Дело о крестьянине, оказавшимся старой веры, выбранном в попы, к церквям Троицкой и Богородской в Уфтюжской волости крестьянами разных сел и деревень той же волости Источник 203, апреля в 27 день, бил челом преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, Уфтюжской волости Ивашко Карпов сын Красилников, а в крестовой подал челобитную, да под нею выбор на себя за руками, А в челобитной и в выборе пишет: Государю преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, бьет челом сирота твой Уфтюжской волости Ивашко Карпов сын Красилников. В нынешнем, государь, в 203 году, апреля в 23 день, той же Уфтюжской волости, верхнего погоста, троицкие и богородкие церковные старосты Яков Иванов с товарыщем и прихоцкие люди выбрали меня сироту к тем церквам к Троицкой и Богороцкой и страстотерпца Димитрия церквам к посвящению в попы на место вдового попа Симеона Стефанова, и выбор о том за руками мне сироте дали. Милостивый государь преосвященный Александр, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня сироту своего, благослови, государь, и посвяти меня сироту по мирскому выбору к тем Троицкой и Богороцкой церквам в попы. Государь великий святитель, смилуйся. На обороте: Ивашка Карпов руку приложил. Лета 7203, апреля в 13 день, Уфтюжской волости, верхнего погоста, церковные старосты Яков, Иванов, Антипа Матвеев, той же волости соцкой Осип Федоров, крестьяне (имяна 43 человек). той же волости архиерейского стану крестьяне (имяна 10 человек) и все крестьяне той Уфтюжской волости выбралии есми и излюбили на верхней погост к церкви святые Троицы Живоначалной и пресвятые Одигитрия Богородицы и страстотерпцу Димитрию в попы Ивана Карпова сына Красилникова на место вдового попа Симеона Стефанова; а на прекормление ему Ивану рядили деревню u сенные покосы, коею владел прежней поп Симеон. И по сему нашему мирскому излюбу и выбору иттить ему Ивану на Устюг Великий и бити челом преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжском и Тотемскому, о новоявленной памяти. В том ему сей и излюб дали. Излюб писал, по велению церковных старост и мирских людей, Никифорко Суровцов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/delo-o-k...

«Отношение государства к Церкви хуже, чем у татаро-монголов» Я лично критикую наше государство, которое ежегодно миллионами убивает детей. Причем на наши налоги. Я имею в виду аборты. Я очень недоволен отношением государства к многодетным семьям, которые у нас находятся на грани выживания. Я считаю, что это издевательское отношение, когда требуется огромное количество справок, чтобы государство дало многодетной семье какую-нибудь незначительную помощь, сказал прот. Дмитрий Смирнов. 30 января, 2014 Я лично критикую наше государство, которое ежегодно миллионами убивает детей. Причем на наши налоги. Я имею в виду аборты. Я очень недоволен отношением государства к многодетным семьям, которые у нас находятся на грани выживания. Я считаю, что это издевательское отношение, когда требуется огромное количество справок, чтобы государство дало многодетной семье какую-нибудь незначительную помощь, сказал прот. Дмитрий Смирнов. Накануне, 27 января, исполнилось пять лет, как патриарх Кирилл возглавляет Русскую православную церковь. За это время РПЦ стала влиятельным политическим игроком: достаточно вспомнить историю с панк-группой PussyRiot. Как известно, член Высшего церковного совета РПЦ, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов предложил выслать участниц группы из страны, а их детей передать в приемные семьи. Сегодня по нашей просьбе отец Дмитрий подводит итоги пятилетнего правления патриарха Кирилла.  «У либералов не получается сделать Церковь послушной» — Отец Дмитрий, сравните, пожалуйста, деятельность патриарха Кирилла с деятельностью его предшественника Алексия II. — Когда думаешь о святейшем патриархе Кирилле, на ум приходят слова «великий строитель и труженик». Господь послал нам строителя Церкви в новых, уникальных условиях ее существования. Возникли удивительные возможности для проповеди слова Божия, которых никогда раньше не было. Реализуются проекты, к которым Церковь не могла приступить сотни лет. Так, увеличилось количество епархий. Вместе с этим появляются новые и новые храмы в таких уголках, где о них и не слышали, и там уже идет сияние Слова Божьего. Это можно условно назвать третьим крещением Руси. Святейший патриарх Алексий II прекрасно взрыхлил почву, а святейший патриарх Кирилл – великий сеятель… Каждый, кто хочет трудиться на церковной ниве, сегодня имеет для этого практически все возможности, не сдерживаемые ничем, только собственной инертностью. Личный пример патриарха дает возможность всем вдохновенно послужить Матери-Церкви.

http://pravmir.ru/otnoshenie-gosudarstva...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державное призвание русской литературы 01.12.2023 190 Время на чтение 10 минут Источник: «Два века русской классики» Гойкович Р. Державное призвание русской литературы//Два века русской классики. 2023. Т. 5, 4. С. 6–15. Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Хорошим введением к теме призвания русской литературы служит цитата Ивана Ильина, русского православного мыслителя ХХ в.: «Русская литература создавалась людьми, проникнутыми духом Православия... И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия...» [Ильин 2: 64]. Если принять во внимание, что культурное становление Руси как цивилизации и великий расцвет ее государственности с последующим возведением в статус империи начинается с крещения князя Владимира, то мы можем смело развить мысль Ильина применительно уже к русской государственности. В таком случае вместо писателей следует назвать великих русских князей и императоров, проникнутых Православием. Тогда цитата Ильина могла бы выглядеть примерно так: «Русская государственность создана людьми, проникнутыми духом Православия... И если мы переместимся в уме от равноапостольного, благочестивого великого князя Владимира к Ярославу Мудрому, Владимиру Мономаху, Андрею Боголюбскому, Александру Невскому, Даниилу Московскому, Дмитрию Донскому и святому царю-мученику Николаю II — мы увидим гениальный расцвет русской государственности из корней Православия». Что касается самой литературы, то православный корень гораздо старше Пушкина и перечисленных великих русских писателей, ибо Православие издревле было главной темой русской литературы. Даже в сохранившихся произведениях языческого периода, написанных до крещения Руси, христианская нравственность существовала в русских народных обрядах, обрядовых песнях и сказках. Христианство добавило героев и сюжеты, в которых мы видим борьбу с греховностью падшего человека.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/01/derzha...

Закрыть itemscope itemtype="" > О смыслах Русской цивилизации Заметки на тему русской историософии 07.05.2021 12526 Время на чтение 17 минут Статья вторая, начало см. здесь . Несомненно, важнейшим пунктом, задающим алгоритмы русской истории, является эпоха конца XV – начала XVI веков. В это время произошло столько знаковых событий, которые предопределили жизненный маршрут Руси, задали пути нашего развития, что прямо дух захватывает. Великий князь Иван III Васильевич, возглавлявший Московское государство с 1462 по 1505 годы, собрал вокруг Москвы практически все русские земли, подчинив Москве даже кичившийся своими вольностями Великий Новгород, который долго сопротивлялся и не желал входить в состав единого русского государства. Его сыну Василию, довершая дела отца, оставалось только включить в состав Московского государства Псков и Рязань – последние русские княжества, находившиеся вне Московского государства (не считая Киев и западно-русские земли, оказавшиеся в орбите Литвы, а затем Речи Посполитой). В годы княжения Ивана Великого в 1480 году после знаменитого стояния на реке Угре Московское княжество, наконец, стало суверенным государством, ордынское иго пало. Это событие отмечено в нашем календаре 6 июля (23 июня) памятью о чудесной помощи иконы Божией Матери Владимирской, перед которой усердно молились москвичи. Объединение русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига происходит практически одновременно. Кроме того, на время княжения Ивана Великого выпало важное событие мировой истории – в 1492 году исполнилось ровно 7000 лет от сотворения мира. Было известно много пророчеств, причём, авторитетнейших Святых Отцов (в частности, святителя Иоанна Златоустого) о том, что мир этот будет существовать 7000 лет. Поэтому к концу XV века Русь жила напряжённейшими апокалиптическими ожиданиями. Эсхатологические настроения усугублялись тем, что в 1453 году под натиском войск султана Мехмеда II пал Константинополь. Это произвело сильное впечатление на весь христианский мир и воспринималось как явное свидетельство наступающего конца света. Есть сведения, что кое-где ожидания были настолько острыми, что даже поля не засевались в 7000 году от сотворения мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/07/o_...

М.В. Грацианский, П.В. Кузенков Папа Лев Великий и пасхалистические споры середины V в. в контексте межцерковных и церковно-государственных отношений Источник Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект 14–28–00213) Статья посвящена изучению споров вокруг уточнения даты празднования Пасхи в понтификат Льва Великого (440–461). Два раза за период своего правления, в 444 и 455 гг., из-за расхождения между римской и александрийской пасхалиями папа Лев был вынужден обсуждать с Александрийской Церковью точную дату празднования Пасхи. На основании свидетельств, содержащихся в письмах папы Льва и его корреспондентов, анализируются причины, по которым в обоих этих случаях папа был вынужден уступить авторитету александрийской традиции. Кроме того, анализируется контекст межцерковных и церковно-государственных отношений, на фоне которых протекали эти споры, а также уточняются их этапы. В работе проводится анализ письма Протерия Александрийского, содержащего разъяснения по поводу александрийской пасхалии, а также подробно анализируется содержание пасхалистического трактата Виктория Аквитанского, в котором последний предпринял попытку согласовать римский и александрийский способ исчисления даты Пасхи. Обосновывается предположение о том, что работу над своим трактатом Викторий начал в 454 г. после получения письма от римского архидиакона Илара, составленного между январем и апрелем того же года. На основе анализа роли императора Маркиана (450–457) в этом споре авторами делается вывод о том, что фактически папа Лев подчинялся решениям императора по вопросам церковной жизни. Середина V в. представляет собой важную для истории Римской империи эпохи поздней Античности. Она отмечена значительным количеством судьбоносных как с точки зрения гражданской, так и с точки зрения церковной истории событий. Среди последних наиболее видное место, бесспорно, занимает IV Вселенский Собор. Состоявшийся в 451 г. в Халкидоне, этот Собор неразрывно связан с деятельностью римского папы Льва I Великого (440–461), в значительной мере определившего его повестку и результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

ПЕТР ВЕЛИКИЙ. VI   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира VI. Внутренние события после Ништадтского мира VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого   VI. Внутренние события после Ништадтского мира После Ништадтского мира Петр последние годы своего царствования занимался с прежней энергией делами внутреннего устроения. 5-го февраля 1722 года был издан новый закон о престолонаследии, который, можно сказать, уничтожал в этом вопросе всякое значение родового права. Всякий царствующий государь, сообразно этому закону, мог, по своему произволу, назначить себе преемника. " Кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменить " . Почти одновременно (24-го января) издан был знаменитый указ, заключавший табель о рангах, послуживший основанием новому порядку государственной службы. И здесь видно было желание поставить верховную царскую волю выше всяких прав и предрассудков породы. Местничество давно уже уничтожилось; повышение личностей в служебной лестнице оставалось на произволе власти. Новый указ был дальнейшим развитием этого принципа, Петр не уничтожал преимуществ рождения вовсе, но выше их ставил достоинство государственной службы. Заслуги, оказанные в государственной службе, сообщали недворянину потомственное дворянское звание. Всем, считавшимся до того времени дворянами, вменялось в обязанность в полуторагодичный срок доказать, когда и от кого пожалована им дворянская честь; те, которые докажут, что их род пользовался дворянством не менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольдмейстер должен был вести списки дворян, по именам и чинам, и вносить в эти списки их детей. Таким образом положено начало родословным книгам и герольдии.

http://sedmitza.ru/text/443451.html

Покаяние. «Покайтеся!»  зовет к нам Господь, то есть  переменитесь , станьте другими по сравнению с тем, чем вы были до сих пор, измените коренным образом к лучшему не только ваш внешний образ жизни, ваше поведение, но и все ваше внутреннее настроение: ваши мысли, ваши чувства, ваши вкусы, ваши стремления – обновитесь духовно!  Каждый вступающий в пределы какого-либо земного царства или государства, тем самым обязуется исполнять законы этого государства, без чего он не сможет получить разрешения жить в нем. Если законы этого государства идут вразрез с его обычаями и привычками, то он должен переделать себя, заставить себя отказаться от этих привычек и обычаев, – точно также и всякий желающий вступить в Царство Небесное должен заставить себя отказаться от всего того, что противно законам Небесного Царства, искоренить свои прежние греховные привычки и обычаи и добровольно подчинить себя всем требованиям Закона Божия. В этом именно и состоит то покаяние, без которого нет спасения.  «Покаяние есть возобновление крещения» , говорит великий проповедник покаянной подвижнической жизни преподобный Иоанн Лествичник :  «Покаяние есть обещание Богу нового жития. Покаяние есть примирение с Господом посредством добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести».   (Слово 5).  «Покаяние есть второе возрождение от Бога»,  говорит другой великий наставник покаяния преп. Исаак Сирин . Иными словами: покаявшиеся – это как бы вновь родившийся, ставший как бы другим, новым человеком, неспособным вести прежнюю греховную жизнь и решившимся вести жизнь добродетельную, во всем согласную с Законом Божиим. Увы! многие в наше время не только сделали себя неспособными к такому покаянию, но далеки даже и от правильного понятия о покаянии. Едва ли не большинство современных христиан искренно думают, что «покаяться» это значит – придти на исповедь к священнику и, пересказав ему свои грехи, выслушать разрешительную молитву, чтобы потом, выйдя из церкви, вновь продолжать свою былую безстыдную и безстрашную греховную жизнь, почти без всякого зазрения совести или всячески оправдывая себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Высокопреосвященнейший Владыко и Милостивые Государи! Предметом моего чтения будет – изображение религиозного характера русских государей от Петра 1-го до Павла 1-го. Предмет этот определяется с одной стороны моим положением, как преподавателя русской гражданской истории, с другой стороны характером настоящего собрания, как торжественного акта в высшем духовно-учебном учреждении. 1 Обозначая точнее свою задачу, я должен сказать, что не догматическая воззвания русских государей и не личная мораль их стоят для меня на первом плане. Если бы мне пришлось характеризовать византийских императоров, то никак нельзя было бы умолчать и об их догматствовании. Тогда была эпоха догматического движения, и государи не только принимали живое участие в спорах, но и сами становились во главе движения, хотели быть руководителями и решателями споров, нередко и сами возбуждали волнения в народе своими новоизмышляемыми догматическими формулами. Совсем иное было настроение ближайшего к нам времени, когда интерес к догматическим спорам угас, – и совсем иное было в данном случае поведение русских государей. – «Я солдат и в богословие не вмешаюсь», сказал первый русский император, – и слова его сделались как бы законом деятельности для его преемников. Увлечение догматическими спорами Петр Великий считал величайшею ошибкой византийских государей и одною из причин падения византийской империи. Не иначе рассуждали и преемники Петра и не хотели повторять старой ошибки. Они смиренно и послушно принимали церковные догматы и определения в их преданном церковью виде и не пускались ни в какие своемудрствования. «Я верю всему, на семи соборах утвержденному, потому что св. отцы тех времен были ближе нас к апостолам и лучше нас все разобрать могли». Так рассуждала имп. Екатерина II-я, государыня во всех других случаях склонная к свободным и самостоятельным воззрениям. Очевидно после этого, что для рассуждения о догматических воззрениях русских государей нет ни повода, ни содержанья. Равным образом и личная мораль русских государей стоит вне задач настоящего очерка. Она исключается не по недостатку материалов; напротив, благодаря услужливой болтливости современников, мы много знаем о доблестях каждого государя, а еще более о его слабостях, несовершенствах и причудах. Нет ничего легче, как написать такой очерк, как напр., о Петре Великом, как юмористе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Самый лукавый из декретов Ленина РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_50215.html 04 февраля 2008 Виктор Тростников Самый лукавый из декретов Ленина Источник:  http://www.rusdom.org/node/66 Русский дом " Всевышняя благодать сообщала человечеству два великих дара: священство и царство (императорскую власть). Первое заботится об угождении Богу, второе о прочих предметах человеческих. Оба же происходят от одного и того же источника и составляют украшение человеческой жизни " 6-я новелла Кодекса императора Юстиниана 90 лет назад принят декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства. Церковь была лишена прав юридического лица и всего имущества 2 февраля, 1918 год 2 февраля 1918 года Советом народных комиссаров РСФСР было принято постановление, названное " Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви " . Если вторая часть этого декрета более или менее понятна – в ней имеется в виду недопущение в государственные и общественные образовательные и воспитательные учреждения в качестве преподавателей представителей Церкви, – и тут можно сказать лишь то, что сегодня это положение не соблюдается, то первая его часть остаётся совершенно загадочной. Фраза: " У нас Церковь отделена от государства " повторяется весьма охотно, и однажды она прозвучала из уст Президента, но, как известно, от частого повторения какого-либо предложения его смысл не проясняется, а утрачивается, стирается, т.к. происходит просто привыкание к звучанию слов, и люди перестают вдумываться в их содержание. А в данном случае смысл изначально был фальшивым, так что утрачиваться было нечему. Приняв декрет об отделении Церкви от государства, Совет народных комиссаров воображал, что совершает революционные нововведения, ломает изжившую себя мрачную традицию. На самом деле, если бы действительно произошло отделение Церкви от государства, провозглашённое в декрете, это был бы возврат к IV веку нашей эры – ко времени образования первого в истории христианского государства. Подписывая в 313 году Миланский эдикт, делающий христианство легальной религией империи, Константин Великий с самого начала имел в виду раздельное функционирование Церкви и государства. Этот замысел получил юридическое оформление в Кодексе православного императора Юстиниана (VI век).

http://religare.ru/2_50215_1_21.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава V. Церковная и государственная политика в конце IV в. Феодосий Великий. Дело о жертвеннике Победы, Иммиграция варваров. Принятие их на службу империи Ф. И. Успенский. История Византийской империи Кратковременное царствование Юлиана прошло как страшный ураган, мало затронув Запад. Существенного вреда христианской Церкви и в восточной половине империи оно не могло нанести уже вследствие недостаточной обдуманности и малой последовательности сделанных Юлианом распоряжений, а равно и потому, что местные власти не имели времени применить их на практике. После Юлиана не было охотников поддерживать его церковную политику. Во второй половине IV в. самым выразительным явлением в области религиозной жизни было разделение христианского мира на два враждебные лагеря: исповедников Афанасиева учения, т. е. никейского символа, и приверженцев учения Ария. Особенно ревностным защитником арианства на Востоке был император Валент (364—378), о котором до сих пор свидетельствует водопровод его имени. Ко времени трагической смерти его все епископские кафедры находились в руках ариан, даже кафедра константинопольская замещена была арианином Димофи-лом. Положение внушало серьезные опасения еще и потому, что кроме численно и официально преобладавшей арианской партии, на Востоке было еще значительное число разных сект и учений, образовавшихся на почве философских воззрений на существо тогдашнего христологиче-ского вопроса. Со смерти Константина занявшая господствующее в империи положение христианская Церковь более 40 лет была разъедаема внутренней враждой, что не могло не унижать ее в глазах приверженцев языческого культа. В 379 г. западный император Грациан назначил своего полководца Феодосия августом, т.е. сопричислил его к императорской власти и дал ему в управление восточную половину империи. С тех пор судьбы Востока в политическом и церковном отношении стали направляться к одной цели, и произведенные в конце IV в. государственные и церковные реформы соединены с именем Феодосия, получившего прозвание Великого.

http://sedmitza.ru/lib/text/442745/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010