§2. Творения Сочинения свят. Космы носят литургический и полемический характер. Свое литургическое творчество свят. Косма начал, по всей видимости, с творения на Успение Богоматери, состоявшего из 14 кондаков и икоса, то есть относящегося к роду сочинений, введенных в богослужение преп. Романом Сладкопевцем. Возможно, существовали и другие сочинения свят. Космы такого же рода. Однако, вскоре свят. Косма вместе с преп. Иоанном Дамаскиным начали писать гимнографические сочинения в форме канонов и трипеснцев, то есть пошли по стопам их старшего современника, свят. Андрея Критского . Этими двумя нареченными дамасскими братьями и сподвижниками по монастырю было окончательно закреплено использование новых форм богослужения в Октоихе, над составлением коего они трудились. Кроме богослужебных текстов и системы их использования, преп. Косма сочинял богослужебные мелодии и напевы и в этом смысле именуется «начальником песнописцев». Святитель довольно ревностно относился к точному исполнению его мелодий, о чем свидетельствует следующий эпизод. Однажды, придя в Антиохию, где творения святителя уже получили распространение, он заметил, что его канон Воздвижению Креста неверно поется. Свят. Косма сделал замечание, но его не слушали, сомневаясь в том, что он и есть тот самый известный песнописец. Тогда свят. Косма, в доказательство своего авторства текста и мелодии канона, здесь же переписал 9-ю песнь канона на прежний напев и на те же буквы акростиха. Известно двенадцать полных канонов со стихирами, принадлежащих свят. Косме, но, безусловно, это только часть из написанных им канонов. Каноны свят. Космы посвящены, в основном, двунадесятым праздникам. Особенно выделяются своей торжественностью каноны на неделю Ваий, на Успение Богоматери и на Воздвижение Честного Креста. Три канона из двенадцати посвящены прославлению святых: два – святым палестинским – великомученику Георгию Победоносцу и праведному Иосифу Обручнику, третий – свят. Григорию Богослову . Далее свят. Косме принадлежат трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы: Великие понедельник, вторник, среду и пяток; полный канон на Великий четверток и четверопеснцы на субботу Ваий и Великую субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Правило 14: О самоубийце священнослужитель должен рассудить, если он был вне ума – молиться можно, а если в малодушии и от обиды – молиться за таковых нельзя. Правило 16: Если кто перед приобщением, измывая уста, нехотя проглотил воду, может причащаться. При бывающем в сновидении испытывай совесть. Правило 18: Детям грех вменяется по мере познания и рассуждения добра и зла. Святого Феофила Александрийского: Правило 1: Чтить день воскресный, ибо он и первым называется, как начало жизни, и восьмым. Правило 8: Приносимое в Церковь для жертвы разделяется клирикам и верным, а оглашенным, неверным и животным не дается. Правило 11: Вдовицы, убогие, странствующие да получают успокоение и питание от Церкви. Выписка: В Петров пост позволяется вкушать рыбу в субботы и недели. В другие же дни вкушается рыба в праздники. В понедельник, вторник и четверток позволяется вкушать рыбу, если случится праздник с великим славословием. В среду же и пяток – только в праздники с бдением и храмовые (Типикон, гл. 33). В Номоканоне Большого Требника (прав. 226) сказано: в посты святых Апостол и Рождества Христова и Богородицы сухоямы три дни: понедельник, среду и пятницу, хранимся от рыбы, масла и вина, кроме немощи, ямы же сочива без елеа, якоже и в Великую Четыредесятницу. Хотящий же благоугодити Богу, в субботу и в неделю токмо ядят рыбу и елей (Устав богослужения). Образ Божий в человеке. Обожение Во Христе человечество соединено со Христом, и Божественная природа сообщается природе человеческой, чтобы ее обожить. Это слово для Израиля соблазн: как Единый, трансцендентный Бог, не имеющий общей меры с человеком, может иметь Сына, Который Сам есть Бог и, однако, в то же время Человек, униженный и распятый? Для эллинов же безумие: как может неподвижная вечность войти в сферу времени? Христианское богословие утверждает благовестие в глубинах гносиса с философской ясностью и очищает и освящает язык философов и мистиков. Бог познается в откровении, в котором есть личное общение Бога с миром. В имманентности откровения исчезает трансцендентность, т. е. непознаваемость Бога и Его Промысла, Бога как причины вселенной у философов. И христианин видит во Христе Бога, имя Ему Иисус, Сын Божий, равный Отцу. В тринитарный четвертый век утвердилась христианизация ума и отвергли ереси как путь рационализации христианства. Это великий подвиг святителей Афанасия, Василия, Григория Нисского , Григория Богослова , Илария, которые воспели славу Святой и Единосущной и Животворящей и Нераздельной Троице – Богу Едино-Троичному и Богу Триединому. Бог есть любовь, мудрость, правда, святость, ибо Он таков есть. Мы не можем познать глубину Божественной сущности, но видим сияние славы, энергию, ибо на тварном лежит печать Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Православная Церковь в первую по Пасхе неделю вспоминает явление воскресшего Иисуса Христа единонадесяти апостолам и осязание ран Его ап. Фомою ( Ин.20:24–20 ). Начало празднования недели Антипасхи относится к первым временам христианства, как видно из Постановлений апостольских, писания св. Григория Богослова , блж. Августина и из правил соборных. Богослужение ее. «В сей святой второй недели Антипасхи, как в Уставе сказано, не поется воскресная, но вся праздника». Не присоединяются воскресные песнопения Октоиха; на благословение хлебов (по «Ныне отпущаеши...» и «Отче наш») поется тропарь праздника «Запечатану гробу...» трижды (а не «Богородице Дево...»), тот же тропарь поется трижды и на «Бог Господь...»; после полиелея поются: праздничное величание (см. в Ирмологии; тропари же: «Ангельский собор...» не поют), степенный 1-й антифон 4-го гласа и прокимен праздника «Похвали, Иерусалиме...» Канон поется праздника: «Поим вси людие...», ирмосы по дважды, катавасия: «Воскресения день...»; в самое Фомино воскресение вечером совершается великая вечерня, на коей поется великий прокимен. Радоница В Фомин вторник (в некоторых местах в понедельник) совершается поминовение усопших. Поминовение усопших после Пасхи совершается верующими с древних времен, как можно заключать из слов св. Амвросия Медиоланского и св. Иоанна Златоуста . По поводу недоумения относительно того, как служить вечерню и утреню в Радоницу, по Цветной Триоди или по Парастасу дано такое разъяснение: «Ради «родительских» отступлений от обычного порядка богослужения допускать не следует», т.е. – по Цветной Триоди. Третья по Пасхе неделя о мироносицах В эту третью неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен мироносиц и тайных учеников Христовых – Иосифа Аримафейского и Никодима. Мироносицы и тайные ученики Господа служат «свидетелями смерти и Воскресения Его, сих двух истиннейших и содержательнейших догматов веры христианской». Установление воспоминания свв. жен мироносиц, Иосифа и Никодима в третью неделю по Пасхе получило начало свое в первые времена христианства 127 . В VII веке св. Андрей Критский , в IX – прп. Феофан написали и передали Церкви некоторые стихиры на неделю св. жен мироносиц. Во всю эту седмицу поются тропари «Благообразный Иосиф...» и «Мироносицам женам...», пение которых бывает в Великую Субботу. Но в Субботу окончание этих тропарей, возвещающее о Воскресении Христовом, оставляется, в седмицу же мироносиц поется. Оно же поется и в ту неделю (воскресение) на утрени в седальнах, когда поется Октоиха 2-й глас. О службе в храме мироносиц указано в Типиконе и в Цветной Триоди в последовании недели жен мироносиц. Там находится и величание по полиелее. Четвертая по Пасхе неделя о Расслабленном

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Bd. 17. S. 543-631; Keown G. L., Scalise P. J., Smothers T. G. Jeremiah 26-52. Waco (Tex.), 1995; Schmid K. Buchgestalten des Jeremiabuches. Neukirchen-Vluyn, 1996; Рофэ А. Повествования о пророках. М.; Иерусалим, 1997; Friebel K. G. Jeremiah " s and Ezekiel " s Sign-Acts: Rhetorical and Nonverbal Communication. Sheffield, 1999; Wells R. D., Jr. The Amplification of the Expectations of the Exiles in the MT Revision of Jeremiah//Troubling Jeremiah/Ed. A. R. P. Diamond, K. M. O " Connor. Sheffield, 1999; Parke-Taylor G. H. The Formation of the Book of Jeremiah: Doublets and Recurring Phrases. Atlanta, 2000; Albertz R. Israel in Exile: The History and Literature of the 6th Cent. B.C.E. Atlanta, 2003. И. п. к. в богослужении Согласно Иерусалимскому Лекционарию V-VIII вв., И. п. к. чаще всего использовалась за богослужением в течение Великого поста: отрывок Иер 5. 2-29 читался в 1-ю пятницу ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 50), Иер 1. 11-17 - в 1-ю субботу (Ibid. P. 54), Иер 10. 6-10 - во 2-е воскресенье (Ibid. P. 51), Иер 1. 1-10 - во 2-й вторник Великого поста (Ibid. P. 53), Иер 1. 18-2. 3 - во 2-й четверг (Ibid. P. 55), Иер 4. 36-5. 9 - в Неделю ваий (Ibid. P. 84), Иер 9. 2-10 - в Великий понедельник (Ibid. P. 86), Иер 11. 18-20 - в Великую пятницу (Ibid. P. 103, 105), Иер 31. 31-34 - в Великую субботу (Ibid. P. 112); отрывок Иер 23. 2-6 - на Рождество Христово (Ibid. P. 10), Иер 30. 23-28 - в неделю о Страшном Суде (Ibid. P. 42), Иер 31. 13-20 - в 3-й четверг по Пасхе (Ibid. P. 125), Иер 38. 1-3 - в день памяти прор. Иеремии (1 мая) (Ibid. T. 2. P. 8); также Лекционарий содержит перечень чтений из И. п. к., к-рые использовались на литаниях (литиях) (Ibid. P. 76-79). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. указаны лишь 2 чтения из И. п. к.: Иер 11. 18-12. 15 - на тритекти в Великий четверг ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 72) и Иер 38. 31-34 - на вечерне в Великую субботу (Ibid. P. 86). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава , в Великий четверг и Великую субботу назначаются те же чтения из И. п. к., что и в Типиконе Великой ц.; паремии из И. п. к. указаны в день праздника Положения пояса Пресв. Богородицы ( Arranz. Typicon. P. 184) и в день памяти св. Григория Богослова (25 янв.) (Ibid. P. 113). В совр. правосл. богослужении И. п. к. читается на Страстной седмице: Иер 11. 18-12. 15 - на 1-м часе в Великий четверг и на 9-м часе в Великую пятницу, Иер 38. 31-34 - на вечерне в Великую субботу. Рубрики: Ключевые слова: ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец)

http://pravenc.ru/text/293622.html

Аминь. Беседа вторая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святая Церковь ныне вводит нас в общение с тем страшным часом, когда мы все предстанем перед страшным Престолом Господа славы, когда Судия живых и мёртвых, Господь Иисус Христос приидет во славе и каждому воздаст по его делам. Святая Церковь этим воспоминанием заканчивает приготовление наше ко входу в Великий пост. Если мы только что, в Неделю о блудном сыне, видели всю любовь к нам Отца Небесного, Который не только принимает раскаявшегося блудного сына, но Сам идёт к нему навстречу, Сам падает к нему на шею, Сам облекает его в одежду первую, ризу нетления, которую раздрал сам этот падший сын, и даёт перстень на его десницу и закалывает тельца упитанного (см.: Лк. 15:11–32 ), то перед нами встаёт вопрос, как же может этот любящий, всепрощающий Отец наш прийти снова на землю и судить живых и мёртвых. Вот Святая Церковь не смущается тем, что смущает многих из нас; не смущается тем, как это может быть совмещена любовь Божия, проявившаяся в том, что Он Сына Своего послал в мир «нас ради человек, и нашего ради спасения», с представлением о Нём, как о грозном Судии, Который поставит одних по левую, других по правую сторону Своего Престола. Если бы мы внимательно отнеслись к богослужению, если бы мы воспринимали то, что ежедневно даёт нам в нем Святая Церковь в дни подготовительные к Великому посту, тогда исчезло бы из нашей души это внутреннее противоречие. Во дни седмичные Церковь переносит всё наше внимание на евангельское и апостольское чтения. Чтение апостольское избирается из послания апостола Иоанна Богослова, и всю эту седмицу мы слышим здесь, в храме, от апостола любви о любви Христовой: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1Ин. 3:16 ). Дети мои! станем любить не словом или языком но, делом и истиною ( 1Ин. 3:18 ), – слышим мы, и, раскрывая нам в этих чтениях [слова] апостола о любви, Святая Церковь показует нам эту любовь уже как делание на евангельских чтениях. Те из вас, которые имеют прекрасный обычай читать ежедневно Евангелие дня или были в течение этой седмицы в храме, знают, что в понедельник читалось Евангелие о входе Господа в Иерусалим, во вторник – о соглашении иудеев с Иудой на предательство Спасителя и о Тайной вечере, в среду – о взятии Господа в саду Гефсиманском, о предстоянии Его у священника и об отречении Петра, в четверг – об обвинении Его у Пилата, в пятницу – о распятии и смерти Спасителя на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Постепенно отношения игумена с новым властителем Киева приняли вид определенного компромисса: в монастырской великой ектении первым поминался изгнанник Изяслав, а за ним уже Святослав; он тоже стал частым гостем Феодосия и подарил монастырю землю под строительство каменного Успенского собора; Преподобный, посещавший князя с ответными визитами, напоминал тому о страхе Божием и любви к брату Так эти события последнего года жизни Феодосия описаны Нестором-агиографом. Соотнесение этих обстоятельств с цитированными игуменом фрагментами 49-го псалма проясняет, по нашему мнению, и то, какого «татя», который «на брата своего клеветаше и на сын матере своея полагаше съблазн», он имеет в виду, и то, в чем укоряет лично себя. Исходя из этого и определяется нами точная дата открытого поучения, сказанного за неделю до Пасхи, 31 т. е. 13 апреля 1074 г. 33 Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе. 34 Поучение в второк 3 недели святого Великого поста преподобного отца нашего Феодора игумена Студийского ко братии А. 53 В ркп. ваших, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 54 Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 65 Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 67 В ркп. покойше, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 74 В ркп. труд, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 75 В ркп. блага, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 96 Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Скачать epub pdf Содержание 1921 год 14/27 июля. Среда 15/28 августа 24 августа/6сентября 27 ноября/10 декабря 1/14 декабря. Среда. 9 часов вечера 11/24 декабря. Суббота 1922 год 7/20 января. Пятница 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня 10/23 февраля. Четверг 14/27 февраля. Чистый понедельник 22 февраля/7 марта. Вторник 27 февраля/12 марта. Воскресенье. 9 вечера 17–4 марта. 1922 г. Пятница, 8 ч. вечера 6/19 марта. Воскресенье. 4 часа дня 7/20 марта. Понедельник. 9 утра 8/21 марта. Вторник. 10 вечера 14/27 марта. Понедельник. 9 утра 15/28 марта. Вторник. 12 часов дня 16/29 марта. Среда. 6 часов вечера 19 марта/1 апреля. Суббота. Утро 23 марта/5 апреля. Среда. 10 часов утра 29 марта/11 апреля 1922 г. Великий вторник 14/27 апреля. Четверг 17/30 апреля. Воскресенье. 9 часов вечера 19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра 21 апреля/4 мая. Четверг. 9 часов утра 22 апреля/5 мая. Суббота. 11.30 вечера 23 апреля/6 мая. Суббота. 4 часа дня 24 апреля/7 мая. Воскресенье. 7 часов вечера 26 апреля/9 мая. Вторник. 12 часов дня 28 апреля/11 мая. Четверг. 10 часов утра 29 апреля/12 мая. Пятница. 6 часов вечера 2/15 мая 1922 г. Понедельник 3/16 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 5/18 мая 1922 г. Четверг. 11 часов утра 6/19 мая 1922 г. Пятница. 1 час дня 8/21 мая 1922 г. Воскресенье. 6 часов вечера 9/22 мая. Понедельник. 12 часов ночи 10/23 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 11/24 мая, среда, 10 часов вечера 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера 16/29 мая 1922 г. Понедельник     Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Часы вседневные совершаются в остальные дни года и в таком порядке: 1й бывает сряду за утренею, 3й и 6й — пред литургиею, а 9й — пред вечернею. Литургия В Православной Церкви литургия совершается: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров. Литургия Василия Великого бывает непременно 10 раз в году; именно: в первые пять воскресений Великого поста и в четверг и субботу Страстной седмицы (хотя бы в один из этих дней и случился праздник Благовещения), 1 января — день памяти святого Василия Великого и накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, если канун не случится в субботу или воскресенье; в последнем случае в кануны совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а литургия святого Василия Великого переносится на самые праздники. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту, в седмичные дни его, кроме субботы, — именно: 1) в среду и пятницу 1–6 седмиц Великого поста (если не случится Благовещение, в каковой праздник — литургия святого Иоанна Златоуста); 2) в день чтения великого канона на 5й седмице Великого поста — в четверг или вторник (чтение канона переносится с четверга на вторник тогда, когда в четверг или среду случится Благовещение (литургия святого Иоанна Златоуста) или храмовый праздник (литургия Преждеосвященных даров); 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если не Случится Благовещение, когда литургия святого Иоанна Златоуста); 4) иногда в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста, — именно, когда в эти дни случатся праздники святых с полиелеем (24 февраля и 9 марта) и храмовые (Типикон, Храмовые гл. 34, 35). На 1й седмице Великого поста в понедельник-пятницу празднования храму не положено; оно переносится на субботу этой седмицы или же на неделю (воскресение) сырную; также праздник Сретения, если случится в понедельник 1й седмицы (а в дальнейшие дни не может случаться), переносится на неделю сырную. Литургии не положено совершать: 1) в среду и пятницу сырные; но если в эти дни случится Сретение или храмовой праздник, то бывает литургия святого Иоанна Златоуста; 2) в понедельник, вторник и четверг 1й седмицы Великого поста; 3) в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста; но если случатся в эти дни: святой с полиелеем или храмовой праздник, то — литургия Преждеосвященных даров; та же литургия совершается на 5й седмице в день чтения канона святого Андрея Критского (т.е. в четверг или вторник); в праздник же Благовещения — литургия святого Иоанна Златоуста; 4) в Великую Пятницу; но если в этот день случится Благовещение, то совершается литургия святого Иоанна Златоуста; 5) в пятницы пред Рождеством Христовым и Богоявлением, когда канунами этих праздников будут суббота или воскресенье.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Содержание Трипеснцев: Изображение спасительных подвигов поста (Трипеснецы понедельника), призыв к покаянию и добродетельной жизни (Трипеснецы вторника), прославление Креста Господня (Трипеснецы среды и всей 4-ой седмицы) и крестных страданий Спасителя (Трипеснецы пятницы), прославление святых Апостолов (Трипеснецы четверга) и святых мучеников (Четверопеснецы субботы). 3) КАНОН В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ, имеющий в троичных и богородичных тропарях краестрочие: «НЕДОСТОЙНАГО ФЕОДОРА». Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 147 . 4)КАНОН В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ. Содержание канона – глубокое чувство сокрушения о своих грехах и молитва ко Господу о милосердии на Страшном суде 148 . 5) КАНОН В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ. В нем прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему. Самое торжество изнесения Креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и св. Пасхи 149 . 6) 24 CTUXIPЫ на ГОСПОДИ ВОЗВАХ, – по одной в неделю Сырную 150 , в понедельник 151 , в среду 152 , четверг 153 1-ой седмицы Великого поста, в неделю Православия 154 , в понедельник 155 , вторник 156 , среду 157 , четверг 158 2-ой седмицы Великого поста, в неделю вторую Великого поста 159 , в понедельник 160 , вторник 161 , среду, 162 четверг 163 3-ей седмицы Великого поста, в неделю Крестопоклонную 164 , четверг 4-ой седмицы Великого поста 165 , в неделю 4-ую Великого поста 166 , в понедельник 167 , вторник 168 , среду 169 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник 170 , вторник 171 , среду 172 и четверг 173 6-ой седмицы Великого поста. Общее их содержание: призыв верующих к подвигам поста и утешение их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и дня св. Пасхи. 7) 15 СЕДАЛЬНОВ на утрени – по одному по третьем стихословии: в понедельник 1-ой седмицы Великого поста 174 , в понедельник 175 , вторник 176 , среду 177 , четверг 178 , пятницу 179 3-ей седмицы Великого поста, в среду 180 и четверг 181 4-ой седмицы Великого поста, в понедельник 182 , вторник, 183 среду 184 5-ой седмицы Великого поста, во вторник 185 , среду 186 , четверг 187 и пятницу 188 6-ой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но правосудный Бог предаст злодеев злой смерти, а виноградник Свой отдаст другим, достойнейшим делателям ( Мф.21:18–43 ). На литургии Церковь благовствует пророческими словами Господа о кресте последователей Его до того времени, когда явится знамение Сына человеческаго на небеси и узрят Сына человеческаго, грядущаго и облацех, небесных с силою и славою многою. В этом пространном пророчественном ответе на вопросы учеников своих: что есть знамение Твоего пришествия и кончины века? Иисус Христос изобразил многочисленные бедствия и признаки разрушения Иерусалима и кончины века, побуждая верующих среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному, утешая распространением Евангелия в мире и прекращением бедствий ради избранных ( Мф.24:8–35 ). Великий вторник Ночь на вторник Иисус Христос провел также в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма ( Мф.24 :l). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он об них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка ( Мф.21:46 ), был в восхищении от учения Его ( Мк.11:18 ), послушание Его в сладость ( Мк.12:37 ). Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную времени Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Вторник величайший дев десять носить, Победу носящих неумытнаго Владыки. Так начинается синаксарь на Великий вторник. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к сретению Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами 365 . «Целомудрие высоко, говорит Церковь , но сохраняющий оное да не небрежет и о других добродетелях, паче же о милостыне, которою свеща целомудрия просвещается. Мудрые девы приложили к девству многий и богатый елей милостыни, юродивые же имели одно целомудрие, не имея других добродетелей, а особенно милосердия. В ночь настоящей жизни задремали все и уснули. В полночь раздался клик: се жених грядет. Мудрые приготовили светильники свои и вошли с Женихом на брак и двери затворились. После приходят и юродивые, кои, не имев у себя готового елея, ходили купить его в час пришествия Жениха. Господи, Господи, вопиют оне, отверзи нам, но он отвечает: не вем вас. Сообразно с притчею о десяти девах, преимущественно избранною для назидания верующих в Великий вторник, Церковь и в своих священных песнопениях в этот день побуждает нас к исправлению нашего поведения и целомудрию, особенно представлением внезапного пришествия Христова судить живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010