28-го июля 1863 года. Село Шиморское Меленков. Уезда. III. Извлечение из Слова, сказанного при поступлении на новый приход 4 «Не скрою бр., – радуясь иду к вам, и – благодарю Господа, что Он милосердый так скоро призрел на недостойное служение мое пастырское в стране раскола и извел меня из дебрей и пресловутых лесов Муромских, где я доселе семь лет, и при самых скорбных и неблагоприятных обстоятельствах, подвизался в борьбе с расколом, – извел «на свет» и поставил, волею Архипастыря нашего, в стража граду вашему. Радостно благодарю и преподобных отец наших Серия Радонежского и Романа Киржачского – Чудотворцев, что они не возгнушались моим недостоинством и соблагоизволили принять меня в число славословителей их св. подвигов – на месте их собственных подвигов... Но – радуйся ли – вы приемлете меня?.... С любовию ли? Соглашаюсь: любовь – дело условное, ее заслужить надо, если судить по человечески. Но в том дело, возл., что иное дело – любовь земная, иное – христианская, небесная, о которой собственно и речь у нас и которой я прошу от вас. Эта любовь небесная не знает никаких условий. Она по выражению Апостола, вся любить, всему веру емлет, всего надеется, все переносит. ( 1Кор.13 гл.): так как всегда и во всем видит первее всего славу и волю Божию: воля же Божия – любить нам в каждом человеке не качества его только те или другие, но главным образом самого человека, наше с ним братство о Господе и – в нас пастырях особо – наше к вам посланничество от Господа, наш сан, наше звание... Слова нет, опять, не мешало бы нам при этом, и «по человеку», быть от вас любимыми. Но возможная ли это вещь? Не думаю – что бы это было возможно – для желающих стоять на высоте пастырского служения, – для тех, кто хочет быть истинным настоящим пастырем для своих пасомых. Почему так? Потому, что большинство прихожан чего обыкновенно и главным образом желает от священника? – Послабления в их привычках, угодничества, скорой службы, а – случается – и светского, изысканного, ловкого обращения. Между тем священник должен быть всюду и за всегда и во всем провозвестником на словах и на деле того, елика суть истинна, елика честна, доброхвальна и пр. Скажите, как же тут священнику угодить на всех и каждого? И Спаситель что говорить? – Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо ( Лк.6:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

798 Б же вн града церковь в женстем монастыри. Воэдвижение честнаго и животворящаго креста. – Никаких документальных известий о существовании муромского Крестовоздвиженского монастыря не сохранилось. В муромских источниках конца XVI–XVII вв. упоминается деревянная Крестовоздвиженская церковь , которая находилась в черте города на посаде. В краеведческой литературе считается, что в XIII в. на этом месте стоял монастырь, упоминаемый в «Повести». 799 ...юноша уклонися в весь, нарицающуся Ласково. – Деревня Ласково находится в Рязанской области в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря. До настоящего времени там сохраняется предание о том, как крестьянка этой деревни вышла замуж за муромского князя, однако оно, сохраняя те же имена и географические названия, которые упоминаются в «Повести о Петре и Февронии», имеет свое сюжетное построение, не зависящее от муромской легенды. 800 ...пред нею же скача заец... и видх заец пред тобою скача... – В славянском песенном и обрядовом фольклоре заяц является одним из атрибутов свадебной и любовной тематики. В фольклорном источнике «Повести» героиня, видимо, как и на свои иносказания, должна была дать пояснение о скачущем зайце. Автор «Повести» включил упоминание о зайце в недоуменную речь посланца от князя, в ответе же Февронии об этом не говорится. 801 ...снем з гряд полнце... – Здесь: «грядка» – две жерди над печью, предназначенные для сушки лучины. 802 Блаженный же князь Петръ... держашеся сих, якоже богогласный Матфй в своем Благовстии вещает. – В Евангелии от Матфея говорится, что Христос в ответ на вопросы фарисеев сказал: «Но я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» ( Мф. 19:9 ). 803 Бста бо своему граду истинна пастыря, а не яко наимника. – Христос говорит о себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их» ( Иоан. 10, 11 –12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог создал человека между небом и землёю: разумом и смыслом человек отличается от бессловесных, гневом и похотью отличается от ангелов. Затем Бог дал человеку свободную волю, чтобы он делал то, что захочет, и к чему будет приближаться – с тем и будет иметь общение: или будет общником ангелов, работая Богу, как учит человека его просвещённый верою разум, или будет иметь общение с несмысленными скотами и без всякого воздержания будет исполнять все плотские похоти. А так как Бог сотворил человека с свободную волею, то Он желает, чтобы мы спаслись не насилием, а по своему желанию, и говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ), и кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:12 ). Одни из верных христиан шествуют в своей жизни более удобным путём, живут по законам естества целомудренно в чистом супружестве, другие же, более ревностные и желающие быть более совершенными, стараются жить подобно ангелам, идут путём тесным. Поэтому христиане ведут различную жизнь. – Ваша же вера и закон, – продолжал Константин, – не имеют никакого неудобства, они подобны не морю, но малому ручью, который может перепрыгнуть всякий, и великий и малый, без всякого затруднения. В вашей вере и вашем законе нет ничего божественного и богодухновенного, но только человеческие обычаи и плотские мудрования, которые можно без труда выполнить. Ведь законодатель ваш Магомет и не дал вам какой-либо трудно выполнимой заповеди: он даже не отвратил вас от гнева и беззаконной похоти, но разрешил всё. Поэтому вы все однообразно выполняете ваш закон, как данный по вашим похотям. Спаситель же наш Христос поступил не так. Сам Он, Пречистый и источник всякой чистоты, желает, чтобы и рабы Его жили свято, отдаляясь от всякой похоти, и чистые присоединялись бы к только чистым, так как в Царство Его «не войдёт... ничто нечистое» ( Апок.21:27 ). Тогда сарацинские мудрецы спросили Константина: – Зачем вы, христиане, Одного Бога разделяете на три: называете Отцом, Сыном и Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава I. «Скажи мне, Господи, путь, на который наставит меня десница Твоя...» Житие апостола Андрея Первозванного Святой апостол Андрей и его брат Симон (святой Петр) родились и выросли в городке Вифсаида, на берегу Генисаретского озера. Отца их звали Иона. Повзрослев, братья перебрались в город Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжили занятия рыбной ловлей. Когда на берегах Иордана начал проповедовать святой пророк Иоанн Креститель, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь найти ответы на свои духовные вопросы, и стал его учеником. Он видел, как приходили к Иоанну левиты, спрашивая: «Кто ты?» Предтеча отвечал: «Я не Христос!» ( Ин.1:19–20 ). Слышал из уст его и о Том, Кто уже стоял посреди них, еще неведомый никому, и как только Иоанн указал на грядущего Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), – Андрей, не медля, с другим учеником Иоанна устремился за Ним. «Чего ищете?» – спросил их Иисус. Они отвечали: «Учитель, где живешь?» «Приидите и видите», – сказал им Господь. Весь остаток спасительного для них дня апостолы провели под одним кровом с Божественным Учителем, от Которого впервые услышали глаголы жизни. Андрей Первозванный поспешил сообщить благую весть старшему брату Симону и привел его к Иисусу, Который нарек ему новое имя Кифа, или Петр, то есть камень. Согласно евангелисту Матфею Спаситель встретил Андрея и его брата Симона (Петра) на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). И они последовали за Ним, оставив свои сети. В дальнейшем в Новом Завете Андрей Первозванный упоминается среди 12 учеников Иисуса Христа. По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым на горе Елеонской Он открыл судьбы мира ( Мк.13 ). Первое странствие апостола Андрея Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, после Сошествия Святого Духа апостолы отправились на проповедь Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Двери темницы силой крестного знамения опять затворились. Нечестивый Эгеат предал святого апостола воинам и осудил его на распятие, как некогда Понтий Пилат Самого Господа Иисуса. Эгеат велел не прибивать апостола гвоздями, а только привязать веревками растянутые на кресте члены апостола. По древним Патрам распространилась горестная весть, что праведного раба Божия Эгеат осудил на смерть. Все единодушно устремились на плачевное зрелище, укоряя анфипата за его нечестивый суд. Когда воины вели святого старца на лобное место, их настиг Стратоклис. В порыве негодования оттолкнув воинов и разодрав на них одежды, он освободил узника, а потом сказал: «Теперь простите меня; апостол учил меня без гнева все переносить и укрощать свою ярость; когда бы вам открылось, что может сей раб Божий и что злочестивый Эгеат!». 16 Взяв за руку апостола, он пошел вместе с ним на поморье, где предназначалось место казни. Воины возвратились к анфипату сообщить, что сделал с ними его брат Стратоклис. Эгеат велел им облечься в другие одежды и идти исполнить поведенное. Стратоклис, сопровождая апостола, горькими укорами осыпал Эгеата, но апостол Христов сказал ему: «Нет, чадо, не желаю тебя видеть таким когда-либо, но кротким, смиренномудрым, не воздающим зло за зло и памятующим слова Господни: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» ( Лк.6:29 ). И мы, братия, приемлющие за Христа язвы, последуем за Ним, чтобы, совлекшись внешнего человека, обновить внутреннего и воскрылить его к Богу, к Которому должно быть все наше стремление!» 17 Приблизившись к месту, где должен был довершить свой подвиг, апостол увидел крест, воздвигнутый на песке морском. Оставив всех, Андрей подошел к своему кресту и, став перед ним на колени, из глубины души произнес ему хвалебную песнь. После чего апостол повелел призвать совершителей казни. Исполняя поведенное, они простерли ему руки и ноги на кресте, не пригвоздив их по обыкновению. После чего мучители отступили от повешенного на кресте, а ученики апостола и толпы народные подступили к кресту, надеясь услышать из уст святого какое-либо слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовный пост означает удаление от зла и совершение добрых дел, и такой пост следует соблюдать всегда. Телесный пост означает удаление от пищи при соблюдении требований количества, качества и времени принятия пищи. Подробнее смотрите во второй части в претыкании втором. Претыкание пятое Пост берет начало от язычников и от Иудеев. Поэтому все, кто соблюдает пост, язычествуют и иудействуют. Исправление претыкающимся В первой части мы показали, откуда пост берет свое начало. Вернитесь к сказан­ному выше. Если же вы говорите, что язычники и Иудеи тоже постятся, пускай они будут судьями сами себе, так как язычники, озаряемые светом естественного ума, понимали, что пост необходим для обретения премудрости и укрощения страстей. Хотя они и за­блуждались, почитая постом ложных богов, но их заблуждение не состоит в том, что они считали пост важным для умилостивления Бога. Здесь нам необходимо вспомнить слова Христа: Ниневитяне восстанут на суд ( Мф. 12, 41 ) и посрамят вас, как раскаявшиеся язычники и сурово постившиеся после проповеди Ионы. Вы же, противники, им не подражаете. Послушайте, что говорит Апос­тол Павел: язычники, не имеющие закона, по природе законное делают ( Рим. 2, 14 ). Что же вам ответить, когда, имея закон, вы совершаете противозаконное. Об Иудеях ответим подобным же образом. Если люди Ветхого Завета постились, почитая и умилостивляя Бога постом, то тем более это следует делать нам, сынам Новой Благодати. Они были младенцами под руководством детоводителя, а мы – совершенные мужи. Поэтому нам должно превосходить их в добродетелях. Поистине ужасно слышать, когда вы, противники, извергаете хулу на Самого Христа. Если, по-вашему, пост берет начало в язычестве и все постящиеся язычествуют, то вы своим злословием порицаете и постившегося Христа. Священное Писание ясно учит, что пост угоден Богу, как пишется о Назореях ( Чис. 6 ), о Рехавитах ( Иер. 25 ), об Анне, матери Самуила ( 1Цар. 1 ), о другой Анне, служившей Господу молитвой и постом ( Лк. 2 ), а также о многих других, о которых уже написано в первой части. Вы же, плотоугодники, противитесь Святому Духу, который говорит в Священном Писании. И что остается сказать вам, оканчивая этот Догмат, как только привести слова Христа, увещевающие и нас, и вас: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата ( Лк. 13. 24 ); широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф. 7, 13 ). Читать далее Источник: Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и Муромский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. - 768 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Захотели люди, чтобы тело князя Петра было положено в соборной церкви Пречистой Богородицы. А тело Февронии – вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Рассудили себе, что коль супруги стали иноками, то «неугодно есть положить святых в одном гробу». Забыли слова евангельские о супругах: «…И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19: 5–6). И поступили не по завещанию Божиих угодников, а по своему разумению. Наутро же люди нашли отдельные гробы, в которые накануне положили тела святых, пустыми, а святые тела Петра и Февронии обрели в соборной церкви Пречистой Богородицы в совместном их гробу, который они повелели себе сделать. «Люди же неразумные» не задумались о произошедшем чуде, не вспомнили слова Евангелия: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6) и опять попытались их разлучить. Снова переложили тела святых в отдельные гробы и разнесли по разным церквям, как и прежде. Но наутро опять нашли их лежащих вместе в совместном гробу в соборной церкви Пречистой Богородицы, ибо венчанные муж и жена являют собой одно целое. По словам апостола Павла: «Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же – от Бога» (1 Кор. 11: 11–12). Теперь только становятся понятными слова Февронии, сказанные ею перед исцелением князя Петра: не жене не подобает его лечить. Феврония, собственно, и лечит свою вторую половинку – супруга, чтобы вместе как единое целое предстать пред Богом и обрести спасение в будущем веке. Но и на земле остаться вместе – в одном гробу. Божественным Промыслом и стараниями Февронии (не словесными наставлениями – тут она не нарушила правил «Домостроя», – а примерами смирения) и приводится князь Петр в истинный разум. Но для этого и князь проявил свою волю и смирение. А потому оба снискали награду от Бога – венцы святых и дар чудотворений. Любовь Февронии к одержимому недугом князю – это жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения. Это любовь, которая, по словам апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего , не раздражается, не мыслит зла, сорадуется истине, всего надеется, все переносит. Любовь, которая никогда не перестает. (См.: 1 Кор. 13: 4–8).

http://pravoslavie.ru/3399.html

И явился им Илия с Моисеем и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: “Равви! Хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии”. Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: — Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте. И, внезапно посмотревши вокруг, никого более с собой не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: “воскреснуть из мертвых” . Внезапно в тишине громко скрипнули ступени, и кто-то сказал из-за двери: — Эй, люди добрые! Пустите Христа ради паломника переночевать. — Входи, входи, мил человек, — обрадовался Илья. В избу бодро шагнул маленький сухонький старичок с длинной седой бородой, поставил у стены посох и снял пыльный колпак. Илья невольную улыбку ладонью прикрыл — голова старика на облупленную крашенку стала похожа, снизу, до бровей, коричневая от загара, а острая лысина нежно-белая. Трижды перекрестился дед, поклонился в пояс, весело глянул на Илью и сказал: — Ну, Илья, чем путника дорогого-нежданного угощать будешь? — Да откуда ты меня знаешь? — удивился Илья. — Ээ, пока из Киева шел, стольких людей повидал-послушал! А муромский люд все про твое страстнотерпное сидение много рассказывал. — Эка чего удумали! — смутился Илья. — Да ты не красней, как девица. Подвиг твой людям нужен. Да… Вот я где, думаешь, побывал? В самом Киево-Печерском монастыре. Тамошние старцы-монахи своей праведной жизнью такие Божьи чудеса являют, что наше житье рядом с ними одно вяканье и ковырянье. Илья недоверчиво усмехнулся. Истинную правду говорю! — торопливо перекрестился дед. — Я б тебе такого порассказывал, да только вишь какое дело — рассказывалка моя проголодалась. — Ах ты, Господи! — всполошился Илья. — Что ж это я, недотепа! Возьми, дедунь, в печи чего хочешь и ешь вдоволь. А старичок, видать, исполнительный был, с первого разу такие просьбы беспрекословно исполнял. Мигом из теплой печи ухватом горшок каши выволок, хлебушек из тряпицы развернул, луковицу скоро очистил, перекрестился, и пяти минут не прошло, как полгоршка в свое тщедушное тело уместил. Ложку облизал, крошки со стола в ладонь смахнул и туда же, в “рассказывалку”.

http://azbyka.ru/fiction/iscelenie-ili-m...

Как и в мирской жизни, когда завещание утверждено смертью и представлено на суд, где многократно прочитано или переписано на другие хартии, для того, чтобы по­лучить наследство, от завещателя не требуется умирать снова и снова, но достаточно единственной его смерти. Так следует рассуждать и в данном случае. Окончание Такова суть изречений Священного Писания, на которых утверждаются наши про­тивники, или, правильнее было бы сказать, претыкаются. Подобно тому, как Сам Хрис­тос, Бог наш, был для верующих камнем основания и утверждения, а неверующим камнем претыкания и соблазна, о чем достаточно говорилось вначале, так и Священное Писание нам в созидание духовное, а им в претыкание и погибель. На одном и том же камне они споткнулись и пали ( Пс. 19, 9 ), мы же поднялись и исправились. Но в чем причина разли­чий? Гордость и непокорность Святой Соборной Апостольской Церкви – вот ров поги­бельный всем сынам пререкания. Если посмотреть на все ереси, с момента их возникно­вения, не найдем в них иного основания кроме гордости и непокорности Святой Церкви, честолюбия и тщеславия. О Герострате написано, что, будучи одержим недугом тщетной славы, он не мог обрести ее добрыми делами, которых не имел, и изобрел такую хитрость: сжег предивный храм Артемиды Ефесской и прославился его разрушением, ибо не мог прославиться созиданием. Так поступают все еретики, гордецы и любители славы, пы­таются разрушить Церковь и, разжигаясь огнем тщеславия, пытаются сжечь святилище Божие, созидая себе Вавилонский столп, прославляя тем самым свое имя. Бегите, христолюбцы, от этого Вавилона! Бегите от гордыни, дышащей пламенем! Покоряйтесь Святой Церкви, Матери и Учительнице нашей. Ибо она, по слову апостола, есть столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ). Ей покоряться повелевает Сам Христос: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). У нас есть предводители, наставники и учители, святые Отцы, которым Апостол Павел повелевает повиноваться: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ). И снова: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово ( Евр. 13, 7 ). Утверждаясь на этих столпах, не упадем. Озаряемые светом этих Церковных све­тил, не помрачимся. Идя за такими предводителями, не упадем в ров погибельный. От него да избавит и противников наших Господь Бог, и да подаст им свет разума, в познание истины об Иисусе Христе, Господе нашем, и Ему сила и слава и во веки, аминь. Читать далее Источник: Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и Муромский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. - 768 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Мало было и того. Преподобный от болезни желудка едва передвигал ноги и однако сам впрягался в соху, чтобы пахать землю для посева хлеба. Он и при этом видимом самоунижении предостерегал душу свою от тщеславия и самоуслаждения. Когда кто из посторонних приходил в пустыню, пустынники немедленно оставляли свою смиренную работу. Тихон не любил разговаривать с мирскими людьми, в том убеждении, что они менее готовы принимать наставления, чем наносить вред неосторожному наставнику своею говорливостью. Так прожил он до глубокой старости, не испрашивая ни у кого подаяния. Он не принял и сана священства до самой кончины, которая последовала 15 июня 1503 г. Бедность старца и учеников его так была велика, что ученики не знали, в чем положить честное тело умершего подвижника: к утешению их, неожиданно суздальский епископ прислал для старца свитку и в ней похоронили св. тело. Вскоре после смерти преподобного на месте его подвигов устроилась обитель в честь свят. Николая. При игумене Константине, начали совершаться исцеления при гробе преподобного; мощи его оказались нетленными: но игумен, поставивший их поверх земли, поражен был слепотою и получил прозрение тогда, когда они опять сокрыты были в землю; с того времени (с 1566 г.) стали торжествовать память преподобного. 457 «Сие глаголет святой, истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворить, затворяет и никто не отворит: ты не много имеешь силы и сохранил слово мое и не отрекся имени Моего. Держи, что имеешь, дабы кто не предвосхитил венца твоего» ( Апок.3,7.8 ). О, когда бы нам сохранить слово Агнца вечного, как сохранил пр. Тихон! Да будет с нами так, его молитвами! Память о преподобных братьях Алфановых: Никите, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исааке Сказание о праведных братьях, написанное в 1606 г., говорит, что родные по плоти Алфановы проводили праведную жизнь и основали сокольницкую обитель. 458 А по летописям, «на Сокольи горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь (девичий) устроиша» в 1389 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010