Рисунок с изображением трех святителей (Атлас,   197 ) сопровождается карандашной подписью: «Новгородские святители», которая, вероятно, сделана Ф. А. Калининым. Ориентируясь на это указание, мы предположительно атрибутируем изображения новгородских владык следующим образом (слева направо): 1) Евфимий II (варианты – Иоанн (Илия), Серапион, Моисей); 2) Нифонт (варианты – Серапион, Феоктист); 3) Иона (варианты – Иоанн (Илия), Моисей, Серапион). Если основываться на указаниях иконописных подлинников, среди новгородских святителей указанные персонажи более всего соответствуют обликам изображенных. Стоит обратить внимание на то, что третий святитель благословляет левой (!) рукой, а Евангелие держит в правой руке. Нам нечем объяснить такое расхождение с традиционной иконографией. Прорись с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы» (Атлас, 198 ) нуждается в подробном перечислении 68 изображенных персонажей. 58 Новгородские святые разделены здесь на правую и левую группы по семь рядов в каждой. В левой группе изображены справа налево: 1-й ряд снизу – Нифонт архиепископ, Евфимий II архиепископ, Моисей архиепископ, Григорий архиепископ, Василий Калика архиепископ, Лука епископ; 59 2-й ряд снизу – Симеон архиепископ, Михаил Клопский, Савва Вишерский, Александр Невский, Зосима и Савватий Соловецкие; 3-й ряд снизу – Никандр Псковский, Никодим Кожеезерский, Антоний Сийский, Евфросин Псковский, Феодор Юродивый, Никола Кочанов; 4-й ряд снизу – Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы; 5-й ряд снизу – князь Владимир Ярославин, Анна княгиня, Иоанн и Лонгин Яренгские, Гликерия Новгородская; 6-й ряд снизу – князь Мстислав Ростиславич, князь Феодор Ярославин, князь Мстислав Мстиславич, Иоанн и Иаков Менюжские; в верхнем ряду – Артемий Веркольский. В правой группе слева направо изображены: 1-й ряд снизу – Никита епископ, Иоанн (Илия) архиепископ. Иоанн III архиепископ, Серапион архиепископ. Феоктист архиепископ. Иоаким епископ; 2-й ряд снизу – Пимен архиепископ, Мартирий архиепископ, Александр Ошевенский, Антоний Римлянин, князь Всеволод (Гавриил) Псковский, Александр Свирский ; 3-й ряд снизу – Нил Столобенский, Арсений Коневский, Ефрем Перекомский, Антоний Леохновский, Антоний Дымский. Варлаам Хутынский; 4-й ряд снизу – Ефрем Новоторжский, Сергий и Герман Валаамские. Арсений Затворник, Афанасий Островский; 5-й ряд снизу – Корнилий Палеостровский, Анания иконописец, Ксенофонт Робейский, Мартирий Зеленецкий, Феофил Омучский; 6-й ряд снизу – Иаков Боровицкий, Феодор Важеозерский (?), Кирилл Новоезерский, Феодор Островский (?), Вассиан Пертоминский или Строкинский; в верхнем ряду – Макарий Черногорский Пинежский. 60

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Вследствие сего завещательного гласа, они износят из лодеек своих мощи на сушу, и положив во гроб, погребают их под большою сосною и поставляют над ними крест. Под сим знамением в недрах мрачной пустыни, среди дремучих лесов, мощи преподобных покоились тридцать три года, именно до 1599 года июня 12-го дня, когда Троице-Сергиево монастыря старец Мамант, находившийся в Лудском селении для присмотра по делам солеварения на заводе, тому монастырю принадлежащем, отправясь из Луды на ладье, вероятно, с солью, к Двинскому устью и плывя по губе, был остановлен противным ветром и волнами прибит к месту погребения преподобных, где он и пробыл четыре дня. Во время четырехдневного пребывания своего здесь, узрел он в сонном видении преподобных и предложил им следующий вопрос: «откуда, братие, приидосте , и как суть имена ваши?». Тогда преподобные, известив его о своем и о причине покоя своего в сей пустыне, и, сказав, что один из них именуется Вассиан, а другой Иона, просили его на месте тел своих (где стоял по их завещании крест), поставить часовню, с надлежащим молитвословием, окадить место сие фимиамом, обещая ему Божью милость – попутный ветер. Веление преподобных старцев исполнил, и по исполнении благополучно прибыл со свою ладьею в назначенное место. После сего благонамеренные люди, то по усердию своему, то спасаясь от морского обуревания, делали в чудотворную часовню вклады и деньгами, и свечами и это происходило от поставления часовни в течении 18 лет, именно до 1617 года. «Приемлющего же, как сказано в Памятной монастырской книге 4 , не бе ту никого же». Но 1617 года, 25 марта, прибыл сюда из Новгородских пределов инок, именем Иоасаф, постриженик монастыря Александра Свирского , родом Свирянин. Он, расчистив место и поставив на нем свою келью, жил в ней один, получая продовольствие от подаяния приходящих на поклонение мощам преподобных, а более от пристававших к берегу для спасения во время морских бурь и волнений. И вот первый инок и основатель и первое собственно монастырское здание Пертоминской обители. Дальнейшее созидание монастыря, церквей и других строений

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Успенский собор. 1683–1692 гг. Фотография. 1886 г. Успенский собор. 1683–1692 гг. Фотография. 1886 г. В 1655 г. указом патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) П. П. м. был приписан к Кий-Островскому Крестному Онежскому мужскому монастырю . Расцвет обители наступил при строителе (1675-1689) игум. Михаиле (Харзееве), бывшем служителе домовой церкви митр. Новгородского и Великолуцкого Корнилия . Игум. Михаил подал челобитную патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову), в к-рой просил об «отводе» П. П. м. от Крестного мон-ря, т. к. Пертоминская пуст. «нерадением до конца опустела, и церкви Божии стоят без пения много времени и священника в ней нет местного», а «чудотворцы Вассиан и Иона в той пустыне лежат в конечном презрении» ( Приклонский. 1927. С. XVI, 21). Грамотой патриарха Иоакима от 11 марта 1675 г. мон-рю вновь была предоставлена самостоятельность. Во время многочисленных поездок в Москву игум. Михаилу удалось установить тесные контакты с царским двором, в результате чего П. П. м. получил ряд льгот: 15 июля 1678 г. для братии «повелено выдать от царских щедрот 50 четвертей ржи»; 9 июня 1680 г. и 14 апр. 1681 г. грамотами царя Феодора Иоанновича мон-рю пожалованы слюдяные промыслы в Кольском у.; 5 марта 1683 г. цари Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич повелели «по все годы не отписываясь, без всякой волокиты, из доходов Архангельского города» выдавать настоятелям и братии «денежного жалованья по три рубли, хлеба по три чети, муки ржаной по полу-осмине, круп освяных, гороху, толокна по полу-осмине, по осмине солоду ячного» и проч. ( Добровольский. 1894. 17. С. 470-471; Приклонский. 1927. С. 22-24, 30-33). За П. П. м. закреплялись земли на Красной Горе, по рекам Луде, Кинжуге, Чухче, Нёноксе, Сосновке, Сюзьме, по ручьям Красному, Каменному, Ратоминскому, Волоцкому, Гладкому, Ягодному, Крадыкину, Аристову. Обители принадлежали зверобойные промыслы и рыболовные тони. Красная Гора с соляной варницей являлась главным хозяйственным центром монастыря, причем обители предоставлялось право на беспошлинную торговлю солью. 1 дек. 1684 г. полковник С. Д. Ружинский «за отпущение грехов» передал П. П. м. в Архангельске новопостроенный хозяйственный двор с летними и зимними избами, лавками, чуланами и погребами. По описи 1687 г., за оградой мон-ря был устроен кирпичный завод, а на морском берегу - большой 2-скатный амбар и «целый парусный флот» - 18 судов, в т. ч. 2 новые «лодки-корелки», 2 дощаника и 2 больших карбаса ( Приклонский. 1927. С. XIX-XX, XXIII, 43-44).

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Г. П. Федотов 239 , В. Н. Топоров 240 и другие исследователи феномена «русского христианства» среди многочисленных особенностей русского религиозного чувства отмечали, например, его «нетерпеливость», тяготение к исключительным, поражающим воображение, но не требующим упорного каждодневного труда видам духовного подвига. Праведнику, с рождения бегущему земных соблазнов, или рачительному устроителю монастырского общежития явно предпочитался «великий грешник», перечеркнувший в едином порыве духа прежнюю жизнь (отсюда популярность на Руси евангельского Благоразумного разбойника). Напомним также своеобразную народную концепцию праведности, с готовностью воспринятую русской словесностью: истинный праведник – не аскет, а бескорыстный труженик, забывающий о себе в заботах о других. Среди отличительных черт «русской святости» – распространенность особого типа святого-страстотерпца, то есть человека, принявшего мученическую смерть (обычно по вине своих единоверцев) 241 . Такой святости требовало нравственное чувство народа, полное сострадания и жажды справедливости. Особенно интересно проявилось это в «житийных повестях» Русского Севера, исследованных Л. А. Дмитриевым 242 . Любопытный продукт религиозного вольномыслия народа, эти памятники были вызваны к жизни потребностями канонизации местночтимых святых, официальное признание которых было, в частности, невозможно без наличия их житий 243 . Такие жития простонародных северных и отчасти сибирских святых XVI–XVII вв. далеки от агиографических канонов. Назовем некоторые знаковые фигуры в галерее святых народной агиографии. Это, например, безвестные люди, трагически погибший в море (Иоанн и Логгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские) 244 . Приказчик, невинно обвиненный хозяином в краже и умерший под пыткой (Василий Мангазейский). Священник, убивший из ревности жену и в искупление греха плавающий с ее трупом в лодке по морю (Варлаам Керетский, ставший одним из покровителей мореходов). Двенадцатилетний крестьянский мальчик, убитый молнией во время полевых работ (Артемий Веркольский, кстати, уроженец того же села, что и Федор Абрамов, мечтавший, по его собственному признанию, о подражании этому святому в детстве) 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

В Соловецком монастыре игумен Филипп положил много трудов по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность игумену Филиппу выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённый в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3/16 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12/25 июня). Новопоставленный игумен всеми силами старался поднять духовное значение обители и её основателей – преподобных Зосимы и Савватия (память 27 сентября/10 октября, 17/30 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесённый на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрёл каменный крест, стоявший некогда перед кельей преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. В Преображенский собор были перенесены мощи святых Зосимы и Савватия. Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Деятельность игумена Филиппа сделала Соловецкий монастырь богатейшим промышленным и культурным центром Северной Руси. Строгий аскет и подвижник, Филипп явился образцовым хозяином, обладавшим большим практическим умом, хозяйственной энергией и предприимчивостью. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов. На поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел. Для того чтобы пополнить запас пресной воды, был прокопан глубокий пруд и проведено осушение болот. Увеличение пастбищ позволило игумену Филиппу обеспечить монастырь скотом, и на островах появились масло и молоко. Огромное количество ветряных мельниц избавило монахов от невероятно тяжёлого труда – размалывать зерно вручную – и дало Соловкам хороший хлеб. Рыболовные и соляные промыслы, организованные игуменом Филиппом в широких размерах, стали снабжать рыбой и солью всю русскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но, по–видимому, в понятиях времени болезнь имела отношение во всех случаях к действиям темных сил. Они-то и «входили» в человека под видом болезни, грозя ему не только смертью, а чем-то похуже и после смерти. Ибо едва восстал с одра поселянин, как увидел «человека черна зело, меч огнен в руку его на коне борзо, яко птица прилете, и восхоте мене посещи», который был остановлен «светлым мужем». В рассказе о чудесах Зосимы кудесник советовал больному обратиться к святому. В рассказе Вассиана Санина святой (как выясняется, «светлый муж» и есть не кто иной, как святой Никита) рекомендует «черному зело человеку» (сатане или его ближайшему помощнику — бесу?) другие адреса, по которым он найдет поживу: «Светлый же он муж возбрани ему глаголя: не сего (т. е. не «поселянина». — А К.), но онсицу и онсицу (такого-то и такого-то. — А К.) во оной веси имя ей нарек, такоже и человеком имена, иже к чародеям ходиша» . Каждому свое — святым принадлежат те, кто им молится, бесам те, кто молится чародеям. Мир святости и мир нечестия не только противостояли один другому — они и соприкасались (непременный элемент житий — борьба святых с бесами), и пересекались, и взаимодополнялись. Поселянин, слушатель и читатель житийных повестей, возможно, уже не обставлял свое жилище лучиновыми крестами и не вырубал на льду кресты в дни христианских праздников. Возможно и другое — старое долго сосуществует с новым. С рубежа XV-XVI вв. появляются житийные сочинения, составившие вершину жанра и вместе с тем предвещавшие его кризис. Главными героями этих сочинений выступают «народные» святые, как называет их JI. А. Дмитриев в исследовании о житийных повестях Русского Севера. «На Русском Севере, — пишет JI. А. Дмитриев, — в народе стихийно возникали свои «народные» святые и этими святыми были не подвижники христианства, а обычные люди, только с необычной судьбой. Такими святыми были Иоанн и Логгин Яренгские, Варлаам Керетский, Вассиан и Иона Пертоминские и некоторые другие. К такому же роду святых относится и Артемий Верокольскии " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни . Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный . Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Митрополит Московский Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину , Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей , к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться. Но новая волна жесточайших казней, случившаяся в 1567 - 1568 годах, привела к решению святителя противостать Грозному. Обличение Святителем царя Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре.

http://drevo-info.ru/articles/8605.html

Иона Пертоминский, Соловецкий, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Иона Пертоминский, Соловецкий, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Иона Пертоминский, Соловецкий, прп. Преподобные Вассиан и Иона - иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии Митрополита Московского (+ 1570, память 9 января). Святых иноков Господь прославил после кончины (1561). Рыбаки и моряки приезжали помолиться в часовню, воздвигнутую в 1599 году над местом их погребения старцем Троице-Сергиева монастыря Мамантом. В 1623 году иеромонах Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иона Пертоминский, Соловецкий, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2534

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН КРЕСТОМИРОВСКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 7 , С. 266 опубликовано: 30 ноября 2009г. ВАССИАН КРЕСТОМИРОВСКИЙ прп.- см. Вассиан Строкинский , а также Вассиан и Иона Пертоминские . Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Вассиан Крестомировский преподобный - см. Вассиан Строкинский, а также Вассиан и Иона Пертоминские Святые Румынской Православной Церкви См.также: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) БРЫНКОВЯНУ КОНСТАНТИН см. Константин (Брынковяну), св. ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/149897.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские Редакция текста от: 17.02.2018 07:41:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/6048.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010