Закрыть itemscope itemtype="" > Отказ от ребенка — великий грех Размышления врача Галины Георгиевны Руденковой о сиротах и сиротстве 21.02.2018 4562 Время на чтение 11 минут В канун Страстной седмицы 2017 года на краю города, в бывшей деревне Ульянка, в маленьком деревянном храме святителя Петра митрополита Московского проходило Крещение. Обычное служение, как в предыдущие субботние дни в течение 24 лет существования этой церкви. Но для многих из нас оно было необычным. Крестили крошечного младенца, который оказался ненужным каким-то родителям. Отказ от ребенка — великий грех... Но не будем судить, дабы не быть судимыми. Видно, Господь послал этому маленькому человеку лучшую судьбу, надежных родителей, готовых «Богу и людям служить». Его приемным отцом стал депутат Государственной Думы и одновременно алтарник храма святителя Петра митрополита Московского. Старшенькие малыши резвились в церковном дворе, но по зову родителей старшая сестренка (которой всего-то 8 лет) деловито ввела их в храм. Малыши столпились около отца, крепко прижавшись к его ногам. Старый священник подошел к крестному — высокому молодому человеку, могучего телосложения, с интеллигентным лицом и умными глазами, взял младенца из его рук и по старинному церковному обычаю передал крестной матери: мальчиков у купели держат крестные матери, а девочек — крестный отец. Началось свершение таинства. Окружающие не глазели с любопытством по сторонам, лица их были сосредоточенными, с молитвенным настроем. Молились они о судьбе этого малыша и его братьев и сестер, молились о родителях, которые взвалили на себя великий груз ответственности пред Богом и людьми за посланных им детей. «Крещается раб Божий Илия во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И так трижды. Затем крестные и священник трижды обходят вокруг купели. Крестный четко наизусть прочел «Символ веры». Мать ребенка, с древним именем матери всего человечества (Ева), кротко сидит в притворе и лишь по окончанию Таинства Крещения ей разрешают войти в храм. Младенца настоятель вносит в святой Алтарь и передает его Еве со словами: «Возьми и воспитай». Эти слова звучат как строгий наказ, теперь ребенок вручается ей по благословению самого Господа. Она с материнской любовью целует ребенка трижды и крепко прижимает его к груди. У многих присутствующих на глазах появились слезы — слезы радости и ликования. Еще один воин Христов пополнил наше христианское сообщество, Церковь Православную.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/21/ot...

Закрыть Он был подлинным русским человеком титанического масштаба Диакон Владимир Василик считает, что Петр Первый был тружеником, выведшим Россию из величавой, но, увы, погибельной застылости, которая ей грозила при первых Романовых 10.02.2015 1334 О жизни и личности русского Царя рассуждает в интервью в интервью «Русской народной линии» член Синодальной богослужебной комиссии, к.филол.н., кандидат богословия, доцент исторического факультета СПбГУ диакон Владимир Василик . Итак, 290 лет тому назад наступила кончина великого Государя, основателя Санкт-Петербурга Петра Великого. Его смерть была страдальческой и жертвенной, потому что он скончался от тяжелой болезни, которую нажил в результате спасения гибнущих моряков с терпящего крушения корабля. Поистине, великий русский Царь полагал душу свою за други своя. Он умер за тех безызвестных моряков, которых вытаскивал из ледяной воды. Петр Великий был подлинным русским человеком титанического масштаба. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Петр Первый был работником и тружеником, он вывел Россию из той величавой, но, увы, погибельной застылости, которая ей грозила при первых Романовых. Однако, притом, что жизнь его ознаменовала резкие изменения для России – он был верным продолжателем дела своего отца Алексея Михайловича, который поставил на место Патриарха Никона, взыскавшего огромную власть. Великий Царь умерил притязания Церкви на светскую власть и мирские владения, несвойственную ее предназначению и духу. Петр Великий, уничтожив Патриаршество и устроив Синод, не повредил основы церковного бытия, а напротив, вернул его к той соборности, которой ей столь недоставало при автократическом и временами чрезмерно жестком правлении Патриархов. Петр Первый заставил русское духовенство проповедовать, трудиться и миссионерствовать. И пусть он бывал временами крут, несправедлив и неоправданно жесток, но все недостатки прощает русский человек Петру Великому за его любовь к России как к великой и православной державе, за его любовь к Богу, к Его правде.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/10/on...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Н. Примогенов. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия 494 Иноческая жизнь при первоначальном своем образовании на Востоке почти одновременно проявилась в двух видах: в форме иночества отшельнического, или скитского, и в форме иночества общежительного. Люди, желавшие благоугождать Богу, поставившие целью своей жизни спасение и достижение вечной, блаженной жизни, уходили из городов и селений в пустыни и там подвизались в правилах благочестия или поодиночке, образцом каковой жизни могут служить святые Павел Фивейский, Онуфрий Великий и Антоний Великий , или же в сообществе с другими, себе подобными ревнителями, как, например, богоугождали святые Пахомий, основатель общежительных монастырей в Тавенне, Василий Великий и другие. Очевидно, что для иноков, проводивших уединенную, отшельническую жизнь, не требовалось никаких внешних предписаний и постановлений, по которым они могли бы устроять свое спасение. Каждый отшельник руководствовался в своих подвигах или своими собственными соображениями, или же наставлениями и советами старцев, около которых в большинстве случаев селились новоприходящие иноки, как более опытных и более зрелых мужей в деле спасения. Напротив, в общежительных монастырях, где несколько иноков подвизались вместе, имея у себя общее имущество, общую пищу и одежду, необходимо требовалось установление тех или других правил на разные случаи жизни, тех или других предписаний, которыми бы ограждалось стройное течение жизни иноков, в особенности когда число таковых было значительно. Как во всяком общественном учреждении, государственном, например, в военных и учебных заведениях, в правительственных и присутственных местах, является необходимой известного рода дисциплина, введение известного рода правил и предписаний, чтобы не нарушались порядок, стройность и гармония в общем ходе дел, так точно и в духовных учреждениях (в общежительных монастырях) необходимо введение дисциплины, установление различных правил и узаконений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Н.И. Гиббенет Приложение ко второй части I. Грамоты царя Алексея Михайловича, посланные с иеродьяконом Мелетием, греком, ко вселенским патриархам с приглашением их прибыть в Москву лично или прислать вместо себя экзархов, для постановления нового патриарха московского, по случаю оставления патриархом Никоном святительского престола. 26 Декабря 1662 года. 1. К патриарху константинопольскому Дионисию Бога безначального и присносущного всеми царствующего и вся содержащего во трех ипостасях и во единстве существа славимого милостию, мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великие и малые и белые России самодержец московский, киевский, владимирский, новгородский, царь казанский, царь астараханский, царь сибирский, государь псковский и великий князь литовский, смоленский, тверской, волынский, подольский, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных государь и великий князь новгорода низовские земли, черниговский, рязанский, полоцкий, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондинский, витебский, мстиславский и всея северные страны повелитель и государь Иверские земли Карталинских и Грузинских царей и кабардинские земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и государь и обладатель. Председателю святые восточные церкви священных престолов, преблаженнейшему и благочестивейшему архиепископу Константинополя, Нового Рима, пастыреначальнику престола первозванного от первопастыреначальника, Христа, и вселенскому патриарху кир Дионисию. Нелицемерные любви, глубокого мира, и твердого постояния во благочестии церкви Христовы восточные, здравия же и благоденствия вкупе и душевного спасения, от Господа Бога и Спаса нашего, Главы нашей единой святой соборной и апостольской церкви, краеугольного нерукосечного камене Иисуса Христа, совокупившего разстоящая естества со всем сущим вашея святыни под паствою стадом, священного же и мирского сословия православия, усердно сподобитися приветствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Приложение Перевод з грамоты, что писал к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Русии и ко отцу ево государеву блаженных памяти к великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому и всеа Русии Цареградский патриарх Кирилл своею рукою греческим письмом в нынешнем во 142 году, Декабря в 8 день, з государевыми послы Офонасъем Прончищевым да з дьяком с Тихоном Бормосовым. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа самаго единаго истиннаго Бога, Того слава во веки. Аминь. Кирил Вселенский патриарх. Благочестивому и Богом венчанному, христианскому, самодержавному, милостию Божиею великому государю, царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Русии, самодержцу владимирскому – (следует полный титул) – и преблаженнейшему и святейшему патриарху и великому государю кир Филарету Никитичу Московскому и всеа Русии, о Святом Дусе возлюбленному брату и сослужебнику нашего емирения. Молю Отца, Сына и Св. Духа, да покрыет и сохранит великое твое царствие и преблаженство твое во благом здравии и во спасении, и вашего царскаго величества сына и великаго князя Алексея Михаиловича такожде да сохранит во многолетном здравии, и да покорит все враги ваша в подножие ногам вашим. Великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всеа Русии и преблаженный великий государь и святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии – пришли послы великаго вашего царствия Офонасей Осипович Прончищев да Тихон Васильевич Бормосов, разумные и достойные люди во всех делех великаго твоего царствия и преблаженства твоего, и в тех во всех ваших государевых делех неусыпные и спешные, перед великим царем Салтан Муратом говорили сколько было пригоже, и великому царю Салтан Мурату и началному ево пресветлому везирю Магмет-паше полюбилося, и почтили их и говорили с ними сколько было надобно. А как те ваши царские послы похотели поехати, и великий царь Салтан Мурат ото уст началника везиря Магмет-паши велел им дать ответ любительной и доброй, что он с вами, великим государем царем и великим князем Михаилом Феодоровичем и с преблаженством твоим, великим государем святейшим патриархом господином Филаретом Никитичем Московским и всеа Русии, хочет быти в дружбе и любви, другу вашему хочет быти другом, а недругу недругом, и хочет послать войною на недругов ваших на проклятых ляхов за то, что они не спят и промышляют на всякое зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Программа по Истории Византии Каждый билет состоит из трех частей; А – политическая история, В – культурная история и С – историография. Нумерация страниц соответствует нумерации книги: «Очерки по истории Византии», под ред. и с предисл. В.Н. Бенешевича, проф. СПБ. Университета. СПБ, 1912/13 г. Издание Студенческ. Издат. Комитета при Ист. Фил. факультете Имп. Пгр. Университета. 3 вып. Ц. 3 р. 50 к. Нумерация ч. А=вып. I; ч. В=вып. II; ч. С=вып. III. Вып. III с сокращениями: не требуются все библиографические указания, весь мелкий шрифт, греческие цитаты, а равно §§ 4, 5, 7, 9, 12, 19, 20, 26, 32, 33, 39, 48, 57–64. Из годов надо знать годы напечатанные в особой таблице. Необходимо прежде изучения книги внести в текст существенные поправки, указанные в вып. IV. Кроме того, А. Васильев. Курс истории средних веков. Средневековая культура. 1915. Отд. I. (Визант. культура). 1 бил . Культурный и религиозный кризис в Римской Империи. Иммиграция варваров. Реформы Диоклетиана и Константина. Перенесение столицы в Константинополь. Образование христианской империи. 1-й Вселенский собор. Константин Великий и его обращение. Православие и арианство. Констанций. Юлиан Отступник. Последняя попытка к восстановлению язычества. Церковь и государство в конце IV века. Феодосий Великий. 2-й Вселенский Собор. Торжество христианства. Пособия: Андреев. Лекции по истории церкви. Нетушил, или Низе. Римская история. Дюшен. История церкви. т. II. 2 бил. А. Феодосий Великий. Краткая характеристика внешних и внутренних дел. Аркадий и Гонорий. Аларих и борьба с ним. Трибигильд и Гаина. Фравитта. Дело Златоуста (3–9). В. Абсолютная и конституционная монархия. Автократия. Римская империя в течение первых трех столетий. Порядок занятия престола. Выборное начало в Римской империи. Значение сената Нового Рима. Низложение императора (5–8). С. Введение: историки и хронисты. Общая характеристика византийских историков (3–11). 3 бил. А. Феодосий II Малый. Семейные дела. Пульхерия. Дела на Западе. Гунны и Аттилла. Приск, Нест οрий и Ефесский собор. Лев Великий , папа римский. Евтихианство. Epistola dogmatica Льва. Разбойничий собор. Высшая школа в Константинополе. Codex Theodosianus. Маркиан. Халкидонский собор и его последствия. Гибель Аттиллы. Лев I. Аспар, Аланы и исавры. Александрийский патриархат. Лев II Младший. Зинон. Бунт Василиска. Акакий. Акт единения (Энотикон). Восстановление общения с Антиохией и Александрией. Раскол с Римом. Готы. (10–19). А. Васильев, 29–36, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Святой Ростислав, великий князь Киевский Святой Ростислав, великий князь Киевский , сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила († 1138, память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века. С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии. До XII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела. Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии. В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания. Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что " сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске " . Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом на праздник Успения 15 августа 1150 г.). Князь Ростислав был " строителем Церкви " в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/911477.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Иосифа Волоцкого архимандриту андронниковскому Митрофану. 1503 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание» Иосифа великокняжескому духовнику Митрофану является наиболее ценным источником, характеризующим позицию феодально-самодержавной власти (Иван III) по отношению к ереси. «Послание» это было издано только раз (Чтения ОИДР, 1847, I) и совершенно неудовлетворительно. Часть текста «Послания» в этом издании пропущена («манихеи же или инии еретици... зело бо съвратися таковый»); признание Ивана III Иосифу «Иван, деи, Максимов и сноху и мене мою в жидовство свел» искажено (в неизвестной нам рукописи, по которой печатался текст или в самом издании) следующим образом: «Иван де и Максим и сноху у мене в жидовство свел». Эта ошибка издателей была отмечена уже Е. Голубинским (История русской церкви, т. II, перв. полов., М., 1900, стр. 574, прим. 2).] «Послание Митрофану» сохранилось в тех же списках, что и «Послание Нифонту» (пространная редакция, кроме особого извода) и Вассиану, — см. их перечисление в археографическом введении к «Посланию Нифонту», списки 1—20. О времени написания послания см. выше, стр. 205, прим. 49. «Послание Митрофану» печатается в настоящем издании по списку БИЛ, Ротожск. 530 (Я); разночтения и исправления — по списку ГПБ, F. I. 229 (Г). Государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси духовнику, господину анхиманьдриту Андроникова манастыря Митрофану, грешный чернець Иосиф, нищий твой, господине, челом бью. Коли, господине, был есмь на Москве, ино, господине, государь князь великий, Иван Васильевич всеа Руси, говорил со мною наедине о церковных делех. Да после того почял говорити о новогородцких еретикех, да молвил мне так: «И яз, деи, ведал новогородцких еретиков, и ты мя прости в том, а митрополит и владыки простили мя». И аз ему молъвил: «Государь! Мне тобя как пращати?». И он молвил: «Пожалуй, прости мя!». И яз ему молвил: «Государь! Только ся подвигнешь о нынешних еретикех, ино и в прежних тебе бог простит». Да туто же было мне ему бити челом о том, чтобы государь послал в Великий Новгород, да и в иные городы, да велел бы обыскати еретиков, и князь великий послал мя на дело.

http://sedmitza.ru/lib/text/433613/

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий Князь Владимир Святославич - смыслообразующий стержень нашей государственности Беседа с историком о личности и духовном выборе Святого Равноапостольного Государя всея Руси 11.04.2016 878 Время на чтение 4 минуты В Январе 2016 года в Новоспасском монастыре некоторое время пребывали Мощи Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира. Тогда руководитель пресс-службы монастыря взял интервью у Владимира Евгеньевича Ларионова - историка, члена Союза писателей России, автора многочисленных книг, новая из которых - «Александр Невский и Даниил Галицкий. Рождение Третьего Рима». Беседа была посвящена Равноапостольному Князю и христианизации Руси. - Владимир Евгеньевич, какие места нашего Отечества (в том числе и на Украине ) связаны с жизнью и деяниями Равноапостольного Князя Владимира? - Рождение Князя, как рассказывают предания земли Псковской, имело место в селе Будник, при впадении реки Кемь в реку Череху, в нескольких километрах от Псковского Крома-Кремля. Сейчас это место фактически находится в черте города. Еще один город - Полоцк - был взят Князем Владимиром. Здесь была насильно «примучена» стать его женой Рогнеда, дочь убитого Полоцкого Князя Рогволода. Потомки Князя Владимира по матери, Рогнеде, - не только Рюриковичи, но и Рогволодовичи, в том числе, Великий Князь Ярослав Мудрый и, соответственно, вся Царственная ветвь Рюриковичей. Затем, необходимо отметить основание Владимиром стольного града всей Северной Руси - Владимира-на-Клязьме. Города на Украине - это Киев, Владимир Волынский и город Василев, который, как пишет Нестор, Владимир любил. Существовало предание, что он там и крестился. Наконец в Крыму - Херсонес - место истинного Крещения Князя Владимира. - Как способствовала христианизация Руси формированию русской государственности? Эти процессы взаимосвязаны? - Русская государственность сложилась за столетие до Крещения. Однозначно можно говорить, что Крещение способствовало формированию новой исторической общности - единого христианского русского народа, с единым самосознанием, духовной и политической культурой.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/12/...

06 декабря 2012 г. Содержание Жалованная грамота царя и великаго князя Иоанна Васильевича IV архиепископу Пимену, об утверждении за Софийским домом Подмосковной вотчины (1555 года 20 февраля) Грамота Новгородского архиепископа Пимена псковскому духовенству (1556, 20 авг.) Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену об иеромонахе Авраамии из Юрьева монастыря, служившем Божественную Литургию без епитрахили (1556, декабря 18) Богомольная грамота митрополита Макария в Новгород, о совершении молебных пений по случаю голода (1557, февраля 27) Послание Новгородского архиепископа Пимена Митрополиту Макарию в связи с обретением мощей святителя Никиты (1558 июнь-июль) Челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) Послание Новгородскаго архиепископа Пимена Царю Иоанну Васильевичу о укреплении на брань с литовцами (1563, января 24) Отписка к государю царю Иоанну Васильевичу от Новгородского архиепископа Пимина известительная о приложении своей руки на присланной к нему записи касательно прощения вины боярину Ивану Петровичу Яковлеву и о посылке помянутой записи обратно к нему государю. Писана 1565 года июня 2 дня     После недолго занимавшего древнейшую кафедру архиепископа Серапиона (Курцова; 1551–1552) 1 в Великий Новгород был поставлен архиепископ Пимен, по прозвищу Черный. Родился он, нужно думать, при Великом князе Василии III (1503–1533) 2 . Он был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. В Новгороде ко времени архиерейской хиротонии владыки Пимена свирепствовала эпидемия. Поэтому летописное сообщение о поставлении нового владыки пространнее обычного, так как при этом говорится о молебне, служившемся в Успенском соборе с молением о прекращении мора: “Того же году, месяца ноября, поставлен бысть Макарием Митрополитом архиепископ Великому Новуграду и Пскову старец Пимин Черной Андриановой пустыни; Царь и Великий князь Иван Василиевич всея Русии и Митрополит Макарей вносили мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды, отпустил богомолца владыку Пимина в Новгород. И приеха владыка в Новгород на николин день и служил в Софии Премудрости Божии первую обедню на Николин день; и от того дни явил Бог милосердие свое, преста поветрие” 3 . Соловецкий летописец называет точную дату архиерейской хиротонии владыки Пимена – 20 ноября 1552 года; а также дату его прибытия в Великий Новгород – 6 декабря. В летописце он называется “клириком честные обители Кирилова монастыря з Белаозера” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010