Шио считал, что человеку, привыкшему к роскоши, будет тяжела отшельническая жизнь, и не разрешил Е. Ш. остаться, но тот был настойчив, тогда преподобный предложил ему испытать свою веру. Он отдал ему жезл и сказал: «Ступай, сын мой, домой и, когда дойдешь до реки Куры, опусти этот жезл в воду, и силою Господа нашего Иисуса Христа вода расступится, и ты пройдешь по дну, как посуху. Когда придешь домой, распорядись имением твоим... На обратном пути... опять подойдешь к реке, то поступи, как прежде. Если увидишь, что вода даст тебе дорогу, то скорее спеши ко мне,- значит, ты избран Богом. Если же жезл мой не будет иметь прежней силы, то возвратись домой и знай, что намерение твое неугодно Богу» (Там же. С. 142). Е. Ш. в точности исполнил требование святого и вернулся к нему, принял постриг и поселился в пещере недалеко от преподобного. Это чудо побудило многих искать спасения в пустыни, где вскоре образовался монастырь Шиомгвиме, настоятелем которого стал прп. Шио. Е. Ш. для материального обеспечения обители приобрел с. Схалтба с окрестными землями и дал «тридцать литр золота» на постройку церквей. Парсман V в благодарность Е. Ш. за исправную службу пожертвовал монастырю 4 деревни, золотые чашу, дискос, крест и проч. богослужебную утварь, а также Евангелие, богато украшенное по заказу св. царя Вахтанга Горгасали . В день Пятидесятницы католикос Картли в присутствии царя и двора освятил храмы монастыря. В Житии описывается чудо о волке, пасшем «ослов братии»: прп. Шио сам вырыл зверю пещеру, а Е. Ш. утром и вечером кормил волка хлебом с водой. Во 2-й пол. VI в. прп. Шио, испросив благословения у католикоса Самуила II и своего духовника, прп. Иоанна Зедазнийского , попрощался с братией, передал руководство монастырем Е. Ш. и до конца жизни подвизался в вырытой в земле яме. После кончины прп. Шио Е. Ш. последовал его примеру, также до смерти подвизаясь в землянке. Ист.: Житие отцов наших Шио и Евагре [кименная редакция]//Архетипы житий Сирийских отцов//Ист. сб./Сост.: С. Какабадзе.

http://pravenc.ru/text/180873.html

Из-за того, что святая обитель со дня своего основания стала усыпальницей предстоятелей церкви, её и назвали " Самтавро " (Мтавари-глава). Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии. В I половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом. Также украсили храмовый интерьер. После царя Мириана, Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. Обновление храма было при царе Арчиле, Вахтанге Горгасали, во время Католикоса Мелхиседека и др. Во второй половине XIX в. во времена экзархата, храм обновила игуменья женского монастыря св. Нино, Нино Амилахвари. Также было основано женское духовное училище (4-х классная прогимназия), которую потом перенесли в Тбилиси. По словам Якоба Гогебашвили: " многим грузинским женщинам в этом монастырском училище было дано настоящее христианское воспитание, хорошее образование, знание рукоделия и воспитаны прекрасные родители, настоящие матери " . Из многоцветного комплекса Самтавро, на сегодняшний день сохранились Преображенский храм, малая церковь св. Нино (Маквловани), колокольня, башня-крепость, храмовый иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две церкви. Восточная - св. Иоанна Крестителя, западная св. Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря - жертвенник, справа церковь св. Мириана и Наны. Храм крестовокупольный, обрамлён оригинальным орнаментом, аналогов которых нет в грузинском зодчестве. Цилиндрическая башня построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках. В храме Самтавро находится множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, на ней читается: " Свято-Иверский грузинский монастырь 1919 г " , чудотворная икона св. Нино, пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим внукам 1870 г, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, св. мощи св. Шио Мгвимского, часть камня с могилы св. Нино из Бодбе и др.

http://pravoslavie.ru/40936.html

Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1; 2013. Т. 2; 2014. Т. 3 (на груз. яз.); The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhac " oyc " , the long and the short recensions/Ed.: R. Hewsen. Wiesbaden, 1992; Силогава В. Надписи из Квемо-Картли//Дманиси. Тб., 2000. Вып. 2. С. 214-313 (на груз. яз.); он же. Мемориальные книги феод. дома Багваши и их поминальные приписки//Dedicatio: Ист.-филол. изыскания. Тб., 2001. С. 223-286 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Г. Отхмезури, Г. Мчедлидзе, М. Сургуладзе и др. Тб., 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-212; Матиане Картлиса//Там же. С. 139-180. Лит.: Куфтин Б. Археологические раскопки в Триалети. Тб., 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Григолия Г., Джгамаия Дж. Одна древнегруз. надпись из мон-ря Пиргебули//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1970. Вып. 20. С. 36-43 (на груз. яз.); Джандиери Г. К вопросу об ист. хронологии Вост. Грузии XVII в.: Хронол. ряд епископов//Мравалтави (Многоглав). Тб., 1971. Вып. 1. С. 328-355 (на груз. яз.); он же. К вопросу о феод. землевладении кафедр. соборов Манглиси и Болниси в XVII в.//Там же. 1980. Вып. 8. С. 91-101 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Очерки из ист. географии Грузии. Тб., 1979. Т. 1: Квемо-Картли (на груз. яз.); он же. Очерки из ист. географии Квемо-Картли. Тб., 2014 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Неизвестная надпись 1050 г. Баграта IV Новелиссима из Триалети//Очерки/Гос. музей искусств Грузии. Тб., 2004. Вып. 9. С. 48-53 (на груз. яз.); Шаоршадзе М. К уточнению нек-рых эпизодов жизни и деятельности св. Иоанна Манглели//Вопросы истории Грузии в средние века. Тб., 2008. Вып. 9. С. 186-190 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковное право. Каноны. Тб., 2012 (на груз. яз.); Гоголадзе Т. Строительная надпись Арсения Манглели 1667 г. из храма Манглиси и ее значение для истории феод.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

В кон. 1642 г. Н. И. вновь отправился в Иерусалим, где занял пост настоятеля Крестового мон-ря. Понимая, что груз. мон-ри на Св. земле находятся в упадке в связи с отсутствием средств, к-рые не могла отсылать терзаемая персид. нашествиями метрополия, Н. И. еще до отъезда предпринял энергичные шаги по сбору средств среди местной знати для оказания материальной помощи Крестовому мон-рю. Очевидно, ему это удалось: его прибытие в Иерусалим было отмечено значительным потоком пожертвований. Имена меценатов Н. И. вписал на вечное поминовение в Синодик Крестового мон-ря ( Марр. 1914. Агапа 13). В 1643 г. Н. И. развернул обширные строительные работы в мон-ре: был капитально отремонтирован кафоликон, обновлен купол, укреплены стены, часть алтаря отделана мрамором и т. д. Особенно значительным стало обновление фресок кафоликона. В росписях была отражена история Крестового монастыря: созданы потреты царей святых Мириана и Вахтанга Горгасали , при к-рых на Св. земле появились груз. обители, основателя груз. монашества в Палестине прп. Петра Ивера , афонских подвижников Евфимия и Георгия Святогорцев, груз. царя Баграта IV, способствовавших процветанию обители. Кроме того, по инициативе Н. И. программа росписи была пополнена ктиторскими портретами его современников-меценатов: Левана II Дадиани, супруги царя Картли Ростома Мариам, католикоса-патриарха Абхазского (Западногрузинского) Максима I (Мачутадзе) , архиеп. Тбилисского Елисея (Сагинашвили), архиеп. Манглисского Феодосия (Ревишвили), самого Н. И., Пааты и Кайхосро Цулукидзе. Также был поновлен портрет поэта и деятеля XII в. Шота Руставели . О масштабных работах в Крестовом монастыре, развернутых Н. И., повествуют надписи, сохранившиеся на стенах мон-ря. Напр., в надписи, высеченной на столпе (в интерьере кафоликона, у входа), сказано: «Я - недостойный отец Креста и Святой Голгофы, тяжелым трудом моим было расписано. Аминь» ( Цагарели. 1888. С. 243). Там же, а также в надписи над главным входом было указано, что на личные средства Н. И. были восстановлены купол и алтарь кафоликона. В надписи на мраморных плитах алтаря отражена идея законности прав Грузии на Крестовый мон-рь: «Стойте твердо и непоколебимо и поминайте меня, грешного настоятеля Крестового, Никифора-Николая. 1643» ( Чехановец. 2012. С. 91). Еще одна надпись Н. И. находится на стене храма Гроба Господня: «Иисусе Христе, помилуй грешного Николоза. Помяни, Господи, грешного Крестового Никифора». Сведения о восстановительных работах в Крестовом мон-ре и о вкладе Н. И. сохранились также в приписке к надписи в Крестовом монастыре, выполненной после ухода Н. И. из обители (Там же. С. 251). Энергичная деятельность Н. И. заинтересовала Иерусалимского патриарха Феофана IV (1608-1644). Приблизив его к себе, патриарх проявил по отношению к нему «любовь, доверие и уважение». Перед смертью он назвал Н. И. своим преемником. Однако благодаря усилиям местной знати Патриарший престол занял управляющий поместьями святых мест Палестины Паисий (НЦРГ. S. 3677).

http://pravenc.ru/text/2565534.html

Святой мученик Ражден перс Святой Ражден жил в первой половине V века в Персии. Он был знатным человеком и поклонялся богу Ахурамазде . Ему поручили сопровождать в Грузию дочь персидского владыки Ормизда III, обрученную с грузинским царем Вахтангом Горгасалом (память 30 ноября). В этой стране Ражден уверовал во Христа и поступил на службу к христианскому царю. Узнав о том, что грузинский правитель – христианин, персидский царь Фируз (Пероз) (457–484) напал на Грузию во главе огромной армии. В этой войне Ражден отличился мужеством и полководческими талантами, но потом попал в плен и был приведен к царю. Когда Фируз с притворной лаской спросил его, почему он отрекся от веры своих отцов, слуга Божий ответил, что познал в Иисусе Христе единственного Спасителя. Разгневанный царь велел подвергнуть святого пыткам. После того как христианину выбили зубы и протащили по каменистой дороге, его бросили в тюрьму. Грузинская знать стала просить об освобождении Раждена. Фируз согласился освободить его ради свидания с близкими, но взял с христианина обещание вернуться. Ражден отправился в Мцхету, чтобы попрощаться с семьей и царем Вахтангом, и, несмотря на их уговоры, вернулся к Фирузу. Когда все попытки вернуть святого к огнепоклонству закончились неудачей, его отправили в военный лагерь в Цроми, в Центральной Грузии. Там Ражден был распят в подражание нашему Спасителю Иисусу Христу. Это славное мученичество совершилось в 457 году. Царь Вахтанг забрал мощи и перевез их в Никози, где была построена величественная церковь, посвященная святому Раждену. Он почитается как грузинский первомученик, несмотря на персидское происхождение. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 16 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Дина 18 августа 2012, 05:26 Дивен Бог во святых своих! Святой мученик Ражден моли Бога о нас! P.S. Падаяй и востаяй, каяся и смиряяйся лучше непадающего и некающегося, и несмиряющегося; от браней научаемся искусству. (преп. Макарий Оптинский) Артемия 16 августа 2012, 16:52 Дивны дела Твои Господи! Посетив однажды душу человека, Ты остался с ним навсегда! Но, думаю к этому было и желание самого человека. Пусть для нас всех Христовых чад, жизнь святого Раждена, будет назиданием и примером к преуспеянию в любви ко Господу нашему Иисусу Христу, а следовательно и друг к другу. Ведь в отличие от этого мученика, надеюсь, что все мы – верующие люди, Православные Христиане и уже только это согревает душу, что Господь привел нас в эту жизнь в Истинной вере. Слава Господу Богу, Богородице! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55252.html

Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского (кименная ред.)/Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); он же. То же (изм. загл.: Труд и деятельность жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Ханцты и Шатберди и вместе с ним память многих отцов блаженных)//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 248-319; Басили Зарзмели. Житие и деяние благословенного Богом и блаженного отца нашего Серапиона//Там же. С. 319-347; Шарашидзе Х. Материалы по истории Грузии (XV-XVIII вв.)//Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 30. С. 197-304 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 75-136; Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба: Первый текст//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442; Столетняя летопись//Там же. С. 151-325; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 331-413; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4; Павел Алеппский, архидиак. Материалы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост. Павлом Алеппским/Сост.: Н. Асатиани. Тбилиси, 1973 (на груз. и рус. яз.); КГН. 1980. Т. 1; Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Макарий Антиохийский, патр. Сведения о Грузии//Армагани: Образцы вост. лит-ры. Тбилиси, 1982. С. 88-122 (на груз. яз.); Распорядок царского двора/Сост.: К. Сургуладзе. Тбилиси, 1993 (на груз., рус. и англ. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Введение// Мерчуле. Житие. 1911. С. I-LXX; он же. Дневник поездки в Шавшию и Кларджию//Там же. С. 1-202; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954 (на груз. яз.); Атлас истории Грузии/Сост.: Д. Мусхелишвили, Тбилиси, 2003 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектура Кафоликон мон-ря Долискана. 937–958 гг. Фотография Н. Я. Марра. 1911 г. Кафоликон мон-ря Долискана. 937–958 гг. Фотография Н. Я. Марра. 1911 г. Расцвет монастырской архитектуры в К.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

1970. Т. 3. С. 977-978). 8 нояб. в Тбилиси Антоний II выдал еп. Афанасию грамоту - пространный перечень обязанностей архиерея, среди которых надлежало: блюсти правоверие, объезжать паству с пастырским визитом раз в год (в крайнем случае - 1 раз в 3 года), проявлять особую заботу об уровне грамотности священнослужителей и их детей (Там же. С. 978-980). Деятельность еп. Афанасия известна по неск. документам. Он выступал свидетелем в поземельных тяжбах (ПГП. 1985. Т. 8. С. 108-111), пытался реализовать свои помещичьи права в с. Дирби, но безуспешно, т. к. не был джврисмама (Там же. С. 496), защищал церковное имущество от посягательств со стороны мирян. С его именем связан инцидент пропажи креста, сделанного из части Животворящего Креста Господня, к-рый, согласно преданию, был прислан в дар св. Вахтангу Горгасали Иерусалимским патриархом и покоился на алтаре в кафоликоне мон-ря Некреси в золотом ковчеге, на спинке которого была надпись: «Я, царица Русудан (некоторые исследователи считают, что речь идет о царице Грузии (1223-1245).- Авт.), для спасения души своей вновь украсила сей Животворящий Крест, ограбленный злодеями». В июле 1798 г., во время разбирательства спора между тавадами Амиреджиби и их соседями, еп. Афанасий вынес крест из церкви и положил на аналой; стороны должны были принести клятвы перед ним. Служители церкви забыли перенести крест с аналоя на престол, и во время вечернего богослужения выяснилось, что креста нет. Несмотря на все усилия царя Георгия XII и католикоса-патриарха Антония II, крест так и не нашли. Разгневанный царь сослал еп. Афанасия в мон-рь Натлисмцемели в пуст. Гареджи. Кафедра некоторое время вдовствовала. Георгий XII отклонил кандидатуру игум. Дионоса, выходца из крестьян князей Цицишвили. «Архиерей,- говорил царь,- есть столп народа. Преподобный Дионос пустынник и не сведущ в мирских делах. Епископ должен быть военачальником своей страны, с сильной волею, приводящий в усмирение и великих, и малых; таких мужей нам и надобно, а в мирное время и преподобные отцы-пустынники будут управлять Церковью».

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Также существует предположение (И. В. Абашидзе, Б. Гасс), что население расположенного близ К. м. в Вади-эль-Вард (т. н. «Лощина роз») сел. Малха имеет груз. происхождение (внешне оно значительно отличается от араб. населения региона, жители Малхи именуют себя гурджами, до нач. XX в. они обслуживали обитель и обрабатывали земли К. м., передавая ему треть урожая). По мнению груз. историков, это косвенно может подтверждать сведения некоторых груз. источников о том, что в V в. груз. царь св. Вахтанг Горгасали поселил здесь гарнизон груз. всадников с целью охраны груз. святынь Иерусалима и, очевидно (исходя из мест их поселения), уже существовавшего к тому времени К. м. ( Гасс. 1990. С. 3). Исторически доказано присутствие в Палестине в IV-V вв. иберийских (грузинских) монахов и паломников (в особенности царского рода), однако современные тому периоду сведения о груз. мон-ре в окрестностях Иерусалима, посвященном Св. Кресту, отсутствуют. Часть груз. ученых связывают основание К. м. с именем известного груз. богослова V в. Петра Ивера , еп. Маюмского. В Житии святого, написанном Захарией Грузином, указано, что Петр и его сподвижник Иоанн Лаз до 50-х гг. V в. подвизались в мон-ре Гроба Господня в Иерусалиме, затем основали мон-рь «в пустыне» близ Иерусалима, получивший название Иверский, и еще один мон-рь на берегу р. Иордан (Житие Петра Ивера. 1896. С. 90-92; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. T. 1. 256-272; КЦ. 1955. Т. 1. С. 133-134; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 194, 261-263; Давид. 1976. Т. 1. С. 263; Иоселиани. 1978. С. 314; Лолашвили. 1989. С. 116, 262; Тархнишвили. 1994. C. 273-273). Схожая пара мон-рей упоминается в сочинении Прокопия Кесарийского, где сказано, что имп. Юстиниан I (527-565) вместе с монастырями св. Талале и св. Григория восстановил «обители иверов и лазов» ( Иона ( Гедеванишвили). 1852. С. 51-52, 58-61; Тимофей (Габашвили). 1956. С. 72-90, 014-016, 052-057, 0194-0197; Георгика. 1956. Т. 1. С. 77-78; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 22-24; Мамиствалишвили. 2002. С. 11-13). Нек-рые ученые отождествляют лазский мон-рь с К. м. ( Жанен. 1992. C. 16). О К. м. как о мон-ре «гогаренов» (грузин) писал арм. путешественник Л. Алишан ( Григорий (Перадзе). 1995. C. 19-26).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы. Роспись кафоликона. XVII в. Преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы. Роспись кафоликона. XVII в. С внутренней стороны над входом в храм в нише дверного проема помещено изображение Божией Матери с Младенцем в медальоне, с надписью на груз. и греч. языках, где сообщается о росписи времени архим. Никифора, выполненной на средства кн. Левана Дадиани. Греч. надпись неск. отличается от грузинской и содержит информацию о живописцах: «Расписан и возобновлен сей божественный храм… рукой и искусством нижайших иеромонахов Моисея, Григория, сына Неофила, и иеродиакона Герасима, сына Мины, в лето от рождества Христова 1644, месяца января 11-го дня». На притолоках - изображения прор. Соломона, свт. Петра Ивера (?) и монаха с завязанными глазами (возможно, сподвижника свт. Петра Иоанна, из Жития известно о болезни лица и глаз, которые прикрыты повязкой), на юж. прясле зап. стены - преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев. На западной стене находились ныне утраченные росписи: над входным проемом - ростовой образ прп. Прохора Грузина, южнее двери - образы равноапостольных Константина и Елены, на сев. половине - груз. царей св. Мириана, св. Вахтанга Горгасали и Баграта IV, с именем к-рых связаны основные этапы строительства К. м. На крайних отрезках стены были изображены современники архим. Никифора - приближенные кн. Дадиани и групповой портрет братии К. м. Ктиторский портрет семьи Дадиани размещался в вост. части юж. стены храма. На зап. стене были выполнены образы равноапостольных Константина и Елены и легендарных основателей обители, а также современников архим. Никифора. Этот ряд изображений объединен идеями утверждения прав грузин на К. м. как его основателей и первых строителей и связи груз. Православия со Св. землей. В надписях, раскрытых в 1960 г., во время реставрации при участии Абашидзе, Шанидзе и Церетели, особо подчеркнута национальная принадлежность изображенных, напр., преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы были именованы как «Св. Евфимий Грузин» и «Св. Георгий Грузин».

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Прп. Шио Мгвимский. Фреска (2004 г.) в храме прп. Илариона Великого, Оптина пустынь Царь спросил святого, что ему нужно для пустыни и пожертвовал на строительство церкви большую сумму денег, подарил для будущего монастыря четыре деревни, золотой крест и прекрасно украшенное Евангелие царя Вахтанга Горгасала . Когда строительство храма было закончено, царь Картли вместе с католикосом Макарием и епископами отправился в пустыню. Сам святой Иоанн Зедазенский пришел и благословил только что построенный храм, который был освящен во имя пророка Иоанна Предтечи. Позже были возведены также храмы во имя Пресвятой Троицы и в честь Божией Матери. После этого число пустынных братьев достигло двух тысяч. Многие люди пришли увидеть отшельника и чудотворца в пустыне и получить от него благословение и исцеление. Число братии возрастало, и преподобный благословил основать для них Мгвимскую обитель . По благословению своего духовника Иоанна и католикоса Грузии, он собрал своих учеников, попрощался с ними и уединился в затвор в вырытой им пещере. Святой прожил в затворе пятнадцать лет, постоянно пребывая в посте и молитве. Скончался 9 мая , приобщившись накануне Святых Тайн и преподав братии последние спасительные наставления. Мощи угодника Божия были погребены в основанной им обители. Во время одного из персидских нашествий всадники Шах-Аббаса увезли в Иран святые мощи преподобного. В том же году страшная чума поразила Персию. Напуганные персы посчитали причиной неуважительное отношение к мощам святого Шио и вернули их в монастырь. Жизнеописание Шио составлено его сподвижником Мартирием Греком ; оно написано первоначально на греческом языке и прислано из Константинополя в Грузию. Как это жизнеописание, так и две молитвы Шио должны быть отнесены к единственным дошедшим до нас памятникам древней церковно-грузинской письменности, после жизнеописания равноапостольной Нины . Преподобный Шио известен как автор 160 поучений для братии. Молитвословия Кондак, глас 4 Житие твое служением Господним исправил еси/и, взем крест, оставил еси вся житейская,/красото пустыни, преподобне Шио./Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/страна Иверская почитает/и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,//темже не престай моляся о нас ко Господу.

http://drevo-info.ru/articles/10552.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010