Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия. В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни. Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Вечерня Вседневная Великая В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Первые дни страстной седмицы Первые три дни страстной седмицы в Иерусалимской Церкви отмечались особо торжественною службою 9 часа. Он совершался в Мартириуме (а не в храме Воскресения), где вообще совершались более торжественные службы (например литургия в воскресные дни) и продолжался с 9 ч. до 1 ч. ночи (=с 3 час. вечера до 8 час. вечера). кроме песней и антифонов на нем были и чтения, приличные дню и месту, чередовавшиеся постоянно с молитвами. После 9 часа служилась вечерня, которая оканчивалась уже ночью и заключалась литанией (состоящей, как и обычно, из песни, молитвы, благословения оглашенных и верных) епископа храм Воскресения [ 727 ]. Во вторник же и среду (Великие) эта торжественная вечерняя служба получала еще новую прибавку — другую литанию (такого же состава), во вторник на Елеон, в упомянутую пещеру (где Господь учил учеников), в среду — в пещеру храма Воскресения; на этой литании читалось Евангелие: во вторник от Мф. речь Спасителя о признаках второго пришествия («Блюдите, да никто же вас прельстит»), должно быть и произнесенная во вторник с Елеона, — а в среду Евангелие о предательстве Иуды, которое, замечает паломница, выслушивалось с трогательными криками и стонами [ 728 ]. Эти евангельские чтения приурочивает к тем же дням страстной седмицы и наш устав. Великий четверг Великий четверг рассматривался как праздничный день страстной седмицы. Правило Лаодикийского Собора: «в Четыредесятницу на последней неделе не должно разрешать (λειν, т. е. от поста) четверг (τν πμπτην) и тем бесчестить всю Четыредесятницу, но следует поститься во всю Четыредесятницу и довольствоваться сухоядением» [ 729 ] показывает, что был противоположный обычай и по крайней мере от сухоядения разрешали в Великий четверг. В календаре Полемия Сильвия, еп. Ситтенского в сев. Италии (435–455 г.) [ 730 ] 24 марта показано Natalis calicis — память чаши (день смерти Христовой приурочивался к 25 марта, а воскресения к 27 марта). в памятниках же VI и VII вв. день этот прямо именуется праздником (solemnitas, festum) [ 731 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Великий вторник    Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.    Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 35:1—13 ).     Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня,    ни часа, в который приидет Сын Человеческий.    Мф. 25:13 Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24:1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21:46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11:18), слушал Его с услаждением (Мк. 12:37).    Из евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Славословие, которое поется, есть молитвословие торжественное. Уставом положено петь его в праздничные дни в году: 1) В дни Недельные (воскресные). 2) В дни седмичные, если в них случится празднование с бдением, полиелеем, великим славословием, и если эти праздники случатся между Неделею ап. Фомы и сырной седмицей, т. е. не в Великий пост. 3) В дни отдания праздников. 4) С сырной седмицы до Недели ап. Фомы, в следующие седмичные дни: а) в субботы – сырную, пятой седмицы Великого поста, субботу Лазаря и страстную субботу; б) в понедельник, вторник и четверток сырной седмицы, если в них случится праздник Сретения Господня (2-го февраля) и день храма (Тип., храм гл. 27). Но если в понедельник, вторник, четверток сырной седмицы случится празднование святому с бдением, полиелеем (например 30-го янв., 24-го февр.), также – если во вторник и четверток сырной седмицы будет отдание праздника Сретения. то не поется великое славословие. В среду и пяток сырные, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, δ-й, 6-й и страстной седмицы Великого поста – какое бы празднование ни случилось – великое славословие не поется. И в величайший из праздников, в Пасху и пасхальную седмицу, по Уставу, не полагается пения великого славословия, подобно тому, как тогда не читается псалом: «Помилуй мя, Боже». Когда поется великое славословие, тогда, после пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», – как бы для утверждения надежды на милость Господа, поется тропарь праздника однажды. В Неделю (воскресение), хотя бы случился святой с бдением или праздник храма святому, поется тропарь воскресен точию (Тип., гл. 3; храм. 52 глава), равно если случатся в Неделю (воскресение) предпразднство или попразднство, отдание праздника и двунадесятый праздник Богородицы – поется тропарь воскресен (Тип., послед. 8-го сент., аще в Неделю и др.). Но в праздник Господень (напр., 6-го авг.) поется тропарь праздника. В крестопоклонную Неделю (воскресение), по выносе креста, поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Патриаршее слово в Троице-Сергиевой лавре за Божественной литургией в Светлый вторник 21 апреля 2009 г. 17:00 21 апреля 2009 года, во вторник Светлой седмицы, в день праздника Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры . После чтения Евангелия Предстоятель обратился к молившимся с проповедью о Пасхальных евангельских текстах, объединенных темой веры и неверия. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Вся Пасхальная неделя посвящается одной жизненно важной теме — теме веры и неверия. В первый день Пасхи за вечерним богослужением мы читаем Евангелие о том, как Господь явился ученикам, а Фомы не было. И сказал Фома, что не поверит в Воскресение до тех пор, пока не прикоснется к Спасителю своими руками и не вложит пальцы в язвы от гвоздей. Следующее воскресенье продолжит эту тему, и мы прочитаем следующую часть Евангелия, повествующую о том, как Господь явился ученикам и как Фома был среди них, и как Фома вложил свой перст в язвы от гвоздей и признал Воскресение, поклонился Спасителю Воскресшему. И сегодня только что мы слышали два Евангельских эпизода. Петр пришел ко гробу, увидел пелены лежащие, и отошел в себе дивяся бывшему . Ну, казалось бы, зачем же удивляться? Ведь неоднократно Спаситель говорил, что Ему надлежит пострадать и воскреснуть. Так радоваться надо было, а не удивляться — ведь все так просто: пуст гроб, пелены лежат — значит, произошло Воскресение. Не верит Петр, не может понять, что произошло. А два других — Лука и Клеопа, которые шли во Эммаус — рассказывают своему спутнику о том, что произошло. И Спаситель, Который и был этим путником, но Которого не узнали Лука и Клеопа, ибо, по слову Евангелиста, глаза, зрение их было удержано, Он им говорит: разве не так надлежало пострадать Христу? И в  самом деле — разве Лука и Клеопа не слышали то, что Спаситель, еще будучи живым, говорил о Своем страдании, смерти и воскресении?

http://patriarchia.ru/db/text/623516.htm...

Из двух представленных вариантов автору лично более привычна практика совершения 3 поклонов, хотя это – субъективный опыт, потому если кто считает предпочтительным вариант совершения всех 16 поклонов, может следовать ему без тени сомнения. Добавим также, что в тех храмах, где будет выбран вариант совершения 3 поклонов в конце утрени и каждого часа, допустимо и однократное чтение «Благо есть...», хотя при этом возникает вопрос: может ли выражение «Всю службу поём поскоро», в буквальном смысле относящееся к служению часов и изобразительных, распространяться на количество чтений молитвы «Благо есть...» на утрене? И однозначный ответ на этот вопрос вряд ли возможен. На часах Кафисмы на 1-м часе нет (!), на остальных часах кафисмы читаются без пения (т. е. «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропари великопостные читаются без пения и без поклонов. По « Отче наш » кондак Великого канона «Душе моя...». Молитва преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный...»). Изобразительны « Блаженны » читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). По « Отче наш » кондак Великого канона «Душе моя...». После «Боже, ущедри ны...» священник говорит молитву преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами, затем чтец: «Аминь», «Всесвятая Троице...». Отпуст вседневный. Последней особенностью данного дня является обязательное совершение ради Великого канона Литургии Преждеосвященных Даров (которая сама по себе особенностей не имеет). Особенности в службе Великого канона в случае переноса его на вторник 5-й седмицы Великого поста Как уже было отмечено, если в среду или четверг 5-й седмицы Великого поста случится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, то служба Великого канона переносится на вторник. Несмотря на то, что подобный вариант случается достаточно редко 423 , стоит уделить ему внимание, тем более что Типикон подробно не рассматривает особенности такой службы, ограничиваясь краткими замечаниями общего характера. Приведём по одному такому примечанию для каждого из двух праздников: «прелагается великий канон с четвертка на вторник тояже недели, и поем великий канон с трипеснцем вторничным, праздника ради Пресвятыя Богородицы» (25 марта, 6-я Маркова глава); «стихиры же великаго канона поём в понедельник, на вечерни, по чину его. Канон же великий поём во вторник, на утрени с трипеснцем вторничным» (40-я храмовая глава).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аще же несть Преждеосвященныя: Поем на Господи воззвах, половину от стихир, на 6. Стихира, глас 1: Грядый Господь к вольной страсти: дважды. Достигше вернии: дважды. Господи, к таинству неизглаголанному: дважды. Слава, и ныне: Господи грядый к страданию: По сих вход с Евангелием: и Свете тихий: Таже прокимен, и паремии, и Евангелие. Таже, Сподоби Господи: И ектения: Исполним вечернюю: На стиховне, от техже стихир, стихира, глас 5: Господи совершеннейшая мудрствовати: Стих: К Тебе возведох очи мои: И паки туюжде стихиру. Стих: Помилуй нас Господи: Глас 8: Изсохшая смоковницы: Слава, и ныне, глас тойже: Вторую Еву: Таже, Ныне отпущаеши: И прочая обычная с поклоны. И по конечном Трисвятом, и по Отче наш: Господи помилуй, 12. Таже, молитва, Всесвятая Троице: и Буди имя Господне: И отпуст. Если не служится Литургия, на Господи воззвах: поем стихиры на 6. Стихира, глас 1: Господь, идя на добровольное страдание: (2), Достигнув, верные: (2), Не постигая несказанного таинства: (2). Слава, и ныне: Господи, шествуя на страдание: Вход с Евангелием, Свет отрадный: прокимен, и паримии, и Евангелие. Затем Сподоби Господи: ектения просительная. На стиховне обычные стихи: К Тебе возвел я очи мои: и стихиры, глас 8: Господи, совершеннейшим образом мудрствовать: (2) и глас 8: Устрашившись наказания, братия: Слава, и ныне, глас тот же: Вторую Еву: Затем Ныне отпускаешь: и прочее по уставу Великой Четыредесятницы. Сице убо творим во Вторник и в Среду. Так же совершается служба во Вторник и в Среду. На трапезе же ядим сухоядение, и сим удовляемся. И якоже в первую неделю святаго сего Поста: сице и в сия дни, в Великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает. Ведати бо подобает, яко и Шестый великий Собор повеле, спасительныя страсти дни в посте, и молитве, и умилении сердца сотворяти верным: в полунощи же Великия Субботы, оставляти пост, Божественным евангелистом Матфею и Луце: овому убо позде в субботу глаголанием, овому же утром глубоким, медлемое нам нощи написующим. На трапезе же в Великий Понедельник, Вторник и Среду довольствуемся сухоедением, как в первую седмицу Великого Поста. Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

Понедельник На следующий день, в понедельник, в храме Воскресения службы совершаются от перваго пения петухов и до рассвета, а также в третий (9 ч.) и в шестой часы (12 ч.), по тому же правилу, по которому совершаются оне в течение всей Четыредесятницы. Однако к девятому часу (3 ч.) все собираются в главную церковь , или Мартириум, и до перваго часа ночи (7 ч. вечера) беспрерывно поют гимны и антифоны и читают тексты из Писания, подходящие к дню и месту, прерываемые молитвами. Когда подходит время для вечерни, то она совершается так, что отпуст дается в Мартириуме уже ночью. После отпуста ведут епископа в храм Воскресения с песнопениями. Войдя в храм, после пения гимна и прочтения молитвы, епископ благословляет сперва оглашенных, а затем и верных, и наконец дается отпуст. Вторник Во вторник службы совершаются точно так же, как и в понедельник. Однако во вторник есть такое добавление: поздно ночью, после отпуста в Мартириуме и после второго отпуста в Воскресении, в этот час ночи все идут в церковь , находящуюся на горе Елеонской. И как только придут в эту церковь , епископ идет в пещеру, где Господь поучал Своих учеников. Там он берет книгу Евангелия и, стоя, читает слова Господа, написанныя в Евангелии от Матфея, то место, где Господь сказал: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Затем епископ читает всю речь Господа. Окончив чтение, он произносит молитву, благословляет оглашенных, а затем верных. Дается отпуст, и тогда все спускаются с горы и возвращаются к себе домой, ибо уже наступила глубокая ночь. Среда В среду в течение дня опять все совершается с перваго пения петухов так же, как и в понедельник и во вторник, за исключением того только, что после отпуста ночью в Мартириуме епископ, при пении гимнов и антифонов, ведется в Воскресение. Он тотчас же направляется внутрь храма Воскресения, в пещеру, и становится за преграду. Пресвитер же становится перед преградой, берет Евангелие и читает то место, в котором описывается, как Иуда Искариот пошел к иудеям, чтобы договориться о цене, которую они ему заплатят за предательство Господа. При чтении этого места слышатся такой стон и вопли, что нет никого, кто не был бы растроган до слез в этот момент. А затем произносится молитва, благословляются оглашенные, а после и верные, и наконец дается отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. указаны те же чтения, что в Типиконе Великой ц. и Студийском уставе. Весь В. п. литургия Преждеосвященных Даров служится по средам и пятницам, а также в четверг 5-й седмицы В. п. (и в Великие понедельник, вторник и среду). Существенное отличие Иерусалимского устава от студийских Типиконов - запрет совершать даже литургию Преждеосвященных Даров в среду и пятницу сырной седмицы (исключение делается для праздника Сретения Господня - тогда бывает полная литургия) и в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы (а также в Великую пятницу; впрочем, при совпадении Великой пятницы с Благовещением служится полная литургия; в нек-рых редакциях устава делается исключение и для Сретения в понедельник 1-й седмицы). В понедельник, вторник и четверг всех седмиц, кроме 1-й, литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в праздники Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовых святых и икон, на вечерне под Благовещение Пресв. Богородицы; строго говоря, запрета на ее совершение и по понедельникам, вторникам и четвергам всех седмиц (кроме 1-й) в Иерусалимском уставе нет, поэтому при желании настоятеля она может совершаться в эти дни (напр., в Киево-Печерской лавре в нач. XX в. Преждеосвященную литургию служили постом во все будние дни). Наиболее яркое отличие Иерусалимского устава от Студийского состоит в том, что во все дни В. п. последование Триоди поется вместе с последованием Минеи, за исключением воскресений, 1-й и 5-й суббот, среды и пятницы 4-й седмицы (когда бывает поклонение Кресту) и четверга 5-й седмицы В. п. (а также всех дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой субботы). 2, 3 и 4-я субботы В. п., если на них не выпадет к.-л. праздник,- родительские . В пятницу перед Лазаревой субботой В. п. заканчивается, о чем сказано в песнопениях Триоди, но в Великую среду в богослужении вновь возникает тема окончания В. п. (см. ст. Великие понедельник, вторник, среда ). Различия в указании последнего дня В. п. вызваны различиями в исчислении 40 дней Четыредесятницы: если просто сложить все дни 6 седмиц, то 40-й день приходится на пятницу 6-й; если же исключить из счета все воскресенья и Лазареву субботу, то число 40 достигается за счет прибавления сырных среды и пятницы и первых 3 дней Страстной седмицы.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Повечерие (сокращенное, без начальных 6 псалмов) предваряется особой службой - паннихис, на к-рой исполняется трипеснец прп. Андрея Критского. На утрене в эти 3 дня вместо троичнов поется тропарь «      »; в Вел. понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, причем после 2 первых поются седальны, после 3-й - кондак и икос дня; в Вел. среду стихословятся только 2 кафизмы, после к-рых поются седальны (кондак отменяется); после 9-й песни трипеснца (в Вел. вторник - двупеснца) поется эксапостиларий «    »; хвалитных стихир нет - только стиховные. Утренних евангельских чтений в эти дни в Евергетидском Типиконе нет, как и в др. студийских памятниках, но составитель Типикона отмечает, что в приходской практике его времени чтения присутствовали, в Типиконе они сознательно опущены. Особые указания даны относительно нек-рых кафизм утрени и 3-го часа Вел. среды.: непорочны (17-я кафизма) поются на текущий глас (с аллилуиариями гласа), «полиелей» (19-я кафизма) - на 2-й плагальный (6-й) глас. На всех часах с Вел. понедельника по Вел. четверг читается Четвероевангелие ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 542-545). Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Иерусалимский устав начиная с древнейших греч. и слав. рукописей и вплоть до совр. печатных изданий, излагает порядок совершения богослужения в первые 3 дня Страстной седмицы в целом одинаково. Службы происходят по чину седмичных дней Великого поста, но с рядом особенностей, главная из к-рых - отмена службы Минеи (кроме случая праздника Благовещения Пресв. Богородицы) и всех гласовых песнопений. Стихиры распределены так, что песнопения утрени и вечерни одного астрономического дня посвящены одной и той же теме (тем самым литургический день не начинается с вечерни накануне) - на вечерне просто повторяются стихиры утрени. В Великие понедельник, вторник и среду Псалтирь прочитывается полностью один раз (кроме кафизм с 1-й по 3-ю, прочитанных в неделю Ваий, и 17-й, к-рая поется в Вел.

http://pravenc.ru/text/150085.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010