25 января — день памяти святой мученицы Татианы 24 января 2009 г. 14:00 Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она решила проводить жизнь свою и девстве и целомудрии, невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она Ему Единому служила день и ночь, молитвой и постом умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой и, подобно бестелесным ангелам, служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом. Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антоний Гелиогабал и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр, на царский престол возвели Александра юного 16-летнего отрока. Его матерью была христианка по имени Маммея; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и поклонялся им, как древним богам римским. В его дворце находились изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея и многих других. Сам Александр как сын христианки не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли их. Так как Александр был слишком молод, то управление государством поручили некоторым из членов совета; главным среди них был городской епарх Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так называли христиан) всюду понуждать поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги дьявола: комит Виталий, кувикулярий Васс, доместик Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили — подвергали мучениям и предавали смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/78464.html

И вы будете созваны на духовную вечерю; и вы будете совозлежать вместе с Владыкой: да не окажется же между вами кто–нибудь Иудой по нраву; все приступите в тишине и с миром; все прибегнем к Спасителю с чистой совестью. Он есть пост и пиршество верных, Он — питатель и пища, Он — пастырь и агнец. Ему слава во веки веков. Аминь. Творения св. ИОАННА ЗЛАТОУСТА, считаемые сомнительными Т АК КАК на вас, христолюбивые, обыкновенно течет такой обильный источник поучений, и теперь чрез предваривших нас священников и учителей была уже предложена вам богатая духовная трапеза, то нам следовало бы придержать бедные росинки наших речей, тем более, что нас одолевает и долговременное телесное нездоровье, и слабость голоса, и притом еще заботы, одна за другой. Но так как и вас одолевает ненасытимая жажда слушать о божественном и вы побуждаете нас говорить, то, при помощи благодати Спасителя, предложим вашей кротости в кратких словах полезное и соответствующее времени. Думаю, прилично и для нас говорящих, и для вас слушающих — путем рассуждения приобретать для самих себя лучшее и полезное. Преподобный и многохвальный мученик и епископ Васс, сегодня составивший нам это торжество, уже обладает наградами за свои подвиги, вовсе не требует прибавления похвал от нас, но сам постоянно совершает о нас молитвы ко Господу, потому что чрез подвиг мученичества он и дерзновение пред Ним приобрел и получил от Него венец бессмертия, который Христос предуготовал и другим верующим. Обильны, по божественному апостолу, дары Владыки, Который и в древности раздавал дары мучеников искренно призывавшим Его, и особенно ныне, когда вскоре предстоит нам годичное воспоминание бывших ужасов и человеколюбивый гнев той страшной угрозы призывает нас к славословию. Мы видели поистине гнев, блистающий человеколюбием, когда опоясаны были страхом землетрясений, когда видели колебавшуюся тварь, когда потрясалась сильно земля, а Господь не оставлял Своего милосердия, когда мы ожидали горькой кончины, когда думали, что домы внезапно сделаются гробницами, когда, объятые землетрясением, мы не находили ни места, ни способа убежища, когда, достигнув полудня, не надеялись увидеть вечер, когда сверху висел меч, а снизу укреплялось с молитвой благотворение, когда народы единогласно взывали: помилуй, и Господь преклонился на милость, так как Он, взором потрясающий, рукой подкрепил трепещущую тварь. Но почему не сказать кратко: когда, « если бы Господь » Саваоф « не помог » нам, « вскоре вселилась бы в ад душа » наша (Пс. 93:17)? Подлинно, кого не изумляет величие человеколюбия Спасителя? Чьи умы не побуждает к благодарности то, что случилось тогда, и не только тогда, но и то, что после, и то, что случилось с нами недавно? Он потряс твердыни земли, поколебал основания зданий; дома кидало, как барки в волнах моря; только обратил Он взор судии, и мы все заколебались, подобно находящимся на воде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пелагий, епископ Тарса: Бог да сохранит невредимою власть вашу, благочестивейший и христолюбивейший (император), на многие лета для святых церквей и римской империи. Александр епископ тоже. Филипп епископ тоже. Ипатий епископ тоже. Селевк епископ тоже. Евстафий епископ тоже. Тит епископ тоже. XXXVII. Послание епископов Писидии к императору Льву Всегда христолюбивейшему, победителю и триумфатору, и Богом достойно превознесенному императору, Льву, Пергамий, епископ Антиохии, митрополии писидийской, Евтропий епископ ададский, Павлин епископ апамейский, Ливаний паральский, Александр селевкийский, Мэн гортинский, Васс неапольский, Флорентий адрианопольский, Митрофил митропольский, Феодор феодосиопольский, Маркиан филомельский, Евгений синнадский, Политиан созопольский, Аттал малинопольский, Кастин лименопольский. Узнав о преисполненном божественной ревности, по святости намерения богоумилостивительном и имеющем в виду благочестивейшее желание доставить подданным, при помощи веры, несказанный мир и наставление касательно спасения, вашем определении, в котором вы повелеваете нам, чтобы мы, никого не боясь и не руководствуясь чувством дружбы или вражды, как бы имея дать отчет пред неописанным судом Божиим, объявили, какого мы все вообще мнения о Тимофее, который признан виновным во всяком нечестии, также и о постановлениях святого вселенского халкидонского собора относительно кафолической веры, мы нашими строками даем знать вашей власти, что Тимофей, который оказывается уже осужденным, возведен, как недавно донесли вашей милости многие достоуважаемые епископы египетского округа и достопочтенные клирики, основывающие свое донесение на письменных документах, на служение священническое вопреки церковным постановлениям, и полагаем, что не только он, но и те, которые знали, что он осужден, а между тем без опасения думали, что с ним можно находиться в общении, чужды Церкви Божией; потому что по силе канонов для них не может быть никакого снисхождения и никакой надежды на восстановление, как о таковых (людях) ясно определяет правило восемьдесят третье 383 , начало которого следующее: «если какой-нибудь епископ, низложенный собором, или пресвитер или диакон – своим собственным епископом», и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Крещение и обучение мчц. Татианы Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она решила проводить жизнь свою и девстве и целомудрии, невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она Ему Единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою н порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой. и, подобно бестелесным ангелам, служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом. Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антоний Гелиогабал Служение мчц. Татианы Он усыновил своего двоюродного брата, благородного Александра Севира, но когда в этом раскаялся и стал покушаться на жизнь нареченного сына, был умерщвлен солдатами, и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр, на царский престол возвели Александра , юного шестнадцатилетнего отрока. Его матерью была христианка по имени Маммея; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и поклонялся им, как древним богам римским. В его дворце находились изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея и многих других. Сам Александр как сын христианки не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли их. Так как Александр был слишком молод, то управление государством поручили некоторым из членов совета; главным среди них был городской епарх Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так называли христиан) всюду понуждать поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги дьявола: комит Виталий, кувикулярий Васс, доместик Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили — подвергали мучениям и предавали смерти.

http://pravoslavie.ru/51182.html

Увещание к смирению и напоминание о праведном суде по смерти. Изображение этого суда, притчи о неразумных девах и увещание воспользоваться настоящей жизнью для покаяния.   1. Так как на вас, христолюбивые, обыкновенно течет такой обильный источник поучений, и теперь чрез предваривших нас священников и учителей была уже предложена вам богатая духовная трапеза, то нам следовало бы придержать бедные росинки наших речей, тем более, что нас одолевает и долговременное телесное нездоровье, и слабость голоса, и притом еще заботы, одна за другой. Но так как и вас одолевает ненасытимая жажда слушать о божественном и вы побуждаете нас говорить, то, при помощи благодати Спасителя, предложим вашей кротости в кратких словах полезное и соответствующее времени. Думаю, прилично и для нас говорящих, и для вас слушающих — путем рассуждения приобретать для самих себя лучшее и полезное. Преподобный и многохвальный мученик и епископ Васс, сегодня составивший нам это торжество, уже обладает наградами за свои подвиги, вовсе не требует прибавления похвал от нас, но сам постоянно совершает о нас молитвы ко Господу, потому что чрез подвиг мученичества он и дерзновение пред Ним приобрел и получил от Него венец бессмертия, который Христос предуготовал и другим верующим. Обильны, по божественному апостолу, дары Владыки, Который и в древности раздавал дары мучеников искренно призывавшим Его, и особенно ныне, когда вскоре предстоит нам годичное воспоминание бывших ужасов и человеколюбивый гнев той страшной угрозы призывает нас к славословию. Мы видели поистине гнев, блистающий человеколюбием, когда опоясаны были страхом землетрясений, когда видели колебавшуюся тварь, когда потрясалась сильно земля, а Господь не оставлял Своего милосердия, когда мы ожидали горькой кончины, когда думали, что домы внезапно сделаются гробницами, когда, объятые землетрясением, мы не находили ни места, ни способа убежища, когда, достигнув полудня, не надеялись увидеть вечер, когда сверху висел меч, а снизу укреплялось с молитвой благотворение, когда народы единогласно взывали: помилуй, и Господь преклонился на милость, так как Он, взором потрясающий, рукой подкрепил трепещущую тварь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Страдалец отвечал: поступок мой – не безчестие, а слава и хвала Богу истинному. Префект велел переворотить его и бить по груди и по чреву. Долго снова били страдальца. – Раб или свободный ты?– спросил префект.– Раб градоначальника,– отвечал страдалец. Префект велел взыскать с градоначальника в царскую казну фунт серебра за то, что держит у себя слугу непокорного богам, с города вытребовал фунт золота за то, что граждане сказали, будто нет между ними христиан; а Емелиана велел сжечь. Не скажут ли, что это – глупый деспотизм? Скажут неправду: это – чистый либерализм, дозволяющий всякому языческому нечестию полную свободу и провозглашающий всякое слово, сказанное в пользу истины вечной,– нетерпимым делом. За городом, на берегу Дуная, разложен и зажжён был огромный костёр; мученика бросили в костёр; сильным пламенем многие из язычников были сильно опалены, тогда как тайные христиане, стоявшие тут же, не потерпели вреда. Последние, тайно явясь к жене префекта, скрытной христианке, просили, чтобы дозволено было похоронить остатки мученика. По просьбе жены дано разрешение и св. мощи похоронены были в трёх верстах от города. Св. мученик пострадал 18 июля 362 г. 353 Мужество св. Емелиана одушевило твёрдостию и других, которые дотоле скрывались от страха. Свирепый префект рад был, узнав о других христианах, на которых указали ему. В угоду повелителю своему, отступнику Юлану, он готов был терзать христианина, лишь бы он стал язычником. Так вслед за св. Емелианом преданы были истязаниям святые Васс, Максим, Павел, Секунда, Доната, Марин и Юст и все они скончались мученически. Так показано в древнем мартирологе. 19 ч. Воспоминание о св. Стефане Лазаревиче и о матери его Милице Хотя султан, победитель Сербии, предоставил Сербии своё управление, но Сербия обязана была выставлять для каждой войны султана 30.000 войска и она же должна была каждый год вносить в казну султана 20.000 золотых дукатов 354 .– Положение не лёгкое! А между тем Вуку Бранковичу удалось было выпросить себе звание опекуна Стефанова и правителя Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святая мученица Татиана Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием, и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она восхотела проводить жизнь свою в девстве и целомудрии; невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она ему единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой и, подобно бестелесным ангелам, служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом. Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антонин Гелиогабал , и тело его, влекомое по граду, с поруганием было брошено в реку Тибр , на царский престол был возведен Александр , юный шестнадцатилетний отрок. Он имел матерью христианку, именем Маммею; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и покланялся им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона , ветхозаветного Авраама и языческого Орфея и многих других. Сам Александр, как сын христианки, не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли христиан. Так как сам Александр был слишком молод, то управление государством было поручено некоторым из членов совета; главным среди них был городской эпарх Ульпиан , жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждать покланяться римским богам, угрожая им, в случае неповиновения, лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги диавола: комит Виталий, кувикулярий Васс, доместик Кай. Тогда и в Риме и во всех областях римского государства, полилась кровь христиан подобно воде. Их не щадили, но подвергали мучениям и предавали смерти.

http://pravoslavie.ru/59002.html

Взяв губку, Васс омыл и прохладил уста преподобного, и как только тот немного пришел в себя, причастил его Божественных Тайн. После этого Симеон подкрепил себя, приняв легкую пищу. О таком великом воздержании Симеона епископ поведал на пользу многим братиям. Преподобный же с этого времени стал также поститься каждый год в св. четыредесятницу, ничего не пил и не вкушал и проводил время в непрестанной молитве, двадцать дней стоя на ногах, а двадцать сидя от великого утомления. Пробыв три года в своей тесной каменной келии, Симеон взошел на самую вершину горы. И чтобы не сходить отсюда, он взял железную цепь, длиной в двадцать локтей 5456 , и одним концом ее оковал себе ноги, а другой конец приковал к горе. В таком положении преподобный все время обращал свои взоры на небо, умом своим возносясь к Тому, Кто превыше небес. Услышал о подвижнике и сам архипастырь Антиохийской церкви, блаженный Мелетий, и пришел посетить его. Увидев же, что Симеон прикован к горе, сказал: – Человек может и без оков владеть собой; можно и не железом, а только разумом и волей привязать себя к одному месту. Преподобный, услыхав это, поспешил воспользоваться преподанным наставлением и, желая быть добровольным узником Христовым, снял с себя оковы и одной волей связал себя, «помышление низлагая и всякое превозношение, восстающее против познания Божьего и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10:5 ). 5457 Слава о святом подвижнике распространилась повсюду. И стали приходить к нему все – не только жившие окрест, но и из дальних стран, такие, которым для этого приходилось совершать продолжительный путь. Одни из них приводили к нему своих больных, другие просили исцеления больным, лежащим дома; иные сами были одержимы бедами и скорбями, иные терпели мучения от бесов. И никто из приходящих к преподобному не возвращался без утешения, но каждый получал просимое: кто – исцеление, кто – утешение, иной – полезное наставление, другой – иную какую-либо помощь. Все возвращались в дома свои с радостью, славя Бога. Преподобный же, если кто получал по его молитвам исцеление, всегда говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прошло сорок дней, и пришедший к святому Симеону Васс нашел хлеб и воду нетронутыми, а самого подвижника лежащим на земле без чувств в полумертвом состоянии. Тогда периодевт, взяв губку, омыл ему уста и вложил Божественные Тайны. Святой Симеон, укрепленный таким образом, встал и вкусил немного пищи – салата и цикория. Блаженный Феодорит прибавляет, что с этого времени и до того, когда он написал свою «Историю боголюбцев», в течение 28 лет 34 , преподобный Симеон всегда проводил святую четыредесятницу решительно без всякой нищи и питья. По совету Васса преподобный Симеон немедленно после описанного случая вышел из «монастыря» Мариса (а по блаженному Феодориту , как сказано, в этом монастыре преподобный Симеон пробыл три года) 35 и поселился уже на самой горе, в особом загороженном месте, подаренном подвижнику некоторым пресвитером Даниилом, который выстроил ему и ограду (без крыши). Это и была мЬндсб, которая стала отныне местопребыванием преподобного Симеона до самой его смерти (столп был внутри ее) и тесно связывается с именем преподобного Симеона Столпника (в церковных книгах он так и называется: Симеон иже в мандре). Слово мЬндсб (значит овечий загон, огороженное место, потом – монастырь) взято в данном случае из Vita Антониевой; в других источниках для жизнеописания преподобного Симеона оно не встречается 36 . Для того, чтобы не выходить из этой мандры, святой Симеон приковал свою правую ногу к скале двадцатилоктевой железной цепью. Но хорепископ антиохийский Мелетий 37 убедил его, что этого можно достигнуть и без цепи, что человек как существо разумное может приковать себя и без железа. Когда цепь расковали, то под куском кожи, на которую она была надета, нашли до 20 червей. Терпение подвижника, не желавшего освободить себя от этого тяжелого страдания, изумительно. После этого святой Симеон прибег к другому способу самоумерщвления, который так прославил его среди современников и среди последующих поколений. Это – стояние сначала на камне, а потом и на столпе различной высоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

На языке любви Мы привыкли, что православный храм имеет свои характерные черты: купола, колокольни. В США бывает, что храм узнаешь только по надписи на стенде. 18 августа, 2011 Мы привыкли, что православный храм имеет свои характерные черты: купола, колокольни. В США бывает, что храм узнаешь только по надписи на стенде. Как все начиналось Мы привыкли, что православный храм имеет свои характерные черты: купола, колокольни. В США бывает, что храм узнаешь только по надписи на стенде, поскольку приходы часто приобретали церковное здание у других конфессий.Так и Свято-Троицкая православная церковь (Московский Патриархат) в Балтиморе находится в здании, которое в 60х годах XIX века было построено методисткой общиной, с 90х годов оно принадлежало лютеранам, а в 1919 году его выкупил только что образованный православный приход. Но когда входишь внутрь, несмотря на звучащую английскую речь, на ряды скамеек, оставшихся от прежних владельцев, уже нет сомнений, что ты в православной церкви: иконы, росписи на стенах с изображением особо почитаемых праздников, свечи, запах ладана. Приход был создан иммигрантами из Белоруссии и Украины, которые приехали в Балтимор еще до 1917 года в поисках работы. В то время здесь была только одна православная церковь — греческая. Чтобы устроить храм с богослужением на славянском языке, переселенцы стали искать средства. 9 февраля 1919 года инициативная группа собрала митинг, на который пришло около 500 человек, чтобы заложить основу для организации Свято-Троицкого русского православного прихода. Активное участие в создании принимал священник Василий Курдюмов. Он каждое воскресение приезжал из Филадельфии (около 170 км), чтобы служить Литургию в рождающемся приходе. К марту 1919 года число прихожан и количество собранных средств увеличилось настолько, что приход смог приобрести собственное церковное здание. По американским понятиям этот храм старинный, потому что был построен в 1860 году. 18 марта 1919 года передача здания Свято-Троицкой церкви была узаконена штатом Мэриленд. «Удивительно,— рассказывает настоятель Свято-Троицкой церкви иерей Иоанн Васс,— в такой короткий срок удалось найти средства, чтобы купить здание нашего храма. Сразу стали служить, и уже в 20х годах начали опять собирать деньги, чтобы купить землю для кладбища, и что тоже удивительно, люди жертвовали не только собственные средства, но даже брали кредиты в банке».

http://pravmir.ru/na-yazyke-lyubvi/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009