Иез.27:7 . Виссон со испещрением от Египта бысть тебе постеля, еже обложити тебе славу, и облещи тя, синета и багряница от островов Елиса бысть одежда твоя, то есть Египет доставлял тебе испещренные всякого рода покрывала. Разумеет же под сим ковры и все прочее, оттуда вывозимое. Еллада высылала тебе всякого рода одежды, багряные и окрашенные в синий цвет. Ибо «Елисою» называет Елладу. Иез.27:8 . И князи твои живущии в Сидоне, и Арадиане быша весленицы твои: В еврейском и сирском списках читается не «князи твои», но соседи твои. Но чтобы уразуметь перевод седмидесяти, примем сие так: в древности князи твои сидоняне, ныне с населяющими Арад наполняют твои мореходные полчища, приводя в движение корабли твои; а сведущие исполняют у тебя должность кормчих. Ибо сказано: премудрии твои, Сор, иже быша в тебе, сии кормчии твои.. Иез.27:9 . Старейшины Вивлийстии, и премудрии их, иже быша в тебе, тии укрепляху совет твой: Не своему городу служили подкреплением, но тебе подавали превосходные предложения и советы. и вси корабли морстии и весленицы их вели у тебя промен в торговле твоей, и быша в тебе к западом западов, то есть отовсюду стекались купцы и иное продавали, а иное покупали. Ибо сие означает словами: «вели промен в торговле твоей». И в пристани вводимы были не только близкие к тебе, но и живущие на крайних пределах запада. Ибо сие значит сказанное: «к западом западов», то есть не только живущие от тебя на запад, но и те, которые и их западнее. Иез.27:10 . Персяне, и Лидяне, и Ливиане, быша в силе твоей, мужи доблии твои щиты и шлемы повесиша в тебе, сии даша славу твою. Иез.27:11 . Сынове Арадийстии, и сила твоя на забралах твоих окрест: но и Мидяне в пиргех твоих быша стражие, тулы своя обесиша на раменах твоих окрест: сии совершиша твою доброту. Пересказав о разности дерев, об испещрении одежд, о пловцах и кормчих, о советниках, указывающих, что делать, и приходящих отовсюду купцах, перебирает и воинский список, составленный из народов разных и сведущих в делах общественных, персов, лидян, ливийцев, арадиян и мидян.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Служба известна в значительном числе списков, ок. 20 из них восходят к XV в. (приведенный Яблонским перечень включает более 165 списков и признан самим исследователем неполным, см.: Яблонский. 1908. Примеч. 3. С. 148-150). Служба иконе Божией Матери «Знамение» в Новгороде Служба иконе Божией Матери «Знамение» в Новгороде была составлена П. Л. в рамках цикла вместе с новой версией сказания («Воспоминание знамения…», см. выше) и Похвальным словом иконе «Знамение» (см. выше), вероятно в 1-й приезд в Новгород. Долгое время старшим списком Службы считался список в составе пергаменной служебной Минеи на нояб.: РНБ. Соф. 191, 1438 г. (см.: Яблонский. 1908. С. 151; Дмитриев. 1973. С. 123; Янковска. Проблема атрибуции. 1979. С. 198). Однако исследование рукописи показало, что текст Службы является поздней вставкой ( Гордиенко. 2010. С. 123, 125; Карбасова, Левшина, Шибаев. 2019. С. 186-187). На данный момент старший список Службы, включающий 6-ю песнь канона после икоса «Воспоминание знамения…», содержится в рукописи-автографе: РНБ. Соф. 429. Л. 152-186, примерно 40-е гг. XV в. Это позволяет датировать его работу над Знаменским циклом временем до нач. 40-х гг. XV в. Служба иконе, как правило, сочетается со Службой св. Иакову Персянину, включает 2 канона, к-рые имеют в надписании имя П. Л.: «творение священноинока Пахомиа Логофета» (РНБ. Соф. 191. Л. 252 об.; цит. по: Яблонский. 1908. С. 151). В рукописи РНБ. Кир.-Бел. 302/559. Л. 347 имеется запись, указывающая, что П. Л. принадлежат как каноны, так и стихирная часть Службы: «въ тои же день празнуемъ знамение пречестнаго образа в Великом Новград, стихиры и канон Пахомиевы» (цит. по: Яблонский. 1908. С. 152). Однако Служба иконе «Знамение» существовала скорее всего до П. Л., о чем свидетельствует запись в рукописи ГИМ. Увар. 761. Л. 231 об., в к-рой указано о праздновании иконе 27 нояб. с отсылкой к концу рукописи, где помещены тропарь и кондак празднику (песнопения отсутствуют, вероятно, были утрачены). На основе этих данных исследователи предполагают, что П.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Сочинения Максима Грека, не только те, которые предназначались не известным ни ему, ни нам тем более читателям, но и сочинения, имевшие конкретных адресатов, содержат указание на широкий интерес и внимание к астрономии и, конечно, «практическому применению» ее к действительным судьбам людей разного положения, особенно к властвующим, на что претендовала астрология. Это примечательная черта истории духовной жизни общества времен Максима Грека, — тем примечательная, что столь же волнующими были те же самые проблемы у идеологов западноевропейского, особенно итальянского Возрождения, будь то известный Максиму Греку Леон Баттиста Альберти с еп> сочинением «Рок и Фортуна» или Марсилио Фичино, личность, несомненно, Максиму Греку известная, которому принадлежит сочинение «Что такое фортуна и может ли человек противостоять ей». Увлечение астрологией в бытность Максима Грека в Италии было сильным и распространенным, хотя и не все итальянские деятели Возрождения второй половины XV в. его разделяли, иногда по мотивам, напоминающим суждения Максима Грека. Фактом истории русской общественной мысли, ее достижением является самый уровень полемики между Максимом Греком и его противниками. Ей свойственен общий язык высокой эрудиции, разнонаправленный, но общий в том смысле, что ни одной, ни другой стороне не приходилось разбираться, кто есть кто, когда они ссылались на имена, учения, действия великих государственных и военных деятелей древности, на имена древних философов и историков. Полемизируя с Федором Карповым, Максим Грек ссылается и на Платона, и на Аристотеля, и на Фукидида, и на Ганнибала, и на Фемистокла, и на Юлия Цезаря, и на Александра Македонского, и на Константина Великого. Ему, Максиму Греку, известно, что не всуе задает он вопрос: «Где же писано есть во Александровых деяниях, яже списаша мудрии Александрову смельству и разуму достойнии мужи, яко аристотелевыми астрологии светлая она дела, в тринадесяти летех храбръствовати? Или ще отнюдь является Аристотель, астрологию действовав? Что с ице явственне лжете (писано Карпову, но во множественном числе. — А К.) на доблественных онех и дивных мужей? Фемистоклий же он изрядный в воеводстве, иже безчисленное ксерксово воинство погуби воеводскими искуствы и скоростью разума, ще у Фукидида писася, яко звездозрительными гаданми действова на персян?« Таков был уровень эрудиции полемистов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Благодарю Бога о дарованном вам спокойствии келейном, не оставляйте пещись о внутреннем вашем душевном устроении; теперь имеете самое удобнейшее и благоприятное время запастись к будущим браням не токмо одним чтением и письмом словес отеческих, но и понуждением на исполнение; ведь «нуждницы восхищают... Царство Небесное» ( Мф.11:12 ): теперь для вас время свободы и успокоения; а придет и то, что не будешь времени иметь в оном и упражняться: «егда еси юн,... ходиши аможе хощеши; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши» ( Ин.21:18 ). Слова, сказанные Господом к св. Апостолу Петру, могут относиться и к нам 10 при посещении невольных скорбей, которые св. отцы почитают весьма нужными к нашему спасению. Старайтесь иметь во всем смирение и не зазирать других. 5-го июня 1842 года. Письмо 21 Кто чего ищет, то и обретает. Мать З. ищет спасения, и мы благонадежны, что она, удостоившись ангельского образа, обрящет, милостью Божией, и спасение души своей. Ежели угодно будет Господу принять ее к Себе, пусть грядет во имя Господне; да не смущается сердце наше ниже устрашается; видно, она течение скончала, веру совершила, и надеяться надобно на милосердие Божие, что не лишит ее венца правды, уготованного любящим Его. Не надобно много сетовать и малодушествовать: Бог знает, какие бы встретили ее впоследствии искушения. Ожидаю скорого от вас уведомления: в каком положении находится ее здоровье. 19-го сентября 1842 года.  Письмо 22 Сердечно сожалею о страдалице, матери З.; но кто может испытать бездну судеб Божиих и отеческий Его промысл, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать З. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ ее есть; да не унывает и не малодушествует. Вера, надежда и любовь к Богу в сем испытании познавается и яко злато огнем искушается. Прочтите страдание Иакова Персянина, как он, при отъятии всякого его члена, имел разсуждение и благодарение; так и она по силе своей да подражает его примеру. О другом она пусть пребывает спокойна; я уверен, что вы с усердием и любовью имеете о ней прилежание; ибо «боляй и служай равную мзду от Бога получают», через нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни; как читаем и о старце богоугодно пожившем, но съеденном зверем; по какой причине, довольно известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Спрашиваю я вас далее: когда монах в бою будет побежден страстями, то не опозорит ли он Ангельскую схиму? Какого таковый может ждать себе спасения? Да, вооружается воин, даются ему воинские доспехи, но какая от сего польза воину, который своим нерадением и трусостью служит лишь худым примером для всего войска? Говорим: монах вооружается, как в доспехи, в Ангельскую схиму, получает при сем благодать и помазание Всесвятого Духа, но какая польза от блеска ангельских схим и небесных дарований для ленивых, которые лишь худой пример вносят в монашескую жизнь нерадением своим; вместо того, чтобы подвизаться в борьбе со страстями, обманывают ближнего, обижают его и умышляют, как бы предать другого? Не таков бывает добрый воин в бою. Он имеет в себе лишь один дух бодрый, то есть не водится никакими посторонними лукавыми соображениями и намерениями, не скрывается от врага, на всякий час готовит себя к бою, во всякое мгновение готов внять призыву боевого сигнала, говорим: звона к службе церковной. Он всегда бодр, бдителен; говорим: всегда долготерпелив, всегда прощает зло, которое ему творят. Если же с таким бодрым воином случится какое-либо несчастие, как некогда случилось с Иаковом Персянином, отрекшимся было от Христа, придут ему в голову трусливые помыслы, вознерадит он о своей боевой готовности, подмокнет у него порох и заржавеет оружие, тогда добрый воин тотчас берется за порох свой и оружие, говорим: оскверненные помыслы и злые дела, идет из сечи в место мирное и солнечное; говорим: идет к человеку, имеющему добрый образ мыслей, то есть дар рассуждения, ведущему духовную жизнь, скидывает пред ним бремя с головы своей, расстилает на лучах солнца порох и доспехи свои, начинает чистить оружие и ждет, пока не высохнет порох; говорим: выкидывает нечистый помысел из своей головы, расстилает мысль свою против лучей духовного рассуждения, перебирает все мысли и дела свои, добрые и злые и исповедует все ржавые деяния свои, подобно Иакову Персянину. Увидав же, что высох его порох и заблестело оружие, воин снова опоясуется, воспринимает в сердце боевую решимость и, взяв в руки оружие, принимает снова участие в бою. Препоясанный мечом, с оружием в руках, воин храбро устремляется в средину боя и побеждает противников, как победил преподобный Иаков, некогда тяжко согрешивший, а потом низведший молитвою дождь с неба во время засухи, и избавляет все войско.

http://azbyka.ru/afonskiy_voinskaya_sluz...

Особенные духовные свойства Даниила и внешние обстоятельства его жизни . Даниил, по своим личным достоинствам и по своим положению и обстоятельствам в жизни, совершенно соответствовал своему высокому и многостороннему пророческому назначению. Он происходил из знаменитого рода в иудейском племени – или из вельможеского или даже из царского (смотр. Дан. 1:3–6 ); отличался превосходными дарованиями и способностями, и в особенности любознательным и обширным умом (ст. 4). Он взят был в плен еще прежде разорения Иерусалима и в цветущей юности. Впечатления крайнего упорства и нечестия иудеев тогдашнего времени не могли еще преогорчить души его, как то видно напр. в Иеремии и Иезекииле). Но грозные суды Божии, совершавшиеся над избранным народом, должны были сильно действовать на юную размышляющую душу, глубоко смирять ее пред Богом и исполнять живым участием в бедствиях отечества. Поэтому, конечно, Прор. Иезекииль и поставляет Даниила в ряд праведников – ходатаев за грешных. В Вавилоне пленный юноша, вместе с тремя подобными ему товарищами, вскоре был отличен по своим необыкновенным достоинствам и избран, по распоряжению царскому, к придворному назначению. Трехгодичное высшее воспитание, при царском дворце, давало пищу его любоведению и служило к раскрытию его обширных умственных способностей (ст. 17); а жизнь и постоянное обращение между язычниками давали случаи к подвигам веры и верности отечественному закону Божия народа (ст. 8–16), – так, например, Даниил, с тремя своими товарищами, не хотел принимать пищи и с царского стола, чтобы не оскверниться язычеством 4 . Следствием того и другого было то, что Даниил, вместе с своими тремя друзьями, не только далеко превзошел туземных учеников и самих учителей успехами во всякой книжной премудрости, во всяком глаголе премудрости и умиления (1:17–20), но даже он достигал духовного и Божественного разумения недоведомых таин: разумен бысть во всяком видении и сониях (ст. 17). Посему–то Прор. Иезекииль хвалился и пред язычниками беспримерною мудростию Даниила и ею посрамлял языческую гордость. По окончании его воспитания сам царь испытал необыкновенные успехи его в книжной науке, – а вскоре имел случай дознать поразительным опытом и Божественную в нем премудрость (в истолковании известного Навуходоносорова сна). И Даниил поставлен был главою касты магов или мудрых, имеющей столь высокое значение на древнем Востоке и тогда особенно знаменитой мудростию в Халдейском царстве, и также одним из первых государственных сановников. Это чрезвычайное гражданское служение проходил Пророк не только при Навуходоносоре, но и при его преемниках (8: 27. сл. 1 ст.), хотя, может быть, не всегда находился при царском дворе (ст. 2.). Государственное значение его не пало, даже с падением не только Навуходоносоровой династии, но и самой Вавилонской монархии (ст. 2); он был в той же силе и при дворе Мидо-Персидском (ст. 6): Даниил управляше в царстве Дариееве и в царстве Кира Персянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Пророцы его ветроносцы (ветром носимы), мужие презорливи. Священницы его сквернят святая 70 и нечествуют в законе. Господь же праведен посреде его (in templo ejus ‘в храме его’) не имать сотворити неправды (Соф 3:1–5). Также Египет двучастен 71 . Се, — говорит, — Господь седит на облаце легце и приидет (venit ‘грядет’) во Египет (облако есть тело духовное после крещения, и слава Сына Человеческого; ибо здесь разумеется первое пришествие Господа, непрестанно приходящего телом Своим, по сказанному: отселе узрите грядуща на облацех небесных), и потрясутся (comminuentur ‘сокрушатся’) рукотворенная Египетская от лица Его, и сердца их разслабнут 72 в них. И востанут Египтяне на Египтяны, и вооружится человек на брата своего, и всяк на ближняго своего, востанет град на град и (возстанет) закон на закон 73 , то есть Египет на Египет и закон на закон (ном на ном?) — по различию, разумеется, образа мыслей при одном законе: и возмятется дух Египтян в них, и совет (cogitationes ‘помыслы, советы’) их разсыплю (Ис 19:1–3). И, после того как примешивал то вид к роду, то род к виду, прибавил, говоря: В той день будет жертвенник Господеви в земли Египетстей и столп в пределах его (ея) Господеви 74 будет в знамение в век Господеви в земли Египетстей (Ис 19:19). Не сказал: можно будет жертвеннику находиться у пределов Египта во век, но сказал: будет. А Иезекииль еще яснее показывает, что Египет — весь мир, когда говорит: Оле, оле день! Яко близ день Господень день облака конец языков будет. И приидет мечь на Египтяны, и присоединяет вид: и будет мятеж во Ефиопии, и падут язвении во Египте и падутся основания его. Персяне и Критяне, и Лидяне и вси примесницы, и сынове завета Моего, в нем мечем падут с ним (с ними) (Иез 30:3–5). Это исполнилось, когда после разрушения иудеи удалились в Египет и истреблены там Навуходоносором, согласно с пророчеством Иеремии; но исполнится и вообще (generaliter, как род) в последний день, когда вместе с египтянами падут сыны Завета, живущие по нравам египтян.

http://pravmir.ru/kniga-o-semi-pravilah/

И. П. был христианином родом из знатного семейства г. Бет-Лапат (Гундишапур) в Хузестане, юго-зап. провинции сасанидского Ирана. Он находился на придворной службе у шаханшаха Йездигерда I (399-420) в столице Ктесифон «и был хорошо известен в стране персов». Преемник Йездигерда Вахрам V (420-438), благоволивший к И. П., склонил его к вероотступничеству. Мать и жена И. П., узнав о случившемся, написали ему письмо, в к-ром горько сожалели о его поступке, пытались вразумить, сообщали, что откажутся от общения с ним, если он будет упорствовать в своем заблуждении. В это время И. П. находился вместе с шаханшахом за городом. Потрясенный полученным письмом, он раскаялся в содеянном и, вернувшись домой, стал читать Свящ. Писание. Об этом было тотчас доложено правителю, к-рый вызвал подданного на допрос, где И. П. подтвердил свое возвращение в христианство. По наущению одного из советников разгневанный шаханшах предал И. П. особого рода казни: палачи последовательно отсекали ему конечности. И. П. все это время молился Богу и произносил слова из Свящ. Писания, ободряя себя и наставляя в вере присутствующих, к-рые пытались уговорить его подчиниться воле правителя и т. о. сохранить себе жизнь. Когда у И. П. остались только голова и туловище, он в последний раз вознес Богу молитву и был усечен мечом. По виду казни великомученик был назван Рассеченным. Христиане ночью взяли останки мученика и с честью похоронили их. Согласно сир. Мученичеству, И. П. пострадал в пятницу, 27-го числа месяца тишри второго (нояб.), в 1-й год правления Вахрама V, т. е. в 420 г. Однако эта датировка не согласуется с началом текста, где указан 2-й год правления этого шаханшаха. В 3 греч. редакциях (BHG, N 772-772b) сказано, что время кончины И. П. относится к периоду правления императоров Гонория (395-423) и Феодосия II (408-450) и шаханшаха Вахрама V. Т. о., из-за хронологических расхождений в источниках время кончины И. П. можно датировать периодом между 420 и 423 гг. По подсчетам Т. Нёльдеке , он был умерщвлен в 421 г.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Глава 30 Иез.30:1–3 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: Сыне человечь, прорцы, и рцы: сия глаголет Адонаи Господь: возрыдайте, оле, оле день! яко близ день Господень, и приближается день облака, и время языков будет. Всем сказанным устрашает, повелевая плакать и сетовать. «Днем» называет время наказания, «облаком» – омрачение, происходящее в душах во время бедствий, «временем языков» назвал наказание, налагаемое на языческий народ. Не один народ Мой, говорит Бог, подвернется сим бедствиям, но языческие народы понесут наказание за нечестие. Иез.30:4–5 . И приидет меч на Египтяны, и будет мятеж во Ефиопии, и падут язвении во Египте, и взято будет множество их, и падутся основания его, и взяты будут Персяне, и Критяне, и Ливиане, и Мурини, и Лидяне, и вся Аравия, и вси примесницы, и от сынов завета Моего, в нем мечем падут с ним. Угрожающие Египту события приведут в смятение и Ефиопию; она, как сопредельная, будет мучима от опасения потерпеть то же самое. Потом перечисляет помогавших египтянам и истребленных вместе с египтянами критян, ливиян, ефиопов, лидян и аравитян. О военном союзе лидян и египтян извещают нас и еллинские сказания; персов же разумеет Пророк не из Персии пришедших на помощь к египтянам (могли ли египтяне, когда вели с ними воину ассирияне и халдеи, иметь союзниками персов?), но давно уже выселившихся из Персии и имевших свои поселения в Египте. Говорит же, что египетский Вавилон по той причине и сделался одноименным с персидским, что в нем жили персы. А «сынами завета» называет самих иудеев, которые после осады Иерусалима перешли в Египет, взяв с собою Пророка Иеремию. И им также угрожает наказанием, потому что, вопреки Его намерению оставив Иудею, удалились в Египет. Сие сказано и устами Пророка Иеремии: и " уведят все оставшии Иудины, преселившиися в землю Египетску, обитати тамо, слово чие пребудет, Мое, или их? И сие вам знамение, глаголет Господь: се Аз предаю Фараона Вафриа царя египетска в руки врагов его, и в руце ищущих души его, яко же дах Седекию царя Иудина в руце Навуходоносора царя вавилонска, врага его, и ищущаго души его» ( Иер. 44:27–30 ). Посему согласны между собою предвещания божественных Пророков, как изречения единого Духа. Потом снова предсказал о запустении Египта, и с тем же ограничением; а царя ассирийского назвав огнем, Бог присовокупляет у Иезекииля:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Князья Долгорукие заплатили долг свой за политические грехи долгим страданием в ссылке. Но Бирону надобно было отплатить им и за то, что они не пускали митавского конюшего в Россию: надобно было стереть их с земли, как опасных для кровожадной власти его. И Бирон сделал это. Молодой князь Иван Долгорукий умер как св. Иаков Персянин. Когда палач отрубил ему правую руку: страдалец сказал: благодарю Тебя, Господи; отсекли левую ногу, и он продолжал: яко сподобил мя еси; с отсечением левой руки окончил: познать Тебя, Владыко 260 . Боярин Василий Головин вытерпел страшные пытки: подняв на пялы, вывертывали ему лопатки, гладили по спине разожженным утюгом, кололи под ногти горячими иглами, били кнутом. Душевный организм его расстроен был на всю долгую жизнь: но он сохранил до гроба глубокое благочестие. За что, или, точнее, по какому поводу терзали его доселе не знают 261 . Народ стонал от алчности Бироновой. Взяв в свое заведование недоимочный приказ, Бирон засадил областных начальников в кандалы, а воинские команды забирали у крестьян хлеб, скот, одежду, выгоняли самих крестьян на мороз и сакли беспощадно; целые деревни опустели, а собранные недоимки поступили в казну Бирона. Православное духовенство также страдало от Бирона: проповедник терпимости отыскивал и ловил случаи преследовать его. Не один Феофилакт Лопатинский умер страдальцем, многие из Епископов лишены были кафедр 262 . В 1736 г. повелено было отдать в военное звание всех детей духовного звания, за исключением малолетних и учащихся, отдать туда же всех причетников и служителей церковных, не бывших у присяги в 1730 г. 263 В 1737 г. сделан другой набор в том же виде, с назначением всех от 15 до 40 лет 264 . Напрасно Свят. Синод требовал загладить вопиющую несправедливость, представляя, что новое постановление не было исполнено только по несуществованию постановлений о том в прежнее время, и что в 1732 г. многими было оно исполнено. Бирон не принял во внимание и того, что монастырские слуги – не более как крестьяне, на которых не простирался указ о присяге 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010