Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ашот I Великий. Барельеф. 1-я четв. IX в. Мон-рь Опиза [Груз. I ] (Багратиони; † 826 или 829), св. блгв. царь (пам. 29 янв.) Грузинской Православной Церкви, эрисмтавар Картли (кон. VIII в.- ок. 809), куропалат Тао-Кларджети (возможно, с 809) и основатель династии Багратиони в Тао-Кларджети. О происхождении А. В. существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство арм. историка X в. Вардана Великого, по к-рому А. В.- внук Васака и сын кн. Адарнасе из рода Багратидов арм. ветви ( Вардан Великий. Всеобщая история/Пер. Н. Эмин. М., 1861. С. 106). По второй, А. В.- прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода груз. Багратидов ( Сумбат Давитисдзе. КЦ. Т. 1. С. 376). В кон. VIII - нач. IX в. А. В. находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство ( Вардан Великий. С. 106) и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от араб. зависимости. Местом пребывания А. В. были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Однако он был вынужден бежать в Кларджети, на родину груз. Багратидов, находившуюся под властью Византии. А. В. намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали , отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Постепенно власть А. В. распространилась на всю Юго-Зап. Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети. В нач. IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, А. В. захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» (Матиане Картлиса. С. 29). Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави.

http://pravenc.ru/text/77252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЦХЕТСКО-ТБИЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. - ; до 1936 Мцхетско-Тифлисская] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрами в городах Мцхета и Тбилиси. Образована на 2-м Соборе ГПЦ (27 июня - 7 июля 1920) путем слияния Мцхетской и Тифлисской епархий ГПЦ, восстановленных в числе других 13 древних епархий в сент. 1917 г. на 1-м после провозглашения автокефалии ГПЦ Соборе. Управляют М.-Т. е. Глава ГПЦ Католикос-Патриарх всей Грузии, Архиепископ Мцхетско-Тбилисский, и его викарии (хорепископы). М.-Т. е. граничит со следующими епархиями ГПЦ: Сагареджойско-Ниноцминдской на востоке, Гардабанско-Марткопской на юго-востоке, Самтависско-Каспской на западе, Цилканско-Душетской и Тианетско-Пшав-Хевсуретской на севере, Манглисско-Тетрицкаройской на юго-западе. Территория М.-Т. е. включает г. Тбилиси и его окрестности, г. Мцхета и поселения муниципалитета Мцхета, кроме сел Цилкани и Мисакциели на севере (относятся к Цилканско-Душетской епархии). История После Крещения древнегруз. царства Картли и объявления христианства гос. религией (ок. 326 г.) в древней столице царства Мцхете была образована первая кафедра ГПЦ - Мцхетская, ставшая церковным центром страны. В 60-80-х гг. V в. царь Картли св. Вахтанг Горгасали , основавший Тбилиси, провел церковные реформы: был образован Мцхетский (Восточногрузинский) Католикосат , имевший определенные автокефальные права, в его составе были учреждены 12 епархий, в т. ч. Тбилисская. Глава ГПЦ стал носить титул католикоса. Мцхетский архиерей стал называться архиепископом Картлийским, епископом Самтавройским; он занял в церковной иерархии 1-е место после католикоса, его кафедрой был определен мцхетский храм Самтавро . Территория Мцхетской епархии охватывала в то время земли между реками Рехула и Диди-Лиахви. Т. о., с V в. в Мцхете находились кафедры 2 архиереев: предстоятеля Церкви католикоса (позже - католикоса-патриарха) и Картлийского архиепископа, управлявшего Мцхетской епархией. Очевидно, в юрисдикционном подчинении католикоса была только Мцхета, а Картлийский архиепископ распространял свою власть на окрестности города. Кафедра Тбилисского архиерея с древности находилась в построенном приблизительно в 60-х гг. V в. Тбилисском Сиони .

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Анчисхатскую икону передадут Грузинской Православной Церкви в ноябре (версия для печати)/Православие.Ru Анчисхатскую икону передадут Грузинской Православной Церкви в ноябре Православие.Ru , 1 октября 2004 г. Тбилиси, 30 сентября 2004 г. С комментариями по поводу требования прихожан Анчисхатской церкви вернуть в храм из Музея искусств одну из величайших и древнейших святынь Грузинской Православной Церкви – Анчисхатскую нерукотворную икону Спасителя – выступил пресс-секретарь Католикоса-Патриарха Илии II священник Михаил Ботковели. С просьбой вернуть нерукотворную икону Спасителя и другие иконы из Музея искусств Церкви Илия II обратился еще в 1996 году к тогдашнему президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе. С тех пор имели место неоднократные попытки убедить руководство музея искусств возвратить святыни, но все они оказались тщетными. " В настоящее время Анчисхатская нерукотворная икона Спасителя находится в плачевном состоянии, и её помещение в обычные условия вызовет коррозию, что подтверждают искусствоведы, – заявил о. Михаил агентству " Медиа-ньюс " , – поэтому мы воздерживаемся от категорических требований возврата иконы Церкви; у нас нет возможности обеспечить её сохранность. Но в соборе Святой Троицы, самом масштабном православном храме Закавказья, открытие которого запланировано на ноябрь, есть специальные хранилища и, возможно, икона будет помещена именно туда, как и другие иконы, находящиеся в Музее искусств " . Наряду с этой возможностью Католикос-Патриарх Илия II рассмотрит альтернативный проект прихожан Анчисхатской церкви, который предусматривает гарантии содержания иконы в специальных условиях в самой Анчисхатской церкви. По информации сайта http://geo.orthodoxy.ru, Анчисхатская базилика св. Марии была построена при наследнике основателя Тбилиси царя Вахтанга Горгасала – Дачи Уджармийском в VI в. Базиликальное здание выходит на современную улицу Шавтели, что в старой части Тбилиси. Нынешнее название церковь получила в XVII в., в честь перенесенной из Анчийского кафедрального собора иконы (Анчи находится в Кларджети – южной провинции Грузии того времени, ныне на территории Турции). " Анчис хати " в переводе – " Анчийская икона " . В более позднее время храм перестраивался, однако на западном фасаде храма можно увидеть высеченный из камня медальон с крестом, который сохранился от самой ранней части строения.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Источник: сайт Грузинской Православной Церкви http://georgia.orthodoxy.ru/churches24.htm Сиони - исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской Православной Церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. Основание храма Сиони приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами. В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года. В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии». В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани). После реставрации 1980-1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни - одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая - типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году). В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г.Г. Гагарина. Святыни: глава ап. Фомы; крест равноап. Нины; мощи свт. Иоанна Манглисского (XVIII в.); мощи сщмч. католикоса Кириона III (ХХ в.); мощи сщисп. католикоса Амвросия Хелаи (ХХ в.). http://azbyka.ru/palomnik Первый храм на месте сегодняшнего Сионского собора был основан в VI веке.

http://sobory.ru/article/?object=22061

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКА ОПИЗАРИ [Груз. ], груз. мастер чеканки по металлу кон. XII - нач. XIII в. Творчество Б. О. было связано с мон-рем Опиза , в груз. исторической обл. Кларджети, основание к-рого приписывается блгв. царю Картли Вахтангу Горгасали (кон. V - нач. VI в.). С этим же мон-рем было связано творчество старшего современника Б. О., также груз. мастера чеканки по металлу, Бешкена Опизари, автора оклада Бертского Четвероевангелия (2-я пол. XII в.; Гос. музей искусств Грузии). Документально установлено, что Б. О. принадлежат 3 произведения, из к-рых до нас дошли 2. Оклад иконы Анчийского Спаса был выполнен по заказу еп. Анчийского Иоане Ркинаели (1184-1193; Гос. музей искусств Грузии), о чем сообщает надпись в его нижней части, упоминающая имя мастера: «Окована рукою Бека, Христе, помилуй его» ( Амиранашвили. С. 9). Б. О. принадлежит чеканное обрамление средника иконы (ширина 13 см), состоящее из чередующихся пластин с фигуративными (в верхней части «Престол уготованный» (в центре), арх. Михаил и Гавриил; в средней - Богородица и св. Иоанн Креститель; в нижней - ап. Иоанн (в центре), Петр и Павел) и орнаментальными (виноградная лоза) изображениями. Оклад является показательным памятником XII в. и в полной мере отражает тенденцию к декоративности, в т. ч. и в пластике фигур. Оклад Цкароставского Четвероевангелия, созданного по заказу еп. Тбетского Иоане (1193 или 1195; Кекел. Q. 907), украшен рельефными чеканными композициями «Распятие» (на лицевой стороне) и «Деисус» (на оборотной), вписанными в крест. Сохранилась надпись с именем мастера: «Христос, помилуй златокузнеца Бека Опизари» (между изображениями Спасителя и Богоматери в композиции «Деисус»). О принадлежности оклада Цалкского Четвероевангелия (1193-1207; не сохранилось) руке Б. О. свидетельствует приписка к рукописи: «И по мере сил своих дал оковать богом благословенному, достойному златоваятелю Бека» ( Амиранашвили. С. 8). О внешнем виде памятника сведений не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/77844.html

С 1970-х годов в церкви подвизался старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко); погребён во дворе, у алтаря. Адрес: ул. Марджанишвили, 38, Тбилиси Подробнее... Церковь святого Давида Гареджийского (Тбилиси) [ править править код ] Церковь строилась с 1859 по 1871 год и освящена в честь Давида Гареджийского (по преданию, подвижник поселился здесь в VI веке). В память об этом ежегодно отмечается церковный праздник мамадавитоба. Источник воды, бьющий из горы у церкви, считается целебным, помогающим от бесплодия. Северная стена храма была усеяна мелкими камушками, прилепленными молящимися на исполнение желания. Существующий у церкви некрополь с 1929 года (официальное открытие) объявлен пантеоном «Мтацминда», здесь захоронены выдающиеся люди Грузии — известные писатели, артисты, учёные и национальные герои. Адрес: Грузия, г.Тбилиси, гора Мтацминда, ул. Mama Daviti Rise Подробнее... Церковь Святого Креста в Тбилиси (Джварис Мама) [ править править код ] Церковь Святого Креста (Джварис Мама, груз. ) — православный храм в тбилисском Старом городе на улице Коте Абхази, 41. Небольшое кирпичное купольные здание, прямоугольное в плане, вытянутое по оси восток-запад. Считается одним из старейших храмов Тбилиси (согласно Платону Иоселиани в числе пяти, инициированных Вахтангом Горгасали (V век) : Сиони, Анчисхати, Крестовоздвиженская, Земо Бетлеми и Михаила Архангела). Церковь построена при тбилисском подворье грузинского иерусалимского монастыря Святого Креста. Церковь неоднократно разрушалась — монголами (XIV век), персами (1795), но всякий раз восстанавливалась. Современная постройка 1825 года. От росписей XIX века сохранилась фреска. До 1921 года принадлежала патриарху Иерусалимскому. Адрес: Грузия, Тбилиси, ул. Коте Абхази, 41 Проезд: Находится в историческом центре Тбилиси, в " Старом городе " Подробнее... Храм Рождества Христова в Тбилиси (Земо Бетлеми) [ править править код ] Храм Рождества Христова или Земо Бетлеми (груз. — Верхняя Вифлеемская церковь) — церковь грузинского патриархата. Находится в историческом районе Старый город, под горой Нарикала. К храму от улицы Асатиани ведёт подъём и лестница Бетлеми.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(храмы)

В церковном отношении территория бывш. К. е. вошла в юрисдикцию Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. Этнокультурный и конфессиональный состав Джавахети в XIX в. был довольно пестрым: большая часть грузин-мусульман была выселена, вместо них на эти территории были заселены армяне-монофизиты, армяне-католики и рус. духоборы. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. на основе границ древних епархий были учреждены новые, в т. ч. Ацкурская, которая охватила территории всех епархий Самцхе-Саатабаго, включая К. е. ( Анания (Джапаридзе). 2012. С. 103). В 1995 г., согласно решению о восстановлении и об обновлении епархий ГПЦ, как преемница К. е. была создана Боржоми-Ахалкалакская епархия. В 2002 г. Свящ. Синод ГПЦ принял решение о разделе епархии на Боржоми-Бакурианскую и Ахалкалакско-Кумурдойскую, последнюю возглавил архиеп. Николай (Пачуашвили). Архиереи (По реконструкции Силогавы): Иосиф (ок. 506), Иоанн (50-60-е гг. X в.), Гавриил (70-80-е гг. X в.), Ефрем (80-90-е гг. X в.), Григорий (кон. X - нач. XI в.), Зосим (сер. XI в.), Иоанн (Ласурисдзе) (сер. XV в.), Герасим (нач. XVI в.), свт. Зосим (приблизительно 1519-1528), Серапион (сер. XVI в.). Ист.: Такаишвили Е. С. Христианские памятники: Кумурдо//МАК. 1909. Вып. 12. С. 34-55; Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Книга посланий/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. языках); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Ухтанес. История отделения грузин от армян/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1975 (на арм. и груз. языках); Описание груз. рукописей: Синайская колл./Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1978. Т. 1 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Обращение Грузии/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

В нач. IV в. христианство пришло в Грузию через Джавахети: именно здесь, близ оз. Паравани, просветительнице Грузии св. равноап. Нине в видении было предсказано о ее миссионерской деятельности. Отсюда св. Нина пошла в древнюю столицу Грузии Мцхету (Обращение Грузии. 1989. С. 36-37; Леонтий Мровели. 2008. С. 48-49). После крещения древнегруз. гос-ва Картли из К-поля в Грузию были направлены епископ и зодчие. Одна из первых церквей была выстроена в Цунде (ныне Накалакеви, Аспиндзский муниципалитет) - адм. центре Джавахети ( Леонтий Мровели. 2008. С. 61). Царь Мирдат, внук 1-го царя-христианина св. Мириана , «прибавил украшения и строения церквам Эрушети и Цунды» (Там же. С. 67). Во 2-й пол. V в. царь св. Вахтанг Горгасали провел церковную реформу и учредил 13 епархий, в т. ч. Цундскую ( Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 100). Некоторые источники древнейшим церковным центром Джавахети называют не Цунду, а Кумурдо. Грузинский историк царевич Вахушти Багратиони сообщает, что при св. Мириане посланники визант. имп. равноап. Константина I Великого соорудили храм Кумурдо (КЦ. 1973. Т. 4. С. 670), а в арм. источниках в числе участников Двинского Собора 505/6 г. вместо Цундского упомянут Кумурдойский епископ (Книга посланий. 1968. С. 98; Ухтанес. 1975. 139). Груз. исследователи (Н. А. Бердзенишвили, Д. Бердзенишвили, В. И. Силогава) считали, что церковный центр Цунда, упомянутый в сочинениях Леонтия Мровели и Джуаншера, соответствует Кумурдо. Т. о., начало истории К. е. принято датировать 2-й пол. V в. Фрагмент строительной надписи на вост. фасаде храма Кумурдо Фрагмент строительной надписи на вост. фасаде храма Кумурдо Впервые кумурдоели еп. Иосиф упоминается в числе 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под решениями Двинского Собора 505/6 г. Сведения о др. кумурдоели отсутствуют до сер. X в. Сохранившиеся памятники груз. зодчества (стелы и каменные кресты из Дамкали (V-VI вв.), Ахалкалаки (V-VII и VIII-IX вв.), церквей Агана (VI-VII вв.), Азмана (1-я пол. VIII в.), Гогиа (VIII-IX вв.), Сиргви (VIII-IX вв.) и др.) свидетельствуют о постепенном развитии церковной жизни в В.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

В церквах были созданы новые хоры певчих, возродившие древнегруз. распевы. Стали открываться упраздненные в 20-30-х гг. церкви, в Тбилиси и Батуми были выстроены новые храмы, возобновлялись мон-ри (Шиомгвиме, Бетаниа, Бодбе, Теклати). Особенно торжественно стали отмечаться дни памяти груз. святых: царя Давида Строителя, царицы Тамары, просветительницы Грузии Нины, царя Вахтанга Горгасали. В 1978 г. Церковь и гос-во праздновали 1500-летие груз. агиографического памятника «Мученичество св. Шушаник». С благословения Патриарха была написана икона св. Шушаник. В период предстоятельства Католикоса-Патриарха Илии II было предпринято издание рукописей груз. богословских книг. Начиная с 1978 г. стал выходить печатный орган Грузинской Патриархии - ж. «Джвари вазиса» (2 номера в год). Также было начато издание богословских сборников, где печатались статьи теологического характера, по истории Грузии и ГПЦ. В 80-х гг. XX в. партийное руководство Грузии проводило регулярные совещания-семинары по «улучшению антирелигиозной работы». Католикос-Патриарх Илия II (Гудушаури-Шиолашвили). Фотография. Нач. XXI в. Католикос-Патриарх Илия II (Гудушаури-Шиолашвили). Фотография. Нач. XXI в. 1 окт. 1988 г. Мцхетская ДС была переведена в Тбилиси; в том же году в Тбилиси состоялось торжественное открытие ДА, первым ректором стал еп. Цилканский Зосима (Шиошвили). Благодаря усилиям Патриарха в 1992-1994 гг. была возобновлена основанная еще в XII в., при Давиде Строителе, Гелатская ДА, открыты ДУ в Ахалцихе, Батуми, Зестафони, Бодбе. В 1990 г. Грузинской Патриархии была возвращена конфискованная в 1923 г. патриаршая резиденция, тогда же был ликвидирован аппарат уполномоченного по делам религии при Совете Министров Грузинской ССР, отменено обложение подоходным налогом церквей, мон-рей и духовных лиц. В 1990 г. в ГПЦ насчитывалось 296 приходов и 11 мон-рей (Сакартвело. 1990. 25 авг.). С 1990 г. ГПЦ стала вести пастырскую деятельность среди заключенных: в исправительно-трудовой колонии в Рустави был освящен первый храм, построенный заключенными.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В сер. XI в., во время разделения Вселенской Церкви, вновь возник вопрос о законности автокефалии Картлийской Церкви, полученной при св. царе Вахтанге Горгасали в V в. В 1057 г. прп. Георгий Святогорец посетил Антиохию и вступил в диспут с Антиохийским патриархом Феодосием III. Опираясь на преемственность Картлийской Церкви апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, на постулаты церковного права и факты истории Церкви, прп. Георгий доказал правомочность автокефалии ГПЦ и безосновательность претензий Антиохийской Патриархии. Дабы зафиксировать законный статус автокефалии ГПЦ, груз. ученый и переводчик прп. Ефрем Мцире (1101), получивший образование в К-поле, по благословению экклисиарха груз. мон-ря на Чёрной Горе Иоанна-Квирике составил на основе греч. источников («Деяния апостолов», «Церковная история» Феодорита Кирского, «Антиохийский хронограф», «Церковная история» Евагрия Схоластика) «Сведения о причинах обращения грузин и книгах, в коих оно упоминается» (Тбилиси, 1959 (на груз. яз.)). Прп. Ефрем на основании свидетельств источников о Крещении грузин, о получении Картлийской Церковью автокефалии и права на изготовление св. мира, собранных им в книге, сделал вывод, что сомнения относительно независимости Картлийской Церкви из-за прекращения в Грузии христ. проповеди и необходимости вторичной проповеди св. Нины в IV в. неправомочны, поскольку и в Греции апостольская проповедь была прервана периодом господства язычества. Подтверждая законность избрания груз. католикоса, прп. Ефрем ссылается на «Антиохийский хронограф», где указывается, что это право было дано грузинам в VIII в. Поместным Собором Антиохийской Церкви под председательством Антиохийского патриарха Феофилакта бар Канбары. Как отмечает Ефрем, опираясь на постановления Халкидонского Собора, право варения св. мира принадлежит грузинам, как и др. народам: «За дальностью пути из Антиохии в Картли и в другие земли и страха ради за Святое Миро, дабы не быть ему похищенному татем каким, и постановил поместный (собор) дозволить благословлять Миро на местах».

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010