Богородичен: О Господоименитая Дево Всенепорочная,/возбранение имея и помощь Твоей молитвы,/доблий воин Твоего Сына и Бога первоначальника безбожнаго победи,/себе же исходатай славу мученическую. Ин Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом/ и землю на водах основавый,/на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди,/яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче. Иже на высоту хулу глаголавый,/гордым оком видев твоя полезная, Лазаре,/лестными ухищреньми украсти тя покусися;/ты же, Мудрость сущую – Христа Бога в дому сердца твоего имый,/того под нозе твои покорил еси, вопия:/несть свят, паче Тебе, Господи.  Бесящася персянина яко видев,/со множеством язык на тя пришедша,/давидски, Лазаре, к борению того изшел еси/и, якоже онаго втораго победил еси Голиафа, взывая:/несть свят, паче Тебе, Господи. Яко поборнику Православия и мученику нелестну/хвалу и славу вси тебе, вернии, приносим, Лазаре:/богоратнаго бо зверя, яко не убоявшася рещи:/приидите, и потребим правую веру славящих от земли,/ и не помянется имя Православия в них,/– крепко низложил еси . Богородичен: Благопремененна сотвори, Владычице Всепетая, бодрыми Твоими молитвами/от Твоей утробы явльшагося человеком плотию,/яко да обрящем, Тебе славящии, грехов оставление/и наследницы явимся славы Сына и Бога Твоего. Седален, глас 8. Подобен: Премудрости слово: Премудростию и разумом украшен,/мужеским и твердым сияя смыслом,/благ же, и кроток, и милостив был еси/ и врученную ти паству добре упасл еси,/языческих же нашествий неправедное заколение претерпел еси,/темже и венец болезней твоих приял еси./Сего ради вопием ти, Лазаре:/моли Христа Бога согрешений оставление даровати,/чтущим любовию святую память твою. Слава, и ныне, Богородичен: Яко Всенепорочная Невесто Творца,/яко Неискусомужная Мати Избавителя,/приятелище яко сущи Утешителя, Всепетая,/беззаконию мя суща скверно жилище/и демонов игралище в разуме бывша,/потщися от сих злодействия мя избавити/светло жилище добродетельми облак страстей, и Вышняго причастия сподоби,/ и Света невечерняго молитвами Твоими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Егда к последним летом живота твоего, блаженне,/приблизился еси,/вся попечения земная отверг/и в пучину безмолвия вшед,/наедине единому Богови работал еси,/душевному твоему спасению токмо внимая/и о мире всего мира моляйся,/наипаче же о благе возгражденныя тобою обители,/немолчно Христу вопия:/слава, Человеколюбче, Твоему смотрению. Егда преставления твоего к Богу время приспе,/тогда непорочная твоя душа/непреткновенно от воздушных мытарств,/яко небопарный орел,/крилома добродетелей на Небеса востече/и радости избранных сподобися,/и тамо с Серафимы Господеви поеши:/слава, Человеколюбче, Твоему смотрению. Слава, глас 8: Приидите, постников сословия/и верных множества,/светлую и священнейшую память отца нашего Макария восхвалим,/зовуще ему сице:/радуйся, светильниче благодати пресветлый;/радуйся, звездо миру светлосиянная./Радуйся, пустыни благоукрасителю и обители возградителю;/радуйся, источниче чудес преизобильнейший/и неусыпающий молитвенниче/о чтущих память твою, преблаженне. И ныне, Богородичен: Царь Небесный: Вход. Прокимен дне, и чтения три преподобническая (зри страницы 40–42). На литии стихиры самогласны, глас 2: Киими похвальными венцы/увязем Макария преподобнаго,/всея страны Российския украшение?/Той бо молитвами своими обитель Богородичну возгради 78 ,/той и по преставлении своем верным является/и молитвы возносит о прибегающих под кров его ко Христу,/имущему велию и богатую милость. Всем предстательствуеши, преподобне,/притекающим с верою под кров твой,/являеши бо ся в скорбех утешитель,/в болезнех благосердый врач,/на пути спасения наставник премудрый,/о всех пред Богом молитвенник теплейший./Сего ради, чтуще святую память твою,/к тебе, яко отцу милосердому, взываем:/моли Бога о нас, святе Макарие. Слава, глас 8: Пастырю добрый,/Пастыреначальника Сына Божия усердный подражателю,/услыши нас, грешных,/призывающих в помощь твое немолчное ходатайство,/и моли о нас Всемилостиваго Бога,/да избегнем всяких зол и напастей/и улучим вечное блаженство,/во еже купно с тобою, преподобне Макарие,/славити и воспевати Святую Троицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ты Сам исполняешь на мне слово Твое: «и аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю и верзи от себе!» ( Мф.5:30 ). Отсекают левую руку, а он молится: «Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, не те, которые сходят во ад, держась пути шуяго, а мы, живые, благословим Тебя отныне и до века». Отсекают правое плечо, а он говорит: «Тот, Кто возложил на плечо Свое овцу погибшую, поставит и меня одесную Себя со овцами Своими». Отсекают левое плечо, и он говорит: «Господь, егоже власть на раме Его ( Ис.9:6 ), не попустит меня уклониться ко власти темной на страну шуюю». Стали отрезать ему ноги до колен; тогда страдалец болезненно возопил: «Господи, Боже мой, «ниже в листех мужеских благоволит. Благоволит Господь в боящихся Его» ( Пс.146:10–11 ), помоги мне, рабу Твоему, ибо меня сокрушают болезни смертные!» Мучители на это заметили ему: «Вот, мы говорили тебе, что болезни тяжкие ждут тебя, а ты не верил нам». Страдалец отвечал им: «Я для того и возопил в болезни моей, чтобы вы знали, что я человек, плотью обложенный, и что, следовательно, только Один Бог укрепляет меня! Но Он же и облечет меня в новую плоть, которую не смогут коснуться никакие ваши орудия мучительские!» И непобедимый воин Христов стал прославлять Господа Ангельской песнью: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», – взывал он, лежа на земле, и призывал милость Божию, – да укрепит его до конца. Наконец, мучители отрезали честную главу его, и он предал дух свой Богу. Как свеча догорал он перед Богом, как фимиам кадильный восходили к Богу его славословия, и доныне ощущается это дивное благоухание молитв его, и теперь без умиления сердечного нельзя читать рассказ о его страданиях, и по прочтении невольно восклицаешь с Царственным Пророком: «Дивен, воистину «дивен Бог во святых Своих…» ( Пс.67:36 ; Память святого великомученика Иакова Персянина празднуется Церковью 27 ноября/10 декабря). («Четий Минеи», рассказ о святом мученике Иакове Персянине) 199. «Бойся Господа, и почитай священника» (Сир.7:33) Во всяком деле, чадо мое, ради Господа смиренно поступай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Когда затянется рана, не будет ни боли, ни стенания. Спрашиваю я вас: останется ли все-таки место поранения явственно означенным? И когда увидит знак раны, воспоминает ли он болезни свои или нет? Ей, воспоминает, но не страдает. Воспоминает, но не воздыхает. Воспоминает, но не уязвляется ими. Но какой труд должен воспринять садовник, когда захочет искоренить то колючее дерево, чтобы с корнем вырвать его? Говорим: человеку, который хочет отвратиться от греха, какой потребен ему труд, пока не исторгнет он грех? Какой предлежит ему подвиг, когда будет он отсекать ветви или побеги греховные, говорим: злые помыслы? Какой предлежит ему подвиг, когда будет осуществлять на деле удаление от празднословия? Какой подвиг будет иметь, когда станет исторгать грех, содеянный в жизни своей? Ах, и как представить мне пред вами, преподобнейшие отцы, таковой подвиг? Ей, представлю я вам, но каким образом представлю? Представлю вам в пример св. Иакова Персянина. Берите себе пример с его подвига, подвизаясь так и сами по силе вашей. Сей Иаков, яко человек, шествуя путем жизни своей, зацепился платьем за то колючее дерево зла, говорим: за грех отречения; потом взыскал, как бы отцепиться от того злого соизволения на грех, чтобы опять прийти в расположение благое и снова приять благодать Крещения. 85 Ей, воспринял он ее, но каким борением боролся, чтобы воспринять? Вы скажете, что сей отрекся и оттого так боролся, а нам какая необходимость борения., когда мы не отрекались подобным отречением? Ах, преподобнейшие отцы, кто согрешает волей или неволей, одинаково допускает отречение пред Богом, ибо содеяние греха есть жертва бесу, как и Иаков принес жертву чрез отречение свое — идолам. Обратите внимание, преподобнейшие, каким борением боролся в деле подвига Иаков. Обратите внимание и на собственную вашу погибель, что из-за сребра и злата погибелию погибели погибаете вы, поклоняясь сребру и злату, как идолопоклонники идолам. У идолопоклонников было чрезмерное соревнование, кто первый принесет жертву идолам и поклонится им; то же бывает и у людей, которые соперничают из-за земного суетного тления и этим губят себя, говорим: погибают они из-за вскружения многопопечительностию тления, губят спасение свое с кружением вещным, соперничают в том, кто первый осуществит себя лживою лихвою в лихоимстве, стяжет различные лакомства, будет помещать и превращать сребро и злато в росте, поклоняться сребру и злату вместо идолов.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

А смиренные речения, выражающие человеческий страх и состояние (страха), Господь усвояет Себе, дабы показать, что Он имел истинно нашу природу, чрез приобщение (нашим) немощам, заверяя действительность своего человеческого естества» 104 Это свидетельство было также сличено с харатейною книгою, находящеюся в библиотеке здешней досточтимой патриархии, и оказалось согласным. Еще было прочитано из того же кодекса свидетельство святого Иоанна, архиепископа константинопольского, из беседы его на слова: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия ( Матф. 26, 39 ), начинающейся словами: «Глубокую рану».... Оно читается так: «впрочем этого еще не довольно, но и по пришествии, чтобы не считали события призраком, Он удостоверяет в этом деле не одним только появлением, но в течении продолжительного времени, и прошедши все человеческое. Ибо не прямо входит Он в человека совершенного (и полного), но во чрево Девы, так что потерпел и ношение во чреве, и рождение, и питание молоком, и возрастание, и продолжительностью времени и различием всех возрастов удостоверил в истине события. И этим не ограничивается удостоверение, но, облекшись плотью, Он попускает ей и терпеть недостатки природы, и алкать и жаждать, и спать и утомляться; наконец, и шествуя на крест, Он попускает ей испытать свойственное плоти. Потому и капли пота истекали из нее, и ангел явился укреплять ее, и печалится и скорбит; ибо прежде, нежели Он сказал те слова, Он говорил: „душа моя смутилась» и: „прискорбна есть душа моя до смерти« ( Матф. 26, 38 ). Если при всех этих действительных событиях злые уста диавола чрез Маркиона понтийского и Валентина и Манихея персянина и многих других еретиков решились низвратить учение о домостроительстве, и распространить некоторую сатанинскую молву, будто Христос и не воплощался, не облекался плотию, но это было только видением, призраком, представлением и обольщением, несмотря на то, что об этом свидетельствуют Его страдания, смерть, погребение, алчба; то если бы ничего такого не было, не гораздо ли более диавол посеял бы этих преступных мыслей нечестия? Посему Он, как алкал, как спал, как утомлялся, как ел, как пил, так просит избавить Его и от смерти, показывая свое человечество и немощь природы, которая не может без страдания лишиться настоящей жизни. Подлинно, если бы Он не говорил ничего такого, то еретик мог бы сказать: если Он был человеком, то Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что же именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на кресте, страшиться и скорбеть и не без скорби лишаться настоящей жизни; ибо в природу вложена любовь к жизни настоящей. Посему Он, желая показать свое истинное облечение плотию и удостоверить в истине этого домостроительства, с великою ясностью обнаруживает свои страдания» 106 . Это свидетельство также было сличено с пергаментною книгою, находящеюся в библиотеке здешней досточтимой патриархии, и оказалось согласным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

апостолу Варфоломею Св. пророку Исаии Св. Льву, епископу Катанскому Преподобному Даниилу Столпнику Св. преподобному Патапию Св. Иоанну Златоустому Св. Евтихию, патриарху Цареградсткому Св. апостолу Анании Тому же св. апостолу Св. Священномученику Игнатию Богоносцу епископу Антиохийскому Тому же святому Св. мученикам: Конону и Арестею Священномученнику Клименту, епископу Анкирскому, и св. мученику Агафангеллу Преподобному Савве Освященному Св. великомученику Феодору Тирону Тому же святому Св. мученику Виту Св. священномученику Пакаратию Тому же святому Св. Священномученику Дометию Св. Священномученику Власию Св. Мученику Емилиану Св. Мученику Акакию Св. Мученику Евплу, диакону Св. Преподобномученику Анастасию Персянину (Января 22-го). Св. Мученику Полиевкту Св. Великомученику Георгию В Афонском кондакарие помещены еще следующие кондак и икосы тому же святому: Св. Преподобным Ксенофонту и Марии, и чадам Их: Иоанну и Аркадию Святым четыредесяти мученикам Севастийским (Марта 9-го). Святым четыредесяти двум мученикам Амморийским Святым мученикам: Терентию, Африкану, Максиму и прочим с ними Святым преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенным Св. преподобным отцам, в Раифе избиенным Св. преподобным отцам, во обителе св. Саввы Избиенным Св. Григорию Чудотворцу, Епископу Неовесасийскому (17-го ноября). Св преподобному Феодосию Великому, общих житий начальнику Тому же святому Святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мирликийскому Св. преподобному Илариону Великому Св. преподобному Феодору Сикеоту Преподобному Иоанну Феристе Преподобному Семиону Столпнику, на Дивной горе подвязавшемуся Св. Священномученику Афиногену Св. Андрею, архиепископу Критскому Св. Феодору Студиту Св. Мефодию, патриарху Цереградскому Св. мученику Леониду и седми девам (Апреля 16-го). Св. Мученникам Тимофею и Мавре Св. Мученицы Марине Св. первомученице Фекле Св. великомученице Анастосии узорешительнице Св. великомученице Екатерине Той же св. великомученице Св. мученице Агафии Той же св. мученице Св. преподобномученице Евдокии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вот святые князья – Шалва, Бидзин и Элизбар – решили пожертвовать своею жизнью, чтобы освободить Родину. Собрав небольшой отряд воинов, они неожиданно напали на туркмен и уничтожили их, только один спасся бегством и рассказал персидскому шаху о случившемся. Шах послал грузинскому царю требование, чтобы мятежные князья были доставлены к нему, угрожая Грузии за неповиновение новыми бедствиями. Узнав об этом, святые князья добровольно явились к царю и были переданы им персам. Они могли скрыться, могли оказать сопротивление, но зная, что это грозит войной и новыми несчастьями и страданиями для народа, решили своей кровью угасить гнев шаха. Он отдал их туркменам – родственникам погибших. Те предали их самой изощренной пытке: раздели, связали и, обмазав медом их тела, положили на солнце – осы и пчелы тучами облепили и жалили их. Затем Шалве и Элизбару отрубили саблями руки и ноги и стали стрелять в мучеников из ружей как в мишени. А Бидзину уготовили еще более тяжелую казнь – как великомученику Иакову Персянину [ 3 ]: ему стали отрубать тело по частям, начиная от суставов ног и рук. А он в это время читал Символ веры и Отче наш. Тела святых мучеников были затем тайно взяты у мучителей и перенесены в Грузию. Перед пытками святым князьям предложили принять мусульманство, обещая за это помилование. У мусульман существует закон шариата: что бы ни сделал человек, все прощается ему, если он принимает ислам. Потому мусульмане предлагали князьям принять их веру, обещая им не только прощение, но и самые высокие почести. Однако святые избрали мученическую смерть. Братия и сестры! Жития святых – это Евангелие, исполненное самой жизнью. Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что высочайшая из заповедей, цель всей жизни человека – это стремление возлюбить Господа, то есть посвятить Ему свое сердце; это стремление любить каждого человека как самого близкого себе. Эти заповеди требуют огромного труда и самоотверженности, но великую награду обещает за них Господь. Тот, кто носит в сердце своем любовь, отличается от других людей так, как если бы сердце его было драгоценным камнем, излучающим невидимый свет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Благодарю Бога о даровании вам спокойствия келейном, не оставляйте пещись о внутреннем вашем душевном устроении; теперь имеете самое удобнейшее и благоприятное время запастись к будущим браням, не токмо одним чтением и письмом словес отеческих, но и понуждением на исполнение; ведь нуждницы восхищают царство небесное ( Мф.11:12 ): теперь для вас время свободы и успокоения; а придет и то, что не будешь времени иметь в оном и упражняться: егда еси юн, ходиши аможе хощеши; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши ( Ин.21:18 ). Слова, сказанные Господом к св. Апостолу Петру, могут относиться и к нам 3 , при посещении невольных скорбей, которые св. отцы почитают весьма нужными к нашему спасению. Старайтесь иметь во всем смирение и не зазирать других. 5-го июля 1842 года. 21 Кто чего ищет, то и обретает. Мать 3. ищет спасения, и мы благонадежны, что она, удостоившись ангельского образа, обрящет, милостью Божьею, и спасение души своей. Ежели угодно будет Господу принять ее к Себе, пусть грядет во имя Господне; да не смущается сердце наше, ниже устрашается; видно, она течение скончала, веру совершила, и надеяться надобно на милосердие Божие, что не лишит ее венца правды, уготованного любящим Его. Не надобно много сетовать и малодушествовать: Бог знает, какие бы встретили ее впоследствии искушения. Ожидаю скорого от вас уведомления: в каком положении находится её здоровье. 19-го сентября 1842 года. 22 Сердечно сожалею о страдалице, матери 3.; но кто может испытать бездну судеб Божиих, и отеческий Его промысел, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать 3. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ её есть; да не унывает и не малодушествует. Вера, надежда и любовь к Богу в сем испытании познается, и яко злато огнем искушается. Прочтите страдание Иакова персянина, как он, при отъятии всякого его члена, имел рассуждение и благодарение; так и она по силе своей да подражает его примеру. О другом она пусть пребывает спокойна; я уверен, что вы с усердием и любовию имеете о ней прилежание; ибо «боляй и служай равную мзду от Бога получают», чрез нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни; как читаем и о старце богоугодно пожившем, но съеденном зверем; по какой причине, довольно известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

дóндеже поидоша волсви от перс... и тогда с теми поиде звезда. Вечер же позде зело явися единому. в тоиже кумирници. диону(с) с 203 схоруговию. глаголя кумиром и источнику. ни един от вас по сем. но над вами есть, иже поновляет человечу вещь: Божиа служениа 204 суща. жръче Прупе. что седиши сде. деяние писаниа доспело есть на вы. есть нам от сановита лица обличенным быти. еже лжущем (ме)чтахом. и еже въвладехом. к сему же не даем пророчества. отъята есть от нас честь. без славы и безо чести быхом. един точию есть. иже взя свою честь. рече же не плищуи к сему да не испросять пръси дано земныя ни въздушныя. уставити бо пришел есть дание. дани пустившу ему приносят 205 : пръвыи образ претворяя 206 приспел есть духом, небо с землею радуеться. земля же хвалится. небесную хвалу приемлюще. еже бе горе 207 бысть долу, его же невидесте умнии. телесни видита. онем бо пламень въспрещает 208 , а сим роса прииде карину 209 . благослучныи источник родися в Вифлеоме. жидовскаа земьля процвете. и странным (иноплеменником) Спас прииде. тружающимся покои изобилуеть. подобно жене ликоствують глаголюще. госпоже источниче пение 210 принося, бывшиа мати светильнику небеснаго. облак (от зноя) орошаа и весь мир. поминай своя рабы любимыя госпоже. Царь же ни мало премедли посла сущаа волъхвы под царством его с дары. звезда наставляющи. як възвратишася споведаша ему. въписавше на златую дьску сице. Пришедше убо в Иерусалим. подвизашася 211 вся пришествиа нашего знамениа. глаголющим иерусалимляном. что есть премудрым перьскым приити с явлением звездъным. въпрашаху старейшины жидовьскые о будущем. чего деля есте пришли. и отвещахом: се его же наречете Мессию родился. они же плищевааху и противитися не дръзняаху. ти же рекоша нам. тако вы небесного суда поведите нам. что есть разумели. мы же отвещахом им. вы неверованием болите. и не имете веры. ни с клятвою ни без клятвы. но последуете 212 безвестному разуму. Христос бо Сын вышняго родился есть. рассыпаа съборы ваши и закон. и того деля волъхвованием крепким стреляеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

не крепко послушаете имени сего. иже внезаапу прииде на вы. Они же сами в себе свещавшеся молиша ны. да возмем дары. и потаим таковое (чудо) тако страстныи быша да не будеть задора в них 213 , Противу же отвещаша. мы злато много на честь ему принесли есмьмы. яко проповедати. бывшее 214 чудо в нашей стране и величество. внегда раждаашеся. вы же глаголете: възмите дары. нам явленное небесным царем таити велите. и преступити своего царя заповеди. или ни есте почли 215 колико искушение приимше асурииско. они же нас убоявшися пустиша. Царю жидовьску нас приведшу к себе, и глаголавшу к нам. и въпрошавшу. отвещахом к нему. о немже возмутися отинуду. и отидохом от него, не послушавше его. яко рядника. И приидохом. аможе пущени. и видехом рожденнаго и роджьшую. Звезде указующи человеческы 216 младенець. рекохом к матери. како ся прозываеши. преславнаа мати. Она же рече. Мариа. Мы же рекохом. откуду чадо. она же рече. от вифлеомьскые веси. мы рекохом. име ли мужа. она же отвеща. тъчию обещана бех. прежде брачьным небывшим знамением. суботе осветши, солнцу въсиявшу. прииде ангел. благовестуя мне преславно рождение некое. восплищавши воспих 217 . и ни како же да не будеть ми Господи. мужа не знаю 218 и извеща ми. яко изволением Божиим. сего рождение имети. Мы же рекохом. Мати матерем вси бози прьстии ублажиша тя. хвала твоя велика, превознесеся паче всех человек. Отроча же седяше на земли. яко второе лето ему. яко же сам глаголаше. мал приклад имыи образ родившиа. сама же бяше высока телом. Смагл бльск имущи (кругловатым лицем и власы увясты имущи) 219 . Мы же обличие обою имущи. написано в страну свою занесохом. и бысть положено нашими руками. еже бе проречено. и написано сице. в диоптове кумирници. солнцу Богу великому. царю перьскыя дръжавы написа. И взяхом отроча кождо нас. и подръжавше е на руку и поклоншася ему. и целовавше. дахом ему злато и ливан. и измурну. рекуще ему. тебе творим любезней чтьм тя небесныи Иисусе. Инако бо не быша было устроено (неустроеная). аще бы ты не пришел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010