27.03.2024 Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. Царский быт в Ставке. Государь и его наследник История военного духовенства (А) 26.02.2000 СОДЕРЖАНИЕ Переехав в губернаторский дворец, Государь поместился во втором этаже, в предназначенных для него еще великим князем двух небольших комнатах, за залом. Первая комната стала кабинетом Государя, вторая — спальней. Тут же, во втором этаже, в крыле дворца, обращенном одной стороной во двор, а другой в сад, поместились гр. Фредерике и генерал Воейков, занявшие по одной комнате. В первом этаже, в бывших комнатах великого князя, поселились — в первой проф. Федоров, во второй адмирал Нилов. Бывшее помещение начальника Штаба занял Начальник Походной Канцелярии. Здесь же, в первом этаже, разместились князь Долгоруков, граф Шереметьев и некоторые другие. Государь вставал в 9-м часу утра; потом занимался туалетом и, по совершении утренней молитвы, выходил в столовую к чаю. Там уже ожидали его лица свиты. В 11 ч. утра он шел в Штаб на доклад. В первый раз его туда сопровождали министр двора и дворцовый комендант. По-видимому, оба они собирались присутствовать при докладе. Но генерал Алексеев решительно воспротивился этому, и оба они остались за дверями. Генерал Алексеев, будто бы перед самым носом Воейкова захлопнул дверь. Последний потом жаловался: «Мне Алексеев чуть не прищемил нос». После этого граф Фредерике больше не сопровождал Государя, а генерал Воейков не пытался проникнуть в «святая святых» Ставки и, пока Государь сидел на докладе, он проводил время или в беседе с состоявшим при генерале Алексееве генералом Борисовым, забавлявшим его своими странностями, или на некоторое время уходил во дворец, а к концу доклада снова являлся в Штаб для обратного сопровождения Государя. При первой, операционной части доклада присутствовал не только генерал-квартирмейстер, но и дежурный штаб-офицер Генерального Штаба. По окончании этой части Государь оставался наедине с генералом Алексеевым, и тут они обсуждали и решали все вопросы, касавшиеся армии. А какие только вопросы не касались ее? Государь возвращался во дворец после 12 ч., иногда за две-три минуты до завтрака.

http://old.pobeda.ru/istoriya-voennogo-d...

Лекция XLV  ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕ СМУТЫ. ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПРИ НОВОЙ ДИНАСТИИ. ЗАПАДНАЯ РУСЬ СО ВРЕМЕНИ СОЕДИНЕНИЯ ЛИТВЫ С ПОЛЬШЕЙ. ПЕРЕМЕНЫ В УПРАВЛЕНИИ И В СОСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ГОРОДА И МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО. ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ, ЕЕ СЛЕДСТВИЯ. ЗАСЕЛЕНИЕ СТЕПНОЙ УКРАЙНЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА. МАЛОРОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО. ЗАПОРОЖЬЕ. Я изложил следствия Смуты, обнаружившиеся во внутренней жизни государства и общества. Обратимся к другому ряду явлений, шедших из того же источника, – к внешним отношениям государства, установившимся после Смуты. ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Внешнее международное положение государства существенно изменилось под действием Смуты, стало несравненно тяжелее прежнего. Старая династия в продолжение полутора века неуклонно вела внешнюю политику в одном направлении, действовала наступательно, медленно, но постоянно расширяла территорию своего государства, собирая рассыпанные части Русской земли. Как только стало завершаться политическое объединение Великороссии, тотчас выяснились дальнейшие задачи внешней политики. Великий князь Иван III, подбирая последние самостоятельные русские миры, в то же время заявил в борьбе с Польшей, что объединенная Великороссия не положит оружия, пока не воротит всех остальных частей Русской земли, оторванных соседями, пока не соберет всей народности. Внук его, царь Иван, стремился распространить территорию Русского государства до естественных географических границ русской равнины, занятых враждебными иноплеменниками. Так были поставлены на очередь две задачи внешней политики: завершение политического объединения русской народности и расширение государственной территории до пределов русской равнины. Старая династия не разрешила ни той, ни другой задачи, ни национальной, ни территориальной; однако были достигнуты значительные успехи на этом пути. Дед и отец Грозного воротили земли Смоленскую и Северскую, пробившись, таким образом, до Днепра. Сам Грозный сперва обратился в другую сторону, овладел средним и нижним Поволжьем, расширив восточные границы государства до Урала и Каспия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

[Назаренко А. В.] Основные научные труды А. В. Назаренко в 2009–2017 гг.   1. Древняя Русь и славяне: (Историко-филологические исследования). М., 2009 (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 г.). 2. «Зело неподобно правоверным»: Межконфессиональные браки на Руси в XI–XII вв.//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 269–283. 3. Изяслав (Димитрий) Ярославич//Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 669–671. 4. К спорам о происхождении названия Киева, или о важности источниковедения для этимологии//Forma formans: Studi in onore di B. Uspenskij/A cura di S. Bertolissi, R. Salvatore. T. 2. Napoli, 2010. P. 85–99. 5. Митрополии Ярославичей во второй половине XI в.//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 207–245. 6. Немцы в окружении святителя Мефодия, архиепископа Моравского?//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 162–171 7. Несостоявшееся посольство папы Евгения III (1145–1153 г.) на Русь//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 3(37). С. 81–82. 8. «Новороссия», «Великороссия» и вся Русь в XIII в.: церковные истоки этнополитической терминологии//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 246–268. 9. Об обстоятельствах учреждения Смоленской епископии//Великий Новгород и Средневековая Русь: Сборник статей к 80-летию академика В. Л. Янина. М., 2009. С. 468–481. 10. Памяти Людольфа Мюллера (05.04.1917 – 22.04.2009): [Некролог]//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 3(37). С. 137–138. 11. «Слово на обновление Десятинной церкви» " – одно или два «Слова»?//Восточная Европа в древности и Средневековье. Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация: XXI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто: Москва, 14–17 апреля 2009 г.: Материалы конференции. М., 2009. С. 231–236. 12.Территориально-политическая организация государства и епархиальная структура Церкви в Древней Руси (конец X –XII век)//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 172 –206. 13. Территориально-политическая структура Древней Руси в первой половине X в.: Киев и «Внешняя Русь» Константина Багрянородного//Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света: Материалы международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. СПб., 2009. С. 411–425. (Труды Государственного Эрмитажа. Т. 49).

http://sedmitza.ru/lib/text/8067916/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Консерваторы: великие разочарования и великие уроки» В издательстве «РОССПЭН» вышло уникальное документальное издание, посвященное русским правым 22.08.2014 499 Время на чтение 4 минуты В известном московском издательстве «РОССПЭН» к столетию с начала Первой мировой войны вышло уникальное документальное издание, подготовленное историками русского консерватизма д.и.н. А.В.Репниковым и д.и.н. А.А.Ивановым : «Консерваторы: великие разочарования и великие уроки». Данный том, являющийся вторым по счету в четырехтомной серии «Первая мировая война в оценке современников: власть и российское общество. 1914-1918», посвященный представителям консервативного течения русской общественной мысли, всесторонне показывает отношение правых и националистов к Первой мировой войне, к вызванным ею кризисным процессам в российском обществе, государственной политике России, союзникам по Антанте, Германии и немцам. Как отмечают составители книги, концепция данного издания заключается в том, чтобы познакомить читателя не с внутренней документацией правых организацией, частной перепиской их членов, записками, поданными в высшие сферы (что в 1998 г. было отчасти сделано известным исследователем правого движения д.и.н. Ю.И.Кирьяновым в рамках двухтомника «Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы») и не с личными дневниками и воспоминаниями, а исключительно с публичными выступлениями представителей русского консервативного лагеря в Государственной Думе и Государственной Совете, на страницах печати, с трибун общественных организаций, совещаний и съездов, сделанных в годы Первой мировой войны и оказывавших непосредственное влияние на современное им общество. Публикации расположены по хронологическому принципу от 1914 до 1917 г. После Февральской революции правые сошли с политической сцены - их организации были запрещены, а органы печати закрыты. Удержаться «на плаву» удалось только поддержавшим революционные изменения Шульгину и Пуришкевичу (оба представлены в разделе, посвященном 1917 году). В 1918 г., когда шла Гражданская война, уцелевшим монархистам было уже не до оценок последствий мировой войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/22/ko...

Вопрос о новой вероисповедной системе Русского Государства в переживаемое нами время имеет не только академическое значение, но и в высшей степени жизненно-практическое. Жизнь каждой страны направляется законами. И, если верно то положение, что законы носят на себе печать уже сложившейся жизни и обычаев страны, то неоспорим и другой факт, что и сама жизнь страны слагается и протекает под сильным воздействием на нее законов. Сказанное вообще о законах вполне приложимо и к законам по делам веры. То или иное направление, вероисповедного законодательства неотразимо сказывается на религиозной жизни страны. Вот почему для людей веры и особенно для тех, кто в лице своих предков зажег на Руси светильник православия, кто под благодатным светом этого светильника собрал и создал великую и мощную святую Русь, кто призван стоять на страже этого светильника, чтобы он не угас и не был угашен, – делом первостепенной важности является проникновение в духе того вероисповедного законодательства, которым живет или имеет жить сложный и огромный организм Русского Государства... Не подлежит сомнению, что русский государственный корабль в делах веры резко переменил свой курс. Уже 17 апреля 1905 г., Русское Государство перешло на путь западноевропейского или, так называемого, „нового государства». Последнее, как известно, особенно под влиянием современного социализма, или историко-экономического материализма, объявило себя внеконфессиональным, чуждым интересов какой-либо религии. Оно предоставило каждой вере полную свободу действий, только-бы не нарушались интересы собственно государства. Отделив государство от Церкви, „новое государство», под знаменем „свободы совести“, объявило полную свободу исповедания каждым своей веры и отправления богослужения и духовных треб по обрядам оной, полную свободу перехода из одной веры в другую, полную свободу религиозной пропаганды и совращений, и, наконец, полную свободу для каждого быть вне какой-либо конфессии, или свободу атеизма. Правда, „свобода совести“ даже на своей родине доселе не проведена полностью в государственные кодексы; более того, по мере своего наибольшего развития она завершилась, например, во Франции, уже не религиозным индифферентизмом, как предполагалось в идее, а „просвещенным“ гонением на религию... Но все-же на западе Европы и в других странах вероисповедный принцип „нового государства» и теперь торжествует. Он недавно положен в основу и русского законодательства по делам веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/n...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Белградская Славянская Платформа Документ, принятый участниками Славянского совещания, прошедшего в Белграде 28-30 сентября 2017 года 05.11.2017 483 Время на чтение 13 минут 8-11 декабря 1946 года в столице Югославии Белграде проходил Славянский конгресс с участием глав государств, парламентов и правительств, культурных, религиозных и общественных деятелей славянских стран и славянских диаспор со всех континентов. Он утвердил выработанный на двусторонних встречах в Москве весной 1945 года курс на создание содружества независимых славянских государств - победителей фашизма. В декабре 1996 года в Москве Международный союз общественных объединений Всеславянский Собор отметил 50-летие конгресса, определив главной целью своей деятельности - способствовать объединению славянских государств и народов. Юбилейный всеславянский съезд в мае-июне 2017 года принял исторический документ «О содружестве независимых славянских государств. Обращение к главам государств, правительствам и парламентам славянских стран». Этот документ вызвал большой резонанс в славянском мире. 28-30 сентября 2017 года в столице Сербии участники международного славянского движения обсудили изменение ситуации в Европе за прошедшие 70 лет, определили главные вызовы и угрозы миру, пути укрепления политического, экономического и культурного сотрудничества между славянскими странами и народами. В годы Второй мировой войны славянское движение обрело вселенский размах. Стратегический курс гитлеровской Германии и её сателлитов на разрушение славянского мира, изложенный в Генеральном плане «Ост» и не менее зловещим плане «Грюн» вызвал яростное антифашистское сопротивление братских народов, которое привело к коренному перелому и победе в самой кровопролитной из войн. 9 октября 1944 года, на встрече в Москве руководители Советского Союза и Великобритании определили послевоенные границы в Европе между германской и славянской цивилизациями, исходя из исторических реалий. В советскую зону влияния вошли славянские страны Центральной Европы и Балкан, Финляндия, Швеция, Венгрия, Румыния, Турция. В феврале 1945 года на Ялтинской конференции лидеры СССР , США и Великобритании закрепили эти договоренности, что подтвердила символическая встреча советских и американских войск 25 апреля 1945 года на Эльбе.

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/06/...

Часть 1 • Часть 2 • Часть 3 • Часть 4 • Часть 5 • Часть 6 Собрание поучительных слов, при высочайшем дворе сказыванных придворным Проповедником, бывшим потом Епископом Псковским и Святейшего Правительствующего Синода Членом, Гедеоном Содержание К читателю Часть 1-я Слово 1-е. В неделю по Крещении Господни Слово 2-е. В неделю о Закхее Часть 1-я Часть 2-я Слово 3-е. В неделю о Закхее Слово 4-е. В неделю мытаря и фарисея Слово 5-е. В неделю мытаря и фарисея Слово 6-е. В неделю блудного Слово 7-е. В неделю о блудном сыне Слово 8-е. В неделю мясопустную Слово 9-е. В неделю мясопустную Слово 10-е. В неделю сыропустную Слово 11-е. В Неделю первую Великого Поста Слово 12-е. В неделю первую Великого Поста Слово 13-е. В неделю вторую Великого Поста Слово 14-е. Во вторую неделю Великого Поста Слово 15-е. В неделю третию Великого Поста Слово 16-е. В Неделю третью Великого Поста Слово 17-е. В Неделю третью Великого Поста     АВГУСТЕЙШАЯ ИМПЕРАТРИЦА! ГОСУДАРЫНЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ! Да понесет великодушно Ваше Священнейшее Императорское Величество, что сия, никакой внешней красоты не имеющая, (хотя по внутреннему своему содержанию и пребогатая,) убогого труда моего книга пред Высочайшим Лицом Вашим предстать дерзновение приняла. Она не без пристойных причин сие учинила. Познала она, сколькую Ваше Величество, подражая праведному оному Израильскому Царю, которого обыкновенная была песнь сия: весь день поучение мое, закон Твой 1 , имеет ревность и усердие к слову Божию; и особливо видела, с каким вниманием содержащиеся в ней Слова, когда устно предлагались они народу, от Священнейшего Вашего Величества были слушаны. Отсюда надежда возросла в ней, что и письменное тех же изображение от Высокомонаршего Лица Вашего не может быть отвержено. Прибавилось еще к сему то, что Именным Вашего Величества Указом ей в сем (типографском) виде на свет выйти повелено. Напоследок и самая нужда требовала, чтоб она отдала себя под Высочайшее Вашего Императорского Величества покровительство, для того, что она (как я теперь помянул) по

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

IV. Призыв святых братьев в Моравскую миссию и перевод ими священных книг на славянский язык Моравское государство, его политические и церковные отношения. Моравское посольство в Царьграде и его просьба. Соборные совещания по поводу ее в присутствии Константина. Вопросы его о славянских книгах. Перевод богослужебных чтений из священного писания. Мысль о богослужении на народном языке, как важнейшая сторона этого подвига. Мысль эта, как мысль не моравлян или Византии, а исключительно мысль Константина, усвоенная и братом его. Как пришел он к этой мысли? Где и когда впервые возымел ее? Вероятность более давнего существования отрывочных опытов перевода на славянский язык молитв и проч. Вероятные помощники Константина в переводе. Письмена кириллицы, как письмена перевода. Язык византийских славян, как язык перевода. Был ли перевод освящен утверждением со стороны константинопольской церкви? В каком звании отправились святые братья в моравскую миссию? Каким путем они отправились туда и участвовали ли в обращении к вере болгарского князя? Переходим к самому главному подвигу святых братьев, подвигу их, как славянских первоучителей, начавшемуся в 862 году. Девятый век был веком основания нескольких славянских государств. В такие важные эпохи своей жизни, эпохи зарождения народно-государственных союзов, народы в лице своих представителей всегда и везде приходят к ощущению потребности определить для себя религию, веру, как веру всего народа, государства. Для зарождающихся славянских государств это было тем более ощутительно, что они возникали подле существующих уже христианских государств, в которых их христианство было вместе с тем знамением их превосходной силы и образования, культуры. Чувствовалась потребность примкнуть к семье существующих государств христианского мира, чувствовалась ранее и живее там, где славянские государства были ближе к христианским государствам. В вопросе о вере чувствовался вопрос о национальной самобытности, самостоятельном существовании, устройстве и развитии. В вопросе о вере, силой исторической судьбы, приходилось вождям славянских государств обращаться к двум центрам христианского мира и политической силы: Риму с Немецкой империей, или Византии. Так стоял этот вопрос особенно для юго-западных и западных славян, в том числе для моравских, упредивших других основанием государства. Моравское государство основалось по падении господства авар, памятных славянам жестоким гнетом над ними, разрушенного Карлом Великим в 796 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Государство должно взять на себя полноту ответственности Как вернуть доверие граждан в вопросе вакцинации 03.11.2021 4828 Время на чтение 3 минуты Фото: vetrovo.ru В последнее время в обществе обострилась полемика по вопросу о вакцинации. Государство предпринимает все возможные средства для проведения вакцинации, действуя методом кнута и пряника. С одной стороны, устраиваются розыгрыши, предлагаются денежные призы, с другой – через работодателей добивается не допуска до работу, угрожает увольнением непривитым членам общества. Тем не менее, уже и представители власти признают, тот же депутат Пётр Толстой, что процесс вакцинации явно буксует. В стране привито только около 40 миллионов из 146 миллионов жителей Российской Федерации. Причина проста: общество, к сожалению, не доверяет власти. И, увы, к этому есть известные основания. Слишком часто в последнее время общество обманывалось в своих ожиданиях относительно власти. За примерами далеко ходить не надо – та же пенсионная реформа. Если первоначально существовала надежда и были обещания от власти, что пенсионный возраст не будет повышен, то потом эти надежды были жестоко обмануты. Для многих наших граждан это обернулось личной трагедией – не только материальными лишениями, но и духовной пощёчиной: немалые труды были помножены на ноль. Экономия при этом образовалась не столь великая, но у многих на сердце образовался рубец. Далее та же самая ситуация произошла с коронавирусом. В результате прошлогоднего локдауна многие пострадали: лишились работы и заработка, не получив достаточных компенсаций. Поскольку не объявлялось чрезвычайное положение, то и государство не несло никакой ответственности за материальные потери своих граждан. В очередной раз наши граждане были брошены на произвол судьбы. В результате ныне, когда поднимается агитация за прививки, многие наши граждане относятся к власти с традиционным, уже, к сожалению, укоренившимся недоверием. У многих возникают законные вопросы. Почему государство в случае с прививками не берёт на себя ответственность, перекладывая её на плечи работодателей?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/03/go...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Олимпиада без физкультуры О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. 795 28.12.2011 544 Время на чтение 8 минут Позволю себе ограничиться лишь некоторыми тезисами, которые каждый сможет проверить, познакомившись с текстом Программы, широко доступным в интернете. Предложенная Программа - документ, безусловно, необходимый, однако достаточно поверхностный и сумбурный. Основные достоинства - это сам факт внимания к вопросам патриотического воспитания на государственном уровне и попытка масштабно взглянуть на эту работу. Главные недостатки, на мой взгляд, - это декларативность, бессистемность, фрагментарность и отсутствие ясной цели. В документе мы не увидим теоретических основ, концептуальных определений патриотизма и патриотического воспитания, не увидим ориентиров или идеалов, на достижение которых направлена Программа. В то же время, обозначены некоторые важные направления. В частности, значительное внимание уделено проработке военно-исторического блока и плана мероприятий, посвященных памяти о Великой Победе. Легковесно и отвлеченно звучат многие правильные и полезные задачи, такие, как «совершенствование форм и методов работы институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания, пропаганды патриотизма в СМИ и консолидации деятельности всех структур гражданского общества». Однако в условиях конституционного отсутствия государственной идеологии, неясными остаются содержательные элементы патриотизма. Это создает простор для спекуляций, подмены идей, дискредитации и размывания самого понятия ПАТРИОТИЗМ. Не уделяется достаточного внимания делу укрепления наших традиционных ценностей и исторического преемства, опоры на духовно-нравственную корневую систему Отечества. Во введении к Программе сказано, что она «сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации». К тому же, по мнению авторов, «Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан».

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/29/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010