39. 1664 г., декабря 19. Статейный список об исполнении митрополитом Павлом и прочими лицами царских указов по делу о посохе Петра митрополита, взятом патриархом Никоном из Успенского собора И Декабря ж в 19 день, за два часа до света, Павел, митрополит Крутицкий, да окольничий Родион Матвеевич Стрешнев с товарищами к Москве приехали и великому государю посылки своей поднесли статейной список. Да с ними ж прислал к великому государю Никон патриарх Воскресенского монастыря архимандрита Герасима с посохом чудотворца Петра митрополита и с письмами, по которым он приезжал к Москве. И в статейном списке и в письмах написано: Лета 7173, Декабря в 18 день, указал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому, да окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, да Чудова монастыря архимандриту Иоакиму, да думному диаку Алмазу Иванову ехать к бывшему Никону патриарху и где его съедут говорити. И по указу великого государя преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подонский, да окольничий Родион Матвеевич, и Чудовский архимандрит и думный диак, приехав в его патриаршее село Чернево, велели про себя патриарху сказать. И митрополит, и окольничий на патриарший двор взошли. И бывший Никон патриарх встретил митрополита и окольничего с товарищами у нижнего крыльца, и пошёл в хоромы. И митрополит, и окольничий с товарищами пошли за патриархом в хоромы же, и по указу великого государя патриарху говорили: приезжал он патриарх к Москве, и в соборную церковь вошёл без ведома и без указа великого государя. И великий государь и весь освященный собор присылали в соборную церковь к нему патриарху говорить властей: преосвященного Иону, митрополита Ростовского и Ярославского, и его Павла, митрополита Сарского и Подонского, и Газского митрополита и своих великого государя бояр, боярина князя Никиту Ивановича Одоевского с товарищами. И по указу великого государя, власти и бояре ему говорили: приехал он бывшей Никон патриарх к Москве и в соборную церковь вошёл. А прежде приезда своего к Москве к великому государю и к освященному собору о том, чтоб быть ему на Москве в соборной церкви побить челом, никого наперёд себя не прислал; и он бы патриарх из соборной церкви шёл и ехал туда же, откуда приехал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

XIV. Слово по, в Бозе почившем, Благочестивейшем Государе Императоре Александре III 14 Великий светлый образ почившего Царя-миротворца В настоящие, глубоко печальные для России дни, во всех храмах её возносятся к Престолу Божию молитвы об упокоении чистой души, в Бозе почившего Благочестивейшего Государя Императора Александра III, в селениях праведных. При этом, в память усопшего Императора, и в утешение и назидание поражённых скорбью Его верноподданных, за Богослужениями произносятся поучения. Посвятим и мы несколько минут памяти о Великом Монархе. Мысленному взору нашему представляется величественный образ усопшего Императора Александра III: Его высокий, статный вид, открытая, священная глава, обрамлённое правильной, красивой брадой лице, по-видимому строгий, но ласковый взор; ясно припоминаем мы Его мерную, спокойную, исполненную царственного достоинства речь. Поистине, кто имел счастье быть удостоенным Его приёма и Его царской беседы, тот получал полное обаяние от в Бозе почившего Императора Александра III. В Бозе почивший Император, скажем по суждениям слабого ума человеческого, награждён был от Бога крепким здоровьем. Но два раза Он был тяжело болен: один раз тифом, а другой–инфлюэнцей. Последняя болезнь, по сказанию докторов, не тяжкая и не опасная сама по себе, часто бывает ужасная по своим последствиям. Нам известно было, что прошедшей зимой у почившего Государя после инфлюэнцы обнаружились тяжёлые последствия этой болезни – воспаление лёгких: тогда искусство врачей предотвратило эту болезнь, но не уничтожило, а, быть может, и не предусмотрело других последствий–ещё более опасных, отразившихся в других частях организма Государя. До нас доходили уже прошедшим летом неясные слухи, что Государь Император ещё совершенно не оправился от своей болезни... А в начале настоящей осени слухи эти стали подтверждаться c большей силой. Но Россия ещё была сравнительно покойна. Как обширное море, или лучше, как великий океан в сильную и опасную бурю, она заколыхалась, когда Святейший Синод призвал своих духовных чад к молитве об исцелении, от держащей болезни, возлюбленного Монарха нашего. Как сильно и как горячо возносилась молитва к Богу всей России о тяжко страждущем её Государе!.. Но надвинувшаяся гроза разразилась страшным для России ударом: Императора Александра III не стало. Он тихо почил о Господе в Крыму, в Ливадии 20 октября в 2 ч. 15 м. пополудни. Что же? Господь не внял нашим молитвам?.. Пути промысла Божия неисповедимы... Одно для нас должно быть несомненно, что всё, что не делает Господь, все это–на пользу нашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В лето 7175-е месяца Ноября в 28-й день бысть изволение Благочестивейшего Тишайшего Богом венчанного и Богом хранимого Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой Росии Самодержца, согласие же Святейших Патриарх и всего освященного Собора, еже послати в монастырь Воскресенский к бывшему Патриарху Никону да на суд в царствующий град Москву пред Святейшие Патриархи и пред весь собор освященный призовется, и абие послан бысть Преосвященный Арсений архиепископ Псковский и Изборский, с ним же всемилостивого Спаса Ярославского монастыря архимандрит Сергий, иже пришедши в монастырь Воскресенский, вину пришествия своего абие бывшему Патриарху Никону известиша. Ои же даде ответ досадительный рек, яко аще Святейшие Патриархи Александрийский и Антиохийский по согласию с Константинопольским и Иерусалимским патриархом приидоста в царствующий град Москву, известия ради всяческих вещей духовных, „и аз“ рече: „готов есмь в царствующий град Москву путь восприяти“. Сей ответ когда Благочестивейшему Самодержцу и Святейшим Патриархом и всему освященному Собору принесеся, благоволиша второе призывание сотворити чрез пречестного мужа из Володимира Рождественного монастыря архимандрита Филарета. Иже в день 30 Ноября прием повеление, шед, срете бывшего Патриарха Никона , путь творяща в царствующий град Москву, и дав ему целование, вручи хартию, на ней же написано бе сице: Благочестивейший Христолюбивый Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великой и Малой Росии Самодержец, и всесвятейший кир Паисий, папа и патриарх великого града Александрии, и вселении Судия, и всесвятейший кир Макарий Божия града Антиохии и всего Востока Патриарх, советом всего освященного собора посылали к тебе нынешнего 175 Ноября в 29-й день преосвященного Арсения, архиепископа Псковского и Изборского с архимандритами и указали тебе сказать, чтоб ты ехал к Москве вскоре и ты Великого государю указа и Святейших Патриархов повеления не послушал, к Москве не поехал, отказал не честно, и тем непослушанием Великому Государю учинился непослушен и Святейших Патриархов и весь Собор обесчестил, и Великий Государь за премногое своё беззлобие и долготерпение, и Святейшие Патриархи и Преосвященный Собор, презрев твои досады и непослушание, прислали к тебе второе Архимандрита Филарета, да Чудова монастыря соборного старца священника Лаврентия, чтоб тебе приехать к Москве нынешнего 175 года Декабря во 2-й день в другом или в третьем часу ночи, а чтоб не ранее другого и не позже третьего часа, а взъехав, стоять на Архангельском подворье в Кремле городе у Никольских ворот, а ехать тебе смирным образом в десяти человеках или меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Закрыть Последний великий русский философ Императорской России К 150-летию со дня рождения Н.О. Лосского (1870-1965) 22.03.2021 778 Время на чтение 31 минут Источник: Русское поле Последний великий русский философ. В ушедшем году вся просвещенная общественность отмечала знаменательную дату: 150 лет со дня рождения последнего великого профессионального философа Императорской России. Николай Онуфриевич Лосский родился с 6 на 7 декабря (18/19 – по-новому стилю) в местечке Креславка Витебской губернии в многодетной семье, в которой православное вероисповедание отца соседствовало с католичеством его матери. Несмотря на то, что в жилах юбиляра текла белорусско-польско-русская кровь себя он всегда считал русским человеком, гражданином великой Имперской России. «Моя любовь к России, -- писал он в своих «Воспоминаниях» о мировосприятии ранней юности, -- гордость ею, вера в её великие достоинства прочно сложилась в моей душе уже тогда». Это сказывалось даже в его детских играх, когда в длинные зимние вечера, сидя рядом с матерью, он брал грифельную доску и чертил фантастические границы России, а рядом с ней какието причудливые государственные образования. Каждый раз в его «воображении разыгрывалась история войн и добровольных присоединений, Российская империя всё разрасталась и, наконец, поглощала всё». Сепаратистам всех мастей. Детское переживание сопричастности к Имперской державе Николай Онуфриевич пронес через всю свою долгую жизнь и, более того, всем своим творчеством дал философское обоснование именно этой формы государственного устройства России. В статье «Украинский и белорусский сепаратизм», опубликованной на склоне лет (1958), он предостерегал от распада единого государственного организма, катастрофичного как для самого национального целого, так и его отделившихся частей, -- предостерегал от утраты «единого национального сознания» в сторону ограниченного «провинциализма». В середине прошлого века, откликаясь на появление сепаратистских брожений в среде русской эмиграции, Лосский с прискорбием писал о лицах, отталкивающихся от «великого национального целого и предпочитающих ему особенности своей провинции», которые пытаются «возвести свою провинцию на степень нации, образующей самостоятельное государство.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/22/posled...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) К. Р. в Оптиной Пустыни в 1887 году Архимандрит Исаакий, настоятель Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь 7 мая 1887 года получил из Петербурга письмо от генерала Павла Егоровича Кеппена, управляющего Двором Великой Княгини Александры Иосифовны, матери Константина Константиновича Романова, Великого Князя, поэта, печатавшего стихи с подписью «К. Р.» (Константин Романов). «Глубокочтимый отец, честнейший архимандрит Исаакий! – значилось там. – Имею честь предуведомить Ваше Высокопреподобие, что в пятницу, 8 числа, государь Великий Князь Константин Константинович, если Господь благословит благополучный путь, изволит прибыть к вам в Св. обитель. Его Императорское Высочество желал бы пробыть под святою сенью обители до воскресенья утра и предполагает прибыть на лошадях со станции Чернь, а возвратиться через Калугу. Влекомый в обитель чувствами душевной потребности, государь Великий Князь желал бы совершить это посещение скромно и сколько возможно избежать обычных встреч и приемов. Сопровождая государя Великого Князя, буду иметь счастье помолиться в Св. обители и принять благословение Вашего Высокопреподобия. Поручая себя молитвам Вашим, прошу принять уверение в моем глубоком почтении и преданности». Вот и К. Р., Великий Князь и русский лирический духовный поэт, просто человек, имевший очень значительные внутренние проблемы, постоянно боровшие его, – собрался, наконец, поехать к старцу Амвросию. Грешный, как и все люди, К. Р. в борьбе с бесовскими приражениями приобрел монашескую привычку следить за своими помыслами, за действием «потаенного сердца человека», сокрушаться о своем духовном несовершенстве, считать себя недостойным всех тех благ и талантов, которые дал ему Господь. Окончательное решение ехать в Оптину К. Р. принял после прочтения книги Константина Леонтьева «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной Пустыни», вышедшей вторым изданием в Москве в 1882 году. Леонтьев, один из известнейших писателей своего времени, был духовным чадом старца Амвросия и подолгу жил в Оптиной, а в конце жизни принял от старца и монашеский постриг. Леонтьев в своей книге живо и с теплым чувством описал Оптину и Скит ее, много и умно, с глубоким пониманием рассказал о монашестве и особенно о старчестве – что это за явление.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Том V Глава I. Великий князь Димитрий Иоаннович, прозванием Донской. Г. 1363–1389 Гнев Ханский. Стеснение Князей Удельных. Договор. Усмирение Князя Нижегородского. Язва. Великий пожар. Каменный Кремль. Частные победы над Моголами. Разбои Новогородской вольницы. Междоусобия Тверских Князей. Запустение Херсона. Нашествие Литвы. Война с Орденом. Сила Мамая. Вторичное нашествие Ольгерда. Благоразумие Михаила Тверского. Любовь народная к Димитрию. Знамения. Возвращение Великого Князя из Орды. Война с Олегом. Новое впадение Литвы. Междоусобие. Третие нашествие Ольгерда. Избиение Татар в Нижнем. Последний Тысячский в Москве. Война с Тверским Князем. Первая смертная казнь в Москве. Поход в Болгарию. Начало Казани. Нашествие Моголов. Пословица. Победа над Моголами. Успехи в войне с Литвою. Дела церковные. Нашествие Мамаево. Измена Олегова. Славная битва Куликовская. Тамерлан. Нашествие Тохтамыша. Мужественный Князь Остей. Приступ к столице. Вероломство Тохтамыша. Взятие и разрушение Москвы. Скорбь Димитрия. Изгнание Олега. Восстановление Москвы. Изгнание Митрополита. Ненависть Князя Тверского к Димитрию. Сын Димитриев в Орде. Тяжкая дань. Мир с Олегом. Ссора и мир с Новымгородом. Крещение Литвы. Жестокость Князя Смоленского. Бегство сына Димитриева из Орды. Смерть Князя Нижегородского. Вражда между Вел. Князем и Владимиром. Их примирение. Новый порядок наследства. Кончина Великого Князя. Свойства Димитриевы. Строение городов и монастырей. Дела церковные. Ересь Стригольников. Крещение Перми. Сношения с Грециею. Путешествие Пимена. Италианцы в нашей службе. Деньги вместо кун. Огнестрельное искусство в России. Кометы. Зима до 20 Апреля. Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но благословенные Гением России: ибо гром их пробудил ее спящую славу и народу уничиженному возвратил благородство духа. Сие важное дело не могло совершиться вдруг и с непрерывными успехами: Судьба испытывает людей и Государства многими неудачами на пути к великой цели, и мы заслуживаем счастие мужественною твердостию в противностях оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Ф Феодоровский Городецкий монастырь См. Городецкий Феодоровский. Феодоровский Киевский монастырь Мужской. Находился в Губернском городе Киеве. Построен в половине XI столетия Великим Князем Владимиром II Всеволодовичем Мономахом, в Св. крещении наречённым Феодором, и существовал в половине XII столетия. См. Пролог месяц Июня 5 число; Четью Минею месяца Июля 24 число в житии Преп. Поликарпа Печерского; Никонову Летопись, ч. II, стр. 145. Феодоровский Московский больничный монастырь Находился в столичном городе Москве за Никитскими воротами и принадлежал к Синодальной области. Этот монастырь основан Патриархом Филаретом Никитичем в 1626 году, а в 1709 году, Сентября 1, по Указу монастырского Приказа обращён в приходскую церковь , которая и доныне существует под именем Феодоровской, во имя Смоленской Божьей Матери с приделом Пр. Феодора Студита. Феодоровский Переславский монастырь Владимирской Епархии 2 класса девичий, находится в Переславском уезде на горе, от Переславля Залесского к югу в 3, от озера Клещинаа в 2½ вёрстах. Построен в 1557 году по случаю рождения Царю Ивану Васильевичу сына Феодора и тогда же сооружена иждивением Царским церковь каменная в имя Феодора Стратилата, сотезоименитого Царевичу, а монастырь по оной наименован Феодоровским и был он сперва мужским общежительным, а потом, неизвестно когда и по каким обстоятельствам учреждён девичьим. Здания в нём все каменные, построенные иждивением Царя Ивана Васильевича, примечательнейшие же из них есть следующие: 1) вышеупомянутая СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ ; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Казанской Божьей Матери; 3) ЦЕРКОВЬ Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами: а) Богородицы и б) св. Адриана и Натальи; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) КЕЛЬИ; 6) ОГРАДА кругом монастыря, с башнями. До Штатов 1764 года было крестьян 1.338 душ, по Штатам же положен во 2 классе степенью 16. ФЕОДОРОВСКИЙ ТВЕРСКОЙ мужской упразднённый монастырь находился в Твери. Он в 1655 году приписан был к Новгородскому Иверскому монастырю по следующей грамоте: Б ОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ МЫ, ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ЦАРЬ и ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКОЙ и МАЛОЙ РОСИИ САМОДЕРЖЕЦ 118 ; бил Нам челом Отец Наш и богомолец Великий Государь Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Великой и Малой России.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский (+ 1174) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день перенесения вятого тела его из Боголюбова во Владимир для погребения и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых В древнее время земля Русская управлялась всем княжеским родом Рюриковичей. Делилась она на уделы (так называлось каждое княжеское владение), почему это время называется «удельным». Главный удел — киевский — принадлежат самому старшему князю во всем роде: назывался он великим князем. После его смерти ему наследовал самый старший в роде князь. Порядок этот был очень сложен и вызывал много споров и кровавых войн. В период 1113—1125 гг. великим князем киевским был мудрый и всеми любимый Владимир Мономах. Он не допускал никаких войн между князьями. Таким же был и старший сын его Мстислав Великий (+ 1132), и киевляне любили его потомство. А младшего своего сына Юрия (по прозванию Долгорукий; + 1157), когда ему еще было два года, вел. князь Владимир послал с боярами управлять северными городами: Ростовом и Суздалем. Так образовались две ветви Мономаховичей — южная и северная. Но Русь все-таки оставалась единой, и закон наследовать по старшинству сохранялся. Когда старшим в роде стал Юрий Долгорукий, в Киеве княжил его племянник, младше его по закону, Изяслав Мстиславич. Однако дело кончилось миром. У Юрия был сын Андрей (род. 1110), мудрый в государственных делах, смелый и непобедимый в боях. А за его пламенную веру и любовь к Богу и Божией Матери Летопись называет его Боголюбивым. Ему удалось убедить отца и Изяслава поменяться уделами, и в 1155 г. Юрий Долгорукий стал вел. князем. Согласно обычаю, как старший сын вел. князя, Андрей должен был княжить в Вышгороде, вблизи от Киева. Но ему не нравился юг. Он родился и вырос на севере, и заветным его желанием было основать там особое великое княжество. И вот следующий случай побудил его приступить к осуществлению своей цели.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

Архангельский собор С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевич а. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В. Георгиевский Святой Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский (Его неоценимые заслуги для Русского государства и Православной Церкви) Источник I 1 Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский принадлежит к числу замечательнейших лич­ностей древней Руси, с которыми связано начало новой эпохи в исторической жизни русского народа. Он был одним из первых и главных виновников созидания северной Руси, усиления и возвышения ее над южной. Его мощный гений изменил течение исторической жизни русского народа, переместив центр русской государ­ственной жизни с юга на север, и вывел на истори­ческое поприще новую ветвь могущественного славянского племени – народность великорусскую. Застроив северную Русь городами и селами и сделав ее многолюдною, Андрей Боголюбский был вместе с тем и одним из первых и главных виновников просвещения этой Руси светом Христовой веры. Если древние летописцы говорят про Ярослава, что он возрастил в южной Руси семена Христовой веры, посеянные св. Владимиром, то совер­шенно справедливо это нужно сказать и про Андрея Боголюбского относительно северной Руси. Созидая великолепнейшие храмы в разных концах обширного Ростовско-Суздальского княжества, он первый утвердил здесь православие, как государственную религию собираемой им великорусской народности, и рассеял мрак язычества, густо облегавший до него разноплеменную северную Русь. Под покровом христианской православной веры, ставшей символом русской «народности», Андрей Боголюбский первый изменил и самые начала, которыми до него жила древняя киевская Русь, провозгласив идею самодержавия основой политической жизни русского народа. Православие и самодержавие – эти краеугольные камни великого здания – государства русского были впервые указаны Андреем Боголюбским народу русскому, как завет для достижения государственного могущества и народного благосостояния. Позднейшие преемники Андрея Боголюбского – великие князья московские, основавшие великое го­сударство Московское, разросшееся затем в могуще­ственную империю, только развили и осуществили в своей политической деятельности идеи Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010