Москва. Церковь Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре. Вознесенский собор Варсонофьевского монастыря /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До XVIII века переулок уже существовал и носил название Вознесенский по церкви Вознесения, стоявшей здесь когда-то. С развитием и ростом в XVIII веке стоявшего в переулке женского Варсонофьевского монастыря, известном с XVI века и упразднённому в 1765 году, стал называться Варсонофьевским. При монастыре было кладбище, куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. Впоследствии они были перезахоронены в Троице-Сергиевой лавре. В 1765 году монастырь был упразднён, а его собор стал обычной приходской церковью Вознесения. В конце XIX века переулок был застроен доходными домами, многие из которых сохранились до нашего времени. В 1931 году снесена церковь Вознесения. Нижняя Введенская церковь заложена в 1692 г., освящена 15 июля 1701 г. Постройка верхней Вознесенской начата в 1709 г., закончена в 1730 г. Двухэтажный храм типа восьмерик на четверике, замечательный образец московского барокко. В 1761 г. внизу устроен придел Тихвинской Божией Матери. Новая ампирная колокольня 1830-х гг. Храм закрыт в 1929 г., сломан в начале 1931 г. В конце XV — начале XVI века между Большой Лубянкой и Рождественкой появился Вознесенский женский монастырь. Историки считают, что посвящение имени святого Варсонофия Тверского он получил после того, как неподалеку основали Тверское подворье. По другой версии, монастырь был назван по имени Варсонофии, его первой игуменьи, матери митрополита Московского Филиппа. В прибавлении к названию монастыря — «что на рву» — когда-то сохранялась память о московских укреплениях, предшествовавших стене Белого города. Стоял монастырь на месте дома 5 по перенявшему его имя Варсонофьевскому переулку. Монастырь этот звался в Москве «убогим» — в нем хоронили людей, умерших без церковного покаяния: тела неизвестных, найденных на улицах, странников, бездомных, погибших насильственной смертью.

http://sobory.ru/article/?object=34250

Юрьев-Польский. Петропавловский монастырь. Карта и ближайшие объекты Петропавловский монастырь «близ города Юрьева» существовал с XVI века как мужская обитель. Во время «литовского разорения» он был разрушен и сожжен. По другим сведениям, он был основан в XVII веке митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом, а позднее пришел в упадок. Долгое время монастыря здесь не было. Деревянная приходская церковь Петра и Павла на этом месте была заново отстроена в XVII веке и около двух столетий существовала под постоянной угрозой закрытия и даже сноса, однако каждый раз происходило что-либо, что спасало храм. В начале XIX века церковь значится «стоящей на кладбище». В 1825 году юрьевцы подали прошение в губернское правление о сносе ветхой Петропавловской церкви. Храм был передан Михайло-Архангельскому монастырю, и по указу Синода в 1830 году окончательно обветшавшую церковь снесли. Некоторое время здесь была пустошь, отошедшая в собственность крестьянам соседнего села Федосьина. Землю эту выменял у крестьян юрьевский купец Петр Бородулин, решивший возобновить храм. В 1843 году неподалеку от городской заставы началось грандиозное строительство. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла. Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода. Новую жизнь ему дал большой городской пожар 1871 года, уничтоживший женский Введенский монастырь. Оставшиеся буквально на улице монахини получили разрешение занять Петропавловскую церковь, ставшую впоследствии соборным храмом монастыря. С 1874 года обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской. Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в это же время. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.

http://sobory.ru/article/?object=17349

Великие Луки. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты Вознесенский собор - бывшая Петропавловская церковь Вознесенского монастыря. Ныне вместо стен окружена новостройками, отреставрирована. Вновь освящена в 1990 г. Свято-Вознесенский собор - это бывшая церковь Вознесения Господня женского Вознесенского монастыря. Построена в 1752 году " тщанием игуменьи Маргариты Карцевой " . Стиль барокко. Имела три престола: главный - во имя Вознесения Господня, и придельные пристроенные в 1826 году - во имя Святого Пророка Илии и во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба. На колокольне висело 9 колоколов, самый большой из них весил 188 пудов 37 фунтов.  После революции монастырь был закрыт. В 1924 году были выселены монахини и собор стал использоваться как склад. Реставрация началась в 1990 году и продолжалась почти десятилетие. Служба возобновилась в 1995 году. Ильинский мужской монастырь располагался в восточной части Великих Лук и по средневековой традиции служил своего рода заставой, оберегавшей город. Увы, деревянные стены монастырского комплекса оказались ненадёжной защитой в лихие годы Смутного времени и сгинули в огне пожаров. Уничтоженную святыню в 1643 году отстроили заново, однако спустя тридцать лет пришедшие в упадок строения предназначали к сносу: с тем, чтобы на их месте устроить женский Вознесенский монастырь. Последних монахов перевели в другую обитель. Решение об этом в 1675 году принял митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий - по прошению горожан и престарелых монахинь разрушенного в годы Смуты Введенского монастыря. Воплотить замысел оказалось нелегко: строительство монастырских стен и основных помещений заняло много времени и потребовало немало сил и ресурсов (например, церковную утварь для будущего храма игуменья Марфа с сёстрами собирала от жертвователей по всей епархии - от Великих Лук до Новгорода). Свою лепту в богоугодное дело вносили состоятельные горожане. Так, в 1692 году с благословения митрополита Корнилия на средства городского посадского человека Игнатия Базова в монастыре была выстроена деревянная церковь Вознесения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=01594

Почему человеку кажется, что все не так, как должно быть? На вопросы радиослушателей отвечает архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Георгий Титов. 13.01.2014 10:33:09 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире православная радиостанция «Радонеж». Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Георгий Титов. Вы можете задавать свои вопросы по телефону прямого эфира, или присылать их по смс. Так же, братья и сестры, мы хотим объявить, что наш монастырь проводит сбор пожертвований для детей -инвалидов, для детей- сирот, просто для инвалидов. В общем, для всех нуждающихся в нашем внимании. Сбор пожертвований приурочен к Рождеству. Для этого мы принимаем ваши денежные пожертвования в наш монастырь по адресу г. Иваново, улица Базисная, дом 23. Введенский женский монастырь.  -Батюшка, благословите.  -Бог благословит.  - Почему в нашей жизни, некоторые так думают, все не так, как надо? Не то правительство не та зарплата, не тот муж или не та жена, которая должна была бы быть у меня. Не те соседи по лестничной площадке, не то жилье, и вообще не в той стране я родился. Почему человеку кажется, что все не так, как должно быть?  -Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Конечно, это вопрос очень интересный. По началу, когда Бог создал человека, все было прекрасно. Потому что человек, Адам, и Бог были едины. Но когда человек согрешил грех непослушания и не покаялся, вся природа нарушилась. Господь сказал: будь проклята земля. И все животные отвернулись от человека. И все разрушается. Природа стала к человеку агрессивна. И так во всем. Пошли беда за бедой. И в Ветхом завете, и в Новом завете Господь вещал: терпением спасайте души ваши. Претерпевший до конца спасется.  Почему у нас все не так, как надо? Потому что мы не живем по заповедям Господним. Потому что в Евангелии, когда мы его открываем, видим зеркало нашей души. Если мы исполняем то, что Господь говорит, то все становится на свои места. Ведь Денница, который упал с неба, захотел быть Богом, знать все, что знает Бог. И, конечно, упал с неба за свою гордыню. Архангел Михаил сверг его и третью часть ангелов. Тогда дьявол Денница вошел в змея, и когда Ева гуляла по райскому саду, он сказал человеческим голосом: Ева, я здесь. Это правда, что Господь сказал, что если вы вкусите запрещенный плод, то вы совершите грех? Она говорит: да. Господь это знал, что когда вы вкусите этот запрещенный плод, вы будете знать все, что знает Бог. И, конечно, ей захотелось знать все, что знает Бог. Так произошло падение, но не было покаяния. И вот что надо сказать. Поскольку я исповедую людей, огромная масса людей приходит с одним и тем же вопросом: почему мне Господь не помогает? Почему у меня в семье беды, болезни, скорби? И ребенок рождается больным прямо с малых лет?

http://radonezh.ru/text/pochemu-chelovek...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав этою округа входят церкви следующих сел: Введенского, Гориц, Дунилова, Елюнина, Ерлыкова, Калачева, Калбацкого, Котцына, Кохмы, Пупок, Сидоровского, Сенникова, Стромихина, Чернцов-Ильинских и Юрьевского на Молохте. Введенское Село Введенское, на речке Молохте, от уездного города находится в 12 верст., а от губернского города в 120 верстах. В старинные времена при сем селе существовал женский монастырь, именовавшийся по имени храма Введенским; время основания его неизвестно. До 1783 г. монастырь был приписан к Николаевскому Шартомскому монастырю, близ которого находился. Упразднен при учреждении штатов в 1764 г. 20 В настоящее время в селе две каменные церкви: холодная и теплая; колокольня при них каменная же. – Холодная церковь построена в 1807 году усердием прихожан. Престолов в ней два: главный – в честь Введения во храм Пресвятые Богородицы и придельный – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы. Теплая церковь построена в 1845 г. также усердием прихожан. Престолов в сей церкви три: главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери и придельные – в честь Успения Божией Матери и в честь Архистратига Михаила и прочих Сил Безплотных. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. и хранится в церкви. Земли при сей церкви: усадебной 1,368 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. Плана на землю и межевой книги не имеется. Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 19 руб. 25 коп., от земли 20 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 855 руб., а всего в год до 925 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни; Федосово, Жары, Десятская, Павлово, Теплинцево, Захарьино, Желтоносово, Лобаниха, Белягино, Матрохино, Данильцово, Софронцово, Панкратцево, Антоново, Погорелки, Новое, Волгасиха, Жирохово, Родионцево, Кухтино и Колесницы. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 268, душ мужеского пола 1,074 и женского пола 1,201 душа; в том числе раскольников: мужеского пола 7 душ и женского пола 11 душ. Горицы

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Покровские Селищи. Варсонофиевский монастырь. Карта и ближайшие объекты Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский (во имя свт. Варсонофия Тверского) женский монастырь возник на месте обычного прихода, в с. Покровские Селищи (Покровское) Зубово-Полянского р-на. Селищенские мокшане, принявшие крещение, как и все окружающие мордовские села, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1743, уже вскоре проявили себя как хорошие христиане, построив себе сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский (1756). От летнего храма пошло второе, церковное наименование села, – в отличие от недалекого русского Селища, Введенского тож. В XIX в. сложившийся крупный Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 чел., разделился на два: соседнее с. Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшее 3900 жителей, в 1854 построило себе деревянную Покровскую церковь с Никольским приделом, а затем, на рубеже XIX и ХХ вв. – грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами – Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь св. кн. Владимира св. муч. Ирины, спроектированный по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 селищенские и бозуновские крестьяне входили в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор преподобный Серафим, его иконы высоко чтятся местными верующими. В 1920-е верующим удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 оба села церкви потеряли, причем в Покровском Селище здания еще долго стояли нетронутыми, то в Новых Выселках храм был разрушен до фундамента. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады, предварительно свалив колокольню и кресты. В 1975 Покровский и Никольский храмы, признанные памятниками архитектуры XVIII в., были поставлены на государственную охрану, что не помешало вскоре летний храм снести. С возникновением  Саранской епархии в Покровских Селищах возродился приход. В феврале 1992 в бывшей Никольской церкви, вновь освященной во имя свт.

http://sobory.ru/article/?object=13783

Соликамск. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Летняя Спасо-Преображенская церковь построена в 1683-1692 г. на средства московской купеческой вдовы Евдокии Щепоткиной для женского Преображенского монастыря. Строил ее Логин Корсаков «со товарищи». Единственный престол храма был освящен в честь Преображения Господня. После переведения монастыря в Уфу в 1765 г. храм стал приходским. В 1929 г. приход был ликвидирован. Богослужения в Преображенской церкви возобновились в 1991 году. В храмах этого прихода служил до революции диакон Василий Воскресенский, убиенный в 1918 г. и прославленный Русской Православной Церковью в лике мучеников в 2000 году. Преображенская церковь построена по традиционной схеме - с трапезной и колокольней над папертью. Полукруглая апсида и низкая сводчатая трапезная соединяются с основным храмовым кубом трехарочными проемами. Гладкие стены и завершающие их закомары, контрастируют с нарядными пятью главами на высоких круглых барабанах с аркатурно-колончатыми поясами. Своеобразие в силуэт храма вносит невысокая приземистая колокольня с широко открытым ярусом звона и каменным шатром со слуховыми окнами. Памятник истории и архитектуры федерального значения. С сайта www.ioann.i-perm.ru/city.php и www.perm1.ru/ Храмовый комплекс Преображенского женского монастыря, состоящий из летней Преображенской и тёплой Введенской церквей, располагается на восточной окраине города, в непосредственной близости от городского кладбища с церковью Жён-Мироносиц, в значительном удалении от исторического центра. В первой половине XVII века здесь находился Михайло-Архангельский монастырь, который сгорел в страшном городском пожаре 1672 года. Кроме деревянного храма, в обители были кельи и ограда. И вот наступает золотой период расцвета Соликамска! По всему городу на месте деревянных храмов строятся новые, но уже в камне. Решено было восстановить на этом месте женский монастырь. Средства на создание женской обители и на строительство двух храмов (тёплого и холодного) выделила Евдокия Никифоровна Щепоткина, вдова солепромышленника Щепоткина.

http://sobory.ru/article/?object=05969

В.Березин, В.Добронравов Город Вязники (краткий исторический очерк) Г. Вязники, – под 56° 15» северной широты и 59° 48» восточной долготы, на р. Клязьме находится в 105 верстах от губернского города, по Московско-Нижегородскому шоссе и в 6 верстах от станции «Вязники» М.-Нижегород. железной дороги. – Город расположен у подножия высокой горы, идущей по правому берегу Клязьмы. Уездный город Вязники получил свое начало в 1778 г. при образовании Владимирского наместничества, когда государственная Вязниковская слобода переименована была в город. Имя Вязниковской слободы встречается в исторических актах, начиная с XVII века. Но заселение этой местности началось, конечно, значительно ранее. Рядом с Вязниками в настоящее время находится Ярополченская слобода, имя же Ярополч встречается в актах XIV века. – Так в договорной грамоте вел. кн. Василия Димитриевича с его двоюродным дядею кн. Владимиром Андреевичем 1889 г. сказано; «а за каким делом отъимется от тобе Ржева, дати ми тобе во Ржевы место Ярополч да Медуши» 80 . Положим, что здесь имя Ярополч обозначает целый округ, принадлежавший вел. князю, который впоследствии назывался государевой Ярополченской волостью, но в виду того, что это имя сохранилось только в Ярополченской слободе, можно с достаточною вероятностью предполагать, что и в то время т. е. в 1389 г. здесь находилось уже поселение. Но никаких исторических сведений об этом поселении не имеется до начала XVII века. В начале XVII века, по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., существует уже Вязниковская слободка с церковью во имя св. Николая Чудотворца, а на Ярополченской горе село Минино с церковью во имя Архистр. Михаила; слободка и село были вотчиной боярина кн. Фед. Ив. Мстиславского, которому в то время принадлежала почти вся Ярополченская волость, ставшая после Мстиславского государевой дворцовой волостью. С 1685 г., по свидетельству тех же книг, в Вязниковской слободке появляется женский Введенский монастырь; в 1648 г. появляется мужской Благовещенский монастырь. – Село Минино значится и в писцовых книгах 145, 151 и 155 г. г.; в них кроме Архангельской церкви показана в Минине и другая церковь во имя св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри. В 1554 году архиепископ Пимен, как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского († 1392; память 27 июля/9 августа), выстроил над гробом его храм во имя святого великомученика Пантелеймона, память которого празднуется в день кончины блаженного Николая, 27 июля. 30 апреля 1558 года им открыты мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, затворника Печерского († 1108; память 31 января/13 февраля и 30 апреля/13 мая), по особому видению. Во сне явился ему муж с едва заметной бородой и сказал ему: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. По распоряжению архиепископа Пимена игумен Московского Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя Никиты. В 1560 году архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь. В 1566 году освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте, а в 1568 году – новую церковь Николая Чудотворца. Заботился владыка Пимен и о старых храмах: в 1557 году «обложил» Никитинскую церковь, в 1558 году поновил придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, а через два года устроил в соборе царское и святительское места, в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1558 году архиепископ Пимен организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве, в 1561 году провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора. Для Софийского собора был отлит самый большой новгородский колокол-благовестник в 500 пудов, который в 1570 году царем Иваном Грозным был перевезен в Александровскую слободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Завершился визит княгини Марии Владимировны на Украину Иеромонах Никон (Белавенец) о последних днях пребывания главы Российского Императорского Дома на украинской земле 02.06.2011 2997 Вчера завершился визит главы Российского Императорского дома княгини Марии Владимировны на Украину . Утром 29 мая княгиня на яхте совершила переход из Фороса в Ялту, причем впервые почти за сто лет яхта шла под Императорским штандартом. На набережной в Ялте Мария Владимировна осмотрела памятную доску, посвященную Императрице Марии Федоровне, которая покинула Ялту в 1915 году. Затем княгиня совершила молитву в расположенной неподалеку часовне Новомучеников и Исповедников Российских. В тот же день Мария Владимировна осмотрела окрестности и достопримечательности Ялты, в частности, дворец эмира Бухарского, дачу Иосифа Виссарионовича Сталина «Малая Сосновка» и Ливадийский дворец. 30 мая княгиня прибыла в Симферополь, где направилась в Свято-Троицкий женский монастырь. В монастырском соборе митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем был совершен молебен перед мощами святителя Луки Войно-Ясенецкого. Затем владыка Лазарь поприветствовал княгиню, подчеркнув, что для всех жителей Крыма ее визит - это большая честь, утешение и укрепление. Из Свято-Троицкого монастыря княгиня прошла в Петропавловский кафедральный собор, где поклонилась мощам святителя Таврического Гурия. Из собора Мария Владимировна отбыла в аэропорт, где ее провожали заместитель председателя Совета Министров Автономной Республики Крым Георгий Псарев, зампред председателя Совмина АРК Григорий Иоффе и заместитель городского главы Симферополя Игорь Главков. Между ними состоялась беседа, во время которой княгиня Мария Владимировна подчеркнула, что благодарит жителей Крыма за память о Российском Императорской доме, которую они передают следующим поколениям. После этого княгиня отбыла в Киев. Утро 31 мая Мария Владимировна начала с посещения Покровского женского монастыря, где по поручению Блаженнейшего митрополита Владимира ее приветствовал архимандрит Домиан, наместник Введенского монастыря, и помощница настоятельницы послушница Наталия. Они проводили главу Российского Императорского дома по территории обители, после чего в монастырском соборе была совершена молитва перед мощами преподобной Анастасии, в миру Великой княгини Александры Петровны, жены Великого князя Николая Николаевича-Старшего.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/06/02/za...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010