Данная повесть в Житии преподобного Никиты Переяславского, как отметил В Ключевский, была написана никитским игуменом Вассианом 32 . Автор наряду с прославленными Московскими святителями называет в своем труде и «новейшего Макария митрополита». Из Переяславля царь направился под Можайск, что было вызвано нападением литовских войск. Вернулся он из похода «в преименитый град свой зовомую Москву на свой царский стол и вниде во храм Пречистые Богородици честного Ея Успения и благословение восприим от отца своего святейшего Афанасия митрополита всеа Русии, и у образов честных прикладашеся, и у великих чюдотворцов Петра, Алексея, Ионы и у новопреставльшагося архиепископа Макария митрополита и у честных их гробов прикладашеся и образы их любезно деловаше» 33 . В то время шла Ливонская война и митрополит Афанасий обращался с богомольной грамотой к епископу Сарскому и Подонскому Матфею, призывая его к усиленным молитвам: «И ты б, сыну, пожаловал, о том настоящем времени со всем священным собором в церкви пели молебны по вся дни и особые по кельям и по домом, и молили всесильного Бога и Пречистую Богородицу, и небесных сил, святых новых чюдотворцов и всех святых... Чтоб Господ Бог избавил боговенчанного царя государя нашего и его царевичев, и все христолюбивое воинство ото всех враг видимых и невидимых и межуусобные брани и не попустил бы богомерзкие латыни, злейших иконоборцев, поганые Литвы и бесерменства на святые Божии церкви и на все православное крестьянство» 34 . Никоновская летопись сообщает о трех архиерейских хиротониях, совершенных митрополитом Афанасием: второго Казанского святителя – архиепископа Германа (†1567; память 6 ноября) и епископов Коломенского Иосифа и Крутицкого Галактиона 35 . Давал митрополит Афанасий и льготные грамоты различным монастырям и храмам 36 . При митрополите Афанасии царь давал первосвятительской кафедре различные жалованные грамоты, которые подтверждались в последующее время 37 . 1 марта 1564 года, за несколько дней до интронизации митрополита Афанасия, когда он уже был нареченным, диакон Иоанн Федоров и Петр Мстиславец напечатали богослужебный Апостол. М. Тихомиров говорит: «Первопечатный «Апостол» был подарком новому митрополиту» 38 . Как указывает А. С. Зернова, при митрополите Афанасии в сентябре – октябре 1565 года выходят два издания Часослова 39 . В послесловии отмечается, что их печатание было благословлено митрополитом Макарием, но осуществлялось при его преемнике: «По благословению преосвященного Макария митрополита всея Русии... во второй год святительства Афанасия митрополита всея Русии...» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Однако большинству решений единоверческого съезда не удалось претвориться в жизнь. Репрессии против духовенства и верующих вплоть до их физического уничтожения, закрытие храмов и запрет на соборную молитву сделали свое дело. 11 марта 1937 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий издал определение 31, предписывающее из-за отсутствия (ареста) единоверческого епископа Вассиана (Веретенникова) «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным архипастырям на общем основании». Число единоверческих приходов в виду подобного решения, усиливающегося гонениями, резко пошло на убыль. Синодальное решение от 1929 года было подтверждено Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность Православию не только единоверия, но и старообрядчества: «Освященный Поместный Собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». Более того, собор дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном Соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены. К закату советской эпохи на территории СССР действовало всего три единоверческих прихода 25 сентября 1974 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви также постановил «запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими». К закату советской эпохи на территории СССР действовало всего три единоверческих прихода (в Нижегородской области, в Латвии и в Украинской ССР). Однако уже в постсоветский период мы видим, что по инициативе «снизу» за 25 лет народилось уже несколько десятков общин, что, безусловно, не может не радовать хранителей святой старины.

http://pravoslavie.ru/103005.html

В февр. 1539 г. М. возглавил интронизацию нового предстоятеля Русской Церкви митр. Иоасафа (Скрипицына) (1539-1542), бывш. игумена Троице-Сергиева мон-ря. Архиепископа в Москву сопровождал хутынский игум. Феодосий , один из кандидатов на митрополичью кафедру (см. чины интронизации и избрания Иоасафа: ААЭ. Т. 1. 184. С. 158-161). М. дал Иоасафу повольную грамоту, в к-рой обещал новому митрополиту быть с ним и остальными епископами «во единой воли и хотении» (Там же. С. 162-163; см. также о ведущей роли М. на Соборе 1539 г.: Miller D. B. The Politics and Ceremonial of Ioasaf Skripitsyn " s Installation as Metropolitan on February 9, 1539//Russian Review. Malden etc., 2011. Vol. 70. N 2. P. 234-251; Усачев А. С. Освященный собор 1539 г. и церк.-гос. отношения в России времени начала «боярского правления»//Русь, Россия: Средневековье и Новое время. М., 2015. Вып. 4. C. 90-96). В 1541 г. в Новгороде была получена грамота от Иерусалимского патриарха Германа с просьбой о материальной помощи; кроме того, 2 старца привезли святыни в дар владыке со Св. земли ( Макарий (Веретенников), архим. Грамота Иерусалимского патр. Германа Новгородскому архиеп. Макарию//Иерусалим в русской культуре/Сост.: А. Л. Баталов, А. М. Лидов. М., 1994. С. 205-211). В том же году в Новгороде был сильный пожар, во время к-рого пострадал торговый двор ревельских купцов; последовавшие с их стороны иски и разбирательства сопровождались апелляцией к архиепископу (см.: Он же. Последние годы архиерейства свт. Макария в Вел. Новгороде//АиО. 2000. 2(24). С. 167). В янв. 1542 г. митр. Иоасаф был сведен с первосвятительской кафедры пришедшей к власти партией бояр во главе с кн. И. В. Шуйским. «Избранием святительскым и изволением великаго князя Ивана Василиевича всея Русии» на митрополию был наречен М. 16 марта он был возведен на митрополичий двор, а в воскресенье, 19 марта, на 4-й неделе Великого поста, была совершена интронизация М., к-рая, как предполагается, включала чин архиерейской хиротонии ( Успенский. 1998. С. 61-63). В поставлении М. участвовали архиеп. Ростовский Досифей, епископы Суздальский Ферапонт , Смоленский Гурий , Рязанский Иона, Тверской Акакий , Коломенский Вассиан (Топорков) , Сарский и Подонский Досифей (Забела) , Вологодский Алексий (ПСРЛ. Т. 13. С. 142; Т. 20. С. 460; Т. 29. С. 42). В конце жизни М. писал о своем избрании: «...мне же смиренному, на мнозе отрицающуся по свидетелству Божественных Писаний, и не возмогох преслушатися» (Там же. Т. 13. С. 375).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

В день наречения, то есть 26 февраля, которое литургические памятники называют также “благовестием”, или в один из ближайших дней был совершен Чин целования, когда новоизбранный “представлялся Митрополиту и епископам избирателям”9. Наконец, 4 марта в третью неделю Великого Поста, то есть Крестопоклонную, в Успенском Кремлевском соборе была совер- Святитель Макарий Митрополит Московский. Гобелен. 2000 г. шена святительская хиротония. Божественной Литургии предшествовал Чин малого знамения, главная часть которого представляет Исповедание православной веры новопоставляемым10. Во время Литургии на Трисвятом был рукоположен новый иерарх Русской Церкви. Отличительной особенностью Новгородского владыки в то время был белый клобук, который был возложен на него. Несомненно, что из всех ставленников-архиереев Митрополита Даниила святитель Макарий был наиболее известен в истории11. Летописи не называют архиереев-участников хиротонии, но возглавил ее Всероссийский Митрополит Даниил, возведший за три года до этого святителя Макария во все духовные степени, начиная со чтеца и до архимандрита. Все это характеризует и личные взаимоотношения этих двух иерархов, а также тесные связи монастырей преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого. На основании справочного труда П. Строева можно говорить, что участниками хиротонии могли быть епископ Рязанский и Муромский Иона (1522–1547; поставлен в 1522 году из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря), епископ Тверской и Кашинский Акакий (1522–1567), епископ Смоленский Иосиф (1515–1532), епископ Суздальский и Тарусский Геннадий (1517–1531), епископ Вологодский Алексий (1525–1543), епископ Коломенский Вассиан (Топорков; 1525–1542), епископ Сарский и Подонский Досифей (Забела; 1508–1544)12. Но вероятно, что съехались в Москву не все и неприехавшие иерархи прислали свои повольные грамоты. В древности особо чтилось празднование дня, в который совершилось какое-либо знаменательное событие13. Знаменательно, что из Макарьевской иконописной мастерской сохранилась икона “Герасим, иже на Иордане со лвом”14, в день памяти которого была совершена архиерейская хиротония Святителя.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

Согласно пропаганде Николая Немчина, который распространял астрологические идеи, в 1524 г. ожидалось изменение мира. Это смущало православных. И митрополит Даниил со своей стороны говорит о действии Промысла Божия и христианском уповании на Бога. Еще ранее митрополит Киприан († 1406; пам. 16 сент.) в Индексе запрещенных книг отмечает среди ложных книг «звездочетство». В полемике с еретиками митрополит Даниил продолжает традицию, начатую преподобным Иосифом Волоцким . «Верный вполне иосифовским преданиям, митроп. Макарий продолжал действовать в духе церковной политики своего предшественника Даниила» 313 . Первосвятительское письменное наследие свидетельствует о ярком проповедническом служении митрополита Даниила. «Проповедь служила для него самою главною стихиею его жизни, памятником которой служат между прочим и сохранившиеся до нас его сочинения. Своими богословскими познаниями, своею редкою начитанностию Даниил возвышался над всеми своими русскими современниками» 314 . В трудах митрополита Даниила обличаются еретические заблуждения, излагаются мысли о власти государя, он призывает судей и правителей быть справедливыми. Говоря о необходимости послушания властям духовным и светским, митрополит, подобно преподобному Иосифу Волоцкому , рассматривал государей как Божиих слуг. Первосвятитель обличает различные пороки в обществе, в монастырской жизни. При этом он выступает в защиту церковных землевладений. В своих словах и поучениях митрополит Даниил обличает пьянство, выступает против женских украшений, осуждает борьбу боярских партий, ополчается против практики поединков при решении спорных вопросов, говорит о правилах монашеского бытия. Он обличает взгляды жидовствующих, астрологическую пропаганду Николая Немчина, взгляды князя-инока Вассиана (Патрикеева). В контексте обличения лжемудрствований важным является сохранение церковного предания, чему посвящено третье слово митрополита Даниила 315 . В полемике с еретиками митрополит Даниил продолжает традицию, начатую преподобным Иосифом Волоцким . Первосвятитель писал послания вельможам и иерархам (епископ Суздальский Геннадий, епископ Крутицкий Досифей и др.), инокам обителей и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В к. XV – нач. XVI в. составляются писцовые книги, в которых были переписаны земельные владения в государстве и их владельцы. Впервые в истории государство произвело изъятие церковных земель при Иоанне III. После присоединения Великого Новгорода в 1478 г. к Московскому государству у владычной кафедры изымались ее владения. Под 1499 г. в Никоновской летописи говорится: «Того же лета, по благословению Симона митрополита, поимал князь Великий Иван Василиевич в Новегороде в Великом церковные земли за себя, владычни и монастырские, и роздал детем боярским в поместие» 44 . На этом фоне во время работы Собора 1503 г. встал и вопрос о церковных землях 45 . Активную роль в отстаивании церковных владений сыграл Троицкий игумен Серапион, который через келаря Вассиана призвал в Москву самых престарелых троицких иноков, которые своим видом и авторитетом сняли остроту вопроса 46 . Соборный ответ 1503 г. о недвижимых имуществах был так сформулирован: «И от перваго благочестиваго царя Костянтина да и по нем при благочестивых царех, царствующих в Констянтине граде, святители и монастыри грады и села и земли держали и ныне держат в тех, иже православно где царьстующих странах. И на всех Соборех святых отец не запрещено святителем и монастырем сел и земель церковных ни продати, ни отдати, и великими страшными клятвами то утвержено» 47 . Отцы Собора приводят соображения о неприкосновенности имущественного права Церкви. То, что дано Церкви, то дано Богу. Дело секуляризации монастырских вотчин, таким образом, вызвало противодействие высшей церковной иерархии. «Теория “неподвижности” (в смысле неотчуждаемости) земельных церковных имуществ появилась и создалась в Греко-Римской империи, перешла к нам через Кормчую книгу, появилась и выработалась в нашей Церкви в своеобразном виде, обнаруживала целые века свою силу» 48 . Наиболее четко она была сформулирована в послании Собора Русской Церкви Великому князю Иоанну III. В последующее время ее идеи были развиты в материалах Стоглавого Собора 1551 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В «часовой колокольне» находились, очевидно, те часы, которые еще ранее были подарены святителем Макарием, в бытность его Новгородским архиепископом. Ныне эти часы хранятся в Музее-заповеднике Коломенское 616 . Источники указывают, что зодчим развернувшегося монастырского строительства был новгородский мастер «Игнатей Салка, горазд и мудр церковному делу» 617 . Очевидно, во время данного строительства игумен Филипп имел неприятности и был вынужден находиться некоторое время на дворе Новгородского архиепископа Пимена 618 . Настоятель заботился о братии, стремящейся к усиленным подвигам. Для иноков, стремившихся к уединенной жизни, по его благословению были построены на Заячьем острове новые деревянные кельи. В 1554 г., во время устроительства Успенского собора, на Соловки был сослан старец Артемий. В соборной грамоте на имя игумена Филиппа говорилось о его осуждении вместе с еретиком Матвеем Башкиным. Опальному старцу предписывалось «пребывати внутрь монастыря с великою крепостию и множайшим хранением». Игумену же Филиппу при этом предлагалось навещать заключенного и вразумлять его своими беседами 619 . Вскоре монастырский настоятель предпринял строительство грандиозного Преображенского собора. Размах строительства смутил даже братию обители, но святой Филипп не был посрамлен в своем ревностном уповании. Так царь Иоанн Грозный пожаловал два «малых зазвонных» колокола и крупную сумму для приобретения других колоколов. Большое строительство потребовало доставки на остров строительных материалов с материка, во время которой произошли несчастные случаи. В июле 1561 г. при перевозке в обитель извести во время поднявшегося на море шторма затонула лодка, и при этом погибли иноки Вассиан и Иона Пертоминские (пам. 12 июня). Позднее, в 1599 г. старец Троице-Сергиевой обители Мамант построил над их мощами часовню. Как отмечает архиепископ Филарет Черниговский , «по нетлению их несомненно, что они достигли высокой степени совершенства» 620 . Учениками игумена Филиппа были и послушники Иоанн и Лонгин Яренгские (пам. 3 июля), которые также в 1561 г. погибли во время шторма на море. Позднее их тела были найдены и погребены в часовне святителя Николая села Яренги. На этом месте со временем был основан монастырь. Господь почтил их даром чудотворения, а Русская Церковь причислила их к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Еще ранее, в 1518 году, в ответ на обращение Великого князя, на Русь прибыл с Афона преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.), который был поселен в Чудовом монастыре. Здесь ученый монах жил семь лет при архимандрите Ионе. «Деятельность Максима Грека с самого начала пребывания в Москве приобрела культурно-просветительскую направленность. Его келья стала центром, где наиболее образованные люди собирались для ученых диспутов и бесед для обсуждения злободневных политических и социальных проблем» 797 . Несомненно, преподобный Максим Грек бывал на монастырских богослужениях, которые совершал архимандрит Иона. В 1522 году в управлении Русской Церкви произошли важные изменения. Оставил кафедру Митрополит Варлаам 798 , и на его место был поставлен Митрополит Даниил (1522–1539; †1547). Еще при Митрополите Варлааме в Тверской епархии было совершено открытие мощей преподобного Макария Калязинского (†1485; пам. 17 марта), а в 1522 году по благословению Митрополита Даниила Чудовский архимандрит Иона участвовал в освидетельствовании святых мощей Преподобного 799 . В житии святого говорится, что перед возвращением в Москву «архимарит Иона взяша от князя Георгиа достойное поклонение к старейшему брату, великому князю Василию, и Святейшему Митрополиту Данилу такоже, таже поиде в пресловущий град Москву. Немнога же времени минувшу, се уже достигшу ему града Москвы, прииде к великому князю Василию Ивановичю и являет ему от брата князя Георгиа вышереченное поклонение, таже и ко Святейшему Митрополиту Данилу и сказывает им, яко виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя» 800 . Архимандрит Иона принимал участие в общественно- государственной жизни того времени. «Будучи архимандритом Чудова монастыря, он ручался вместе с прочими святителями в верности к государю: 1522 года по князе Василии Васильевиче Шуйском, в феврале 1525 по князе Иване Михайловиче Воротынском и 5 февраля 1531 года по князе Федоре Михайловиче Мстиславском » 801 . Историк А. А. Зимин называет Чудовского настоятеля «ближайшим сподвижником» Митрополита Даниила 802 . Действительно, он активно участвует в событиях церковной жизни того времени. Во время первосвятительства Митрополита Даниила проходили два церковных Собора, на которых был осужден преподобный Максим Грек . Архимандрит «Иона на Соборе против Максима Грека 1525 года был один из главных против его обличителей» 803 . Через шесть лет он принимал деятельное участие в соборном разбирательстве дела князя-инока Вассиана (Патрикеева). Во время суда Великий князь пригласил «на него свидетеля архимандрита Иону тоя ж обители» 804 , – говорится в позднем памятнике, в Выписи о втором браке князя Василия III. Таким образом, можно говорить, что архимандрит Иона был близок к государеву семейству. Когда в 1533 году скончался Великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, то в его погребении, проходившем в Архангельском соборе, участвовал Чу довский настоятель 805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

870 Государственный архив России XVI столетия. Опыт реконструкции/Подготовка текста и комментарии А. А. Зимина. М., 1978. Ч. 3, с. 498. 876 Епископ Дмитровский Леонид. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова монастьыря, конца XVI века, о дачах в него для поминовения по умершим//ЧОИДР. 1863. Кн. 4: Смесь, с. 2; Титов А. А. Суздальская иерархия... с. 56. Следует отметить, что настоятель Симонова монастыря архимандрит Алексий (Ступишин; 1550–1555) в отличие от своего брата-иерарха был погребен в Волоколамском монастыре ( Епископ Дмитровский Леонид. Выписка из «Обихода»... с. 6). Здесь же был погребен их отец-инок Вассиан Ступишин (Там же с. 8). В Волоколамском монастыре подвизалось еще два Ступишина – старец Феодорит (см.: КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности, с. 26) и Иоасаф (Там же с. 39). 877 Das Speisungsbuch von Volokolamsk... S. 35. Об этом же говорится и в другом месте Кормовой книги Волоколамского монастыря. 20 января корм был «по иноке Антониде Ступишине по Трифонове матери, а дачи по Антонине сын ее, владыка Трифон, дал по всех роде своем 500 рублев и по себе» (Там же, S. 109). 879 Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указатель. Т. 1. Вып. 2. М., 1986, с. 145. 885 Возможно, что при крещении он был назван в честь Антония Великого , поскольку в день его памяти 17 января в Кирилло-Белозерском монастыре творился корм братии по архиепископе Афанасии (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря//Записки Отделения русской и славянской археологии. Т. 1. Источники русской археологии. СПб., 1851, с. 67). 886 В 1549 году царь Иоанн Грозный подтвердил при нем грамоту Uoahha III , освобождавшую монастырь от суда наместников и волостелей (ААЭ. Т. 1, с. 94–95). Другие царские жалованные грамоты см.: Описание документов XIV–XVII вв. в копийных книгах Кирилло-Белозерского монастыря в отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки. СПб., 1994, с. 142. 832; с. 176. 1037; с. 178. 1047; РИБ. Т. 32: Архив П. М. Строева. Т. 1. Пг., 1915, стб. 271–273. 157; стб. 273. 158; стб. 287. 165; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998, с. 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Следует отметить, что это не было перемещением архиерея с кафедры на кафедру, что в Древней Руси было довольно редко, но было призванием к архипастырскому служению иерарха, пребывавшего на покое 932 . До конца 1566 года новый Владыка, очевидно, к месту своего служения не отбыл, поскольку 10 декабря 1566 года «священа бысть церковь , предел у Благовещения на сенех, Вход во Иерусалим, а свящал ее Филипп Митрополит, а с ним Афонасей архиепископ Полотцский и епископы и архимандриты и игумены и весь освященый собор» 933 . О его служении в самой западной, порубежной епархии Русской Церкви того времени ничего неизвестно 934 . Можно говорить, что оно было непродолжительным. С 17 мая 1568 года он был уже на покое в обители своего пострижения 935 , с которой был тесно связан. В Кирилло-Белозерский монастырь он постоянно давал вклады: «Псалтырь в десть, писменая, владыки Афонасия Суздалскаго» 936 , «Риза камка бела...» 937 , а так же «Стихарь бархат дымчят Дал в монастырь владыка Афонасей Суздальской» 938 . Следующий вклад относится к полоцкому периоду: «Потыр золот, а в нем весу три гривенки восмь золотник. Дал архиепископ Афонасей Полоцкой» 939 . По его благословению переписывались различные книги, ему принадлежала рукопись «на еретики новгородские», то есть, очевидно, «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого . В составленной в XVII веке по благословению Патриарха Никона «Описи книгам в степенных монастырях» среди рукописей, находившихся в Кирилло-Белозерской обители, названа «Книга на еретики Ноугородские писменая владыки Афанасия, в полдесть» 940 . Появление в обители преподобного Кирилла Белоезерского рукописи, содержащей труд преподобного Иосифа Волоцкого , может быть связано с именем архиепископа Афанасия, который был постриженником этого монастыря. В конце XVI века в архиве Кирилло-Белозерского монастыря имелись какие-то его письменные материалы – «писмо Полотцково владыки Афонасья всякое» 941 . В кормовой монастырской книге назван также диакон Вассиан, «владыки Афанасия племянник» 942 . Очевидно, именно он по благословению бывшего епископа Суздальского написал книгу жития Григория Омиритского. По нем, будучи Полоцким архиепископом, владыка дал в Кирилло-Белозерский монастырь «Евангелие в десть стоимостью 15 рублей» 943 . Он дал в обитель также книги творений святителя Григория Богослова и затем – святителя Дионисия Ареопагита 944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010