Будучи Новоспасским архимандритом, Н. принял участие в казанских походах и затем описал их ( Кунцевич Г. З. Малоизвестные записки о казанских походах 1550 и 1552 г.//ЖМНП. 1898. Ч. 318. Июль. Отд. 2. С. 135-145). По мнению В. И. Корецкого, Похвала царю, содержащаяся в Никоновской летописи после Указа о кормлении (ПСРЛ. Т. 13. С. 267-268), принадлежит перу Н. ( Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 117). Н. обменивался книгами с Иоанном IV и свт. Макарием. В одной из рукописей, содержащей творения прп. Иосифа Волоцкого (РГБ. МДА. 551), Н. сделал запись, завещав книгу Волоколамскому монастырю. В конце записи говорится: «...после бы меня ея взяли понеже я держю ея митрополит ея емлет и чтет да и царь князь великий ея имал и чел» ( Попов. 1881. С. 64). 1 окт. 1550 г. по прошению Н. Иоанн IV даровал Новоспасскому мон-рю 3 Минеи-Четьи (на сент.-нояб.) (Кат. славяно-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. С. 103). Эти рукописи наряду с нек-рыми другими хранились в б-ке обители еще в нач. XX в. По предположению А. С. Усачёва, просьба Н. была связана с последствиями разрушительного московского пожара 1547 г., к-рый уничтожил и московские б-ки (вероятно, пострадала и б-ка Новоспасского мон-ря) (см.: Усачёв А. С. О возможных причинах начала книгопечатания в России: предв. замеч.//Canadian-American Slavic Stud. 2017. Vol. 51. 2/3. P. 229-247). Архим. Макарий (Веретенников) Кормчая книга Н. (РГБ. Егор. 156, 30-е гг. XVI в.; подробное палеографическое описание выполнено Т. В. Анисимовой: РГБ. Ф. 98. Собр. рукоп. книг Е. Е. Егорова: Описание. М., 2014. Т. 2. С. 95-99. Маш.) относится к числу авторских редакций, что характерно для 1-й пол. XVI в.; к их числу принадлежат также Кормчие книги Вассиана (Патрикеева) и митр. Даниила. Н., принимавший участие в подготовке судебного процесса над Вассианом (Патрикеевым) и хорошо знакомый с его редакцией Кормчей книги, создал собственный сборник церковных правил по тем же принципам, что и осужденный князь-инок. В основу Кормчей Н. положен «Номоканон XIV титулов», к-рый позволял тематически сгруппировать церковные постановления и помогал аргументировать т. зр. составителя на важнейшие вопросы, вызывавшие споры в Русской Церкви в 1-й пол. XVI в.: отношение к еретикам, проблемы церковного имущества, поставления епископов и мн. другое. Обращение Н. к др. источникам, а не к тексту Вассиана доказывает, что Н. работал над своей Кормчей книгой самостоятельно. Единственный сохранившийся список Кормчей Н. является ее черновиком; в его создании принимали участие неск. писцов, работавших под руководством волоцкого игумена.

http://pravenc.ru/text/2577727.html

В 1927 г. в связи с арестом еп. Амвросия на Мстёрскую кафедру был переведен викарий Донской епархии Усть-Медведицкий еп. Иов (Рогожин). В Мстёре он жил сначала на Б. Миллионной, затем на Кузнецкой ул. 17 февр. 1930 г. был арестован. 21 июня того же года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Ивановской промышленной обл. по обвинению в «антисоветской деятельности» приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Скончался в заключении 20 апр. 1933 г. 22 дек. 1933 г. указом заместителя патриаршего местоблюстителя Горьковского митр. Сергия (Страгородского) викарию Уфимской епархии единоверческому Саткинскому еп. Вассиану (Веретенникову) было поручено управлять «Керженской и Мстёрской епархиями». Т. о., в его ведение передавались все единоверческие приходы РПЦ. 2 марта 1936 г. еп. Вассиан был арестован сотрудниками Саткинского райотдела Полномочного представительства ОГПУ по Уралу на основании доноса диакона и неск. прихожан единоверческой церкви. В доносе еп. Вассиан обвинялся в том, что «иногда допускал нелицеприятные слова, направленные против бесчеловечной политики советской власти». Помимо «антисоветской агитации» архиерей был обвинен в авторстве и распространении послания, в к-ром говорилось о воцарении в России антихриста через установление советской власти. Послание распространилось среди верующих в нач. 1935 г. (Архив УФСБ по Свердловской обл. Д. 33900-П. 2 т.). Доказательств «антисоветской контрреволюционной деятельности» еп. Вассиана следствие не обнаружило. Однако в апр. 1936 г. епископ частично признал вину и был приговорен к 10 годам тюремного заключения за создание «контрреволюционной сектантской организации «воинствующих христиан», занимающейся распространением контрреволюционных листовок среди верующих и ведением контрреволюционной агитации против советской власти», и руководство ею. Архиерей отбывал наказание в Сибирском ИТЛ (Сиблаг) НКВД СССР (Западно-Сибирский край, затем Новосибирская обл.). Осенью 1937 г. в Орлово-Розовском отдельном лагерном пункте Сиблага он был вновь арестован и 31 окт. (по др. данным, в нояб.) того же года расстрелян.

http://pravenc.ru/text/2564274.html

Это учительное послание продолжало традицию аналогичного жанра на Руси, положенную Ростовским архиепископом Вассианом (Рыло) еще в XV веке 1037 . «По чину эти церемонии повторяли подобные действия Митрополита Макария по поводу казанской победы» 1038 . Вскоре после кончины 31 декабря 1563 года Митрополита Макария в Москве состоялся Собор, который усвоил главе Русской Церкви право скреплять грамоты красным воском и носить белый клобук. Можно говорить, что возглавил этот важный Собор Новгородский архиепископ Пимен 1039 . Он же возглавил последовавшие вскоре выборы нового Предстоятеля Русской Церкви, а потом интронизацию Митрополита Афанасия 1040 . При Митрополите Афанасии на Руси началась опричнина. Царь покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, из которой прислал затем послания. 3 января 1565 года Митрополит Афанасий послал к царю в Слободу архиепископа Пимена с Чудовским архимандритом Левкием. На праздник Богоявления Господня они служили в Слободе, а затем царь отпустил их назад в Москву 1041 . 28 июня 1566 года, после оставления Митрополитом Афанасием кафедры, в Москве проходил земский Собор по вопросу о продолжении Ливонской войны, духовенство на котором возглавил Новгородский архиепископ Пимен 1042 . 2 июля 1566 года был дан соборный отказ послам польского короля на заключение перемирия. Духовенство при этом возглавил архиепископ Пимен 1043 . А 25 июля он возглавил интронизацию нового Митрополита Филиппа 1044 . В результате этого настоятель одного из новгородских монастырей был поставлен во главе всей Русской Церкви, то есть соловецкий игумен превратился из подчиненного архиепископа Пимена – в начальствующего над ним. За семнадцать с лишним лет пребывания в Великом Новгороде архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Активная деятельность архиепископа обусловлена необходимостью борьбы с получившей распространение в то время ересью Феодосия Косого. Увеличение числа пожаров, когда горели храмы и иконы в них, связывается с деятельностью еретиков 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

До своего поставления на митрополичью кафедру святитель Антоний, как известно, занимал Полоцкую кафедру. А поскольку в святительское достоинство на Руси традиционно возводились настоятели монастырей, то представляется интересным обратить внимание на Новоспасских архимандритов. Сразу после уже названного архимандрита Галактиона идет «Антоний, 1565–1568» 688 . Справочные сведения о Полоцких иерархах довольно скудны. Вторым и последним Полоцким епископом после его присоединения в 1563 г. Иоанном Грозным назван «Афанасий (Палецкий) (бывший епископ Суздальский) с 11.08.1566; 17.05.1568 удалился на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался» 689 . Таким образом, логично предположить, что в 1568 г. именно Новоспасский архимандрит Антоний стал Полоцким архиепископом, а через четыре года он был поставлен во главе Русской Церкви. Интерпретация имен в записи митрополичьего рода в помяннике, позволяет говорить, что его родители были инок Серапион и инокиня Акилина. До своего монашеского пострижения он был женат, имя его сына инок Вассиан, который также подвизался в Новоспасском монастыре 690 . О времени настоятельства архимандрита Антония в Новоспасском монастыре сохранились очень скудные сведения. Среди подписей на Соборной грамоте о походе на Польшу назван и «Спасский архимандрит Антоней руку приложил» 691 . В 1565 г. духовенство во главе с митрополитом Афанасием ходатайствовало пред царем за опального боярина И.П. Яковлева. Среди духовенства назван Спасский архимандрит Антоний 692 . В июле 1566 г., после оставления престола митрополитом Афанасием в Москве состоялся Соборный приговор о продолжении военных действий. После архиереев первым стоит подпись – «архимандрит Спаской Нового Антоней» 693 . В 1566 г. князь Владимир Андреевич Старицкий подтвердил Новоспасскому архимандриту Антонию жалованную грамоту, выданную ранее Иоанном Грозным 694 . Вместе с келарем Ионой и казначеем Авраамием приобретают владения для обители 695 . Согласно духовной боярина Ф.И. Сукина в Новоспасский монастырь было дано «селцо Назарово» 696 . М.В. Федорова дала «вотчину свою старинную» на молитвенную память по родителях, по муже и по детях 697 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1531 г. состоялся новый суд над Максимом Греком . Он был обвинен в ошибках в списках при переводах; в порицании прежних переводов Максимом было усмотрено хуление на Русскую Церковь . В этих обвинениях в адрес греческого старца сейчас нам полностью трудно разобраться. Не может ответить в должной степени на все вопросы и сибирская находка 1968 г., где соборные материалы представлены более полно 301 . На втором Соборе в 1531 г. преподобный Максим Грек просил помилования. Его перевели в Тверской Отрочь монастырь, под начало епископа Тверского и Кашинского Акакия, постриженика Волоколамского монастыря. Здесь он получил ослабление режима своего содержания. В том же 1531 г. 11 мая начался суд над князем-иноком Вассианом Косым (Патрикеевым). Он был обвинен в искажении Книги Правил, непочитании русских чудотворцев, которых он за обладание селами называл смутотворцами и т. д. В составленной Кормчей книге князь-инок Вассиан проводил идею нестяжательности монастырей. Осужденного соборне князя-инока сослали в Волоколамский монастырь. Необходимо добавить, что ранее он постоянно поносил преподобного Иосифа. Можно отметить, что за несколько дней до Собора был прославлен преподобный Пафнутий Боровский, святость которого осужденный отрицал. Одновременно с ним были осуждены писец-каллиграф М. Медоварцев и троицкий инок Силуан, который был сослан в Соловецкий монастырь. Митрополит Даниил был опекуном Иоанна Грозного, который в трехлетнем возрасте остался без отца. Реальная власть в то время была сосредоточена в руках бояр во главе с Еленой Глинской. При слабеющей власти государя усиливается роль и значение боярства. После кончины Е. Глинской († 1538) усилилась борьба за власть между боярами Шуйскими и Вельскими, за влияние при молодом князе. Поэтому после кончины Елены Глинской положение главы Церкви стало более шатким. Он был на стороне Вельских, но верх одержали Шуйские, которые затем свели с престола митрополита Даниила. В январе 1539 г., незадолго до сведения с кафедры, митрополит Даниил обратился с посланием к пастве «О смирении и соединении, и согласии, и о любви, и о соблюдении православныя веры и закона», в котором он с убедительностью проповедника изображает «вину лет сих и времен» и осуждает «несогласия и пререкания, разделения же и распрения» 302 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Тое же зимы поставлен бысть на митрополью Данил, игумен Иосифова монастыря, февраля 27. Тое же зимы, марта 23, Данил митрополит поставил Иону епископом на Рязань. Того же месяца 30 поставил во Тверь епископа Акакия» 235 . Рязанский епископ Леонид позднее писал царю Феодору Иоанновичу: «Из Осифова монастыря, при твоем, государь, при прадеде и при деде на Москве был Данил митрополит всеа Руси» 236 . Находившийся в Москве в это время западный дипломат С. Герберштейн охарактеризовал митрополита Даниила следующим образом: «Человек крепкого и тучного сложения, с красным лицом. Не желая казаться преданным более чреву, нежели постам, бдениям и молитвам, он перед отправлением торжественных богослужений всякий раз окуривал себе лицо серным дымом, чтобы придать ему бледности, и с такой поддельной бледностью он обычно и являлся народу» 237 . Такой отзыв о первосвятителе вполне понятен, т. к. «Герберштейн имел близкую связь с кружком Вассиана Патрикеева и Максима, где он скорее всего и мог получить некоторые односторонние сведения о митрополите» 238 . Негативно отзывался о первосвятителе в 1525 г. боярин И. Берсень-Беклемишев, говоривший преподобному Максиму: «Не ведаю деи митрополит, не ведаю простой чернец: учителна слова от него нет никоторого, а не печалуется ни о ком; а прежние святители сидели на своих местех в манатьах и печяловалися государю о всех людех» 239 . Негативную оценку митрополиту Даниилу позднее дал поносивший всех пострижеников Волоколамской обители князь А. Курбский, бежавший в Литовскую Русь 240 . Но известны и другие отзывы о нем современников. Преподобный Максим Грек называет первосвятителя изящным «разума Христова закона доктором» 241 . Ф. Карпов, современник митрополита Даниила, называет его «высокиа книжности разуму уроженному» 242 . В. Жмакин приводит случаи, которые могут «скомпрометировать» митрополита Даниила: это ручательство за безопасность Северскому князю Василию Шемячичу в 1523 г. 243 и его участие в разводе Великого князя Василия III с Соломонией Сабуровой в 1525 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Его он поздравляет с царским венчанием в Успенском соборе 16 января 1547 г., а позднее с бракосочетанием. Правомочность совершенного на Руси царского венчания митрополит Макарий доказывал в посланиях Виленским епископам Павлу, а затем и Валериану, содействуя признанию царского титула в соседнем Литовском государстве 500 . Будучи патриотом своего отечества, митрополит Макарий шлет послания, укрепляющие царское мужество во время казанского похода. За его основу взято известное послание Ростовского архиепископа Вассиана князю Иоанну III во время Угорского стояния 1480 года 501 . Возвратившегося с казанской победой царя глава Церкви торжественно встречает и поздравляет радостной речью 502 . Письменное наследие митрополита Макария, с юного возраста вступившего на монашескую стезю подвигов, свидетельствует о его заботах о монашеском устроении. Памятником этих его усилий является грамота, данная игумену Тихону новгородского Духова монастыря. Первая грамота святителя московского периода – также уставная, данная игумену Песношского монастыря Трифону (1542–1544). Святительские заботы о монашестве в Великом Новгороде, по замечанию летописца, принесли свои положительные плоды: стало расти число иноков в обителях. К святителю Макарию обращались подвижники за благословением на начало строительства монастыря. Между тем насельники этих обителей были современники покорения Казани, современники духовного подъема. Это были молитвенники о судьбах нашего отечества, их заступничеством Господь являл Свою милость русскому народу. Монашеская проблематика переплетена с новгородскими связями митрополита Макария. Он посылает послания архиепископам Феодосию, Серапиону, Пимену. В 1557 г., во время тяжелых погодных условий, он посылает в Великий Новгород богомольную грамоту и святую воду, заповедуя творить усиленные молитвы и кропить всё святой водой. Конечно, митрополит Макарий писал не только в Великий Новгород. Из послания Иоанна Грозного первому Казанскому святителю Гурию узнаём, что он посылал послания и различных мастеров-умельцев в Казань 503 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

38 Об историческом контексте Собора 1503 г. см.: Зимин A.A. Россия на рубеже XV–XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982. С. 197–211. 42 Бодянский 1848. C. I–VIII; 45–50. Священник Георгий был рукоположен в диаконы архиепископом Вассианом (Рыло; 1467–1481), а в священники – архиепископом Иоасафом (Оболенским; 1481–1488). 43 Российское законодательство. Т. 2. С. 361. Наследие митрополита Симона нашло отражение не только в материалах Стоглавого Собора, но и было внесено святителем Макарием в Великие Четьи Минеи (Иосиф, архимандрит 1892. 2-я пагинация. Стб. 476). 45 Памятник середины XVI в. называет причиной созыва данного Собора мнение преподобного Нила Сорского († 1508; пам. 7 мая): «И егда совершился Собор о вдовых попех и о диаконех, и нача старец Нил глаголати, чтобы у манастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием, а с ним пустынникы белозерские» (Послания Иосифа Волоцкого . С. 367). 46 Бегунов Ю.И. «Слово иное» – новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. Т. 20. С. 351–363. 49 А.И. Плигузов, однако, высказывает другую точку зрения на время происхождения данных Соборных материалов, датируя их серединой XVI в. (Плигузов А.И. Соборный ответ 1503 г.//РФА. Ч. 4. С. 813). 53 АФЗХ. М., 1951. Ч. 1. С. 60–61. 46а. В 1499 г. Великий князь Иоанн III «князя Ивана Юрьевича пожаловал от казни, отпустил его в чернци к Троици» (ПСРЛ. Т. 12. С. 249). 58 Там же. С. 50. 32. В 1498–1499 гг. была «отведена» часть земли, которую А.Т. Рчинов «приказал тое землю митрополичю волостелю селецкому ведати и пахати на государя на митрополита» (АФЗХ. Ч. 1. С. 65. 51). 60 Там же. С. 53–54. 38. В конце данного документа Д.В. Шейн, с которым «разъезжались» земли, писал об одном свое починке: «И яз Дмитрей того починка отступился в Дом Пречистыя Богородици и великом у чюдотворцу Петру и господину своему Симону митрополиту всеа Руси на поминок душам своих родителей» (АФЗХ. Ч. 1. С. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Данная повесть в Житии преподобного Никиты Переяславского, как отметил В. Ключевский , была написана никитским игуменом Вассианом 565 . Автор наряду с прославленными Московскими святителями называет и «новейшаго Макария митрополита». Из Переславля царь направился под Можайск, что было вызвано активизацией военных действий. Вернулся он из похода «в преименитый град свой зовомую Москву на свой царьский стол и вниде во храм Пречистые Богородици честнаго Ея Успения и благословение восприим от отца своего святейшаго Афонасия митрополита всеа Русии, и у образов честных прикладашеся, и у великих чюдотворцов Петра, Алексея, Ионы и у новопреставльшагося архиепископа Макария митрополита и у честных их гробов прикладашеся и образы их любезно целоваше» 566 . В то время шла Ливонская война, и митрополит Афанасий обращался с богомольной грамотой к епископу Сарскому и Полонскому Матфею, призывая его к усиленным молитвам: «И ты б, сыну, пожаловал, о том настоящем времени со всем священным Собором в церкви пели молебны по вся дни и особне по кельям и по домом, и молилили всесильнаго Бога и Пречистую Богородицу, и небесных сил, и святых новых чюдотворцов и всех святых чтоб Господ Бог избавил Боговенчаннаго царя государя нашего и его царевичев, и все христолюбивое воинство ото всех враг видимых и невидимых и межуусобныя брани и не попустил бы богомерзкия латыни, злейших иконоборцев, поганые Литвы и бесерменства на святыя Божий церкви и на все православное крестьянство» 567 . Никоновская летопись сообщает о трех архиерейских хиротониях, совершенных митрополитом Афанасием: второго Казанского святителя архиепископа Германа († 1567; пам. 6 ноября) и епископов Коломенского Иосифа и Крутицкого Галактиона 568 . Давал митрополит Афанасий и льготные грамоты различным монастырям и храмам 569 . При митрополите Афанасии царь давал первосвятительской кафедре различные жалованные грамоты, которые подтверждались в последующее время 570 . 3 декабря 1565 г. произошло событие, изменившее привычный ход жизни русского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

244 , которая затем была пострижена в Покровском Суздальском монастыре. В Повести о втором браке говорится о соборном принятии решения о разводе. Великий князь Василий III «посла Данилу митрополиту, да съберет священный сънм. Вскоре же снидошася к митрополиту епископи и архимандрити, и честнейшиа игумени. Царь же и государь всеа Руси прииде и благословися от священнаго Собора. Данил же митрополит всеа Руси и преосвященный сънм – вси единогласно радостнее государя благословляют браку совокупитися и прощают в сий век и в будущий. Царь же и государь княз Великий Василей Иванович всеа Руси съвокупися браку з благоверною и христолюбивою великою княгинею Еленою месяца генуаря 28» 245 . Вскоре после вступления Василия III в брак с Еленой Глинской кроме Повести была составлена Выпись о втором браке Василия III, где об усилиях митрополита Даниила говорится гораздо меньше, чем в Повести 246 . После развода митрополит Даниил обвенчал Великого князя с Еленой Глинской, будущей матерью Ивана Грозного. «Тое же зимы, генваря 21, князь Великый Василей Ивановичь женился второе, а выбрал себе невесту княжну Елену, дщерь князя Василья Лговича Глиньского; а венчал их Данило митрополит» 247 . В. Жмакин отмечает: «Допустив незаконный развод, митрополит в то же время написал целых три слова о нерасторжимости брака. Этим самым он хотел показать пасомым, что допущенный им развод для Великого князя есть исключение, сделанное в видах государственной пользы, и значит, дело вполне извинительное и для него нисколько нравственно не предосудительное» 248 . Против второго брака выступали князь-инок Вассиан (Патрикеев) и преподобный Максим Грек . Во втором браке у Василия III родился наследник – впоследствии первый Русский царь Иоанн Грозный. В процессе формирования централизованного государства возникали сложные отношения удельных князей с великокняжеским домом. В 1520 г. при Василии III был схвачен Рязанский князь Иван, и Рязань вошла в состав Великого Московского княжества. Князь же Иван затем во время опасности крымского набега в 1521 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010