пречестная чудотворная икона, принесенная от донского воинства в дар Великому князю в помощь против супротивников. И по молитвам Пречистой Богоматери и чудесной Ее силой, исходящей от той иконы, побеждены были агаряне. Великий князь, со славой торжествуя победу, возвратился с христианским воинством обратно и принес с собой честную и чудотворную эту икону, которая названа Донской по причине бывшей там – на Дону – победы. Желая еще узнать и об этой обители, называемой от образа Пресвятой Богородицы Донской также Донской, узнал я из достоверных повествований и от летописцев, что во дни благоверного Государя, Царя и Великого князя Феодора Иоанновича, когда случилось нашествие крымской орды на державу Московского государства и когда татарский царь Мурат Кирей приблизился к царствующему сему граду, вышел благоверный Царь и Великий князь Феодор Иоаннович с воинством своим и на сем месте ополчился против агарян. Он принес к своим полкам Донскую икону Пресвятой Богоматери и победил полки агарянские, прогнав их с помощью Пречистой Богородицы. Желая воздать Ей благодарение, он создал на том месте каменную церковь , в которой ныне трапеза, и поставил в ней список с чудотворной иконы. С того времени эта обитель была названа Донской. Я же, грешный, с усердием вспоминая обе эти победы над агарянами, всесильной помощью Богородичной совершенные: победу над Мамаем на границах державы Российской между Доном и Непрядвой, и преславную победу над крымским Киреем на этом месте, – вспоминая, говорю, обе эти победы, я вспомню и древнейшую победу над каганом под греческим Цареградом и скажу: Пречистая Матерь Божия ту же благодать Свою, которую в древности явила греческому царству, явила и царству российскому. Ибо той же силой, которой победила под Константинополем кагана и прочих скифов и персов и отогнала их от пределов греческих, Она и под этим царствующих градом победила агарян и прогнала их от пределов российской державы. И как тогда греки, восписуя Пречистой Деве Богородице песни благодарения в Боге, называли Ее Возбранной Воеводой, так делаем и мы ныне, воспевая Богородице: «Возбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года Наконец, мы дошли до самого знаменитого из наших старинных государей, до великого князя Ин. 3 . Он освободил нас от жестокой власти Татар, он возвратил нашему Отечеству его прежнюю славу; наконец, он осуществил на деле великую идею единовластия, то есть объединение всех удельных областей под властью одного государя. У некоторых из князей также была эта мысль, но у них не было возможности исполнить ее; Иоанну III удалось это, и наша благодарность к нему должна быть очень, очень велика. Он так много сделал хорошего, умного, славного во время своего сорокатрехлетнего княжения, что вы, наверняка, с удовольствием будете читать рассказы о его великих делах. Став на двадцать втором году своей жизни великим князем, наследником своего отца Василия Темного, Иоанн уже при вступлении на престол показал необыкновенную твердость, ум, осторожность в государственных делах. В 1464 году было его первое знаменитое дело: он усмирил гордого царя Казанского Ибрагима и, окружив войском Казань, принудил его заключить мир на условиях государя Московского. В 1470 году началась и продолжалась два года война с Новгородом, беспокойные жители которого все еще искали случая освободиться от власти великих князей. Здесь вы, милые читатели, столкнетесь с явлением, прежде неслыханным у нас на Руси. Женщина вздумала возмутиться, вздумала быть защитницей своей родины, Новгорода, и устроить его судьбу! Этой безрассудной женщиной была пылкая, гордая, честолюбивая Марфа — жена бывшего посадника Исаака Борецкого и мать двух взрослых сыновей. Ее дом был самый богатый и великолепный в Новгороде, все уважали ее как вдову знаменитого посадника. Даже сам великий князь в знак особой милости пожаловал ее старшему сыну важный чин Московского боярина, но всего этого было недостаточно ее надменной душе: ей хотелось управлять всем Новгородом, а так как это было невозможно при власти Московского государя, то она начала уверять всех Новгородцев, что они напрасно считают себя подданными Московских князей, что Новгород сам себе господин, что жители его — вольные люди, что им нужен только покровитель и что этим покровителем надо выбрать не Иоанна, а Казимира, короля Польского и князя Литовского.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» Иноческая жизнь при первоначальном своем образовании на Востоке почти одновременно проявилась в двух видах: в форме иночества отшельнического, или скитского, и в форме иночества общежительного. Люди, желавшие благоугождать Богу, поставившие целью своей жизни спасение и достижение вечной, блаженной жизни, уходили из городов и селений в пустыни и там подвизались в правилах благочестия или поодиночке, образцом каковой жизни могут служить святые Павел Фивейский, Онуфрий Великий и  Антоний Великий , или же в сообществе с другими, себе подобными ревнителями, как, например, богоугождали святые Пахомий, основатель общежительных монастырей в Тавенне, Василий Великий и другие. Очевидно, что для иноков, проводивших уединенную, отшельническую жизнь, не требовалось никаких внешних предписаний и постановлений, по которым они могли бы устроять свое спасение. Каждый отшельник руководствовался в своих подвигах или своими собственными соображениями, или же наставлениями и советами старцев, около которых в большинстве случаев селились новоприходящие иноки, как более опытных и более зрелых мужей в деле спасения. Напротив, в общежительных монастырях, где несколько иноков подвизались вместе, имея у себя общее имущество, общую пищу и одежду, необходимо требовалось установление тех или других правил на разные случаи жизни, тех или других предписаний, которыми бы ограждалось стройное течение жизни иноков, в особенности когда число таковых было значительно. Как во всяком общественном учреждении, государственном, например, в военных и учебных заведениях, в правительственных и присутственных местах, является необходимой известного рода дисциплина, введение известного рода правил и предписаний, чтобы не нарушались порядок, стройность и гармония в общем ходе дел, так точно и в духовных учреждениях (в общежительных монастырях) необходимо введение дисциплины, установление различных правил и узаконений. Так действительно и было на самом деле. С основанием каждого общежительного монастыря вводился тот или другой устав, предписывающий, как нужно поступать иноку в различных случаях его жизни, и ведущий свое начало по большей части от самого основателя монастыря. По той же самой причине и той же необходимостью было вызвано и появление устава св. Василия Великого , положившего начало общежительным монастырям в Понте и Каппадокии, и еще ранее — появление устава св. Пахомия, первого учредителя общежительных монастырей на Востоке. Что касается устава иноческой жизни Василия Великого, то он настолько важен по своему значению в деле устроения монашеской жизни вообще, настолько полно и всесторонне выражает собою идею подвижничества, что вполне заслуживает того, чтобы на нем остановиться и рассмотреть, как составлялся этот устав и в каком отношении он стоит к другим иноческим уставам, и главным образом к уставу св. Пахомия, как первому по времени появления.

http://azbyka.ru/ustav-inocheskoj-zhizni...

Скачать epub pdf 18 марта 2014 г. в Российской Государственной Библиотеке состоялась международная конференция «Святые Каппадокии и христианские святыни в Турции». На конференции принял участие проректор Николо-Угрешской духовной семинарии диакон Валерий Духанин , выступивший с докладом о вкладе в богословие великих отцов-каппадокийцев. Великие отцы-каппадокийцы – это знаменитейшие отцы Церкви второй половины IV в., совершившие окончательное богословское осмысление догмата Святой Троицы. Это святители Василий Великий (ок. 330 – 379), Григорий Богослов (329 – 389) и Григорий Нисский (ок. 335 – после 394). Иногда к ним причисляется святой Амфилохий Иконийский и некоторые другие последователи и единомышленники. Надо вспомнить, что Каппадокия являлась местом жительства землевладельческих фамилий, которые полагали честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать детям как можно более высокое образование. Великие каппадокийцы (в частности, святые Василий Великий и Григорий Богослов ) получили лучшее образование своего времени, включая высшую школу той эпохи – Афинскую академию. Тем самым отцы-каппадокийцы на собственном примере показали, что внешняя, мирская ученость нужна христианину и востребована в Церкви. Как пояснял святой Василий Великий , христианин должен уподобиться пчеле, которая собирает с цветов полезный нектар, а ненужное оставляет, так христиане должны ради образования пользоваться сочинениями внешних, нехристианских авторов, выбирая оттуда крупицы мудрости (Беседа 22 К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями). Это высокое образование и выдающиеся способности были поставлены отцами-каппадокийцами на служение Православной Церкви. Главная их богословская заслуга – установление окончательной троичной терминологии. Вспомним, что IV век в истории Церкви представлял собой эпоху тринитарных споров. На I Вселенском соборе в 325 г. в Никее была осуждена ересь Ария, отвергавшего Божественное равенство Лиц Святой Троицы. На этом соборе приняли Символ веры , в который включили термин «единосущный» (μοοσιος), означающий, что Сын Божий единосущен Богу Отцу. Однако точного разъяснения этого термина дано не было, и вскоре после Собора разгорелись горячие догматические споры, сотрясавшие Церковь более полувека.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Скачать epub pdf Император Людовик Благочестивый (778–840) – личность со сложной и трагической судьбой. Ему, столь приверженному порядку и стабильности, довелось жить в эпоху бурных перемен. Необычайно набожный и миролюбивый, он вынужден был наказывать и казнить. Постоянно стремившийся к сохранению духовного и политического единства, он сам разрушил его. Жизнь этого человека – постоянная трагедия – и государства, и личная. Его отец, император франков Карл I Великий (743–814), принадлежал к самым выдающимся персонажам европейской истории. Он стал легендой еще при жизни. Масштабы его деяний потрясали воображение современников и потомков. В результате нескольких десятилетий беспрерывных военных походов Карл подчинил своей власти огромную территорию, а упорной реформаторской деятельностью в области государственного управления, церкви, литературы, искусства, образования сумел превратить державу франков в самое мощное государство западного мира. В Аахене, при королевском дворе он собрал выдающихся ученых, поэтов, богословов, архитекторов из самых отдаленных уголков. Его двор стал центром духовной и интеллектуальной жизни тогдашней Европы. Карла любили и почитали друзья и соратники, а на врагов одно его имя наводило великий страх. Пасмурным январским днем 814 г. великий император умер, оставив трон единственному из переживших его сыновей – Людовику. О дате рождения Людовика известно немного. Анналы королевства франков, фиксировавшие вес важнейшие события, произошедшие в государстве за текущий год, ни словом не упоминают об этом. Лишь из сочинений позднейших хронистов мы узнаем, что это случилось в 778 г., незадолго до того, как Карл вернулся из испанского похода. Королева Хильдегарда в ожидании супруга разродилась двойней: «Один ребенок был немедленно похищен смертью , так что умер едва успев родиться; другой же, выйдя счастливо из утробы матери, начал кормиться, чем обыкновенно кормятся дети. Того из них, который подавал надежду на жизнь, отец приказал, по возрождении его в таинстве крещения, назвать Людовиком». Два года спустя Карл отправился в Рим и взял младенца с собой. Там, в 781 г., папой Адрианом он был помазан на царство и провозглашен королем Аквитании, обширной области в южной Франции. На обратном пути в городе Орлеане маленький Людовик простился с отцом, «был облечен в оружие, соразмерное его возрасту, посажен на лошадь и с божьей помощью отвезен в Аквитанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Скачать epub pdf Май Святая Тамара, царица Грузии 14-го мая (1 мая по церк.кал.) Святая Тамара (1184–1213 гг.), грузинская царица, была дочерью Георгия III от красавицы Бурдухан. При ее матери христианство уже распространилось в разных частях Грузии. Тамара оставила о себе добрую память в народе. Многие грузины почитают Тамару, как целительницу недугов. Грузинские сказания прославляют ее кротость, миролюбие, мудрость, религиозность и красоту. Известно еще, что святая Тамара заботилась о бедном народе, о вдовах, сиротах и содействовала духовному развитию Грузии. Кроме того она покровительствовала поэтам, писателям, построила много храмов, а также роскошный Вардзийский дворец. Церковь за заботы и щедрые дары причислила Тамару к святым. Святая Тамара созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Успешна была и ее государственная деятельность, благодаря которой Грузинское царство увеличилось и окрепло. Святитель Афанасий Великий 15-го мая (2 мая по церк.кал.) От времени апостолов идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви принято называть церковных писателей (преимущественно в епископском сане), которые отличались святостью жизни. Церковные писатели, непризнанные святыми, называются учителями Церкви. Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили нам апостольские предания и разъяснили истинное учение веры и благочестия. В трудные времена борьбы с еретиками и лжеучителями они выступили защитниками Православия; и их жизнь и деятельность является высоким (достойным) примером духовной жизни. 4-ый век в особенности прославился появлением великих учителей, которые встали на защиту святой веры в то время, когда мир Церкви глубоко и на долгое время был потрясен арианской ересью (ариане отрицали божественную природу Господа Иисуса Христа). Первым великим борцом против арианства был святой Афанасий Великий (293–373 гг.). Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Афанасий свое образование получил под руководством Александрийских архиепископов Петра и Александра. Большое влияние на Афанасия имел основатель египетского монашества преподобный Антоний Великий , жизнь которого он описал. Основательно изучив Священное Писание, творения ранних церковных писателей и древних классиков, он занял весьма важную и влиятельную в то время должность архидиакона при архиепископе Александре и был ревностным помощником его в первоначальной борьбе с арианской ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Том IV Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. Г. 1238–1247 Бодрость Ярослава. Свойства Георгия. Освобождение Смоленска. Междоусобия. Батый опустошает южную Россию. Красота Киева. Великодушие граждан. Осада и взятие Киева. Состояние России. Причина успехов Батыевых. Свойства и оружие Моголов. Происшествия в западной России. Спесь Венгерского Короля. Слава Александра Невского. Россия в подданстве Моголов. Кончина и свойства Ярослава. Убиение Михаила. Даниил, честимый в Орде. Любопытные известия о России и Татарах. Политика Даниилова. Даниил – Король Галицкий. Ярослав приехал господствовать над развалинами и трупами. В таких обстоятельствах Государь чувствительный мог бы возненавидеть власть; но сей Князь хотел славиться деятельностию ума и твердостию души, а не мягкосердечием. Он смотрел на повсеместное опустошение не для того, чтобы проливать слезы, но чтобы лучшими и скорейшими средствами загладить следы оного. Надлежало собрать людей рассеянных, воздвигнуть города и села из пепла – одним словом, совершенно обновить Государство. Еще на дорогах, на улицах, в обгорелых церквах и домах лежало бесчисленное множество мертвых тел: Ярослав велел немедленно погребать их, чтобы отвратить заразу и скрыть столь ужасные для живых предметы; ободрял народ, ревностно занимался делами гражданскими и приобретал любовь общую правосудием. Восстановив тишину и благоустройство, Великий Князь отдал Суздаль брату Святославу, а Стародуб Иоанну. Народ, по счастливому обыкновению человеческого сердца, забыл свое горе; радовался новому спокойствию и порядку, благодарил Небо за спасение еще многих Князей своих; не знал, что Россия уже лишилась главного сокровища государственного: независимости – и слезами искреннего умиления оросил гроб Георгиев, перевезенный из Ростова в Владимир. 1239 г. Георгий в безрассудной надменности допустил Татар до столицы, не взяв никаких мер для защиты Государства; но он имел добродетели своего времени: любил украшать церкви, питал бедных, дарил Монахов – и граждане благословили его память.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Церковь Гребневской иконы Божией Матери в Москве Гребневская икона Пресвятой Богородицы. Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы. Гребневская икона Богоматери известна со времен Дмитрия Донского. В 1380 году, когда великий князь возвращался с победой после Куликовской битвы, жители древнего казачьего городка Гребня, что стоял на реке Чири, впадающей в Дон, поднесли ему в дар местный, прославленный чудесами образ Божией Матери - в честь его славной победы над полчищами Мамая. Благоверный князь принял святыню с трепетом, увез ее в Москву и с благоговением поместил в кремлевский Успенский собор. Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. «Гребневская летопись», составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость. В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская. Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой, версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III «впал во гнев на Великий Новгород» за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников «к латинству», он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, «что на Бору» (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.

http://pravoslavie.ru/346.html

Шлегель Уильям Персидский, хасмонейский и греческий периоды Персидская империя 538–332 до Рождества Христова Кир Великий из Персии основал государство, которое стало самой большой империей из всех, какие существовали на территории Древнего Ближнего Востока. До завоевания в 539 году до Р.Х. Вавилона Кир подчинил себе Мидию и большую часть Малой Азии (современная Турция). Его сын Камбис покорил Египет. К тому времени, как Есфирь стала царицей, владычество Персии простиралось от Индии до Фракии в Европе и Эфиопии в Африке – «127 областей» ( Есф. 1:1; 2:16; 8:9 ). Цари Персии Кир Великий 550–530 гг. До Р.Х. Камбис 530–522 гг. До Р.Х. Гаумата (Смердис) 522 г. до Р.Х. Дарий I 522–486 гг. до Р.Х. Ксеркс (Ахашверош) 486–465 гг. до Р.Х. Артаксеркс I (Лонгиманус) 465–424 гг. до Р.Х. Дарий II 424–404 гг. до Р.Х. Артаксеркс II 404–358 гг. до Р.Х. Артаксеркс III 358–338 гг. до Р.Х. Дарий III 336–331 гг. до Р.Х. Во дни Персидской империи было три основных периода восстановления возвращавшихся евреев: 1 . Возвращение при Кире Великом 2 . Завершение храма при Дарии I 3 . Труд Ездры и Неемии при Артаксерксе I (Лонгиманусе) Возвращение из плена при Кире Великом В отличие от ассирийской и вавилонской практики депортации побеждённых народов, Кир Великий разрешал сосланным народам возвращаться на родину и отстраивать храмы своим богам (ANET 315–316). Эта политика имела большое значение для изгнанных евреев. Конкретный эдикт царя Кира для евреев записан в двух местах в Библии: «Так говорит Кир, царь персидский: „Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его – да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идёт“» ( 2Пар. 36:22–23 ; ср. Езд. 1:1–4 ). Пророк Исаия назвал Кира по имени как того, кого Господь помазал стать мировым правителем и осуществить возвращение евреев на родину ( Ис. 44:28; 45:1 ). С библейской точки зрения, успехи Кира были итогом действий Бога Израиля в его жизни. Кир, разрешая плен- никам-евреям вернуться в Игуд (Иудею), область Персии «За рекой», несомненно, преследовал политические цели. Сторонники Персии из иудеев должны были обеспечить контроль над Игудом в преддверии проведения персидских кампаний в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010