12. Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского. Сщмч. Сергия Скворцова пресвитера . Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 1-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прп. Феофана исп., Сигрианского (с 12 марта), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго носило...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений . Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Годфрид Схалкен. Пять дев мудрых и пять неразумных Великий вторник. Страстная седмица: день за днем 3 мин., 10.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Вечером: Великое Повечерие Богословие Великого Вторника: В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка. Утреня Великого Вторника также, как и Утреня вчерашнего дня начинается пением тропаря Се Жених грядет . В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25:1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет . Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных... Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25:14-46). Уильям Блэйк. Притча о десяти девах. 1822 Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей. «Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд…» (В.Зандер).

http://foma.ru/velikij-vtornik.html

Страстная седмица Календарь Страстной седмицы Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа (29 апреля - 4 мая 2024 года)  — Великий Понедельник (29 апреля).   — Великий Вторник (30 апреля)   — Великая Среда (1 мая)   — Великий Четверг (2 мая) Чин омовения ног Чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.   — Великая Пятница (3 мая) Богослужение Царских Часов. Чин выноса Плащаницы.   — Великая Суббота (4 мая) СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 5 мая Иннокентий Херсонский «Страстная седмица» Крестом и смертью Богочеловека окончено и совершено все, что было необходимо для нашего спасения: рукописание грехов человеческих изглаждено; правда и закон удовлетворены: слава Божия восстановлена; благодать и царство для рода человеческого заслужены. Вместе с сим должно было кончиться и уничиженное состояние нашего Искупителя и уступить место состоянию славы и величия, которое и началось теперь у самого Его гроба: и будет покой Его честь! Читать полностью Иннокентий Херсонский «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» «Блестяще написанная, эта книга была первым в России опытом историко-художественного изложения евангельских событий», — отозвался о книге свт. Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» отец Александр Мень. Иннокентий Херсонский в этой своей книге дал образец применения метода, впоследствии получившего широкое распространение в трудах Ф. У. Фаррара, А.-М. Дидона, Д. К. Гейки, А. Эдерштейма: иллюстрации подробностей евангельской истории данными из всеобщей истории, археологии и др. наук. Интересно мнение святителя об издании этого труда (шире: о книгах по библеистике, богословию и вызываемой реакции на них): «Хотя в них [в рукописях «Последних дней»] и нет ничего еретического, но обстоятельства нынешние таковы, что охотники до ересей легко могут найти в них к чему привязаться, а мне уже давно наскучило иметь дело с инквизицией». Читать книгу Слова Феофана Затворника Что особенно поразительно в Иуде — это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь–в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия и, может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец видите, что вышло? Откуда же этот плод? Конечно, извнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во время не было никаких признаков снаружи.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

7 апреля 2015 года, во вторник Страстной седмицы, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великим вторником, и радостное торжественное богослужение, прославляющее Божию Матерь, вплетается в ткань великопостных страстных молитв и чтений. В этом сочетании есть что-то, помогающее нам многое понять, в том числе связанное со служением Пресвятой Богородицы. В сегодняшнем Евангельском чтении, которое посвящено Великому вторнику (Мф. 24:36-26:2), говорится о человеческих сокровищах, без которых невозможно обрести оправдание на Страшном Суде. Господь в притчах говорит нам об этих сокровищах: девы, которые наполнили светильники свои маслом и удостоились войти в Божие Царство; рабы, которые преумножили Богом данные таланты; и говорит о том, кто не преумножил таланта. За этими образами скрывается одна и та же мысль: в Царствие Божие входит только человек богатый, но не тем богатством, к достижению которого направляются силы большинства людей. Не тем богатством, которое скрывают в сейфах или на банковских счетах, не тем, которое тратят, услаждая человеческую плоть. Но тем богатством, которое, реализуясь, открывает врата вечности, врата Божиего Царства. Завершается Евангельское повествование перечислением тех добродетелей, без которых человек не войдет в Царствие Божие: накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, одел ли нагого, посетил ли того, кто болен или того, кто в заключении? Простые и очень конкретные дела, но совершить эти дела невозможно, если душа пуста, если нет внутреннего богатства. Притча о талантах помогает нам понять еще что-то очень важное — каково соотношение Божиего Промысла о человеке и его свободы. Это сложный философский вопрос, над которым размышляли и философы, и богословы. И он так просто разъясняется этой притчей. Бог дает людям разные таланты. Это означает, что в каком-то смысле Он закладывает разные жизненные программы в человека. Он дает либо пять талантов, либо два таланта, либо один. И это означает, что присутствие Бога в человеческой жизни в первую очередь обуславливает возможности и способности человека, в том числе способность собирать духовное богатство.

http://pravoslavie.ru/78499.html

Календарь Материалы 28 февраля 2012 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 15/28 февраля 2012 г. Вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:40:49 мин. Размер 48.4 Mb) [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Более тридцати лет святой Анфим служил спасению душ и исцелению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему любым способом до последних мгновений жизни. [Сретенский монастырь/Сретенская духовная семинария] Надежда Малинаускене Древнегреческий и латинский языки — это главные языки Священного Писания и Священного Предания, истоков православной веры. Это ключ к пониманию памятников христианской письменности. Православная Церковь всегда понимала важность профессиональной подготовки богословов. По поводу древнегреческого языка старец Паисий Святогорец утверждал, что «никакой другой язык не может передать догматы нашей веры». [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] В первую седмицу Великого поста прихожане всех екатеринодарских храмов съезжаются в Свято-Екатерининский кафедральный собор, – в эти дни здесь служит владыка. Службы идут полным чином – по пять часов, но ведь не зря говорят, что в первую седмицу мы словно берем дыхание на весь Великий пост: молитва с митрополитом Исидором укрепляет кубанцев на предстоящий подвиг. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Надежда Малинаускене В предлагаемом издании собраны статьи и другие материалы по вопросам пре­подавания классических языков в высшей школе, в большинстве своем публиковавшиеся ранее. Это не учебное пособие в общепринятом смысле слова, а попытка обобщить опыт преподавания классических языков и (в меньшей степени) античной литературы в высшей школе. [Встреча с Православием/Святые и святыни]

http://pravoslavie.ru/archive/120228

Молитвословия В. п. отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва ев. Ефрема Сирина (IV в.) «Господи и Владыко живота моего...». Во время В. п. в среды и пятницы, а также в Понедельник и Вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается Литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой Пятницы); по субботам и в шестое воскресенье совершается Литургия Иоанна Златоуста ; в остальные воскресенья, а также в четверг и субботу Страстной седмицы – Литургия Василия Великого ; в понедельник, вторник и четверг Литургия не совершается. В первые четыре дня В. п. на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресенье В. п. имеет особое воспоминание: 1-е – память восстановления почитания икон в 842 году в Византии (Торжество Православия), 2-е – посвящено св. Григорию Паламе , византийскому богослову–исихасту (XIV в.); 3-е – поклонению Кресту, 4-е – св. Иоанну Лествичнику , 5-е – св. Марии Египетской, 6-е – Входу Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В четверг пятой недели на утрене снова читается канон св. Андрея Критского , а также канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой педели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 году от вражеского нашествия, в память чего читается Великий Акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы», или «Суббота Акафиста»). Суббота шестой недели посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря ( Ин. 11, 1– 46 ). Последняя неделя В. п. называется Страстной седмицей. Тексты богослужений В. п. содержатся в Триоди постной, Великий Пяток (Великая Пятница) – пятница Страстной седмицы, в этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Великий Четверток (Великий Четверг) четверг Страстной седмицы, в этот день воспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

ВЕЛИКИЙ ПОСТ - важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение - в " неделю о мытаре и фарисее " (Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день). Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне - " неделя о блудном сыне " (Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня). Следующее воскресение - " мясопустная неделя " - посвящено Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением - " сыропустной неделей " , в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) " Господи и Владыко живота моего... " . Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Андрея Критского, всего целиком. Напомним, что в нем есть вторая песнь — это особенно полный канон. Устав велит петь его «косно и с сокрушенным сердцем и гласом» — т. е. сердце должно быть в сокрушении и голос тоже. После третьей песни читается седален и вторая половина жития прп. Марии Египетской. К пению канона есть такое указание: на каждый тропарь, т. е. на каждую строфу канона, нужно положить три поклона: «и творим метания три». Это, конечно, невместимые для нас телесные подвиги. На следующий день предписано богослужение совершать «поскору, труда ради бденного». В следующий день всегда совершается литургия Преждеосвященных Даров. Эта литургия совершается во все седмицы в среду и пяток, и в любой день всех седмиц, если случится память 40 мучеников, Обретение главы Иоанна Предтечи или храмовый святой. Дополним этот список еще четвергом 5-ой седмицы Великого поста, когда также положена литургия Преждеосвященных Даров. Перед ней все службы нужно совершить поскору «труда ради бденного»; тропари не поются, а читаются. Блаженны тоже читаются. Такое ослабление в Уставе допускается, потому что на утрени читали Великий канон с великим множеством поклонов. 16. Лазарева Суббота. Неделя Ваий и Первые дни Страстной Седмицы. С трастная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой — Великим постом. Последняя, 6-я седмица Великого поста имеет особое название — «седмица ваий». Все дни ее от понедельника до пятницы имеют такое определение: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т. д. Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к Неделе ваий, или к тому празднику, который мы привычно называем «Входом Господним в Иерусалим». Богослужение этих дней открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей — все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Обрядам и церемониям в религии она всегда . —351— придавала такое большое значение, что протестантским епископам часто стоило немалых трудов добиться от неё в этом отношении каких-либо уступок 225 . Даже согласившись, например, на уничтожение в церквах алтарей, икон и распятий, она сама лично не хотела подчиниться новому порядку. В её придворной церкви богослужение совершалось при такой обстановке, что, если бы не английский язык его, иностранцы едва ли могли бы отличить его от католического 226 . В праздничный день королева охотно принимает участие в религиозной процессии, шествуя в ней с пением священных песнопений 227 . В великий четверток или во вторник на пасхе с торжественными церемониями она совершает обряд омовения ног 228 , после чего на глазах всех велит принести себе распятие и благоговейно целует его. В своём присутствии она не дозволяет ревностным протестантам никаких непочтительных отзывов относительно изображения креста или икон, как это испытал на себе декан Ноуэль, которого она остановила даже во время проповеди 229 . Епископу Сэндису, слишком упорствовавшему при разговоре с королевой в своей оппозиции иконам и распятиям, она угрожала даже низложением 230 . Образ мыслей её по этому предмету был настолько общеизвестен, что в 1564 году английский папист Джон Маршал, издав в Лöвене книгу о кресте, счёл себя вправе посвятить её королеве Елизавете, ссылаясь на то, что она доселе удерживает распятие в своей придворной церкви и вообще питает к нему доброе расположение (good affection) 231 . Не в культе только, но иногда и в догматах, сочувствие Елизаветы оказывается не на стороне решительной реформы. Не протестантка, конечно, обнаруживалась в ней, когда вопреки догматам реформы, —352— она обращалась с молитвенными призываниями к Пресв. Богородице 232 . Относительно таинства евхаристии королева, по-видимому, не была согласна с господствующим кальвинистским воззрением установленной церкви и придерживалась более лютеранского учения о «телесном» присутствии Христа под видом хлеба и вина 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Святитель Амфилохий Иконийский. Слово на Великую Субботу 4. Святитель Амфилохий Иконийский. Слово о новопросвещенных и на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 5. Святитель Епифаний Кипрский. Слово на Святую и Великую Субботу (spuria) 6. Святитель Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово (spuria) 7. Святитель Амвросий Медиоланский. О таинстве Пасхи (spuria) 8. Святитель Иоанн Златоуст. Слово на Святую Пасху «Слово на Святую Пасху» святителя Иоанна – яркий образец его гомилетического творчества, органично сочетающего в себе возвышенность слога, богословскую глубину и практическую значимость нравственного наставления паствы. Гомилия относится к антиохийскому периоду творчества святителя, то есть была произнесена до конца 397 года. Здесь следует отметить, что в отличие от этой проповеди, авторство которой не вызывает никаких сомнений у современных патрологов, знаменитое Златоустово «Слово огласительное на Святую Пасху» , читаемое каждый год за нашим пасхальным ночным богослужением, должно быть отнесено к разряду spuria, то есть к числу не принадлежащих святителю Иоанну сочинений. 9. Преподобный Исихий Иерусалимский. Слово первое на Святую Пасху 10. Святитель Прокл Константинопольский. Слово на Святую Пасху 11. Святитель Лев Великий. Слово на Пасху 12. Преподобный Феодор Студит. Огласительное слово во Святую и Великую Неделю Пасхи «Огласительное слово во Святую и Великую Неделю Пасхи» является прекрасным образцом проповеднического таланта преподобного Феодора Студита, возвышенно являющего нам все величие и возвышенную радость пасхального торжества. Важно отметить, что преподобный Феодор включил в текст гомилии и знаменитое «Огласительное слово» Златоуста, органично вплетая его в ткань своей проповеди. 13. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 42е. Что есть таинство Воскресения Христова? Как в нас бывает Воскресение Христово, и как вместе с сим бывает воскресение души? «Слово 42е», произнесенное преподобным Симеоном во вторник второй недели по Пасхе, раскрывает перед нами значение Воскресения Христова как начала духовного воскресения всякой христианской души.

http://azbyka.ru/propovedi/pasxa-voskres...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010