11 . Ты же, Господи, помилуй мя, и восстави мя, и воздам им. По мнению св. Афанасия, и это (до конца) говорит Христос, яко человек, по человечеству, ради Своего истощания (Св. Афан. и Бл. Феод.). Воздам им – т.е. в сей и будущей жизни. 12 . В сем познах, яко восхотел Мя еси, т.е. чрез то Я и познал, что благоволишь ко Мне, возлюбил Меня, – яко не возрадуется враг мой о Мне, т.е. что враг Мой, или враги Мои не возрадуются о Моей погибели, не восторжествуют надо Мною. Не возрадовались враги Христовы, узнав о Его воскресении (Св. Афан.). С Евр.: «Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною». 13 . Мене же за незлобие приял – Ты принял Меня в единение и славу Свою, как человека, за Мою святость и незлобие. И утвердил Мя еси пред Тобою в век – т.е. определил быть Мне и сидеть с Тобою одесную вечно на небесах. С Евр.: «А Меня сохранишь в целости Моей, и поставишь пред лицом Твоим на веки». 14 . С Евр.: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! Аминь, аминь»! Примеч. «Должно заметить, – говорит св. Афан., – что некоторые, разделив псаломское пророчество (т.е. все псалмы) на пять книг, первую книгу полагают до сего псалма; потому что на конце, как бы венец, она содержит в себе благословение Бога. Посему, так разделяют и остающиеся четыре книги». 273 «Надлежит заметить, говорит бл. Феод., что Симмах не сказал: ико согреших Ти; но: «если согрешил Тебе», и разумеет Самого Спасителя, присвояющего Себе человеческия немощи, и умоляющего здесь «за человеческое естество». Бл. Феод. 274 Слово велиала, – в Евр: ддевар ббелияал переводят: негодное слово или дело, тяжкая болезнь и т. п. Бл. перевел: verbum infundebant sibi; qui dormivit, non addet, ut resurgat. Т. е. враги составили нечестивый умысел, говоря: кто почил, умер, тот уже не восстанет. Vulg: «verbum iniquum». У Калм. Слово велиал означает бесполезное, вредное, злое слово и дело, отселе 2Kop. VI, 15 . Сн. Ncaл. XVII, 6 . 275 Возвеличи и проч. εμεγαλυνεν – μεγαλυνω значит: возвеличивать и возвышать; запинание πτερνισμον – ος – толкание ногою, или пятою от πτερνα – пята; – подпятие пяты, или удар пятою и есть – запинание.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В псалме Любящие Господа, ненавидьте зло [ст. 10]. И спустя три строки: Радуйтесь, праведные, о Господе и исповедайтесь священной памяти о Нем [ст. 12]. В псалме Восклицайте Господу вся земля, громко воспевайте, хвалите и пойте [ст. 4]. В псалме Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо оно свято [ст. 9]. В псалме Восклицайте Господу вся земля, служите Господу в веселии. Идите пред лице Его с похвалением. Знайте, что Господь именно есть Бог: Он сотворил нас, и мы – Его. [ст. 1–3]. И спустя строку: Входите во врата Его с благодарением и в дворы Его с хвалебною песнею, исповедайте Его [ст. 4, 5] В псалме С: Буду ходить в простоте сердца своего посреди дома моего. Не положу пред очами своими слова Велиал. Уклоняющагося я возненавидел: Он не прилепится ко мне. Сердце развращенное да отступит от меня; я не буду знать человека злого. Говорящаго в тайне против ближнего своего я умерщвлю; я не могу быть [или: есть] с тем, который горд очами и высокомерен. Очи мои к верным земли, чтобы они обитали со мною. Тот, кто ходит путем просто, будет служить мне. Делающий злое не будет жить в доме моем; говорящий ложь не угоден пред очами моими. Утром я истреблю всех нечестивцев земли, чтобы погубить всех тех, которые делают беззаконие, из града Божия [ст. 2–8]. В псалме Милосердие Господне от века и до века на боящихся Его; и правда Его на сынах сынов тем, которые соблюдают договор [pactum]. Его и помнят о заповедях Его, чтобы исполнять их [ст.17–18]. В псалме CIV: Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его: делайте известными в народах помыслы Его. Пойте Ему и воспевайте Ему. Говорите между всеми о чудесах Его. Радуйтесь о имени Его святом. Да возрадуется сердце ищущих Господа. Ищите Господа и силы Его. Ищите лица Его непрестанно. Вспоминайте о чудесах Его, которые Он сотворил, о знамениях Его и судах уст Его [ст. 1–5]. В псалме CVII: Боже, сердце мое готово; я буду петь и воспевать; но и слава моя (sed et gloria mea) 7 ). Встань, псалтирь и гусли; я встану рано.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вход Господень в Иерусалим. Предательство. Тайная Вечеря. Цена предательства Христа. Против Христа будут выдвигать ложные обвинения. Христос будет молчать перед обвинителями. Крестные страдания Христа. Предсказание о знамениях при Кресте. Грудь Христа будет пронзена. Ветхозаветные пророчества о распятии. Свидетельство о том, что душа Христа спустится в ад, чтобы спасти праведников. Всемирное вечное владычество Христа. Второе пришествие. Вход Господень в Иерусалим. О событиях входа Господня в Иерусалим говорят три текста древних Священных Писаний: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9, 9–12 ). Апостолы прямо относили эти слова ко входу Господню в Иерусалим. Это пророчество не может относиться не ко Христу, так как Захария – последний царь; в это время и после не было никаких законных иудейских царей. И когда говорится о царе, то, конечно, речь идет о Мессии, именно так понимали этот стих все толкователи-евреи. Царь мира, потому что на осле никто никогда не воевал. Подъяремная ослица – это символ израильского народа, а молодой осленок – языческие народы (упрямые, как ослы). «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» ( Пс. 8, 3 ); «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!» ( Пс. 117, 21–25 ). «Сделался главою угла», т. е. объединил два народа – языческий и израильский. Это пророчество говорит об отвержении Христа. «О Яхве, хоша-на (по-арамейски буквально „помоги же!“)» – эти слова распевал народ, когда Господь входил в Иерусалим. Предательство. Предательство Христа описано в 40-м псалме ( Пс. 40, 5–13 ). Этот псалом полностью мессианский. Здесь говорит Мессия, что он согрешил, т. е. взял грехи мира на себя. Враги пытаются уничтожить Его, за спиной Его шепчутся. Велиал – дьявол . То же можно сказать и о 54-м псалме ( Пс. 54, 13–22 ). О том, что ученики разбегутся, говорится в Книге пророка Захарии: «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня. О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» ( Зах. 13, 6–7 ). Тайная Вечеря.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Пс.128:3             … на спине 578 моей пахали пахари,                         проводили длинные 579 борозды 580 свои. «Пахали пахари» – оборот внутреннего содержания: это были настоящие специалисты; в контексте стиха – в истязаниях и мучительстве. След от бича – глубок, как борозда на пашне. Христос был подвергнут бичеванию. Пс.128:4             Господь праведный рассек вервь нечестивых. Человека как бы тянут веревками в противоположные стороны. Пророк Осия гвоворит: «узами человеческими (адам) Я тащил их, вервями любви» ( Ос.11:4 ). Но и диавол через нечестивых тащит человека в свой плен и как бы ведет на веревке; ее и рассек Господь, чтобы «избавить тех, которые… через всю жизнь были повержены рабству» ( Евр.2:15 ). Пс.128:5,6             Да постыдятся и обратятся вспять                         все ненавидящие Сион.                   Да будут, как трава на кровлях,                         которая прежде, чем выдернута 581 , засыхает. Трава, которая растет на каменной крыше в щелях (МЛ), – вещь вредная, но сама засыхает и кладки не разрушит. Пс.128:7             …которой не наполнит ладони своей жнец                         и подола 582 своего – вязчик снопов 583 . Трава между камней дома – никуда не годна. Негодный, негодяй, «велиал» – имя диавола ( Пс.41 /40:9; Пс.18 /17:5). Пс.128:8             И не скажут проходящие: «благословение Господне на вас,                         благословляем вас именем Господа». Отнимается не благословение, а сама возможность благословлять. Аврааму Бог сказал: «да будешь ты – благословением» ( Быт.12:2 ), и далее: «благословятся в тебе все племена земли» ( Быт.12:3 ). Благословение от Бога – всем племенам земли, которые будут усыновлены Богу через Авраама… Но не христоборцам. Христос сказал иудеям: «знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня… если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:37,39 ). Апостол Павел сказал: «не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» 584 ( Рим.9:6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИАЛ [Велиар; евр.  ,  ], в иудейской и раннехрист. лит-ре демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени неясна. Раввины понимали его как состоящее из отрицательной частицы  и слова   (иго, ярмо), т. е. тот, кто сбросил «иго Божие» ( Otzen. P. 132; Thomas. P. 15). Однако это объяснение считается устаревшим; широко распространено понимание слова   как «никчемность, бесполезность» (   + корень   - быть полезным) ( Pedersen. P. 539). Др. вариант этимологии: имя В. состоит из  и корня  (восходить) и имеет, т. о., значение либо «тот, кто не восходит», т. е. «неудачник», либо «(место, из к-рого) никто не поднимается» - эвфемистическое обозначение шеола ( Cross, Freedman. P. 22 n. 6) (ср.: Иов 7. 9). Нек-рые исследователи связывают имя В. с евр. корнем   - глотать (параллели существуют в араб., арам., аккад., эфиоп. и др. языках). Представление о В. как о «поглощающей бездне» обнаруживает параллели с представлением о шеоле (ср.: Пс 17. 5-6; Thomas. P. 18-19; Tromp. P. 125-128). В Синодальном переводе ВЗ это имя чаще всего передается описательно. На близость понимания В. как «смерти», «ада» указывает параллелизм выражений «потоки беззакония (  )», «цепи ада», «сети смерти» в Пс 17. 5-6 (ср.: 2 Цар 22. 5). Встречаются и др. примеры такого параллелизма: «человек Велиала» - это «человек нечестивый» (Притч 6. 12), «убийца» (2 Цар 16. 7, Суд 19. 22; 20. 13), «лукавый» (Притч 19. 28), это злые люди (1 Цар 30. 22). Связь В. с представлением о хаосе часто использовалась для отнесения к «сынам Велиала» людей, к-рые разрушают социальный порядок ( Maag. P. 294-295; Otzen. P. 134-135): «негодные люди», лжесвидетельствовавшие против Навуфея (1 Цар 21. 10-13; ср.: Притч 19. 28), разрушители монархии (1 Цар 10. 27; 2 Цар 20. 1; 2 Пар 13. 7); им противопоставляется царь из династии Давида (ср.: 2 Цар 23. 5-7; Пс 100. 3; Otzen. P. 135). «Сыны Велиала» - те, кто сбивают Израиль с истинного пути и учат поклоняться др. богам (Втор 13. 13), как, напр., сыновья Илия, к-рые «не знали Господа» (1 Цар 2. 12).

http://pravenc.ru/text/150051.html

Наум.1:15. Вот на горах стопы благовествующего и возвещающего мир: празднуй, Иуда, праздники твои и исполняй обеты твои ибо не будет... проходить по тебе Велиал; он совсем погиб.   Я оставлю в стороне на некоторое время перевод LXX толковников, потому что у них даже самые отделы (capimula) спутаны вследствие разности перевода; после же краткого изъяснения исторического смысла я применю в сказанному мною их издание. В книге Паралипоменон (2 Пар. 30) написано, что в первый месяц, вследствие осады Иерусалима Сеннахерибом, иудеи не могли совершить пасху. Но когда войско его было истреблено ангелом и было объявлено о бегстве и смерти его, то они во второй месяц с великою торжественностию праздновали день пасхи. Таким образом слова эти имеют следующий смысл: не беспокойся, Иуда, царствующий в Иерусалиме, потому что враг твой убит в храме бога своего. Вот идет к тебе вестник, быстро проходящий чрез горы и холмы и издали, как бы с дозорной башни, объявляющий о смерти Сеннахериба и об избавлении города от его власти. Совершай праздники, исполняй обеты, данные тобою Богу ради смерти врага: не будет более проходить по тебе нечестивец и отступник (ποστατης), ибо это означает слово «Велиал». Он совсем погиб, то есть войско, и царь и владычество ассириян вполне уничтожены. Это сказано нами применительно к буквальному смыслу. В таинственном же смысле (ναγω) говорится церквам и душам, исповедующим Господа, что диавол, который прежде совершал опустошения у тебя и угнетал тебя самым тяжелым игом, погиб в идолах и вместе с идолами, приготовленными им; совершай праздники твои и исполняй пред Богом обеты твои, постоянно славословя с ангелами, потому что не будет более проходить по тебе Велиал, о котором и апостол говорит: «кое общение Христови с Велиаром» (2 Кор. 6:15)? ибо, по разрушении Ниневии, он совсем погиб. Если когда-либо произойдет жестокое гонение, как бывшее при Валериане, Деции, Максимиане (или Максиме), и последует мщение Бога противникам Его, то мы должны будем сказать Церкви: празднуй, Иуда, праздники твои и исполняй обеты твои и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

текстов на ессейские и доессейские (ср.: Stegemann. 1998. P. 85, 91, 95, 104; Lange. 2003; это разделение было отражено, в частности, в одной из стандартных справочных работ по данной проблематике - ст. «Qumran» в TRE; см.: Lange, Lichtenberger. 1997). Фрей отмечает, что в текстах предположительно доессейского происхождения (т. е. воспринятых К. о. как часть лит. традиции и, соответственно, созданных до возникновения общины (ибо в противном случае они не могли бы войти в круг чтения кумранитов - Stegemann. 1998. P. 91); в их числе Фрей называет следующие тексты, написанные в жанре «литературы премудрости»: 4Q184, 4QSapiential Work A (=4Q415-418, 423) и «Книгу тайн» (1Q27)) дуалистические идеи имеют чисто этическое содержание. Так, текст 4Q184 содержит инвективу в адрес порочной женщины: здесь невозможно допустить существование к.-л. изначального политического подтекста. В одном из сохранившихся фрагментов «Книги тайн» (1Q27. frg. 1. 1) оппозиция мудрости и глупости (и связанных с ними праведности и неправедности) описана в перспективе эсхатологии: т. о., этическая и эсхатологическая (поздняя, с т. зр. как Остен-Закена, так и Дюэма) оппозиции представлены в тексте, создание которого, возможно, предшествует возникновению К. о. По мнению Фрея, этический, антропологический и эсхатологический дуализм К. о. изначально существовал как единая комплексная (multi-dimensional - Frey. 1997. P. 288) концепция, различные аспекты к-рой невыводимы один из другого. Вместе с тем персонализация добра и зла в лице Князя света и Велиала представляется Фрею отдельной концепцией, существовавшей параллельно нравственно-антропологическим представлениям «Устава общины». Показательно, что в «Уставе общины» с его развитыми дуалистическими представлениями Велиал вовсе не фигурирует в качестве самостоятельной персонификации зла. Единственное упоминание Велиала в 1QS 10. 21 связано с характеристикой внутреннего состояния человека («я не оставлю Белиала в моем сердце»). Напротив, в «Уставе войны» и «Благодарственных гимнах» Велиал предстает основным негативным участником дуалистического конфликта.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Пс.40:9             «слово велиала излилось на него,                         и он слег – так, что уже не встать». " Велиал» белийаал – имя нечистого духа; также: «никчемный, никчемность», негодность ни к чему, пустота в библейском смысле слова: пустота, которая заполняется злом. В другом Псалме «велиал» – соучастник кончины: «объяли меня узы смертные, и потоки велиала напали на меня ( Пс.18 /17:5). «Излилось» – действие велиала-диавола подобно потоку вод, который увлекает гибнущего в Шеол. «Слово велиала» 242 – это слово «возьми, возьми, распни Его» ( Ин.19:15 ). Слово – сатаническое и беззаконное, «ибо закон говорит: безвинного и праведного не умерщвляй» ( Исх.23:7 ). Пс.40:10             Также человек мира моего, на которого я надеялся,                         ядущий хлеб мой, он возвеличил на меня пяту. «Человек мира моего» – тот, кто входил в «мир» (шалом ) – Учителя и апостолов. Иуда был причастен к духовному «миру» первой христианской общины. Но как мог Христос «надеяться на» такого «человека», как Иуда, тем более, что сказано: «проклят муж, который надеется 243 на человека» ( Иер.17:5 )? В том различие между всяким «мужем» и Богочеловеком, что Христос Бог до конца всякому человеку верен, хотя и знает, что человек падет. Бог «надеется на» человека, который его надежды точно не оправдает, потому что надежда – это сила, а Бог спасает человека до конца. Человек, когда умеет на Бога надеяться, – необыкновенно становится крепок. Бог, когда на человека надеется, тем сообщает человеку силу, нужную для спасения, и – чтобы бороться с диаволом. Так было в истории с Каином, которого Господь предостерегал от убийства: «к тебе влечение его [диавола], но ты справляйся с ним» ( Быт.4:7 ). Бог «надеялся» на Каина и после убийства, к покаянию его призывал: «где Авель, брат твой?» ( Быт.4:9 ). Так, Иуда был допущен на Тайную вечерю. Пока Иуда не причастился на Тайной вечере Хлеба – Тела Господа, сатана еще не входил целиком в его сердце: «после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:27 ), и уже «пустое говорило сердце его» (ст.7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Орды адских сил врезались в строй, раздирая в клочья танки и роботов. Автоматические механизмы умирали, мужественно защищая клочок песка. Бомбардировщики Делла падали с небес под ударами падших ангелов, которых вел Мархозий, чьи драконьи крылья закручивали воздух в тайфуны. Потрепанная шеренга роботов выдерживала натиск гигантских злых духов, которые крушили их, поражая ужасом сердца телезрителей во всем мире, не отводивших зачарованного взгляда от экранов. Роботы дрались как мужчины, как герои, пытаясь оттеснить силы зла. Астарот выкрикнул приказ, и Бегемот тяжело двинулся в атаку. Велиал во главе клина дьяволов обрушился на заколебавшийся левый фланг генерала Феттерера. Металл визжал, электроны выли в агонии, не выдерживая этого натиска. В тысяче миль позади фронта генерал Феттерер вытер дрожащей рукой вспотевший лоб, но все так же спокойно и хладнокровно отдавал распоряжения, какие кнопки нажать и какие рукоятки повернуть. И великолепные армии не обманули его ожиданий. Смертельно поврежденные роботы поднимались на ноги и продолжали сражаться. Разбитые, сокрушенные, разнесенные в клочья завывающими дьяволами, роботы все-таки удержали свою позицию. Тут в контратаку был брошен Пятый корпус ветеранов, и вражеский фронт был прорван. В тысяче миль позади линии огня генералы руководили преследованием. – Битва выиграна, – прошептал верховный главнокомандующий Феттерер, отрываясь от телевизионного экрана. – Поздравляю, господа. Генералы устало улыбнулись. Они посмотрели друг на друга и испустили радостный вопль. Армагеддон был выигран, и силы Сатаны побеждены. Но на их телевизионных экранах что-то происходило. – Как! Это же… это… – начал генерал Мак-Фи и умолк. Ибо по полю брани между грудами исковерканного, раздробленного металла шествовала Благодать. Генералы молчали. Благодать коснулась изуродованного робота. И роботы зашевелились по всей дымящейся пустыне. Скрученные, обгорелые, оплавленные куски металла обновлялись. И роботы встали на ноги. – Мак-Фи, – прошептал верховный главнокомандующий Феттерер. – Нажмите на что-нибудь – пусть они, что ли, на колени опустятся.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Консистория и вера! – О, какие несочетаемые на самом деле слова! Все равно, что свет и тьма, рай и ад, Христос и Велиал!!… ; Слышахом бо его глаголюща, яко нужно разорити место сие, и изменить обычаи, яже предаша нам лета древния. И распышутся сердцы своими, и заскрежещут зубы на ны, возопиют же гласом велим, заткнут уши свои и устремятся единодушно на ны, и изведше вне града, в грозный пример другим, казнят нас… Так будет, если наша записка попадет в их руки. Но, быть может, она попадет в руки людей добра (неужели Господь, видящий каким всепожирающим огнем любви горит вся душа наша к Церкви Православной, ко всему, что может служить для ее блага, для ее славы, попустить, чтобы записка наша попала в руки первых?) о, тогда и наша записка принесет хоть зерно добра! Без предубеждения, без озлобления прочтут они нашу записку; беспристрастно сделают поверку всему, высказанному нами, если сами не видели и не слышали того же, что впрочем невероятно; и не опустят а, быть может, даже поищут случай быть полезными для низшего духовенства… Коренное преобразование для всего духовенства необходимо. Надеемся, что с этим согласятся все, кто будет иметь терпение прочесть записку нашу. Но оно может совершиться лишь могучей рукой? Державного. Заслуживает ли духовенство того, чтобы подвигнуть к действию эту руку?, т. е. на стольно ли оно полезно и нужно в государстве, чтобы единый Державный соблаговолил обратить на это внимание? – Вот вопрос!!! – От решения его зависит вся будущая судьба духовенства, т. е. возникнуть ли ему к жизни новой светлой и благотворной, или догнивать в тлетворном болоте… Мы не осмеливаемся дать полный ответ на этот вопрос, а дерзнем высказать одну только мысль. Одно из двух: духовенство нужно или нет в государстве. – Не нужно? Пусть уничтожат его, и чем скорее, тем лучше. В обществе, как в организме человека, всё ненужное вредно; следовательно, чтобы организм был здоров, а общество устроено на прочных основаниях и вполне благоденствовало, всё вредное должно быть изгнано, уничтожено. – Нужно? Так пусть определят меру и степень его нужды, затем ясно, точно, положительно определят условия его существования, избавят его во всем от произвола человеческого, дадут ему средства и возможность достигать той цели, с какою оно допущено в государстве. После всего этого уже пусть строго требуют, чтобы оно ни на шаг не уклонялось от своей цели. Но сделать всё это нужно немедленно. Зло не то что добро: быстро растет оно и развивается. Мы видели, до каких страшных размеров дошло оно в духовенстве. Ждать ли же, когда оно своей смертоносной атмосферой заразит всё и всех. В физических болезнях нередко час определяет – ожить или погибнуть больному. Нечто подобное бывает и в нравственных. И в них как будто есть кризис: не поспеет благодетельная рука вовремя, – всё погибло; никакие усилия, ничьи силы не воззовут к жизни погибших нравственно, – будет ли то единица, или будут тысячи единиц, т. е. целое сословие, или миллионы единиц – т. е. целое государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002   003     004    005