Суздаль. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты По дороге к Владимиру, на левой стороне, над крутым берегом речки Мжары — стоит церковь Знамения (1749 г.). В древности здесь располагался Введенский монастырь, рядом с которым в XVII веке была деревня Пинаиха. Торжественное крыльцо церкви с приземистыми гранеными столбами скрывает в своей полутени широкий перспективный портал с плоской аркой. Над крыльцом, возможно, стояла колокольня. Южный фасад с регулярно расположенными большими окнами производит впечатление гражданского здания. Северный, смотревший на город, убран богаче. К городу был обращен и второй портал храма. Вместо кокошников между двумя поясами карнизов развернута серия живописных изображений на церковные темы, а с запада здесь помещены еще два окна: строители и заказчики стремились сделать свой небольшой храм как можно более светлым. Верхний восьмерик главы убран бело-синими изразцами, какими выкладывались печи, они здесь сменили цветные и муравленные изразцы, излюбленные зодчими XVII века. Здание реставрировано в 1959 году А.Д. Варгановым. С восточной стороны от церкви Знамения особенно хорошо виден курганный могильник Суздаля за Мжарой. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» Знаменская церковь находится за рекой Каменкой. В старинные времена на этом месте существовал Введенский женский монастырь; в 1237 г. монастырь был разорен татарами. После татарского погрома Введенская церковь была возобновлена, но в 1611 г. снова разорена литовцами, после чего окончательно «опустела и стояла без пения». В описи г. Суздаля под 1617 г. записано: «за рекою Каменкою… церковь Введения Святой Богородицы, да за трапезою церковь Рождество Христово, обе древяны и стоят без пения», вследствие чего Введенская церковь была нарушена и разобрана. Митрополит Илларион, вступивший в управление Суздальскою епархиею (1682–1708 гг.), в воспоминание прежде бывшего Введенского монастыря перенес на его место из торговых рядов деревянную Знаменскую церковь, которая стояла до половины XVIII ст.

http://sobory.ru/article/?object=02942

Празднования в честь Толгской иконы Божией Матери прошли в Ярославской митрополии 21 августа 2020 г. 16:01 21 августа 2020 года в Введенском Толгском женском монастыре Ярославской епархии отпраздновали память Толгской иконы Божией Матери. В праздничный день паломники могли помолиться у святынь обители, в том числе у почитаемого Толгского образа и святых мощей святителя Игнатия (Брянчанинова). Божественную литургию в обители совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл , митрополит Тверской и Кашинский Савва , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин , епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений , епископ Переславский и Угличский Феоктист , епископ Некрасовский Борис в сослужении клириков Ярославской, Рыбинской и Переславской епархий Ярославской митрополии , а также духовенства из других епархий. За Литургией молились игумения Варвара с сестрами обители и игумении других монастырей митрополии. В день престольного праздника монастырь посетили попечители обители, представители властных структур региона и общественности. Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери. С самого момента основания монастырь был мужским. Он пережил Смутное время и революцию. Монастырь неоднократно посещали члены Царской семьи. При советской власти монастырь был закрыт, изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре находилась детская колония. Толгскую обитель передали Русской Православной Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь, и возрождение этого святого места проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с этого времени все время пребывает в монастыре.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у. Впервые упомянут в писцовой книге А. Лодыгина и подьячего М. Клементьева 1627/28 г., где назван «новодевичьим» и находящимся в вотчине кнг. Ирины Мстиславской (вдовы кн. Федора Мстиславского). С 1635 г. в патриарших окладных книгах упоминается холодная Введенская ц., к сер. XVII в. был построен теплый храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, к нач. XVIII в. возведен деревянный 2-этажный собор: верхний престол в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, нижний во имя прор. Илии. В верхней церкви был расположен 5-ярусный иконостас. В 1702-1703 гг. вместо деревянного был построен каменный Введенский собор с приделами во имя прор. Илии и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (антиминсы выданы 24 июня и 17 дек. 1703). К Иоанновскому приделу примыкала колокольня. Кельи и ограда были деревянными. К 1764 г. в обветшавшем соборе богослужения совершались только в Предтеченском приделе. Новый собор, грамоту на строительство к-рого дало 18 марта 1764 г. Яропольское духовное правление, возведен не был из-за упразднения В. м. в том же году. В. м. не имел земельных владений, существовал за счет денежного и натурального ружного жалованья и вкладов. После посещения Вязниковской слободы царь Михаил Феодорович грамотой 1640/41 г. освободил В. м. «от всяких мирских разметов» с 5 церковных тяглых дворов. По челобитной игум. Марфы с 1652 г. прекратилось взимание дани с Введенского храма В. м., «потому что у той церкви мирских приходских людей нет». По распоряжению царя Алексея Михайловича с 1652/53 г. Вязниковские таможенный и кружечный дворы выдавали В. м. на ладан и церковное вино по 160 р. 20 алтын 4 деньги в год. Грамотой от 26 февр. 1657 г. повелевалось ежегодно отпускать мон-рю хлебную ругу (по 530 четв. ржи и овса) из запасов дворцового с. Б. Всегодичи. До 1698/99 г. игумении с сестрами, клиру и причетникам полагалось в качестве ружного жалованья по 186 пудов соли из Н. Новгорода. В нач. XVIII в. ружные деньги поступали из Вязниковского таможенного и кружечного дворов (300 р. 25 алтын 2 деньги), в 30-х гг. XVIII в.- из синодального экономического правления (267 р. 76 к.), в нач. 60-х гг. XVIII в.- из Владимирской провинциальной канцелярии (34 р. 53 к.). Из этих сумм в 1702 г. игумения получала 5 р. 20 алтын 1 деньгу, в 1763 г.- 2 р. 80 к.; в 1702 г. монахини - по 1 р. 16 алтын 11/2 деньги, в 1763 г.- по 80 к. Духовенство мон-ря также получало ругу: священники в 1702 г.- по 17 р. 30 алтын 2 деньги, в 1763 г.- по 2 р. 70 к.

http://pravenc.ru/text/161159.html

Москва. Никитский женский монастырь. Собор Никиты мученика. Никитский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Впервые упоминается под 1534 г. Одноглавый четырехстолпный храм, несколько раз перестраивавшийся. Придел Введения существовал издревле, перенесен в новопостроенную трапезную в 1-й пол. 1680-х гг., второй придел в трапезной - Николая Чудотворца - устроен в 1833 г. Собор закрыт в 1929 г., снесен в 1933 г. Никиты, великомученика, Никитского монастыря собор В Занеглиненье в начале XVI века стояла небольшая церковь во имя великомученика Никиты. Историк Н.М. Карамзин считал, что она называлась «у ямского двора» и связана с событиями 1534 г. Другая дата постройки – 1551 г., когда во время проведения Стоглавого собора было построено семь соборных храмов, в том числе и Никитский. Возможно, инициатором строительства именно Никитского собора был шурин царя Ивана IV Грозного боярин Никита Романович Юрьев. Он был братом царицы Анастасии, первой жены царя, и дядей царя Федора Ивановича. По сведениям М.А. Ильина, храм имел внутри два столпа (вместо четырех), поддерживающие своды и купол. Подобная конструкция применялась в середине и второй половине XVI века, но довольно редко. На южном и северном фасадах он имел по две закомары, что соответствует внутреннему членению храма, и в нем существовал придел Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1582 г. боярин Н.Р. Юрьев основал при соборе женскую обитель. В 1680-е гг. собор после пожара был перестроен, столпы разобраны, конструкция сводов изменена, но по фасадам осталось старое членение. Тогда же к собору пристроили трапезную, куда перенесли Введенский престол. При восстановлении после пожара 1812 г. собор обновили, в 1815 г. был сделан новый иконостас, простоявший до советского времени. Он был четырехъярусным, с иконами XIX века. Но в местном ряду имелись иконы более древние. Справа от Царских врат помещалась икона Спаса Нерукотворного, далее храмовый образ – особо чтимая икона великомученика Никиты с частицей его мощей. В 1833 г. собор пострадал от урагана, крест на главе погнулся и его пришлось чинить. В этом же году в трапезной был устроен придел святителя Николая. Его сделали теплым, чтобы там можно было служить раннюю обедню.

http://sobory.ru/article/?object=34531

Помощник президента пообещал восстановить Тологский монастырь в Ярославле в 2018 году 21 августа, 2017. Новостная служба Будут восстановлены также кельи Свято-Введенского Толгского монастыря 21 августа. ПРАВМИР. Никольский храм и кельи Свято-Введенского Толгского монастыря в Ярославле будут восстановлены в 2018 году. Об этом сообщил помощник президента России Игорь Левитин во время торжеств, посвященных Дню Толгской иконы Божией матери и 30-летию возрождения первой в современной России женской обители, передает ТАСС. Левитин передал настоятельнице монастыря игуменье Варваре документ, свидетельствующий о завершении работ по восстановлению Спасских келий. Свято-Введенский Толгский женский монастырь относится к Ярославской епархии Русской православной церкви и расположен в Ярославле на левом берегу Волги. Мужской монастырь был основан в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. В 1928 году монастырь был закрыт, а в 1987 году передан Церкви и вновь открыт как первая возрожденная женская обитель. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 августа, 2023 3 сентября, 2022 30 августа, 2022 7 апреля, 2022 10 февраля, 2022 29 декабря, 2021 26 октября, 2021 7 октября, 2021 26 августа, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pomoshhnik-prezidenta-...

Монастырь Монастырский чин прощения Свято-Введенский женский монастырь г.Иваново. Прощеное воскресенье. Отцы, сестры и прихожане испрашивают друг у друга прощение, просят помолиться и желают друг другу укрепления в предстоящем посте. Ватопед: мифы и истина (часть 2) Писать о деле монастыря Ватопед – нелегкая задача. Более трех лет продолжается следствие, которым занимаются авторитетные эксперты, и окончательный вердикт еще не прозвучал. Тем не менее, российские блоггеры за пару недель сумели разобраться, кто прав, кто виноват и уже сделали соответствующие выводы, по сути, лишь добавив путаницы в дело. Беседы архимандрита Ефрема: Плач по Богу Первым словом Христа, когда Он впервые вышел на общественное служение, был призыв: «ПОКАЙТЕСЬ!» В греческом языке этот глагол в повелительном наклонении настоящего (и продолжительного) времени очень точно передаёт смысл заповеди Христа. Спаситель как бы говорит «кайтесь постоянно». Беседы архимандрита Ефрема: Духовный опыт Афона Мой старец о.Иосиф был духовным чадом великого аскета, подвижника о.Иосифа Исихаста. Он рассказывал, что о.Иосиф говорил: слово «почему» является для монахов богохульством против Святого Духа. Старец Илий о монашестве [+Видео] О монашестве, послушании во вред, том, где искать духовников, отвечает опытнейший духовник схиархимандрит Илий (Ноздрин). «Таинство» послушания — в чем опасность? Представим себе музыканта, вся жизнь которого сводится к причитаниям: ах, я бездарь, тупица, глупец, ничего у меня не получается, ни к чему я не годен, etc, etc. Спросим его: почему так? – а он ответит: Потому что я не могу писать музыку, как Бах или Моцарт. Но, спрашивается, а почему, собственно, ты должен быть Бахом или Моцартом? Советы преподобных старцев Оптинских Читая оптинских старцев, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные. Игумения Екатерина (Ефимовская): «Быть всем слугой» Графиня, молодая, образованная, не стесненная в средствах, и к тому же замечательной наружности, следуя благословению старцев, идет в монастырь, чтобы оставить по себе на земле добрую память в нескольких странах: в России, Польше, Сербии и во Франции.

http://pravmir.ru/tag/monastyr/page/15/

Ростов. Авраамиевский Богоявленский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Кирпичная надвратная церковь, построенная в 1691 году на средства дворян Мещериновых над западными Святыми воротами монастыря. Бесстолпный четверик с трёхчастным алтарём, окружённый галереей, с парными башнями, примыкающими к западным углам здания. После пожара в 1826 года на средства А.П. Лотарева над церковью надстроен ярус звона колокольни в стиле классицизма. Закрыта в 1929 году, использовалась под жилье. В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме — последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта. В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 16 декабря 1994 года состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в котором начались регулярные богослужения. В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. В 1691 году на месте деревянной Никольской церкви неизвестным зодчим была построена каменная надвратная церковь, получившая то же наименование. Эта бесстолпная церковь стоит на подклете, окружена галереей и снабжена двумя фланкирующими башнями. Она представляет собой оригинальный вариант надвратных ростовских церквей. Ее объем удачно замыкает перспективу улицы, проложенной в конце XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=05701

В Воронеж доставят икону Божией Матери " Неупиваемая чаша " Воронеж, Икона Божией Матери " Неупиваемая чаша " прибудет в четверг в Воронеж, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Воронежской и Борисоглебской епархии. " По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского, из Серпуховского Высоцкого мужского монастыря для поклонения в Воронежскую и Борисоглебскую епархию с 3 по 31 декабря будет принесена всероссийская святыня - икона Божией Матери " Неупиваемая чаша " , - говорится в сообщении. С 3 по 8 декабря верующие смогут поклониться чудотворной иконе в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. Затем крестные ходы со святыней будут совершены в четырнадцати церковных округах епархии. Явление первообраза иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии был одержим страстью пьянства. От этого у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: " Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом " . Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: " Неупиваемая Чаша " . Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость. Чудотворная икона " Неупиваемая Чаша " находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Никиты Белого в Серпухове. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.

http://pravoslavie.ru/33013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (Евдокимов Евгений Владимирович; род. 1.11.1951, с. Калтасы, Башкирская АССР), архиеп. Александровский и Юрьев-Польский. Из семьи служащих. По окончании средней школы работал электриком на заводе. С 1969 г. учился в Воронежском технологическом ин-те. Во время учебы принял решение о получении духовного образования. Поскольку для поступления в ДС требовалось пройти воинскую службу, в 1971 г. оставил ин-т и был призван в Советскую Армию. В 1974-1977 гг. обучался в Московской ДС, а затем поступил в МДА. В течение неск. лет нес академическое послушание иподиакона у ректора архиеп. Владимира (Сабодана , ныне митрополит Киевский и всея Украины). 4 дек. 1980 г. в ТСЛ пострижен в монашество с именем Евстафий. 4 янв. 1981 г. рукоположен во диакона. В 1981 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о благодати прп. Симеона Нового Богослова». 27 марта 1982 г. рукоположен во иерея. По окончании МДА назначен профессорским стипендиатом и преподавателем заочного отд-ния Московской ДА и ДС, нес в ТСЛ послушание помощника эконома. В 1984 г. Е. возведен в сан игумена, направлен служить в Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь , затем был переведен в братию мон-ря. В 1986 г. награжден крестом с украшениями. В янв. 1988 г. направлен наместником архим. Тихоном (Емельяновым , ныне архиепископ Новосибирский) в командировку во вновь открывшийся Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь в качестве строителя, эконома и духовника обители. При Е. были отреставрированы Спасский и Никольский монашеские корпуса обители (1990-1991), отреставрированы и освящены Свято-Введенский собор монастыря и ц. свт. Николая Чудотворца (1992). В мае 1991 г. Е. назначен наместником ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мужского монастыря , переданного в ведение Ярославской епархии. При Е. мон-рю были возвращены из фонда Ростовского музея мощи свт. Димитрия Ростовского (4 июня 1991), мощи прп. Авраамия (25 дек. 1991). В нояб. 1991 г. в Иаковлевской ц. установлен иконостас из сохранившихся икон Зачатиевского собора мон-ря, также переданных из фондов Ростовского музея. 24 апр. 1994 г. Е. возведен в сан архимандрита. 25 авг. 1997 г. мон-рю была передана Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» (или «Утешение»), с этого дня в обители ежегодно установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/187462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Парфений, игум. Кизилташского мон-ря. Икона. 2000 г. (Журавлёв; 1815, г. Елисаветград Херсонской губ.- 22.08.1866, окрестности Кизилташского мон-ря), прмч. (пам. 4 сент., 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Одесских святых и 23 авг.- в Соборе Херсонских святых), игум. Кизилташского во имя святителя Стефана Сурожского мужского монастыря . Окончив Елисаветградское ДУ, 15 мая 1840 г. П. поступил послушником в Оятский Введенский мон-рь (см. Оятский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь ). В 1842 г. был переведен в Херсонский архиепископский дом, где нес послушание казначея. 23 дек. 1845 г. он был пострижен в монашество, 8 апр. 1846 г. рукоположен во иерея. С июля 1848 г. благочинный мон-ря Корсунской иконы Божией Матери в с. Корсунка, затем эконом в Херсонском архиерейском доме. В 1850 г. П. поступил в Балаклавский во имя великомученика Георгия Победоносца мужской монастырь . 30 марта 1852 г. был отправлен для исполнения треб в Тенгинское укрепление Черноморской береговой охраны. В авг. предложил проект машины для поднятия небольших тяжестей (весом до 400 кг), одобренный Новороссийским и Бессарабским ген.-губернатором кн. М. С. Воронцовым и начальником инженеров Отдельного Кавказского корпуса и управляющим Грузинским инженерным окр. ген. К. П. Ганзеном. В 1855 г. П. был помощником благочинного. В ходе Крымской войны, при обстреле Новороссийска с 28 февр. по 4 марта 1855 г. 5 неприятельскими судами, он неотлучно исповедовал и причащал раненых, отпевал погибших, за что награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. Вскоре получил увольнение, проживал в одесском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , затем стал смотрителем свечного завода Херсонского архиерейского дома. Его новый инженерный проект об удобном способе подъема кораблей, затонувших в Севастопольской бухте, заслужил благодарность контр-адмирала Г. И. Бутакова и вел. кн. Константина Николаевича Романова. 20 марта 1857 г. П. был награжден наперсным крестом от Синода, 7 апр. возведен в сан игумена с назначением в Ферапонтовский скит близ с. Сатунова (ныне с. Новосельское Ренийского р-на Одесской обл., Украина). Кроме того, П. имел бронзовый крест в память о Крымской войне, а также медаль и крест, учрежденные для служивших в Кавказской армии.

http://pravenc.ru/text/2579079.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010