Павлове речение в Деяниях апостолов проливает свет и на «человека греха, сына погибели» во Втором послании к Фессалоникийцам. Очевидно, лицо это можно сопоставить с «лютыми волками» в аналогичном речении. При этом особенно важно указание, что обольстители выйдут из среды самих христиан. Можно предположить, что Павел говорил фессалоникийцам о том, что после его ухода или ареста в христианской общине возобладают отступники, такие как, например, Александр-медник, который, по словам Павла, «много сделал ему зла» (2 Тим 4:14) и которого апостол отлучил от Церкви за богохульство (1 Тим 1:20). Фессалоникийцам сообщалось, что вожаки-»волки», подобные Александру-меднику, увлекут за собою маловерных и колеблющихся членов общины. Добавляя к этому, что «тайна беззакония уже в действии» (2 Фес 2:7) Павел давал понять, что обольстители уже действуют, но пока ещё тайно, исподволь. Полностью откроются они лишь после того, как община лишится «удерживающего», т. е. Павла. Вернемся к словам апостола, что «человек греха… в храме Божием сядет как Бог, выдавая себя за Бога» (2:4). всё же вряд ли эти слова можно отнести к деятелям типа Александра-медника, сколь ни велики были их притязания. Вероятно, здесь мы имеем дело с обобщенным и гипертрофированным образом будущего противника. Еврейские ученые указывают, что в своём пророчестве Павел опирался на некоторые идеи раввинской эсхатологии того времени. Самые эпитеты, использованные Павлом для грядущего врага, – еврейского происхождения. Так, термин «беззаконник» в 2 Фес 2:8, вероятно, означает не кого иного, как Велиала (Велиара), о котором Павел в другом месте (2 Кор 6:15) упоминает как об антиподе Христа. Между тем, по толкованию талмудистов, слово велиал означает того, кто не желает возлагать на себя ярмо Закона (Торы), т. е. беззаконника . Впервые в христианской литературе специфический термин «антихрист» появляется в Соборных посланиях апостола Иоанна, причём в Новом Завете он встречается только здесь. Говоря о наступлении «последнего времени», апостол напоминает своим адресатам: «И как вы слышали, что придёт Антихрист» (1 Ин 2:18). Впрочем, по Иоанну, «антихрист» – понятие собирательное. «И теперь появилось много антихристов», – говорит он, – и это те, которые «отвергают Отца и Сына» (2:22), то есть расходятся с Церковью по основным вопросам вероисповедания. «Они вышли от нас» (2:19), – добавляет апостол, подчеркивая, что имеет в виду именно внутренних противников, христианских еретиков и отступников. Следовательно, эти антихристы тождественны «человеку греха» в послании апостола Павла.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

всё же вряд ли эти слова можно отнести к деятелям типа Александра-медника, сколь ни велики были их притязания. Вероятно, здесь мы имеем дело с обобщенным и гипертрофированным образом будущего противника. Еврейские ученые указывают, что в своём пророчестве Павел опирался на некоторые идеи раввинской эсхатологии того времени. Самые эпитеты, использованные Павлом для грядущего врага, – еврейского происхождения. Так, термин «беззаконник» в 2Фес. 2:8 , вероятно, означает не кого иного, как Велиала (Велиара), о котором Павел в другом месте ( 2Кор. 6:15 ) упоминает как об антиподе Христа. Между тем, по толкованию талмудистов, слово велиал означает того, кто не желает возлагать на себя ярмо Закона (Торы), т. е. беззаконника 341 . Впервые в христианской литературе специфический термин «антихрист» появляется в Соборных посланиях апостола Иоанна, причём в Новом Завете он встречается только здесь. Говоря о наступлении «последнего времени», апостол напоминает своим адресатам: «И как вы слышали, что придёт Антихрист» ( 1Ин. 2:18 ). Впрочем, по Иоанну, «антихрист» – понятие собирательное. «И теперь появилось много антихристов», – говорит он, – и это те, которые «отвергают Отца и Сына» (2:22), то есть расходятся с Церковью по основным вопросам вероисповедания. «Они вышли от нас» (2:19), – добавляет апостол, подчеркивая, что имеет в виду именно внутренних противников, христианских еретиков и отступников. Следовательно, эти антихристы тождественны «человеку греха» в послании апостола Павла. Примечательно, что, предсказывая появление особенного, чрезвычайного противника Церкви, авторы новозаветных посланий не ссылаются на Книгу пророка Даниила, как это стало принято в Церкви позднее. Антихрист ещё не ассоциируется с «четвертым зверем» и «наглым царем» Книги Даниила. «Человек греха, сын погибели» пребывает в роли «одного из нас», в вину ему вменяется главным образом вероотступничество, отрицание мессианского достоинства основателя Церкви, узурпация титула Мессии или даже самого Бога. Кроме того, называя его беззаконником, Павел, вероятно, имеет в виду, что он не будет следовать христианским нормам жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Марр Н. О религиозных верованиях абхазов: (К вопросу о яфетическом культе и мифологии) ВЫПУСК 2 Тураев Б. Эфиопское аскетическое послание, приписываемое св. Макарию Египетскому Меликсет-Беков Л. Грузинская версия Агафангела и ее значение для грузинской историографии Крачковский И. Абу-Хузейфа бухарец и легенда о св. Георгии Победоносце Чубинов Г. Саорбисская церковь . РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ БИБЛИОГРАФИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ВЫПУСК 3 Марр H. Заметки по текстам св. Писания в древних переводах армян и грузин Кекелидзе К. прот. Житие Агафангела, католикоса Дамасского Такайшвили Е. Тквирская церковь в Мингрелии и ее древности Крачковский И. Феодор Абу-Курра у мусульманских писателей Меликсет-Беков Л. К вопросу об устройстве алтаря в древней Грузии Марр H. Еще о термине q " at-i образ, подобие Кипшидзе И. Мингрелизмы в грузинских надписях из Мингрелии ИСПРАВЛЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ Содержание 5-го тома СОКРАЩЕНИЯ ВЫПУСК 1. Орбели И. Два серебряных ковша XVI века в армянской и греческой надписями. Иллюстрации Архим. Гарегинъ Образчики армянских церковных вышивок. Иллюстрации. Чубинов Г. Декоративное убранство анийскихть карасов. (Опыт классификации). Иллюстрации. Такайшвили Е. Суджунская церковь и ея древности. Иллюстрации. Разныя известия и заметки. Критика. ВЫПУСК 2. Меликсет-Беков Л. Грузинский извод сказания ο посте „араджаворт». Бенешевич В.Н. Грузинский великий номоканон по спискам Тифлисскаго Церковнаго Музея. Орбели И. Багаванский храм и ero надписи. Иллюстрации. Ернштедт П. Еще о ковше с греческой надписью 1586 г. Орбели И. Армянския надписи на камне. Иллюстрации. Разныя известия и заметки. ВЫПУСК 3. Джанашия Н. Абхазский культ и быт. Гордеев Д. Описание пяти эмалевых медалъонов с грузинскими надписями на иконе Спаса, хранящейся в ризнице Гелатскаго монастыря. Иллюстрации. Чубинов Г. Церковь близ селения Болнис-Капанакчи. Иллюстрации. Разныя известия и заметки. Содержание 6-го тома ВЫПУСК 1 Бриллиантов А. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника Тураев Б. Из эфиопской литературы: И. Псалмы, как заговоры; II. Велиал и его узы; III. Новая рукопись чудес Св. Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Выводи солдат! Вывели. Поставили повязанных средь народа. Трясутся, стоят, иные слезы льют. Стоят, как взяты были, в исподнем, босые. А народ лютует. Обида под сердце подкатывает, крови распаляет. Кто поближе стоит, норовит солдатишку ткнуть кулаком, а то и посошком огреть. Особливо бабы зверствуют: волосья рвут солдатишкам, за носы, за губы щиплют… Известно, нету удержу бабе в гневном исступлении. А задние орут: – Нечего долго с ними мытариться! На осину всех! – Животы вспороть да мукой набить! Хай лопают, несытые! – В каменья их! В песочины! Не жить солдатам. Сами, видят смертушку. На колени валятся, вопят дурным голосом: – Помилуйте, православные, Христа ради! Народ же всё злей напирает. И был бы тот день для солдат последним, кабы не услышали все зычного голоса Петра Алексеевича: – Укротитесь! Дайте слово молвить! Зычный голос все услыхали и солдатишек оставили. А Петр Алексеевич на крыльцо восходит и с поклоном речь начинает: – Не во гневе Бог жив, а в справедливости. Солдатишки – народ подневольный. Всё едино – по царскому ли слову идут или по советскому. Не их власть, чтобы собой управлять. Что приказано, то и исполняют. Нам же кровь их на душу брать несовместно, то и перед Богом ответ великий, и начальство, какое ни будет, за то не похвалит. Мое слово – солдатишек миловать! Опять зашумели. Только теперь уж об ином спорят: пустить ли совсем или под караулом содержать! Всё же порешили: – Пустить и одежду им возвратить. А оружия и хлеба на дорогу не давать. Дойдут к городу – их счастье, не дойдут – воля Господня. Так и сделали. Теперь за Фролом черед. Вывели его на крыльцо, кажут народу. Не узнать парня: левого глаза за чернотой и не видать, вихры в кровях запеклись, и губы надулись – били, пока до правления вели. Однако, стоит прямо и глазом остатним вертит. Вышел опять старец Нафанаил: – Се есть Фрол, – говорит, – вины же его всем известны: многие христиане через него лютый глад терпят, вопиют к Господу вдовы и сироты об отмщении, невинно убиенных им души стоят пред престолом Божиим. Почто Силаева на казнь послал, Ирод? По злобе анафемской за татьбу, тобою же, Велиал, содеянную? Почто веру истинную попрал и к нечестивым никонианам переметнулся? Почто воинство антихристово на вертоград сей навел, анафема? Несть тебе прощения от Господа. Вопиют к престолу Его мерзости твои… Геенна и ад ликуют, тебя ожидая!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вместе с абстрактным значением ( Пс. 17 nachalei Belial), u ropaздo чаще его, встречается конкретное значение, – как нарицательное имя людей, нравственно падших, порочных и презренных 1023 . Таким образом, выражая само по себе абстрактное понятие, слово Belial в Ветхом Завете обычно употребляется в смысле конкретном и всегда обозначает элементы человечества боговраждебные и богопротивные. Велиал есть принцип морального зла и противления теократическим принципам и институтам, исходящим от Иеговы. Если, поэтому, и нельзя (с Лютером и древними экзегетами) прямо видеть в ветхозаветном употреблении слова Belial имя сатаны, как личности, то, по крайней мере, следует признать, на основании указанного употребления этого слова, что в нем imciplite заключались существенные моменты идеи сатаны: боговраждебность и отчаянная порочность, греховность. Ориген , говоря, что под Азазелом следует разуметь сатану, добавляет: «да и в кн. Судей (19:22) сынами Велиара называются сыны кого другого, как не диавола, по причине порочности?» 1024 ). В виду этого, переход слова из нарицательного в собственное имя сатаны был весьма естественным, хотя, впрочем, имя Belial не было общеупотребительным именем сатаны у раввинов и талмудистов ни до Рождества Христова, ни после него. Оно встречается только в апокрифической книге «Восхождение Исаии» (Ascensio Isaiae) 1025 . Аналогичный пример постепенного перехода абстрактного понятая в конкретное, и последнего – в собственное имя существа духовного мира или ангела представляет, употребляющееся в двух канонических книгах Ветхого Завета (кн. Иова и Притчей), слово Аваддон ( Иов. 26:6 ; Притч. 15:11; 27:20 ). Собственное, первоначальное значение его абстрактное: погибель, истребление 1026 . Но, вместе с тем, в книге Иова 26:6, а равно и в кн. Притчей 15:11; ср. 27:20, слово это употреблено, как синонимическое или параллельное слову scheol; следовательно, обозначает подземный мир мертвых, причем, если scheol соответствует греческому δης, то abaddon, по пониманию позднейших иудеев, есть самая низшая и глубочайшая часть ада и соответствует греческому βυσσς (бездна) или τρταρος.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В ветхозаветных апокрифах В. называется ангелом злобы, властелином этого мира (Вознесение Исаии 2. 4; 4. 2), главой бесовских сил (Там же. 1. 8). Его закон и воля противопоставляются Закону и воле Бога, а его ангелы противодействуют ангелам Божиим (Завет Асира 6. 4). В. сбивает людей с пути добродетели (Завет Рувима 4. 7). В Пророчествах Сивиллы (3. 63-74) описываются пришествие В., знамения, к-рые он творит (напр., воскрешение мертвых), и его смерть. Возможно, здесь содержатся аллюзии на имп. Нерона ( Collins J. J. Sibylline Oracles//Old Testament Pseudoepigrapha/Ed. J. H. Charlesworth. Garden City (N. Y.), 1983. Vol. 1. P. 360; Knibb M. A. Martyrdom and Ascension of Isaiah//ibid. Vol. 2. P. 16). Прор. Моисей в Книге Юбилеев (1. 19-20) молится, чтобы дух В. не овладел народом Божиим и не сбил его с пути добродетели. Хотя В. может править миром, праведники способны противостоять ему (Завет Рувима 4. 11; Завет Дана 5. 1; и др.). Срок царствования В. предопределен (Вознесение Исаии 4. 12): он будет побежден в последние дни Божиими помазанниками (Завет Левия 3. 3; 18. 12), и Бог освободит плененных В. (Завет Дана 5. 10-11). В текстах Кумрана глава сил тьмы часто называется В. (1 QM). Он - ангел вражды (CD 16. 5; 1 QM 13. 11), глава царства зла (1 QM 17. 5-6). Его «воинство» борется против «сынов света» или «людей Божиих» (1 QM 1. 1, 13; 11. 8; 15. 3; 1 QS 2. 2, 5). Именно В., согласно CD 5. 18, призвал егип. магов, Ианния и Иамврия, чтобы воспрепятствовать Моисею и Аарону (ср.: Исх 7. 11; 2 Тим 3. 8). Встречаются проклятия В. и тем, кто с ним связан, за их злобные планы (1 QS 2. 4b - 10). Часто упоминается царство В. (1 QM 14. 9; 18. 1; 1 QS 1. 18, 24; 2. 19; 3. 21-22; CD 12. 2). Мир находится в его власти (1 QS 2. 19), он влияет на Израиль (CD 4. 12-19). В нынешнем злом веке верные члены общины подвергаются различным искушениям (1 QS 1. 17-18a), но скоро Бог вмешается и разрушит власть В. (1 QM 11. 8). Эсхатологическая война будет страшной, но в установленное время Бог уничтожит В., его ангелов и служителей (1 QM 1. 4-5, 13-16; 18. 1-3), и тогда наступит новое время Царства Божия, где уже не будет несправедливости (1 QS 4. 18б - 23а).

http://pravenc.ru/text/150051.html

Непосредственные, личные отношения между Богом и человеком, на которые указывает Пятикнижие, приводят псалмопевцев к вере в загробную жизнь. Благочестивые псалмопевцы не могут думать, чтобы смерть порвала их отношения к Иегове. Напротив, они верят, что Бог не оставит их в шеоле, они увидят Его после смерти своей, и даже телесный организм их не истлеет. Божественное Правосудие, невыполненное теперь, будет удовлетворено по смерти. Все человечество предстанет на Божий Суд. В заключение необходимо разобрать некоторые возражения, основывающиеся на неправильном понимании изречений Псалмопевцев. Пс. 17:5–6 . Псалмопевец прославляет Господа за спасение от врагов своих. Псалмопевец перечисляет опасности, от коих Господь спас его. Объяли меня муки – соб. владения, области. Пс. 15:6 ; Втор. 32:9 ) смерти, говорит о себе Псалмопевец. Потоки ( – Иов. 6:15 ; долина Быт. 26:19 ) беззакония ( –собств. ничтожества: –отрицательная частица, и – польза, – вообще злые, богопротивные люди. Втор. 13:13 ; Иов. 34:18 ; беззаконие 2Цар. 22:5 ) устрашили меня. Цепи (собств. владения ) ада () облегли меня. Опутали меня сети( – уничтожение, пагуба. Исх. 10:7; 23:33 ) смерти (5–6 стт.). Среди бывших бедствий Псалмопевец воззвал, и Господь спас его. Неизвестный автор сочинения «Dicta classica Vet-eris Testamenti» (Lipsiae, 1798. P. 53) предполагает, что belial, упоминаемый Псалмопевцем, есть еврейский бог шеола. «Потоки Велиала», по его мнению, суть адские реки, о которых сообщает египетская и греческая мифология. Справедливо ли такое мнение? Слово «Велиал» – у евреев соответствует отвлеченному понятию «зло». Например, во Втор. 13:13 – появились нечестивые люди (belial) и стали отвращать к чужому богу. Суд. 19:22 – люди развратные окружили дома. 2Цар. 16:7 – уходи, убийца и беззаконник. Очевидно, в этих выражениях нет указания на бога шеола, – только заключается понятие нравственного ничтожества и беззакония. Следовательно, слово «потоки» у Псалмопевца нельзя относить к описанию шеола.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАССИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 43 , С. 295 опубликовано: 2 февраля 2021г. МАНАССИ - см. Константин Манасси . Рубрики: Зарубежная литература. Персоналии Ключевые слова: Литература раннехристианская Манасси - см. Константин Манасси См.также: АНТОНИЙ (кон. IV в.), лат. христ. поэт, автор поэмы " Против язычников " ВЕЛИАЛ в иудейской и раннехрист. лит-ре демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения «ИСТОРИЯ МОНАХОВ» один из самых ранних памятников христ. аскетической литературы (кон. IV - нач. V в.) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2561802.html

   001    002    003    004   005