В день наречения, то есть 26 февраля, которое литургические памятники называют также “благовестием”, или в один из ближайших дней был совершен Чин целования, когда новоизбранный “представлялся Митрополиту и епископам избирателям 9 . Наконец, 4 марта в третью неделю Великого Поста, то есть Крестопоклонную, в Успенском Кремлевском соборе была совершена святительская хиротония. Святитель Макарий Митрополит Московский. Гобелен. 2000 г. Божественной Литургии предшествовал Чин малого знамения, главная часть которого представляет Исповедание православной веры новопоставляемы 10 . Во время Литургии на Трисвятом был рукоположен новый иерарх Русской Церкви. Отличительной особенностью Новгородского владыки в то время был белый клобук, который был возложен на него. Несомненно, что из всех ставленников-архиереев Митрополита Даниила святитель Макарий был наиболее известен в истори 11 . Летописи не называют архиереев-участников хиротонии, но возглавил ее Всероссийский Митрополит Даниил, возведший за три года до этого святителя Макария во все духовные степени, начиная со чтеца и до архимандрита. Все это характеризует и личные взаимоотношения этих двух иерархов, а также тесные связи монастырей преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого . На основании справочного труда П. Строева можно говорить, что участниками хиротонии могли быть епископ Рязанский и Муромский Иона (1522–1547; поставлен в 1522 году из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря), епископ Тверской и Кашинский Акакий (1522–1567), епископ Смоленский Иосиф (1515–1532), епископ Суздальский и Тарусский Геннадий (1517–1531), епископ Вологодский Алексий (1525–1543), епископ Коломенский Вассиан (Топорков; 1525–1542), епископ Сарский и Подонский Досифей (Забела; 1508–1544 12 . Но вероятно, что съехались в Москву не все и неприехавшие иерархи прислали свои повольные грамоты. В древности особо чтилось празднование дня, в который совершилось какое-либо знаменательное событи 13 . Знаменательно, что из Макарьевской иконописной мастерской сохранилась икона “Герасим, иже на Иордане со лвом 14 , в день памяти которого была совершена архиерейская хиротония Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Василий (Дохтуров), еп. ОМСКАЯ и Павлодарская Викариатства: Акмолинское и Петро­павловское Семипалатинское Виктор (Богоявленский), еп. Иоанн (Троянский), еп. Иннокентий (Никифоров), еп. ОРЕНБУРГСКАЯ и Тургайская (Троицкая) Викариатства: Кустанайское Орское Дионисий (Прозоровский), еп. Тимон (Русанов), еп. (неопред.) Иаков (Маскаев), еп. (закл.) ОРЛОВСКАЯ и Севская Викариатства: Болховское Елецкое Серафим (Остроумов), архиеп. (ссылк.) Даниил (Троицкий), еп. (ссылк.) Вдовствующая ПЕНЗЕНСКАЯ и Саранская Викариатства: Краснослободское Мордовское и Саранское Филипп (Перов), еп. (закл.) Макарий (Знаменский), еп. (неопред.) Кирилл (Соколов), еп. 23 ПЕРМСКАЯ и Соликамская Викариатства: Кунгурское Осинское Оханское Соликамское Варлаам (Ряшенцев), еп. Аркадий (Ершов), еп. Петр (Гасилов), еп. Павел (Вильковский), еп. (ссылк.) Вассиан (Веретенников), еп. Приамурская и БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ Викариатство: Хабаровское Евгений (Зернов), архиеп. (ссылк.) Никифор (Ефимов), еп. (ссылк.) Прикаспийская и бакинская Арсений (Соколовский), еп. Приморская и ВЛАДИВОСТОКСКАЯ Викариатства: Никольско-Уссурийское Камчатское и Петропавловское Охотское Киприан (Комаровский), архиеп. (закл.) Вдовствующая Вдовствующая Даниил (Шерстенников), еп. (закл.) ПСКОВСКАЯ и Порховская Викариатство: Великолуцкое и Торо­пецкое Николай (Покровский), архиеп. (ссылк.) Макарий (Звездов), еп. ПЯТИГОРСКАЯ и Прикумская Фаддей (Успенский), еп. (ссылк.) РОСТОВСКАЯ и Таганрогская Викариатства: Азовское Таганрогское Арсений (Смоленец), еп. (удалён из еп.) Серафим (Силичев), еп. Александр (Белозер), еп. РЯЗАНСКАЯ и Зарайская Викариатства: Михайловское Скопинское Спас-Клепиковское Борис (Соколов), архиеп. (ссылк.) Глеб (Покровский), еп. (закл.) Смарагд (Яблоков), еп. (неопред.) Василий (Беляев), еп. (закл.) САМАРСКАЯ (Куйбы­шев­ская) и Ставропольская Викариатства: Бугульминское Бузулукское Мелекесское Анатолий (Грисюк), еп. Герман (Коккель), еп. Павел (Гальковский), еп. (ссылк.) Павел (Введенский), еп. (закл.) Сарапульская и Елабужская

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Апостол Павел говорит, что «неверующий муж освящается женою верующею» ( 1Кор.7:14 ). В этом контексте поучительна судьба Литовского князя Ольгерда (†1377), женатого во втором браке на Тверской княжне Ульяне Александровне. «Благоверная ж великая княгиня Улияния, видя своего мужа великаго князя Олгерда последнее дышуща, и печалию одержима бе о спасении его, и созва сыны своя и отца своего духовнаго призва Печерскаго архимандрита Давыда, и увеща мужа своего великаго князя Олгерда советом благим, и Божиим поспешением сподоби его святаго Крещения, крестися во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и наречен бысть во святом Крещении Александр, и последи того великим чином одеяся иноческим и святою схимою великим ангельским образом украсися, вместо Александра Алексей наречен бысть, и по малых днях преставися; и положиша тело его в церкви Святые Богородицы в Вилне» 489 . Супруга его также скончалась в монашеском звании в 1392 году и была «погребена в Киеве в Печерском монастыре» 490 . У благоверного князя Михаила Черниговского (†1246; пам. 20 сент.) была дочь Феодулия, в монашестве Евфросиния (†1250; пам. 25 сент.) 491 . Её женихом был «князь Мина Иванович. Это был потомок благочестивого варяжского князя Шимона, любимого преподобным Феодосием» 492 (†1074; пам. 3 мая). Когда она направлялась в Суздаль к жениху для вступления в брак, пришло известие о его кончине и княжна, «не возвращаясь более к отцу и матери, решилась вступить в иноческую Ризоположенскую обитель, что была за земляным городским валом. Это было в 1227 году» 493 в Суздале. В икосе говорится: «...к земному шествуя жениху, Небеснаго сретила еси: Емуже уневестившися, вся житейская оставила еси и притрудное совершивши постническое житие, в небесный чертог прията быти сподобилася еси» 494 . Монашество – это благочестие, причём, добровольное, но данный вопрос в истории мог решаться и в обход воли постригаемого. В Древней Руси государь, подвергнув опале провинившихся бояр, мог заменить им смертную казнь на пострижение в монашество и это было проявлением милости к ним с его стороны. Так, во время династического кризиса Московский князь Иоанн III в 1499 году «князя Ивана Юрьевича пожаловал от казни, отпустил его в черньци к Троици, а сына его князя Василия Ивановича Кривого отпустил в монастырь в Кириллов на Белоозеро» 495 . Из названых опальных Патрикеевых в истории более известен сын, принявший монашество с именем Вассиан 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

За год до своего избрания на Митрополичью кафедру он сопровождал Великого князя Василия III во время похода при покорении Пскова. «В лето 7018. Поехал князь Великии в свою вотчину, в Великий Новгород, а с ним брат его меншеи, князь Андреи Ивановичь, да Петр царевичь да владыка Коломенский Митрофан да архимандрит Симоновскии Варлам» 303 . Во время пребывания в Новгороде епископ Митрофан дал благословение на освящение храма в Александро-Свирском монастыре. На Всероссийскую кафедру новый Митрополит Варлаам был избран по воле Великого князя Василия III (1505–1533) через три месяца после кончины Митрополита Симона. Посвящен он был Собором русских архиереев 3 августа 1511 года. Никоновская летопись говорит о его поставлении: «Того же лета (1511), месяца июля в 27, в неделю, возведен на Митрополичь двор и наречен Митрополитом всеа Русии Варлам архимандрит Симоновский; а поставлен на Митрополию всеа Русии месяца августа в 3 день, в неделю, а на поставлении его Быша архиепископ Васиан Ростовъский и епископы Семион Суздальский, Протасий Рязанский, Нил Тверский, Митрофан Коломенский, Досифей Крутицкий, а Пермский Никон прислал грамоту своею единосоветную достоинству доставления его» 304 . Таким образом, возглавил его интронизацию Ростовский архиепископ Вассиан, брат преподобного Иосифа Волоцкого . При князе Василии III обострились государственные отношения с Литовским княжеством. При его отце, Иоанне III, была предпринята попытка положить конец конфликтам между двумя княжествами путем заключения брачного союза Литовского князя с дочерью Uoahha III Еленой, сестрой Василия III. Однако даже заключение брака не принесло полного решения государственных проблем в последующее время. В летописи имеется такое сообщение: «Тоя же осени (1513) прииде весть к Великому князю Василию Ивановичу всеа Русии, что Жихдимонт король Польский сестру великого князя, королеву Александровну, великую княгиню Елену велел паном своим в Вильне поемати да за стороже держати в нятстве, за Видною в Бершьтах, и королевы Олены в той нужи и в животе не стало, Бог весть которыми делы...» 305 . Позднее, в 1514 году начался третий поход русского войска, в результате которого древний Смоленск был возвращен Московской Руси и в Русской Церкви появилась новая епархия. Вместо Смоленского епископа Варсонофия, первоначально присягнувшего на верность князю Василию III, а затем ему изменившему, Митрополит Варлаам поставил на Смоленскую кафедру (1515–†1532) архимандрита Чудова монастыря Иосифа (1509–1515).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Последний перл автор приготовил читателю на последней странице романа, где говорится, что «белорусский святитель Иоасаф» был погребен «в усыпальнице Чудова монастыря (взорванного большевиками в начале 1930-х годов» (с. 241–242). Думается, если бы автор зашел в Успенский собор в Кремле и поклонился бы Патриарху Иоасафу II перед его гробницей, то в книге было бы несомненно меньше различных неточностей. Имеются в книге и другие недочеты. В целом автор показал путь Патриарха Иоасафа II, акцентируя внимание преимущественно на его допатриаршем периоде. Действие проходит на фоне военных действий на территории, которая является родной и близкой «оршанскому настоятелю». Автор ведет своего героя к Патриаршему Престолу через различные перипетии военного времени, когда он оказывается также в центре козней ясновельможных панов. Личность Патриарха Иоасафа II не была до сих пор предметом художественного осмысления, но данный труд не восполняет этого пробела, так как дает неверное представление о личности Первосвятителя и его происхождении. 292 Продолжение древней российской вивлиофики. Ч. 5. СПб., 1789, с. 99–103; Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1. М., 1813, с. 403–404. В последующее время Митрополит Варлаам ходатайствовал перед великим князем за М. Глинского (Зимин А. А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI века). М., 1972, с. 299). 294 Исправление в тексте публикации предложил В. В. Дергачев (Родословие Дионисия Иконника//ПК НО. Ежегодник 1988. М., 1989, с. 223. Прим. 8). 303 ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910, с. 198. Псковская летопись упоминает, однако, только Смоленского епископа, не называя его по имени (ПСРЛ. Т. 4. СПб., 1848, с 284). Ниже назван «владыка Коломенской Васьян Кривой» (Там же с. 286). 306 Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной жизни. Первая треть XVI века. Л., 1970, с. 260. 308 Об иноке Вассиане (Патрикееве) см. Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.-Л., 1960; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной жизни... с. 87–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Вассиан (Василий)(Веретенников), еп. Саткинский единоверческий В скобках указано имя Василий, т.к. еп. Веретенников Вассиан именуется еще Василием. Родился 24 августа 1877 года. Образование получил домашнее. 12 апр.1910 года возведен в сан иерея. По всей вероятности до 1926 года священствовал. 20 сентября 1926 года хиротонисан во епископа Саткинского. Были сведения, что хиротонию совершал епископ Андрей (Ухтомский). С марта 1937 года епархией не управлял. Скончался 14 ноября 1938 года. Место погребения неизвестно. Верующие почитали его за праведную жизнь, мудрость и за дар утешения. Литература: «ЖМП» 1932, 7–8, стр.5. ФПС I, 236, стр.9. ФПС II, стр.5 ФПС IV, стр.2. ФПС V, 43. ФАМ I, 68, стр.6. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Презентация фильмов «Женская история Москвы» православного режиссера Любови Акелиной состоялась в Москве 27 февраля 2009 г. 10:48 26 февраля в Библиотеке иностранной литературы состоялась презентация серии фильмов «Женская история Москвы» православного режиссера-документалиста Любови Акелиной. В церемонии приняли участие: проректор по воспитательной работе Московской духовной академии и семинарии игумен Вассиан (Змеев), заведующий Регентской школой МДАиС архимандрит Макарий (Веретенников), настоятель строящегося храма прп. Евфросинии Московской протоиерей Алексий Ладыгин, директор Библиотеки иностранной литературы Екатерина Гиниева. Выступая на церемонии, режиссер Любовь Акелина поблагодарила всех, кто в той или иной степени принимал участие в создании фильмов, подчеркнув, что изначально идея проекта обсуждалась с почившим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Также она отметила, что эти фильмы представляют ранее неизвестные факты и по-новому раскрывают уже известные исторические события. Всего отснято 30 серий, предназначенных для показа на телеканале «Столица». В них рассказывается о роли самых различных женщин в истории Москвы: святой преподобной княгини Евфросинии Московской, великой княгини Елизаветы Феодоровны, княгини Елены Глинской и других. По словам директора библиотеки Е. Гиниевой, «эти фильмы синтезируют значительный научный пласт и культурный срез российской истории». Заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов направил приветственное письмо ко всем, собравшимся на презентации фильмов. Как отмечается в послании, «предпосылкой создания фильмов явилось стремление перенести из прошлого и сохранить в настоящем нравственные ценности, духовные и общественные институты, традиции исторической преемственности, сформировавшиеся в нашей стране на протяжении веков». По окончании премьерного показа двух серий состоялось выступление хора Регентской школы МДАиС. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/569423.htm...

Пристань. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На берегу реки Уфа в селе Пристань в 1860 году было закончено строительство небольшой сельской церкви. Престол в ней был освящен годом позже в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Согласно материалам Государственного архива Пермского края, деревянная церковь была обшита тесаной доской и огорожена кованой оградой. Сам приход был единоверческий. То есть, священник и прихожане были православными, но использовали в богослужениях старые обряды и молились по старопечатным книгам. Более того, с основанием в 1918 году отдельной единоверческой епископской кафедры в г. Сатка (Челябинская обл.) Введенская церковь вместе с другими 12-ю приходами свердловской области переходит в подчинение единоверческому епископу Вассиану (Веретенникову). Так единоверческий статус сохранялся за приходом до конца 1930-х годов. В 1938 гду самостоятельая Саткинская кафедра была расформирована и все отличия единоверческих приходов нивелировались. Следует отметить, более чем 150 лет церковь ни разу не закрывалась. Богослужения совершались в «кровавые» гонения 1918, 1919 и 1930-х годов, так служба не останавливалась и в годы «бескровных» хрущевских гонений 1959-1961 годов. В настоящее время в церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы регулярно совершаются богослужения. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение За более чем 150 лет своего существования церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Пристань ни разу не закрывалась. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=15563

В 1539 году по благословению Новгородского архиепископа Макария (1526–1542) владычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древнейшие часы, с определённой долей сохранности, дошедшие до наших дней 353 . Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелиске на лаврской площади между Успенским и Троицким соборами в обители преподобного Сергия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось возрождение духовных школ в Русской Церкви. Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В книге пророка Исаии говорится: «И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь» ( Ис.62:6 ). В русском переводе читаем: «На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, – не умолкайте пред Ним» ( Ис.62:6–7 ). Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, «о четвертей стражи нощней прииде к ним» ( Мк.6:48 ) 354 . В другом месте Господь говорит о блаженных рабах, которые бодрствуют в ожидании своего господина. «И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» ( Лк.12:38 ). В последующее время стражи нашли отражение в структуре христианского Богослужения, в Богослужебном круге. «... в монастырском Богослужении «проявляется» римская стража в три часа в виде «расстояния» между службами «3-й Час, «6-й Час» и «9-й Час» 355 . «Можно предположить, что то же «расстояние» в три «Часа» было между службами «9-й Час» и «Вечерня» 356 . Богослужения дневного круга соотносятся с косыми часами следующим образом: «Вечерня – 12-й дневной «косой» час, Полунощница – 6-й ночной «косой» час, Утреня – 12-й ночной «косой» час, 3-й Час – 3-й дневной «косой» час, 6-й – 6-й дневной «косой» час, 9-й Час – 9-й дневной «косой» час» 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ведь сила Бога при сошествии Духа Святого, осенив Деву, действовала с большей энергией, чем (сила) мужа. III. Петра Александрийского, епископа и мученика. О том, что евреи правильно установили 14-е число первого лунного месяца до пленения Иерусалима I. Что большая милость Бога во всем благодарим Его, и что Он послал нам Духа Истины, ведя нас ко всякой истине. Вот поэтому-то установленный законом месяц признан у нас началом новых месяцев года: и древними писателями, (жившими) до пленения Иерусалима, и новыми (жившими) после пленения, было показано, что предел времени очень точен и очень убедителен, потому что в некоторых местах иногда можно очень точно определить новый урожай, а иногда раннее запаздывает и становится поздним (созревает позже). Так было в начале, перед установлением Пасхи, как написано: полба и пшеница не побиты были, потому что они были поздние ( Исх 9:32 ). Поэтому хорошо установлено законом от весеннего равноденствия: на какую неделю приходится 14-е число первого месяца, в ту и справляют Пасху, воздавая этому должные и необходимые для прославления хвалы. “Месяц сей, – говорит Он, – да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года” ( Исх 12:2 ). Тогда солнце, в летнее время, посылает лучей больше и светлее; день прибавляется и увеличивается, а ночь сокращается и уменьшается; а новые семена, после прозябания, подвергаются очищению, и относят их на гумно. И не только это, но и все кусты дают побеги и покрываются цветами. А значит, вскоре (после этого) с них собирают один за другим урожаи разнообразных, каких только ни есть, плодов. В свое время обретают и гроздь виноградную, как говорит Законодатель: “И дни весенние – вестники лозы”. Когда Он послал осмотреть землю, Ему принесли на шестах (на палках) большую гроздь, и (плоды) от гранат и смокв. Тогда, как Он говорит, наш вечный Господь все свел к тому, что Он выбрал (или что Он перечислил): “Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле” ( Быт 1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010