К сим же и духовнаго о вас собрания не оставите до конца, посещающе я всегда, о преподобнии, изобилованием всяцем, и молитеся присно о нас ко Господу, да молитвами вашими грехов прощение получим, и Царствия Небеснаго сподобимся благодатию Его, яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Преподобные Вассиан и Иона Преподобные Вассиан и Иона иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии Митрополита Московского (1569; память 9 января). Святых иноков Господь прославил после кончины (1561). Рыбаки и моряки приезжали помолиться в часовню, воздвигнутую в 1599 году над местом их погребения старцем Троице-Сергиева монастыря Мамантом. В 1623 году иеромонах Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской. Преподобного отца нашего Петра Коришскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 8: Законом Христовым научився,/небрегл еси о пищи и о одежди,/но небесных птиц дело исполнив, отче,/и в пещеру вселився,/без пищи и без покрова на многа лета пребыл еси, преподобне,/темже во свете изыде правда твоя,/и, якоже полудне, отче, возсиял еси. На рало возложил еси руки своя, всечестне,/делая всегда Божественная,/ и не возвратился еси, зря вспять,/но был еси управлен во Царствие Христа,/воплощшагося Бога,/во спасение душ наших. В лодии телесней возим,/кроткими дыхании кроткаго духа/легко прешел еси житейскую пучину, мудре,/ и на Бисере многоценнем твоя имения продав/ и обрет Его, в себе удержал еси,/блажен быв Божественными добротами Его. Преподобен и честен,/светильник Божественный и светоносный/под спудом житейския толстоты никогдаже скрывается,/но на версе полагает его высоких чудес Человеколюбец./Того молитвами, Христе,/даруй людем Твоим велию милость. Слава, глас 1: Наста, Богоносе,/солнца светлейший твой праздник,/озаряет приходящия к тебе верою,/ и безсмертием облагоухает,/ и душам источает исцеления,/Петре преподобне, молитвенниче о душах наших. И ныне, Богородичен, глас тойже: Святейшая святых всех сил,/Честнейшая всея твари,/Богородице, Владычице мира,/спаси ны, Спаса рождшая,/от прегрешений тморичных 15 и бед,/яко Благая, молитвами Твоими. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И сразу же сообрази: а вот две келейных преподобного Сергия иконы, перед коими так же точно, как Серафим Саровский , молился, на коих Сергий угасающий взор остановил. Серафим близок, а Сергий почему далёк?? Вот тебе и ризы Сергиевы пестрядинные, и его ученика фелонь и книга тут. Добавлю, наконец, что и тому радуешься о святых нашего времени, что они доказательство пребывания благодати в церкви Христовой и в наши дни. Убоги, жалки, скаредны ценности мира сего. Только вера Христова есть действительность. Только Мессия истинная реальность. Люблю святых Божиих угодников Севера, своего родного края. Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний Сийский, Кирилл Белозерский и многие, многие… Но вот живу в Средней России два десятка лет, и уж близки стали не только, напр , божественный Сергий и Никон, его ученик чудный, люблю уж не только святых общеименитых «всея России чудотворцев»; Серафима и прочих великих, не только люблю Оптинского Амвросия и Льва, и Макария, и Антония, и Анатолия, в Оптинской подвизавшихся, Димитрия Ростовского , Тихона Задонского , Митрофана Воронежского . Их все знают и ублажают. Везде их лики. О них мог бы как-то и на Севере узнать. Живя в Средн России, люблю, полюбил и по брату ставшего близким сердцу моему Савву Звенигородского. И кто ещё? Да всех святых угодников, что в старых московских градах и обителях почивают. А святые угодники Севера рисуются мне: море шумит, волны бегут, ветры, бегут корабли, белые парусы. И они: Зосима и Савватий, Антоний Сийский, Елисей Сумский, Герман, Иринарх; Пертоминские Вассиан и Иона, Яренгские Иван и Логгин… Везде они по северным морям. Они как чайки, нигде им не загорожено. С кораблями они плывут, обороняют попавших в относ на льдинах, видят их у руля, направляющих в гавань шкуны, видят с веслом правильным на краю льдины. Угодников Соловецких Зосиму, Савватия, Германа, Иринарха, Елеазара, Святителя Филиппа (Колычева) в XVII, XVIII, XIX веках видали многажды на судах, стоящими, как мачты, с мантиями, наполненными ветром, проводящими гибнущий корабль в гавань.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших «ради молитв преподобных» безденежно, и несколько сот наемных рабочих. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Подвижники благочестия Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.). Разрушение Соловецкого монастыря XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. Добровольное заточение

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

После того как выстоял он в изначальных искушениях и с успехом сдал первые тяжелые экзамены пред Богом, Ангел Божий начал раз в 40 дней приносить ему хлеб. Несколько раз являлся ему искуситель-диавол в облике светлого Ангела, но Петр отогнал его крестным знамением и именем Пресвятой Богородицы. За год до смерти обнаружил его некий охотник, выслеживавший на Афоне оленей, и из уст святого услышал его житие. Преподобный Петр преставился в 734 году. Его мощи были перенесены в Македонию. Подвизался Петр посреди пустыни, Скудной, небогатой благами земными; Брань терпя жестокую от демонских прилогов, Одолел их плачем и молитвой многой. Сердце утеснял он и к Богу возводил, От всего земного ум свой отучил. Бдением и гладом себя изнурял, Добродетель всякую ревностно стяжал. Был он правой веры нерушимая стена, В страхе от него бежал гнусный сатана. Яко бестелесный был он в плоти бренной, С Господом беседовал в молитве дерзновенной. Побелел от старости и подвигов, как снег. Жил вдали от и телесных нег. Как-то небеса ему отверзлись в вышине, Оказался Петр в дивной стороне: Видел Матерь Божию и сонм небесных Сил; Каждую обитель он в том Царстве посетил. Ангела Господь к нему нередко посылал, Чтоб Святыми Тайнами Петра он причащал. Был сей Петр воистину духовный исполин, Словно град великий, на горе стоял один. Мудрым он учителем стал на веки вечные Инокам, взыскующим жизни бесконечной. 3. Преп. Тимофей, пустынник Египетский . Сначала подвизался в Фиваиде, а потом удалился в пустыню, где провел 30 лет. Угодив Богу, мирно скончался. 4. Преподобные Вассиан и Иона . Монахи Соловецкой обители. Утонули [в море] и были выброшены на берег в 1651 году. Над их гробницей явилось некое знамение, вследствие чего [на том месте] построили церковь . Позднее там был возведен Пертоминский монастырь. Однажды царь Петр Великий, спасшись от бури, провел там три дня, соорудил крест и поставил его на берегу [моря]. Рассуждение Велико и дивно таинство Причащения. Даже отшельники и пустынники ничего так сильно не жаждали, как только того, чтобы дана им была возможность причащаться Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В «часовой колокольне» находились, очевидно, те часы, которые еще ранее были подарены святителем Макарием, в бытность его Новгородским архиепископом. Ныне эти часы хранятся в Музее-заповеднике Коломенское 616 . Источники указывают, что зодчим развернувшегося монастырского строительства был новгородский мастер «Игнатей Салка, горазд и мудр церковному делу» 617 . Очевидно, во время данного строительства игумен Филипп имел неприятности и был вынужден находиться некоторое время на дворе Новгородского архиепископа Пимена 618 . Настоятель заботился о братии, стремящейся к усиленным подвигам. Для иноков, стремившихся к уединенной жизни, по его благословению были построены на Заячьем острове новые деревянные кельи. В 1554 г., во время устроительства Успенского собора, на Соловки был сослан старец Артемий. В соборной грамоте на имя игумена Филиппа говорилось о его осуждении вместе с еретиком Матвеем Башкиным. Опальному старцу предписывалось «пребывати внутрь монастыря с великою крепостию и множайшим хранением». Игумену же Филиппу при этом предлагалось навещать заключенного и вразумлять его своими беседами 619 . Вскоре монастырский настоятель предпринял строительство грандиозного Преображенского собора. Размах строительства смутил даже братию обители, но святой Филипп не был посрамлен в своем ревностном уповании. Так царь Иоанн Грозный пожаловал два «малых зазвонных» колокола и крупную сумму для приобретения других колоколов. Большое строительство потребовало доставки на остров строительных материалов с материка, во время которой произошли несчастные случаи. В июле 1561 г. при перевозке в обитель извести во время поднявшегося на море шторма затонула лодка, и при этом погибли иноки Вассиан и Иона Пертоминские (пам. 12 июня). Позднее, в 1599 г. старец Троице-Сергиевой обители Мамант построил над их мощами часовню. Как отмечает архиепископ Филарет Черниговский , «по нетлению их несомненно, что они достигли высокой степени совершенства» 620 . Учениками игумена Филиппа были и послушники Иоанн и Лонгин Яренгские (пам. 3 июля), которые также в 1561 г. погибли во время шторма на море. Позднее их тела были найдены и погребены в часовне святителя Николая села Яренги. На этом месте со временем был основан монастырь. Господь почтил их даром чудотворения, а Русская Церковь причислила их к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосии посвятил святого Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей – преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший некогда перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме (†1478), первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма – трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июня). Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святом Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Июнь 5 Феодор Ярославович, князь Новгородский (брат святого благоверного князя Александра Невского), святой благоверный Благоверный князь Феодор Новгородский, старший брат святого Александра Невского, родился в 1218 (1219) году. Княжеское служение его родной земле началось в очень раннем возрасте. По летописям, в 1228 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти. Но вольные новгородцы постановили на вече призвать на княжение св. Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября/3 октября). И не прошло и года, как в феврале 1229 года юным княжичам пришлось покинуть Новгород. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. 30 декабря 1238 г. он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль Залесский. В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей. В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в брак с дочерью святого Михаила Черниговского Феодулией. Когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. Это было 5 июня 1233 года. Святой Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; 25 сентября» 8 октября). В 1614 году шведы, ругавшиеся над всеми святыми, при своем нападении на монастырь, «ищущи поклажи, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и, яко жива, поставили у церковной стены». Новгородский митрополит Исидор, услышав о том, испросил дозволение перенести св. мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Долгое время нетленные мощи девственного князя, источавшие исцеления, почивали в соборе открыто. Служба благоверному князю составлена в 1787 году митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым († 1801 г.). Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

И тут ктото увидел стоявшего на воздухе преподобного Трифона, который какойто чудесной веревкой удерживал их судно. Только этот единственный корабль целым вернулся в Колу, остальные семь со всем своим грузом утонули. Люди, к счастью, остались живы (РНБ. Сол. 188/188. Л. 28 об. – 29 об.). Но далеко не всегда подобные путешествия имели счастливый конец. В 1561 году из устья реки Двины вышли пятнадцать соловецких судов с известью для монастырских построек, по дороге они были разбиты бурей. Во время кораблекрушения погибли два монаха Вассиан и Иона, а с ними шесть человек мирских людей. Море выбросило на берег Пертоминской бухты тела монахов, их мощи были обретены нетленными. Впоследствии над могилой Вассиана и Ионы стало происходить столько чудес, что здесь возник Пертоминский монастырь, а сами монахи были причислены к лику святых. Отважным мореходом и монахом с непоколебимой надеждой на помощь Божию предстает перед нами на страницах Жития Зосимы и Савватия Соловецких монах Савватий (названный при постриге в честь основателя монастыря). Выше уже рассказывалось о его походе за рыбой в Вирму, когда сгорела монастырская трапеза. А вот предыстория этого похода. Перед отправлением на Вирму Савватий пошел в лес рубить лес для постройки новой трапезы. Ночуя в лесу, он несколько раз во сне видел некоего старца, который говорил ему: «Савватий, будь готов ехать на море, за Сальму, чтобы проводить братию, которых отправили на службу». Вернувшись в монастырь, он узнал, что иноки, которых снарядили в Новгород за милостыней для монастыря, возвратились назад, потому что на море оказалось много плавающих льдин. Братия поручила Савватию их проводить. Помолившись перед опасным плаванием у гроба преподобного Зосимы, Савватий благополучно проводил иноков до местечка Луда, где они остановились на ночлег. Судно оставили у берега, хотя Савватий советовал втащить его повыше на берег. Утром обнаружилось, что весла унесло в море, плыть дальше было невозможно. Савватий сказал инокам: «Смотрите теперь, какая беда случилась изза вашего непослушания!» Помолившись преподобным, они через некоторое время увидели, что весла плывут назад к берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сол. 182/182. Л. 193 об.–194). В другой раз, во время безденежья, монахи не знали, как расплатиться с работниками монастыря. Когда братия после вечерни вышли из церкви, то в сумерках увидели какуюто странную гору, возвышавшуюся на берегу. Когда подошли поближе, то оказалось, что на берег выбросило огромного кита. Монастырь продал 230 пудов китового сала за 500 гривен, и обитель была надолго обеспечена (Там же. Л. 195 об.–196). Изза скудости монастырской пашни и угодий в монастыре голодали не только люди, но и скотина. Во время сильной бескормицы трудник Никита, ухаживавший за скотом, день и ночь просил пертоминских чудотворцев о помощи. Както раз, когда он задремал, ему явились во сне преподобные Вассиан и Иона и сказали, в каком селе можно купить сено «малою ценою». Посланные монахи действительно купили 90 возов сена по такой дешевой цене, по какой раньше никогда не покупали: за воз платили всего по шесть денежек (Там же. Л. 202 об.). Однажды на всей территории Поморья случился сильный голод, так как несколько лет подряд овощи и хлеб побивало морозом. Подошли к концу запасы хлеба и в обители преподобного Трифона Печенгского. Положение осложнялось тем, что в монастыре собралось множество лопарей, надеявшихся здесь спастись от голода. Тогда преподобный Трифон принял необычное решение. Взяв с собой нескольких монахов, он ушел в земли Великого Новгорода и здесь, переходя из города в город, из села в село, просил милостыню на монастырь. Все собранное он посылал в свою обитель, как «кокошъ (курица, это сравнение из Жития святого. – Е. Р.), собирая семена» и кормя своих птенцов. Так продолжалось восемь лет, в итоге преподобному удалось спасти братию и монастырь. В 1672 году в окрестностях Сийского монастыря стояла дождливая холодная погода, грозившая всеобщим неурожаем, а значит, и голодом. В разгар бедствия одному из работников монастыря Ивану Тырыданову явился преподобный Антоний Сийский и повелел передать игумену Феодосию, чтобы тот устроил крестный ход к так называемому Угловатому озеру, находившемуся за восемь верст от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 40; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких. СПб., 1900. С. 19; Повесть о пустынножителе Андрее//Архангельский патерик/Иером. Никодим (Кононов). СПб., 1901. С. 177-180. Лит.: Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-110. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник НИКИФОР (в монашестве Никита) (80-е гг. XVI в. - 1616), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Новгородец, пустынник Соловецкого о-ва АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/115322.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010