После освящения в Троицкий собор из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии. Адрес: Холм Св. Ильи, Тбилиси. Подробнее... Метехская Успенская церковь (Тбилиси) [ править править код ] Метехская Успенская церковь так же, как и многие другие древние православные святыни находится в старом городе Тбилиси. Церковь Метехи была основана в XII веке. В конце XIII века претерпела пожар. Во время монгольской операции храм был сожжен и только благодаря царю Деметру был отстроен заново, но спустя две сотни лет церковь снова постигла та, же участь, только уже от рук персидских воинов. Святыня отстраивалась неоднократно, в последний раз отстроена из красного кирпича. Храм хранит одну тайну, на его территории покоятся останки мученицы, княгини Ранской Шушаники. Рядом с храмом в XVII веке была построена крепость, которая позднее была переоборудована в тюрьму, а в середине XX века и вовсе снесена. А сам храм подвергся надругательству, когда в XIX веке его превратили в казармы казачьего полка. В середине XX века едва уцелел при сносе рядом стоящей крепости, а в 1987 году был капитально отреставрирован, и вернулся во владение Грузинской Православной Церкви. Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-н, Метехи (около 10 км на запад от Каспи). Подробнее... Сионский кафедральный собор (Тбилиси) [ править править код ] Основание храма Сиони () приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами. В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года. В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии».

http://azbyka.ru/palomnik/Тбилиси

За пределами К. е. кацарели распространял свою юрисдикцию на села Батаани и Джораани в Орхеви (ныне в Тианетском муниципалитете, южнее Сионского водохранилища) «с их округами по обеим сторонам Иори» на территории Челетской епархии; на земли «в Ахмете и Уто по обеим сторонам (реки.- Авт.) Орвили» и на «виноградник, пожертвованный царем Леоном (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) в Ахмете», находившиеся в Алавердской епархии; на села Алиабад, Тасмалури (Тасмалы.- Авт.), Сакени и Энисели в Некресской и Гиш-Курмухской епархии (Исторические док-ты Гареджи. 2008. С. 206). По сообщению Вахушти Багратиони, кацарели (самебели) претендовал также на мон-ри пуст. Гареджи ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 530). Однако в дарственной грамоте царя Кахети Давида II (Имамкули-хана) (1703-1722) указано, что самебели окормлял насельников гареджийского монастыря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 207), к-рый владел землями, а также крестьянами в населенных пунктах на территории К. е.: Уджарма, Хашми, Росабаули и Карабулахи (Там же. 2011. С. 613, 734-735, 740). Кацарели окормлял христиан не всех земель, находившихся в К. е. Так, согласно источникам XIV-XVI вв., патриаршему кафедральному собору Светицховели (т. е. католикосу-патриарху Грузии) принадлежали с. Мухаани (предположительно совр. Мухровани близ Уджармы), Мцхетис-Гора (груз. «Мцхетский холм», местоположение неизв.), Ражиант-эклесиа (груз. «церковь Ражиани», очевидно ц. во имя мч. Раждена, возведенная царем св. Вахтангом Горгасали близ Уджармы; точное местоположение неизв.), окрестности Самгорского канала, мон-рь Квавистави близ пещеры Хорауги (на карте Вахушти Багратиони обозначен северо-восточнее с. Сартичала ( Вахушти Багратиони. 1997. С. 42-43)), с. Килмати и Килматская крепость (ныне Русиани), с. Аскиловани (ныне Аскилаури), с. Верена и Веренская крепость (ныне Верона), Пад(л)ашени (возможно, речь идет о с. Палдо), села Тадзреби, Кехи, Сабацминда, Каноби (местоположение неизв.), окрестности р. Дзмарашвили в Кацарети (Иммунитетные грамоты владений Церкви в Мцхете за 1392 и 1447 гг.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 180, 190; Дарственная грамота Мцхетскому католикосу, обновленная царем Александром II в 1579 г.//Там же. 1965. Т. 2. С. 198). Кроме первоиерарха ГПЦ земли в К. е. имел также руствели (Руставский архиерей): ему принадлежали села Самгори и Хорауги (Гуджар церкви Гмртаеба, 1722 г.//Там же. С. 371). История

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Тифлис, 1924. 2. С. 214-242; 3. С. 266-286 (на груз. яз.); Численность населения Иверии//Саисторио моамбе. Тифлис, 1924. Вып. 1. С. 259-266 (на груз. яз); Грамота Царицы Тамары Великой на имя Гелати от 1193 г.//ИзвКавИАИ. 1925. Вып. 3. С. 111-120; Об истории денег в Грузии//Саисторио моамбе. Тифлис, 1925. Вып. 1. С. 1-35 (на груз. яз.); Описание города Тифлиса 1803 г.//Там же. 1925. Вып. 2. С. 27-104 (на груз. яз.); О происхождении исторических личностей в росписи Зарзма//Там же. Вып. 1. С. 139-142 (на груз. яз.); К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имерети//ИзвКавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Вокруг вопроса о «Витязе в тигровой шкуре»//Мнатоби. Тифлис, 1927. 11/12. С. 239-263 (на груз. яз.); Из социально-экономических вопросов средневек. Грузии//ИзвКавИАИ. 1927. Вып. 5. С. 101-127; К датировке постройки мон-ря Креста против Мцхета//Там же. С. 61-70; Изыскания об истории грузин в IV-VII вв.//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 2. С. 1-59 (на груз. яз.); Когда был построен храм Светицховели//Там же. Кн. 1. С. 95-107 (на груз. яз.); Имеретинские церковные крестьяне и имения по описям 1820 и 1825 гг.//Там же. 1929. Кн. 4. С. 76-101 (на груз. яз.); «Калмособа» о Зап. Грузии//Там же. С. 35-66 (на груз. яз.); Краткий обзор истории Грузии. Сухуми, 1941; Две большие войны Давида Строителя//Тр. Кутаисского пед. ин-та. Кутаиси, 1942. Вып. 4. С. 205-217 (на груз. яз.); Кончина Георгия Саакадзе//Мнатоби. Тбилиси, 1942. 5. С. 123-136 (на груз. яз.); Тбилиси во 2-й пол. V в.//Там же. 1958. 10. С. 99-112 (на груз. яз.); Вахтанг Горгасали. Тбилиси, 1959, 1994 2 (на груз. яз.); Шота Руставели и его «Витязь в тигровой шкуре». Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Дидгорская битва. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); О надписях Болнисского храма//Мнатоби. Тбилиси, 1985. 5. С. 149-154 (на груз. яз.); Крцанисская битва. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); История груз. народа, 1783-1921. Тбилиси, 1997, 2003 2 (на груз. яз.). Изд.: Грамота священнослужителя Григория Сурамели 1250 г. для мон-ря Шиомгвиме. Тифлис, 1912 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

При первых лучах зари бычки сами встали, как вкопанные, на месте, как будто невидимая рука удерживала их. Они остановились на уступе скалы над обрывом, на месте, которое казалось предназначенным для крепости, защищающей подступы к городу. Здесь воины погребли тела князей. Впоследствии над их могилой был основан монастырь, названный Моцамета – обителью мучеников. Их кости лежат в одной гробнице, подножием которой служат деревянные львы. Память Арагветских князей окружена благоговейным почитанием. В праздник Давида и Константина 21 к монастырю стекаются богомольцы из всех концов Западной Грузии, и гробницу мучеников окружает народ более многочисленный, чем боевая дружина, когда они вступили в бой с Мурваном. Царь Арчил взошел на трон, как на подножие креста. Его долголетняя жизнь была духовным мученичеством за свой народ. Страшное испытание постигло Грузию, едва лишь он надел на свою голову корону Вахтанга Горгасала и взял в руки скипетр, словно жезл Самуила – неподкупного судии. Вторжение Мурвана, одно имя которого наводило ужас на Востоке, было подобно смерчу из аравийской пустыни. Арчил со своим старшим братом Миром укрепились в Анакопии, как в орлином гнезде. Началась тяжелая осада. В крепости находилась могила апостола Симона Кананита. Молитвы его защищали город, как молитвы пророка Елисея – окруженную сирийскими войсками Самарию, и поэтому Анакопия оказалась для победителя Востока непреступной. Кровавый меч Мурвана, ударившись о стену Анакопии, как о скалу, притупился и изогнулся. Удача, которая казалась подругой халифа, отвернула от него свое лицо. Арабская конница завязла в болотах Колхиды, как войско Ксеркса в песках Сахары, и только остатки ее возвратились в Халифат. Наступил мир, как день после долгой ночи, но само солнце ужаснулось, увидев страну обезлюдевшей и разоренной, как поле, с которого поднялись тучи саранчи. Царь Арчил дал народу то, что мог – свое сердце и остатки царских сокровищ, и взял то, что дал ему народ – чашу, наполненную слезами. В годы мира царь Арчил поднял страну из руин и собрал народы под сенью Столпа и Хитона Господня. Когда возводились стены разрушенных городов, рядом с каменщиками-мастерами лежали щиты и копья на случай военных тревог, а крестьянин, выходя в поле, брал с собой не только серп, но и меч.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

3 Обет посвящения ребенка Богу состоял в том, что ребенка приводили в Храм, над ним совершался особый ритуал, затем ребенок воспитывался при Храме, посещал богослужения и в течение определенного времени выполнял различные работы и послушания (уборка храмовых помещений, шитье священных одеяний и т. д.). – Авт. 4 Кровля храма была усеяна острыми золотыми иглами, чтобы птицы не садились на нее (см.: Иосиф Флавий, «Иудейские древности»). – Авт. 6 Паламиты – сторонники выдающегося православного богослова XIV столетия свт. Григория Паламы , архиепископа Солунского, в полемике с Варлаамом Калабрийским и его единомышленниками доказывавшего нетварность вечных Божественных энергий. – Ред. 7 Имеется в виду знаменитая Лавра преподобного Давида Гареджийского в Грузии. О нем см. ниже, в статье «Икона “Слава Грузинской Католикосской Церкви”», с. 242–243. – Ред. 9 Анфипат – в Римской империи – проконсул, правитель более или менее обширной провинции. – Ред. 14 Память св. блгв. Вахтанга Горгасала, царя Грузинского, совершается 30 ноября/13 декабря. – Ред. 16 Память св. Раждена Перса, Карталинского, первомученика Грузинского, совершается 3/16 августа. – Ред. 19 Память прпп. Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского – совершается 7/20 мая. – Ред. 26 Память св. мчч. Исаака и Иосифа Феодосиопольских (Эрзерумских) совершается 16/29 сентября. – Ред. 29 Память св. мч. Гоброна (в крещении Михаила) Кахетинского, князя, и с ним 133-х воинов совершается 17/30 ноября. – Ред. 33 Воски – особого рода отшельники, которые, созрев для высших подвигов, удалялись в пустыню и там вели кочевую жизнь, переходя с места на место. Покровом для них служило небо, ложем – земля или пол одинокой пещеры. Они не употребляли пищи, приготовляемой на огне, питались лишь кореньями и травами. Более всего восков было в свое время в Месопотамии; встречались примеры такого рода отшельничества в Палестине и Сирии, но значительно реже. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси На рубеже V и VI вв. в составе Квемо-Картли были Тбилисская, Манглисская, Дманисская, Болнисская, Цуртавская и Агаракская (Хунанская) епархии. Местоположение Цуртавского и Агаракского кафедральних соборов точно неизвестно. Предположительно Цуртави находился на правом берегу р. Дебеда, в районе крепости Агджакала-Гаги, а Хунани - близ слияния рек Таузчай и Мтквари. Границы епархий того времени определяются лишь приблизительно: паства Тбилисского епископа находилась в Тбилиси, в ущелье р. Вере и южнее Тбилиси, до р. Кциа; Манглисскому епископу подчинялись проживавшие в селениях ущелий Алгети, Кциа и Триалети; Дманисский епископ окормлял верующих, проживавших в ущельях Машавера, Кциа и Ташири; Болнисский - тех, кто жили в ущельях Поладаури и Шулавери; Агаракский - жителей провинций Гардабани (Хунанское эриставство или гавары Колбопор и Дзорапор в арм. источниках); паства Цуртавского епископа должна была находиться в ущелье р. Дебеда. Цуртавская и Агаракская епархии включали не только грузинскую, но и арм. паству, часть которой придерживалась монофизитства. В отличие от Шида-Картли церковная география Квемо-Картли вслед. политических и этнокультурных преобразований претерпела существенные изменения. Храм Самцевриси Храм Самцевриси На рубеже V и VI вв. св. Вахтанг Горгасали перенес столицу К. в Тбилиси, ставший крупным христианским центром. Здесь при св. Вахтанге и его преемниках были построены храмы Метехи (сохранилась более поздняя постройка), Бетлеми (Вифлеем), Мариамцминда (ныне Анчисхати ), а позднее - ц. Квашвети (Кашвети, сохранилась более поздняя постройка) и Тбилисский Сиони (рубеж VI и VII вв.). В кон. 70-х гг. IV в. персид. Сасаниды подчинили себе всю Вост. Грузию, посадив в Тбилиси своего военачальника, а в Мцхете - «епископа огнепоклонников». Жрецы служили огню в Мцхете и Тбилиси. Последователями маздеизма стали как представители знати, так и «мелкого люда», среди священнослужителей тоже оказывались «жрецы безверные и возмутители нравов» ( Джуаншер Джуаншериани.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

В то же время В. Г. начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви Католикоса и попросил визант. императора прислать в Картли Католикоса Петра и 12 епископов. Разгневанный архиеп. Картли Микаэл, у к-рого и до этого были разногласия с В. Г. в связи с борьбой между монофизитами и диофизитами, назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта В. Г. отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Микаэл пнул царя ногой и выбил ему зуб. В. Г. выслал архиепископа из страны в К-поль, к К-польскому Патриарху. Архиеп. Микаэла определили иноком в мон-рь Акимитов близ К-поля. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из К-поля, были отправлены к Антиохийскому Патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской епархии. Получив благословение, они вернулись в К-поль. По преданию, имп. Лев Великий передал им дары для груз. царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены В. Г. Нек-рые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а др. сменили епископов - сторонников архиеп. Микаэла. К кон. V в. в Картли уже существовало 24 епархии. Картли являлась форпостом христианства на Кавказе. Укрепив положение страны, В. Г. возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 г. он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим. В кон. V или в нач. VI в. В. Г. был смертельно ранен в сражении с персами, получив удар мечом в спину. Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели , где находилась фреска с его изображением. В. Г. собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четв. VI в.), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве мон-ря Св. Креста (Джвари) в Иерусалиме, где на стене до XIX в. существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, к-рого идентифицируют с В. Г.

http://pravenc.ru/text/149955.html

Сионский кафедральный собор (Тбилиси) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сиони — исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской Православной Церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. Содержание История [ править править код ] Основание храма Сиони () приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами. В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года. В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии». В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани). После реставрации 1980—1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни — одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая — типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году). В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г. Г. Гагарина. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Проезд: Сионский собор хорошо виден с любой смотровой площадки. Он распознается по серому куполу, по тёмному куполу соседнего собора Норашен и по маленькой колокольне со шпилем. Если вы идете по переулкам Старого города, то надо сначала попасть на улицу Леселидзе, а затем выйти на параллельную ей Сионскую улицу. Адрес: Грузия, Тбилиси, ул. Сиони, 6. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Сионский_кафед...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ашот Великий, Куропалат, св. - житие АШОТ КУРОПАЛАТ основоположник царской династии Багратионов, святой благоверный. Память 29 января О его происхождении существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство армянского историка X века Вардана Великого, по которому Ашот - внук Васака и сын князя Адарнаса из рода Багратидов армянской ветви По второй - прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода грузинских Багратидов В конце VIII - начале IX в. Ашот находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от арабской зависимости. Местом его пребывания были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Воспользовавшись ослаблением арабского халифата, он изгнал из Тбилиси неверных. Через три года, при новом правителе халифата агрессия по отношению к Грузии усилилась. Новый правитель приказал арестовать Ашота. Ашот был вынужден скрыться, а затем, с семьей и малочисленной свитой, отправился искать покровительства в Византии. На беженцев напали у озера Паравани в Джавахети. Малочисленный отряд грузинских воинов был обречён, но они одержали победу. В этой победе Ашот узрел Знамение Божие и решил остаться в Кларджети, на родине грузинских Багратидов, находившейся под властью Византии. В это время южная Грузия была в тяжелейшем положении: к другим бедствиям добавилась холера и вымерло почти всё население. Потерявший надежду и изнеможенный от несчастий народ с радостью принял Ашота, и он приступил к восстановлению разрушенной страны. Ашот I намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали, отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и объявил город резиденцией рода Багратионов, столицей Клареджети. Постепенно его власть распространилась на всю юго-западную Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети.

http://pravicon.com/info-1870

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии , переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря. В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного , проповедовавшего здесь уже b I beke. В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка. Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день. Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня. Символ Грузии Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II . Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо. Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела. Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы  — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба. Вход на территорию собора Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

http://pravmir.ru/sveticxoveli-tajna-xit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010