Тебе кажется, что на тебя возложен непосильный труд, а я всегда носил на себе сумку с камнями. Тебе кажется, что ты голодаешь, а я гораздо строже постился. Кроме того, Господь помилует тебя, и скоро придет известие о твоих родных», что и случилось впоследствии. Итак, мы видим, что добровольные скорби, которые терпели преподобные отцы, намного превосходят наши невольные скорби. Отцы добровольно искали скорбей, древние мученики даже более того — искали не только скорбей, но и самой мучительной смерти ради Христа. Они желали того, чего мы больше всего боимся. Например, мы хотим, чтобы наши родные жили благополучно, чтобы у нас в семье всегда все было хорошо. А древние святые хотели, чтобы их родственники, если выражаться современным языком, испытывали тяжкие страдания. Вспомним, например, мученика Иакова Персянина, который, будучи христианином, служил при дворе персидского царя. Христианство в то время преследовалось, и поэтому когда случайно узнали о том, что он христианин, то из зависти донесли на него царю, который любил его. Иаков же или как-то несерьезно отнесся к сложившимся обстоятельствам, или испугался и отрекся от Христа. Когда его жена и мать узнали об этом, то написали ему: «Если ты не покаешься, то мы не хотим тебя знать, ты для нас никто. Мы от тебя отрекаемся, раз ты отрекся от Христа». Иаков, опомнившись, покаялся и стал вновь жить по-христиански, хотя открыто свою веру еще не исповедовал. Случилось, что он сопровождал царя во время охоты и несколько уединился в лесу, чтобы помолиться. Его увидели какие-то придворные, из зависти вновь донесли царю — и Иакова арестовали. Сначала его уговаривали отречься от Христа, потом стали пытать и наконец мучительно казнили, отсекая по одному все члены тела: пальцы рук, ног, сами руки и ноги по частям и под конец мечом отсекли голову. Когда он еще находился в темнице, то его мать и жена с другими христианами подбадривали его и молились за него. Казалось бы, абсурдная картина: мы желаем своим родственникам добра любой ценой, добра в обычном человеческом представлении, и совсем не заботимся об их спасении, а святые люди желали своим родным спасения любой ценой, совершенно не думая о том, что они будут страдать, но даже считая эти страдания благом и заслугой перед Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Но верить сему не позволяет написанное блаженным Даниилом; он открывает нам в конце повествования о Дарие, что «Даниил управляше в царстве Дариеве, и в царстве Кира Персянина» ( Дан. 6, 28 ), а сим показывает, что иное было царство Дариево, и иное Кирово. Если же один совершен ими поход против Вавилона; то, конечно, одно было у них царство. Но теперь Пророк говорит, что иное было царство одного, и иное другого. И в конце пророчества Даниил сказует так: «и царь Астиаг приложися ко отцем своим: и прия Кир Персянин царство» (Дан, 14, 1). Посему не вместе, воцарились Дарий и Кир, и умертвили Валтасара; но сперва царствовал Дарий, сын Ассуиров, а после него – Кир. Сказанное Иосифом не согласно и с еллинскими историями; ибо нельзя найти в них, что Киаксар, сын Астиагов, есть один и тот же с Дарием, о котором Иосиф сказал, что он вместе с Киром сделал поход против Вавилона. А посему утверждаемое Иосифом во всех отношениях не заслуживает вероятия. И я, следуя божественному Писанию, нахожу, что Дарий был сын дочери Навуходоносора. Бог, повелев Иеремии наложить на себя узы, а также послать узы к соседним царям, идумейскому, моавитскому, аммонитскому, тирскому и сидонскому, повелел еще сказать им следующее: «Тако рече Господь Бог Израилев, тако рцыте к господем своим: Аз сотворих землю крепостию Моею великою», и «мышцею Моею высокою, и дам ю, емуже будет угодно пред очима Моима. Дах всю землю Навуходоносор царю вавилонску, да ему работают, и послужат ему вси языцы, и сыну его, и сыну сына его, Дóндеже приидет время земли их» ( Иер. 27, 4–1). Посему, так как Валтасар назван у Даниила сыном Навуходоносора, должно доискиваться внука. Если же кто возразит, говоря, что Дарий именуется Мидянином, то пусть знает, что сие нимало не вредит нашему предположению. Ибо и Кир, будучи сыном дочери Астиага, который был Мидянин и царствовал над Мидянами, именуется Персом; потому что в обычае у людей народные именования давать по родству отцову. Посему, вероятно, и Дарий, имея отца Мидянина и матерь Халдеянку, называется по отце, Мидяниноном. Если же сие не так; то пусть, кому угодно, укажут Навуходоносора внука, наследовавшего дедовское царство, и мы не скажем против сего ни слова; ибо в том, что предречение великого Иеремии совершенно истинно, согласится всякий здравомыслящий человек. Если же представляется кому, что Дарий – внук Навуходоносора не от дочери, но от сына; потому что Пророк сказал: «послужат ему, и сыну его, и сыну сына его;» то пусть узнает таковой сию особенность в словоупотреблении божественного Писания. Имея в обычаи производить родословие от мужеского пола, и желая назвать внука, оно нарекло его сыном сына. А что он – не сын сына, о сем свидетельствует блаженный Даниил, говоря: «Дарий Мидянин прия царство». И что Навуходоносор даже до внука будет передавать царство, о сем предрек божественный Иеремия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

    Исихий (спокойный, греч.), муч. диррахийский, 7 июля.     Исихий, муч. мелитинский, 7 ноября.     Исихий, из 40 муч. севастийских, 9 марта.     Исихий магистриан, муч. антиохийский, 10 мая.     Исихий муч., 19 февр.     Исихий, преп. вифинский, 5 марта.     Исихий блаж., безмолвник, Хоривит, 3 окт.     Иской, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Исмаил (слышит Бог, евр.) персиянин, муч. 17 июня.     Истукарий, муч. севастийский, 3 ноября.     Иа (может быть греч. фиалки), муч. персидская, 11 сент.     Иадор муч., 4 февр.     Иакинф (яхонт камень, греч.), муч. римский, 3 июля.     Иакинф, муч. римский, 24 дек.     Иакинф, муч. александрийский, 18 июля.     Иакисхол (ученик Вакха, греч.), муч. керкирский, 28 апр.     Иаков (запинатель, евр.) Алфеев, из 12 апп., 9 окт.     Иаков Зеведеев, из 12 апп., 30 апр.     Иаков ап., брат Господень но плоти, 23 окт. и в нед. по Р. Хр.     Иаков, еп. нисивийский, 13 янв.     Иаков пресв., ревнитель, муч. персидский, 1 ноября.     Иаков пресв., муч. персйдский, 10 апр.     Иаков персянин, муч. 27 ноября.     Иаков, муч. самосатский, 29 янв.     Иаков, отшельник сирийский, 26 ноября.     Иаков постйик, 4 марта.     Иаков, муч. цареградский, 9 авг.     Иаков преп., еписк. и исповедник, 21 марта.     Иаков, еп. ростовский, 27 нояб.     Иамвлих (любитель ямбов, — стихов, греч., по другим бросающий камни, ιαπτω λιχασ­ λιθουσ), из 7 ефесских отроков, 4 авг. и 22 окт.     Ианикит (Аникита, непобедимый, греч.), из 45 мучч. никопольских, 10 июля.     Иануарий (привратник, Янусов, лат.) муч. керкирский, 28 апр.     Ианнуарий, муч. римский, из 7 сынов Филицаты, 25 янв.     Ианнуарий еп., 21 апр.     Иароя (поток стрел или поток фиалок, греч. или священная, ιερ­ιαρα), муч. киринейская, 4 июля.     Иасон (врач, целитель, греч.), ап. из 70, 28 апр.     Иасон, муч. римский, 19 марта.     Иезекииль (коего Бог укрепляет, евр.) пророк, 21 июля.     Иеракс (ястреб, сокол, греч.), муч. римский, 1 июня.     Иеракс муч., с Терентием, Неонилою и др., 28 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Аще убо хощеши сложитися истин, супротивно же паче обрящеши – не токмо отнудь отметаемо е от всх богодухновеныхъ отецъ и учителехъ, но и анафемат предаемо то самое и проходящихъ, и проповдующих е. Вмы бо, яко сицевая прелесть от Зороастра и Тана 565 – древнихъ влъхвовъ, бывших у персянхъ, начяло им, иже научишя небеснымъ и звздным движениемъ строятися человеческымъ всмъ вещемъ – аще исправления, аще бды житейскы; ея же прелесть прияшя убо вседушно египтяне, а от них же еллини, иже и промыслишя и ина многа злочестива и хулна на самого Съдтеля всх. Ими же мудръствуютъ и учатъ треокаянии, звздонужными силами и планитовъ къ зодиомъ снитии являюще его съвръшающа злыхъ и благыхъ, славных же и неславных, ражаемых под тмъ или под тм планитом и звзд. Сии же умыслишя, от земля и чрева своего вщающе, баснословное имя счастиа или фортуны, ея же и слпу именуеть нкый мудрець еллинскый именемъ Кевисъ. 566 И на камени сдящу оболом и слпу убо наричет ея по своихъ прелестх, акы бесчинно, и безсловесно, и неравн подающу человекомъ имния же и саны властелныя; на оболом же камени сдящу ея являеть, за еже дарованиемъ ея не бывати твръдымъ, но удобь препадающим и къ инымъ преходящимъ. Таковыми убо еллини же и египтяне баснями играюще, играеми от бсовъ, и писашя и уставишя, акы непричястни бывше божественаго свта неблазненаго богопреданнаго разума пророчьскых Богодухновеных писаний. Ими же зря злоначалный и злокозненый диаволъ просвщаемых благоврныхъ и сего ради не прилагающихся таковому его богомръзкому учительству, но паче ненавидящих и отвращающихся его, и инымъ путемъ тщася весквръный удобь приятно сътворити то благочестивым: увщалъ латынях и германъ, погруженыхъ уже въ то сущих и всю душегубителную прелесть поглотивших, мало повыше богомръзкаго подобия лъжеименнаго разума, глаголю же басненыя фортуны, пречистый и покланяемый образ писати Господа и Спаса нашего Исуса Христа, чепию тонкою, от рукы святыя его висящею, правяща ея и писанное пред нею коло, – да тмъ образом благочестивии прелщаеми бываютъ богомръзкою прелестию звздочетскою, сматряюще фортуну правляему от пречистыя рукы Спасовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда он подумал: «Это епископы». Затем, смотря на святого мученика, он увидел одного светлого юношу, стоявшего пред Анастасием с золотою кадильницей, наполненной горящими углями. Положив в кадильницу благовония, он кадил вокруг мученика. Наблюдая это, бодрствовавший узник разбудил рукою другого, близ него спавшего узника, христианина, бывшего некогда скифопольским судьею. Он хотел, чтобы и тот увидел столь дивное и очевидное чудо, но не мог разбудить его скоро, так как он уснул глубоким сном. Когда же тот, наконец, разбуженный, проснулся и спрашивал, в чем дело и зачем его разбудили, – еврей, указывая ему на происходившее, говорил: – Посмотри, посмотри! Но едва только он произнес это слово, как видение исчезло. Тогда еврей рассказал христианину с особенным восторгом и сердечным умилением обо всем, виденном им, и оба вместе прославили Христа Бога. Скоро после этого князь Марзаван, получив от своего царя Хозроя ответное письмо, послал к преподобному мученику Анастасию в темницу, говоря: – Тебе повелевает царь, чтобы ты одним словом сказал: я не христианин, – и тотчас ты будешь отпущен, после чего иди, куда хочешь: или к христианам и инокам, или на родину – снова в военную службу. Мученик Христов ответил: – Да не случится со мною того, чтобы я отрекся от Христа моего умом или словом! Тогда князь снова послал наместника своего ко святому, говоря: – Я знаю, что ты стыдишься многих, особенно знакомых своих, и потому не хочешь пред ними отречься от Христа твоего; но так как царское повеление необходимо исполнить, ибо никто не может ослушаться его, то, если хочешь, наедине, только предо мною и другими двумя советниками моими, скажи, что отрекаешься от Христа, и я тотчас отпущу тебя. В самом деле, какая тебе потеря будет от того, что ты только устами выскажешь отречение, а сердце твое, не согласуясь с устами, будет верить своему Богу? Мученик отвечал: – Да не будет этого со мною! Ни пред тобою, ни пред другими я не отрекусь от Господа моего – ни явно, ни тайно, ни даже во сне, и никто никогда не будет в силах меня чем-либо принудить к этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дарий же порастас, сирч встрчю велику, сотвори, яко бы чюден послу Александрову явился. И тако Александръ вниде и, листь вземъ, Дарию дал и рече к нему: «Государь мой Александръ, царь царемъ, тоб, царю перьскому Дарию, мною поручи радоватися. И листь прочетъ, скоро ко мн другий отпиши». Дарий же седяше на нкоемъ мсте высоком, около его лица ангельская сотворена бяху, емуже яко богу со свещами предстояху. Вся же полата от злата искусна сотворена бяше, столпи же златии и с камениемъ многоцннымъ украшени бяху, четыре камени у четырех углех тое полати бяше. Листь же Дарий приимъ, дивляшеся Александрову одянию и клобуку, листь же велегласно повел чести. Персянинъ же нкто нача чести, еже умяше македонскии слова. И листь же написа сице: «Александръ, царь над цари, сынъ Филиппа царя и царицы Алимпияды, всему свту царь вышняго Бога изволением. Помниши ли, Дарий, перский царю, егда дань отца моего от Македонии взимавшу и се умершу, мн же на престол его младу сущу оставшу, понудим бысть ты своимъ нерадным злым обычаемъ мене от царства моего согнати, иного македоняном государя вмсто мене сотворити и мене от очинные земли отгонити. Се же видив, Божие всевидное око, иже вся бываемая видитъ, всих сердец помышления знаетъ и мрами праведными мритъ, ныне тоб, а заутра мн, имиже судбами государь отечеству моему сотвори мя и царя всему свту. Ты млада мя суща повел привести, азъ же в мужество приспвъ, самъ к теб пришелъ есмь. Якоже ты всему моему государь хот назватися, тако и аз днесь господинъ всему твоему назвася. Не тако азъ немилостивъ, якоже теб мнтца быти; но поклони непреклонную свою гордыню и пад, поклонися мн, и дани мн дай, и буди государьствуя персидьцкою землею. Аще ли теб неугодно явитца, ты персомъ государь еси 80 и сим радъ еси заклатися от македоньских мечей. Буди готовъ со всми силами своими на бой въ 15 день на Синарьстей рецы, 81 со всми моими стати имамъ». И сий листь Дарий прочетъ, ко властелемъ своимъ озрвся и рече: «Надеши ли кто таковое подвиже и таковъ ярости от Македония изыти».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

–Хорошо, хорошо! Сказал он, увидя их с водкой: – спасибо. А мы, как были на море, так водки и в глаза не видали, не то, чтоб отведать. Что вы за люди? Те отвечали: – Мы немцы, находимся в службе его царского величества на корабле, который пущен в Каспийское море. Мы пришли отдать поклон атаману и всему благородному казачеству, и принесли на гостинец две стеляницы водки. Стенька дал знак, чтоб они сели, и при них же налил водки и выпил, сказав: – Пью за здоровье его царского величества, великого государя! «О, какими лживыми устами, о, с каким коварным сердцем произнес он эти слова!» говорит свидетель. На другой день, тем же немцам случилось быть свидетелями, как Стенька с товарищами кутил на струге и катался по Волге. Казаки пили, ели, прохлаждались. Возле Стеньки сидела его любовница, пленная персидская княжна. Она была одета великолепно, в вышитое золотом и серебром платье; жемчуги, бриллианты и разные драгоценные камни придавали блеск ее природной ослепительной красоте. Уже замечали, что она начала приобретать силу над необузданным сердцем атамана. Вдруг, упившись до ярости, Стенька вскакивает со своего места, неистово подходит к окраине струга и, обращаясь к Волге, говорит: – Ах ты, Волга-матушка, река великая! Много ты дала мне и злата, и серебра, и всего доброго; как отец и мать, славою и честью меня наделила, а я тебя еще ничем не поблагодарил; на-ж тебе, возьми! Он схватил княжну одной рукою за горло, другою за ноги и бросил в волны. А между тем, тот же Стенька наказывал строго других за то, что себе позволял. Случилось говорить тот же очевидец, что какой-то казак вступил в связь с чужою женою. Стенька приказал бросить его в воду, а женщину повесить за ноги к столбу, воткнутому в воде 252 . Этот случай заставляет подозревать, что злодейский поступок с княжною не был только бесполезным порывом пьяной головы. Стенька, как видно, завел у себя запорожский обычай: считать непозволительное обращение казака с женщиною поступком, достойным смерти. Увлекшись сам на время красотою пленницы, атаман, разумеется, должен был возбудить укоры и негодование себе и, быть может, чтоб показать другим, как мало он может привязаться к женщине, пожертвовал бедною персянкой своему влиянию на казацкую братию. Стенька был женат и имел детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Б. Добродетели, предписываемые восьмой заповедью 1. Уважение чужой собственности а) Примеры строгого исполнения восьмой заповеди. I. Один брат, пришедши к авве Агафону, сказал: «позволь мне жить с тобою». Идучи же к нему нашел он немного селитры и принес с собою. Старец спросил: «где ты взял селитру?» – «Я нашел ее на дороге, когда шел сюда, и взял ее». Старец сказал ему: «если ты шел жить со мною, то для чего взял то, чего не клал!» Я послал его отнести селитру туда, где он взял ее. (Из «Скит. пат.»). II. Авва Пафнутий, ученик аввы Макария, рассказывал, что старец говорил о себе: «когда был и отроком, вместе с другими детьми пас 2 коров. Сверстники мои пошли воровать смоквы, и когда бежали назад, уронили одну; я поднял ее и съел. Ныне, когда вспомню об этом, сажусь и плачу». (Из «Скитского патерика»). III. Однажды авва Агафон шел по дороге с учениками своими. Один из них нашел на дороге небольшую связку зеленого мелкого гороха и сказал старцу: «отец, если ты благословишь, то я возьму это». Старец внимательно посмотрел на него и, как бы удивясь, спросил: «разве ты положил тут эту связку? Брат отвечал: «нет»! Старец сказал: «как же ты хочешь взять то, чего не положил?» (Из «Отечника», еписк. Игнатия, стр. 64). IV. Однажды преп. Зинон, путешествуя по Палестине, утомился и сел отдохнуть подле одной усадьбы. Увидав на огороде огурцы, он захотел сорвать хоть один. «Сорвать огурец – дело не важное», подумал он; но потом, убоясь как бы самого себя, он вдруг сказал себе: «хищники присуждаются к наказанию, а ты, Зинон, можешь ли перенесть наказание?» Сказав это, он стал на солнечном зное для испытания себя. Простояв так пять дней, он истощился в силах и сказал: «Зинон не может больше переносить наказания; следовательно, не может и прикоснуться к чужой собственности». (Пам. его 30 янв.). V. Однажды авва Иоанн персянин занял у одного подвижника золотую монету и купил на нее льну для своего рукоделия, который вскоре и роздал просившим, потому что не желал огорчить их отказом. Пришел, наконец, к нему и ссудивший его золотою монетою, желая получить ее обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слова, сказанные Господом к св. Апостолу Петру, могут относиться и к нам при посещении невольных скорбей, которые св. отцы почитают весьма нужными к нашему спасению. Старайтесь иметь во всем смирение и не зазирать других. 5-го июня 1842 года. Примечания 1. В каком смысле оправдались эти слова старца, см. примеч. к 4.  Письмо 21 Кто чего ищет, то и обретает. Мать З. ищет спасения, и мы благонадежны, что она, удостоившись ангельского образа, обрящет, милостью Божией, и спасение души своей. Ежели угодно будет Господу принять ее к Себе, пусть грядет во имя Господне; да не смущается сердце наше ниже устрашается; видно, она течение скончала, веру совершила, и надеяться надобно на милосердие Божие, что не лишит ее венца правды, уготованного любящим Его. Не надобно много сетовать и малодушествовать: Бог знает, какие бы встретили ее впоследствии искушения. Ожидаю скорого от вас уведомления: в каком положении находится ее здоровье. 19-го сентября 1842 года.  Письмо 22 Сердечно сожалею о страдалице, матери З.; но кто может испытать бездну судеб Божиих и отеческий Его промысл, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать З. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ ее есть; да не унывает и не малодушествует. Вера, надежда и любовь к Богу в сем испытании познавается и яко злато огнем искушается. Прочтите страдание Иакова Персянина, как он, при отъятии всякого его члена, имел разсуждение и благодарение; так и она по силе своей да подражает его примеру. О другом она пусть пребывает спокойна; я уверен, что вы с усердием и любовью имеете о ней прилежание; ибо " боляй и служай равную мзду от Бога получают " , через нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни; как читаем и о старце богоугодно пожившем, но съеденном зверем; по какой причине, довольно известно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ф- Так вот, рассказывая о множестве их напастей, Иоиль говорит, что первой придет гусеница; не уничтоженное ею истребит саранча, а что от саранчи уцелеет, поедят черви, а в конце нападут жуки и совершенно ничего не оставят Б432 неуничтоженным./180б Ведь он сказал: «Оставшееся от гусеницы поест саранча, и оставшееся от саранчи пожрут черви, и оставшееся от червей пожрут жуки» ( Иоил. 1–4 ). Это образно об ассирийском и вавилонском ведь гусеницей Феглаффеласар назван, саранчой же – Салманассар, червями – Сеннахирим, жуками – Навуходоносор, который последним завоевал Иудею, и окончательно погубил, и избежавших смерти увел в плен, как сказано было. -Ф Итак, много раз случалось захватывать Иудею, как говорит, в свою очередь, великий Кирилл, ассирийцам и и моавитянам, идумеям и так называемым из рода то есть палестинцам. Но, немного пострадав и, бывало, впав в умеренные напасти, она снова поднималась, так как Бог и наставлял,/180в ныне же, после Господнего распятия, погубил . Таким образом, как ассирийское царство было разрушено вавилонянами, вавилонское – персами, персидское же – македонянами, И298 [а] македонское – римлянами, так же и римское антихристом разрушится, а антихристово будет погублено Христом. К- А великий Захария четырьмя ветрами Б433 называет (эти) четыре великих царства: халдейское, и персидское, и македонское, [и римское], двумя же горами называет он два всей вселенной. Ведь на две части рассекается, на Азию и Европу. И рыжие кони обозначают убийство халдеев, вороные же – принесенную персами, и мидянами, и вавилонянами смерть, а белые – истинную славу македонскую, ибо царство их не такое же, как остальные. Пегие же и пестрые обозначают крепость и силу римского/180г царства. Когда персы и мидяне воевали с вавилонянами, они за это процветали, и говорится, что они утолили ярость Господню. А когда ожесточились против народа Божия, за это преданы были в руки Кира персянина. A то, что белые кони, то есть македоняне, за черными конями идут, означает, что македоняне персидское царство примут; a то, что пегие на юг шествуют, являет, что римляне собирались воевать против Иерусалима: ведь город лежит к югу. A то, что им было повелено обойти землю, в свою очередь, научает нас, что [всякое] царство стоит благодаря Богу. -К

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010