Н. Покровский , издатель данных материалов, считает процитированное место о вторичном осуждении Исаака вставкой и обвиняет святителя Макария в неискренности, так как он, будучи Новгородским архиепископом (1526–1542), должен был присутствовать на Соборе 1531 г., и к тому же «Исак» был заточен в новгородский монастырь, а, следовательно, Святитель должен был быть в курсе всех событий (с. 38–39) 217 . Но в 1531 г. святитель Макарий не был в Москве. В течение новгородского периода он ездил в стольный град только дважды: в 1535 г. по вызову государевой власти и в 1539 г. на поставление Митрополита Иоасафа. Поэтому события 1531 г. представляются таким образом. Сразу после Собора 1531 г. на «Исака Собаку» действительно «взошли речи богохульные» и он был вторично осужден, в результате чего и был направлен не в новгородский Юрьев монастырь, куда был определен первоначально, а в монастырь «Волосов Николаевский, от Владимира в 10 верстах, существовал в XV веке: потом был домовой Митрополии Московской». Так сообщает об этой обители П. Строев, указывая список ее настоятелей 218 . Следовательно «Исак Собака» оказался не в Новгородской епархии, а под Владимиром. При постулировании интерполяции сообщения о вторичном осуждении «Исака Собаки» вполне логично предположение о «странности» соборного осуждения Исаака Собаки в феврале 1549 г. на основании только приговора 1531 г., «когда его прокляли лишь за переписку произведений Максима Грека и Вассиана Патрикеева» (c. 43). Однако сам преподобный Максим Грек в 1531 г. дал иную характеристику «лишь переписке» своих переводов М. Медоварцевым и «Исаком Собакой». «И Данил Митрополит на том же священном Соборе велел чести перед Максимом те хулные еретические строки, что писали в житии Пречистой Богородицы Михаиль Медоварцев да Исак Собака. И Максим Грек , выслушав, да о тех хулных строках рек: То, господине, ересь жидовская, а яз так не переводил, и не писал, и писати не веливал, то на меня ложь, яз так не глаголю, ни мудрствую, ни пишу. Аще ли буду такой хулу мудрствовал или писал, да буду проклят» (c. 128). А в 1549 г. преподобный Максим Грек в своем послании Собору приводит библейские примеры ревности по отношению к таким ветхозаветным беззаконникам, как Финеес и др. При этом он обращается с просьбой к участникам Собора «противу же пререкущих и противящихся благоверию» 219 : «...вы, якоже сотаинники и тех же им таинств строители подражающе, туюж им ревность и подвиг за благочестие воспримите» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

За год до своего избрания на митрополичью кафедру он сопровождал Великого князя Василия III во время похода при покорении Пскова. «В лето 7018. Поехал князь Великии в свою вотчину, в Великий Новгород, а с ним брат его меншеи, князь Андреи Ивановичь, да Петр царевичь да владыка Коломенскии Митрофан да архимандрит Симоновскии Варлам» 171 . Во время пребывания в Новгороде епископ Митрофан дал благословение на освящение храма в Александро-Свирском монастыре. На Всероссийскую кафедру новый митрополит Варлаам был избран по воле Великого князя Василия III (1505–1533) через три месяца после кончины митрополита Симона. Посвящен он был Собором русских архиереев 3 августа 1511 г. Никоновская летопись говорит о его поставлении: «Того же лета (1511), месяца июля в 27, в неделю, возведен на митрополичь двор и наречен митрополитом всеа Русии Варлам архимандрит Симоновский; а поставлен на митрополию всеа Русии месяца августа в 3 день, в неделю, а на поставлении его быша архиепископ Васиан Ростовъский и епископы Семион Суздальский, Протасий Рязанский, Нил Тверский, Митрофан Коломенский, Досифей Крутицкий, а Пермский Никон прислал грамоту своею единосоветную достоинству поставления его» 172 . Таким образом, возглавил его интронизацию Ростовский архиепископ Вассиан, брат преподобного Иосифа Волоцкого . При князе Василии III обострились государственные отношения с Литовским княжеством. При его отце, Иоанне III, была предпринята попытка положить коней конфликтам между двумя княжествами путем заключения брачного союза Литовского князя с дочерью Uoahha III Еленой, т. е. сестрой Василия III. Однако даже заключение брака не принесло полного решения государственных проблем в последующее время. В летописи имеется такое сообщение: «Тоя же осени (1513) прииде весть к Великому князю Василию Ивановичу всеа Русии, что Жихдимонт король Польский сестру великого князя, королеву Александровну, великую княгиню Елену велел паном своим в Вильне поемати да за стороже держати в нятстве, за Видною в Бершьтах, и королевы Олены в той нужи и в животе не стало, Бог весть которыми делы» 173 . Позднее, в 1514 г. начался третий поход русского войска, в результате которого древний Смоленск был возвращен Московской Руси и в Русской Церкви появилась новая епархия. Вместо Смоленского епископа Варсонофия, первоначально присягнувшего на верность князю Василию III, а затем ему изменившего, митрополит Варлаам поставил на Смоленскую кафедру (1515–1532) архимандрита Чудова монастыря Иосифа (1509–1515).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сохранилось неск. сборников, написанных частично или полностью В. К. и включающих в себя его сочинения: хранящиеся в ГИМ - Син. 927. Епарх. 114, 231, 258 (сб. 258 полностью переписан В. К.), 419; хранящиеся в РГБ (все полностью переписаны В. К.) - Ф. 113. 511, 517, 530; Ф. 178. 1257. Как и мн. др. постриженики Иосифо-Волоколамского мон-ря, В. К. активно занимался сбором и перепиской произведений, созданных в стенах этой обители, особенно много их в рукописях РГБ. Ф. 178. 1257 и ГИМ. Син. 927. В. К. переписал Волоколамский Патерик и дополнил его собственным сочинением - Житием прп. Фотия, его рукой переписаны «Преподобнаго Иосифа игумена... от слова 11 духовныя грамоты, яко подобает настоятелю учити и наказывати сущих под ним», «Слово кратко», посвященное борьбе между сторонниками и противниками церковного землевладения, статья «О вражде старцев Кирилло-Белозерского монастыря на иосифлян», житие прп. Кассиана Босого , наставника прп. Фотия, «Повесть» о прп. Пафнутии Боровском и др. Точно установлено авторство В. К. в отношении 2 произведений. Во 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг. он написал житие прп. Фотия Волоколамского, основанное на рассказах о старце его учеников Феодосия Луковниковского и Исаии Ртищева, к-рых В. К. расспрашивал «незадолго время до преставления» прп. Фотия (святой скончался 9 марта 1554). О последних часах жизни преподобного после его кончины В. К. рассказал Исаия. Незадолго до своей смерти В. К. создал слово «О преставлении святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце» (сохранилось в списке посл. трети XVI в.- РНБ. Погод. 1564. Л. 52-56 об.). По мнению архим. Макария (Веретенникова) , прямая речь, к-рую В. К. в изобилии приводит в слове, «с большой долей вероятности передает подлинные слова А. и правдиво описывает повседневную жизнь и благочестие святителя» (ПЭ. Т. 1. С. 363). В научной лит-ре В. К. приписывают авторство азбуковника ( Будовниц. С. 9, 37; Древнерус. патерики. С. 337 и др.), Жития прп. Кассиана Босого ( Ключевский. С. 295; Древнерус. патерики. С. 337-339), статьи «О вражде старцев Кирилло-Белозерского монастыря на иосифлян» ( Строев. Библиологич. словарь. С. 44-45; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 213 и др.). Однако авторство В. К. в отношении данных текстов не может считаться окончательно доказанным.

http://pravenc.ru/text/149895.html

Последние годы своей жизни, вторично удалившись на покой в обитель преподобного Кирилла, архиепископ Афанасий молитвенно готовился к переходу в иной мир. Дата его кончины неизвестна, а о месте его погребения вместе с Казанским владыкой (1581–1583), бывшем Кирилловским игуменом (1572–1581), читаем: «Полоцкой архиепискуп Афонасей, да Казанской архиепискуп Козма лежат у большие церкви Успения Пречистые Богородицы в паперте у полунощных дверей» 945 . Имя владыки Афанасия было внесено в монастырский поминальный Синодик 946 . 788 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904, с. 146. С. Б. Веселовский говорит следующее об этой фамилии: «Собина, опричнина – личное имущество, пожитки, приданое в противоположность родовому имуществу». – Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974, с. 294. 789 П. Строев сообщает о нем следующее: «Иона Собина упоминается 1518 и 19, а 21 февраля 1544 хиротонисан во епископа Суздальского». – Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стб. 162. 790 Антонов А. В. Вотчинные архивы Московских монастырей и соборов XIV – начала XVII века//Русский дипломатарий. Вып. 2. М., 1997, с. 90. 791 Там же. С. 90, 91, 92, 93, 94, 95; Антонов А. В.; Баранов К. В. Неизвестные акты XIV–XVI века из архива Московского Чудова монастыря//Там же. С. 20–21; Кистерев С. Н. Акты Московского Чудова монастыря 1507–1606 голов//Русский дипломатарий. Вып. 9. М., 2003, с. 63–64, 71–74, 75–84, 86–88, 89–90. 795 Там же с. 32–33. Более подробно об этом говорится в Степенной книге (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913 с. 380–383). 797 Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 62. Некоторое время в Чудовом монастыре в эти годы находился «чернец Васьян Рушении крылошенин» (Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960, с. 295). 798 Последние годы своей жизни он провел, подвизаясь в Спасо-Каменном монастыре Вологодской епархии (Архимандрит Макарий. Сосланы на Спас-Камень//Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000, с. 216; Он же. Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) наст, издания. с. 111–112).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Так, во время династического кризиса Московский князь Иоанн III в 1499 году “князя Ивана Юрьевича пожаловал от казни, отпустил его в черньци к Троици, а сына его князя Василия Ивановича Кривого отпустил в монастырь в Кириллов на Белоозеро” 34 . Из названных опальных Патрикеевых в истории известен более сын, принявший монашество с именем Вассиан 35 . Пострижение в монашество могло быть средством для устранения соперника. Борис Годунов во время своего царствования подвергнул опале бояр Романовых, бывших в родстве с почившим царём Феодором Иоанновичем (†1598). Старший Феодор Романов был сослан “в Сийский Антониев монастырь и насильно пострижен в монашество под именем Филарета. Здесь сначала содержали его под строгим присмотром, не пускали даже в церковь и никого к нему не пускали, потом царь Борис смягчился к Филарету, позволил ему ходить в церковь , велел посвятить его в иеромонаха и сделать даже архимандритом Сийского монастыря” 36 . Пострижение Романовых носило политический характер и по замыслу Годунова должно было устранить их с политической арены как возможных соперников и претендентов на царский трон. Затем события развивались следующим образом. После скоропостижной кончины Бориса Годунова в 1605 году сторонники Лжедмитрия предали смерти супругу почившего царя Марию и его сына Феодора, а дочь спустя некоторое время была пострижена в монашество. Её судьба нашла отражение в исторической песне русского народа. В ней говорится о приближении к Москве самозванца, который хочет царскую дочь “постричи, Чернеческий чин наложити! Ино мне постричи ся не хочет, Чернеческаго чину не сдержати” 37 . В другой песне говорится о намерении Лжедмитрия: “Меня хочет, царевну, поимати, А на Устюжну на Железную отослати, Меня хочет, царевну, постричи” 38 . Пребывая в монашеской келье, она явилась молитвенницей о своей семье, трагически сошедшей с исторической сцены. Сийский же архимандрит Филарет (Романов) Божиим Промыслом при Лжедмитрии был возведён в сан Ростовского митрополита Патриархом Игнатием, позднее став первым Патриархом после смуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

На основании доноса диакона и неск. прихожан единоверческой церкви о том, что в проповедях В. «иногда допускал нелицеприятные слова, направленные против бесчеловечной политики советской власти», 2 марта 1936 г. епископ был арестован сотрудниками Саткинского райотдела ПП ОГПУ по Уралу (одновременно были арестованы 11 старообрядческих наставников). Помимо «антисоветской агитации» В. был обвинен в авторстве и распространении «Послания Господня», в к-ром говорилось о воцарении в России антихриста через установление советской власти; «Послание» появилось среди уральских старообрядцев в нач. 1935 г. Бесспорных доказательств «антисоветской контрреволюционной деятельности» В. следствие не обнаружило. Однако в ходе работы специальной коллегии Челябинского обл. суда 21-22 апр. 1936 г. В. частично признал свою вину и был приговорен за организацию и руководство «контрреволюционной сектантской организацией «воинствующих христиан», занимающейся распространением контрреволюционных листовок среди верующих и ведением контрреволюционной агитации против советской власти» к 10 годам тюремного заключения. После 5 июня 1936 г. архиерея для отбытия наказания направили в Сиблаг НКВД СССР (Западно-Сибирский край, затем Новосибирская обл.). В. вновь был арестован в Орлово-Розовском отдельном лагерном пункте Сиблага на основании заключения местного следователя от 28 сент. 1937 г.: «З/к Веретенников Иван Федорович достаточно изобличается в том, что, находясь в подконвойном лагере, среди заключенных проводил антисоветскую агитацию, являясь членом контрреволюционной группы, ставившей целью подрыв авторитета советской власти». Следствие «выявило» в лагере «контрреволюционную фашистскую нацдемовскую организацию», состоявшую из 22 заключенных (почти все они работали на одной из местных свиноферм). Никто из заключенных виновным себя не признал. 18 заключенных, в т. ч. В., были расстреляны по постановлению тройки УНКВД по Новосибирской обл. от 28 окт. 1937 г. Постановлением президиума Кемеровского обл. суда от 29 авг. 1960 г. постановление тройки УНКВД по Новосибирской обл. в отношении Веретенникова И. Ф. было отменено за отсутствием состава преступления. Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 16 июня 1965 г. он был полностью реабилитирован по делу 1936 г. «за отсутствием состава преступления».

http://pravenc.ru/text/149877.html

3 Антонов А. В. Вотчинные архивы Московских монастырей и соборов XIV — начала XVII века//Русский дипломатарий. Вып. 2. М., 1997. С. 90. 4 Там же. С. 90, 91, 92, 93, 94, 95; Антонов А. В.; Баранов К. В. Неизвестные акты XIV–XVI века из архива Московского Чудова монастыря//Там же. С. 20–21; Кистерев С. Н. Акты Московского Чудова монастыря 1507–1606 годов//Русский дипломатарий. Вып. 9. М., 2003. С. 63–64, 71–74, 75–84, 86–88, 89–90. 8 Там же. С. 32–33. Более подробно об этом говорится в Степенной книге (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913. С. 380–383). 10 Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 62. Некоторое время в Чудовом монастыре в эти годы находился “чернец Васьян Рушенин крылошенин” (Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 295). 11 Последние годы своей жизни он провел, подвизаясь в Спасо-Каменном монастыре Вологодской епархии (Архимандрит Макарий. Сосланы на Спас-Ка­мень//Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 216; Архимандрит Макарий (Веретенников). Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533)//Альфа и Омега. 2002. 4(34). С. 97–98). 12 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 83. См. также: Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 215. Как предполагает Г. С. Гадалова, автором “Канона и Сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков”. — Гадалова Г. С. Канонизация преподобного Макария Колязинского: Службы и жития святого//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 3(9). С. 47. 13 РНБ. Ф. 304. Сборник житий. Л. 38 об.–39; Иеромонах Павел (Крылов). Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. С. 17–19. 14 Титов А. А. Суздальская иерархия. Материалы для истории Русской Церкви. Вып. 4. М., 1892. С. 54. 15 Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977. С. 286. 16 Титов А. А. Суздальская иерархия. С. 54.

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Архимандрит Кассиан был, очевидно, достаточно известной фигурой в Иосифо-Волоколамском монастыре. В Уставе обители преподобного Иосифа, в котором записаны монастырские богослужебные особенности, встречаются довольно часто ссылки на него: «... а сиа вся сказывали мне Касьян архимандрит и старец Досифеи Топориков»; «Сия же вся сказывали ми Досифеи Топорков и Касьян архимандрит, так де Иосиф старец певал». 23 Знаменательна следующая запись: «Сказывал старец Касьян Иосифов племянник (курсив наш – а. М.), бывшеи архимандрит симоновскыи». 24 Таким образом оказывается, что он был племянником преподобного Иосифа, а, следовательно, хорошо знал богослужебную традицию монастыря при его основателе и помог позднее при составлении монастырского устава. А. Зимин, говоря о генеалогии преподобного Иосифа, называет только двух его племянников: старец Досифей и Коломенский епископ Вассиан (1525–1542). Их отцом был очевидно Елеазар Санин. 25 Первый, как известно, в конце 20-х годов был в Великом Новгороде у святителя Макария, работал там над исправлением текста Синайского Патерика, вошедшего в состав Великих Макарьевских Четьих Миней, положив, таким образом, начало по их собиранию. Таким образом у преподобного Иосифа был еще третий племянник – архимандрит Симоновского монастыря Кассиан, который был в родственной связи с Митрополитом Макарием. А следовательно можно говорить и о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария. 26 Поэтому Митрополит Макарий благословляет старцу Волоколамского монастыря Фотию келейное совершение составленной им службы преподобному Иосифу Волоцкому . 27 Святитель Макарий, названный современником «мучениколюбцем», много сделал для прославленна русских святых, созвав знаменитые Соборы 1547, 1549 годов. 28 В течение своей жизни благодатный Святитель постоянно общался с подвижниками, которые были позднее канонизованы в Русской Церкви. 29 Соединяющим звеном между теми и другими в жизни Святителя был преподобный Александр Свирский († 1533), с которым общался владыка Макарий, будучи в Новгороде, а затем он был канонизован на Соборе 1547 года в Москве. 30 Хотя непосредственно Митрополит Макарий очевидно не был знаком с преподобным Иосифом, но он постоянно был связан с его наследием и лично питал веру в святость сего светильника Русской Церкви. И если преподобный Иосиф не был канонизован при Митрополите Макарии, как преподобный Александр Свирский , то препятствием этому могли явиться родственные отношения с Первосвятителем. Почитание святителем Макарием преподобного Иосифа Волоцкого явилось началом его последующего церковного прославления. 31

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

При управлении З. в. еп. Николай тяготел к исторически сложившимся тесным связям с Уфимской правосл. кафедрой, возглавляемой в тот период временно управляющим епархией Давлекановским еп. Иоанном (Поярковым). При этом сохранялся статус З. в. как полусамостоятельной епархии, на что указывает, в частности, отсутствие имени Златоустовского епископа в списках викарных архиереев правосл. Уфимской кафедры на 1926-1928 гг. (Правосл. календарь на 1926 г. Уфа, С. 36; То же на 1927 г. Уфа, С. 32; То же на 1928 г. Уфа, С. 42). 16 марта 1926 г. еп. Николай принял участие в архиерейском совещании в Уфе по вопросу о поставлениях викарных епископов для Уфимской и Златоустовской епархий, совершенных после смерти Патриарха Тихона Томским архиеп. Андреем (Ухтомским) совместно с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) в г. Теджене. Имелись в виду хиротонии Питирима (Ладыгина) (см. Петр (Ладыгин) ) в викария Нижегородского, архим. Антония (Миловидова) во епископа единоверческого Усть-Катавского и иером. Руфина (Брехова) во епископа единоверческого Саткинского. Златоустовский епископ подписал постановление о признании поставлений архиеп. Андрея неканоничными, о пресечении деятельности рукоположенных им лиц и о запрещении их в священнослужении. Постановление было подписано также епископами Иоанном (Поярковым) как управляющим Уфимской епархией, Серафимом (Афанасьевым) и Вениамином (Фроловым) как викариями соответственно Аскинским и Байкинским Уфимской епархии (отсутствие определения «викарный» при титуловании Златоустовского епископа в документе еще раз указывает на самостоятельность Златоустовской епархии). Несмотря на решение архиерейского совещания, некоторые единоверческие приходы З. в. признали Руфина (Брехова) своим архиереем и вышли из подчинения Златоустовскому епископу. Для пресечения влияния среди единоверцев еп. Руфина 20 сент. 1926 г. во епископа единоверческого Саткинского был хиротонисан Вассиан (Веретенников) , к сер. 30-х гг. XX в. управлявший всеми единоверческими приходами на территории СССР.

http://pravenc.ru/text/199911.html

11 февр.) говорится: «Житию ангельскому ревнитель бысть, святе, подражая тех ангелоподобное житие» 592 . Ниже Церковь обращается к нему: «О преблаженный отче Димитрие, гражданин явился еси мысленнаго рая, лоза пресветла винограда Христова, плод имущи вечныя жизни» 593 . В службе Собору Радонежских святых читаем: «Яко многоплодный вертоград явися на земли Радонежстей обитель Троицы Живоначальныя» 594 . В службе преподобного Михея Радонежского (†1385; пам. 6 мая) говорится: «Радуйся, пустыне Радонежская, прорастившая крины духовныя в вертограде преподобнаго Сергия» 595 . Великие подвижники Церкви – это подражатели Христу и исполнители Его заповедей. Священномученик Поликарп Смирнский (†167; пам. 23 фев.) свою верность и преданность Богу запечатлел своими страданиями и теперь в службе он называется «Многоплодный добродетелей доброплодный сад Владыце явился» 596 . В службе святителю Никите Новгородскому (†1108; пам. 31 янв.) образно говорится о плодах его архипастырской заботы о врученной ему паствы: «Яко сад присноцветущ, люди твоя сотворил еси, сия во благочестии возрастив, умножил еси, и от сего верен раб и делатель винограда Христова показался еси» 597 . В службе священномученика Климента Анкирского (†312; пам. 23 янв.) образ сада использован для описания и прославления страданий святого иерарха: «Верт зряще твоего страдания, ран цветы, блаженне, твоих, радующеся, пожинаем и различными чудесы чувства обвеселяем» 598 . Образ сада со множеством ценных деревьев показан в службе отцов Киево-Печерских, их же нетленные мощи почивают в Дальней пещере (Пам. 28 авг.): «Вертоград заключен ты еси, пещеро святая, в тебе бо Садитель Вышний насади множество древес, богоносных отец, аки кедров ливанских, иже досягоша Небес высотою, имже удивляяся, пою песнь Богу моему» 599 . Творец и Податель жизни нашей есть Господь. В гимнографии эта истина изображается через образ Древа жизни, которое олицетворяет Христос Спаситель. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (†1561; пам. 5 июня), подвизаясь на Соловках: «...достойны были...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010