И большинство так и делают, потому что это проще. А Господь сказал: «От дней Иоанна Крестителя», то есть с тех пор, как впервые проповедано Царствие Божие и покаяние, «Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» – те, кто будет трудиться, заставлять себя молиться, заставлять себя поститься, заставлять себя добрые дела делать, заставлять себя ходить в храм, заставлять себя готовиться к причастию, заставлять себя посещать больных. Те, кто будет заставлять себя отказываться от того, что мешает войти в Царствие Небесное, будет рассуждать: вот я собираюсь нечто сделать – это меня приблизит к Царствию Небесному или отдалит? Если приблизит, то, значит, я это буду делать. Если отдалит, я не буду делать. Потому что Господь как сказал? «Ищите прежде Царства Божия», а остальное «все приложится вам». Если хочется мне этого вечного блаженства, то, значит, я буду себя понуждать. Если не хочется, значит, буду как все. Хочешь быть как все? Пожалуйста, будь кошкой и собакой, это дело твоего добровольного выбора. Это не Бог тебя накажет, когда ты в аду окажешься, нет, это ты сам добровольно выбрал. Церковь -то открыта, вот оно, Царствие Небесное: здесь и слово Божие мы слышим непосредственно, слово в слово – как Он сказал, то мы и слышим; и Телом Своим Бог здесь присутствует в Святых Тайнах; и Духом Своим присутствует. Господь же сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» – значит, Он здесь. Так что же нам мешает к Нему приблизиться, с Ним вступить в общение и остаться с Ним навсегда? Только наше нежелание хранить слово Божие в своем сердце, нежелание этого блаженства. Нам что-то на стороне дороже – некий плод, который все время нас соблазняет. И вместо того, чтобы покаяться в этом, мы еще начинаем Бога обвинять, людей, ищем себе всякие оправдания. Поэтому, к великому сожалению, не все из нас спасутся. И это не только мое сожаление, Сам Господь об этом сожалеет. Он говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», только тот. А остальные? Остальные все погибнут люто: «смерть грешников люта», потому что за ней только мрак и ужас и никакой надежды. Надежда есть, только пока мы здесь, на земле, живем и сознательно выбираем Царствие Небесное. Помоги нам, Господи, сделать этот выбор и в этом выборе остаться. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

И не бе в кивоте, кроме двух скрижалей завета, яже положи тамо Моисей в Хориве, яже завеща Господь. И бысть, яко изыдоша священницы от святаго, и облак исполни дом. И не возмогоша священницы стати служити от лица облака,/яко исполнися славы дом Господа Бога Вседержителя. И не было ничего в ковчеге, кроме двух [скрижалей каменных,] скрижалей Завета, которые положил туда Моисей на Хориве, что заповедал Господь. И было, когда вышли священники из святилища: и облако наполнило дом [Господень]; и не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава [Господня] наполнила дом Господа (Бога Вседержителя). 3 Цар 7:51; 8:1, 3–7, 9–11 Пророчества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44): 3. Пророчества Иезекииля чтение Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень. [Так говорит Господь:] со дня восьмого и далее будут приносить священники на жертвеннике всесожжения ваши и жертвы о спасении вашем; и Я благосклонно приму вас, говорит Господь. И возвратил он меня на путь ко внешним вратам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: “Врата эти будут затворены, и не отворятся, и никто не пройдет через них, ибо Господь, Бог Израилев, пройдет через них, и они будут затворены. Потому правитель – он сядет в них, чтобы вкусить хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет”. И ввел меня по пути к воротам святилища, тем, что к северу напротив храма, и я увидел: и вот, полон славы дом Господень. Иез 43:27; 44:1–4

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мы слышим Евангелие о Марии, которая села у ног Господа и слушала слово Его. Точно так же другая Мария, трехлетняя Отроковица, входит во Святое Святых, чтобы быть всегда в присутствии Божием. Это первое, что мы узнаем о Ней, это то, что определяет Ее. Евангельская Мария вся устремлена к Богу, ее взор обращен к Нему. Она у ног Господа, чтобы лучше слушать слово Его. Он — Сам Слово, и она хочет не просто слушать Слово, но, слушая, принимать Господа в Себя. Она принимает Его в доме видимом, чтобы принять Его в доме, который есть она сама. Она исполнена любви, для нее естественно сидеть у ног Его. И Господь говорит в ответ на ее любовь. Чтобы стать зримой, любовь, исходящая от Господа, должна иметь любовь приемлющего ее. Его любовь подобна светильнику, который Он доверяет ее хранению. Она — хранительница Его любви, потому что она уже любит. Господь дает Ей, потому что она уже имеет. Как Он Сам говорит: «Имеющему будет дано». Она слушает слова — в их совершенстве и новизне. Каждое слово отмечено тем, что оно Господне. Каждое слово исполнено вечного значения, оно всегда совершенно, и всегда исходит из своего источника. Господь открывает Себя любовью. Он без конца дает людям новое выражение любви, которое они могут понять. Его слово будет хранить это сияние до скончания мира. Потому что Господь — в том, что Он говорит. Она восприемлет в слове Господа Его Самого. Через слово она питает свою душу Господом. Точно так же Пречистая Дева «входит воспитатися во Святое Святых». Ее жизнь и Ее помыслы — в Господе. Она будет жить у ног Господа, внимая Его словам, рядом с Его Божеством. Как удивительно это событие, происходящее в доме Марфы, где сестра ее Мария являет для нас прообраз другой Марии — Божией Матери! Марфа тоже действует любовью. И она все делает ради служения Господу.

http://pravoslavie.ru/3814.html

Когда таким образом кающийся христианин, с искренним сокрушением о своих грехах, с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, живою верою во Христа Спасителя и надеждою на Него, приходит к пастырю церкви и исповедует пред ним свои беззакония, служитель Божий внимает исповеданию и именем Господа Иисуса разрешает, отпускает, прощает все грехи истинно кающегося. Сокрушенная исповедь через разрешение священника производит сочетание Божеской и человеческой стихий в покаянии, из них выходит новая тварь, как вначале из купели крещения. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды… тогда придите, и рассудим, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю» (Ис.1:16—18). Таинство Св. Причащения Получить прощение грехов — не значит еще из нечестивого сделаться праведным, из грешника — святым: праведность и святость предполагают и соответствующее этим определениям содержание души. Через таинство же покаяния человек делается только способным к восстановлению совершенного им через грех разрыва между грешной душой человека и ее Спасителем, становится готовым снова принять в себя Дух Христов. И как освободившемуся от телесного болезненного процесса необходимы для полного восстановления его сил и начала здоровой деятельности и чистый воздух, и здоровое питание, так и выздоровевшему духом необходима бывает тотчас же атмосфера Христовой веры и любви, как воздух спасения, и истинное духовное питание для укрепления воли в добре. В храм к богослужению особенно усилено призывается кающийся в своих грехах, так как там он найдет и сильное побуждение к покаянию, и ободрение в своих покаянных чувствах; в храм призывается и раскаявшийся грешник, так как только в храме он найдет и так нужную для его очищенной души атмосферу веры и любви, и ту истинную в таинстве Причащения пищу, которой жаждет его открытая для любви к Богу душа. Таинство Причащения является мистическим приобщением, причастием людей Богу, друг другу, всему человечеству и всему, что только существует через Христа в Святом Духе.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Местом жительства Товита и некоторых из его соплеменников в Ассирии служила, по книге Товита, Ниневия ( Tob. I:3, VII:3, XI:14–16, XIV:1 ). Свидетельство это, вопреки мнению некоторых исследователей кн. Товита, удобосогласимо со свидетельством 4Цap. XVII:6, XVIII:11 о территории расселения израильтян в ассирийском плену, – и это тем более, что и по книге Товита, как по 4 Цар., израильские поселенцы были и в городах мидийских: Рагах или Раге ( Tob. V:1, 20, V:6, IX:2 ) и Екбатанах ( Tob. III:7, VII:1, XIV:12–13 ). 2б-3 . (LXX 3 ст.). Отличительным свойством и основным достоинством Товита была цело-жизненная его верность путям истины, αληθεας, т.е. вере и богопочтению отцов, и правды, δικαιοσνης – деятельной любви и благотворительности к бедным соплеменникам, к чему в плену было весьма немало поводов (ср. ст. 17). Тов.1:4 Когда я жил в стране моей, в земле Израиля, будучи еще юношею, тогда все колено Неффалима, отца моего, находилось в отпадении от дома Иерусалима, избранного от всех колен Израиля, чтобы всем им приносить там жертвы, где освящен храм селения Всевышнего и утвержден во все роды навек. Тов.1:5 Как все отложившиеся колена приносили жертвы Ваалу, юнице, так и дом Неффалима, отца моего. Тов.1:6 Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец, Тов.1:7 и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал ее в Иерусалиме; Тов.1:8 а третью давал, кому следовало, как заповедала мне Деввора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою. 4–8 . Верность же Товита чистой вере отцов и законному богоучрежденному культу выразилась еще во дни юности его в бытность его на родине – в том, что, при всеобщем господстве в Израильском царстве введенного Иеровоамом I культа тельцов (ст. 5, см. 3Цap. XII:19, 23, 30 , см. Толков. Библ. т. II), и при всеобщем же отпадении израильтян от Иерусалима, как религиозно-политического центра, – Товит один с немногими неопустительно посещал Иерусалимский храм, ревностно совершая там установленные законом жертвы и теократические приношения (ст. 4, 6–8, сн. Ucx. XXII:29, XXIII:17 ; Bmop. XVI:16–17 ). Возможность для Товита совершать эти паломнические путешествия в последние дни существования Израильского царства подтверждается известием 2Пар. ХХХ гл., что на призыв иудейского царя Езекии праздновать пасху в Иерусалиме туда прибыли некоторые жители Израильского царства, чему не делал препятствий последний царь израильский Осия ( 4Цap. XVII:1–2 , см. Толков. Библ. т. II, ср. у проф. Дроздова, с. 430–431). В отличие от т. LXX и других, Вульгата ведет речь о Товите в 3-м лице, а не в первом, как др. тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы снова узнаём сегодня, что такое богородичные праздники. Где Божия Матерь — там легкость и кротость, и там огонь. Но этот огонь спешит, у него нет времени сжигать нас, потому что это искра, которая скачет, летит и переходит от одного к другому. И Божия Матерь соединяет нас всех в единой радости, в которой присутствует радость Бога. Но чтобы этот огонь, всегда стремящийся передать себя, с такой же легкостью переходил от одних к другим, — зависит от нас! Церковь пророчески свидетельствует об этом в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Еще много что имеет Церковь сегодня нам сказать. И прежде всего может быть, о том, что Божия Матерь показывает на этом пути всех самых меньших — на этом пути детства. Чтобы и мы всю жизнь учились в простоте и смирении, и в детском доверии Богу восходить во Святое Святых. В истории святости много святых, которые были облагодатствованы присутствием Божией Матери, когда они чувствовали, что Она рядом с ними, не видя Ее и не слыша Ее. Это уже — величайший дар. Будем стараться так жить, чтобы ничем не опечалить Духа Святого, чтобы Божия Матерь была с нами. Но то, о чем пророчествует этот праздник и что уже исполняется в нем, — больше чем дар Ее присутствия с нами. Нам дается узнать, что мы едины с Ней, что Бог совершает это чудо нашего ради спасения. Это принадлежит нам. Только через такое единение узнаем мы волю Божию о нас. Мы призваны быть причастниками Нового Завета, который Бог заключил с нашей человеческой природой через Нее. Она вся принадлежит Богу, и потому — Она наша Мать. И все, что у Нее есть, Она спешит дать нам. Литургия Лк, 54 зач., 10, 38—42; 11, 27—28 Тогда пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

http://pravoslavie.ru/3814.html

Но когда надлежало исчезнуть тьме ночной обладавшей землёю, и благодатное солнце – Христос готов был воссиять миру; тогда долженствовал явиться и предтеча солнца, блестящая утренняя денница, Предтеча Христов Иоанн, чтобы приготовить путь Господу. В это время, во дни Ирода, Царя Иудейского, жил от племени Авии сын Священника Варахии, Священник Захария. Он имел и жену из племени же Ааронова Елисавету, внучку Священника Матфана, сестру Анны, Матери Пресвятой Богородицы. Захария и Елисавета были оба праведны пред Богом, во всём беспорочно поступали по заповедям и уставам Господним. Но Господь посетил Елисавету неплодством. Супруги не имели детей, и пламенно моля Господа даровать им детище, состарились бездетными. Захария с Елисаветою жили в городе Хевроне и, как думают иные, кроме городского дома имели ещё дом загородный в расстоянии полчаса езды от города. Родилась в мир та Жена, Семя Которой должно стереть главу змия; исполнилось Марии три года и Праведные Родители Ея Иоаким и Анна, выполняя обет свой, ввели Пречистую Отроковицу в Храм; в то время Захария (говорят писатели почитающие Захарию Первосвященником), как Пророк восхваляя Отроковицу, ввёл Её во Святая Святых, куда не позволялось входить не только женщинам, но и Священникам; один только Архиерей вступал туда, и то раз в год, а Захария позволил Деве Марии во всякий час входить молиться во Святая Святых. Пребывая во Храме, Мария день ото дня росла и укреплялась духом. Захария, исправляя своё служение во Святилище, видал Её в беседе с Ангелом, приносящем Ей пищу. Так прошло от дня введения во Храм Девы Марии одиннадцать лет, когда однажды Захария по обычаю отправляя во Храме седмицу чреды своей в то время, как множество народа молилось вне Храма, вошёл во Храм Господень окадить алтарь фимиамом; вдруг явился ему Ангел Господень, стоящий по правую сторону алтаря кадильного. Захария узрев Ангела, смутился и пришёл в страх. Но Ангел глаголал ему «не бойся Захария; услышана молитва твоя; жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь ему имя: Иоанн 2 . И будет тебе радость и веселие, и о рождении его возрадуются многие; потому что он будет велик пред Богом, не будет пить вина и никакого напитка; и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцев детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ готовый ( Лук.1:13 –17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обратим внимание также на то, что две скрижали, принятые Моисеем от Господа в первый раз, были написаны перстом Божиим (LXX: τ δακτλω το θεο) или, как пишет Псевдоварнава, перстом руки Господней в Духе ( τ δακτλω τς χειρς κυρου ν πνεματι). Это выражение Псевдоварнавы понималось некоторыми так, что автор, прибавляя εν πνεματι, хотел лишь предотвратить представление о руке Господней как о руке человека 92 . Однако, принимая во внимание общий характер послания, когда положения ВЗ истолковываются духовно, в христианском контексте, здесь следует видеть то, что Моисей воспринял завет в духе, ибо «скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий» ( Исх. 32:16 ). К этому же пониманию нас подводит и сама последовательность событий у горы Синай. Узнав, что народ поклонился тельцу, Моисей разбил духовные скрижали 93 , написанные рукой Божией, ибо он «принял завет, но они не были достойны его» 94 . Тем самым для народа было закрыто непосредственное, духовное ведение заповедей Божиих до времени пришествия Христа. Моисей же, умолив пощадить народ, во втором восхождении на гору «пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» ( Исх. 34:28 ). Мы видим, что теперь, «по причине преступлений», закон преподается «через Ангелов, рукою посредника ( ν χειρ μεστου)» ( Гал. 3:19 ) – Моисея 95 , который единственный из всего народа оказался способным понести скрижали заповедей духовно и от которого Бог хотел 96 начать многочисленный новый народ ( Исх. 32:10 ). Но, не начав нового народа, Бог вручил тому народу, который остался с Моисеем, закон, имевший временный характер, как и грех – причина, его вызвавшая. А действие закона ограничено временем прихода веры и благодати ( Гал. 3:25 ). И вот новый народ, начавшийся не от Моисея, но через Иисуса Христа, созидает новый нерукотворный храм истинный и угодный Богу – духовный храм ( πνευματικς νας) в сердцах своих 97 . 2.3. Послания Климента

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы — дети Божии 30.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Введение во храм Пресвятой Богородицы Сегодня царство детей на земле. Все, что делают, — делают для детей. И дети заставляют все делать, как если бы они держали нас за руку. Самое малое — и самое великое и прекрасное. Что бы мы стали делать, что бы стало с миром без детей? Откуда эта уверенность в их открытом взоре, прямом и кротком, идущем прямо из рая? В их взоре, в их голосе, во всех их движениях, в их царственном, благоговейном и внушающим благоговение существе — блаженство и неподражаемая невинность. Мы знаем, почему они все — наши лучшие учителя, почему они так распоряжаются нами. Все младенцы — от Богомладенца Христа. А Христос рождается, потому что Младенец Пречистая Божия Матерь входит во Святое Святых. Мы не видели Богомладенца Христа, но мы видели младенцев, принявших крещение. Мы помним в Евангелии, как приносили ко Господу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики не допускали их. За этими детьми стояли их матери, которые нежно подталкивали их вперед или просто несли на руках. Господь создавал вокруг Себя особенную атмосферу доброты и простоты. Эти женщины были бесконечно счастливы, когда Он благословлял их детей. Им так хотелось, чтобы они были рядом с Ним! Увидев строгость учеников, заботившихся о поддержании в толпе порядка, Господь вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-16). В праздник Введения во Храм трехлетней Отроковицы Пресвятой Богородицы Церковь впервые воспевает ирмосы «Христос раждается» и приглашает нас восходить к Вифлеему с расположением ребенка, с его простотой, открытостью и доверчивостью. Более того! Нам надо самим стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — скажет Господь еще раз, поставив дитя перед всеми людьми (Мф.

http://moral.ru/сегодня-царство-детей-на...

Особняком от других произведений стоит «Житие св. Антония» – первое в истории христианской письменности житие, послужившее образцом для всей средневековой агиографической литературы. Для нас особенно интересны детали, раскрывающие идеологию и взгляды раннего монашеского движения. Описание того, как Антоний решил стать монахом, стало традиционным для жанра житий святых: По смерти родителей остался он с одною малолетнею сестрою, и будучи восемнадцати или двадцати лет от роду, сам имел попечение и о доме, и о сестре. Но не минуло еще шести месяцев по смерти его родителей, он, идя по обычаю в храм Господень и собирая воедино мысли свои, на пути стал размышлять, как апостолы, оставив все, пошли вослед Спасителю, как упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам апостольским для раздаяния нуждающимся, какое они имели упование и какие воздаяния уготованы им на небесах. С такими мыслями входит он в храм; в чтением тогда Евангелия слышит он слова Господа к богатому: «...Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). Антоний, приняв это за напоминание свыше,... выходит немедленно из храма, и что имел во владении от предков, дарит жителям своей веси, чтобы ни в чем не беспокоили ни его, ни сестру; а все прочее движимое имущество продает и, собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив несколько для сестры. Но когда, вошедши опять в храм, услышал, что Господь говорит в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Мф.6:34 ), ни на минуту не остается в храме, идет вон и остальное раздает людям нуждающимся; сестру, поручив известным ему и верным девственницам, отдает на воспитание в их обитель, а сам перед домом своим начинает упражняться в подвижничестве, внимая себе и пребывая в терпении. («Житие Антония», гл. 2) В этом описании важны следующие моменты: во-первых, обычное представление связывало монахов с пустыней. Афанасий же подчеркивает, что св. Антоний ходил в церковь , т.е. участвовал в сакраментальной жизни общины; во-вторых, в основе его решения стать монахом лежит не стремление к личному, мистическому общению с Богом, а библейское учение: Антоний просто хочет жить согласно Евангелию. Он удаляется от мира не потому, что хочет уединения, бежит суеты, а потому, что он послушен библейской заповеди о бедности. Еще живя в миру, св. Антоний «работал своими собственными руками», «молился часто», и, что особенно интересно, «память заменила ему книги» – святой подвижник был неграмотен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010