Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПАФСКАЯ И КАСОССКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καρπθου κα Κσου], епархия Константинопольской Православной Церкви, одна из Додеканесских митрополий, охватывает острова юж. части архипелага Додеканес - Карпатос, Касос, Сарья, Сирна и неск. небольших островков. Кафедра находится в Апери (до 1892 адм. центр о-ва Карпатос). Митрополичий собор, построенный в 1780 г., освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Базилика св. Фотинии. Кон. V — нач. VI в. Базилика св. Фотинии. Кон. V — нач. VI в. Первые поселения на Карпатосе (Карпафе) относятся к концу неолитической эпохи (4000-3000 гг. до Р. Х.). Древнейшее население скорее всего было родственным карийцам из М. Азии, но не исключено и их происхождение с догреческого Крита. В период «новых дворцов» (ок. 1700-1450 гг. до Р. Х.) остров испытал сильное влияние минойской культуры. Впоследствии на Карпатосе появились колонисты-микенцы, возглавляемые Иоклом, сыном Демолеонта, из Аргоса ( Diodor. Sic. Bibliotheca. V 54 4). Карпатос и Касос впервые упоминаются Гомером ( Homer. Il. II 676). После дорийского вторжения в Грецию на Карпатосе преобладает дорийское население. В архаический период на Карпатосе существовало 4 города ( Strabo. Geogr. Х 5 17) - Нисир, Брикунт (Βρυκος), Аркесия (близ совр. Аркасы) и Посейдоний (Потидей). После рим. завоевания (42 г. до Р. Х.) оба острова были включены в пров. Асия, при рим. имп. Диоклетиане (284-305) - в состав Островной пров. (Provincia Insularum), при визант. имп. Ираклии (610-641) - в фему Крит. Пол базилики св. Анастасии из Аркассы. V, VI вв. (Археологический музей, Родос) Пол базилики св. Анастасии из Аркассы. V, VI вв. (Археологический музей, Родос) На Карпатосе рано распространилось христианство, 1-й известный по имени Карпафский епископ Васс участвовал в Сардикийском Соборе (347). Карпатос и Касос входили в состав Родосской митрополии. На Карпатосе сохранились руины 18 раннехрист. базилик, наиболее известными из к-рых являются 3 базилики V-VI вв. на месте древнего Брикунта, базилика VI в. с баптистерием в г. Карпатос, базилика св. Фотинии кон. V - нач. VI в. к северу от Карпатоса, базилики св. Анастасии (V в., восстановлена в VI в. еп. Киром), пресв. Евхариста и арх. Михаила близ Аркасы, базилики Эфтамбатуса и Панагии Ялохорафитиссы (V-VI вв.) в центре острова. На Касосе в г. Эмборьо под ц. Панагии сохранился фундамент базилики с баптистерием и фрагменты мозаичного пола, а между Фри и Эмборьо близ парекклисиона арх. Михаила - остатки мозаичного пола базилики. На о-ве Сарья, который в древности был частью о-ва Карпатос, в местности Палатья обнаружены руины базилики V в., а в ц. Св. Софии находится раннехрист. синтрон.

http://pravenc.ru/text/1681137.html

Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием, и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она восхотела проводить жизнь свою в девстве и целомудрии; невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она ему единому служила День и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой и, подобно бестелесным ангелам, она служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом. Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антонин Гелиогабал [ 1 ], и тело его, влекомое по граду с поруганием было брошено в реку Тибр [ 2 ], на царский престол был возведен Александр [ 3 ], юный шестнадцатилетний отрок. Он имел матерью — христианку, именем Маммею; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и покланялся им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона [ 4 ], ветхозаветного Авраама и языческого Орфея [ 5 ] и многих других. Сам Александр, как сын христианки, не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли христиан. Так как сам Александр был слишком молод, то управление государством было поручено некоторым из членов совета; главных среди них был городской епарх [ 6 ] Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждать покланяться римским богам, угрожая им, в случае неповиновения, лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги диавола: комит [ 7 ] Виталий, кувикулярий [ 8 ] Васс, доместик [ 9 ] Кай. Тогда и в Риме и во всех областях римского государства, полилась кровь христиан подобно воде. Их не щадили, но подвергали мучениям и предавали смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Письмо 88 (92). К италийским и галльским епископам От имени восточных епископов, которые не только находят утешение в рассказе своих бедствий, но и питают надежду, что западные, узнав от Савина о делах на Востоке, приидут к ним на помощь, изображает бедствия Восточных Церквей и просит епископов поспешить своим вспомоществованием делу Церкви. (Писано в 372 г). Боголюбивейшим и преподобнейшим братиям, сослужителям в Италии и Галлии, единодушным епископам, Мелетий, Евсевий, Василий, Васс, Григорий, Пелагий, Павел, Анфим, Феодот, Вит, Аврамий, Иовин, Зинон, Феодорит, Маркиан, Варах, Аврамий, Ливаний, Фалассий, Иосиф, Воиф, Иатрий, Феодот, Евстафий, Варсума, Иоанн, Хосрой, Иосакес, Нарсес, Марис, Григорий, Дафн желают радоваться о Господе. Душам болезнующим приносит некоторое облегчение и вздох, часто исторгающийся из сердечной глубины, иногда же и источенные слезы рассевали большую часть скорби. А нам высказать страдания свои пред вашей любовию доставляет более утешения, чем воздыхания и слезы, даже лелеет нас некоторая добрая надежда, что если объявим вам свои огорчения, то, может быть, возбудим вас оказать нам помощь, которой давно ожидали от вас, Восточным Церквам, но еще не получили, конечно, потому что Бог, премудро распоряжая нашими делами по незримым судам Своей правды, устроил так, чтобы мы долее боролись с сими искушениями. Ибо вам, досточестнейшие братия, небезызвестны дела наши, о которых слух дошел и до крайних пределов Вселенной, и вы не лишены сострадательности к единодушным с вами братиям, будучи учениками Апостола, который учит, что любовь к ближнему есть «исполнение закона»(ср.: Рим. 13, 10 ). Но, как сказал я, стремление ваше удерживал праведный суд Божий, продолжающий время исполнения скорби, наложенной на нас за грехи наши. Но теперь по крайней мере просим вас возбудиться ревностию по истине и состраданием к нам, когда и то все, что доселе избегало вашего слуха, узнали вы от благоговейнейшего брата нашего, содиакона Савина, который может сам от себя пересказать вам, что и не входит в письмо. Чрез него просим вас облечься «во утробы щедрот» ( Кол. 3, 12 ), отложив всякое медление, принять же на себя труд любви и не брать в расчет ни дальности пути, ни домашних недосугов, ни других человеческих препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

    и 13 в той же Никомидии Модест пресвитер мученик и 21 другие мученики. (В Иеронимовом мартирологе ныне поименованы многие и первые из них: Македоний пресвитер. Патриция жена его и дочь его Модеста и далее Модестин. Сн. Деян. Март. II. 260. Полный Мес. Вост. Т. I приложение 22).     и 14 Адара. В Солуни Фронтон мученик и другие три. (В Иеронимовом Фронтон ныне есть с другими в Солуни. Полн. Мес. Вост. Т. II. Прилож. 2. В Деян. св. Март. II. 346; сведений более нет).     и 15. В Александрии диакон Коллуф. (В Иероним. 18 марта Коллег (или Коллектик) диакон и Колот диакон и еще поименованы восемнадцать в Александрии. Полн. Мес. Вост. Т. I. Прилож. 22. Мар. 18. В Деян. св. и у Штадлера, кроме 20, еще 8 непоименованные).     и 19. Васс и Серапион (по Иероним. Васс пострадал в Африке с Аполлониею, Аммонием и другими 19 марта. У Евсевия VI, 42. Васс и Серапион с Аполлонием, Аммонием и многнми другими пострадали в Александрии в гонение Декия, по посланию современника св. Дионисия, епископа александрийского).     и 25. В Никомидии Дул. (В Иеронимов. и других римских древних Дула служанка, у Миня Феодула, 25 же марта пострадавшая в Никомидии. Полный Мес. В. Т. I. Приложение 22).     и 26. В Ираклии во Фракии из древних мучеников Маркиан (в Иеронимовом 26 же епископ).     и 27 Адара, Филипп епископ в Антиохии (был епископ в Антиохии Филипп (234—235), но святым нигде не значится, это однако, вероятно, он; не называется мучеником). Нисан (Апрель).     Согласно со счислением греков.     2 Нисана. В Солуни Хиония и Агапа мученицы. (У нас 16 апр. с Ириною. В Иероним. 1 апр. с Ириною).     и 3 Нисана. В городе Томах Христос и Папп. (Христос есть ныне в Иеронимов. и других древних с дружиною в Скифии в Томах (ныне Кюстенджи) в Малой Скифии, ныне в Болгарии).     и 4 Нисана. Мученики Феодул и Агафопод. (У нас 5 апр. пострадали ок. 303 и в Солуни. В Иероним. 4 же апреля).     и 5. В Александрии Клавдиан и Дидим. (В Иеронимовом мартирологе ныне Клавдиан с Плавтом и Иринеем в Никомидии в Вифинии. Дидим пресвитер ныне же в том же мартиролоие с другою дружиною в Александрии. В славян. прологе, в греч. синаксарях и в древних слав. минеях (со службою) ныне Клавдий и у Никодима Клавдиан с Диодором и другими пострадал в Воринфе при Декии. Эта же дружина еще у нас 31 января).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСС НИКЕЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Рака с мощами сщмч. Васса Никеанского в церкви Купра Маритимма, посв. св. Вассу, Ницца, Франция Редакция текста от: 18.12.2023 15:46:16 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13681795.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ, ВАЛЕРИЙ, ПУБЛИЙ, ВАСС, ИУЛИАН, ФЕЛИКС, ПАВЕЛ, МАВР, ГЕРТУЛА, ВЕРЕКУНДА и 42 др. († ок. 304), мученики (пам. зап. 12 апр.). Упомянуты в мартирологе Иеронима. Болландисты относят время их мученичества к гонению имп. Диоклетиана ; место и подробности мученичества неизвестны. Ист.: ActaSS. Apr. Т. 2. P. 79; MartHieron. P. 42. Лит.: Rouz è s U. Agapius (3)//DHGE. T. 1. Col. 903; LTK. Bd. 1. Sp. 183. А. И. М. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/63102.html

458 Schlensner Т . 4. р . 440 πρας; Wünsche, S. 290. Некоторые же предполагают, что LXX -ть читали , т. е. прич. (с членом) ниф. от . См. Schleusner ibid . 459 О таком употреблении infinitivum absol . см. Гезен. Грамм. § 131, прим. 1. стр. 507. 462 Кальмет (см. Migne , р. 707), Кейль ( S . 162), Розенмиллер ( S . 501), Гитциг ( S . 24) и др. 463 Слово происходит от гл. , шумел. Еп. Палладий (стр. 93) производит это слово от , народ; но такое производство неправильно. 466 Молотилки у евреев имели различное устройство. 1) Они состояли из нескольких обитых железом и обколоченных острыми камнями тяжелых катков или цилиндров, которые катали на волах по обмолачиваемой пшенице, ячменю и пр. (см. Gesen . HHWB , по издан. Muhlau и V о lck 1883 г. W . S . 446 – 447). 2) Они представляли из себя доску, которая обколачивалась железом и камнями и возилась волами ( Winer RWB . Art . Dreschen . Bd . 1). 3) Весьма часто устроялись молотилки в виде тележек на железных зубчатых колесах. Бл . Иероним этот род молотилок описывает так : genus plaustri, quod rotis subter ferreis atque dentatis volvitur, ut excussis frumentis stipulam in areis conterat. Cm . Oper . t . IV . in Esaiam 41:15, p . 293. 467 В некоторых кодексах к этому слову прибавляется Κριος (см. Holm . ωλ 3:16), почему и в славян. Библии читается: „ И укрпитъ Господь “. Впрочем, слово ,, Господь “ в ней ставится в скобках. 468 Еврипид (Васс h ае 142): ε δ γλατι πδον, ε δ ον, ρε δ μελισσν Νταρι. Овидий (Metamorph. 1. 111 – 112): Flumina jam lactis, jam flumina nectaris ibant. Flavaquc de viridi stillabant illice melle. 469 Неправильно, как нам кажется, толкует Кейль ( S . 165): „ д аже с гор и холмов иудейских, т. е. менее всего плодородных частей ветхозаветного Царства Божия, потечет молоко и сладкий сок“. Горы и холмы Палестины, как известно, нельзя назвать неплодородными. Ср. Winer , RWB . Art . Gebirge Bd . 1. 470 Акация ( „ vera “ и „ acacia arabica “), которая растет теперь в Аравии и Египте, есть довольно высокое, суковатое дерево, с темно- красною корою, длинными, черными шипами, перистыми листьями и желтыми, издающими приятный запах, цветами. Из смолы акации добывается гумми-арабик. Дерево акации отличается легкостью, а также необыкновенною твердостью и не гниет в воде. В Библии мы находим частые упоминания о нем. Из него была построена скиния, сделан Ковчег Завета, стол для предложения хлебов и проч. Исх.25:5 и сл., 26:15 и сл., 27:1, 30:1, 35:7, 24, 37:1, 38:1; Вт.10:3. См. Winer RWB . Art . Acacia. Bd. 1. S. 19 f. cp. также Opera t. V, p. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

    Валерий с Хрисафом, 25 окт.     Варвар муч., 29 февр.     Варвар с Александром, 14 мая.     Варвар мироточец, 15 мая.     Варисий муч., 3 дек.     Варнава пр., 412 г., 18 авг.     Варнава с Стфаном и др., 31 окт.     Варсава муч., 11 дек.     Варсима муч., 24 янв.     Варсимей, еписк. едесский, 29 янв.     Варух пр., 21 октября и 15 ноября.     Варсануфий пр., 6 февр.     Варсанофий, 16 янв.     Варсанофий, 17 мар.     Василиск, мечем, 29 июля.     Василиск, 31 авг.     Василисса муч., 5 февр.     Василисса муч., с Каллиникою, 22 марта.     Василий, архиеп. солунский, 1 февр.     Василий с Фавстон и Силуаном, 6 февр.     Василий, св. отец, 8 февр.     Василий еп., 28 мар.     Василий муч., 13 апр.     Василий муч., 6 мая.     Василий, игумен монастыря Пателарии, 28 июня.     Василий, осцователь монастыря Глубокия реки, 1 июля.     Василий с 70 мучч. в Скифополе, 5 июля.     Василий преп., исповедник, 10 окт.     Василий с Артемидором, мечем, 26 окт.     Василий, диакон в Тивериополе, 28 ноября.     Василий муч., 1 дек.     Василий пр., без числа.     Василиск муч., 31 авг.     Васса с Кприакиею, 7 июля.     Васса тирская, 21 сент.     Васса, 28 окт.     Васса солунская, без числа.     Васс со Стефаном и др., 31 окт.     Вауфа, муч. в Персии, 20 нояб.     Вевея с Терентием и Викентием, 11 дек.     Венерий муч., с Ипполитом, 30 янв.     Вениамин муч., с Вирием, 29 июля.     Вениамин пр., 29 дек.     Вероника муч., со Сператом, 17 июля.     Вигилий еп., 7 февр.     Викентий, 1 февр.     Викентий с Терентием, 11 дек.     Викторина, 11 окт.     Виктор муч., с Лукиею, 6 июля.     Виктор, муч. во Фракии, 20 авг.     Виктор игумен, 27 сент.     Виктор, муч. в Коринфе, 6 ноября.     Вирий с Вениамином, 29 июля.     Виссарион пр., 20 мар.     Виталий, еписк. равентйский, 23 июля.     Виталиан муч., 3 сент.     Витимион пр., 24 дек.     Власий, папа римский, 22 фев.     Власий, еп. Лисунта, 22 фев.     Власий пр., из г. Аммории, 31 марта.     Воиф муч. с Феодулою, 5 февр.     Восва, во Фракии муч , 20 авг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Παρασχευ " ζουσι συναινσαι τατη Aiβεριον, и проч. Перевод латинский бенедиктинцев: «Effecerunt ut Liberius … ei formilae consentirent. Созомен, следственно, положительно утверждает, что ариане успели заставить Либерия подписать их формулу; только епископ Римский сделал оговорку в пользу учения подобной по сущности. Не худо привести этот новый пример добросовестности и учености историков–папистов. Что же касается свидетельств св. Афанасия, то Даррас даже о них не упоминает. Что не нравится – того и не надо. 306 См. Lib. Pontif. t1 Acla s. Eusebii. Во время ссылки Либерия на престол его поместили Феликса, изгнанного из Рима при возвращении Либерия; по вышеупомянутым памятникам, он оказался православнее своего совместника. (Созом., И. Ц., кн. IV, гл. 15; Феодор., И. Ц., кн. II, гл. 17). 307 Либер., Посл. к епис. Вост., по св.. Илар. Пикт., Отрывок VI, §§ 5 и 6; Созом., И. Ц., кн. IV, гл. 15. (См. замечан. по сноске 59 в конце сей книги). 308 См. Lib. Pontif. и Acta s. Evsebii; Созом., И. Ц., кнι. IV, гл. 15; Феодор., И. Ц., кн. II, гл. 17. 309 Согласно сказанию св. Илария (Отрыв. VI, § 7), епископы эти были: Наркисс, Феодор, Василий , Евдоксий , Демофил, Цекропий , Сильван, Урзас, Валенс, Евагрий , Ирений , Ексуперантий ; Терентий , Васс, Гавденций , Македоний , Марф, Актик, Юлий Сурин Симплик, Юпор. Святой Иларий утверждает, что все они были еретиками. 318 Это то, что называлось первой формулой Сирмиумской. См св. Афан., О Соборе, § 27 и св. Илар. Пикт., О Соборах, § 38. 319 Она известна под названием второй формулы Сирмиумской. См. св. Афан. О Соборе, § 28; св. Илар. Пикт., О Соборе, гл. 11; Сократ., И. Ц., кн. II гл. 30. 320 Сокр., И. Ц., кн. II, гл. 37; Созом., И. Ц., кн. IV, гл. 12 и 13; Феодор., И. Ц, кн. II. гл. 25; Епиф. О ерес., 73; св. Илар. Пикт., О Соборах. 322 Сократ, И. Ц. кн. II, гл. 37. Сократ, так выражаясь, делает указание на события, последовавшие за настоящим собором в Римини. 325 Сокр., И. Ц. Это замечание Сократа служит доказательством, что Осией и Либерием была подписана не третья формула Сирмиумская, а именно вторая, как то было нами сказано, составленная в начале 358 года, около времениˆвозвращения Либерия в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Астерий, иулиа 6. августа 7. октовриа 29. Астий, иуниа 4. Астион, иулиа 7. Асигкрит, ианнуариа 4. априллиа 8. Аттий, августа 1. Аттик, ноемвриа 3. Африкан, марта 13. априллиа 10. октовриа 28. Аффоний, ноемвриа 2. Ахаз, априллиа 1. Ахаик, ианнуариа 4. Ахиа, ноемвриа 12. Ахиллий, маиа 15. Афанасий, ианнуариа 4. 18. февруариа 22. марта 9. маиа 2. иуниа 20. иулиа 5. августа 22. октовриа 24. 26. ноемвриа 7. декемвриа 2. Афиноген, иулиа 16. Афинодор, декемвриа 7. Авда, марта 31. Авделай, априллиа 17. Авдифакс, иулиа 6. Авдиес, априллиа 9. Авдикий, априллиа 10. Авкт, ноемвриа 7. Автоном, септемвриа 12. Авксентий, февруариа 14. априллиа 18. декемвриа 13. Б Борис, маиа 2. иулиа 24. В Вавила, ианнуариа 24. септемвриа 4. Вадим, априллиа 9. Вакх, маиа 6. октовриа 7. Валентин, априллиа 24. Валериан, иуниа 1. ноемвриа 22. Ваптос, февруариа 10. Варадат, февруариа 22. Варахисий, марта 28. Варахий, ноемвриа 7. Варвар, маиа 6. Варлаам, ноемвриа 6. 19. Варнава, ианнуариа 4. иуниа 11. Варсава, ианнуариа 4. Варсис, августа 25. Варсонофий, февруариа 29. октовриа 4. Варул, ноемвриа 18. Варух, септемвриа 28. Варфоломей, иуниа 11. 30. августа 25. Варипсав, септемвриа 10. Василид, ианнуариа 20. априллиа 1. декемвриа 23. Василий, ианнуариа 1. 30. февруариа 28. марта 4. 7. 22. 26. априллиа 12. 26. 30. иулиа 3. 6. 15. августа 2. 11. ноемвриа 28. Василиск, марта 3. маиа 22. Василько [то же что Василий], марта 4. Вассиан, иуниа 10. октовриа 10. Васс, ианнуариа 20. Васой, марта 6. Вата, маиа 1. Вахтисий, маиа 18. Вафусий, марта 26. Вендимиан, февруариа 1. Венедим, маиа 18. Венедикт, марта 14. Вениамин, ианнуариа 14. марта 31. октовриа 13. Верк, марта 26. Вил, октовриа 28. Вирилад, иулиа 10. Виссарион, иуниа 6. Вианор, иулиа 10. Вивиан, марта 9. Викентий, ноемвриа 11. Викторин, ианнуариа 31. марта 10. декемвриа 18. Виктор, ианнуариа 31. априллиа 18. септемвриа 16. ноемвриа 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009