24 об.–28 – вопросник мужчинам (М-Соф. 848); л. 29–36 – чин причащения больного; л. 31–32 об. – поновление мужчинам; л. 34 об.–36 – поновление женщинам; л. 160–187 – чин исповеди иноков; л. 165–168 – поучение о покаянии с перечислением грехов (Ч-Погод. 305); л. 168 об.–181 – поновление; 275–276 об. – молитва надгробная Ионы, митр. Киевского. Описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина Вып. 1. С. 214– 215. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 145– 147, 177–178, 194–197; Приложения ко второму тому. С. 14–15, 78 (М- Соф. 848 ; Ч-Погод. 305; поновления, л. 9–11 об. и 11 об.–20 об.; чин причащения больного; молитва надгробная Ионы, митр Киевского, в разночтениях). Погод. 306 Требник. Первая треть XII в. 8°. 330 л. Записи: л. 1–14 – «Сия книга Требник продал и руку приложил, а купил Васильчиков да Семен Иванов сын Некрасов, а дали за нея рубль, а чъто сию» (запись обрывается); л. 52 об. – «Сия книга глаголемая Требник домовои, а не церьковна»; л. 65 об. – «Володимерскаго уезду стану Муромскаго сельца вотчины господина Федора Иванова сына Иванова деревни Перхуровскои крестьянин Филин Кондратьев принял я подушныя деньги того ж Володимерскаго уезду стану Муромскаго сельца вотчины господина Прокофия Пиминова сына Обочнинова деревни Тилемы у старосты Бориса Мотвеева с петнатцати душ на первую половину»; л. 192 об. – «Сия книга глаголемая Требник села Телемы понамаря Никиты Аньдреева сына, а он не церковной, никому дела»; л. 315 об. – «Сей Требь села Телемы церкви светыя мученицы понамаря»; л. 191 об. – проба пера с упоминанием царя Алексея Михайловича. Содержание: л. 1–14 об. чин исповеди (начало и конец утрачены); л. 2–14 об. – поновление священникам (конец утрачен); л. 15–29 – чин исповеди (начало утрачено); л. 17 об.–22 об. – поновление; л. 25–27 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 27–29 – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); л. 29–35 – чин причащения больного; л. 32 об.– 35 – поновление; л. 35–37 об. – чин причащения больного; л. 286–312 об. – чин исповеди иноков; л. 286– 292 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Если же захочешь воздержаться от пролития неповинной христианской крови, то и мы с тобой хотим заключить перемирие и вечный мир. А на тех условиях вечного мира или перемирия, которые мы предлагали со своими послами, со своим дворянином и наместником муромским Остафием Михайловичем Пушкиным с товарищами, ты с нами помириться не захотел, а теперь и мы не хотим заключать с тобою перемирие и вечный мир на тех условиях, которые передавали со своими послами, стольником и наместником нижегородским князем Иваном Васильевичем Сицким-Ярославским с товарищами, и со своими нынешними послами, с дворянином и наместником муромским Остафием Михайловичем Пушкиным с товарищами. А хотим заключить перемирие и вечный мир на условиях, о которых теперь сообщили своим послам, послав к ним грамоту с окончательными указаниями, как можно заключить соглашение между нами. Ты писал, чтобы мы послали своим послам грамоту с полномочиями, как нам заключить между собой соглашение, чтобы, удостоверившись в этом, ты мог согласиться на мир и чтобы все это было записано в полномочной грамоте, на основании которой наши послы могли вести эти дела и заключить христианский мир, – мы и послали своим послам эту полномочную грамоту со своей печатью. Больше ни на какие условия перемирия мы не согласны; мы готовы заключить с тобою перемирие только на тех условиях, о которых теперь написали, и иные дела изложили и послали наказ своим послам, чтобы они тебе сказали. И если ты хочешь с нами соглашения, договора или перемирия, то согласись на условия, переданные нашим послам дворянину и наместнику муромскому Остафию Михайловичу Пушкину с товарищами. Если же не хочешь соглашения, а желаешь пролития христианской крови, то отпусти к нам наших послов и пусть с этого времени между нами в течение сорока–пятидесяти лет не будет ни послов, ни гонцов. А когда ты послов наших отпустишь, то прикажи проводить их до границы, чтобы их твои пограничные негодяи не убили и не ограбили; а если им будет причинен какой-нибудь ущерб, то вина ляжет на тебя. Мы ведь советуем добро и для себя и для тебя, ты же несговорчив, как онагр-конь, и стремишься к битве; Бог в помощь! Мы же во всем возложили надежду на Бога – если Он захочет, то облагодетельствует нас силою своего животворящего креста. Уповая на Его силу и вооружившись крестоносным оружием, ополчаемся силой креста против своих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древняя Русь имела верование в загробное существование души. Доказательством тому служат погребальные обряды. Вятичи, радимичи и северяне справляли над покойником тризну «и по сем творяху кладу (краду) велику», на которую клали покойника и сожигали, потом собирали кости в небольшой сосуд и ставили его «на столпе» при дорогах. Это делают вятичи «и ныне», прибавляет далее летописец, из чего можно заключить, что этот обычай был в силе в 11–12 ст. Таковы же были и обычаи кривичей и других язычников 293 . Крада, клада – это погребальный костер. Выражение «на столпе», вероятно, значит «на холме» точнее в холме 294 . Аскольда и Дира, убитых в 882 г. Олегом на Днепре, похоронили на горе. Олега в 912 г. также схоронили на горе Щековице. Древляне похоронили убитого ими Игоря 295 . По мнению Котляревского, месть Ольги древлянам имела значение погребальных почестей и умиротворяющей жертвы умершему насильственной смертью Игорю. Здесь видны следы двух способов: погребения и сожжения 296 . Но сама Ольга, приняв христианство, завещала «не творити трызны над собою» 297 . Летописное известие пополняется свидетельством Пролога 15 в. под 11июля: Ольга заповедала Святославу ее «с землею равно погрестить, а могилы не сути, ни тризн творити, ни бдына деяти» 298 . Бдынь – надстройка над могилой, срубец мал, в который скрылся князь Дании о Кучковичей. Козьма Пражский упоминает о хижинах на распутьях для упокоения душ усопших; Ибн-Фодлан также говорит о каком-то сооружении на могиле сожженого руса. В некоторых местах Росии такая постройка называется голубец и делается срубом с крышей, будкой иди домиком 299 . Котляревский говорить, что такой обычай, как не согласный с христианскими порядками, в настоящее время прекращен 300 . Но во многих местах он еще существует. На старых крестьянских кладбищах эта постройка имеет вид большого и высокого гроба; памятники в виде часовен, вероятно, представляют из себя видоизменение идеи бдына. В настоящее время запрещается ставить надгробные памятники будками, как говорят в народе. Буда – склеп для покойника 301 . Но таких будок на наших кладбищах еще не мало. В житии князя Константина Муромского, жившего в 12 столетии, говорится, что народ дивился, как Константин не по обычаю народному хоронил своего сына Михаила. Житие Константина Муромского отмечает следующие черты языческого погребения, не сходственные с христианским обычаем: язычники не хоронили на восток лицом своего покойника; вместе с покойником полагались «ременные плетения древолазные», т.е. веревочная лестница, а может быть длинный ремень, вероятно вследствие верования, что душе придется взбираться на высокую гору, на могиле убивали коня; над остатками погребенного насыпали холм; совершалась тризна, состоящая из воинских игр и упражнений, кулачного боя и проч., при чем была и попойка; печаль выражалась плачем и лицедранием, о чем свидетельствуют и арабские писатели Ибн-Даста и Кадлуба. На могиле ставили постройку – бдын 302 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо 3 автономий Н. о. была разделена на 7 округов: Арзамасский, Вятский, Котельничский, Муромский, Нижегородский, Нолинский, Шарьинский. Постановлением Президиума ВЦИК от 15 июля 1929 г. Н. о. была переименована в Нижегородский край. После ликвидации округов в 1930 г. он делился на 146 районов (включая районы автономных областей), затем на 128 районов (1932) и на 94 района (1935). Постановлением Президиума ВЦИК от 7 окт. 1932 г. Нижегородский край был переименован в Горьковский край, а Н. Новгород - в Горький. Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 7 дек. 1934 г., из состава Горьковского края были выделены Кировский край и Удмуртская (до 1932 Вотская) автономная обл. Статус города получили Дзержинск (1930), Кулебаки (1932), Выкса (1934). В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. в регионе (прежде всего в его адм. центре) построен ряд крупных промышленных предприятий. С принятием новой Конституции СССР 5 дек. 1936 г. из состава Горьковского края были выведены Марийская автономная обл. (одновременно преобразована в АССР) и Чувашская АССР, а оставшаяся часть преобразована в Горьковскую обл., включавшую 60 районов. В 1938 г. статус города получил Бор, в 1943 г.- Шахунья. Указами Президиума ВС РСФСР образованы Заветлужский (26 апр. 1939) и Володарский (5 окт. 1943) районы. В годы Великой Отечественной войны Горьковская обл.- один из главных центров оборонной промышленности СССР: предприятия региона произвели 30% танков и самоходных артиллерийских установок, 26% истребителей, до 50% взрывчатых веществ от общего выпуска в СССР. На территории области было сформировано 79 воинских соединений. В связи с созданием Костромской обл. указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 авг. 1944 г. в ее состав вошли 6 районов Горьковской обл. (Ивановский, Кологривский, Мантуровский, Межевский, Пыщугский, Шарьинский), а во вновь созданную указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 авг. 1944 г. Владимирскую обл. вошли 3 района (Ляховский, Муромский и Фоминский). Указами Президиума Верховного Совета РСФСР в составе Горьковской обл.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

семинарии шло с наилучшим успехом. Он всегда отличался и способностью легко понимать и усвоять уроки, а также хорошо писать задачи и сочинения, и образцовою аккуратностью в исполнении своих ученических обязанностей и добрым поведением, а при том имел постоянно сильную охоту к чтению книг, к списыванию из них стихов и литературных статей, не будучи в состоянии, по бедности, приобретать эти книги в собственность. Не удивительно, поэтому, что он окончил семинарский курс (в 1840 году) в числе самых первых студентов, и семинарское начальство уже предназначило его, в числе немногих других, для отправления в академию, но неожиданная болезнь остановила его на сем пути, не дозволив ему держать предварительное к сему испытание в академии. Не смотря однако на это препятствие, Господь привел его на тот же путь, хотя и несколько позже. Между тем, по окончании семинарского курса, И.М. Тихомиров, пользовавшийся дотоле казенным содержанием, как круглый сирота, оказался в безвыходном положении относительно содержания своего, и потому обратился к частным урокам и занятиям, исполняя между прочим, по расположению к нему семинарского начальства, обязанности смотрителя семинарской больницы за право жить при ней и пользоваться жалованьем по 2 рубля в месяц, и не оставляя заветной мысли об академии, а потом, в конце 1841 года, определен был и на штатную должность учителя в Муромском духовном училище. Вместе с тем ему предоставлено было место священника в Муромском соборе. В 1842 году 12 января он вступил в брак с сиротою умершего соборного священника г. Мурома Анною Васильевною Царевскою; 18 того же января преосвященным Парфением (Чертковым) архиепископом Владимирским († 1853) рукоположен был во диакона, а 25 января и во священника. Таким образом он еще более приблизился к дому Божию, соделавшись одним из строителей тайн в нём. Исполнение обязанностей священнических и учительских с его стороны отличалось всегдашнею тщательностью, при чем прежняя охота к чтению книг теперь удовлетворяема была главным образом книгами духовного содержания (например с увлече-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей стране Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь. О великие угодники Божии и предивные чудотворцы благоверные князь Петр и княгиня Феврония, града Мурома покровители и хранители, и о всех нас усердные ко Господу молитвенники! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святые молитвы ваши ко Господу Богу и испросите нам у благости Его все потребное для душ и телес наших: веру правую, надежду благую, любовь нелицемерную, благочестие непоколебимое, в добрых делах успех, миру умиротворение, земле плодородие, воздуха благорастворение, душе и телу здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небесного, да услышит Он многоскорбный вопль верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь взывающих к Нему, и да изведет от погибели жизнь нашу. Испросите Церкви святой и всей державе Российской мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся города Российские от всякого зла и всех правоверных людей, к вам приходящих и мощам вашим поклоняющихся, осените благодатным действием благоприятных молитв ваших, и все прошения их ко благу исполните. Да, чудотворцы святые! Не презирайте молитв наших, с умилением вам возносимых, но будьте за нас постоянными ходатаями ко Господу и сподобите нас с помощью вашею святою спасение вечное получить и Царство Небесное унаследовать; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святого Духа, в Троице поклоняемого Бога, во веки. Аминь. Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-svy...

Сведения о епархиях, из которых выбыли и к которым прибыли города, взяты из вновь составленных в 1764 году росписей и ведомостей, а для епархий, которые остались на прежнем положении, сведения взяты из присланных в Синод из епархий последних ведомостей о церквях и из напечатанной в 1757 г. в Академии Наук книжки ежемесячных сочинений (Арх. Св. Син. д. 1764 г. 51, л. 1). Государыня сама внимательно рассмотрела расписание и даже сделала в нем поправки, например, в составе городов Московской епархии по расписанию значился город Карачев с 83 церквами. Императрица вычеркнула его и собственноручно приписала к Севской епархии – викариатству. Утверждая расписание резолюцией «быть по сему», она, однако сочла нужным оговориться: «а ежели которые города пропущены, о тех впредь доложить». Действительно, в расписании оказались пропуски и ошибки. При значительно изменившемся составе епархиальных городов, изменены титулы некоторых архиереев: московский и севский стал именоваться – московский и калужский, с.-петербургский и шлиссенбургский – с.-петербургский и ревельский, псковский и нарвский – псковский и рижский, сарский и подонский – крутицкий и можайский, рязанский и муромский – рязанский и шацкий, владимирский и яропольческий – владимирский и муромский. Если считать за особые епархии два викариатства в Московской епархии – Севское и Брянское и в Новгородской – Олонецкое и Каргопольское, то число великорусских епархий после 1764 года возросло до – 28. 688 Вместе с архиерейскими домами епархиальные монастыри также были разделены на три класса; для каждого класса назначались определенные штатные оклады. Число штатных монастырей оказалось очень незначительным сравнительно с общим количеством тогдашних монастырей, большинство которых было прикрыто или оставлено за штатом, т. е. на своем содержании. 689 Нет сомнения, что новое распределение городов, по епархиям в 1764 году значительно округлило и упорядочило великорусские епархиальные территории. Однако сразу же после объявления расписания возникли мелкие и сложные недоразумения при введении епархий в новые границы. Обнаружились также территориальные неудобства, вследствие отчисления церквей из одной епархии в другую без полного знания географического и топографического положения их. Все это скоро выяснилось из донесений, поступивших в Св. Синод от епархиальных архиереев, духовенства, помещиков и прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Идеи гуманности, свойственные творчеству Ермолая-Еразма, нашли наиболее полное и цельное выражение именно в этом произведении. Сюжет «Повести» построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победителъницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому и корыстному поведению ее высокородных противников. Ермолай-Еразм не был связан с каким-либо реформационно-гуманистическим течением, но высказываемые в этом произведении мысли о значенин ума и защите человеческого достоинства созвучны с идеями гуманистов. «Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья. Тексты издаются по сборнику — автографу Ермолая-Еразма: РНБ, Соловецкое собр., ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ НОВЫХ МУРОМСКИХ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАЗВАННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ И ПРЕПОДОБНОЙ И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАЗВАННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕЙ Благослови, Отче. Слава Богу Отцу и вечно сущему Слову Божию — Сыну, и пресвятому и животворящему Духу, единому и безначальному Божию естеству, воедино в Троице воспеваемому, и восхваляемому, и прославляемому, и почитаемому, и превозносимому, и исповедуемому, в которого веруем и которого благодарим, создателю и творцу невидимому и неописанному, изначала по своей воле своею премудростию все свершающему, и создающему, и просвещающему, и прославляющему тех, кого изберет по своей воле, ибо прежде сотворил он ангелов своих на небесах, духов и слуг своих, огонь палящий, чины мысленные, бестелесное воинство, силу которого нельзя описать, и все невидимое сотворил, что непостижимо уму человеческому, сотворил и видимые небесные стихии: солнце, и луну, и звезды, а на земле же издревле создал человека по своему образу и подобные своему трехсолнечному Божеству три качества даровал ему: разум, ибо Он отец слова, и слово исходит от него, посылаемое, словно сын, на котором почиет дух, потому что уста каждого человека слов без духа произвести не могут, но слово с духом исходит, а разум руководит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

09(22)04.1936 18(31)08.1937 Александр Агриков в/у ДМИТРОВСКАЯ 28.07(10.08)2001 20.08(02.09)2001 ДМИТРОВСКАЯ 20.08(02.09)2001 Александр Анисимов СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 12(25)11.1923 КУЙБЫШЕВСКАЯ, обн. 12(25)11.1924 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 12(25)11.1924 27.11(10.12)1924 КИРОВСКАЯ, обн. 07(20)02.1925 19.02(04.03)1925 КУЙБЫШЕВСКАЯ, обн., паки 19.02(04.03)1925 17(30)03.1932 Александр Богданов МУРОМСКАЯ 12.02.1889 28.03.1892 КРАСНОЯРСКАЯ 28.03.1892 30.04.1894 ТАМБОВСКАЯ 30.04.1894 11.09.1898 Александр Боярский-Сегенюк ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ, обн. 22.02(07.03)1936 Александр Бялозор ТАГАНРОГСКАЯ, обн. 29.10(11.11)1922 09.1923 ТАГАНРОГСКАЯ 1930(?) БАРНАУЛЬСКАЯ 08.1930 ТАГАНРОГСКАЯ, паки 08.1931 03.1932 в/у ДОНСКАЯ 08.1931 03.1932 КРУТИЦКАЯ, обн. 23.04(06.05)1923 ЛОНДОНСКАЯ И ВСЕЯ ЕВРОПЫ, обн. в/у МОСКОВСКАЯ, обн. МОСКОВСКАЯ, обн. 23.09(06.10)1941 21.11(04.12)1941 «МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ ПАТРИАРХАТ», обн. 21.11(04.12)1941 12.1941 МОСКОВСКАЯ, обн., паки 26.07(08.08)1946 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ, обн. 02(15)04.1923 02(15)06.1923 в/у НОВОСИБИРСКАЯ, обн. 28.05(10.06)1923 19.08(01.09)1923 АЛТАЙСКАЯ, обн. 19.08(01.09)1923 ОМСКАЯ, обн. КЛИНСКАЯ, обн. 08.1928 10.1929 АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, обн. 10.1929 КЛИНСКАЯ, обн., паки ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ, обн. 03.1935 23.09(06.10)1937 ЖИТОМИРСКАЯ 07(20)01.1947 30.11(13.12)1949 Александр Витол ЕРСИКСКАЯ 1939(?) Александр Воецкий СЫЗРАНСКАЯ, обн. 01(14)05.1923 03(16)01.1924 в/у УЛЬЯНОВСКАЯ, обн. 01(14)05.1923 28.01(10.02)1924 ПОЛТОРАЦКАЯ, обн. 03(16)01.1924 23.12.1924 (05.01.1925) Александр Гладышев МУРОМСКАЯ, обн. (1938) Александр Головин СТАРИЦКАЯ 27.07.1903 31.10.1908 ОРЛОВСКАЯ 31.10.1908 31.12.1910 КАЛУЖСКАЯ 31.12.1910 25.06.1912 Александр Добрынин КОВНЕНСКАЯ 21.11.1860 14.08.1868 МИНСКАЯ 14.08.1868 25.04.1877 ДОНСКАЯ 25.04.1877 23.05.1879 ВИЛЬНЮССКАЯ 23.05.1879 28.04.1885 Александр Закке-Заккис ОСТРОЖСКАЯ 21.11.1883 03.06.1890 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 03.06.1890 16.04.1893 ВИТЕБСКАЯ 03.09.1893 27.07.1899 Александр Знаменский КУСТАНАЙСКАЯ, обн. КУСТАНАЙСКАЯ, обн., паки Александр Иноземцев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Березин, В.Добронравов Гороховецкий уезд Гороховецкий уезд находится в северо-восточной части Владимирской губернии, с севера он граничит с Костромской губернией, с востока – с Нижегородской, с юга – с Муромским и с запада с Вязниковским уездами; по форме он представляет собой продолговатый неправильный четырехугольник, вытянутый от севера к югу с уклонением на запад в южной части; площадь уезда равна 3,825 квадр. верстам. – Почти по середине уезда в направлении от востока к западу протекает река Клязьма, по границе Гороховецкого уезда с Муромским течет река Ока. Из притоков Клязьмы более значительны с левой стороны Лух, с правой Суворщь. Площадь уезда ровная, кроме южной части, где проходит водораздел Оки и Клязьмы: в этом водоразделе встречаются песчаники и гипсы Пермской формации, на правом берегу р. Клязьмы алебастр. Почва в северной части уезда преимущественно глинистая, а вся середина его до левого берега Клязьмы болотистая и песчаная, покрыта лесами. На правом берегу Клязьмы расположена полоса, имеющая почву жирную суглинистую; тут разведены сады и огороды. Население уезда равняется 93,014 душам обоего пола, мужчин 43,759 и женщин 49,855 (в 1896 г.). Но распределено оно но уезду неравномерно: северная часть населена весьма плотно; от этой густо населенной полосы до левого берега Клязьмы тянутся сплошные леса и болота, где нет поселений; далее весьма густо населен правый берег Клязьмы, угол же, образуемый р. Окою и Суворщью, не имеет населения; юго-западная часть уезда населена менее плотно, чем северная. – В уезде нет крупных торговых и промышленных предприятий. Православное население уезда делится на 37 приходов, из них 10 с населением менее 700 душ мужеского пола, 22 – до 2,000 душ и 5 свыше 2,000 душ. Приходы эти составляют три благочиннических округа. В 1897/8 учебн. году в Гороховецком уезде было церковноприходских школ 20, из коих одна второклассная, школ грамоты 18, земских школ 30; учащихся в церковно-приходских школах было 837, в школах грамоты 189, в земских школах 1,474. – Всех же православных детей школьного возраста было 6,650 мальчиков и 6,898 девочек; таким образом оставалось без обучения 3,012 мальчиков и 5,925 девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010