Н. е. в древности Основание Н. е. связано с именем царя Грузии св. Вахтанга Горгасали . В сочинении историка XI в. Джуаншера Джуаншериани «Житие Вахтанга Горгасали» сказано, что царь основал 13 епархий, в т. ч. «посадил одного епископа... в Ниноцминде у подступов построенной Горгасалом Уджармы» ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Акад. И. Джавахишвили считал, что в этом месте речь идет о 3 епархиях: Уджармской, Карийской и Н. е. ( Джавахишвили. История народа. 1960. Т. 1. С. 339). Сведения об основании Н. е. св. Вахтангом также повторяет Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). Очевидно, кафедра ниноцминдели находилась в Уджарме до того момента, когда была основана Кацаретская епархия (до 506/7) - в источниках позднего времени Уджарма везде упоминается как кафедра Кацаретского (Самебского) архиерея. Уджарма при св. Вахтанге имела значение важного политико-административного центра, здесь находилась резиденция царя, что указывает на значение Н. е. в то время. В письме 607 г. католикоса Картли Кириона I арм. католикосу Аврааму I Албатанеци указано, что в ГПЦ того времени существовало 35 епархий. Их названия известны из ответного письма Авраама I того же года, где упоминаются участники Двинского Собора 505/6 г. (письмо вошло в сочинение арм. историка Ухтанеса, еп. Севастии, «История отделения грузин от армян»), однако они дошли в искаженном виде (Книга посланий. 1968. С. 97-98). В «Распорядке царского двора» среди 35 груз. архиереев имя ниноцминдели занимает 9-е место между Кумурдойским и Ишханским епископами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 48). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) сказано, что царь Кахети Леван (1520-1574) заново отстроил и украсил кафоликон мон-ря Ниноцминда и «назначил епископа, и пожертвовал села и дома» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). Возможно, разрушение кафоликона и упразднение Н. е. связаны с походами в Грузию в XIV в. Тамерлана . Известен ниноцминдели кон. X - нач. XI в. свт. Арсений Ниноцминдский - переводчик, книжник и каллиграф, который оставил архиерейскую деятельность и сначала удалился в мон-рь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни , затем в груз. Иверский монастырь на Афоне (Хаханашвили. 1901. С. 21-22). Два ниноцминдели X-XI вв., Иоанн (или Иаков) и Стефан, очевидно внесшие особый вклад в восстановление мон-ря и имевшие особое значение в истории Н. е., упоминаются в 2 надписях на кафоликоне Ниноцминды ( Ингороква. 1927. 15, 249; Какабадзе. 1928. С. 67; Шанидзе. 1938. С. 24, 54, 56; Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 118, 121; Кератишвили. 1969. С. 54; КГН. 1980. Т. 1. С. 316; Муравьёв. 1981. С. 222, 235; Каухчишвили. 1999. Т. 1. С. 33, 34. 2000. Т. 2. С. 299, 300).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 142; Он же. То же. 2008. С. 76). От персов в К. пострадали первые мученики ГПЦ: мч. Ражден († 457), царица вмц. Шушаник († 475), царь Вахтанг Горгасали († 502), сщмч. Авив , еп. Некресский (60-е гг. VI в.), мч. Евстафий Мцхетский († 589). Центрами паломничества в К. в раннее средневековье являлись мцхетский Джвари , Манглиси, где хранились подножные доски Креста Христова, и Цуртави, в к-ром были упокоены мощи царицы вмц. Шушаник; в XII в., после перенесения мощей вмц. Шушаник в Тбилиси, Цуртави утратил значение церковно-политического центра Квемо-Картли. Джвари считался символом государственности Грузии, здесь располагалась усыпальница Картлийских эрисмтаваров и находившихся с ними в родстве Багратиони, выдвинувшихся на политическое поприще Грузии уже в VI в. (З. Алексидзе). Также в этот период в К. были сооружены такие памятники грузинской церковной архитектуры, как Цроми (626-634/5), Самцевриси (30-е гг. VII в.), Атени Сиони (1-я пол. VII в.) и др. На стенах соборов Болнисский Сион, Джвари и Цроми эпиграфически зафиксированы древнейшие образцы груз. письменности, выполненные асомтаврули . В период владычества арабов в Грузии (в 30-х гг. VIII в. был образован Тбилисский эмират Арабского халифата) мученическую смерть в К. приняли св. царь Арчил I († ок. 744), мч. Або Тбилисский († 757/8), вмч. Константи-Каха († 853). В К. сохранились исторические свидетельства того, что провизантийски настроенные представители груз. аристократии К. открыто демонстрировали свою независимость от центральной араб. власти, приверженность христианству и провизант. настрой. Так, о феодале, изображенном на стеле VIII в. из с. Кавтисхеви (муниципалитет Каспи), известно, что он носил визант. титул ипатия; коленопреклонному вельможе, представленному на стеле из с. Усанети (близ Хашури, VIII в.), ангел протягивает корону визант. образца (КГН. 1980. Т. 1. С. 118-130). В 759-777 гг. в Квемо-Картли представители дома питиахшей Вараз-Бакур и Иоанн возвели Самшвилдский Сиони , один из самих больших храмов т.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

  Храм Отца Креста Сохранилось предание, что на месте, где сейчас стоит один из самых древних храмов Тбилиси, жила, просвещала и исцеляла людей святая равноапостольная Нина. И сейчас при Храме Отца Креста действует женский монастырь святой Нины. В V веке царь Вахтанг Горгасали построил здесь храм Святого креста «Голгофа». В конце XIV века первый храм разрушил Тамерлан. Нынешнее здание XVI века, сильно пострадавшее после взятия Тбилиси Агой Мохаммед-ханом, отремонтировано в 1825 году. До 1921 года храм входил в юрисдикцию иерусалимского патриарха, многие века был подворьем монастыря Святого креста Иерусалима, землю для которого подарил первому грузинскому царю Мириану III сам император Константин (он же содержал его на свои средства) — отсюда родилось название Отец креста. В советские годы в монастыре хранили книги. С конца восьмидесятых годов ХХ века храм снова стал действующим.   Храм Метехи, Успенская церковь Визитная карточка Тбилиси - каменный всадник на высоком берегу Куры в самом центре старого города и за ним — древний храм. Памятник основателю Тбилиси святому царю Вахтангу Горгасали , давшему Грузинской Церкви независимость от Антиохии , был открыт недавно, в 1967 году, а Метехская Успенская церковь основана ещё в XII веке. По преданию, в этом храме молилась царица Тамара. В конце XIII beka святыня пережила сильный пожар. В 1235 году храм пострадал от монголов, был отстроен, но во время персидского погрома в 1795 году опять горел, пропала храмовая икона. В разное время святыню восстанавливали. Нынешнее здание из красного кирпича XVI-XVII века в XIX веке служило казармами казачьего полка. Когда в середине ХХ века сносили остатки находящейся рядом древней крепости, церковь едва не обрушилась. Лишь в конце 80-х годов прошлого века Метехи отреставрировали и вернули Грузинской Православной Церкви. На территории Церкви Метехи покоятся останки мученицы княгини Ранской Шушаники. Храм также связан с именем святого мученика Або Тбилисского, небесного покровителя столицы Грузии.

http://foma.ru/gruziya-10-svyatyin-kotor...

Еще одна группа версий относит строительство К. м. ко времени царствования визант. имп. Ираклия (610-641): возвращаясь с победой из похода против персов, в к-ром императору удалось отвоевать вывезенный персами Крест Господень, Ираклий не стал въезжать в Иерусалим, а остановился у того места, где некогда росло Живоносное Древо. Крест был вновь воздвигнут на Голгофе (по др. сведениям, на месте произрастания Живоносного Древа), а на избранном месте в благодарность Господу и Пресв. Богородице Ираклий велел основать К. м. (он присутствовал при закладке алтаря 1-й церкви мон-ря). Однако из-за нашествия арабов, начавших войну с Византией, строительство монастыря не было завершено ( Gu é rin. 1868. Vol. 1. С. 91; Давид. 1976. Т. 1. С. 262). Согласно мнению совр. ученых (Л. Менабде , Н. Томадзе и др.), источниковедческая база как «грузинской», так и «греческой» версий недостаточна, несмотря на то что очевидна высокая активность в Палестине не только греков, но и грузин уже в IV (события, сопутствующие Крещению Картли) и V вв. (приобретение в правление св. Вахтанга Горгасали прав на мн. христ. святыни Палестины). В последнее время в груз. историографии на основании сочинения еп. Тимофея (Габашвили) (НЦРГ. S 3244. Л. 114-116) получила распространение версия об основании К. м. в XI в. прп. Прохором Грузином при финансировании царя единой Грузии Баграта IV и его семейства ( Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 73; Томадзе. 2003. С. 18). Идея создания и возобновления К. м. грузинами была передана в росписи зап. стены кафоликона монастыря. На ней представлены как деятели IV-V вв. (груз. цари св. Мириан и св. Вахтанг Горгасали, визант. имп. Константин и св. Елена, еп. Петр Ивер), так и возобновители К. м. в XI в. (груз. царь Баграт IV, преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы, прп. Прохор Грузин) ( Вирсаладзе. 1973. C. 40, 47; Мамиствалишвили. Иерусалимский Св. Креста мон-рь. 2014. C. 36-79). Археологические обоснования возникновения К. м. В XX в. в К. м. был проведен ряд реставрационных и археологических работ. Исследования выявили, что К. м. был выстроен на месте катакомб с захоронениями III-IV вв. После поднятия мозаичного пола нефа храма были обнаружены могилы, из них 3 склепа, высеченные в камне; 2 не были использованы; в 2 погребены 2 женщины, 75 и 40 лет, со следами ожогов на руках; еще в одной - трое мужчин разного возраста и женщина, к-рые умерли неестественной смертью.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Архитектурный комплекс мон-ря Никози [Груз. ], муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии. Расположен в с. Земо-Никози, на возвышенности, на правом берегу р. Б. Лиахви, в 1 км от Цхинвали. По историческим источникам, кафоликон Н. выстроен царем Картли св. Вахтангом Горгасали на месте упокоения груз. первомч. Раждена ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Мученичество и заслуги святого великомученика Раждена//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 78-79). Архитектурный комплекс включает кафоликон Гвтаеба, освященный в честь Вознесения Господня (V, X, XIV-XV вв.), ц. во имя св. Архангелов (X в.), колокольню (XIV-XV или XVI-XVII вв.), архиерейский дворец (X-XI вв.), жилые постройки и ограду. В древности ограда монастыря охватывала более обширную территорию. В наст. время ц. во имя св. Архангелов находится вне территории монастырского комплекса Н., среди жилых домов. Все остальные строения объединены оградой, с запада от кафоликона расположена колокольня. Кафоликон дополнительно огорожен с севера, юга и востока, что отделяет его от муж. и жен. мон-рей. Сев.-зап. внутренней дверью храм Гвтаеба связан с муж. и жен. мон-рями, которые расположены к юго-востоку и к северу от него. Оба мон-ря имеют отдельный вход: жен. мон-рь - с северо-запада, мужской - с юго-востока. Новая ограда в юж. части выстроена на основе фундамента древней, с вост. стороны от угла дворца она следует параллельно вост. стене кафоликона. На расстоянии 30-40 м от вост. участка ограды, у ручья в подножии склона, сохранились фрагменты древней каменной ограды. Это позволяет сделать предположение о том, что в древности территория Н. охватывала весь склон. С юга от кафоликона также заметны фрагменты каменных сооружений - очевидно, юж. участка ограды ( Рчеулишвили. 1994. С. 100). Кафоликон Гвтаеба

http://pravenc.ru/text/2565610.html

– Равноапостольный царь Мириан, при котором произошло крещение Грузии (IV в.), умирая, заповедовал своему сыну Бакару окончить то, что не успела совершить святая Нина, – проповедовать христианство среди горцев-язычников Кавказа. Это завещание царь Бакар исполнял на протяжении всей своей жизни и просветил светом Евангелия многие племена Кавказа. Этот поход царя Вахтанга напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма В V веке святой царь Вахтанг Горгасал в ответ на вторжение в Грузию горцев и пленение его сестры предпринял военный поход на север Кавказа, который завершился блистательной победой. Это была необычная война, в которой победитель не облагал побежденных данью и пленных не обращал в рабство. Царь Вахтанг своей доблестью и великодушием умел превращать прежних врагов в своих друзей. Он взял с собой в поход зодчих, которые строили христианские храмы и часовни на пути, и священников, проповедовавших Евангелие и крестивших горцев, обращенных в христианство. Этот поход напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма. Святой благоверный царь Давид Строитель (XI–XII вв.) крестил несколько тысяч половцев, которые служили в его войске, а затем вернулись на Кавказ. Царица Тамар. Фреска из монастыря Вардзиа. Широкое просветительство на севере Кавказа также происходило во время царствования царицы Тамар (XII–XIII вв.), которая строила храмы и часовни и воздвигала каменные кресты на вершинах и скалах Кавказа. В некоторых древних храмах Северного Кавказа сохранялись надписи на грузинском языке. Знаменательно, что самый высокий купольный храм Грузии, построенный в XI веке в южных предгорьях Кавказа, носит имя Георгия Победоносца. Этот собор пользовался глубоким почитанием не только христиан, но даже иноверцев-горцев, которые посещали его в праздник святого Георгия и приносили жертвы по своему обычаю. В начале XVIII века великим просветителем кавказских племен и народов, особенно дагестанцев, ингушей и осетин, стал святитель и чудотворец Иоанн, митрополит Манглисский, который взял на себя апостольский подвиг, чтобы восстановить христианство на севере Кавказа. Он построил храмы в Дербенте, Астрахани и Кизляре, а также основал миссионерскую школу, где подготавливались будущие проповедники Евангелия для этого региона. В те времена на севере Кавказа проживало немало грузин, а в Астрахани находился царь Вахтанг VI со свитой. Естественно, что свое особое почитание и любовь к святым равноапостольной Нине и великомученику Георгию они передали горцам-христианам Кавказа.

http://pravoslavie.ru/87984.html

Христианство способствовало консолидации Картлийского гос-ва. История Грузинской Церкви Картлийская Церковь после кончины св. царя Мириана В 70-х гг. IV в., при сыне Мирдата Вараз-Бакуре, Грузия подверглась нападению персов. Царь бежал в горную Кахети, издал указ «скрыть все кресты» и заключил с персами договор о выплате дани и выдаче персам заложников царской крови. При Трдате II грузины смогли открыто вернуться к почитанию креста. Были возвращены Рустави и Некреси, где были основаны епископские кафедры. Однако, когда в нач. V в. царь Мирдат IV († 410) был взят персами в плен в битве при Гардабани, он за отказ отречься от Христа был заточен в тюрьму и замучен. На III Вселенском Соборе (431) присутствовал еп. Феодосий Моставрский, к-рого мн. исследователи отождествляют с епископом Самтаврским. По сведениям источников, первоиерарх Картлийской Церкви архиеп. Иеремия , проповедовавший в указанный период в К-поле против несториан, до Эфеса, где заседал Собор, не доехал ( Кекелидзе. 1956. С. 55-57). Сын св. царя Мирдата IV царь Арчил I (20-30-е гг. V в.) разорвал отношения с Персией и заключил союз с Византией, восстановил открытое исповедание христианства, выстроил множество храмов и основал церковные школы. В Житии Вахтанга Горгасали упоминаются 3 епископа, преставившиеся при царе Арчиле: Иона (вероятно, речь идет об Иеремии), Григорий I и Василий I , преемником последнего царь сделал перса Мобидана , к-рого вскоре за еретические взгляды сместили с престола и выслали из страны. Картлийская Церковь при св. царе Вахтанге Горгасали, получение автокефалии Во время правления св. царя Вахтанга Горгасали (446 - ок. 506) несторианская Церковь в Персии утратила влияние на Закавказье. На IV Вселенском Соборе (451) от Картлийской Церкви присутствовал еп. Севастопольский Кекропий, к-рый подписал осуждение монофизитов и доставил в Картли акты Собора. Провизантийски настроенный архиеп. Картли Михаил I , «священник истинный», в целях искоренения еретических идей в Картли повелел уничтожить все труды архиеп. Мобидана ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//КЦ. 1973. Т. 4. С. 60).

http://pravenc.ru/text/638558.html

В сер. V в. к власти в Картли пришел св. царь Вахтанг Горгасали . В 448 и 466 гг. в Закавказье через Дарьяльское ущелье вторглись гунны и аланы и разорили Иверию (Приск Панийский). Иран. шах Пероз отозвал в Картли св. Вахтанга, воевавшего по его воле с гуннами-кидаритами в Тохаристане на границе с Индией. На р. Терек св. Вахтанг нанес жестокое поражение аланам (осам) и подчинил себе гуннов, затем через Клухорский перевал перешел в Зап. Грузию, помог восставшим против царя Лазики сванам и за 3 года присоединил к своему царству всю Зап. Грузию, а также часть Картли, и сев.-зап. часть Кавказской Албании (Эрети). Объединив т. о. всю Г., св. Вахтанг в 90-х гг. V в. добился независимости от Ирана. Он провел адм. реформу и реорганизацию церковных структур, Церковь в Г. стала независимой от Антиохийской Церкви, усмирил кавк. горцев и распространил свое влияние на Сев. Кавказ, в частности на Аланию. В Г. развилась внутренняя и внешняя торговля, что способствовало консолидации населения и росту городов. В 20-х гг. VI в. единая Г. распалась: в 523 г. отделилась и вошла в сферу влияния Византии Зап. Грузия (визант. Лазика), Иран упразднил в Картли царскую власть, но в нач. 50-х гг. она была восстановлена как эрисмтаварство (эрисмтавар - владетельный князь). Размещение визант. гарнизонов в городах-крепостях Лазики вызвало недовольство населения: лазы отправили послов к иран. шаху Хосрову I Ануширвану с просьбой о военной помощи. Власть над Зап. Грузией давала Ирану выход к Чёрному м., и в 541 г. шах вторгся в Лазику из Картли. Война с Византией продлилась более 20 лет, и в 562 г. Иран и Византия заключили мир на 50 лет. Во 2-й пол. VI в. Г. вновь оказалась в эпицентре противостояния Востока и Запада: исключительное значение на Ближ. и Ср. Востоке приобрела торговля шелком, одним из крупнейших потребителей к-рого была Византия. С возникновением в евразийской степи Хазарского каганата альтернативным Великому шелковому пути, проходившему через Иран, стал путь через подвластный тюркам Сев. Кавказ и Закавказье. В военное столкновение Ирана и Византии оказалась вовлечена и Вост. Грузия. Координация действий антииран. коалиции была достигнута в 588 г.: с востока Ирану угрожали тюрки, с запада - арабы, византийцы и грузины. Однако военные успехи персид. полководца Бахрама Чубина в битве против тюрок в Герате (Афганистан) привели к развалу коалиции.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНГЛИСИ [Груз. ], мон-рь (не позже XVII в.), кафедра древней Манглисской епархии (ныне Манглисско-Тетрицкаройской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафоликоном в честь Животворящего Креста Господня (позже - Успения Пресв. Богородицы). Памятник искусства национального значения (2006). Расположен на окраине одноименного поселка в исторической провинции Грузии Квемо-Картли (муниципалитет Тетри-Цкаро), на юж. склоне Триалетского хребта, на левом берегу р. Алгети. История Кафоликон мон-ря Манглиси Кафоликон мон-ря Манглиси В научной лит-ре этимологию М. производят от древнегруз. (серп), и, т. о., Манглиси - место, где изготовлялись серпы ( Меликсет-Бег. 1924. С. 72; Чумбуридзе. 1971. С. 63). Согласно др. версии, наименование связано с названием племени алгов (), зафиксированным также в местной топонимике (напр., Алгети и др.), и, т. о., обозначает место, где проживают алги ( Бердзенишвили. 1990. С. 646). Впервые место Манглиси, в к-ром был заложен один из первых груз. храмов, упоминается в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Грузии) при описании событий, последовавших за крещением Картли (Вост. Грузии): в 20-х гг. IV в. царь Картли св. Мириан попросил у рим. имп. св. Константина I Великого «каменотесов и плотников». Первую церковь они основали в Эрушети и оставили там подножные доски Креста Господня, затем отправились в Манглиси, где «положили фундамент церкви» и оставили гвозди Креста Господня (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 86-87; 1989. С. 27). В повествовании Леонтия Мровели о крещении Грузии сказано, что посланный имп. Константином I епископ вначале также заложил церковь в Эрушети, где оставил гвозди Креста Господня, затем в Цунде, после чего «пришел... в Манглиси, приступил к строительству церкви и оставил там доски Господни» ( Леонти Мровели. Жизнь груз. царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 117-118; Он же. 2008. С. 61). Во 2-й пол. V в., при царе св. Вахтанге Горгасали , храм М. стал епархиальной кафедрой ( Джуаншер Джуаншериани . Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100; Книга посланий. 1968. С. 97). Архитектурный анализ подтверждает, что в это время вместо маленькой церкви был построен большой купольный храм, более подходящий для церковной кафедры ( Двали. 1974. С. 48-54). Церковь была освящена в честь Животворящего Креста Господня ( - Джвари). Наряду с Мцхетским Джвари М., к-рый в источниках и лит-ре называют также Манглисским Джвари, являлся одним из важнейших центров паломничества на раннехристианском Кавказе. М. в числе значимых центров ГПЦ упомянут во «Всеобщем послании» арм. католикоса Авраама I арм. пастве, созданном после грузино-арм. церковного раскола (607/8): католикос запретил армянам, принявшим монофизитство, поклоняться груз. святыням, в т. ч. М. (Книга посланий. 1968. С. 122).

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Мцхета. Кафедральный собор Двенадцати апостолов. Светицховели /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Светицховели, патриарший собор в Мцхете. Построен в 1010-29 зодчим Арсукидзе на месте первой в Грузии христианской церкви 4 века. Восстанавливался в 15 и 17 вв. Грандиозное, возвышающееся над застройкой города, крестово-купольное сооружение. Храм С в е т и - Ц х о в е л и — одно из самых почитаемых и прославленных культовых зданий Грузии. Происхождение наименования «Свети-Цховели» (Животворящий столп) связано с преданием о принятии Грузией христианства. Согласно легенде, житель Мцхета, еврей по имени Элиоз, присутствовал при распятии Христа в Иерусалиме. Он вернулся домой с реликвией — хитоном Христа. Сестра его Сидония, уже принявшая христианство, встретила его и, прикоснувшись к хитону, умерла. Ее хоронили вместе с хитоном, оставшимся в ее руках. На могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр. Дальше легенда повествует о решении первого христианского царя Мириана воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение его желания срубили дерево, выстругали семь колонн и приступили к строительству церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась — она повисла в воздухе. После того как просветительница Грузии св. Нина молилась всю ночь, этот столб встал «без прикосновения руки людской» и с него текло миро, излечивающее больных от тяжелых недугов. Отсюда и пошло наименование этого храма — «Свети-Цховели». Недавние раскопки на территории храма позволяют восстановить контуры первой, выстроенной в IV веке деревянной церкви. Неглубокие ямы с остатками деревянных столбов весьма точно обрисовывают план церкви. В V веке, при Вахтанге Горгасали, взамен этой первой христианской деревянной церкви воздвигли каменный храм, габариты которого, как и отдельные фрагменты, легко читаются и сейчас. Вставленные в подкупольные устои орнаментальные камни внутри храма, а также на редкость интересные скульптурные бычьи головы на восточном фасаде находят параллели в произведениях именно V века. Отмеченные выше раскопки вскрыли апсиду, древние колонны, импосты которых виднеются в раскрытых верхних частях устоев в северо-западной части храма. Храм Вахтанга Горгасали простоял до начала XI века, когда пришедшую в ветхость церковь перестраивают почти заново.

http://sobory.ru/article/?object=04596

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010