После вечерни совершается литургия как св. Василия Великого , так и св. Иоанна Златоустог о и Преждеосвященных Даров. Литургия св. Василия Великого совершается после вечерни: а) в Великий четверток и в Великую субботу; равным образом, б) в навечерия Рождества Христова и Богоявления, если только эти навечерия не случатся в субботы и воскресения. Литургия св. Иоанна Златоустог о совершается после вечерни в Благовещение, когда оно случится: а) в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Великой Четыредесятницы; б) в понедельник, вторник, среду и пяток Страстной седмицы (Тип., 26-го марта). Литургия Преждеосвященных Даров всегда совершается после вечерни. В который день литургия совершалась после вечерни, в тот день повечерие бывает одно, без вечерни 292 .• Когда не положено совершать литургии, тогда, исключая тех дней, в которые совершаются царские часы, вечерня следует за часами и чином Изобразительных. Именно – в следующие дни, в кои не бывает литургии, вечерня следует за часами и чином Изобразительных: а) В среду и пяток сырные. б) В понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы. Когда вечерня совершалась сряду за часами, тогда вечером отдельно от вечерни бывает повечерие. Смотря по дню седмицы или празднику, который за сим следует, повечерие бывает то великое, то малое. Накануне праздников, например, Благовещения Пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (Точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Великое повечерие вообще совершается на дни Великой Четыредесятницы – на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы. В прочие дни – повечерие малое. В те же дни, в которые не положено совершать литургии и бывают царские часы, вечерня совершается отдельно от часов царских, и после вечерни бывает малое повечерие. Так указано: а) В Великий пяток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Орбита школьных проектов» защита проектов  Себина Е.Н. вторник  Введение во храм Пресвятой Богородицы, Литургия, Посвящение в первоклассники  четверг Театр им.Моссовета. Спектакль " Р.Р.Р. " (по роману Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание " Литература Себина Е.Н. Бывшева Ю.А. Воронкова И.Е. четверг Начало работы радио гимназии " Я расскажу вам о Войне... " Тема передачи " Оборона Москвы " Рышкова В.В. Рыжова В.В. вторник Экскурсия в храм свт.Николая в Кленниках Закон Божий Голубятникова С.С. вторник Третьковская галерея Занятие в залах «Тургенев и русские художники» Себина Е.Н. Рыжова О.Б. пятница Дарвиновский музй Экскурсия " Животные в сказках " Литература Себина Е.Н. Воронкова И.Е. Буракова К.С. понедельник Оружейная палата Кремля Тихонова Т.С. Рыжова О.Б. вторник Театр Вахтангова Спектакль " Евгений Онегин " Литература Тихонова Т.С. ЛаТеатр Спектакль " Вишневый сад " Рыжова О.Б. четверг 10.00-14.00 Рождественская ярмарка Воронкова И.Е. Шестакова С.В. Ненова Л.В. Праздник " В ожидании Рождества " спектакль Седых М.Л. четверг Молебен на окончание года,  праздник " В ожидании Рождества " (Средняя, старшая школа) Воронкова И.Е. пятница Центр Павла Слободкина Литературно-музыкальная композиция " Метель " понедельник Поездка с подарками в Детскую больницу Воронкова И.Е. ЯНВАРЬ 2023 суббота Поездка в Православный детский приют " Покров " Бывшева Ю.А. Воронкова И.Е. Иванова Е.А. понедельник дошкольное отделение Рождественский праздник Колненкова И.Д. вторник Молебен с пением рождественских песнопений и колядок Музей М.Горького Литература Рыжова О.Б. Себина Е.Н. четверг Музей А.С.Пушкина, экскурсия  " Пушкина в работе над пугачевской темой " Литература Себина Е.Н. Стриевская Е.К. пятница Музей обороны Москвы Патриотическое воспитание Воронкова И.Е. Рыжова О.Б. вторник Музей А.С.Пушкина, " Но детских лет люблю воспоминанье... " Литература Себина Е.Н. Сципио А.Д. Воронкова И.Е. вторник Музей А.С.Пушкина, экскурсия " В одной отдаленной губернии " Литература Себина Е.Н.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/plan/

Литература Рыжова О.Б. воскресенье Театр Мастерская Фоменко Спектакль " Война и мир. Начало романа " Литература Себина Е.Н. вторник Гимназия Интерактивное занятие с ЮНИПРОшкой Седых М.Л., Голубятникова С.С., Воронкова И.Е, вторник Сретенский монастырь Паломническая поездка Ходькова Л.Г. Бывшева Ю.А. НОЯБРЬ 2022 пятница детский сад Праздник Осени Осенний баттл " Овощи против фруктов " Коненкова И.Д. пятница ГМИИ им.А.С.Пушкина. Экскурсия " Искусство Древнего Египта " Литература, история Пиляева Е.Н., Воронкова И.Е. воскресенье Театр на Юго-Западе Спектакль " На дне " Литература Рышкова В.В. воскресенье Малый театр. Спектакль " Правда хорошо, а счастье лучше " Литература Рыжова О.Б. вторник " Чай с директором " Подведение итогов педагогической практики Профориентация Тишков М.Б. Себина Е.Н. Бывшева Ю.А. Рышкова В.В. четверг МЧС-центр. Экскурсия Профориентация Седых М.Л., Воронкова И.Е. воскресенье Театр Мастерская Фоменко Спектакль " В гостях у Барона Мюнхаузена " Литература Ходькова Л.Г. воскресенье  Театр Камбуровой, Спектакль " Маленький принц " Литература  Рыжова О.Б. вторник Урок в школе. " Немногие для вечности живут... Разговор о творчестве О.Мандельштама " Литература Гавриленко Ю.В. вторник Государственный музей А.С.Пушкина на Пречистенке. Интерактивное занятие " Здесь чудеса " Литература Пиляева Е.Н., Себина Е.Н. Музей А.С.Пушкина интерактивная программа " Вы помните, когда возник Лицей " МХК, история Рыжова О.Б. четверг Театр Мастерская Фоменко " Вишневый сад " Литература Себина Е.Н. Мероприятия, посвященные празднику День Матери кураторы классов 2 триместр 2023-2024 уч.года ДЕКАБРЬ 2023 воскресенье Музыкальная гостиная на Тверской " Метель "  Литература Себина Е.Н. Рыжова О.Б. понедельник Введение во храм Пресвятой Богородицы, Литургия, Посвящение в первоклассники вторник Автобусная поездка на Фабрику ёлочных игрушек " Елочка " в Клин профориентация кураторы классов Музей А.С.Пушкина, экскурсия " Пушкина в работе над пугачевской темой " Литература Себина Е.Н.

http://gymnasia-radonezh.ru/extcurr

На 3-м часе – кафизма 13-я. На 6-м часе – кафизма 14-я; тропарь пророчества (из Триоди), глас 3-й: «Заступник наш...» (см. во вторник 5-й седмицы), 1-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Нищ есмь аз...» (см. во вторник 5-й седмицы), чтение паримии Триоди (см. во вторник 5-й седмицы), 2-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Блажени людие...» (см. во вторник 5-й седмицы). На 9-м часе – кафизма 15-я. На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя…». Конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю). На изобразительных – блаженны поскору, без пения; по «Отче наш...» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя…». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 24 февраля. На вечерне – кафизма 16-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 5-й: «Поползнувся от праваго пути…» (единожды), ин самогласен дня, глас 8-й: «Из Иерусалима снидох...» (единожды), и мученичен, глас тот же: «Мученицы Твои, Господи...» (эти стихиры Триоди см. на стиховне вечерни во вторник вечера 5-й седмицы); и подобны Триоди, глас тот же: «Брашно любовь творяще...», «Древом древле...», и глас 2-й: «Живоносный Твой Крест...» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» вечерни во вторник вечера 5-й седмицы); и стихиры предпразднства Благовещения, глас 4-й – 4 (см. в Минее 24 марта; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – предпразднства Благовещения, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Василия Великого (1-го января). Кроме того, совершается литургия св. Василия Великого в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но в навечерия сих праздников она только в таком случае бывает, когда эти навечерия случаются в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, т. е. случаются в те дни, в которые совершаются царские часы. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в Неделю, когда не положено совершать царских часов, тогда в навечерие (с часами обыкновенными) совершается литургия Златоустого. Литургия же св. Василия Великого совершается в самый праздник (также с обычными часами). Литургия Преждеосвященных даров совершается только в седмичные дни Великого поста и притом – кроме субботы, именно: 1) В среду и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 2) В четверток 5-й седмицы. Но если в этот четверток будет Благовещение (когда совершается литургия Златоустого), то во вторник 5-й седмицы, т. е. в день чтения великого канона. 3) В понедельник, вторник, среду Страстной седмицы, если только не случится в эти дни праздника Благовещения, ибо в таком случае бывает литургия св. Иоанна Златоустог о. 4) В дни памяти святых с полиелеем (24 февр. и 9 марта), и в дни праздников храма (Тип., храм. гл. 34, 35, Служебн. Лит. Преждеосв. даров), случившиеся в понедельник, вторник, четверток, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста. Есть дни в году, в которые не положено совершат литургии, именно: 1) В среду и пяток сырной седмицы. 2) В понедельник, вторник и четверток 1-й седмицы Великой Четыредесятницы. 3) В понедельник, вторник и четверток 2-й, 3-й, 4-й, -й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 4) В Страстный пяток. Но из указанных четырех случаев в три бывает литургия, если в упомянутые дни случится известный праздник, именно: A. Литургия св. Иоанна Златоустог о бывает в среду и пяток сырной седмицы, если в эти дни случится праздник Сретения, день храма (Тип., 2 февраля, храм. гл. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

К этой схеме нужно сделать такое замечание: в те дни, когда, согласно уставу, совершается служба с красным знаком месяцеслова (славословие, полиелей или бдение), на утрени читаются первые две из трех указанных кафизм. А третья кафизма читается на вечерне того же астрономического дня (т. е. следующего богослужебного), вытесняя собой 18 кафизму. Довольно витиевато, но на самом деле все достаточно просто. Поясню на примере. В минувший вторник совершалась полиелейная служба св. вмч. Димитрию Солунскому, Мироточивому. По уставу должно было быть: в понедельник вечером — 18 кафисма, во вторник утром 7,8 и 9, во вторник вечером снова 18. Что бы- ло на самом деле: под вторник на вечерне 1 кафизма, во вторник утром 7 и 8 кафизмы, а во вторник вечером вместо 18 читалась 9. Так бывает всегда при службе со знаком славословия и выше. После бдения бывает по–разному. Она не читается гласно. В некоторых монастырях ее читает кто–нибудь во время пения «Господи, воззвах», чтобы круг Псалтири не был с ущербом. Следующая переменная часть вечерни — псалмы и стихиры на «Господи, воззвах», их количество и состав. Способ исполнения воззвахов». В основе воззвашного корпуса вечерни лежат четыре псалма: 140, 141, 129 и 116. Стихиры являются припевом к избранным стихам этих псалмов. Псалом 116 — самый короткий во всей Псалтири: «Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век» — вот весь псалом, два стиха. Вначале поются эти псалмы. Как они поются в обиходе, вы все знаете. А как они поются по уставу? Устав умалчивает о способе исполнения этих псалмов. Если вы откроете Часослов, то увидите интересное указание: «Господи, воззвах, в прилучившийся глас». Дальше указано: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». И с красной киноварной буквы: «Услыши мя, Господи». Далее: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.». И опять с красной буквы припев: «Услыши мя, Господи». Далее: «Вторый лик: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздаяние руку моею, жертва вечерняя». И опять с киноварной буквы припев: «Услыши мя, Господи». А далее — загадочная строчка: «И по чину стихи». И прочие стихи этих псалмов: «Положи, Господи, хранение устом моим…» и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

К этой схеме нужно сделать такое замечание: в те дни, когда, согласно уставу, совершается служба с красным знаком месяцеслова (славословие, полиелей или бдение), на утрени читаются первые две из трех указанных кафизм. А третья кафизма читается на вечерне того же астрономического дня (т. е. следующего богослужебного), вытесняя собой 18 кафизму. Довольно витиевато, но на самом деле все достаточно просто. Поясню на примере. В минувший вторник совершалась полиелейная служба св. вмч. Димитрию Солунскому, Мироточивому. По уставу должно было быть: в понедельник вечером – 18 кафисма, во вторник утром 7,8 и 9, во вторник вечером снова 18. Что бы- ло на самом деле: под вторник на вечерне 1 кафизма, во вторник утром 7 и 8 кафизмы, а во вторник вечером вместо 18 читалась 9. Так бывает всегда при службе со знаком славословия и выше. После бдения бывает по-разному. Она не читается гласно. В некоторых монастырях ее читает кто-нибудь во время пения «Господи, воззвах», чтобы круг Псалтири не был с ущербом. Следующая переменная часть вечерни – псалмы и стихиры на «Господи, воззвах», их количество и состав. Способ исполнения воззвахов». В основе воззвашного корпуса вечерни лежат четыре псалма: 140, 141, 129 и 116. Стихиры являются припевом к избранным стихам этих псалмов. Псалом 116 – самый короткий во всей Псалтири: «Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век» – вот весь псалом, два стиха. Вначале поются эти псалмы. Как они поются в обиходе, вы все знаете. А как они поются по уставу? Устав умалчивает о способе исполнения этих псалмов. Если вы откроете Часослов, то увидите интересное указание: «Господи, воззвах, в прилучившийся глас». Дальше указано: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». И с красной киноварной буквы: «Услыши мя, Господи». Далее: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.». И опять с красной буквы припев: «Услыши мя, Господи». Далее: «Вторый лик: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздаяние руку моею, жертва вечерняя». И опять с киноварной буквы припев: «Услыши мя, Господи». А далее – загадочная строчка: «И по чину стихи». И прочие стихи этих псалмов: «Положи, Господи, хранение устом моим...» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11. Кафизмы 142 Я ограничусь здесь только приведением таблиц рядового чтения кафизм в течение всего церковною года. I.                 От Фоминой недели до отдания Воздвижения. От предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления. В мясопустную и сыропустную седмицы. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня Вечерня II.              От отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова. От отдания Богоявления до субботы пред Неделею о блудном сыне 143 . Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 10–11–12 13–14–15 Вечерня III.            В 1-ю, 2-ю, 3-ю,4-ю и 6-ю седмицы Великого поста. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 10–11–12 19–20–1 13–14–15 1-й час 3–6–9 ч. 14–15–16 10–11–12 Вечерня IV.            В 5-ю седмицу Великого поста. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 2–3–17 11–12–13 20–1–2 13–14–15 1-й час 3–6–9 ч. 15–16–18 9–10–11 Вечерня V.              В 5-ю седмицу Великого поста, если в четверток случится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 2–3–17 19–20–1 13–14–15 1-й час 3–6–9 ч. 8–9–10 13–14–15 1–11–12 Вечерня VI.            В Страстную седмицу Великого поста. Воскр. Понед. Вторник Четверг Утреня 9–10–11 14–15–16 1-й час 3–6–9 ч. Вечерня 12. Канон Я опускаю самую торжественную часть праздничнойутрени – полиелей – отчасти потому, что наиболее практически применимое было мною уже разъяснено в других местах книги 145 , и отчасти потому, что главное содержание, общая схема, так сказать, его еще сохранилась в теперешнем виде нашего богослужения. Но следующая, разве немного менее торжественная, часть службы – пение канона – даже в самых строгих монастырях и пустынях уже наполовину изувечена, а в приходских храмах и совсем скомкана. Поэтому необходимо кое-что сказать об этом прекрасном художественном и величественном гимне всенощного бдения. Чтобы понять лучше, какого духовного наслаждения мы лишаемся, из-за того что не слышим этого песенного сокровища Церкви, припомним нашу наличную действительность. Что представляет в настоящее время у нас канон за всенощной? Прежде всего, он (или несколько канонов) читается, а не поется (кроме Пасхальной заутрени). Это монотонное чтение прерывается однообразными, одними и теми же воззваниями: «Преподобне отче имя рек, моли Бога о нас», «преподобне отче имя рек, моли Бога о нас». И так раз 20–30 и более, смотря по тому, на сколько читается канон. Если молитвенный дух не развит у

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Книги современных авторов (в алфавитном порядке): Антоний (Блум), митрополит. Богослов. 2, 3. Арсеньев Владимир. Богослов. 2, 3, 4. Афанасьев Николай, протопресвитер. Литургист, богослов, историк. 3–4. Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу «Православие». В других его работах есть неправославные мысли. Василий (Кривошеин), архиепископ. Богослов. 3–4. Вениамин (Федченков), митрополит. Автор книг о православной жизни, благочестии. 2, 3. Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2, 3. Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5. Дворкин А. Специалист по сектам. 2, 3, 4. Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу «Записи». 3. Зеньковский Василий. Богослов, философ, педагог. 3–4. Иларион (Алфеев), митрополит. Богослов, патролог. Для новоначальных христиан особенно рекомендую его книгу «Таинство веры». 2, 3, 4. Иоанн (Шаховской), архиепископ. Богослов. 3. Иустин Попович, архимандрит. Прекрасный сербский богослов и писатель. 3, 4. Каллист (Уэр), епископ. Богослов. 3–4. Карташев Антон. Церковный историк. 3–4. Кассиан (Безобразов), епископ. Библеист. 4, 5. Киприан (Керн), архимандрит. Богослов, патролог. 3–4. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Богослов, проповедник, церковный деятель. Все его работы очень полезны для знакомства с верой и задачами Православной Церкви. 2–4. Клеман Оливье. Богослов. 3, 4. Концевич И.М. Исследователь русского старчества и святости. 2. Кураев Андрей, протодиакон. Церковный публицист, богослов. 2, 3. Лосский Владимир. Богослов очень высокого уровня. 5. Льюис Клайв. Английский мыслитель. Очень яркие и полезные произведения. 2, 3, 4. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Богослов, историк, патролог, 3–4. Мень Александр, протоиерей. Богослов, историк, библеист. 2, 3, 4. Николай Велимирович (Сербский). Богослов. 3, 4. Паисий Афонский, схимонах. Это современный подвижник (умер в 1994 г.). Все его книги, а также книги о нем рекомендую. 3 Софроний (Сахаров), архимандрит. Богослов. Очень ценна его книга «Старец Силуан». 3, 4.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

В дни Четыредесятницы совершаются следующие основные виды служб: Великое повечерие. Утреня. Часы с чином изобразительных. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров, а также литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого . Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыреде- сятницы, за исключением четверга 95 и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста). Великопостные часы совершаются: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великого поста; в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы (в субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные). Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста (кроме субботы), а именно: в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по 6-ю Неделю включительно) Великого поста; в четверг 5-й седмицы (чтение великого канона), за исключением случая, когда на этот день приходится Благовещение (тогда литургия Преждесвященных Даров переносится на вторник – день чтения великого канона); в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (кроме совпадения их с Благовещением); в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля – Обретение главы св. Иоанна Крестителя, 9 марта – 40 мучеников и в храмовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы Великого поста; если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на Дмитриевскую субботу 96 . Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в субботу 1-й и последующих пяти седмиц Великого поста, а также в Неделю ваий и в праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, кроме воскресных дней, Великого Четверга и Великой Субботы, так как в эти дни совершается литургия св. Василия Великого . Литургия св. Василия Великого бывает пять раз в св. Четыредесятницу – в первые пять воскресений Великого поста и два раза в Страстную седмицу: в Великий Четверг и Великую Субботу (даже если в эти дни случится Благовещение). Последование великого повечерия

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010