Это место поклонения Единому Богу по-прежнему считалось доступным только богоизбранному народу Израиля; как сообщали Иосиф Флавий и Тацит, надписи на греческом и латинском языках предупреждали чужеземцев о запрете вступать на территорию храма. В последней четверти XIX века французский археолог Клермон Ганно открыл близ места, занимаемого в прошлом ветхозаветным храмом, камень с греческой надписью. Текст ее гласит: «никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует» (приводится по Библейскому словарю, изданному в Торонто в 1980 г., с. 483). Главные ворота храма были на восточной стороне; кроме того, трое ворот было на севере, трое на юге. Первая часть двора носила название двора женщин, откуда переходили во двор мужчин. Затем следовал третий – для священнослужителей. Он заключал в себе жертвенный алтарь и Святая Святых. Таков был храм во время правления Ирода и ко времени рождения Иисуса Христа. Ветхозаветный храм в евангельские времена Согласно древнему общехристианскому преданию, Богоотроковица Мария была введена в храм первосвященником. Многие церковные писатели свидетельствуют, что Пресвятая Дева после введения ее во храм оставалась до своего обручения в самом храме, где особая часть здания была предназначена для жительства женщинам и девам, посвятившим себя служению Богу, подобно Анне пророчице, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк 2:37 ). Впоследствии христиане назвали возведенную на этом месте церковь церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь старец Симеон принял от Пресвятой Девы Младенца Иисуса и возгласил: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром ( Лк2:29 ). Здесь Учитель мира наставлял народ, толковал Священное Писание ; Он назвал этот храм домом Отца Своего; из двора этого храма Он изгнал торгующих ( Ин 2:13–22 ). Именно здесь Он похвалил усердие бедной вдовы ( Лк 21:1–4 ). Здесь совершилось то событие, о котором повествует евангелист Матфей: Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего ( Мф 4:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Аминь. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря нов. ст. – 21 ноября ст. ст.) 1 . Содержание тропаря праздника «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в кроме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы всегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение». Тропарь праздника Такой священной песнью Святая Церковь прославляет сегодняшний праздник и раскрывает его содержание. Праздник Введения древний. Упоминания о нём имеются уже в 4 в., а предсказания о событии праздника – и удивительно ясные – находим ещё у пророка Давида, жившего за тысячу с лишним лет до Рождества Христова. Стала Царица одесную Тебя, – возвещает Пророк. – Слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое... И возжелает Царь красоты Твоей; ибо Он Господь Твой, и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом. В испещренной одежде ведется Она к Царю; за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее. Приводится с веселием и ликованием, входят в чертог Царя... Сделаю имя Твое памятным в род и род (по-славянски: Помяну имя Твое во всяком роде и роде); посему народы будут славить Тебя во веки и веки ( Пс.44:10–16,18 ). Вы знаете, дорогие отцы, братья и сестры, что родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, дали обет посвятить своё Дитя Богу? И когда Марии исполнилось три года, помня свое обещание, надели на Отроковицу богатые украшения (В испещренной одежде ведется Она к Царю ( Пс.44:15 ) и в сопровождении множества девиц (за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее Введение во храм Пресвятой Богородицы 1950–60 гг. Монахиня Иулиания (Соколова) ( Пс.44:15 ) с пением псалмов направились к Соломонову храму. На лестнице храма торжественную процессию встретил первосвященник Захария со всеми священнослужителями. Захария взял Марию за руку и сам повел Её в храм, а затем ввёл и в самую главную часть храма – во Святая Святых – в чертог Царя ( Пс.44:16 ), куда разрешалось входить только одному первосвященнику, да и то один раз в год. Объятый Духом Святым, много раз удостоенный откровений Божиих и чудес, Захария уразумел, что вводимая им Отроковица и есть Та Жена, Божественный Сын Которой – предсказанный Потомок – сотрёт главу змия, соблазнителя людей ( Быт.3:15 ), победит зло и вернёт людям потерянный рай и блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Облак, осенивший скинию и наполнивший ее внутри, был так плотен и вместе, быть может, испускал из себя столь яркие лучи, что сам Моисей, который в другое время свободно приближался к Господу в местах Его явления, иногда не дожидаясь Его вызова, – теперь почувствовал страх и не посмел проникнуть за завесу скинии. Но это было только на краткое время, покуда облако славы Божией не удалилось из скинии и не осталось только над ее кровлею, после чего не только Моисей свободно входил, по крайней мере, во святилище, но и священники ежедневно бывали в нем для исполнения своей службы. Что же касается до Святого святых, то, как известно, оно и во все последующее время было недоступно никому, кроме первосвященника, который притом только один раз в году вступал в него, а во всякое другое время нельзя было вступать и ему туда безнаказанно. «Сказал Господь Моисею: скажи Аарону, чтобы он не во всякое время входил в святилище за завесу пред крышку (очистилище), дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке» ( Лев. 16:2 ). Итак Господь всегда являлся в облаке над очистилищем. Но чтобы это явление не было смертельно для первосвященника, он не только не должен был приходить в Святое святых безвременно, но и в показанное ему время должен был являться туда с кадильницею, и курением фимиама покрывать очистилище, и чрез то как бы умерять неприступное явление в облаке славы Божией ( Лев. 16:13 ). На праздник Введения положено читать рассмотренную паримию потому главным образом, что в описанном в ней событии Церковь видит преобразование события, воспоминаемого в сей праздник. В паримии идет речь об устроении и освящении скинии для обитания в ней Божия среди людей. Соответственно сему Пресвятая Дева вводится в храм для уготовления и освящения Ее к тому, чтобы быть Ей жилищем небесного Царя, как была таковым скиния свидения. «Приблизится, – поет о Пресв. Деве Церковь в праздник Введения, – в храм святый яко свята, освятитися во обителище Всецаря» (Стихира на литии). Это освящение состояло в том, что Она, будучи трех лет, принята в храм, как жертва непорочная, Богу посвященная, и оставлена при храме для воспитания согласно Ея назначению послужить воплощению Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Прочитайте теперь молитву Господню всю, вполне. Отче наш, иже еси на небесех. Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение; но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Переведите. Отец наш небесный! Да святится имя Твое; да придет царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушения, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Скажите вообще, о чем мы молимся в молитве Господней? В ней мы молимся обо всех: и о себе, и о других, и обо всем: и о телесных своих нуждах, напр. о пище, и о духовных, напр. о прощении грехов. В ней мы и славим Бога, и просим Его. Молитва ко Пресвятой Богородице: «Богородице Дево» Урок 26. О рождестве Пресвятой Богородицы и о введении ее во храм Скажите о рождестве Пресвятой Богородицы. Какая из женщин избрана быть материю Христа Спасителя? Для рождения Христа Спасителя Богом избрана была достойнейшая из женщин в еврейском народе, святая Дева Мария. Кто были родители Пресвятой Богородицы? Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. Какой обет Богу дали родители Пресвятой Богородицы? Они были бездетны до самой старости. Тяжко скорбели об этом, потому что не иметь детей считалось тогда немилостию Божиею, но не отчаивались и молились, чтобы Господь даровал им дитя. Они обещали, что если Бог даст им дитя, то посвятят его Богу, т. е. как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Услышал ли Господь молитву праведных Иоакима и Анны о даровании им детей? Господь услышал молитву праведных и чрез ангела возвестил им, что родится у них дочь. (8-го сентября) действительно родилась у них дочь, которую назвали Мариею. Скажите о введении во храм Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Согласно Евангелиям, очень рано, – но мы не можем сказать, «когда», ибо это вне времени, – в Иисусе проявляются Его сознание, Его знание о том, что Бог Ему Отец. Уже в двенадцать лет Он провозглашает в Иерусалимском храме: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк. 2:49 ). Как обучает Он учителей закона, так же наставляет Иосифа и Марию, открывает им, что Он – сын Божий. Стало быть, мы можем полагать, что с самого раннего Его детства Имя Господне чередовалось в Его устах с личным, интимным: «Авва Отче» ( Гал. 4:6 ) и дополнялось им. Мы можем также сказать, что обращению «Отче» научил Его Дух Святой. Иисус, действительно, носил в Себе Духа. Именно Дух, как говорит апостол Павел, «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26 ) и молится за нас. Дух Сына побуждает нас восклицать: «Авва Отче!» ( Гал. 4:6 ). По этому двойному побуждению мы молимся в Духе, и Дух молится в нас. Если это верно для святых, то бесконечно более верно это для Самого Иисуса: Он весь был в Духе, и Дух весь был в Нём. В Евангелии от Луки, когда семьдесят два ученика возвращаются с проповеди и говорят: «И бесы повинуются нам о Имени Твоём», Иисус отвечает им: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». И евангелист добавляет: «Возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение» ( Лк. 10:17, 20, 21 ). Молитва в Иисусе непрестанна, постоянна. Она охватывает, обнимает всё Его сердце, всё Его существо. Иисус есть молитва . Эта молитва сосредоточена, прежде всего, в Имени Отца. Сказать «Авва» для Иисуса значит быть с Отцом. «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). Мария – Мать непрестанной молитвы Чтобы уразуметь тайны сердечной молитвы, следует также обратиться и к Матери Божией. Согласно учению св. Григория Паламы , изложенному, в частности, в его прекрасной проповеди на Введение во храм, входя во храм, Мария входит в область непрестанной молитвы. В Православии Введение Богородицы во храм, празднуемое 21 ноября, означает переход от рукотворного храма к храму нерукотворному, который есть сама Богородица, несущая в Себе Божественное Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Устрояем ли мы постом и подвигами аскетическими по мере сил из тела своего мощи? Ведь образование святых мощей – это не только результат, но и процесс всей жизни, угодной Богу. Или же, наоборот, лампадка на престоле давно потухла, елей весь высох, окна выбиты, а потолок провалился, засыпав храм мусором. И в нем вместо святых Ангелов крысы и тараканы поселились. Вот какой, мне кажется, вопрос должен задать каждый из нас в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В каком состоянии находится мой внутренний храм? Да, внешне большинство из нас красивы, ухожены и благообразны. Но таковы ли мы внутренне? Не наполнены ли мы мерзостью и нечистотами? И, скорее всего, наполнены. Тогда нам нужно с Божьей помощью браться за труд подвижнический по очищению души и тела от скверны. Как? Ответ на это дает сама Пресвятая Богородица. Какую жизнь Она вела при Иерусалимском храме? Молитва, труд, пост, участие в богослужениях, добрые дела милосердия. И святой Ангел носил ей пищу. Над нами же склонился не Ангел, но сам Господь. И каждое воскресение отверзаются Царские врата, и Он появляется, чтобы причастить нас Своих Тела и Крови и соединить нас с Собою, даровать нам жизнь. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в Нем» (Ин. 6:53–56). Какие великие и ужасные слова! Как они должны побуждать нас к действию – к участию в Таинстве Евхаристии. Они словно царь-колокол, звучащий по всей Вселенной и призывающий верных на Литургию. Пусть же Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых поможет нам правильно войти в Рождественский пост, сделать первый шаг по дороге к храму – заглянуть внутрь и осознать всю глубину падения, разверзающуюся пропасть греха. Это осознание поможет душе, как маленькой девочке, вспорхнуть и поспешить к Богу – в Его любящие и широко раскрытые объятия!

http://pravoslavie.ru/99139.html

А если бы Она сказала: «Я не хочу ни в какой храм идти»? Этот праздник – рассказ о том, как ставить главное выше второстепенного 4 декабря, 2018 Этот праздник – рассказ о том, как ставить главное выше второстепенного Мы так многое строим в своей христианской судьбе на запретах. Только и делаем, что волнуемся вокруг них: ах, вот что-то не успел вычитать, не то съел, не туда посмотрел. И вовсе не потому мы хлопочем, что таким способом хотим стать более угодными Богу. А потому, что хотим свой огородик нетронутым сохранить. Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Лк. 10: 38—42 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк. 11: 27—28 Протоиерей Александр Абрамов Божия Матерь сегодня ясно в храме является и всем предвозвещает Христа. И накануне за всенощным бдением впервые в Рождественском посту поется: «Христос раждается — славите» . Событие праздника так хорошо известно, что мы его собственным размышлением нечасто охватываем. В самом деле, рождается у бездетных Девочка. Нам знакомы такие случаи. И Эта Девочка вводится в храм, чтобы быть посвященной Богу. Но первосвященник изумляется тому, что Она входит не в храм, а в главное святилище, в алтарь, во Святая святых. И мы задним умом понимаем, что это будущая Божия Матерь, Она окружена чудесами с самого начала Своей жизни, и нам надлежит воздать Ей поклонение.

http://pravmir.ru/a-esli-byi-ona-skazala...

б) Приняв младенца от матери на свои руки, служитель Церкви начертывает им пред вратами храма Крест Святый, как спасительное орудие, отверзшее врата рая, и возглашает: «воцерковляется раб Божий – во имя Отца и Сына и Святого Духа...» в) Потом вводит его во храм глаголя: «Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему». Таким образом, – действием воцерковления прежде всего отверзается человеку вход во святый храм, место особенного таинственного присутствия Бога Триипостасного, где по преимуществу возвещается слово Божие, совершаются Таинства и общественные молитвы. Но тут же вводится новопросвещенный христианин и в таинственный «дом Божий, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), «которой основание – Сам Христос, стены – закон Божий, столпы – апостолы, евангелисты, учители, покров – Дух Святый» (Слова св. Димитрия Ростовского 7 ). Для верующих нет другого дома, говорит св. Киприан 8 «кроме единой Церкви. О сем-то доме, о сей-то обители единомыслия предвозвестил Дух Святый в псалме: «Бог одиноких вводит в дом» ( Пс. 67:7 ), – в дом Божий, в Церковь Христову». Здесь же, при введении в храм видимый, вселяется новый член Церкви и в храм духовный, которого живые камни верующие ( 1Пет.2:5 ), «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Ефес.2:20–22 ). г) И вот – входит затем иерей Божий с воцерковляемым младенцем на средину храма, снова восклицает: «Воцерковляется раб Божий»... и присовокупляет: «Посреде церкве воспоет Тя!» Эти слова псалмопевца придают здесь особенное, высокое значение совершаемому при них священнодействию, – не только сами по себе, но и потому, что они прилагаются к тому Первородному, Которого Сам Бог Отец ввел некогда во вселенную то есть – к Самому Иисусу Христу: «Святяй бо, – говорит апостол, – ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Евр.2:11–12 )... Этим действием воцерковления новорожденный поставляется среди сонма избранных Божиих, сынов новоблагодатного Царствия, наследников Богу, сонаследников Христу, – поставляется среди их как среди братий присных по вере, для того чтобы вместе с ними и с ополчающимися окрест их ( Пс.33:8 ) ликами бесплотных певцов, славил и воспевал он Господа и Бога, дондеже есть ( Пс.145:2 ), – дотоле, пока эти временные славословия, или «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах» ( 1Кор.6:20 ), не заменятся (по выражению св. Григория Богослова ), как «предначинательный гимн, будущим», вечным, небесными, «хвалебными песнопениями!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Детство непременно должно быть посвящено учению Господню ( Ефес.6:4 ). Для сего необходимо приводить детей во храм. Здесь каждую службу услышат они прекрасный урок для жизни, найдут множество примеров для подражания, научатся быть православными христианами и полезными членами великого нашего отечества. Приучите их с дней младенческих взирать на Божественного Младенца Иисуса, держимого на руках преблагословенной Матери Его, – и они незаметно научатся смирению, кротости, незлобию, послушанию, какое показал Господь во всю Свою жизнь. Приучите их смотреть на изображение введения во храм трехлетней Богоотроковицы Марии, проведшей потом все детство и юношество во храме в чтении слова Божия и непрестанном служении Богу, – и они, по крайней мере по воскресным и праздничным дням, непременно поспешат во храм – слушать слово Божие и поучаться заповедям Господним. Пусть ваши дети со младенчества возлюбят благолепие храма Господня, так чтобы могли говорить с Давидом: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его» ( Пс.26:4 ), это будет драгоценнейшее наследство, надежнейшее напутствие на всю жизнь. Во младенчестве они каждый раз из храма будут приносить в дом благословение Божие, – и святые ангелы непрестанно будут окружать малое жилище их. В зрелом возрасте любовь ко храму воодушевит их на всякий добрый подвиг, утешит во всякой горести, спасет при каждом возмущении моря житейского. В скорбные минуты ваше дитя поспешит в храм, – у подножия креста Христова изольет скорбь страждущего сердца своего, сложит с себя бремя невыносимой печали, – и Сам Господь, по выражению св. Давида, сокроет его в селении Своем в день зол, покроет в тайне селения Своего, и ваше дитя, в чувстве благодарения и радости, принесет Господу жертву хваления и воскликновения ( Пс.26: 5 ). Перед иконой премилосердой Владычицы нашей Богородицы преклонит колена во умилении сердца – и Сама Царица Небесная покроет ваше дитя Своим небесным покровом и умолит за него возлюбленного Сына Своего и Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не сразу может быть понятно, почему это событие стало так торжественно праздноваться Церковью. Ведь о нем ничего не говорится в Евангелии. Только Церковное Предание хранит память о том, как трехлетнюю девочку Марию родители привели в Иерусалимский Храм, чтобы отныне она жила и воспитывалась под его кровом, о том, как встретил девочку первосвященник Захария и ввел Ее, по наитию Свыше, во Святая Святых. Событие настолько невероятное, что многие считают его невозможным. А Православная Церковь не только помнит об этом, но считает одним из величайших событий истории спасения человечества от рабства греху и смерти. Давным-давно, за много столетий до этого, великий предок Девы Марии, прославленный царь Давид писал так: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26. ст. 4). А ведь слова эти произнесены человеком, который получил в своей жизни все возможные блага. И вот все это: и богатство, и слава, и победы на войне, и женская любовь, и власть над страной, и прочее – все это для Давида ничто по сравнению со счастьем «пребывать… в доме Господнем, посещать храм Его». Вся наша жизнь – череда встреч. Встречи с людьми, природой, книгой, искусством и пр. питают и формируют нашу душу. Каждая встреча что-то созидает, как-то украшает нас или же, напротив – разрушает и опустошает. Но есть Встреча Встреч и есть место, специально созданное для такой Встречи. И хотя далеко не только в храме можем мы встретиться с Богом, и хотя Бог пребывает везде и всюду, и вся Вселенная мала, чтобы быть Его домом, тем не менее храм – место, построенное СПЕЦИАЛЬНО для этой встречи, это дом, созданный для молитвы и только для молитвы. Стена Плача в Иерусалиме Неслучайно так разгневался Господь, когда увидел торгующих в храме. «Дом Мой домом молитвы наречется …а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11:17), – обличал Он торговцев, изгоняя их из церкви. Многие века Храм в Иерусалиме, как мы уже сказали, был главным местом встречи человека с Тем, Кого призван человек возлюбить «всем сердцем…». Но ведь когда два существа любят друг друга, стремятся друг к другу, то им мало встретиться, мало приблизиться, мало просто общаться – им необходимо совершенно соединиться друг с другом, стать единым целым.

http://pravmir.ru/vvedenie-istoriya-o-te...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010