Отсюда умолчание Христа и подлинного предания о состоянии умерших между смертью и воскресением, то есть о том, о чем больше всего любопытствует не-подлинное предание. – Ужас умирания. Может быть, для внешних? Смерть, две недели тому назад, Мариночки Розеншильд, утонувшей спасая своих детей. Ужас этой смерти для нас. А для нее? Может быть, радость самоотдачи? Встреча со Христом, сказавшим: “Больше сея любви” ( Ин 15:13 ) – Что исчезает в смерти? Опыт уродства этого мира, зла, текучести... Что остается? Его красота, то, что радует и тут же мучит: “Полевые пути меж колосьев и трав...” (Из стихотворения И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...») “Покой”. Тот покой субботний, в котором раскрывается полнота и совершенство творения. Божий покой. Не смерти, а жизни в ее полноте, в вечном ею обладании». «Вторник, 15 сентября 1981. Вчера вечером начал свой курс “Liturgy of Death”. Шестьдесят четыре студента! А курс elective (Факультативный (англ.)), то есть не обязательный». »Вторник, 20 октября 1981. Сколько мыслей, сколько “откровений” приходит, пока читаешь лекцию. Вчера (“Литургия смерти”) говорил о “проблеме” спасения, воскресения некрещеных. И вдруг таким ясным становится, что дело не в том, знали они или не знали Христа, поверили ли в Него или нет, были крещены или нет, а в том, что Христос знает их и Себя отдал им и за них. Поэтому и их смерть “поглощена победой”, поэтому она и для них встреча со Христом». Отец Александр собирался написать и книгу: «Вторник, 23 марта 1976. Вчера писал скрипты для “Свободы” – о Вербном Воскресенье. В сущности хотелось бы до смерти написать: “Страстная. Пасха. Пятидесятница”, “Богородица”, “Литургия смерти”, “Рождество и Богоявление” Так был бы обнят, покрыт весь круг. Среда, 8 октября 1980. В связи со своей книжечкой “Liturgy of Death” думаю и почитываю о смерти, точнее – о подходе к ней в христианском богословии». Но написать такую книгу отец Александр не успел, да и записей к лекциям не осталось («Вторник, 8 декабря 1981. Вчера вечером кончил курс о “литургии смерти” Теперь надо бы заняться приведением его в порядок...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

328 Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11—13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха — они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста. 329 Святой Иоанн Златоуст — Огласительное слово на Пасху и Беседа 26-я «О низвержении статуй». 330 Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне. 331 Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, стихира на стиховне. 332 Вторник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, трипеснец п. 8, 3. 333 Среда 1-й седмицы, 1-я на «Господи, воззвах». 334 Вторник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне. 335 Понедельник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, канон, п. 1, 2. 336 Четверг 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне. 337 Вторник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне. 338 Вторник 2-й седмицы Великого Поста, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 339 Неделя о Мытаре и фарисее, 2-я стихира на «Господи, воззвах». 340 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 3. 341 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 2. 342 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 1. 343 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 4, 1. 344 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 4. 345 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон п. 1, 3; п. 3, 5; п. 9, 4. 346 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 4 и 4, 5. 347 Архиепископ Антоний. Постная и Цветная Триодь. Богослужебная заметка. «Русский инок», 1914. 7. С. 416. 348 Неделя о блудном сыне, вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах». 349 Неделя о блудном сыне, стихира на " » «Славу» на «Господи, воззвах». 350 Недели о блудном сыне, кондак. 351 Неделя о блудном сыне, утреня, ексапостиларий, 3-я стихира на хвалитех и канон, п. 6, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

  Поется им по тойже главе предтечеве.   МРК Аще ли святых 40 мученк случится в среду 4–ю постов.   Поем службу их прежде во вторник тоя седмицы. Точию во вторник вечера, на Господи воззвах, стихиры триоди, самогласен дне дважды, и креста 4, и мученков 4. Слава, мученков: И ныне, креста. Другия же стихиры креста поем в среду на хвалитех. Таже вход: прокимен и чтения дне. и да исправится молитва моя.   Аще же не будет преждесвященныя. И во вторник вечера, на Господи воззвах, стихиры креста на 6: святых же мученков 40, отдается праздник на часех, якоже указася предтечи, в понедельник 2–я недели постов.   МРК Аще ли случится 40 мученк в четверток великаго канона.   И поется служба их вся во вторник напред тояже недели.   МРК Аще ли случится 40 мученк в субботу акафиста.   И поем службу их в неделю 5–ю постов.   10. святаго мученка кодрата, и дружины его.   Аллилуиа. Стихиры, глас 1. Подобен: небесных чинов: На Утрени , канон, глас 4. По 3–й песни, седален, глас 4:   11. Иже во святых отца нашего софрониа, патриарха иерусалимскаго.   Стихиры, глас 4. Подобен: яко добля: На Утрени , канон, глас 4. По 3–й песни, седален, глас 4. По 6–й песни,   Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Иже божественною ревностию подвигся, и истинных повелений устне распростер, церковная основания благоузаконив, и тамо сущим монашеским составом предав, премудрый в патриарсех иерусалимский софроние, всемудрая словеса во свет извел еси, имиже наставляеми зовем ти: радуйся, светлая православных похвало.   (:. В тойже день преставление, иже во святых отца нашего евфимиа архиепископа, новгородскаго чудотворца.   Совершается собор его в новеграде, и во обители его.   Тропарь, глас 4: Избран быв богови от юности, святителю евфимие, и сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, иже тебе Богом врученныя: темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. того моли о нас совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем.   Кондак, глас 8: яко архиереем сопрестольник, и святителем изрядный поборник был еси святителю евфимие: не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающия, и честным мощем твоим покланяющияся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся святителю Богомудре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

В первые три дня положено прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой в Великую Субботу (на утрени пред плащаницею). На повечерии (в воскресенье на понедельник малое, в понедельник, вторник великое, в среду малое) поется трипеснец св. Андрея Критского . На утрени а) после «Аллилуие» поется трижды трогательный, умилительный тропарь «Се жених грядет в полунощи...», по стихословии трех кафизм и по прочтении седальна читается особое на каждый день Евангелие, чтению его предшествует возглас «И о сподобитися нам слышанию...» После чтения Евангелия по прочтении 50-го псалма и произнесении диаконом или священником молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...», поется в понедельник и среду трипеснец, а во вторник двупеснец, пред 8-ю песнею (т.е. в понедельник после 1-й песни, во вторник тотчас после молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...», в среду после 3-й песни) произносится малая ектения и читаются кондак и икос. После 9-ой песни и малой ектении поется трижды ексапостиларий «Чертог Твой вижду...» На часах 3, 6 и 9 в течение трех дней сполна прочитывается все Четвероевангелие (до слов из Евангелия от Иоанна: «Ныне прославися Сын Человеческий»). Чтения распределены следующим образом: в понедельник Евангелие от Матфея все и первая половина Евангелия от Марка, во вторник вторая половина от Марка и две части от Луки; в среду последняя часть от Луки и Евангелие от Иоанна, которое читается только до 32-го стиха тринадцатой главы (см. выше). Евангелие читается по прочтении Богородична часа, а на 6-м часе по прочтении паремии, предваряемой и сопровождаемой пением прокимна. В настоящее время во многих церквах допускается чтение Евангелий в 6-ю неделю поста 109 ; однако без уважительных причин такая практика нежелательна. Но, выполняя требование Устава относительно прочтения всего Четвероевангелия в первые 3 дня Страстной седмицы, не следует читать скоро и невнятно; лучше прочитать одного Евангелиста, но с полным благоговением и вниманием; всего назидательнее читать в таком случае Евангелие от Иоанна, потому что оно служит наилучшим введением в историю осуждения и страданий Спасителя, читаемых в последние дни Страстной седмицы. Чтение Четвероевангелия на часах в первые три дня Страстной недели по-русски – непристойно, так как, по 35 ст. Устава Духовных Консисторий, «богослужение должно быть совершаемо по церковному уставу... с чтением и пением.., без произвольных изменений и нововведений».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

-Раба Божия Александра спрашивает, почему Радуница празднуется именно во вторник, а не в другой день недели? -Вот какой интересный вопрос! Я надо сказать о этом даже и не задумывался. Почему именно во вторник? Вот почему на Светлой неделе празднуется, мы, конечно, с вами понимаем. Ведь тогда не празднуются за малым исключением, святые дня. Но все помыслы учеников Христовых обращены к воскресшему Спасителю Иисусу Христу. И мысли о единении с Ним в таинстве причащения пронизывает все Пасхальное богослужение Светлой седьмицы. Почему во вторник первая пасхальная панихида служится, а не в понедельник, как бы хотелось иным? Даже я вот затрудняюсь сейчас вам ответить. Знаю только, что святые отцы, которые преемственны из поколения в поколение, делали все не без воли Божьей. Ну, я возьму ваш вопрос на заметку. Если у кого-то из любознательных слушателей достанет времени заглянуть, скажем, в «Устав» Розанова, или в «Богослужебный устав» Никольского- солидное научное исследование, или Скабаллановича «Толковый типикон…. Может быть, вы нам пришлете разгадку вашего вопроса? Почему именно во вторник второй седьмицы по Пасхе мы впервые даем пасхальные целования усопшим? Мы будем вам благодарны. И вообще, дорогие слушатели, давайте привыкать к интерактивной форме общения. А то почему, да почему? Мы будем рады от вас образовываться. Автор книги «Старец» Виктор Кузнецов. Вот кто-то из тех, кто слушает нас, тотчас разрешил недоумение предыдущего респондента. -И еще один вопрос от Екатерины. На сайте храма Всех святых она прочитала о народном хоре. Можно ли к нему присоединиться? -Можно. Потому и народный, что всякому желающему открыты врата храма. Приходите к нам в субботу. Вы можете поучаствовать в Божественной литургии, которая поется всенародно, едиными устами, единым сердцем. А потом уже подойдете к регенту и узнаете о том, когда проходят спевки, как вы сможете их посещать. И поверьте, это будет доброе приобретение для вас. -Еще одно сообщение. Достаточно пространное. Как практически сделать, чтобы душа устремлялась к Богу? Слушатель почти всю Светлую неделю причащался, был в храме.

http://radonezh.ru/text/pravomerno-li-ta...

Трапеза во время сезонных Постов Нас в первую очередь интересует устав о летнем посте свв. Апостолов, который исторически предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. Типикон дает два чина этого поста. 1 чин (глава 34): В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9й час (15.00), сухоядение. Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез. В субботу и воскресный день разрешается рыба и две трапезы – днем и вечером. Но это еще не все! Помните, что многое зависит и от того, какой разряд церковных праздников совпадет с тем или иным днем! Если в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» (праздник средний), то в эти дни разрешается рыба и две трапезы. Если такого рода праздники выпадут на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день. Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба и две трапезы в день. 2 чин (глава 35 и 51 частично) более предлагает более строгий вариант, когда во вторник и четверг вкушается один раз в день (около 15.00 часов) вареная пища без елея, а в понедельник, среду и пятницу положено однажды в день сухоядение «хлеб и воду и сим подобная». Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи. Что касается Успенского Поста, то он более строг, нежели Петров. Здесь в будние дни, кроме субботы и воскресения, положена одна трапеза в 9й час (15.00). В понедельник, среду и пятницу – сухоядение, во вторник и четверг – вареная пища без растительного масла. В субботу и воскресение – две трапезы с растительным маслом и вином. Рыба разрешается только на Преображение. А вот устав Рождественского Поста практически во всем подобен уставу о посте свв. Апп. Петра и Павла.

http://azbyka.ru/video/68-post-po-tipiko...

Порядок чтения кафисм в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 6-ю седмицы Великого поста утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 10, 11, 12 19, 20, 1 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Из приведенного графика возможно только одно исключение: накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в сам день праздника кафисма на вечерне отменяется. На 5-й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5-й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского , вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8-я), а на 1-м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18-й, как на остальных седмицах). В остальном же чтение кафисм происходит так же, как и в другие седмицы Святой Четыредесятницы: Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, на утрене читаются три кафисмы и по одной кафисме на часах. Список чтения кафисм также идет в строгом порядке в соответствии с их номерами, разве что во вторник на часах пропускается 17-я кафисма и меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу: на утрене в субботу читаются кафисмы 16-я и 17-я, тогда как на часах в пятницу – 19-я и 20-я. Как и в другие периоды, отменяется кафисма в воскресенье вечером накануне понедельника, однако если в понедельник случится великий, бденный или полиелейный праздник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Весь порядок чтения кафисм в течение 5-й седмицы Великого поста можно представить в следующей таблице. Порядок чтения кафисм в 5-ю седмицу Великого поста утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 11, 12, 13 20, 1, 2 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Если на 5-й седмице случится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, то накануне и в сам день праздника кафисма на вечерне отменяется. Если же этот праздник случится в среду или четверг 5-й седмицы, тогда Великий канон переносится на вторник и назначается особое расписание кафисм для всей седмицы, которое приводится в отдельном параграфе 17-й главы Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

III. Богослужение страстной седмицы Богослужение страстной седмицы посвящено воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Каждый день называется великим по причине величия и важности воспомииаемых событий. § 50. Особенности Богослужения в первые три дня Страстной седмицы; понедельник, вторник и среду Первые три дня страстной седмицы : понедельник, вторник и среда посвящены воспоминанию того, как Господь Иисус приготовлял Себя к крестной смерти, принятой им за спасение всего мира. Богослужение в эти дни, как и в другие дни великого поста, вечером состоит из одного повечерия; утром служатся полунощница и утреня с 1-м часом, – днем: часы и преждеосвященная литургия. Особенности состоят в следующем: а) На утрени после шестопсалмия, великой ектеньи и аллилуия, поется 3-жды песнь, побуждающая нас к духовному бодрствованию. «Се жених грядет в полунощи»... 109 после кафизм читается Евангелие, а после трипеснца поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный... 110 б) На часах в эти три дня прочитывается Евангелие всех 4-х евангелистов, чтобы глубже напечатлеть в душах наших всю жизнь Господа Иисуса Христа и историю последних дней Его жизни; в) На преждеосвященной литургии читается Евангелие и полагаются паримии, только уже не из книги Бытия и Притчей, как в обыкновенные постные дни; но из книги Исход, для изображения избавления нашего от плена духовного, и книги Иова, в ознаменование терпения Христова. Кроме сего каждый из трех дней посвящен особому воспоминание В понеделник церковь воспоминает целомудренного Иосифа, проданного своими братьями и обстоятельствами своей жизни прообразовавшего Господа Иисуса Христа, проданного своим учеником за 30 сребренников, – воспоминает также безплодную смоковницу, изображавшую пустоту фарисейского благочестия, не принесшего плодов добродетельной жизни. Во вторник, в побуждение к духовному бодрствованию, воспоминается причта о десяти девах и о талантах, второе пришествие и страшный суд. В среду воспоминается жена, помазавшая Господа Иисуса миром, и осуждается сребролюбие Иуды предателя. В сей день на преждеосвященной литургии, по раздаянии антидора, в последний раз произносится молитва: «Господи и Владыко живота»... с 3-мя великими поклонами. § 51. Особенности Богослужения в последние три дни страстной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В рукописях, в составе циклов, написанных тем или иным песнотворцем, также сохранились и др. каноны на эти дни. Прп. Феодор Студит составил трипеснцы на всю Страстную седмицу, в частности на Вел. понедельник (2-го гласа, ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Απαρχ γων μερν» (Начатки святых дней)), на Вел. вторник (1-го гласа, ирмос: «Ιδετε, δετε, τι γ εμι Θες δουλωθντα» (              ), нач.: «Πλιν πανγυριν τν ταθημτων» (Снова торжество гробниц)) и на Вел. среду (2-го плагального (6-го) гласа, ирмос: «Εν τ στε, τς πστες σου» (        ), нач.: «Τ πονηρν συνδριον» (Лукавый синедрион)). В рукописях X-XI вв. сохранились 3 полных канона Иосифа: на Вел. понедельник (4-го плагального (8-го) гласа, акростих: «Μγιστος ανος τ μεγστ δευτρ. Ιωσφ» (Величайшая хвала величайшему понедельнику. Иосиф), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα» (    ), нач.: «Μετ τν παδων Ιησον μνσαντες» (С детьми поюще Иисуса)); на Вел. вторник (2-го гласа, акростих: «Σεπτς πφυκεν μνος ες σεπτν τρτην. Ιωσφ» (Священный произвести гимн на Священную Троицу. Иосиф), ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Συνελθντες δετε τ Χριστ» (Собравшись придем ко Христу)); на Вел. среду (2-го гласа, акростих: «Τν παμμγιστον ανσωμεν τετρδα» (Всевеличайшую да хвалим среду), ирмос: «Δετε, λαο» (    ), нач.: «Τ πονηρν ρτι συνχθη συνδριον» (Лукавый недавно собрался синедрион)) ( Карабинов. Постная Триодь. С. 152). В древнем груз. Иадгари выписаны трипеснцы на каждый из 3 дней (в Вел. понедельник 5-го гласа, нач.: «Бог явися во плоти»; в Вел. вторник 6-го гласа, нач.: «Воздадите, люди, славу Христу Богу нашему»; в Вел. среду 1-го гласа, нач.: «Крестом спасение наше устроить Ты благоволил»), относящиеся к более ранней стадии развития жанра канона и имеющие более архаичную форму, чем трипеснцы и каноны совр. Триоди, в частности, в них отсутствует четкое разделение на ирмосы и тропари. Кроме того, в рукописях встречается еще неск. десятков самогласных и подобных стихир на эти 3 дня, отсутствующие в совр. Триоди. ( Карабинов. Постная Триодь. С. 274-280).

http://pravenc.ru/text/150085.html

Первый из них поется без стиха, а другие два со стихами Священного Писания. Тропари царских часов, по своему содержанию, суть тропари пророчества 547 . После тропарей пророчества произносится пред паремиею прокимен. На великопостных часах (на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы, и на 1-м часе – в Великий четверток) один прокимен произносится пред паремиею, а другой прокимен – после нее (см. сказанное о прокимнах Великого поста на вечерне). На великопостных часах пред прокимном священник или чтец не произносит слова «прокимен», как то обыкновенно бывает прежде пения прокимна, но он говорит только: «Глас такой-то». О сем читаем такое указание в Типиконе, в последовании сырной среды, что после пения тропаря пророчества говорит иерей: «Вонмем», и чтец «прокимен» не глаголет, точию скажет глас 6... После чтения паремии иерей (произносит): «Вонмем». Чтец гл. 7-й прокимен: «Господь крепость людем своим даст» ... Сице глаголати иерею и чтецу во всю святую Четыредесятницу прокимен пред паремиями 548 . После прокимна и паремии на царских часах следует чтение Апостола. После чтения апостола читается Евангелие. Евангелие положено читать, кроме царских часов, на великопостных часах, именно: в понедельник, вторник и среду страстной седмицы. В Типиконе сказано: «Ведомо же буде, яко Евангелие от Матфея все чтется, подобне и от Марка и от Луки. От Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до «Ныне прославися Сын человеческий» (т. е. до 46-го зачала, гл. 13:31). «Чтется же тако в трех днех, сиречь в понедельник, во вторник, в среду и совершается» (оканчивается) «в среду на 9-м часе. Бывают же от Луки чтения три, прочая же по два» (т. е. все Евангелие Луки разделяется на три чтения, а каждое Евангелие прочих Евангелистов делится на два чтения). «Вкупе всех чтений девять и вящше ничтоже» (Типикон, последов. Великого понедельника утра). В приходских церквах обыкновенно начинается чтение Четвероевангелия ранее, в седмицу пред Неделею ваий. На великопостных часах чтение Евангелия бывает на 3-м и 9-м часах после тропаря и Богородична часа, а на 6-м часе – после паремии и прокимна. Пред началом чтения каждого из четырех Евангелистов диакон глаголет: «И, о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим». Лик поет: «Господи, помилуй» трижды. диакон говорит: «Премудрость, прости, услышим святого Евангелия». Иерей: «Мир всем». Лик поет: «И духови твоему». Иерей именует Евангелиста, которого чтется Евангелие. Но «сия глаголются точию к началом Евангелистов. К началом же (т. е. каждого чтения из Евангелия) «глаголет токмо: “Премудрость, прости” и тако чтет иерей Тетроевангелие» (Тип., послед. понед. страст. седм. утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010