8 октября). В 1614 году шведы, ругавшиеся над всеми святыми, при своем нападении на монастырь, «ищущи поклажи, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и, яко жива, поставили у церковной стены». Новгородский митрополит Исидор, услышав о том, испросил дозволение перенести св. мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Долгое время нетленные мощи девственного князя, источавшие исцеления, почивали в соборе открыто. Служба благоверному князю составлена в 1787 году митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым († 1801 г.). Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы, преподобные Преподобные Вассиан и Иона — иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского († 1570; память 9/22 января). Немалотруден был тогда подвиг братства Соловецкого. При строении соборного храма обители Соловецкой в 1561 году на твердую землю за известью посланы был иноки Вассиан и Иона. Когда суда возвращались в Соловецкий монастырь, то при впадении Северной Двины в Белое море они были застигнуты бурей и утонули. Но Господь прославил преподобных после их кончины — телес их не коснулось тление на дне морской пучины. Святые мощи преподобных Вассиана и Ионы, вынесенные волнами на восточный берег Унской губы, были обретены крестьянами и погребены. Вскоре преподобные явились во сне старцу Троице-Сергиевой обители Маманту, который управлял соляными варницами в Унском посаде, и он в 1599 году воздвиг часовню над могилами преподобных. Впоследствии, по случаю многих исцелений, совершавшихся над их гробами, в 1623 году иеромонах Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской, и вкладами царскими сооружена была церковь во имя Успения Богоматери. Память преподобным Вассиану и Ионе совершается дважды в год: 5/18 июня — обретение святых мощей и 12/25 июня. Константин, митрополит Киевский, святитель В 1155 году ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий вступил в первопрестольный град Киев и стал великим князем. Объединив почти всю Русскую землю, Юрий Долгорукий приступил к разрешению церковных дел, требовавших устроения с 1145 года, когда митрополит Киевский Михаил оставил кафедру и удалился в Константинополь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Как совершалось преуспевание их в духовной жизни, о том не сохранилось известий: но по нетлению их несомненно, что они достигли высокой степени духовного совершенства. Самый последний подвиг жизни их свидетельствует, что они были чада послушания. – В 1561 г. по воле святого игумена Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твердую землю. На возвратном пути из устья Двины буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Иона выброшены были на восточный берег у некой губы. 415 Крестьяне унского посада нашли нетленные тела преподобных и сперва хотели перевезти их в свой посад, но он стоял за 25 верст от того места и они похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 г. построил над мощами их часовню. В след за тем близ часовни поставил себе келью отшельник и к нему пришли другие, а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм и отправился за антиминсом в Вологду: но был убит ляхами. Спустя 5 лет после того, как волнения, поднятые самозванцами – утихли, храм был освящен в честь преображения Господня и образовалась пертоминская обитель. 416 Вот один из многих опытов загробной деятельности святых пертоминских! В обители их чувствовали недостаток в сене нужном для скота. Более других скорбел о нужде благочестивый послушник Никита, скорбел и молился о помощи. В одну ночь после молитвы заснул он. И вот являются преп. Вассиан и Иона. «Ты призывал нас, говорят они; но нас не было в обители, – мы промышляли сена для скота; – Бог посылает тебе довольно сена, – не скорби; скажи братии – сено куплено, пусть пошлют в ближние поселения». Когда послали в унскую волость, то купили до 90 возов и за цену небывалую, по 6 денежек за воз. 417 Ныне мощи пр. Вассиана и Иона почивают под спудом в каменном храме успения Богоматери, освященном в 1691 г. Петр 1 спасся здесь от бури, застигшей его на пути из соловецкой обители в Архангельск; пробыв в обители три дня, он сам своими руками устроил огромный крест, нес его на плечах своих из обители до берега и поставил с голландскою надписью: «сей крест поставил капитан Петр в лето 1694».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1764 г. мон-рь был упразднен, возобновлен в 1774 г., однако, по-видимому, потом пришел в упадок. По свидетельству еп. Макария (Миролюбова) , в 1881 г. из монастырских построек сохранился только каменный Преображенский собор, построенный в 1684 г. В нач. XX в. над мощами святых поставили посвященную им каменную церковь. Местная канонизация В. и И. была подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г., а также в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные в 1974 и 1981 гг. Частицы мощей преподобных ныне хранятся в Покровской ц. близ г. Кириллова (Вологодская обл.). В лит-ре XIX в. Пертоминский мон-рь может именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), в связи с чем в агиологической лит-ре (у архиеп. Сергия (Спасского) в Месяцеслове (Т. 3. С. 554), Е. Е. Голубинского в «Истории канонизации русских святых» (С. 319) и др.) встречаются сообщения о несуществовавшем святом - Вассиане Крестомировском (Крестиморовском, Кратемировском), под к-рым должен пониматься или Вассиан Пертоминский, или прп. Вассиан Строкинский . Ист.: Описание о российских святых. С. 161; Служба преподобным отцам Вассиану и Ионе, Пертоминским чудотворцам. СПб., 1861. М., 19022. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 509-510; Архангельский сб. или мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. С. 211; Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на 4 столетия от основания Соловецкого мон-ря до нашего времени. М., 1833. С. 30; ДАИ. СПб., 1867. Т. 10. 71. С. 300-310; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Ч. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря. Архангельск, 1894; Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Ключевский. Древнерусские жития. С. 348; Яхонтов И. Жития св. севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 157-159, 297-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 99-100; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178-179; Голубинский. Канонизация святых. С. 133; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 75-77; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 217, 259; Соловецкий патерик. С. 70-73; Белоброва О. А. , Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457.

http://pravenc.ru/text/149891.html

1041. Пертоминский – Преображенский – Крестиморовский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ. и уезда, в 120 вер. к зап. от Архангельска, на мысе Белого моря, известном под именем Красный Рог, при входе в Унскую губу, в 24 вер. к сев.-вост. от Унского посада. На месте монастыря в 1566 г. были погребены утонувшие во время бури Соловецкие монахи Вассиан и Иона. В 1599 г. по чудному явлению на могиле их построил часовню старец Мамонт, из Троице – Сергиева мон., около которой в 1617 г. поселился в келье инок Иоасаф, постриженик Александро – Свирского мон., а вслед за сим собралась братия, устроившая и церковь . В соборном храме Преображения, построенном в 1680 г., Имп. Петр I принес благодарение Богу за спасение жизни в 1694 г. от сильной бури на Белом м. Мощи преп. Вассиана и Ионы, память которых чтится 12 июня, почивают в церкви Зосимы и Савватия, существующей с 1804 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 508 (Пертоминский); 1017 (Крестиморовский); Ратшин, 12; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 67; “Опис. монаст.», 1817 г., 85; Лепехин, “Дневн. запис.», III, 35; Молчанов, “Арханг. губ.», 86; Козлов, “Архан. губ.», 338; Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», I, 49; “Справоч. кн. Арханг. губ.», 1860 г., 14, 126; “Арханг. сборн.», I, 211; Фон Пошман, “Опис. Архан. губ.», I, 59; “Арханг. губ. вед.», 1838 г., 20 (Грам. 1694 г., сохранив. в губерн. Архан. Правления, стольн. и воев. Апраксину о рыбн. ловл., лесн. дачах и проч., принадлежав. Пертомск. и Сий. мон.), 23 (строитель пустыни Михаил); 1849 г., 46 (Грамота 1683 г. ц. Иоанна и Петра Алекс.), 47 (Опис. монастыря); 1853 г., 5 (происхожд. слова Пертома); “Вилен. губ. вед.», 1862 г., 14 (приглашение иером. Аполона к пожертвованию и с изложением настоящего положения мон.); “Извл. из отч. Об. Пр.», 1854 г., 81 (надел. лесом); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 161, 317; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 831, 15; Ключевский, “Жит. свят.», 348; “Дополн. к Акт. истор.», X, 71 (Акты 1683–86 г. о возобновленви; в 1683 г. строит. иеромонах Михаил Харзеев; в 1627–1633 г. черн. поп Антоний); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имел 25 душ крест.); 1881 г., IV, еписк. Макария, “Ист. стат. опис. зашт. Пертом. м-ря», 1–20; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было: строителъ, иеромонах, 6 монахов и служитель); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 267 (обозр. древн. Русск. памятников).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По окончании бури 6 июня Царь Пётр выбыл из Пертоминского монастыря и благополучно достиг Соловецкой обители, где провел трое суток в посте и молитве, после чего выбыл в Архангельск, куда и прибыл благополучно 13 числа того же месяца. Итак, в нынешнем (1894) году исполнилось 200 лет, как со времени открытия мощей одного из пертоминских чудотворцев, так и со времени посещения Пертоминской обители Государём Петром I и устроения им собственноручно деревянного креста, ныне хранящегося в Архангельском Кафедральном соборе. Протоиерей Илья Легатов, Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь — упразднённый православный мужской монастырь, находившийся в посёлке Пертоминск Архангельской области. Располагался в Архангельском уезде Архангельской губернии, на мысе Белого моря под названием «Красный Рог», на восточном берегу Унской губы, в 118 верстах (около 125 км) к северу от Архангельска. На месте будущего монастыря были погребены утонувшие здесь в 1561 году во время ловли Соловецкие иноки святые Вассиан и Иона. В 1599 году над их могилами старец Троице-Сергиева монастыря поставил часовню, после чего к этому месту стали стекаться паломники и жертвовать на устройство святыни. Датой основания монастыря считается 1617 год, когда около часовни инок Александро-Свирского монастыря Иоасаф поставил себе келью и привлёк своей подвижнической жизнью ещё большее количество паломников. Вскоре вокруг Иоасафа сложилась монашеская община. В 1655 году новый монастырь был приписан к Онежскому Крестному монастырю, а уже в 1675 году стал самостоятельным. Монастырь посетил император Пётр I, где в храме Преображения 5-го июня 1694 года принёс благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. Пертоминская обитель была тогда щедро награждена царём. В присутствии императора и архиепископа Холмогорского Афанасия тогда же состоялось обретение мощей святых соловецких иноков, которые были положены в Преображенском храме. На месте своего спасения, на берегу, Петр I поставил крест около трёх метров высотой, на котором собственноручно вырезал надпись: " DAT KRUIS MAKEN KAPTEIN PITER VAN А СНТ.

http://sobory.ru/article/?object=15384

ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕОРГИЙ Яковлевич Извеков (1874-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских ) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Владимирович Русинов (1871-1937), свящ., сщмч. (в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник ИОАНН Яковлевич Васильев (1886-1942), свящ., сщмч. (пам. 4 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские

http://pravenc.ru/rubrics/122342.html

В 1694 г. царь Петр I, плывший вместе с архиеп. Афанасием (Любимовым) из Архангельска на Соловки, попал недалеко от Унской губы в сильный шторм. 2 июня царский корабль благополучно пристал к берегу, был отслужен благодарственный молебен, а 5 июня архиепископ совершил всенощное бдение, за к-рым царь пел на клиросе и читал Апостол. После службы Петр повелел архиеп. Афанасию освидетельствовать мощи В. и И. Под спудом были обретены останки только одного святого - кого, осталось неизвестным. После освидетельствования мощи были положены на прежнее место. В благодарность за чудесное спасение Петр I пожертвовал на строительство монастырских стен 200 р. и 60 р. на милостыню для братии, а также рыбные и звериные ловли. В память о пребывании в обители царь срубил деревянный крест и установил его на берегу. На кресте он вырезал надпись на голл. и рус. языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». В 1805 г. по повелению имп. Александра I крест был перенесен в кафедральный собор Архангельска. После обретения мощей игумену мон-ря было велено «приити в Москву, да тамо сочинивше службу преподобным от чудес, повелением царевым в тиснение предати». Однако соч. «О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексиевича... из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу, троекратно бывших» (М., 1783), автором к-рого считается архиеп. Афанасий, не упоминает о канонизации святых в связи с посещением царя. Хотя, видимо, канонизация состоялась в годы пребывания архиеп. Афанасия на Холмогорской кафедре (1682-1702). «Сказание» сообщает, что архиерей, долго не веривший в чудеса Пертоминских святых, после чудесного видения изменил свое отношение к ним. В списке пространной редакции жития сер. XVIII в. (РНБ. Сол. 189/189) помещены тропарь, кондак и молитва В. и И., в списке XVIII-XIX вв. (РНБ. Сол. 182/182) - служба святым. Большинство чудес, содержащихся в «Сказании», рассказывают о помощи святых своей обители в годы неурожаев и голода. «Чудо о недороде» (Сол. 182/182. Л. 205-206а об.) повествует, как во время сильного голода по решению братии в город за пропитанием пошел казначей Варсонофий, в это время вся братия служила молебен у раки святых. В городе казначей первым делом посетил дом купца Степана Дмитриева, к-рый по наущению жены Марии Александровны отказал Варсонофию. Днем Мария увидела сон, в к-ром неизвестные ей святые умоляли ее пожалеть голодных монахов. Проснувшись, она на иконе узнала явившихся ей во сне В. и И. Осознав свой грех, женщина попросила мужа найти приходившего к ним инока и дать мон-рю 30 мер хлеба. Рассказ об этом чуде пертоминские монахи слышали от самой Марии Александровны.

http://pravenc.ru/text/149891.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_5.html

Преподобные Вассиан и Иона – иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского († 1570; память 9/22 января). Немалотруден был тогда подвиг братства Соловецкого. При строении соборного храма обители Соловецкой в 1561 году на твердую землю за известью посланы был иноки Вассиан и Иона. Когда суда возвращались в Соловецкий монастырь, то при впадении Северной Двины в Белое море они были застигнуты бурей и утонули. Но Господь прославил преподобных после их кончины – телес их не коснулось тление на дне морской пучины. Святые мощи преподобных Вассиана и Ионы, вынесенные волнами на восточный берег Унской губы, были обретены крестьянами и погребены. Вскоре преподобные явились во сне старцу Троице-Сергиевой обители Маманту, который управлял соляными варницами в Унском посаде, и он в 1599 году воздвиг часовню над могилами преподобных. Впоследствии, по случаю многих исцелений, совершавшихся над их гробами, в 1623 году иеромонах Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской, и вкладами царскими сооружена была церковь во имя Успения Богоматери. Память преподобным Вассиану и Ионе совершается дважды в год: 5/18 июня – обретение святых мощей и 12/25 июня. Константин, митрополит Киевский, святитель В 1155 году ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий вступил в первопрестольный град Киев и стал великим князем. Объединив почти всю Русскую землю, Юрий Долгорукий приступил к разрешению церковных дел, требовавших устроения с 1145 года, когда митрополит Киевский Михаил оставил кафедру и удалился в Константинополь. В 1147 году великий князь Изяслав Мстиславич и собор русских епископов поставили митрополитом Киевским Климента Смолятича без участия Константинопольского патриарха, но не все епископы согласились с этим, и в Русской Церкви началась смута. По инициативе князя Юрия Долгорукого были проведены успешные переговоры с Константинополем. В январе 1156 года в Константинополе получил посвящение на Киевскую кафедру митрополит Константин, который в том же году приехал в Киев. Перед отправлением в свою северную митрополию он в январе того же года участвовал в Константинопольском Соборе, обсуждавшем вопрос о Евхаристической Жертве. Церковный Собор Русской Церкви в составе митрополита Константина и епископов Космы Полоцкого и Мануила Смоленского приступил к восстановлению канонических норм церковной жизни: священнодействия митрополита Климента были «испровергнуты», а князь Изяслав Мстиславич подвергнут строгому соборному осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Основание пустыни положено было, по сказанию летописцев, со времени обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев. Вассиан и Иона были иноками Соловецкой обители. В памятной книге Пертоминского монастыря замечено, что происхождение и первоначальное местожительство их неизвестно. Сохранилось только предание, что они были учениками игумена Филиппа (впоследствии известного митрополита Московского), которым и были посланы в Архангельск для приобретения нужных для монастыря запасов. На обратном пути из Архангельска их настигла страшная буря, в результате которой одна из лодок, в которой находились иноки Вассиан и Иона и пять человек мирян, была залита волнами, и все люди, находящиеся в ней, погибли. Это случилось в 1566 году. Тела их были принесены волнами в Унскую губу, на то место, которое носит в наше время «Унских Рогов», и выброшены на берег, где сейчас находится Пертоминский монастырь. Через некоторое время крестьяне из Луды выехали на рыбный промысел и заметили, что над тем местом, куда прибило тела преподобных, множество ворон, и поняли, что там находится что-то выброшенное морем. Подойдя поближе, они увидели у самой воды тела преподобных, лежащие вместе и нисколько не тронутые: птицы, несмотря на свою хищность, не смели к ним прикоснуться. Рыбаки решили, что перед ними не простые люди, а угодники Божие, и их нужно везти в своё село, в Луду, и там предать погребению, с честью, по христианскому обычаю, рядом с церковью. Однако, на обратном пути на них напал такой мрак, что они не могли найти дорогу в Луду и несколько раз оказывались на том же месте, где нашли мощи преподобных. Во время ночи преподобные, явившиеся рыбакам во сне, заповедали никуда не возить их тела, а похоронить тут же, под большой сосной, добавляя, что «егда благоволит Бог, то неизреченной мудростью Своею устроит на сем месте пение и звон». Желание преподобных было в точности исполнено. В 1617 году некий старец Мамант, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в Луде «на заводе для присмотра за солеварением», был застигнут в Унской губе противным ветром и четыре дня провёл радом с могилой преподобных, «сетуя и молясь». Во сне преподобные явились ему, объяснили, кто они, и повелели поставить над их могилой часовню, обещая «от Господа попутный ветер». Действительно, на следующий день «по глаголу преподобных подаде Господь спутний ветер, и пойде (он), славя и благословляя Бога». Мамант не забыл обещания, данного старцам, - построил часовню. Сначала он поселился там один, ибо возлюбил это место, но через некоторое время к нему присоединились другие старцы: Савватий, Дионисий, священноинок Ефрем и двое мирских – Козьма со своим сыном. Эти поселенцы и положили начало и основание Пертоминскому пустынножительству.

http://sobory.ru/article/?object=15384

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010