Как на небе сияет множество звезд, так в мире православном сияют светом благочестия святых обителей. Одно из первых мест среди них занимает, несомненно, Соловецкий монастырь, основанный трудами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. На далеком севере, среди льдов Белого моря, на безлюдном, пустынном некогда, острове красуется своими белыми церквами, окруженная высокими серо-каменными стенами, эта издревле славная обитель и привлекает к себе тысячи православных паломников. – «Тысячи народа из всех далеких краев России ежегодно притекают сюда, чтобы так или иначе восприять здесь частицу лучезарного света и понести ее в темные уголки, во всех концах обширного нашего отечества». А многие навсегда остаются здесь для иноческих подвигов и трудов на монастырских послушаниях. Здесь всегда были и есть, великие в своем смирении и простоте, подвижники благочестия, жизнь которых может всякому послужить образцом для подражания. Еще при жизни первоначальников обители преп. Зосимы, Савватия и Германа процветало здесь строгое, подвижничество, и среди учеников преподобных было несколько лиц, отличавшихся святостью своей высоко христианской жизни. Таковы были: Иоанн – свещеносец, Стефан – трудник, Зосима – учитель и духовный отец преп. Феодорита-просветителя кольских лопарей, Герасим, удостоенный не раз явлений преподобных Зосимы и Савватия и другие. В XVI и XVII веках духовная жизнь развивается пышным цветком. Четверо учеников св. Филиппа, игумена Соловецкого (1548–1566), а потом митрополита Московского, были прославлены от Бога, за свою святую жизнь, нетлением мощей: это были преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, и, Иоанн и Лонгин Яренгские, – утонувшие на Белом море, при исполнении монастырского послушания. Подвизается преподобный Елеазар Анзерский, своими молитвами испросивший царю Михаилу Феодоровичу сына, Алексея Михаиловича. Вместе с ним подвизаются его блаженные ученики Никифор, Никодим и Никон. Последний, однако, через несколько лет, по несогласию с Анзерской братией, оставил остров, но со своим учителем навсегда остался в дружественных отношениях. Будучи сначала Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон не забывал своего наставника и содействовал устроению его скита. Его любовь сказывалась во всем. До нас сохранилась одна грамота Никона, в которой он пишет, что, посылая на братию рыбы 11 осетров, для строителя старца Елеазара, особо присылает еще «рыбу белужку» 1 , что уже само собой опровергнет то несправедливое мнение, что Никон и Елеазар были во вражде. 2 Другие два ученика преп. Елеазара всю жизнь подвизаются вместе с ним. Никифор умер ранее, и преп. Елеазар, горячо любивший его, просит Бога открыть загробную судьбу своего ученика и был удостоен видения блаженной участи усопшего и назвал его праведным. Никодим же, по смерти преп. Елеазара (1656 г.) занял его должность и скончался уже позже – в 1677 году; но неразлучные при жизни, они все трое и по смерти неразлучны; их гробницы находятся в одной часовне и друг подле друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Преподобные Вассиан и Иона подвизались в Соловецкой обители при св. игумене Филиппе, впоследствии московском митрополите. О жизни сих святых подвижников не сохранилось сведений. Известна только их кончина. Во время построения соборного храма св. Филиппом в 1561 г. они были посланы за известью и на возвратном пути, во время бури, утонули. Тела их были выброшены на берег у некой губы и здесь похоронены крестьянами. На месте погребения была воздвигнута часовня, около которой по времени стали селиться иноки, а при гробах совершаться чудеса. Затем здесь построен был храм, и образовалась обитель, называемая Пертоминской. Мощи святых почивают в обители под спудом. 13-е число Мученица Акилина пострадала за веру Христову, будучи 12 лет от роду. Мать ее была христианкой и воспитала дочь в христианском благочестии. Акилина, будучи еще 10 лет, старалась отвратить своих подруг язычниц от идолопоклонства. «Зачем вы молитесь идолам? – говорила она им. – Смотрите, в них нет ни чувства, ни жизни». Когда же подруги указывали Акилине, что ее Бог был распят иудеями и умер, она отвечала; «Он умер для искупления людей и воскрес из мертвых». Однажды подслушал такой разговор один из слуг царского наместника и донес своему господину. Это было в III веке, во времена гонений от Диоклетиана. Наместник Волусиан приказал мучить Акилину. «Где же теперь твой Бог ? – издевался Волусиан над Акилиной. – Пусть Он придет и отнимет тебя из моих рук». Но св. мученица отвечала: «Он невидимо со мной, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне крепости и терпения». Тогда Акилине провертели голову раскаленным железом и выбросили ее за город. Но Господь исцелил мученицу, и она ночью явилась в дом Волусиана. Волусиан испугался, позвал своих слуг и велел стеречь мученицу до утра, а наутро отсечь ей голову. Это было в 293 г. в Вивле Финикийском. Мощи св. Акилины были перенесены в Константинополь. Мученица Антонина пострадала в III веке. Св. Трифиллий был епископом города Левкусии на острове Кипре; жил в IV веке при святителе Спиридоне и был его учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Спасающие на водах Искусствоведы выделяют группу святых, которых чтили непосредственно в Поморье. Особо выделяются в экспозиции иконы насыщенного синего цвета, привезенные из села Луды. На них -лики святых Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских. Написаны же они были в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. «Угодники Божии помогали жителям Поморья. Неудивительно, что около святых Иоанна и Лонгина Яренгских изображены бушующее море и судно: надо было спасать поморов во время шторма и бед, которые оно создавало, - рассказывает Татьяна Кольцова. - Поморы необычайно любили своих святых, спасающих на водах, помогающих на суше. Конечно, более всего любили святителя Николая. Про него говорили: от Архангельска до Колы тридцать три Николы. Это тридцать три Никольских храма по побережью Белого моря. Все правильно - святитель Николай спасал. Однако очень почитали и местных святых. Например, Вассиана и Иону Пертоминских. Поселок Пертоминск у северян на слуху. Когда-то там был знаменитый Пертоминский монастырь. На старинной иконе его основатели изображены на фоне храма Преображения. Святые Вассиан и Иона считались покровителями поморов, и мощи их почивали в этой обители. Интересный факт: в их житии говорится о том, что покоились святые рядом, а между двумя гробницами росла рябинка. К сожалению, мощи Ионы и Вассиана были вскрыты в 1920-е годы, так же, как и мощи Иоанна и Лонгина Яренгских. Опять знакомое географическое название - деревня Яреньга, тоже на побережье Белого моря. Иноки Соловецкого монастыря Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути их погубила буря, разыгравшаяся в Белом море, а нетленные тела, спустя время, были обретены на берегу. На том месте установили часовню, в которой покоились мощи преподобных. Позже появилась и небольшая обитель. А на иконе угодников Божиих - посмотрите: бушующее море, и то ли тонущий, то ли спасающийся корабль. К этим святым обращались, прося покровительства во время плавания».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_2.html

Творец и Податель жизни нашей есть Господь. В гимнографии эта истина изображается через образ Древа жизни, которое олицетворяет Христос Спаситель. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (†1561; пам. 5 июня), подвизаясь на Соловках, “…до­стойны были… Древа животнаго садове быти, и плод ваш страданьми и венцы прецвете” 25 . Своими подвигами преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) “…достиг еси широты райския и Древа жизни” 26 ныне причащается. Ниже говорится, что “пустныню” подвижник “совершил еси яко мысленный рай, приносящ цветы Божественныя” 27 . Преподобный Нил Сорский (†1508; пам. 7 мая), основавший скит для монашествующих, ищущих особых уединённых подвигов: “Мысленный рай показался… произращая различных добродетелей цветы, плоды красны своему Владыце принесл” 28 . Образы растительного мира использованы для прославления Сорского подвижника, к чему призываются верующие: “…яко цветы, увенчаем, похвальныя венцы плетуще… радуйся, цвете монашествующих краснейший, во удолиих 29 пустынных прозябший… Радуйся, древо благоплодное, при исходищах вод псаломски насажденное и плодами исправлений и богомудрых писаний твоих множества иночествующих питающе” 30 . Преподобный Герасим Вологодский (†1178; пам. 4 марта) прославляется как “цветник благовонный и рай сладости” 31 . В Таинстве Евхаристии используется вино и поэтому важная особенность темы “растений” в гимнографии — это лоза, грозди, виноград, вино. Аскет и подвижник, преподобный Иоанн Лествичник (†649; пам. 30 марта), известен своими трудами и бессмертным творением, которым назидаются православные верующие: “Веры грозд Божественным земледеланием твоим, отче, воспитал еси, и в точила вложил еси, и изгнал еси труды обучения, и, чашу исполнив духовную воздержания, веселиши сердца паствы твоея” 32 . В службе на Обретение мощей святых мученик иже во Евгении (пам. 22 февр.) говорится: “Якоже винограда лозие невещественнаго суще, гроздие нам богоразумия процветша и вино источиша безсмертия всем яве” 33 . Преподобный Зосима Соловецкий (†1478; пам. 17 апр.) подвизался на севере, на Соловецком острове в Белом море, а в службе ему говорится о южном винограде: “Лоза плодовита, отче, душа твоя бысть, вино умиления искапающи нам, страсти очищающее и души божественне веселящее” 34 . В службе святителя Евтихия Константинопольского (†582; пам. 6 апр.): “Небосажденна розга 35 во дворех Божиих, прозябл еси гобзованныя 36 плоды добродетельных деяний” 37 .

http://pravmir.ru/rayskiy-sad-i-ego-nasa...

Терзаемый угрызениями совести и сознавая свою неправоту пред святителем, Иоанн Грозный, после его кончины, обратил свой гнев на лжесвидетелей против св. Филиппа; 10 соловецких иноков, лжесвидетельствовавших против него, были разосланы по дальним монастырям на покаяние, а настоятель Паисий сослан в заточение на остров Валаам. Некоторое время и сама обитель была в немилости у царя и даже, как бы в наказание, ей не назначался игумен, а для управления были присланы два инока Белозерско-Кириллова монастыря. Обратимся теперь вновь к судьбам Зосимо-Савватеевской обители. В 1541 году, царь Иоанн Васильевич пожаловал обители так называемую «Несудимую грамоту», по силе которой не только настоятель и монастырская братия были освобождены от власти царских наместников, а единственным судьею по всем проступкам являлся царь, но даже и монастырские крестьяне были также изъяты из ведения тиунов или судей, за исключением только преступлений уголовных – убийства, разбоя и т. п., и судились настоятелем монастыря. Было также предоставлено право в открывавшиеся под ведением Соловецкой обители новые монастыри и скиты назначать игуменов, или так называемых строителей, непосредственно властью Соловецкого игумена. В течение всего своего царствования, царь Иоанн Васильевич Грозный прислал в обитель вкладов и пожертвований одними деньгами не менее 5.000 руб., главным образом, на помин душ усопших; особенно много и часто присылал по душе царевича Иоанна, двоюродного брата своего Владимира Андреевича и др.; так, между прочим, записано 1.100 р., присланных на поминовение по опальных новгородцах – 753 душах, которых, как было сказано в поминальной записке, – «отдал Малюта Скуратов». В 1561 г. в монастырских летописях записано: разбито 15 гудов, причем погибли два инока: Вассиан и Иона. Нетленные мощи их были обретены в Унской губе и погребены в Пертоминской обители, Архангельского уезда. До 1571 года Соловецкая обитель пребывала в полном покое, не помышляя даже о возможности нападения каких-либо внешних врагов. С этого же года начинается борьба обители со шведами, норвежцами и финляндцами, борьба, тянувшаяся столетия и оконченная только русским богатырем Великим Петром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- А как сегодня обстоит дело с церквями Летнего берега Белого моря? - Летний берег без храмов опустел. Там разрушено многое, практически ни одной действующей старой церкви не осталось. Правда, в последнее время к идее восстановления православных святынь вернулся национальный парк «Онежское поморье!». Думаю, что у Национального парка все может получиться. Люди там работают толковые - В Лопшеньге храм современный, но построен по старым чертежам? - Лопшеньгская церковь, построенная мной, не вполне похожа на предыдущую, давно порушенную. Чертёж её я ее выбрал из многих старых чертежей. Она, в самом деле, очень похожа на ту, что стояла здесь раньше. В ней служил мой родной прадедушка протоиерей Васильевский Павел Михайлович. В Яреньге, деревне, что в семнадцати километрах от Лопшеньги, церковь названа в честь святых Иоанна и Лонгина, там мой прадед тоже служил. Она разрушена еще во времена моего детства. Пертоминский монастырь, место упокоения святых Вассиана и Ионы, разрушили до основания. Причем можно предполагать, что мощи Вассиана и Ионы находятся в этом месте до сих пор. Я лично разговаривал с директором Пертоминской школы, и он рассказал, что в свое время на развалинах монастыря школьники делали приборку. И обнаружили между этажами одной из башен какие-то гробницы. Я уже трем епископам говорил: возможно, здесь покоятся Вассиан и Иона, великие пертоминские святые? Может быть, их не успели вывезти чекисты перед тем, как устроили, здесь концентрационный лагерь. Хорошо, если это было бы так. Нынешний митрополит Корнилий, по- моему, за дело взялся основательно. Беседу вёл Анатолий Беднов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России бабушка открыла кредитную пирамиду на миллиард После тяжких сборов девочку из Чебоксар вылечили в Израиле В РФ рассматривают проект о миграционном режиме высылки: СМИ Эксперты рассказали на каком уровне будет курс валют в мае: график

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/01/...

к) 1654 г. окольничий Федор Бутурлин положил вкладом образ Пресвятой Богородицы с Ростовскими чудотворцами, обложенный венцами и , и другой образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с таковым же окладом, и, кроме того, двоеличной камки на сосуды покровы с золотыми крестами. л) 1785 г. генерал-майор Петр Мартьянов приложил три образа в киоте деревянном: из них два двунадесяти Апостолов, а третий Вознесения Господня, с двумя ликами св. Иоанна милостивого и св. Иоанна воина, в серебряных окладах, с венками чеканными. м) 1826 г. июня 21 дня, 1-го ранга Алексей Сарычев пожаловал в церковь преподобных две хоругви на голубой французской тафте, обложенные кругом бахромою с золотыми на концах кистями; на одной хоругви изображение знамения Пресвятой Богородицы, а на обороте ее св. Иоанн Предтеча и Симеон Богоприимец; на другой св. мученики: Гурий, Самон и Авив, а на обороте – Зосима, Савватий Соловецкие, Вассиан и Иона Пертоминские чудотворцы. н) Того же года Архангельский купец Афанасий Плотников приложил во храме преподобных угодников два серебряных сосуда, внутри золоченые, весом 43 золотника. Угодья монастыря До штатов было за монастырем 25 душ крестьян. Когда и кем пожалованы неизвестно. В 1800 году дано монастырю земли: 1) Пахотной, именуемой Банное поле, находящееся близ монастыря, 4 десятины 1400 квадр. сажен. 2) Сенокосной в разных местах, а именно: а) в наволок две десятины 528 квадр. сажен. б) при Каменном ручье 11 десятин 1600 квадр. сажен. в) неудобной одна десятина 165 квадр. сажен. г) в Ягодном и Островской 11 десятин 1242 сажени. д) неудобной одна десят. 2100 квадр. сажен, расстоянием от монастыря в 10 верстах. Сверх сего, монастырь имеет следующие угодья: четыре тони рыбных и звериных на Унском берегу, кои состоят на оброке, так же озеро с истоком для ловли на рыбы, за губою на Лудской стороне, называемое Ратоминским, и при нем сенные покосы, расстоянием от монастыря в 20 верстах. Довольствие монастырь получает и от домашнего хозяйства, хотя и малого, состоящего из рассадки огородных овощей и скотоводства. Лошадей с нужными для хлебопашества инструментами содержится в нем две-три, а рогатого скота штук до десяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

11 февр.) говорится: «Житию ангельскому ревнитель бысть, святе, подражая тех ангелоподобное житие» 592 . Ниже Церковь обращается к нему: «О преблаженный отче Димитрие, гражданин явился еси мысленнаго рая, лоза пресветла винограда Христова, плод имущи вечныя жизни» 593 . В службе Собору Радонежских святых читаем: «Яко многоплодный вертоград явися на земли Радонежстей обитель Троицы Живоначальныя» 594 . В службе преподобного Михея Радонежского (†1385; пам. 6 мая) говорится: «Радуйся, пустыне Радонежская, прорастившая крины духовныя в вертограде преподобнаго Сергия» 595 . Великие подвижники Церкви – это подражатели Христу и исполнители Его заповедей. Священномученик Поликарп Смирнский (†167; пам. 23 фев.) свою верность и преданность Богу запечатлел своими страданиями и теперь в службе он называется «Многоплодный добродетелей доброплодный сад Владыце явился» 596 . В службе святителю Никите Новгородскому (†1108; пам. 31 янв.) образно говорится о плодах его архипастырской заботы о врученной ему паствы: «Яко сад присноцветущ, люди твоя сотворил еси, сия во благочестии возрастив, умножил еси, и от сего верен раб и делатель винограда Христова показался еси» 597 . В службе священномученика Климента Анкирского (†312; пам. 23 янв.) образ сада использован для описания и прославления страданий святого иерарха: «Верт зряще твоего страдания, ран цветы, блаженне, твоих, радующеся, пожинаем и различными чудесы чувства обвеселяем» 598 . Образ сада со множеством ценных деревьев показан в службе отцов Киево-Печерских, их же нетленные мощи почивают в Дальней пещере (Пам. 28 авг.): «Вертоград заключен ты еси, пещеро святая, в тебе бо Садитель Вышний насади множество древес, богоносных отец, аки кедров ливанских, иже досягоша Небес высотою, имже удивляяся, пою песнь Богу моему» 599 . Творец и Податель жизни нашей есть Господь. В гимнографии эта истина изображается через образ Древа жизни, которое олицетворяет Христос Спаситель. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (†1561; пам. 5 июня), подвизаясь на Соловках: «...достойны были...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Святость Филиппа как бы отражалась и на его присных учениках, и само нетление, которое его ожидало за подвиг мученичества, даровано было некоторым из них, за бедственную кончину, постигшую их на трудном подвиге послушания. В дни настоятельства Филиппова разбило на устье Двины несколько ладей соловецких, плывших с известью для построения храма; потонули четверо из благоговейных иноков, и впоследствии обретены были их телеса, до которых не прикоснулось тление и на дне пучины. Иона и Вассиан прославились в Пертоминской пустыне, что на Унских Рогах, а два других еще не постриженных послушника, Иоанн и Лонгин, положены были на поморье, в церкви села Яренского; они доселе ожидают перенесения в родную свою обитель, которой служили при жизни и которую прославили по смерти, исцелениями, доселе истекающими от их гробниц. Буря, их потопившая на море, случилась в 1661 году, а семь лет спустя должна была восстать иная, более страшная буря нравственная, на их великого пастыря, и потопить его в своих волнах. Странная судьба святителя Филиппа и грозного царя! Любит и чтит его Иоанн, на пустынном его острове, потому что в отрочестве играл с ним в числе сверстников своих, детей боярских, и потом не раз видал его у себя в столице, уже как настоятеля обители Соловецкой. Он вызывает его на кафедру святительскую, потому что нужен достойный преемник Макарию и хочет он видеть праведного мужа во главе иерархии Российской. Уже царь избирал духовника своего Афанасия и, по скорой его кончине, святителя Казанского Германа, но испугался его обличений. Что же влечет Грозного обращаться к людям особенной святости, когда бы он мог легко найти вокруг себя человекоугодников беспрекословных? Иоанн не в мире сам с собой; он чувствует свою душевную немощь, которая временно обуревает лучшую его природу, а между тем в нем еще глубоко укоренено уважение к сану священному; посему ищет он праведника на кафедру святительскую, чтобы тот, самим безмолвием своим, как бы оправдал его мрачные деяния, будучи сам не укорителен по святой жизни. Тайное угрызение совести заставляет Иоанна действовать против самого себя, чтобы обрести для себя молитвенника против ее упреков; но когда встречает он явное себе пререкание, то худшее преодолевает лучшее в смятенной душе его; благое намерение постепенно уступало раздающейся страсти, доколе наконец не вспыхнуло раздуваемое со стороны пламя, и не обрушилась вся сия страшная буря на главу невинной жертвы, как на мету всех пререканий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010