Полное собрание русских летописей. Российская государственная библиотека. Русская историческая библиотека. Российская национальная библиотека. СКиКДР Словарь книжников и книжности Древней Руси. Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом). 1 См. о нем: Архимандрит Макарий (Веретенников). Из истории русской иерар­хии второй половины XVI века//Альфа и Омега. 2002. 2(32). С. 135–144. 2 Имена его родителей, возможно, были Феофилакт и Аполлинария. Это первая пара имен, записанная в его роде и состоящая из мужского и женского имен: “Род пресвященнаго архиепископа Пимина: Антония, Амфилохия, Феофилакта, Полинарию, Григория, инока Герасима, инока Игнатия” (РНБ. Соф. 1552. Синодик XVI в. Л. 51). 3 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 228. А. А. Зимин в поставлении архиепископа Пимена видит влияние благовещенского священника Сильвестра (Зи­мин А. А. Опричнина. М., 2001. С. 81). 4 Новикова О. Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 246. 5 Там же. С. 246. В год архиерейской хиротонии по указанию царя некоторая часть владычных вотчин отошла к царю, а вместо них архиепископу Пимену были переданы другие (Греков Б. Д. Избранные труды. Т. 4. М., 1960. С. 165). 6 Протоиерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской дер­жаве в 1478 г. до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 году. Т. 2. Вып. 1. Новгород, 1895. С. 173. 20 Кудрявцев И. М. “Послание на Угру” Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.//ТОДРЛ. Т. 8. М.; Л., 1951. С. 183–184. 25 Там же. С. 402–403. Об этом Соборе, который Л. В. Черепнин называет “первым земским Собором”, см. Черепнин Л. В. Земские Соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978. С. 106–115. 26 Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственном архиве Коллегии иностранных дел. М., 1813. С. 545, 555. 192. 28 Корецкий В. И. Вновь найденное противоеретическое произведение Зиновия Отенского//ТОДРЛ. Т. 21. М.; Л., 1965. С. 172–173. Когда в 1556 году в Великом Новгороде было проездом шведское посольство, то поведение одного посольского вызвало возмущение новгородцев, так как он “на гостином дворе высокомерно подпалял некоторые русские иконы” (Архимандрит Макарий (Веретенников). Из жизни Митрополита Московского и всея Руси Макария//Альфа и Омега. 1995. 4(7). С. 118).

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Вассиан (Веретенников) 20.09.1926 хирот. во еп. Саткинского; с марта 1937 г. епархией не управ.; † 14.11.1938. Вассиан (Пятницкий) 8.08.1921 хирот. во еп. Егорьевского, вик. Московской епархии; с 8.04.1923 на покое; с 1925 г. в григорианском расколе; принес покаяние и с 22.06.1927 еп. Козловский; с 9.04.1930 архиеп. Тамбовский и Шацкий; 20.02.1936 арестован; † 27.12.1940 в ссылке. Венедикт (Алентов) 7.03.1921 хирот. во еп. Вяземского, вик. Смоленской епархии; с 1927 г. епархией не управ.; с 22.09.1934 еп. Арзамасский, вик. Нижегородской епархии; с 12.03.1935 еп. Рыбинский, вик. Ярославской епархии; с 20.02.1936 еп. Тамбовский и Мичуринский; с 1936 г. в сане архиепископа; с 1937 г. епархией не управ.; расстрелян в 1937 г. Венедикт (Бобковский) 17.03.1941 хирот. во еп. Брестского, вик. Гродненской епархии; перешел в Белорусскую «автокефальную» Церковь ; с апр. 1942 г. архиеп. Гродненский и Белостокский; с 1944 г. в эмиграции в Германии; † 3.09.1951. Венедикт (Плотников) 15.08.1920 хирот. во еп. Кронштадтского, вик. Петроградской епархии; с 18.12.1925 епархией не управ.; с 1931 г. управ. Вологодской епархией; с 4.04.1933 в сане архиепископа; с 16.06.1933 архиеп. Вологодский; с 5.10.1933 архиеп. Новгородский; с авг. 1936 г. на покое; с 20.12.1936 архиеп. Казанский и Свияжский; с февр. 1937 г. епархией не управ.; с 23.05.1937 на покое; расстрелян осенью 1937 г. Венедикт (Пляскин) 30.01.1946 хирот. во еп. Хабаровского и Владивостокского; с 10.07.1947 на покое; с 3.06.1948 еп. Петрозаводский и Олонецкий; с 4.03.1949 на покое; в 1956 г. и 1961–1962 управ. Омской епархией; с 13.06.1962 на покое; † 30.04.1976. Венедикт (Поляков) 18.02.1947 хирот. во еп. Кишиневского и Молдавского; с 3.06.1948 еп. Ивановский и Кинешемский; с 25.02.1953 в сане архиепископа; с 23.07.1956 архиеп. Житомирский и Овручский; с 8.09.1958 на покое; † дек. 1963 г. Вениамин (Воскресенский) в 1921 г. хирот. во еп. Романовского, вик. Ярославской епархии; с 1927 г. еп. Рыбинский, вик. Ярославской епархии; с 1930 г. еп. Тутаевский, вик. Ярославской епархии; † 5.10.1932 в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Господа священноначалники повелели вдовцем чистым дияконом причащатися во всем сану, а попом вдовым чистым причащатися во единой патрахели. Господа! Разсудите сами, достоит ли попу чисту и нескверну, отдав дух свой Богови, во едином патрахели погребену быти? И Господь рече: Горе человеку тому, им же соблазн в мир приходит ( Мф.18:7 ), лучше бы ему жерновой камень, навязав на его выю ввержену бьти в море ( Мф.18:6 ), неже соблазнити единого. Писано в Правилех: Аще епископ кого изобидит не по Правилом, ино митрополит отомстит, а митрополит кого изобидит не по Правилом, ино патриарх разсудит их по Правилом и отомстит виноватому. Аще ли патриарх с Собором изобидит кого не по Правилом, ино царь разсудит их по Правилом святых отец и отмстит виноватому. Господа и Братия! Егда седете за трапезою ясти и пити, и не глаголите скверных словес, со благодарением славите Бога, давшаго нам пищу и мир всем, и любовь душевную о Христе. А минъ 157 . Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; † 1533) Деятельность второго первосвятителя Русской Церкви XVI в. является малоизученной в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV в. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 158 . Подвизаясь на Белоозере, будущий митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским († 1508; пам. 7 мая). В 1506 г. Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником в Симоновом монастыре в 1506–1511 гг. стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 г. старец «Варлаам взят на Москву на Симоново» 159 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 г., вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве-печаловании пред Московским Великим князем за К.И. Острожского 160 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 161 , т. е. дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 162 . 27 апреля 1507 г. Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 163 , Владимирском уезде 164 , Коломенском уезде 165 , на Белоозере 166 и Переславском 167 . В 1510 г. Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 168 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 169 . В 1510 г. в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 170 , который освящал митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Д. стал верным сподвижником митр. Даниила. Известно послание Даниила Д., написанное «любви ради и спасения». Митрополит обращается к Крутицкому епископу со словами назидания, чтобы устранить возникшее недоразумение: «Мы же, враждующеся и роптающе, како не соблазним мьногих» (см.: Дружинин. С. 66-67; Макарий (Веретенников). С. 121-122). В 1522 г. Д. вместе с др. архиереями участвовал в составлении крестоцеловальных записей, где ручался в верной службе государю за кн. В. В. Шуйского (СГГД. Ч. 1. С. 414-415. 149; ДРВ. М., 1788. Ч. 3. С. 26), в февр. 1525 г.- за кн. И. М. Воротынского (СГГД. Ч. 1. С. 425-427. 154), 5 февр. 1531 г.- за кн. Ф. М. Мстиславского (Там же. С. 439-443. 159; ДРВ. Ч. 3. С. 74-83). Митр. Даниил, епископы Вассиан (Топорков) и Досифей (Забела) посещают больного вел. кн. Василия III в. с. Воробьеве. Миниатюра из Лицевого летописнго свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 25) Митр. Даниил, епископы Вассиан (Топорков) и Досифей (Забела) посещают больного вел. кн. Василия III в. с. Воробьеве. Миниатюра из Лицевого летописнго свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 25) Важной проблемой этого времени являлся вопрос о наследнике московского престола, поскольку вел. кн. Василий III был бездетен. События тех лет описаны в «Выписи о втором браке Василия III» (по мнению Зимина, составлена в нач. XVII в.: Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 135). После отказа вост. патриархов разрешить Василию III вступление во 2-й брак при жизни вел. кнг. Соломонии (см. София Суздальская , прп.) государь «для кручины своей» отправился в Александрову слободу, где велел быть «Досифею, епископу Сарскому и Подонскому, да с ним архимандриту Ионе Михалова Чуда на согласие» (Там же. С. 145). Перед вступлением государя в брак с Еленой Васильевной Глинской митр. Даниил собирал «преосвященный сонм», к-рый утвердил вел. князя в его намерении ( Бегунов Ю. К. Повесть о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 118; автор называет Д. в числе возможных авторов «Повести...»).

http://pravenc.ru/text/180333.html

во еп. Пекинского; † 3.01.1962. Вассиан (Веретенников) 20.09.1926 хирот. во еп. Саткинского; с марта 1937 г. епархией не управ.; † 14.11.1938. Вассиан (Пятницкий) 8.08.1921 хирот. во еп. Егорьевского, вик. Московской епархии; с 8.04.1923 на покое; с 1925 г. в григорианском расколе; принес покаяние и с 22.06.1927 еп. Козловский; с 9.04.1930 архиеп. Тамбовский и Шацкий; 20.02.1936 арестован; † 27.12.1940 в ссылке. Венедикт (Алентов) 7.03.1921 хирот. во еп. Вяземского, вик. Смоленской епархии; с 1927 г. епархией не управ.; с 22.09.1934 еп. Арзамасский, вик. Нижегородской епархии; с 12.03.1935 еп. Рыбинский, вик. Ярославской епархии; с 20.02.1936 еп. Тамбовский и Мичуринский; с 1936 г. в сане архиепископа; с 1937 г. епархией не управ.; расстрелян в 1937 г. Венедикт (Бобковский) 17.03.1941 хирот. во еп. Брестского, вик. Гродненской епархии; перешел в Белорусскую «автокефальную» Церковь; с апр. 1942 г. архиеп. Гродненский и Белостокский; с 1944 г. в эмиграции в Германии; † 3.09.1951. Венедикт (Плотников) 15.08.1920 хирот. во еп. Кронштадтского, вик. Петроградской епархии; с 18.12.1925 епархией не управ.; с 1931 г. управ. Вологодской епархией; с 4.04.1933 в сане архиепископа; с 16.06.1933 архиеп. Вологодский; с 5.10.1933 архиеп. Новгородский; с авг. 1936 г. на покое; с 20.12.1936 архиеп. Казанский и Свияжский; с февр. 1937 г. епархией не управ.; с 23.05.1937 на покое; расстрелян осенью 1937 г. Венедикт (Пляскин) 30.01.1946 хирот. во еп. Хабаровского и Владивостокского; с 10.07.1947 на покое; с 3.06.1948 еп. Петрозаводский и Олонецкий; с 4.03.1949 на покое; в 1956 г. и 1961–1962 управ. Омской епархией; с 13.06.1962 на покое; † 30.04.1976. Венедикт (Поляков) 18.02.1947 хирот. во еп. Кишиневского и Молдавского; с 3.06.1948 еп. Ивановский и Кинешемский; с 25.02.1953 в сане архиепископа; с 23.07.1956 архиеп. Житомирский и Овручский; с 8.09.1958 на покое; † дек. 1963 г. Вениамин (Воскресенский) в 1921 г. хирот. во еп. Романовского, вик. Ярославской епархии; с 1927 г. еп. Рыбинский, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1532 г., третьего сентября, митрополит Даниил в сослужении иерархов освятил в Коломенском храм в честь Вознесения Господня 262 , «бе же церковь та велми чюдна высотою, красотою и светлостию, такова не бывала преже сего на Руси» 263 . Князь Василий III дарил затем «митрополита и братью». Как считается, дивный храм был построен в связи с радостным событием в семье государя – рождением наследника престола, Иоанна Грозного. Таким образом, незадолго до кончины Господь даровал утешение Великому князю. Вознесенский храм, устремленный ввысь – первый памятник шатровой архитектуры на Руси. При митрополите Данииле произошла смена Московских государей. В 1533 г. скончался князь Василий III. Перед кончиной князя была составлена «Духовная подлинная Великого князя Василья Иоанновича, писана лета 7031-го, месяца июня, и у ней рука и печать на черном воску Московского митрополита Даниила да другая печать Великого князя Василья Иоанновича на красном воску, грамота и печати обе целы» 264 . Старец Мисаил (Сукин) описал предсмертную болезнь Великого князя Василия III, его кончину и погребение. В составленной им Повести говорится, как больного князя, возвратившегося из Иосифо-Волоцкого монастыря, в подмосковном Воробьеве посетил 21 ноября митрополит Даниил с епископами Коломенским Вассианом и Досифеем Крутицким 265 . Перед кончиной князя Василия III, 3 декабря 1533 г., митрополит Даниил постригает его в монашество: «И возлег Великий государь Василий, болезнуя при смерти, пострижеся во иноческый образ и в схыму Данилом митрополитом всея Русии, месяца декемвриа 3, в среду, в 12 час нощи, а наречено имя ему в иноцех Варлаам» 266 . Следует отметить, что монашескому постригу князя активно противодействовали бояре, и митрополиту пришлось употребить всю свою власть, чтобы исполнить предсмертную волю князя. Затем митрополит Даниил с епископами Коломенским Вассианом и Досифеем Крутицким отпевали 4 декабря в Архангельском соборе почившего государя, «а иные же владыкы быша тогда во своих областех, понеже не поспеша» 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Вернувшийся ранее из ссылки и поселившийся в Симоновом монастыре князь-инок Вассиан (Патрикеев) продолжал общаться с митрополитом Варлаамом. В 1515–1517 гг. он работает над составлением новой редакции Кормчей книги. Из записи в книге явствует, что на ее составление он брал благословение у митрополита Варлаама и священного Собора. «Сиа книга списана по благословению господина нашего Варлаама, митрополита всеа Русии, в лете 7025-го, месяца мая, 27 день. А писана с Симановских правил да с другово списка с правил архиепископа Васиана Ростовсьскаго, что вывез из Святой Горы Сава Савинскаго монастыря, что в Твери» (РГАДА. Ф. 181. 1597. Л. З) 174 . Составителю предписывалось из Кормчей книги «ничего не выставливати», однако данного указания он не выполнил, проводя в Кормчей свои взгляды на церковные владения. Таким образом, после Собора 1503 г. вопрос о монастырских вотчинах получает отзвуки в древнерусской письменности. В послании В.А. Челяднину преподобный Иосиф Волоцкий сообщал о поносных речах князя-инока Вассиана в адрес волоколамских монахов, которые он произносил в митрополичьих палатах 175 . Несомненно, митрополит Варлаам знал и о его письменных трудах, направленных против преподобного Иосифа. В последующее время, при митрополите Данииле (1522–1539), инок Вассиан был соборне осужден и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь 176 . В 1518 г. в Москву прибыло большое посольство с Афона и Константинополя во главе с митрополитом Григорием Зихновским, в составе которого находился преподобный Максим Грек († 1556; пам. 21 янв.). Великий князь расположил прибывшее посольство в Чудовом монастыре. «Такоже и Прьвосвятитель Варлам митрополит всеа Русии к Григорию митрополиту града Жыхна и к старцем Святыя Горы великую любовь и честь показуяше, и к себе призывая, и с ними чясто беседуяше о божественных словесех духовных» 177 . Константинопольский патриарх Феолипт прислал послание митрополиту Варлааму о милостыне. «Того ради к тебе посылаем, аки от нас, священнейшаго митрополита Зихновскаго, честнейшаго и место имеющего Ангирьския Церкви, о Святем Дусе възлюбленнаго брата и съслужебника нашего смирения господина Григория с ними же посылаем твоему Священнейшеству великаго мира и мощей святых» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Труды митрополита Даниила посвящены различным проблемам своего времени. Он обличает еретические заблуждения и пороки в обществе, развивает мысли о власти государя, призывает к справедливости судей и правителей. Историк-митрополит Макарий (Булгаков) пишет о митрополите Данииле: «Он был достойный ученик преподобного Иосифа Волоцкого и если уступал ему талантами, то отнюдь не уступал по своей начитанности и обширности своих богословских сведений» 309 . Самое раннее его писание адресовано инокам Волоколамского монастыря и написано им еще в сане игумена 310 . Но в основном его послания были написаны во время первосвятительства: 1522–1539 гг. Можно отметить некоторые черты его наследия. Слово о воплощении, написанное против Вассиана. По мнению князя-инока человеческое тело Христа Спасителя отличалось от обычного человеческого. В слове митрополита Даниила имя Вассиана не упоминается, но его содержание имеет именно такую направленность. В своих суждениях митрополит Даниил опирается на постановления Четвертого Вселенского Собора. В четвертом слове он говорит о двоеперстии, опираясь на слово Феодорита. Глава Церкви обличает еретичествующие взгляды в шестом слове, направленном против жидовствующих. Митрополит Даниил рассматривает свойства всесовершенного Божественного существа и «приходит к выводу о возможности и даже нравственной необходимости для Бога искупления падшего человека чрез воплощение Сына Божия» 311 . «Седьмое слово, написанное против догматических заблуждений жидовствующих». В слове говорится о различных свойствах Божественного существа, проявившихся в акте искупления. Еретики, опровергая искупление и воплощение, говорили о совершенстве и всемогуществе Божием. В ответ первосвятитель говорит о премудрости Божественного Промысла. «По взгляду Даниила, премудрость, явленная И. Христом в восприятии Им человеческого естества и направленная Им против диавола, есть в некотором смысле возмездие с Его стороны тому, кто некогда также воспользовался хитростию для того, чтобы прельстить первых людей» 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В связи с определением авторства данной Повести необходимо обратить внимание на инока Мисаила (Сукина), имя которого неоднократно в ней называется. Находясь в Волоколамском монастыре, князь вызывает к себе из Москвы разных лиц. «Потом князь великий послал в Москву за старцем своим, за Мисаилом Сукиным: болезнь его была тяжелой. И послал за боярином своим, за Михаилом Юрьевичем. Старец же его Мисаил и боярин его Михаил Юрьевич быстро к нему приехали» 1360 . Уже возвратившись в Москву, «начал совещаться великий князь с отцем своим, Митрополитом Даниилом, и с владыкою Коломенским Вассианом, и со старцем своим Мисаилом Сукиным, и с отцем своим духовным Алексеем протопопом о том, чтобы принять ему иноческий сан, ибо давно уже думал он о монашестве». «И, когда еще был на Волоке, князь великий приказал старцу своему Мисаилу Сукину и отцу своему духовному Алексею: «Смотрите, старец Мисаил и протопоп Алексей, чтобы не случилось так, что вам меня в мирском платье придется в гроб положить. Даже если бы я был здоров, то и тогда сокровенное мое помышление и желание – постричься в иноки " » (с. 31). Затем, желая принять святое Причастие, «велел князь великий служить в церкви Благовещенья, в приделе Василия Великого , благовещенскому попу Григорию; а на обедне тут были: владыка Коломенский Вассиан, и Мисаил Сукин, и протопоп Алексей, и несли к великому князю Дары владыка Коломенский Вассиан и Мисаил Сукин» (с. 31). Когда князь соборовался первый раз «и не знал об этом никто», то среди духовенства назван инок Мисаил (с. 31). В следующий раз «князь великий послал за владыкой Вассианом и за старцем Мисаилом Сукиным, и велел ему принести платье монашеское, и спросил про игумена кирилловского, ибо прежде еще думал он постричься в иноки у Пречистой в Кириллове монастыре. И сказали ему, что кирилловского игумена нет в Москве. И тогда послал он за игуменом троицким Иоасафом; Мисаил же пришел к нему и принес черное платье» (с. 39). Перед самой кончиной князя Митрополит Даниил (1522–1539) «послал за старцем Мисаилом, веле принести платье монашеское в комнату, а патрахиль и все необходимое для пострижения у Митрополита было с собой И пришел старец Мисаил с платьем, а князь великий был уже при смерти» (с. 43). После кончины князя у его тела «остался игумен Троицкий Иоасаф и старец великого князя Мисаил Сукин» (с. 45). Особая близость к князю позволяет предположить, что «старец великого князя Мисаил» и является автором Повести, в которой описаны последние дни жизни, кончина и погребение Великого князя Василия III 1361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010